Научная статья на тему 'Проблема профессиональной подготовки специалистов-кинологов во внутренних войсках МВД России в современных условиях'

Проблема профессиональной подготовки специалистов-кинологов во внутренних войсках МВД России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2092
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / КИНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛУЖЕБНОЕ СОБАКОВОДСТВО / СПЕЦИАЛИСТ-КИНОЛОГ / КУРСАНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеев Вячеслав Сергеевич, Киселев Дмитрий Сергеевич

В статье приводятся результаты теоретического и практического анализа подготовки специалистов-кинологов во внутренних войсках МВД России. Особое внимание уделено вопросам подготовки будущих офицеров-кинологов в военном вузе. Показано, что наиболее эффективным решением в этом направлении является оптимизация процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов с учётом новых требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеев Вячеслав Сергеевич, Киселев Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема профессиональной подготовки специалистов-кинологов во внутренних войсках МВД России в современных условиях»

Дорофеев Вячеслав Сергеевич - преподаватель кафедры кинологии ФГКВОУ ВПО "Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации",

г. Пермь.

614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1.

Тел.: (342) 285 -02-92 E-mail: slava.dorofeev2012@yandex.ru

Киселев Дмитрий Сергеевич - старший преподаватель кафедры кинологии ФГКВОУ ВПО "Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской

Федерации", г. Пермь.

614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1.

Тел.: (342) 285 -02-92 E-mail: k.d.m.s@mail.ru

© Армия и общество. 2012. № 2. С. - .

В.С. Дорофеев, Д.С. Киселев

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-КИНОЛОГОВ ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Важное место в структуре внутренних войск МВД России занимает кинологическая служба. В XXI в. значимость этого направления деятельности не уменьшилась, а напротив, значительно возросла. Профессиональный специалист-кинолог и хорошо подготовленная собака являются одним из востребованных и эффективных расчетов в системе сил и средств внутренних войск, обеспечивающих охрану общественного порядка и безопасность в стране, так как физиологические, физические и другие качества служебных собак значительно превосходят тактико-технические параметры современной техники и криминалистических средств. Учёные утверждают, что кинологические расчёты еще на протяжении долгого времени будут необходимы силовым структурам в качестве действенного фактора, способствующего успешному решению поставленных перед ними служебно-боевых задач.

В последние годы проведены значительные мероприятия по организации и совершенствованию структуры кинологической службы. Численность служебных собак приведена в соответствие с задачами, выполняемыми внутренними войсками, улучшены условия подготовки и содержания животных, усовершенствована система подготовки специалистов-кинологов.

В настоящее время структура профессиональной подготовки специалистов-

кинологов внутренних войск МВД России состоит из кинологического факультета Пермского военного института внутренних войск, 601-го Центра подготовки личного состава кинологической службы Уральского регионального командования ВВ МВД России (г. Тюмень), 41 кинологического взвода и 145 кинологических групп [4]. Стержневым звеном системы подготовки специалистов-кинологов для внутренних войск и других силовых ведомств является кинологический факультет Пермского военного института внутренних войск МВД России.

Современное состояние борьбы с терроризмом, выполнение задач охраны общественного порядка и общественной безопасности требует всестороннего и эффективного применения служебных собак специалистами-кинологами. Повышенное внимание руководства МВД России к готовности сил и средств кинологической службы неизменно предъявляет все большие требования к подготовленности специалистов-кинологов. Выпускники кинологического факультета, прибывая в войска, должны быть всесторонне готовы к организации и проведению подготовки младших специалистов-кинологов и служебных собак.

Учебный процесс подготовки специалиста-кинолога занимает определённое время. От эффективности его использования и управления процессом подготовки во многом зависит формирование будущего офицера-кинолога.

В результате проведенного авторами констатирующего эксперимента1 было выявлено, что в период с 2008 по 2011 г. устойчивая профессиональная мотивация выявилась в среднем у 45% будущих офицеров-кинологов, а у 55% преобладающими мотивами обучения являются личностные: получение

диплома, хорошее распределение по окончании вуза и т.п. При этом с каждым годом у будущих офицеров-кинологов наблюдалась тенденция к уменьшению профессиональной направленности с 65 до 25%.

Представленные результаты позволяют сделать вывод о том, что более половины будущих офицеров-кинологов связывают свою учебную деятельность в вузе не с приобретением профессиональных знаний, навыков и умений и их дальнейшим использованием в военно-профессиональной сфере, а с получением различных личностных выгод, преимуществ и т.п.

1 В исследовании приняли участие 80 курсантов-кинологов Пермского военного института внутренних войск МВД России и Пермского института ФСИН России, обучающихся по профилю «Кинология». - Прим. авт.

