ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ КОМПЕТЕНЦИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ГОСОРГАНАХ И НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНО-СЕТЕВЫХ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, НАУЧНЫХ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР
Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования и развития образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в госорганах и наукоемких отраслях на основе кластерно-сетевых форм интеграции образовательных, научных, производственных структур. Обоснована парадигма сетеформирующей кластеризации образовательных, научных, производственных структур для повышения эффективности проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации инновационных опытно-конструкторских разработок, внедрения новых технологий и организации индивидуальных и массовых производств.
Ключевые слова: образовательная система, компетенции, функциональные кадры, управленческие кадры, образовательные структуры, производственные структуры, кластеризация.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM OF SUPPORT OF COMPETENCES OF FUNCTIONAL AND ADMINISTRATIVE SHOTS IN STATE AGENCIES AND THE KNOWLEDGE-INTENSIVE BRANCHES ON THE BASIS
OF CLUSTER AND NETWORK FORMS OF INTEGRATION OF EDUCATIONAL, SCIENTIFIC, PRODUCTION STRUCTURES
Annotation. Questions of formation and development of educational system of support of competences of functional and administrative personnel in state agencies and the knowledge-intensive branches on the basis of cluster and network forms of integration of educational, scientific, production structures are considered. The paradigm of a systemforming clustering of educational, scientific, production structures for increase of efficiency of carrying out basic and applied scientific researches, realization of innovative developmental development, introduction of new technologies and the organization of individual and mass productions is proved.
Keywords: educational system, competence, functional personnel, administrative personnel, educational personnel educational structures, industrial structures, clustering.
Н.Д. Эриашвили,
доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор E-mail: [email protected];
Е.Л. Логинов, доктор экономических наук Заместитель генерального директора Института экономических стратегий E-mail: [email protected];
А.И. Райков, доктор технических наук, профессор, Ведущий научный сотрудник Института проблем управления РАН
E-mail: [email protected]
N.D. Eriashvili,
doctor of economics, candidate ofjurisprudence, candidate of historical sciences, professor E.L. Loginov,
doctor of economics deputy director general of Institute of economic strategy A.I. Raykov,
doctor of Engineering, professor, Leading researcher of Institute ofproblems of management of the Russian Academy of Sciences
Современная ситуация определяет необходимость разработки и реализации системы глобально ориентированной поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в госорганах и наукоемких отраслях в национального хозяйственного комплекса России, основанной на интеграции оргструктур в сфере образования и науки [3].
Предлагаемый подход основан на возможности и целесообразности формирования — на основе образовательно-научно-производственной сети (ОНП-сети) — интегрированной мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в госорганах и наукоемких отраслях с переходом к управленческой модели комплексирования участников такой системы, включающих предприятия, объединенные в рамках производственных кластеров, ВУЗы, научно-исследовательские институты, инжиниринговые центры, инвесторов, электронные торговые системы и пр.
Суть предлагаемого подхода мы можем сформулировать следующим образом: разработку стратегии формирования системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в госорганах и наукоемких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети необходимо осуществить на основе стратегической парадигмы сетеформирующей кластеризации образовательных, научных, производственных структур для повышения эффективности проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации инновационных опытно-конструкторских разработок, внедрения новых технологий и организации индивидуальных и массовых производств.
По мере интеграции в мировую экономику все большее количество российских образовательных, научных, производственных структур вовлекается в процесс взаимосвязанного международного развития в границах задаваемых условиями глобальной сферы образования и науки [5]. Оптимизация такого развития в нашей стране требует формирования на-родохозяйственного инновационного макро-цикла с целенаправленным программированием международной конкурентоспособности соответствующих российских производителей путем конфигурирования взаимосвязей оргструктур с опорой на квази-интегрированную распределенную информационно-вычислительную среду [6].
Систему госрегулирования в НИС России следует развивать не в направлении все большей дезинтеграции образовательных, научных и производственных [инновационных] бизнесов, а, наоборот, в сторону системной управленческой интеграции соответствующих видов инновационных бизнесов [7]. Необходимо повышение критической эффективности совокупности управленческих и функциональных компетенций как системно структурированной групповой матрицы компетенций (методов, процес-
сов, процедур и пр.) функциональных и управленческих кадров в госорганах и наукоемких отраслях [9].
