Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
овладения программами профильной подготовки, у них формируется интерес к кинологической деятельности и готовность к выбору трудной, но интересной профессии военного специалиста.
Таким образом, проблема преемственности общего среднего и высшего профессионального образования в системе МВД РФ по специальностям кинологического профиля является важнейшей составляющей культурологического подхода к образованию, который соответствует глобальным идеям современного армейского строительства. Представленный опыт формирует универсалии культуры, выражающие опыт взаимодействия школ города с военным институтом по формированию единой образовательной среды, которая обладает общностью самоорганизации, что позволяет внедрить его в самые разнообразные формы повседневной деятельности военных вузов и профильных школ регионального сообщества.
Список литературы
1. Теория и практика подготовки специалистов-исследователей в системе непрерывного образования «школа — вуз». — Ч. 1 / Л. И. Лурье; Перм. гос. техн. ун-т. — Пермь, 2000. — 100 с.
УДК 355.51
О.Л. Поминова*, B.C. Дорофеев**
Управление процессом самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в период войсковой стажировки-практики
В статье раскрывается деятельность руководителя по управлению процессом самосовершенствования навыков и умений у курсантов-кинологов в период прохождения войсковой стажировки-практики. Особое внимание уделено требованиям к управлению процессом самосовершенствования, соблюдение которых ведёт к оптимизации процесса профессиональной подготовки курсантов-кинологов.
Ключевые слова: управление процессом самосовершенствования, оптимизация профессиональной подготовки, самосовершенствование профессиональных навыков, профессиональная подготовка курсантов-кинологов.
O.L. Pominova*, V.S. Dorofeev**. The direction of the process of self-improving of professional skills and abilities of cadets-cynologists in the period of their practice as starzhers. The
article deals with the leader’s activity concerning the direction of process of self-improving cadets-cynologists skills and abilities in troops. Special attention is given to the demands concerning of skills and abilities which influences upon the optimizations of cadet-cynologists self-improving process.
Keywords: the Direction of the of self-improving process; the optimization of professional training; self-improving of professional skills; vocational training of cadets-cynologists.
Важным условием самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсанта-кинолога в период войсковой стажировки и практики является управление данным процессом.
Практика свидетельствует, что самосовершенствование профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в период войсковой стажировки-практики осуществляется тем успешнее, чем совершеннее процесс деятельности по управлению им. При этом анализ управленческой деятельности руководства кафедр и вузов свидетельствует, что она имеет свою внутреннюю логику и определенные закономерности.
В самом общем плане управление есть непрерывный процесс воздействия субъекта управления на объект управления по организации и координации их совместной деятельности по достижению наилучшего результатов.
Данная деятельность является составной частью структуры управления, которая включает в себя: цель управления (упорядочение и оптимизация протекающих в вузе процессов); субъект управления
* Поминова, Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доцент. Санкт-Петербург ул. Пилютова, д. 1. E-mail: Ol 1958 @mail.ru.
** Дорофеев, Вячеслав Сергеевич, преподаватель кафедры кинологии Пермского военного института внутренних войск МВД России, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. E-mail: slava.dorofeev2012@yandex.ru.
* Pominova, Olga Leonidovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the chain of St.-Petersburg Military Institute of the Russian Interior Military, associate professor. E-mail: Ol 1958 @mail.ru.
** Dorofeev, Vyacheslav Sergeyevich, the instructor of the сynology department of Perm Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces, the military post-graduate of St.-Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces.
© Поминова О.Л., Дорофеев В.С., 2012
(руководство вуза и кафедры), являющийся носителем управленческой деятельности; объект управления (курсант-кинолог); каналы информации между ними (канал передающей информации от субъекта к объекту и канал обратной связи от объекта к субъекту); протекающий управленческий процесс (реализация функций управления).