Как показывает анализ отзывов командиров воинских частей внутренних войск МВД России, у многих из выпускников 2008-2011 гг. уровень знаний, навыков и умений в области профессиональной деятельности не соответствует современным задачам войск. В частности, отмечаются консервативные методы и способы дрессировки служебных собак, а также слабая эффективность работы офицера-кинолога по организации и подготовке специалистов к выполнению служебно-боевых задач. Многие командиры воинских частей в отзывах высказали неудовлетворенность уровнем подготовки выпускников-кинологов к практической деятельности на первичных должностях, что отрицательно сказывается на выполнении ими своих обязанностей. Отсутствие достаточного уровня навыков по профильной подготовке подтверждается и в ходе опроса самих выпускников-кинологов вуза внутренних войск МВД. Результаты опроса офицеров-кинологов, окончивших военный вуз в 2008-2011 гг., показывают, что 20,2 % из них считают, что обладают недостаточным уровнем готовности к практической деятельности по профилю «Кинология».

Анализ результатов, оценки качества подготовки офицеров-кинологов, полученных на основании отзывов из войск и итоговой успеваемости выпускников, показал, что качество профессиональной подготовки выпускников-кинологов не обнаруживает тенденции к улучшению, а в некоторых аспектах профессиональной деятельности данный показатель даже уменьшается.

Исходя из этого, авторы склонны считать, что существующая система профессиональной подготовки специалистов-кинологов не в полной мере соответствует предъявляемым к ней требованиям. Она по-прежнему остается громоздкой и не в полной мере эффективной, а уровень готовности офицерских кадров продолжает оставаться недостаточно высоким [3].

Анализ результатов научных исследований по проблемам профессиональной подготовки кинологов свидетельствует, что несоответствие между реальным уровнем профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов и современными требованиями войск обусловлено наличием ряда противоречий и недостатков в системе их подготовки в военном вузе.

Основными противоречиями между профессиональной подготовкой специалистов-кинологов и современными требованиями войск являются:

- большой объем информации, входящий в содержание обучения и ограниченный ресурс времени на обучение;

- постоянно меняющее содержание служебной деятельности специалиста в

войсках и практически неизменное содержание обучения;

- необходимость получения достоверных данных и субъективный характер существующих методик, оценки качества подготовки специалистов;

- целесообразность применения педагогических технологий в процессе подготовки офицерских кадров и неготовность вузов к внедрению в образовательный процесс инновационных технологий.

Таким образом, обоснованно можно утверждать, что качество подготовки специалиста-кинолога, отработавшего учебные программы, по овладению знаниями, формированию навыков, умений и устойчивых личностных качеств у выпускников находится не на должном уровне.

Очевидно, что реализации учебных программ в части выработки навыков и умений у будущих специалистов-кинологов в полной мере не происходит и слабо способствует приобретению и формированию профессиональных компетенций.

Основными причинами этих недостатков являются:

- отсутствие системности в учебной работе, что не обеспечивает взаимодействие теории с практикой;

- неполное использование потенциала педагогической науки, новых педагогических технологий в организации и проведении учебной работы по профильным дисциплинам специализации;

- узкоплановость в подаче знаний;

- консервативные методы и способы подготовки служебных собак;

- слабое использование в образовательном процессе новых достижений теории и практики в области кинологической деятельности;

- подготовка специалистов-кинологов исключительно в рамках ведомственных интересов;

- отсутствие инноваций в методах и формах образовательного процесса по подготовке специалистов-кинологов;

- слабое взаимодействие с гражданскими кинологическими школами, организациями, центрами, отсутствие обратной связи.

Низкая эффективность профессиональной подготовки специалистов-кинологов обусловливается также рядом субъективных и объективных факторов. Обозначим основные из них.

Во-первых, недостаточное количество времени, отводимое учебным планом на профессиональную подготовку. Среди профильных учебных дисциплин на собственно профессиональную подготовку выделено не более 25 % учебного

времени, остальное время отведено подготовке курсанта как гражданского специалиста.

Во-вторых, неправильное распределение профильных дисциплин по семестрам ведет к разделению теории и практики.

В-третьих, наличие противоречия между войсками, требующими компетентных офицеров-кинологов, и существующим государственным образовательным стандартом по данной специальности, предъявляющим достаточно жесткие требования к организации образовательного процесса и подготовке выпускника, во многом не соответствует требованиям военной специальности - «Служебное собаководство».

