Дорофеев Вячеслав Сергеевич - преподаватель кафедры кинологии ФГКВОУ ВПО "Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации",
г. Пермь.
614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1.
Тел.: (342) 285 -02-92 E-mail: slava.dorofeev2012@yandex.ru
Киселев Дмитрий Сергеевич - старший преподаватель кафедры кинологии ФГКВОУ ВПО "Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской
Федерации", г. Пермь.
614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1.
Тел.: (342) 285 -02-92 E-mail: k.d.m.s@mail.ru
© Армия и общество. 2012. № 2. С. - .
В.С. Дорофеев, Д.С. Киселев
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-КИНОЛОГОВ ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Важное место в структуре внутренних войск МВД России занимает кинологическая служба. В XXI в. значимость этого направления деятельности не уменьшилась, а напротив, значительно возросла. Профессиональный специалист-кинолог и хорошо подготовленная собака являются одним из востребованных и эффективных расчетов в системе сил и средств внутренних войск, обеспечивающих охрану общественного порядка и безопасность в стране, так как физиологические, физические и другие качества служебных собак значительно превосходят тактико-технические параметры современной техники и криминалистических средств. Учёные утверждают, что кинологические расчёты еще на протяжении долгого времени будут необходимы силовым структурам в качестве действенного фактора, способствующего успешному решению поставленных перед ними служебно-боевых задач.
В последние годы проведены значительные мероприятия по организации и совершенствованию структуры кинологической службы. Численность служебных собак приведена в соответствие с задачами, выполняемыми внутренними войсками, улучшены условия подготовки и содержания животных, усовершенствована система подготовки специалистов-кинологов.
В настоящее время структура профессиональной подготовки специалистов-
кинологов внутренних войск МВД России состоит из кинологического факультета Пермского военного института внутренних войск, 601-го Центра подготовки личного состава кинологической службы Уральского регионального командования ВВ МВД России (г. Тюмень), 41 кинологического взвода и 145 кинологических групп [4]. Стержневым звеном системы подготовки специалистов-кинологов для внутренних войск и других силовых ведомств является кинологический факультет Пермского военного института внутренних войск МВД России.
Современное состояние борьбы с терроризмом, выполнение задач охраны общественного порядка и общественной безопасности требует всестороннего и эффективного применения служебных собак специалистами-кинологами. Повышенное внимание руководства МВД России к готовности сил и средств кинологической службы неизменно предъявляет все большие требования к подготовленности специалистов-кинологов. Выпускники кинологического факультета, прибывая в войска, должны быть всесторонне готовы к организации и проведению подготовки младших специалистов-кинологов и служебных собак.
Учебный процесс подготовки специалиста-кинолога занимает определённое время. От эффективности его использования и управления процессом подготовки во многом зависит формирование будущего офицера-кинолога.
В результате проведенного авторами констатирующего эксперимента1 было выявлено, что в период с 2008 по 2011 г. устойчивая профессиональная мотивация выявилась в среднем у 45% будущих офицеров-кинологов, а у 55% преобладающими мотивами обучения являются личностные: получение
диплома, хорошее распределение по окончании вуза и т.п. При этом с каждым годом у будущих офицеров-кинологов наблюдалась тенденция к уменьшению профессиональной направленности с 65 до 25%.
Представленные результаты позволяют сделать вывод о том, что более половины будущих офицеров-кинологов связывают свою учебную деятельность в вузе не с приобретением профессиональных знаний, навыков и умений и их дальнейшим использованием в военно-профессиональной сфере, а с получением различных личностных выгод, преимуществ и т.п.
1 В исследовании приняли участие 80 курсантов-кинологов Пермского военного института внутренних войск МВД России и Пермского института ФСИН России, обучающихся по профилю «Кинология». - Прим. авт.
Как показывает анализ отзывов командиров воинских частей внутренних войск МВД России, у многих из выпускников 2008-2011 гг. уровень знаний, навыков и умений в области профессиональной деятельности не соответствует современным задачам войск. В частности, отмечаются консервативные методы и способы дрессировки служебных собак, а также слабая эффективность работы офицера-кинолога по организации и подготовке специалистов к выполнению служебно-боевых задач. Многие командиры воинских частей в отзывах высказали неудовлетворенность уровнем подготовки выпускников-кинологов к практической деятельности на первичных должностях, что отрицательно сказывается на выполнении ими своих обязанностей. Отсутствие достаточного уровня навыков по профильной подготовке подтверждается и в ходе опроса самих выпускников-кинологов вуза внутренних войск МВД. Результаты опроса офицеров-кинологов, окончивших военный вуз в 2008-2011 гг., показывают, что 20,2 % из них считают, что обладают недостаточным уровнем готовности к практической деятельности по профилю «Кинология».