Практика показывает, что для решения проблем, связанных с управлением процесса самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсанта-кинолога в период войсковой стажировки-практики, особое внимание следует обращать на то, как руководитель осуществляет:
— осмысление проблемы, которую необходимо решить руководству вуза и кафедры, и ее формулировку;
— сбор информации об управляемом объекте и влияющих на него факторах; анализ и оценку соответствия параметров профессиональной подготовки курсанта-кинолога нормативным представлениям; определение причин отклонений параметров профессиональной подготовки курсанта-кинолога военного вуза внутренних войск МВД России от нормы;
— изучение характера управленческой деятельности и оценку ее соответствия предъявляемым требованиям;
— оценку возможностей руководства вуза и входящей в него кафедры по процессу самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсанта-кинолога в период войсковой стажировки-практики;
— определение целей и общего замысла действий процесса самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсанта-кинолога в период войсковой стажировки-практики в соответствии с имеющимися возможностями;
— выбор конкретных способов решения задач, стоящих перед субъектами управления;
— планирование действий, направленных на оптимизацию процесса профессиональной подготовки курсантов-кинологов и реализацию их знаний, в период войсковой стажировки-практики;
— прогнозирование процесса самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсанта-кинолога в ходе реализации намеченного плана действий.
Немаловажным является и то, как осуществляется практическая реализация намеченной программы и плана деятельности в период войсковой стажировки-практики, в частности, как:
— план доводится до исполнителей и до заинтересованных лиц;
— формируется готовность курсантов-кинологов к осуществлению процесса самосовершенствования профессиональных навыков и умений в ходе войсковой стажировки-практики;
— реализуются действия, связанные с информационным, материально-техническим, психологопедагогическим и бытовым обеспечением процесса самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в ходе войсковой стажировки-практики;
— организуется контроль за ходом достижения поставленных целей.
На заключительном этапе управленческой деятельности важно проанализировать механизм оценки полученных результатов и внесения корректив в намеченную программу и план действий — таких, как:
— полученные результаты сравниваются с планируемыми;
— определяются причины недостаточно высокой эффективности управленческой деятельности;
— вносятся изменения и дополнения в намеченную программу действий.
Изучение деятельности по развитию профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в ходе войсковой стажировки-практики позволило сформулировать ряд требований, соблюдение которых ведёт к оптимизации процесса профессиональной подготовки курсантов-кинологов и способствует повышению эффективности управленческой практики. Эти требования сводятся к следующему.
1. Любое принимаемое руководством вуза и кафедры решение должно быть педагогически целесообразным, максимально способствующим развитию творчества преподавательского состава, а не тормозящим его.
Исследование деятельности по управлению процесса самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в ходе войсковой стажировки-практики показывает, что не всегда в принимаемых решениях учитывается, каким педагогическим потенциалом эти решения обладают, в какой степени они способствуют достижению поставленных целей, связанных с деятельностью курсанта в период прохождения войсковой стажировки-практики. Основная причина такого положения заключается в том, что руководители при принятии решения, как правило, не ставят перед собой задачу оптимизировать процесс развития профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в ходе войсковой стажировки-практики и не акцентируют на нем свое внимание. Как результат, принимаемое решение не всегда является педагогически целесообразным.
2. В ходе управления процессом самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в период войсковой стажировки-практики необходимо сочетать централизацию руководства с предоставлением подчиненным широкой инициативы в осуществлении педагогической деятельности.
Практика свидетельствует, что курсантам-кинологам далеко не безразлично, какой стиль руководства избрал соответствующий руководитель для управления подчиненным коллективом. И если в деятельности преподавателей, командиров высокая требовательность не сочетается с доверием к личному составу, если курсантам-кинологам не предоставляется возможность для проявления инициативы и не стимулируется желание проявить себя, то процесс самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в ходе войсковой стажировки-практики резко замедляется, а иногда и
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
вообще останавливается. Кроме того, принимаемые решения следует направлять на повышение эффективности в обеспечении и организации кинологической деятельности курсанта.
3. К управлению процесса самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в ходе войсковой стажировки-практики целесообразно подходить с позиций комплексного подхода.
В ходе исследования было установлено, что наибольшей эффективности в управленческом процессе добиваются руководители, умеющие определить весь комплекс целей и задач, которые необходимо решить для достижения запланированных результатов, а также использующие в комплексе весь арсенал средств и способов, имеющихся при этом в их распоряжении. Следует отметить, что названные требования имеют методологический характер и распространяются на всю деятельность курсанта-кинолога в ходе войсковой стажировки-практики.
