инвестиционную политику, с определением функциональных зон деятельности;
- разработку эффективной системы государственной поддержки потенциальных и действующих инвесторов;
- строительство и модернизацию инфраструктурных объектов.
В случае, если вышеуказанные проблемы не будут решены в Чувашской Республике, иностранный инвестор будет потерян, а недостаток поступающих инвестиционных ресурсов в экономику республики в дальнейшем приведет к снижению темпов роста экономики и, как следствие, к снижению уровня и качества жизни населения республики.
Список литературы
1. О Республиканской целевой программе привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики на 2011-2015 годы и на период до 2020 года: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.06.2011 г. № 270. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 01.02.2015).
2. Игонина Л.Л. Инвестиции: учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2005. 478 с.
3. Рейтинг социально-экономического положения регионов - итоги 2013 года. URL: http:// riarating.ru (дата обращения: 01.02.2015).
4. URL: http://chuvash.gks.ru.
5. URL: http://investchr.ru.
КОНДРАТЬЕВА Светлана Валерьевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: skondra-tyeva88@mail. ru
РЕГУШ Елена Николаевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
KONDRATYEVA, Svetlana Valeryevna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of the Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: skondratyeva88@ mail.ru
REGUSH, Elena Nikolaevna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of the Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 352
УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Б.А. Кордон, О.Е. Рассанова
Исследовано состояние управления муниципальным образованием, определены черты муниципального управления, выявлены причины недостаточной эффективности управления муниципальным образованием.
Ключевые слова: муниципальное образование; управление; система местного самоуправления; программа; стратегия.
B.A. Kordon, O.E. Rassanova. MANAGEMENT OF A MUNICIPAL ENTITY
The condition of management of a municipal entity is studied, the characteristics of municipal entity management are defined, the reasons for insufficient effectiveness of municipal entity management are revealed.
Keywords: municipality; management; local government system; program; strategy.
Основой формирования социально-экономической политики в государстве является низовой уровень - местное самоуправление, которое призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В условиях усиления социальной ответственности органов управления перед населением, расширения делегируемых на этот уровень
полномочий, регионализации процессов воспроизводства изменяется их роль в формировании системы управления на муниципальном уровне. Усложнение взаимосвязей социально-экономических процессов, изменение функций органов местного самоуправления требуют разработки новых подходов к управлению муниципальным образованием.
На основе изучения существующих авторских точек зрения и законодательства нами сформулировано собственное определение категории «муниципальное образование» [1]. Под ним понимается определенная территория (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения), представляющая собой открытую социально-экономическую систему, в которой реализуется специфический вид управления - местное самоуправление, функционирующая в целях максимального удовлетворения жизненных потребностей проживающего на данной территории населения.
Муниципальное управление - это:
- функция муниципального образования, обеспечивающая достижение стоящих перед ним задач сохранения структуры и деятельности как самоуправляющейся территориальной целостности;
- внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами которой являются субъект (органы местного самоуправления) и объект (само муниципальное образование), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления;
- служит интересам взаимодействия элементов этой системы с общими для всех элементов целями и задачами;
- управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему - муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития;
- предполагает как внутреннее взаимодействие с оставляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровни; существование управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характер а.
Система местного самоуправления Цивильского района
Структура системы местного самоуправления Цивильского района Чувашской Республики
Основной целью управления муниципальным образованием является повышение уровня жизни населения посредством разработки и реализации социально-экономической политики, соответствующей возможностям муниципального образования, учитывающей внутренние и внешние условия, позволяющей максимально эффективно использовать имеющийся потенциал.
Из цели вытекают задачи управления муниципальным образованием:
- создание условий для эффективного взаимодействия организаций всех форм собственности, содействие развитию этих организаций;
- рациональное использование имеющихся разнообразных ресурсов;
Перечень муниципальных и районных
- эффективное управление муниципальной собственностью;
- разработка прогнозов социально-экономического развития муниципального образования;
- создание благоприятных условий для развития предпринимательства, рыночной инфраструктуры;
- создание условий для привлечения инвестиций, формирование благоприятного инвестиционного климата и пр.
Управление Цивильским районом, муниципальным образованием Чувашской Республики, является частью системы местного самоуправления, сложной системы с развиты-
целевых программ Цивильского района
Направление развития Наименование муниципальных программ
Промышленность Муниципальная программа «Развитие биотехнологий в Цивильском районе Чувашской Республики до 2020 г.»