Практическая реализация предложенной управленческой парадигмы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в госорганах и наукоемких отраслях требует поэтапной трансформации экономических и других механизмов формирования образовательно-научно-производственной сети в рамках постиндустриальных императивов технологической модернизации национального хозяйственного комплекса России.
Наиболее рациональным подходом к решению проблем управления организацией и реализацией взаимодействия образовательных, научных, производственных структур на основе ОНП-сети при их интеграции в мировые рынки знаний и компетенций является разработка и практическое внедрение новой управленческой стратегии, базирующейся на поддержке компетенций функциональных и управленческих кадров в госорганах и наукоемких отраслях в рамках сквозных научно-технических проектов модернизационного характера с ориентацией на технологическую интеграцию, организационную координацию проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, реализацию инновационных опытно-конструкторских разработок, внедрение новых технологий и организацию индивидуальных и массовых производств как своего рода связанного пакета различных видов инновационных бизнесов.
Для российской сферы образования и науки требуется кластерная кооперация — в рамках сквозных научно-технических проектов — сетеформирующая кластеризация образовательных, научных, производственных структур на основе ОНП-сети при их интеграции в мировые рынки знаний и компетенций для повышения эффективности поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в госорганах и наукоемких отраслях национального хозяйственного комплекса России на принципах государственно-частного партнерства.
При формировании системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в госорганах и наукоемких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети [с опорой на распределенную информационно-вычислительную среду] необходима выработка кооперационных программ образовательных, научных, производственных структур с учетом возможных вариантов [сценариев] развития условий функционирования национального хозяйственного комплекса России.
Трансформация механизмов управления в НИС России при формировании интегрированной муль-тидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в госорганах и наукоемких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети [с опорой на распределенную информаци-
онно-вычислительную среду] должна реализоваться на основе конвергенции информационно-сетевых технологий в рамках облачных информационных услуг и вычислительных сервисов при формировании стратегий технологического развития.
В результате происходит формирование многоуровневой системы управления взаимосвязанных образовательных, научных, производственных структур и преодоление сложившейся дезинтеграции механизмов управления сферой высшего образования и науки Российской Федерации и формирование рационального взаимодействия различных сегментов НИС России и инновационных бизнесов с балансированием различных видов знаний и компетенций и координированием деятельности участников инновационных циклов.
Характеристики особенностей формирования системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в госорганах и наукоемких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети [с опорой на распределенную информационно-вычислительную среду] с учетом необходимости обеспечения инновационного развития предполагают развитие ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере в перспективе с выходом на координацию функциональных инновационных бизнесов в рамках единого инновационного пространства. Накопление экономических, технических и т.п. проблем требует управления повышения эффективности организации обучения, переподготовки, повышения квалификации функциональных и управленческих кадров на уровне мировых стандартов с распространением в НИС России принципов работы ОНП-сети.
При формировании интегрированной мультидис-циплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в госорганах и наукоемких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети необходима адаптивная оптимизация цепочек образовательных, научных и производственных бизнесов через усиление межсистемных связей между НИС России как условие концентрации в российских инновационных предприятиях международно формируемой добавленной стоимости от экспортно-импортного оборота знаний и компетенций.
В результате как условие концентрации в российских инновационных предприятиях международно формируемой добавленной стоимости от экспортно-импортного оборота знаний и компетенций российского происхождения должны быть достигнуты:
• адаптивная оптимизация цепочек образовательных, научных и производственных биз-несов через усиление межсистемных связей между инновационными центрами и повышение эффективности организации обуче-
ния, переподготовки, повышения квалификации функциональных и управленческих кадров включая концентрацию для этих целей межкорпоративных пулов инновационных ресурсов и финансовых средств для развития российских образовательных, научных, производственных структур;
• эффективный контроль российского государства над национальной инновационной инфраструктурой с учетом идущей международной интеграции, мультиагентная координация оперирования инновационными ресурсами и услугами в нашей стране;
• обеспечение мониторинга, контроля развития ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере.