В условиях реформирования военного образования, с переходом его на многоуровневую систему обучения особенно возрастает актуальность диагностики профессиональной подготовки специалистов-кинологов для формирования у них профессиональных компетенций в интересах решения задач по предназначению как в боевых условиях, так и в ходе повседневной жизнедеятельности.

Анализ квалификационных требований, учебных планов и программ, существующей практики подготовки специалистов-кинологов в военных вузах показывает, что необходимость выполнения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности «Биология» и профилю «Кинология» приводит к тому, что основные усилия в образовательном процессе должны быть сосредоточены на становлении будущего офицера-кинолога как компетентного специалиста.

В то же время на основе анализа психологической, педагогической и кинологической литературы, квалификационных требований, учебных планов, программ, научных исследований авторами был выявлен ряд противоречий:

- между новым представлением результатов освоения основных образовательных программ в период перехода на ФГОС ВПО и устоявшимся содержанием профессиональной подготовки курсантов-кинологов в военных институтах;

- между потребностью современного общества в специалистах-кинологах, обладающих профессиональными знаниями, навыками, умениями и традиционной организацией процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов;

- между целесообразностью применения педагогических технологий в процессе подготовки офицерских кадров кинологической службы и неготовностью вузов к внедрению в образовательный процесс инновационных технологий [1; 2].

Из этого следует, что:

- результаты оценки качества профессиональной подготовки специалистов-кинологов в вузе внутренних войск не совпадают с оценкой уровня профессиональной подготовки выпускников в войсках, что объясняется различием используемых подходов оценивания профессиональной готовности офицеров-кинологов;

- в связи с происходящим реформированием российского образования и его кардинальной перестройкой, требования войск к качеству профессиональной подготовки специалистов-кинологов динамично изменяются;

- система оценки качества вузовской профессиональной подготовки специалистов-кинологов не включает в достаточной мере механизмы оперативного отслеживания перемен, происходящих во внутренних войсках, и своевременно не вносит соответствующие коррективы в процесс подготовки.

Таким образом, сложилась проблемная ситуация. С одной стороны, постоянно меняются требования войск, что, в свою очередь, приводит к изменению требований к качеству профессиональной подготовки специалистов-кинологов, а с другой стороны, система организации подготовки специалистов-кинологов в вузе во многом остается прежней.

Данное обстоятельство обуславливает необходимость оптимизации процесса профессиональной подготовки специалистов-кинологов в военном вузе МВД России. Кроме того, как показывает практика, отсутствие профильной ориентации у будущих офицеров-кинологов не позволяет организовывать и проводить целенаправленную, системную работу по их профессиональной подготовке, адекватно определять ее содержание, выбирать эффективные методы, формы и средства ее реализации. Это, в свою очередь, определяет недостаточную эффективность и качество профессиональной подготовки специалистов-кинологов.

Данные обстоятельства обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов с целью формирования у них профессиональных компетенций с учётом требований ФГОС ВПО. В связи с этим, особое внимание должно

уделяться диагностике процесса обучения, в частности, диагностике образовательных программ профильных дисциплин [5; 6].

Таким образом, результаты анализа по результатам проведенного эксперимента позволяет сделать заключение о том, что уровень профессиональной подготовки специалистов-кинологов не в полной мере соответствует современным потребностям подразделений (частей) внутренних войск МВД России и не может обеспечить достаточно эффективное и качественное выполнение ими своих профессиональных обязанностей.

Авторы считают, что сформулированность основных направлений системы обучения по профильным дисциплинам и по каждому из ее компонентов с обязательным использованием инновационных методик дрессировки собак, а также разработкой и внедрением компьютерных обучающих программ, позволит достичь оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в соответствии новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. При этом в целях недопущения снижения уровня боевой готовности в современных условиях главной задачей процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов следует считать повышение качества специальных знаний и формирование у них профессиональных компетенций.

* * *

1. Барабанщиков А.В., Демин В.Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: Просвещение. 1968. 418 с.

2. Блохин Г.И. Кинология. Можайск: ООО "Издательство Скрипторий 2000", 2001. 432 с.

3. Кинологическое обеспечение деятельности органов и войск МВД РФ / В.Г. Сикерин и др.. Пермь: РИА «МГ Стиль», 2000. 204 с.

4. Об утверждении Наставления по кинологической службе внутренних войск: приказ ГКВВ № 292 от 14 августа 2009 г. 152 с.

5. Педагогика высшей школы МВД России: учебник / В.П. Давыдов, В.Я. Слепов и др. СПб.: 2003. 306 с.

6. Плотников Ю.И., Черемушкин А.М. Проблемы перехода на новую систему высшего военного образования // Военная мысль. 1993. № 7. С. 72-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.