УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПОДДЕРЖКИ КОМПЕТЕНЦИЙ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ОРГАНАХ ГОСУПРАВЛЕНИЯ, НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СЕКТОРАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭКОСИСТЕМЫ РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНП-СЕТИ
Н.Д. Эриашвили,
доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор E-mail: [email protected];
Е.Л. Логинов, доктор экономических наук Заместитель генерального директора Института экономических стратегий E-mail: [email protected];
А.И. Райков, Доктор технических наук, профессор, Ведущий научный сотрудник Института проблем управления РАН E-mail: [email protected];
Д.Н. Ефремов, эксперт Министерства образования и науки Российской Федерации E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы управления процессами поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы с использованием различных форм ГЧП в рамках универсальной образовательно-научно-производственной сети.
Ключевые слова: интеграция, наука, образование, производство, организационная модель.
PROCESS MANAGEMENT SUPPORT FUNCTIONAL COMPETENCIES AND MANAGERIAL PERSONNEL IN THE BODIES OF STATE ADMINISTRATION, KNOWLEDGE-INTENSIVE INDUSTRIES AND REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SECTORS OF RUSSIAN ECOSYSTEMS USING SNPS NETWORK
N.D. Eriashvili,
doctor of economics, candidate ofjurisprudence, candidate of historical sciences, professor;
E.L. Loginov,
doctor of economics deputy director general of Institute of economic strategy;
A.I. Raykov,
doctor of Engineering, professor, Leading researcher of Institute ofproblems of management of the Russian Academy of Sciences;
D.N. Efremov, expert, Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Annotation. This article discusses the management of processes to support functional competencies and managerial personnel in the bodies of state administration, knowledge-intensive industries and regional socioeconomic sectors of the ecosystem through various forms of PPP for the universal educational, scientific and industrial network.
Keywords: integration, science, education, manufacturing, organizational model.
Для содействия инновационному развитию территориальных/отраслевых сегментов социально-экономической экосистемы России предполагается решение следующих задач поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях:
• обеспечение роста целенаправленности подготовки кадрового ресурса, востребованного в органах госуправления и наукоемких отраслях;
• повышение качества труда в соответствии с потребностями в органах госуправления и наукоемких отраслях;
• формирование механизмов повышения качества знаний и компетенций функциональных и управленческих кадров;
• совершенствование форм взаимодействия с социальными партнерами для обеспечения обновления содержания компетенций функциональных и управленческих кадров;
• определение критериев структурно-содержательной модернизации системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров территориальных/отраслевых сегментов социально-экономической экосистемы России;
• содействие сопряжению уровней поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров и обеспечение ее непрерывности в контексте потребностей динамически сегментированного рынка;
• формирование единого пространства непрерывной поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров;
• модернизация материально-технической базы компетенций функциональных и управленческих кадров;
• формирование критериев для оценки оптималь-
ности механизмов воспроизводства и обновления функциональных и управленческих кадров;
• приведение нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями развития компетенций функциональных и управленческих кадров;
• разработка механизмов инвестиционной привлекательности компетенций функциональных и управленческих кадров.
В сложившихся условиях для успешности процессов поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России авторами предлагается создание принципиально новой структуры - распределенной образовательно-научно-производственной сети применительно к различным уровням иерархии управления хозяйственными образованиями для дальнейшей реализации процессов кластерной интеграции образовательных, научных и производственных структур в рамках технологических платформ и иных форм государственной структуризации приоритетов научно-технического развития.
Осуществляемая модернизационная перестройка экономики России приведет к серьезному изменению объема воспроизводства, обмена и режима использования новых знаний и компетенций, что, в свою очередь, определяет потребность в развитии ОНП-сети [4].
Для обеспечения эффективности модернизаци-онных преобразований требуется внедрение интеллектуальных новых суперкомпьютерных систем и информационно-вычислительных сервисов создания хранилищ знаний, средств их автоматического пополнения, создания полей знаний, методов их анализа, методов мониторинга возникновения новых научных направлений и новых технологий,
Web-порталов и ЭТП, сетевых экспертных сообществ, необходимых для формирования единого научно-технического пространства в сфере науки и образования России при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности на основе формирования и развития ОНП-сети.