Другая группа требований относится к вопросам разработки управленческих решений и планирования деятельности по оптимизации процесса профессиональной подготовки курсанта-кинолога. Она включает в себя следующие требования.
1. Для эффективного решения проблемы процесса самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в ходе войсковой стажировки-практики следует четко уяснить суть проблемы и ясно сформулировать те задачи, которые предстоит решить руководителю. Реализация данного требования предполагает:
— осознание того, что такое самосовершенствование курсантов-кинологов высшего военного учебного заведения внутренних войск МВД РФ и какую роль оно играет в период прохождения войсковой стажировки-практики;
— каким требованиям должна отвечать деятельность курсанта-кинолога в период прохождения войсковой стажировки-практики;
— какие факторы влияют на процесс самосовершенствования курсантов-кинологов и их проявление в кинологической деятельности, а также каковы причины отклонений данного процесса от нормы;
— какие задачи предстоит решать в целях оптимизации процесса профессиональной подготовки курсанта-кинолога в период прохождения войсковой стажировки-практики.
2. Для принятия обоснованного решения важно обеспечить непрерывный сбор достоверной информации, ее оперативную обработку и накопление до достаточного уровня. Это означает, что:
— руководителю необходимо позаботиться о регулярном получении информации о состоянии объекта управления и всей системы управления в целом;
— информация должна охватывать все аспекты процесса самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в ходе войсковой стажировки-практики и быть объективной;
— она должна быстро анализироваться и давать возможность прогнозировать ход процесса самосовершенствования и действия всех лиц, участвующих в данном процессе;
— объем информации должен быть достаточным для того, чтобы можно было принять решение, адекватное сложившейся обстановке.
3. Решение считается оптимальным, если обеспечивающим эффективное протекание процесса самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в заданных условиях, учитывается как положительное, так и отрицательное воздействие всех факторов, влияющих на профессиональный рост курсантов-кинологов, особенно связанных с психологическим содержанием личности курсанта-кинолога: его мотивацией, мировоззренческими установками, интеллектуальными способностями, профессиональным кругозором и т.д. Оптимизация профессиональной подготовки предполагает выбор таких способов организации деятельности курсанта-кинолога, которые в заданных условиях обеспечивают достижение максимально возможного результата.
4. Одним из наиболее важных требований, соблюдение, которых помогает достичь оптимизации процесса профессиональной подготовки и высоких результатов в управленческой деятельности, является требование, относящееся к необходимости обеспечения содержательности и конкретности планирования.
Данное требование означает, что при планировании деятельности курсанта-кинолога в период прохождения войсковой стажировки-практики необходимо учесть все вопросы, которые стоят перед руководителем: четко определить задачи всем, кто участвует в процессе самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов; согласовать их усилия по целям, способам, месту и времени; определить конкретные меры, осуществление которых позволит достичь поставленных целей.
5. Следует согласовывать разрабатываемые планы на всех уровнях управления, чтобы обеспечить единство действий всех должностных лиц вуза и кафедры по развитию профессиональных качеств у курсанта-кинолога в период прохождения войсковой стажировки-практики.
Опыт показывает, что реализация названных требований позволяет принимать наиболее эффективные решения по вопросам самосовершенствования курсантов-кинологов в ходе войсковой стажировки-практики и способствует оптимизации процесса профессиональной подготовки.
Следующая группа требований относится к проблеме руководства, и обеспечивает практическую реализацию намеченной программы и плана развития профессиональных навыков и умений курсантов-кинологов в период войсковой стажировки-практики.
1. Успешное претворение программы и плана развития профессиональных навыков и умений курсантов-кинологов, предполагает проявление целеустремленности и непрерывности в управлении подчиненным коллективом в период войсковой стажировки-практики.
Целеустремленность означает, что руководитель не должен останавливаться на полпути, что необходимо настойчиво, шаг за шагом, преодолевая трудности, двигаться к намеченной цели.
Непрерывность означает, что личный состав должен постоянно ощущать влияние руководителей на процесс самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов. Это станет возможным, если руководители будут ежечасно оказывать действенное влияние на подчиненный коллектив.
