межличностных отношениях, как подражание. Подражание — это воспроизведение одним человеком действий, движений или поступков другого человека, который воспринимается как желаемый образец.
Нравственный образ воина, сформированный традиционной религией на протяжении тысячелетней истории нашей Родины, архетипичен для россиян, а следовательно, может быть использован в учебно-воспитательном процессе вузов МВД России.
Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
1. Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей вузов МВД России является приоритетным направлением реформирования органов внутренних дел на современном этапе.
2. Современные технологии профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей вузов МВД России должны основываться на конкретных традиционных духовнонравственных образах сотрудников полиции.
3. Использования отрицательного архетипа сотрудника полиции в учебно-воспитательном процессе вуза МВД оправдано в аспекте формирования нравственной «резистентности» (устойчивости) у курсантов и слушателей.
4. Сотрудничество с традиционными религиозными организациями в направлении профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей вузов МВД позволит повысить эффективность педагогического процесса. При этом необходимо руководствоваться требованиями ст. 28 Конституции РФ, а также Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях».
Список литературы
1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел РФ : учебник / под ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. — 480 с.
2. Всероссийская научно-практическая конференция «Деятельность полиции и права человека» 30 марта 2012 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.univermvd.ru. (Дата обращения 22.07.2012).
3. Жукова, М. Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души. — М.: [Б.и.], 1999.
4. Заседание круглого стола «Духовность. Нравственность. Закон» // http://wwwdko-mvd.ru/ events-view-130.html.
5. Миронов, М. Л. Архетип в педагогике нравственного воспитания воина // Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях: Материалы международной научнопрактической конференции 5—6 марта 2011 г. — Пенза — Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. — С. 122—124.
6. Нижник, Н. С. Министры внутренних дел Российского государства (1802 -2002) : биобиблиографический справочник / Н.С. Нижник, В.П. Сальников, И.И. Мушкет. — СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2002. — 584 с.
7. Профессиональная этика сотрудника органов внутренних дел : учебник / под ред. Ю.С. Аракелова, В.В. Балахонского. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2006. — 241 с.
8. Шпенглер, О. Закат Европы. — Т. 1. Образ и действительность / О. Шпенглер. — Новосибирск: Наука, 1993. — 592 с.
9. Юнг, К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ / К.Г. Юнг.
- М.: Ренессанс, 1991. - С. 95-128.
УДК 373.524
Л.И. Лурье*, Р.В. Помазной**
Проблема преемственности общего среднего и высшего военного профессионального образования в системе МВД России по специальностям кинологического профиля
В статье рассматриваются проблемы преемственности общего среднего и высшего военного профессионального образования, основанные на культурологическом подходе к образованию. Указано, что взаимодействие школ и военного вуза нуждается в кардинальных изменениях, обеспечивающих единство учебного процесса и комплекса мер по организации воспитательной работы.
Ключевые слова: проблема преемственности, система образования, непрерывное кинологическое образование, довузовское обучение, вузовское образование, послевузовская подготовка, допризывная подготовка.
* Лурье, Леонид Израилевич, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: lourieleonid@gmail.com.
** Помазной, Роман Викторович, адъюнкт Пермского военного института внутренних войск МВД России. E-mail: roman8007@mail.ru
* Lurie, Leonid Izrailevich, doctor of education, professor E-mail. lourieleonid@gmail.com.
** Pomaznoy, Roman Victorovich, post-graduate student at the Perm military institute of interior forces for home affairs department of Russia. E-mail: roman8007@mail.ru
© Лурье Л.И., Помазной Р.В., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
L.I. Lurie*, R.V. Pomaznoy**. The problem of transition from general secondary to military professional education of higher learning in the system of the Internal Affairs Department of Russia among the military working dogs handlers training. The given article deals with the problems of Transition from General Secondary to Military Professional Education of Higher Learning with the approach based on culture aspect to the teaching and learning process. It is emphasized that cooperation between institutions of secondary and higher learning need great alterations providing the unifying of efforts in training process and a complex of education and training measures.
Keywords: problem of transition; system of education; continuous Dog Breeders education; pre-High schools education; High schools education; post-High schools education; pre-call practice.