Потребуются значительные усилия по ее оснащению современным оборудованием и средствами управления, новыми технологиями управления потоками передаваемой информации, регулирования процессов обмена знаниями и восприятия компетенций и трансферта инноваций с учетом использования зарубежного опыта [11].
Резкое повышение требований производственных предприятий к воспроизводству новых знаний образовательными и научными структурами определяют необходимость формирования рынка новых знаний и компетенций [2]. Это требует формирования новых информационных систем образовательных, научных и производственных структур как основного элемента системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой и укрепления единства научно-технического пространства страны [12].
Необходимо внедрение новых информационных технологий и вычислительных сервисов в объеме, обеспечивающем устойчивое осуществление организации обучения, переподготовки, повышения квалификации функциональных и управленческих кадров на уровне мировых стандартов в рамках образовательно-научно-производственной цепочки для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации инновационных опытно-конструкторских разработок, внедрения новых технологий и организации индивидуальных и массовых производств в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России и устранение организационных, технических и т.п. ограничений, сдерживающих развитие конкурентного рынка новых знаний и компетенций.
Стратегической целью развития ОНП-сети является повышение эффективности совокупности управленческих и функциональных компетенций как системно структурированной групповой матрицы компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности как элементов достижения единой групповой цели поддержки совокупности управленческих и функциональных компетенций при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности гармонич-
ного социально-экономического развития на основе взаимодействия органов госуправления с научными и образовательными организациями и производственными предприятиями для объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках единой образовательно-научно-производственной цепочки. Таким образом, будет реализовано создание основ более совершенных систем поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров с учетом новаций в образовании: сетевой реализации образовательных программ, а также с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в распределенной информационно-вычислительной среде в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России.
ОНП-сеть является инфраструктурой для объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках единой образовательно-научно-производственной цепочки [3].
Инновационное развитие в новых условиях перехода к постиндустриальным формам развития экономики и общества требует формирования мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой на базе новых суперкомпьютерных систем и информационно-вычислительных сервисов с превращением их в интеллектуальное ядро инновационно-технологической инфраструктуры сферы высшего образования и науки Российской Федерации.
Требования научно-технического «прорыва» должны удовлетворяться путем концентрации усилий высококвалифицированных ученых из университетских и академических заведений на решении фундаментальных проблем повышения качества подготовки молодых специалистов и развития инженерного комплекса в индустриальном секторе российской экономики за счет существенного расширения специализированного информационно-организационного сервиса в рамках организации системно-сетевого управления организацией обучения, переподготовки, повышения квалификации функциональных и управленческих кадров на уровне мировых стандартов в рамках образовательно-научно-производственной цепочки для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации инновационных опытно-конструкторских разработок, внедрения новых техно-
логий и организации индивидуальных и массовых производств.
Реализация данного подхода требует организации четкого взаимодействия всех участников образовательной, научной, производственной деятельности на основе единых принципов управления с общей информационно-технологической платформой и управляющей системой [6]. Это особенно важно для оптимизации процессов организации обучения, переподготовки, повышения квалификации функциональных и управленческих кадров на уровне мировых стандартов в рамках образовательно-научно-производственной цепочки [10]. В результате улучшаются условия для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации инновационных опытно-конструкторских разработок, внедрения новых технологий и организации индивидуальных и массовых производств в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России [7].
Принципиально новыми являются подходы, при которых ведущая роль отводится ядру образовательной, научной, производственной деятельности -распределенной информационно-вычислительной среде деятельности образовательных, научных и производственных структур как инфраструктуре, обеспечивающей эффективность связи научных и образовательных организаций и промышленных предприятий [5]. Современные технические средства распределенной информационно-вычислительной среды для объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках единой образовательно-научно-производственной цепочки должны обеспечить поддержку компетенций функциональных и управленческих кадров [8]. Это необходимо реализовать с учетом новаций в образовании: сетевой реализации образовательных программ, а также с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в распределенной информационно-вычислительной среде в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России, способных вывести сферу высшего образования и науки на качественно новый уровень [9].