Процессы международной кооперации определяют необходимость организовать и разместить элементы гибкой структуры управления структурами российской сферы образования и науки в соответствии с приоритетами мультиагентного управления развитием ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере по широкой совокупности организационных и функциональных параметров и характеристик.
Подобный подход применим для организаций, формирующих образовательно-научно-производственные цепочки любой сложности, включая образовательные и научные структуры, определяющие развитие ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций в наукоемких отраслях и секторах национального хозяйственного комплекса России [10].
Для оптимизации структуры и процессов функционирования образовательно-научно-производственной цепочки с выходом на расширение общих организационных и финансовых возможностей, можно рассматривать положения, касающиеся формирования и развития ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой применимые для эффективной поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров с учетом новаций в образовании: сетевой реализации образовательных программ, а также с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в распределенной информационно-вычислительной среде в наукоемких отраслях и секторах национального хозяйственного комплекса России, включая все его отрасли и сектора.
При наличии дефицита знаний и компетенций в инновационном кластере, сформированном на основе ОНП-сети, его покрытие осуществляется за счет импорта знаний и компетенций по линиям организационно-информационного взаимодействия
[4]. При наличии избытка знаний и компетенций в инновационном кластере, сформированном на основе ОНП-сети, этот избыток может быть передан в дефицитный инновационный кластер по линиям организационно-информационного взаимодействия для покрытия балансового дефицита знаний и компетенций [11]. В случае, когда передаваемый из избыточного инновационного кластера, сформированного на основе ОНП-сети, объем знаний и компетенций обеспечивает инновационную сбалансированность, то эти взаимосвязи служат для повышения эффективности совокупности управленческих и функциональных компетенций как системно структурированной групповой матрицы компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) менеджеров и специалистов инновационного кластера, сформированного на основе ОНП-сети.
В результате будет достигнуто более эффективное и точное формирование условных балансов производства и поставок новых знаний и компетенций в рамках образовательной, научной и производственной деятельности в наукоемких отраслях и секторах национального хозяйственного комплекса России по инновационным кластерам Российской Федерации.
Сетеформирующая кластеризация образовательной, научной и производственной деятельности в наукоемких отраслях и секторах национального хозяйственного комплекса России позволяет значительно более точно, чем это делается в настоящее время, структурировать сегменты рынка новых знаний — совокупное потребление новых знаний, отнесенное к кластеризованной группе хозяйствующих субъектов [8].
Для эффективного построения интеллектуального ядра инновационно-технологической инфраструктуры сферы высшего образования и науки Российской Федерации требуется придание системе поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров во взаимосвязи с наукоемкими производствами новых качеств, обеспечивающих:
• взаимодействие ОНП-сети с любыми видами научных и образовательных организаций, в том числе создание гибких управленческих интерфейсов «человек-сеть»;
• взаимодействие ОНП-сети с производственными предприятиями с обеспечением эффективного воспроизводства и использования новых знаний на основе ситуационного регулирования процессов поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров с максимальным учетом требований (в том числе экономических) производственных предприятий;
• выработка унифицированных требований к интерфейсам, модулям, средствам представления и хранения знаний и создание на этой основе интеллектуальных систем и
баз знаний, обеспечивающих эффективную работу с различными информационными ресурсами, комплексное решение задач инженерии знаний (поиска, накопления и анализа знаний) и создание интеллектуальных обучающих систем при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности.
Данные направления развития ОНП-сети обеспечивают повышение эффективности и интеро-перабельности для объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках единой образовательно-научно-производственной цепочки при развитии ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере в наукоемких отраслях и секторах национального хозяйственного комплекса России.
Структура системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в госорганах и наукоемких отраслях на основе образовательно-научно-производственной сети с распределенной информационно-вычислительной средой определяется функциональными свойствами и учитывает территориальное (административное) деление Российской Федерации с его особенностями. Технологическая взаимосвязь всех элементов ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой в наукоемких отраслях и секторах национального хозяйственного комплекса России, работающих в рамках приоритетов госполитики с соблюдением общих требований по условиям качества новых знаний и критериев эффективности совокупности управленческих и функциональных компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности, обуславливает необходимость наличия единых принципов поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров с учетом новаций в образовании.