«Система образования — это совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов, сети реализующих их образовательных учреждений и соответствующих органов управления», — так гласит Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон “Об образовании”» (разд. 2, ст. 8). Таким образом, проблема преемственности относится к числу определяющих суть образовательной деятельности. Она связана с принципом непрерывности ее организации, заключающемся во взаимосвязи и делимости образовательного процесса на относительно автономные составляющие и их сопряжение, не допускающее разрывов в обучении, воспитании, целостном и всестороннем развитии личности.
Под преемственностью будем понимать также обеспечение равновесия между традиционным и инновационным содержанием, видами, формами и технологиями образования, типами образовательных учреждений, достижением целостности учебно-воспитательного процесса на различных образовательных уровнях, координацией педагогической деятельности по всему многообразию направлений образовательной активности.
Преемственность во взаимодействии школы и военного вуза предполагает формирование традиций, которые могут возникнуть в результате совместной образовательной деятельности и определяться единой шкалой ценностей, признанной преподавателями, учащимися, родителями. Эта деятельность является отражением приоритетов региональной политики образования, инициируется в конкретных региональных сообществах и создает желанное, притягательное единое образовательное пространство довузовской и вузовской подготовки. Такое пространство должно основываться на культурной взаимосвязи образовательных социумов, без чего взаимоотношения между школой и военным вузом превращаются в рынок услуг, в котором отсутствует духовное измерение.
Такой подход наиболее полно соответствует российским и мировым тенденциям общественного развития, а самое главное — интересам всех поколений граждан, которые на протяжении всей своей жизни должны иметь возможность удовлетворять свои потребности в обновлении ранее полученных знаний и опыта, в развитии своих потенциальных способностей и раскрытии талантов, в получении новых профессий.
Ребенок подросткового возраста ограничен в свободе в силу умственных и психических возможностей. Довузовское образование для демократического общества — это этап искушения свободой, которая реализуется в определенной социокультурной среде. Система непрерывного образования «школа — военный вуз» способна формировать эту среду через понимание жизненных ценностей. Поэтому глобальной задачей системы непрерывного образования «школа — военный вуз» является испытание и воспитание свободой, постижение уровней ее понимания.
Проблема преемственности является важнейшей в образовательной деятельности. Взаимодействие школы и военного вуза в настоящее время не приобрело системного характера, определяющего еще на довузовском уровне обучения, осознать ценности высшего военного профессионального образования и перспективы развития личности военного специалиста в условиях реформирования армии. Программы допризывной подготовки в школах недостаточно отражают специфику высшего военного образования и, как следствие, приводят к слабой мотивации выпускников к поступлению в военные вузы.
Преемственность взаимодействия школы и военного вуза в подготовке специалистов-кинологов характеризуют:
— преемственность содержания образования и педагогических технологий;
— передача социокультурных традиций школы как образовательной системы вузу;
— последовательность взаимосвязанных состояний развития личности в ее профессиональном самоопределении;
— развитие мыслительной деятельности, приводящей человека к научному стилю мышления на длительном периоде формирования личностно значимых качеств как целостного процесса обучения в школе и вузе;
— связь теоретических знаний с практической деятельностью, стимулирование прикладных видов деятельности теоретическими обобщениями;
— максимум педагогических экспромтов в практическом преподавании, позволяющем придать объективным знаниям о мире пластические формы, отражающие ментальность различных социальных слоев общества.
Образовательная система «школа — военный вуз» предполагает обратную связь, когда одно звено совершенствуется, приспосабливаясь к требованиям другого. Поэтому школа и вуз должны взаимодействовать друг с другом и выработать эффективные формы сотрудничества. Это особенно важно для военных вузов, которые предполагают формирование на довузовском уровне особого типа личности, обладающей не только уровнем интеллектуального развития, но и физической, волевой готовности эффективно решать военно-профессиональные задачи по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Подготовка военного специалиста-кинолога требует особых умений и навыков, физической натренированности, знание биологии и химии не только в рамках школьной программы, но и в рамках специальной подготовки, где необходима пулевая стрельба, участие в кинологических единоборствах. Эти качества требуют быстроты реакции и способность действовать в экстремальных условиях, которые могут быть достигнуты уже на довузовском уровне.
