ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ КОММУНИКАЦИИ УЧАСТНИКОВ ОНП-СЕТИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ КОМПЕТЕНЦИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В РАМКАХ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ,
доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор
E-mail: [email protected]; ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ЛОГИНОВ, доктор экономических наук, Заместитель генерального директора Института экономических стратегий
E-mail: [email protected]; АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАЙКОВ, доктор технических наук, профессор, Ведущий научный сотрудник Института проблем управления РАН
E-mail: [email protected]; ДИОНИСИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЕФРЕМОВ, эксперт Министерства образования и науки Российской Федерации
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования интеллектуальной модели оптимизации процессов коммуникации участников ОНП-сети на основе организационной модели управления для поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в рамках распределенной информационно-вычислительной среды с использованием различных форм ГЧП.
Ключевые слова: интеграция, наука, образование, производство, организационная модель.
INTELLIGENT OPTIMIZATION MODEL OF COMMUNICATION PROCESSES PARTICIPANTS SNPS NETWORKS TO SUPPORT FUNCTIONAL COMPETENCIES AND MANAGERIAL SKILLS WITHIN A DISTRIBUTED COMPUTING ENVIRONMENT INFORMATION
NODARIDARCHOEVICH ERIASHVILI,
doctor of economics, candidate of jurisprudence, candidate of historical sciences, professor;
EVGENIY LEON IDO VICH LOGIN O V doctor of economics deputy director general of Institute of economic strategy;
ALEKSANDR NIKOLAEVICHRAYKOV, doctor of Engineering, professor, leading researcher of Institute of problems of management of the Russian Academy of sciences; DIONISIYNIKOLAEVICH EFREMOV, expert, Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Annotation. This article discusses the formation of the intellectual model of optimization processes of communication participants SNP-based network management organizational model to support functional competencies and managerial skills within a distributed data-processing environment using various forms of PPP.
Keywords: integration, science, education, manufacturing, organizational model.
Модель ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой ориентирована на интеграцию в рамках единой информационной среды различных проблемно-ориентированных информационных систем, сервисов и информационных ресурсов (баз данных, баз знаний и т.д.) с организацией консолидированной точки доступа к ним пользователей различных категорий с учетом их полномочий для решения задач обработки знаний и принятия решений [4, с. 22—26].
Функциональная структура ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой включает, как правило, следующие подсистемы:
♦ базовые подсистемы (авторизации и аутентификации; каталогов; настройки пользовательского интерфейса) и средства взаимодействия;
♦ средства организации и доступа к данным и знаниям (хранение данных и работа с информационной базой ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой, работа с метаинформацией);
♦ средства управления (управление производительностью и администрирование, средства обеспечения интероперабельности ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой; управление кластерами, трассировка и моделирование web-сред и сетей, средства кэширования контента и др.);
♦ средства интеграции (обеспечение межсистемной интеграции баз данных, метаданных, поисковых процедур, систем интероперабельности, приложений, событийных и справочных систем; формирование кооперативной системы «зеркал» и виртуальных серверов, CDN-сети доставки контента, grid-структуры);
♦ средства коммуникации (почта, различные Web-браузеры, клиенты, мобильные устройства и др.), средства системных приложений и профильных сервисов, проблемные информационные системы и т.п.
Интеллектуальная система в составе образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой реализуется на основе технологий обнаружения, приобретения, хранения и обработки знаний с помощью инструментальных средств и опирается на технологию «Шегпе^Шгапе^ех^апеЬ».
Интеллектуальная компонента ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой должна быть реализована с использованием технологии интеллектуальных агентов и других современных достижений искусственного интеллекта [11].
Данный комплекс ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой, являющийся ядром инновационно-технологической инфраструктуры сферы высшего образования и науки Российской Федерации, за счет сочетания централизованного и распределенного интеллектуального управления всей образовательной, научной и производственной деятельностью в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России, обеспечивает адаптивную реакцию на различные виды проблем и потребностей знаний и компетенций [8, с. 3—12]. Управляющие воздействия осуществляются в виде передаваемых сигналов в рамках информационно-вычислительных услуг и сервисов при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности на основе мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой с использованием средств автоматизированной системы интеллектуального управления [13, с. 17—22]. Основой для такого управления является различная информация о состоянии объектов интегрированной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров с учетом новаций в образовании: сетевой реализации образовательных программ, а также с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в распределенной информационно-вычислительной среде в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России и внешней среды, которая обрабатывается в темпе процесса с заданными временными интервалами [9, с. 25—29].