Сельское хозяйство Муниципальная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия Цивильского района Чувашской Республики на 2013-2020 гг.»
Муниципальная целевая программа «Развитие производства зерна и картофеля в Цивильском районе Чувашской Республики на 2013-2015 гг.»
Малое и среднее предпринимательство Муниципальная программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Цивильском районе на 2011-2020 гг.
Муниципальная целевая программа «Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Цивильском районе на 2011-2020 гг.»
Строительство Муниципальная целевая программа «Развитие и освоение земельных участков под жилищное строительство в Цивильском районе на период 2012-2018 гг. на основе документов территориального планирования»
Муниципальная программа «Строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог на территории Цивильского района Чувашской Республики в 2010-2020 гг.»
Жилищно-коммунальное хозяйство Муниципальная программа энергосбережения и энергетической эффектив-ности в Цивильском районе Чувашской Республики на 2010-2015 гг. и на период до 2020 г.
Муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Цивильского района Чувашской Республики на 20122015 гг.»
Социальная сфера Муниципальная целевая программа «Меры социальной поддержки молодых специалистов Цивильского района Чувашской Республики на 2013-2017 гг.»
Районная программа «Поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 20062015 гг.»
Районная целевая программа «Молодежь Цивильского района: 2011-2020 гг.»
Образование Целевая программа «Развитие профильного и предпрофильного обучения в общеобразовательных учреждениях Цивильского района на 2012-2015 гг.»
Районная целевая программа в сфере образования в Цивильском районе Чувашской Республики на 2012-2015 гг.
Физкультура и спорт Районная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Цивильском районе Чувашской Республики на 2012-2020 гг.»
Культура Районная целевая программа «Культура Цивильского района: 2011-2020 гг.»
Безопасность жизнедеятельности Районная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремистской деятельности в Цивильском районе Чувашской Республики на 2013-2015 гг.»
Районная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Цивильском районе Чувашской Республики на 2012-2025 гг.»
Экология Муниципальная целевая программа «Повышение экологической безопасности в Цивильском районе Чувашской Республики на 2012-2016 гг.»
ми внутренними и внешними связями (рисунок).
Специфика управления муниципальным образованием любого типа заключается в том, что содержание деятельности органов местного самоуправления распадается на два направления - властное и экономическое. Для осуществления деятельности муниципального образования необходимо правовое регулирование как субъекта власти, так и субъекта хозяйствования.
Администрация Цивильского района -орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом или законом Чувашской Республики.
Целевые установки управления муниципальным образованием определены Стратегией социально-экономического развития Ци-вильского района на период до 2020 г, которая основана на следующих принципиальных положениях [2]:
- социальная ориентация, полагающая главной целью повышение уровня и качества жизни населения Цивильского района;
- устойчивое развитие района, создание динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда.
Стратегия определяет миссию содействия становлению Цивильского района инновационной, конкурентоспособной, процветающей и комфортной для проживания территорией с развитой экономикой, обеспечивающей стабильный рост качества жизни населения.
Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Цивильского района и служит основой разработки и принятия конкретных целевых программ развития муниципального образования (таблица), которые являются важнейшим механизмом реализации задач социально-экономического развития.
Недостаточная эффективность управления муниципальным образованием обусловлена рядом причин:
- отсутствие целостной системы территориального управления;
- неточность в определении компетенции уровней власти;
- недостаточное понимание сущности местной власти и ее возможностей;
- противодействие усилению местной власти со стороны региональных элит в связи с конкуренцией при распределении ресурсов и полномочий;
- слабость финансовой базы муниципальных образований;
- несогласованность и непроработанность законодательства;
- недостаточная подготовленность управленческих кадров;
- недостаточный уровень научно-методического и информационного обеспечения;
- недостаточно рациональная территориальная организация;
- непроработанность и неэффективность механизмов контроля за деятельностью органов местного самоуправления как со стороны государства, так и со стороны населения.
Список литературы
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3. М.: Проспект, 2009. 95 с.
2. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 431 с.
3. Кордон Б.А., Рассанова О.Е. Муниципальное образование как объект управления // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 28 ноября 2014 г.: в 14 ч. Ч. 10. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания «Юком», 2014. С. 60-63.
4. Самигуллина Э.Х. Современный этап формирования эффективной системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 5 (9). С. 38-40.
5. Стратегия социально-экономического развития Цивильского района до 2020 г. URL: http:// [email protected]
РАССАНОВА Ольга Евгеньевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
КОРДОН Борис Александрович - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: Kordondshb@ gmail. com