Анализ результатов, оценки качества подготовки офицеров-кинологов, полученных на основании отзывов из войск и итоговой успеваемости выпускников, показал, что качество профессиональной подготовки выпускников-кинологов не обнаруживает тенденции к улучшению, а в некоторых аспектах профессиональной деятельности данный показатель даже уменьшается.
Исходя из этого, авторы склонны считать, что существующая система профессиональной подготовки специалистов-кинологов не в полной мере соответствует предъявляемым к ней требованиям. Она по-прежнему остается громоздкой и не в полной мере эффективной, а уровень готовности офицерских кадров продолжает оставаться недостаточно высоким [3].
Анализ результатов научных исследований по проблемам профессиональной подготовки кинологов свидетельствует, что несоответствие между реальным уровнем профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов и современными требованиями войск обусловлено наличием ряда противоречий и недостатков в системе их подготовки в военном вузе.
Основными противоречиями между профессиональной подготовкой специалистов-кинологов и современными требованиями войск являются:
- большой объем информации, входящий в содержание обучения и ограниченный ресурс времени на обучение;
- постоянно меняющее содержание служебной деятельности специалиста в
войсках и практически неизменное содержание обучения;
- необходимость получения достоверных данных и субъективный характер существующих методик, оценки качества подготовки специалистов;
- целесообразность применения педагогических технологий в процессе подготовки офицерских кадров и неготовность вузов к внедрению в образовательный процесс инновационных технологий.
Таким образом, обоснованно можно утверждать, что качество подготовки специалиста-кинолога, отработавшего учебные программы, по овладению знаниями, формированию навыков, умений и устойчивых личностных качеств у выпускников находится не на должном уровне.
Очевидно, что реализации учебных программ в части выработки навыков и умений у будущих специалистов-кинологов в полной мере не происходит и слабо способствует приобретению и формированию профессиональных компетенций.
Основными причинами этих недостатков являются:
- отсутствие системности в учебной работе, что не обеспечивает взаимодействие теории с практикой;
- неполное использование потенциала педагогической науки, новых педагогических технологий в организации и проведении учебной работы по профильным дисциплинам специализации;
- узкоплановость в подаче знаний;
- консервативные методы и способы подготовки служебных собак;
- слабое использование в образовательном процессе новых достижений теории и практики в области кинологической деятельности;
- подготовка специалистов-кинологов исключительно в рамках ведомственных интересов;
- отсутствие инноваций в методах и формах образовательного процесса по подготовке специалистов-кинологов;
- слабое взаимодействие с гражданскими кинологическими школами, организациями, центрами, отсутствие обратной связи.
Низкая эффективность профессиональной подготовки специалистов-кинологов обусловливается также рядом субъективных и объективных факторов. Обозначим основные из них.
Во-первых, недостаточное количество времени, отводимое учебным планом на профессиональную подготовку. Среди профильных учебных дисциплин на собственно профессиональную подготовку выделено не более 25 % учебного
времени, остальное время отведено подготовке курсанта как гражданского специалиста.
Во-вторых, неправильное распределение профильных дисциплин по семестрам ведет к разделению теории и практики.
В-третьих, наличие противоречия между войсками, требующими компетентных офицеров-кинологов, и существующим государственным образовательным стандартом по данной специальности, предъявляющим достаточно жесткие требования к организации образовательного процесса и подготовке выпускника, во многом не соответствует требованиям военной специальности - «Служебное собаководство».
В условиях реформирования военного образования, с переходом его на многоуровневую систему обучения особенно возрастает актуальность диагностики профессиональной подготовки специалистов-кинологов для формирования у них профессиональных компетенций в интересах решения задач по предназначению как в боевых условиях, так и в ходе повседневной жизнедеятельности.