Отличия ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой от обычных информационных систем образовательных, научных и производственных структур:
♦ насыщенность сети активными элементами (как в ее узлах, так и распределенных по территории), позволяющими изменять функционально-информационные параметры сети с распределенной информационно-вычислительной средой;
♦ наличие большого (достаточного) количества потребителей новых знаний и компетенций в обычных, высокотехнологичных и качественно новых (НБИК и
пр.) производствах, требующих поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров;
♦ наличие системы сбора, передачи и обработки информации (включая программное обеспечение), а также программных и технических средств интеллектуального управления с возможностью воздействия в близком к реальному масштабу времени на участников образовательной, научной и/или производственной деятельности сети с распределенной информационно-вычислительной средой;
♦ наличие необходимых исполнительных органов и механизмов, позволяющих в близком к реальному масштабу времени воздействовать на участников образовательной, научной и/или производственной деятельности, изменять ее параметры (конфигурацию и организационные взаимодействия), а также воздействовать на смежные инновационные объекты (генерацию и потребление новых знаний и компетенций);
♦ наличие системы управления в близком к реальному масштабу времени, обеспечивающей взаимодействие участников ОНП-сети, позволяющей адекватно реагировать на изменения оперативной ситуации в сфере высшего образования и науки во взаимосвязи с наукоемкими производствами;
♦ возможность автоматической (программными средствами) оценки в режиме близком к реальному масштабу времени текущей ситуации в сфере высшего образования и науки и ее отдельных сегментах с воздействием на инновационные объекты с целью оптимизации процессов организации обучения, переподготовки, повышения квалификации функциональных и управленческих кадров на уровне мировых стандартов в рамках образовательно-научно-производственной цепочки для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации инновационных опытно-конструкторских разработок,
Право интеллектуальной собственности: учебное пособие / Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 327 с.
Право I интеллектуальной собственности
В краткой и доступной форме дается представление о праве интеллектуальной собственности, его основных понятиях и категориях. Раскрываются основы и особенности правового регулирования правоотношений в сфере интеллектуальной собственности. Дается подробная характеристика основных объектов интеллектуальной собственности, обязательств по передаче исключительного права, форм и способов защиты интеллектуальной собственности и др. Отдельно рассматриваются такие специфические вопросы, как аудит и оценка интеллектуальной собственности, а также интеллектуальная собственность в сети интернет.
Для студентов, аспирантов (адъюнктов) и преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков, а также всех интересующихся вопросами права интеллектуальной собственности.
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru
внедрения новых технологий и организации индивидуальных и массовых производств в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России;
♦ высокое быстродействие управляющей системы и информационного обмена с целью управления, организация циклического контроля состояния участников ОНП-сети, ее частей и элементов с разными временными циклами на разных уровнях управления.
Оптимизация коммуникации всех участников организационной сети на сетецентрических принципах осуществляется путем внедрения интеллектуальных новых суперкомпьютерных систем и информационно-вычислительных сервисов создания хранилищ знаний, средств их автоматического пополнения, создания полей знаний, методов их анализа, методов мониторинга возникновения новых научных направлений и новых технологий, Web-порталов и ЭТП, сетевых экспертных сообществ, необходимых для формирования единого научно-технического пространства в сфере науки и образования России при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности и качества поставляемых производственным предприятиям новых знаний.
В основу поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров с учетом новаций в образовании: сетевой реализации образовательных программ, а также с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в распределенной информационно-вычислительной среде в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России закладывается приоритетность системных факторов и условий: эффективность и экономичность построения ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой. Признак собственности (принадлежность) информационных систем и вычислительных мощностей не может быть определяющим фактором при выборе собственником средств управления сетью с распределенной информационно-вычислительной средой. Различие в подходах к проблеме управления со стороны собственников не дадут возможность сформировать эффективно функционирующую и развивающуюся активно систему через реализацию основных функциональных блоков управления, включая блок реинжиниринга управленческих процессов, блок формирования научно-технологических результатов, блок привлечения инвес-
тиций и бюджетного финансирования. Средства и принципы управления являются общими для всей образовательной, научной, производственной деятельности с распределенной информационно-вычислительной средой.
Управление сетью осуществляется с целью обеспечения в близком к реальному масштабу времени оптимального функционирования единой образовательной, научной, производственной деятельности в обычных, высокотехнологичных и качественно новых (НБИК и пр.) производствах, оптимизации коммуникации всех участников организационной сети на сете-центрических принципах, обеспечения эффективности совокупности управленческих и функциональных компетенций как системно структурированной групповой матрицы компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности интегрированной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России, а также поддержания заданных условий образовательной, научной, производственной деятельности и показателей качества у производственных предприятий. Данное управление направлено также на реализацию стратегии развития, обеспечивающую достижение указанных качеств самой образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой.