Однако, только наличие современных информационно-вычислительных систем, систем передачи информации и средств управления единым организационно-функциональным процессом и безусловное исполнение регламентов, заложенных в общую систему управления всеми собственниками элементов распределенной информационно-вычислительной среды, является достаточным условием ее создания, функционирования и развития [2]. Эти условия должны учитываться в функционально различных видах деятельности органов госуправления и хозяйствующих субъектов для объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках единой образовательно-научно-производственной цепочки [1].
Информационно-аналитический аппарат ОНП-сети представляет собой распределенную дифференциально-аналитическую матрицу, выполненную с функцией отбора из каждой базы данных сведений, с уточнением этих сведений по результатам дополнительных запросов из соответствующих модулей системы. На основании этих данных:
• с помощью модуля оптимизации организационных процессов осуществляется взаимоувязка (синхронизация) процессов осуществления образовательной, научной и производственной деятельности; с помощью модуля организационного структурирования функциональных и хозяйственных связей осуществляется компоновка функциональных связей (образовательных, научных, производственных и пр.) и выстраивание хозяйственных связей по экономическим, правовым и пр. договорным характеристикам;
• с помощью модуля формирования инновационных кластеров разного типа и других форм инновационных альянсов осуществляется конфигурирование организационных схем объединений бизнес-единиц организационных структур различных форм собственности;
• с помощью модуля преобразования сложившихся форм образовательной деятельности осуществляется изменение различных форм и видов образовательной деятельности включая среднее профессиональное, высшее образование, послевузовское образование, повышение квалификации, переподготовки кадров и пр.;
• с помощью модуля формирования новых типов производств на базе новых научно-технологических результатов осуществляется как модернизация и техническое перевооружение сложившихся производств, так и формирование новых производственных мощностей с изменением качественных и количественных характеристик производства, а также сбыта и послепродажного обслуживания;
• с помощью модуля оптимизации структуры и процессов функционирования соответствующих научно-технических мощностей осуществляется наращивание и изменение структуры научного оборудования, формирование новой инновационно-технологической инфраструктуры в образовательной, исследовательской, проектно-конструктор-ской и других сферах деятельности.
Литература
1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Госплан — основные организационные подходы к формированию системных механизмов мониторинга и планирования рыночного социально-экономического развития России // Экономические стратегии, 2013, №8. С.2-10.
2. Деркач А.К. Совершенствование механизмов привлечения, концентрации и целевого вложения инвестиций в инновационные программы // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9. С. 109-110.
3. Логинов Е.Л. Нооэкономика: генезис конструирования новой социально-экономической реальности // Финансы и кредит, 2011, №39. С.15-19.
4. Логинов Е.Л. Проблемы управления национальной экономикой на основе стратегического оперирования инвестиционными факторами. — Краснодар: Кубанский социально-экономический институт, 2004. — 251 с.
5. Логинов Е.Л. Российский атомный энергопромышленный комплекс: императивы глобальной конкурентоспособности // Экономика: теория и практика, 2012, №3. С.3-12.
6. Макаров В.Л., Агеев А.И., Зеленский В.А., Логинов Е.Л. Системные основы решения управленческих задач взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с производственным сектором как основной фактор новой индустриализации России // Экономические стратегии, 2013, №2. С.108-117.
7. Основы органов государственной власти России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский, Н. Д. Эриашвили. — Москва: Закон и право: ЮНИ-ТИ, 2008.
8. Основы менеджмента: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Н. Д. Эриашвили и др.]; под ред. И. В. Бо-родушко, В. В. Лукашевича. — Москва: ЮНИТИ, 2007.
9. Райков А.Н., Изгалина Л.А. Конвергентная самоорганизация научных коммуникаций// В сб. «Наука и власть: проблема коммуникаций» / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 26 сентября 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2009. — С. 1076 — 1085.
10. Хозяйственное право: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / [А. Г. Че-пурной, Н. Д. Эриашвили. и др.]; под ред. А. Г. Че-пурного, Н. Д. Эриашвили. — Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2012.
11. Шевченко И.В., Лукин В.К., Логинов А.Е., Логинова В.Е. Финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.