Анализ квалификационных требований, учебных планов и программ, существующей практики подготовки специалистов-кинологов в военных вузах показывает, что необходимость выполнения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности «Биология» и профилю «Кинология» приводит к тому, что основные усилия в образовательном процессе должны быть сосредоточены на становлении будущего офицера-кинолога как компетентного специалиста.
В то же время на основе анализа психологической, педагогической и кинологической литературы, квалификационных требований, учебных планов, программ, научных исследований авторами был выявлен ряд противоречий:
- между новым представлением результатов освоения основных образовательных программ в период перехода на ФГОС ВПО и устоявшимся содержанием профессиональной подготовки курсантов-кинологов в военных институтах;
- между потребностью современного общества в специалистах-кинологах, обладающих профессиональными знаниями, навыками, умениями и традиционной организацией процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов;
- между целесообразностью применения педагогических технологий в процессе подготовки офицерских кадров кинологической службы и неготовностью вузов к внедрению в образовательный процесс инновационных технологий [1; 2].
Из этого следует, что:
- результаты оценки качества профессиональной подготовки специалистов-кинологов в вузе внутренних войск не совпадают с оценкой уровня профессиональной подготовки выпускников в войсках, что объясняется различием используемых подходов оценивания профессиональной готовности офицеров-кинологов;
- в связи с происходящим реформированием российского образования и его кардинальной перестройкой, требования войск к качеству профессиональной подготовки специалистов-кинологов динамично изменяются;
- система оценки качества вузовской профессиональной подготовки специалистов-кинологов не включает в достаточной мере механизмы оперативного отслеживания перемен, происходящих во внутренних войсках, и своевременно не вносит соответствующие коррективы в процесс подготовки.
Таким образом, сложилась проблемная ситуация. С одной стороны, постоянно меняются требования войск, что, в свою очередь, приводит к изменению требований к качеству профессиональной подготовки специалистов-кинологов, а с другой стороны, система организации подготовки специалистов-кинологов в вузе во многом остается прежней.
Данное обстоятельство обуславливает необходимость оптимизации процесса профессиональной подготовки специалистов-кинологов в военном вузе МВД России. Кроме того, как показывает практика, отсутствие профильной ориентации у будущих офицеров-кинологов не позволяет организовывать и проводить целенаправленную, системную работу по их профессиональной подготовке, адекватно определять ее содержание, выбирать эффективные методы, формы и средства ее реализации. Это, в свою очередь, определяет недостаточную эффективность и качество профессиональной подготовки специалистов-кинологов.
Данные обстоятельства обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов с целью формирования у них профессиональных компетенций с учётом требований ФГОС ВПО. В связи с этим, особое внимание должно
уделяться диагностике процесса обучения, в частности, диагностике образовательных программ профильных дисциплин [5; 6].
Таким образом, результаты анализа по результатам проведенного эксперимента позволяет сделать заключение о том, что уровень профессиональной подготовки специалистов-кинологов не в полной мере соответствует современным потребностям подразделений (частей) внутренних войск МВД России и не может обеспечить достаточно эффективное и качественное выполнение ими своих профессиональных обязанностей.
Авторы считают, что сформулированность основных направлений системы обучения по профильным дисциплинам и по каждому из ее компонентов с обязательным использованием инновационных методик дрессировки собак, а также разработкой и внедрением компьютерных обучающих программ, позволит достичь оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в соответствии новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. При этом в целях недопущения снижения уровня боевой готовности в современных условиях главной задачей процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов следует считать повышение качества специальных знаний и формирование у них профессиональных компетенций.
* * *
1. Барабанщиков А.В., Демин В.Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: Просвещение. 1968. 418 с.
2. Блохин Г.И. Кинология. Можайск: ООО "Издательство Скрипторий 2000", 2001. 432 с.
3. Кинологическое обеспечение деятельности органов и войск МВД РФ / В.Г. Сикерин и др.. Пермь: РИА «МГ Стиль», 2000. 204 с.
4. Об утверждении Наставления по кинологической службе внутренних войск: приказ ГКВВ № 292 от 14 августа 2009 г. 152 с.
5. Педагогика высшей школы МВД России: учебник / В.П. Давыдов, В.Я. Слепов и др. СПб.: 2003. 306 с.
6. Плотников Ю.И., Черемушкин А.М. Проблемы перехода на новую систему высшего военного образования // Военная мысль. 1993. № 7. С. 72-75.