Сфера высшего образования и науки Российской Федерации с использованием ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой как объект управления, представляет сложную организационно-технологическую структуру, в которой, при построении системы управления, кроме организационно-технологических проблем, необходимо учитывать различие бизнес интересов и идеологий многих заинтересованных сторон [1, с. 2—10].
Средства управления представляют составную часть системы управления ОНП-сети, которая строится в виде распределенной иерархической многоуровневой структуры на базе современных программно-технических средств, сетевых и информационных технологий, отвечающих общепринятым международным стандартам [2, с. 2—7].
Система управления ОНП-сети должна базироваться на эффективном использовании системой опе-
- -я.¿¿¿Ь'-
ративно-интеллектуального управления на основе использования всех доступных средств управления: технических, информационно-аппаратных и программных [11]. Средства управления ОНП-сети обеспечивают постоянный сбор с объектов образовательной, научной, производственной деятельности информации об их функциональном состоянии, показателях интероперабельности, а также о внешних факторах и условиях [3, с. 105—107]. Данная информация проходит интеллектуальную обработку в распределенной сети информационно-вычислительных систем, которые вырабатывают оптимальные управляющие решения и воздействия на адаптивные технологические объекты образовательной, научной, производственной деятельности и компоненты самой сети с целью:
♦ эффективного ведения функциональной деятельности научными и образовательными организациями и производственными предприятиями, генерации, распределения и использования новых знаний и компетенций;
♦ выполнения заданных требований по загрузке телекоммуникационно-вычислительных мощностей сети интеллектуальными средствами сети в любых видах работы;
♦ обеспечения необходимых требований по качеству новых знаний и компетенций;
♦ снижению потерь и обеспечению требований экономической эффективности деятельности научных и образовательных организаций;
♦ обеспечения надлежащего контроля и мониторинга процессов организации обучения, переподготовки, повышения квалификации функциональных и управленческих кадров на уровне мировых стандартов в рамках образовательно-научно-производственной цепочки;
♦ обеспечения контроля и учета новых знаний и компетенций для государственных и бизнес-потребностей знаний и компетенций;
♦ обеспечения комплекса мер поддержания и повышения организационно-технологической интеро-перабельности самой ОНП-сети.
Непосредственное управление процессами поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России осуществляется путем четкого взаимодействия органов госуправления и хозяйствующих субъектов для объединения организа-
ционных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур, а также центров управления распределенной информационно-вычислительной средой самой при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности сетей в зоне их ответственности.
Единственным способом определения степени необходимости, полезности информации является получение мнения эксперта. При этом необходимо учитывать как степень доверия пользователя к эксперту, так и его способности давать оценку в данной конкретной прикладной области. Правильно также опираться на мнения сразу нескольких экспертов.
Таким образом, возникает необходимость создания экспертных сетей для инноваций, авторов, рецензентов, каждый из которых может оценить инновации. Имея достаточно представительный набор оценок, можно построить достоверную оценку полезности инноваций, приемлемую для каждого участника ОНП-сети. Такие оценки должны быть построены на основе нейросетевых подходов. С их помощью удается значительно повысить точность оценок ценности инноваций.
Для создания методов оценки инноваций на основе экспертных сетей необходимо разработать следующие технологии:
♦ технологию многопараметрического описания свойств инноваций и их авторов, характеризующих возможности применения инноваций в различных направлениях;
♦ технологию прогнозирования оценок полезности инноваций для использования в заданных прикладных направлениях;
♦ технологию организации Интернет взаимодействия пользователей с использованием прикладных мета-описаний инноваций и прогнозных оценок их прикладной ценности [12, с. 1—6].
Внедрение технологий в ОНП-сети предполагается осуществить с помощью системы интернет сервисов, обеспечив ающих р анжир ов ание иннов аций на основе прогнозных оценок целесообразности их применения в заданных приложениях [7, с. 28—32].
Связи внутри мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой проек-
тируются и рассчитываются исходя из конкретного функционала данного элемента сети [6, с. 19—23].
С целью оптимизации коммуникации всех участников организационной сети на сетецентрических принципах этих связей и улучшения характеристик образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой осуществляется выработка унифицированных требований к интерфейсам, модулям, средствам представления и хранения знаний и создание на этой основе интеллектуальных систем и баз знаний, обеспечивающих эффективную работу с различными информационными ресурсами, комплексное решение задач инженерии знаний (поиска, накопления и анализа знаний) и создание интеллектуальных обучающих систем при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности.