Для решения этой задачи Пермский военный институт внутренних войск МВД России развернул в ряде школ Орджоникидзевского района г. Перми модель непрерывного кинологического образования «школа — военный вуз», создание которой ориентировано на выбор военной специальности с целью поступления в вуз. Она базируется на многоуровневых программах основного и дополнительного образования, между которыми достигается преемственность.
Подготовка специалистов-кинологов осложнена тем, что профессиональное самоопределение в системе непрерывного образования «школа — военный вуз» представляется отдаленным на начальных этапах обучения, поэтому требуется достижение преемственности мотивов обучения, стимулирующих интерес к познавательной деятельности, когда еще не до конца ясны цели напряженной образовательной деятельности. Наивная детская увлеченность довольно часто сужает диапазон познавательных интересов. Она сопровождается ранней и не всегда полезной для развития личности специализацией обучения. Неоправданно ранняя абсолютизация определенного профиля обучения часто опосредованно приводит к забвению других образовательных областей. Этот «соблазн» особенно велик в младшем возрасте.
Исследование проблемы преемственности образовательных линий в системе обучения «школа — военный вуз» становится процессом многомерным, определяемым не только взаимодействием уровней образования и предметно-деятельностной интеграции, соответствующей конкретному этапу обучения, но и межсферным процессом, возникающим между образовательными учреждениями, объединенными общей целью — созданием системы подготовки специалистов-кинологов. Формирование периферийных звеньев, примыкающих к системе углубленной довузовской и вузовской подготовки, предполагает:
— интеграцию основного и дополнительного образования, позволяющую не только углубить подготовку кинологов в направлении выбранной специализации, но и совмещать с ней существенно различные виды познавательной деятельности, оказывающиеся важными в свободном самоопределении личности;
— создание локальных моделей взаимодействия образования—науки—производства—культуры на разных этапах многоуровневой подготовки специалиста-кинолога;
— выделение системы углубленной довузовской и вузовской подготовки как ядра образовательного пространства подготовки специалистов-кинологов выдвигает особые требования к преемственности обучения по отношению к периферийным звеньям. Эта преемственность позволит обеспечить открытость вхождения в данную многоуровневую систему на любом этапе ее деятельности. Достижение преемственности углубленной довузовской и вузовской подготовки должно сочетаться с преемственностью в других звеньях: образовательная школа — клубы собаководства — центр довузовской подготовки в военном институте — кинологический факультет — адъюнктура;
— развитие многообразия в образовании — основной принцип современной образовательной деятельности, может быть достижим, если проблема преемственности различных видов образовательной деятельности, отсутствие разрывов, разломов в образовании будет поддерживаться не только нормативно-правовой базой, но и сотрудничеством, диалогом между образовательными учреждениями и военным вузом, а само образование будет воспринято всеми как общее дело.
Система непрерывного образования «школа—военный вуз», основанная на совмещении углубленной довузовской и вузовской подготовок, способна не только обеспечить высокое качество образования, но и стать основой для формирования культурного пространства, в котором высокий интеллектуальный потенциал сможет утвердить себя и получить признание. Обучение нового типа специалистов-кинологов не сводимо к узкоцелевой интенсивной подготовке учащихся для кинологической деятельности, предопределенной на пятилетие вперед. Сегодня требуется новое содержание образования для подготовки профессиональных лидеров в военной профессиональной деятельности.
Длительный и кропотливый труд по личностно-ориентированной подготовке высококлассного специалиста-кинолога основывается на деятельности коллектива, владеющего исключительно высоким педагогическим мастерством в такой степени, которая дает основание воспринимать сам этот коллектив как уникальный.
Таким образом, процесс формирования профессиональных лидеров сопровождается появлением профессионалов высочайшего уровня в сфере педагогического труда. Это становится возможным благодаря вариативности и активной инновационной деятельности.
На рисунке представлена модель непрерывного кинологического образования «школа — военный вуз», которая призвана организовать деятельностные формы довузовской подготовки на ресурсной базе школы и военного вуза, с активным привлечением работников вуза.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
Рис. Модель непрерывного кинологического образования “школа - военный вуз’
Уровни непрерывного образования «школа — военный вуз» включают в себя следующие блоки:
1) довузовское обучение; 2) вузовское образование; 3) послевузовскую подготовку.