Сегодня уже созданы объективные предпосылки, но требуются большие скоординированные усилия (от научно-проектных разработок до массового изготовления, монтажа аппаратов, систем и комплексов управления) для создания интегрированной мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и науко-
емких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой (ОНП-сети). Это будет прорывом на качественно новый организационный уровень оптимизации функционирования образовательно-научно-производственной цепочки для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации инновационных опытно-конструкторских разработок, внедрения новых технологий и организации индивидуальных и массовых производств в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России СССР.
Подобный подход применим для организаций, формирующих образовательно-научно-производственные цепочки любой сложности, включая образовательные и научные структуры, определяющие развитие ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России [1].
Для оптимизации структуры и процессов функционирования образовательно-научно-производственной цепочки с выходом на расширение общих организационных и финансовых возможностей, можно рассматривать положения, касающиеся формирования и развития ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой и применимые для эффективной поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров с учетом новаций в образовании: сетевой реализации образовательных программ, а также с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в распределенной информационно-вычислительной среде в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России, включая ее составные части и элементы.
Реализацию мер построения интегрированного комплекса образовательных, научных, производственных структур на сетевых принципах для перехода высокотехнологичных производств на инновационную модель развития с опорой на формирование новой технологической балы для выхода на новый уровень конкурентоспособности целесообразно осуществлять в три укрупненных этапа с соответствующей детализацией:
Первый этап: сетизация имеющихся хозяйствующих субъектов в образовательной, научной и производственной сферах, формирование телекоммуникационной и информационно-вычислительной базы для сетевого взаимодействия хозяйствующих субъектов.
Второй этап: реализация различных форм ГЧП, в том числе с участием зарубежных образовательных, научных организаций и производственных компаний, а также иностранных инвесторов.
Третий этап: формирование на основе образовательно-научно-производственной сети единой информационно-организационной среды научно-технического развития с отрывом по комплексным факторам конкурентоспособности от зарубежных инновационных и производственных объединений.
Мероприятия должны быть скоординированы на межведомственном уровне, прежде всего, с учетом «Стратегии развития наукоемких производств Российской Федерации на период до 2020 года», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы», а также с учетом реализации «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства».
Литература
1. Агеев А.И. Госплан - основные организационные подходы к формированию системных механизмов мониторинга и планирования рыночного социально-экономического развития России // Экономические стратегии, 2013, №8. С. 2-10.
2. Баитов А.В. Обеспечение энергоэкономической устойчивости атомного энергопромышленного комплекса России в системе глобальных факторов конкурентоспособности // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2013, №29. С. 2-7.
3. Деркач А.К. Внедрение облачных информационно-вычислительных сервисов как основа интегрирования организационно-экономических механизмов управления в регио-
нальных инновационных кластерах // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8. С. 105-107.
4. Ефремов Д.Н. Проблемы развития новой технологической базы в индустриальном секторе российской экономики с опорой на ГЧП // Вестник экономической интеграции, 2013, №8. С.22-26.
5. Ефремов Д.Н. Типология форм государственно-частного партнерства в сфере образования России // Экономический журнал, 2012, №25. С.120-128.
6. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в ЕЭС России // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2013. № 6. С. 19-23.
7. Логинов Е.Л., ЛогиновА.Е. Интеллектуальная электроэнергетика: новый формат интегрированного управления в ЕЭС России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, №29. С.28-32.
8. Логинов Е.Л. Проблемы разработки и практической реализации автоматизированной информационной системы мониторинга электронных транзакций в глобальных телекоммуникационных сетях // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2006. №1. С.32-34.
9. Лукин В.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 29. С. 25-29.
10. Проблемы мониторинга функционирования распределенных информационных систем. Монография. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2005. 294 с.
11. Райков А.Н. Конвергентное управление и поддержка решений. -М.: Издательство ИКАР, 2009. 245 с.
12. Шевченко И.В. Финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.