При этом разрабатываемая система мониторинга образовательных процессов и ее информационная модель ОНП-сети базируется на преобразовании информации к обобщенному виду. Так, оперативное состояние компетентности персонала предприятия представляется в виде оперативных характеристик одного эквивалентного пакета базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере, т.е. в виде целого, даже если в составе компетентности персонала предприятия имеются разнотипные кластеры базовых навыков и компетенций. Точно также каждый участник ОНП-сети информационно представляется в виде целого обобщенными характеристиками, по аналогии с тем, как это делается в системах распознавания образов с использованием искусственных нейронных сетей.
Движение каждого пакета базовых навыков и компетенций для каждой подсистемы ОНП-сети, рассматриваемой информационно как целое относительно системы более высокого иерархического уровня — всей ОНП-сети, также рассматриваемой информационно как целое, тоже отображается обобщенными параметрами, которые и используются в алгоритмах управления подсистемами (эквивалентными пакетам базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере). Это позволяет создавать «центры концентрации» пакетов базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере в каждой из подсистем
ОНП-сети на всех иерархических уровнях системы управления в реальных условиях [5, с. 120—128].
Интенсивность такой концентрации определяется интегральными выражениями; численно или в виде кривой представляется на соответствующем иерархическом уровне системы управления ОНП-сети для использования их в алгоритмах управления и для контроля за развитием образовательного процесса, а при необходимости, для использования при принятии оперативных решений участниками ОНП-сети или органами госуправления.
Литература
1. Агеев А.И. Госплан — основные организационные подходы к формированию системных механизмов мониторинга и планирования рыночного социально-экономического развития России // Экономические стратегии. 2013. № 8.
2. Баитов А.В. Обеспечение энергоэкономической устойчивости атомного энергопромышленного комплекса России в системе глобальных факторов конкурентоспособности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 29.
3. Деркач А.К. Внедрение облачных информационно-вычислительных сервисов как основа интегрирования организационно-экономических механизмов управления в региональных инновационных кластерах // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8.
4. Ефремов Д.Н. Проблемы развития новой технологической базы в индустриальном секторе российской экономики с опорой на ГЧП // Вестник экономической интеграции. 2013. № 8.
5. Ефремов Д.Н. Типология форм государственно-частного партнерства в сфере образования России // Экономический журнал. 2012. № 25.
6. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в ЕЭС России // Научно-техническая информация. Сер. 2: Информационные процессы и системы. 2013. № 6.
7. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Интеллектуальная электроэнергетика: новый формат интегрированного управления в ЕЭС России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 29.
8. Логинов Е.Л. Российский атомный энергопромышленный комплекс: императивы глобальной конкурентоспособности // Экономика: теория и практика. 2012. № 3.
9. ЛукинВ.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 29.
10. Мищенко А.В. Методы анализа электронных транзакций в глобальных информационных сетях // Инженерная физика. 2005. № 4.
11. Проблемы мониторинга функционирования распределенных информационных систем. М., 2005.
12. Райков А.Н. К основам устойчивости и целенаправленности функционирования систем поддержки решений. Ч. 1. Устойчивость // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 1998. № 7.
13. Шевченко И.В. Финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22.
«ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ»
Вестник
ЙЛЯт^ССЩГ^ VI111ГГГГ . |ТГ-■. 1Л ".':ГГ |
Каждый номер журнала содержит научные публикации членов профессорско-преподавательского состава Университета, адъюнктов, аспирантов, авторов из других образовательных учреждений. Для публикации в журнале представляют свои научные статьи также сотрудники различных подразделений органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, судьи, прокурорские работники, нотариусы, члены государственных и муниципальных органов власти. Данные статьи отличаются большим объемом эмпирического материала, который может быть эффективно использован в ходе дальнейших научных исследований, в учебном процессе, а также в ходе правоприменительной практики, что придает журналу прикладной характер.
В журнале рассматриваются актуальные научные проблемы в области юридических, экономических, технических, педагогических, психологических наук, а также вопросы правоприменительной практики.
Основные разделы: педагогические и психологические науки; экономические и технические науки; юридические науки.
Журнал является рецензируемым. К рецензированию материалов привлекаются ученые ведущих научных и образовательных центров Москвы и других городов России.
Подписной индекс Агентства «Роспечать» 84629, или на сайте: URL://http://www.eUbrary.ru/tШe_about.asp?id=9318