Пермский военный институт совместно со школами Орджоникидзевского района г. Перми организовали систему довузовского образования, позволяющую:
1) осуществлять профессиональную ориентацию в систему военного образования старших классов;
2) обеспечить профильное обучение, включающее в состав профильные предметы, физическое воспитание, допризывную подготовку и биологию;
3) организовать воспитательную работу, ориентированную на взращивание военнослужащего в соответствии с требованиями реформы армии.
Довузовское образование — ответственный период в формировании мировоззрения обучающихся. Именно сегодняшние выпускники школ уже представляют собой новое поколение постсоветского периода, которому реалии нашего недавнего прошлого знакомы лишь по курсу истории. Довузовское образование, осуществляя начальную профессиональную подготовку, должно отражать мироощущение, мировосприятие россиян. Многие ученики, начиная учебу в вузе, покидают родительский дом и вступают в сложный мир человеческих взаимоотношений. Уважение прав и свобод других — важная задача образования, которая должна решаться накануне вступления выпускника в самостоятельную взрослую жизнь. Связь прерванных культурных традиций, целостность духовного мира современника должны возрождаться в российском обществе и средствами довузовского образования.
Следует выделить две сущностно важные проблемы обновления содержания довузовского образования с целью достижения его преемственности в системе непрерывного образования «школа — военный вуз»: 1) каким должно быть дополнение к основному образованию, чтобы эта новая структура содержания образования позволила бы выпускнику школы не только поступить в военный вуз, преодолевая с наименьшими усилиями формальные ограничения конкурсного приема, но и в полной мере быть готовым к продолжению непрерывного профессионального образования на качественно более высоком уровне?
2) как, используя потенциал вуза, активизировать творческие и интеллектуальные возможности учащихся?
В настоящее время введен курс допризывной подготовки для учащихся школ №№ 24, 101, 80, 37 Орджоникидзевского района г. Перми созданы группы, которые будут совмещать учебный процесс в школе с профориентационной работой, ориентированной на специальность «кинология» в Пермском военном институте внутренних войск МВД России.
С нового учебного года созданы профильные классы в рамках системы непрерывного образования «школа — военный вуз», которые ориентированы на подготовку к военной службе в целом и для продолжения обучения в Пермском военном институте внутренних войск МВД России, в т.ч. и на кинологическом факультете.
Для осуществления организации занятий привлечены вузовские преподаватели. В ходе обучения необходимо возбудить у учащихся заинтересованность в кинологической деятельности для осознанного выбора будущей специальности. Учащиеся знакомятся с широким диапазоном кинологических служб в войсках Министерства обороны РФ. Так, выпускники военного вуза проходят службу во внутренних войсках МВД России; Федеральной пограничной службе; Федеральной службе исполнения наказаний; Федеральной службе охраны Президента и т.д.
Преподаваемые предметы и количество учебных часов подбираются для полного раскрытия кинологической деятельности. Для курса обучения выносятся специальные и общевойсковые предметы.
Наряду с профильными предметами вводятся факультативы и организуется учебная практика включающая:
— специальные дисциплины: методика и техника дрессировки собак, практика дрессировки собак, многообразие псовых, болезни животных, физиология поведения собак;
— общевойсковые предметы: строевая подготовка, общевоинские уставы, физическая и огневая подготовка, радиационная химическая и биологическая защита.
Учащиеся получат по каждому из курсов комплект заданий, которые рецензируются и проверяются преподавателями военного института. Один или два раза в год для слушателей курсов в институте будут проводиться очные консультационные сессии. Профориентационные беседы, лекции ведущих преподавателей и профессоров позволят слушателям лучше вписаться в вузовскую систему образования.
Для реализации данной модели потребовалось разработать и осмыслить совместно с педагогическими коллективами школ новую образовательную политику, базирующуюся на новых формах социализации личности связанной с созданием единой образовательной среды школы и военного вуза.
Был разработан факультатив «Введение в профессию кинолога», который позволил развить общеобразовательную компетентность в направлении освоения служебного собаководства на основе применения общеобразовательных предметных знаний к служебному собаководству.
Реализация образовательной программы и структуры учебных планов допускает и дистанционные технологии обучения, что позволяет больше внимания уделять самостоятельной работе учащихся, развивать их креативные способности.