2. Чтобы обеспечить успешное достижение поставленных целей, необходимо проявлять твердость и гибкость руководства.
Твердость предполагает, что принятое решение должно быть непременно воплощено в жизнь, и для этого руководитель может употребить всю власть, которая у него имеется.
Г ибкость предполагает учет сложившейся ситуации и индивидуальных особенностей курсантов-кинологов при предъявлении требований, поощрении, наказании подчиненных и т.д.
3. В руководстве коллективом следует основываться на четких и предельно ясных для подчиненных требованиях.
Каждому курсанту-кинологу важно четко уяснить для себя рубежи, которые ему следует достичь за определенный период; способы решения поставленных задач; перспективы, которые ожидают каждого при проявлении тех или иных усилий; принципы, из которых исходит руководитель, и т.д.
Кроме того, на каждой стадии развития творческих возможностей курсант знает, что ему будет поставлена задача, которую следует решить и которая не противоречит начальным установкам и требованиям руководителя.
4. Необходимым требованием для успешного управления процессом самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в период войсковой стажировки-практики является осуществление постоянного контроля за теми новаторскими изменениями, которые происходят в кинологической деятельности РФ по обучению и воспитанию.
Контроль выполняет функцию не только «снятия» информации, но и функцию стимулирования процесса самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в период прохождения войсковой стажировки-практики. Проведенные исследования свидетельствуют, что именно на занятиях по кинологическим дисциплинам, проводимых в период войсковой стажировки-практики, курсанты стараются максимально раскрыть свой творческий потенциал. Поэтому важно, чтобы курсант постоянно чувствовал, что руководитель держит под контролем процесс самосовершенствования профессиональных навыков и умений.
Замыкающими в общей системе требований являются требования, относящиеся к заключительному этапу управленческой деятельности — этапу анализа эффективности и корректировки программы и плана действий. Основными здесь являются: 1) необходимость обеспечения объективности в оценке результатов управленческой деятельности; 2) своевременное внесение корректив в программу и план деятельности.
Объективность предполагает в первую очередь правдивую оценку ситуации, выявление всех причин недостаточной эффективности в решении управленческих задач, определение места каждой причины в появлении тех или иных недостатков и поиск причин, прежде всего в самой управленческой деятельности.
Своевременность внесения корректив означает, что их следует вводить тогда, когда в этом существует максимальная потребность, когда они дадут максимально позитивный результат, когда при их помощи можно изменить ситуацию в лучшую сторону. Однако, если время в определенной мере упущено, то коррективы все равно следует вносить.
Изучение практики управленческой деятельности позволяет выработать не только систему требований, руководствуясь которыми можно в значительной степени повысить эффективность управленческой деятельности, но и целостную систему методов, комплексное применение которых обеспечивает стабильный рост процесса самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсанта-кинолога в период войсковой стажировки-практики.
Управление процессом самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсанта-кинолога в период войсковой стажировки-практики означает качественную деятельность со стороны руководства вузов и кафедр, которая охватывает весь спектр входящих в нее вопросов.
Основными способами управления процессом самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсанта-кинолога в период войсковой стажировки-практики являются: инструкторско-методические занятия, проводимые руководителями перед убытием курсантов на войсковую стажировку-практику; обмен опытом работы начальников кафедр, преподавателей, командиров курсантских подразделений, руководителей войсковой стажировки-практики по управлению процессом самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсанта-кинолога в период войсковой стажировки-практики; самостоятельная работа руководителей различных рангов по повышению своего мастерства и др.
Исследования показывают, что целенаправленная работа по управлению процессом самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсанта-кинолога в период войсковой стажировки-практики позитивно влияет на профессиональный рост курсантов-кинологов и способствует формированию профессиональных компетенций в кинологической деятельности, само управление занимает важное место в системе требований по кинологии и обеспечивает успешное решение проблемы оптимизации процесса профессиональной подготовки курсантов-кинологов в ввузе МВД России.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Список литературы
1. Карташов, П. И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационноуправленческий аспект. — М., 1984. — 141 с.