В школе № 24 г. Перми, активно сотрудничающей с военным институтом, в настоящее время открыты два лицейских класса, учащиеся которого часто посещают военный музей института, участвуют в военно-спортивных конкурсах. Материальная база вуза позволяет создать современные условия для проведения лабораторных занятий и учебно-исследовательской деятельности.
Военный институт осуществляет профильное сопровождение учащихся, способствует повышению квалификации учителей по новым для школы видам образовательной деятельности, повышая их квалификацию в рамках разрабатываемых совместно с вузом авторских программ. Уже на начальном этапе обучения в профильных классах учащиеся демонстрируют высокий уровень
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
овладения программами профильной подготовки, у них формируется интерес к кинологической деятельности и готовность к выбору трудной, но интересной профессии военного специалиста.
Таким образом, проблема преемственности общего среднего и высшего профессионального образования в системе МВД РФ по специальностям кинологического профиля является важнейшей составляющей культурологического подхода к образованию, который соответствует глобальным идеям современного армейского строительства. Представленный опыт формирует универсалии культуры, выражающие опыт взаимодействия школ города с военным институтом по формированию единой образовательной среды, которая обладает общностью самоорганизации, что позволяет внедрить его в самые разнообразные формы повседневной деятельности военных вузов и профильных школ регионального сообщества.
Список литературы
1. Теория и практика подготовки специалистов-исследователей в системе непрерывного образования «школа — вуз». — Ч. 1 / Л. И. Лурье; Перм. гос. техн. ун-т. — Пермь, 2000. — 100 с.
УДК 355.51
О.Л. Поминова*, B.C. Дорофеев**
Управление процессом самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в период войсковой стажировки-практики
В статье раскрывается деятельность руководителя по управлению процессом самосовершенствования навыков и умений у курсантов-кинологов в период прохождения войсковой стажировки-практики. Особое внимание уделено требованиям к управлению процессом самосовершенствования, соблюдение которых ведёт к оптимизации процесса профессиональной подготовки курсантов-кинологов.
Ключевые слова: управление процессом самосовершенствования, оптимизация профессиональной подготовки, самосовершенствование профессиональных навыков, профессиональная подготовка курсантов-кинологов.
O.L. Pominova*, V.S. Dorofeev**. The direction of the process of self-improving of professional skills and abilities of cadets-cynologists in the period of their practice as starzhers. The
article deals with the leader’s activity concerning the direction of process of self-improving cadets-cynologists skills and abilities in troops. Special attention is given to the demands concerning of skills and abilities which influences upon the optimizations of cadet-cynologists self-improving process.
Keywords: the Direction of the of self-improving process; the optimization of professional training; self-improving of professional skills; vocational training of cadets-cynologists.
Важным условием самосовершенствования профессиональных навыков и умений у курсанта-кинолога в период войсковой стажировки и практики является управление данным процессом.
Практика свидетельствует, что самосовершенствование профессиональных навыков и умений у курсантов-кинологов в период войсковой стажировки-практики осуществляется тем успешнее, чем совершеннее процесс деятельности по управлению им. При этом анализ управленческой деятельности руководства кафедр и вузов свидетельствует, что она имеет свою внутреннюю логику и определенные закономерности.
В самом общем плане управление есть непрерывный процесс воздействия субъекта управления на объект управления по организации и координации их совместной деятельности по достижению наилучшего результатов.
Данная деятельность является составной частью структуры управления, которая включает в себя: цель управления (упорядочение и оптимизация протекающих в вузе процессов); субъект управления
* Поминова, Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доцент. Санкт-Петербург ул. Пилютова, д. 1. E-mail: Ol 1958 @mail.ru.
** Дорофеев, Вячеслав Сергеевич, преподаватель кафедры кинологии Пермского военного института внутренних войск МВД России, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. E-mail: slava.dorofeev2012@yandex.ru.
* Pominova, Olga Leonidovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the chain of St.-Petersburg Military Institute of the Russian Interior Military, associate professor. E-mail: Ol 1958 @mail.ru.
** Dorofeev, Vyacheslav Sergeyevich, the instructor of the cynology department of Perm Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces, the military post-graduate of St.-Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces.
© Поминова О.Л., Дорофеев В.С., 2012