2. Сикерт, В. Г. и др. Кинологическое обеспечение деятельности органов и войск МВД РФ. — Пермь: РИА «МГ Стиль», 2000. — 204 с.
3. Слсктенин, В. Л. и др. Педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
4. Шамова, Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. — М.: 1991. — 79 с.
УДК 37.017.7
Ю.А. Потапов*, Н.П. Маюров**, И.Л. Миронов***
Религиоведение в вузах МВД России в условиях постсекуляризма
Данная статья посвящена проблеме преподавания основ религии в вузах МВД России в условиях постсекулярного общества. В современную концепцию изучения «Религиоведения» в вузах МВД авторы включают не только образовательный аспект, но и воспитательный.
Ключевые слова: религиоведение, постсекуляризм, воспитание.
N. P Mayurov *, I.L.Mironov **, Y.A. Potapov***. Religious studies in higher education institutions of the Ministry of internal affairs of Russia in the conditions of postsekulyarizm. This article is devoted to a problem of teaching of bases of religion in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of postsekulyar society. In higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs authors include in the modern concept of studying of «Religious studies» not only cultural aspect, but also educational.
Keywords: religious studies, postsekulyarizm, education.
Современная социокультурная динамика в России характеризуется сменой направленности ее доминанты с секулярной на постсекулярную: религия из частной жизни граждан возвращается в общество.
Данное обстоятельство отразилось на всех сферах культуры, в т.ч. и на вузовском образовании. Сегодня во многих университетах России создаются факультеты и кафедры теологии и религиоведения. Религиоведение преподается и в вузах МВД России.
Современные технологии образования курсантов вузов МВД России в области религии, по-видимому, должны принять постсекулярный характер в противовес технологиям эпохи секуляризма. Постсекулярная социокультурная доминанта, безусловно, окажет влияние на целевую установку системы преподавания религии в вузах МВД, а вместе с тем и на ее компоненты: содержание, методику, организационные формы.
В настоящее время религиоведение в условиях вузов МВД преподается преимущественно в культурологическом аспекте. И данное обстоятельство оправдано высшим образовательным цензом вузов МВД, который предполагает формирование широкой эрудиции и высокой общей культуры выпускников.
Культурологический аспект определяет изучение религии как элемента культуры, типа духовности, а также идейной основы отечественной и европейской культуры.
Культурная функция религии связана со всеми ее структурными компонентами: мировоззрением, организацией и культом.
Религия, является, с одной стороны, элементом отечественной и мировой культуры, с другой стороны, служит основанием, идейной базой для светского духовного творчества.
Католическая традиция, например, лежит в основании культуры Западной Европы. Многие выдающиеся произведения мастеров литературы, изобразительного искусства, музыкального творчества Запада вдохновлены религией: «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гёте, «Вечный человек» Г. К. Честертона, творчество Шекспира и многие другие произведения.
В католической традиции родились классическая органная музыка, произведения изобразительного искусства: «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи, «Сотворение Мира» и «Страшный Суд» Микеланджело Буонаротти, образы «Мадонны» Рафаэля Санти; творения Корреджо, Тициана, Дюрера и др.
* Потапов, Юрий Алексеевич, заместитель начальника кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. Email: upotapov@mail.ru
** Маюров, Николай Петрович, начальник кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: mayurov2010@mail.ru.
*** Миронов, Игорь Леонидович, доцент кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.E-mail: igmironov@mail.ru.
* Potapov, Yuri Alexeyevich, deputy head of the department of personnel and educational work of the St. Petersburg University, Russian Interior Ministry, PhD, associate professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: upotapov@mail.ru.
** Mayurov, Nikolai Petrovich, head of the department of personnel and educational work of the St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of RF, PHD, professor. Pilot Pilyutov str., 1, St. Petersburg, Russia. E-mail: mayurov2010@mail.ru.
**Mironov, Igor Leonidovich, assistant professor, department of personnel and educational work of the St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of RF, PHD, assistant professor. Pilot Pilyutov str., 1, St. Petersburg, Russia. E-mail: igmironov@mail.ru.
© Потапов Ю.А., Маюров Н.П., Миронов И.Л., 2012