Таким образом, осуществление объединенной позиции сторон по предстоящему развитию института УЭО должно положительно повлиять на активность участников внешней экономической деятельности, позволить уменьшить издержки времени и ресурсов организаций при совершении таможенных операций, обеспечить осуществление упрощений на всей территории ЕАЭС, а также расширить категории уполномоченного экономического оператора.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Вступил в силу с 01.01.2018 г.
2. О заявлении о включении в реестр уполномоченных экономических операторов: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 г. № 128.
3. О форме свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и порядке ее заполнения: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 г. № 129.
4. Журнал «Компас экспедитора и перевозчика». URL: http://www.baif.by/stati (дата обращения: 05.04.2018).
5. Реестр уполномоченных экономических операторов. URL: http://www.customs.gov.by/ru (дата обращения: 05.04.2018).
References
1. Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo e'kono-micheskogo soyuza (prilozhenie № 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo e kono-micheskogo soyuza). Vstupil v silu s 01.01.2018 g.
2. O zayavlenii o vklyuchenii v reestr upolno-mochennykh e'konomicheskikh operatorov: reshe-nie Kollegii Evrazijskoj e'konomicheskoj komissii ot 26.09.2017 g. № 128.
3. O forme svideteFstva o vklyuchenii v reestr upolnomochennykh e konomicheskikh operatorov i poryadke ee zapolneniya: reshenie Kollegii Evrazijskoj e'konomicheskoj komissii ot 26.09.2017 g. № 129.
4. Zhurnal «Kompas e'kspeditora i perevoz-chika». URL: http://www.baif.by/stati (data obrash-cheniya: 05.04.2018).
5. Reestr upolnomochennykh ekonomicheskikh operatorov. URL: http://www.customs.gov.by/ru (da ta obrashcheniya: 05.04.2018).
ИСМАГИЛОВА Лейсан Рустамовна - кандидат социологических наук, доцент кафедры таможенного дела. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: [email protected].
ISMAGILOVA, Leysan Rustamovna - Candidate of Science (Sociology), Associate Professor of the Department of Customs Affairs. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: [email protected].
УДК 332.14:353:005.21(470.344)
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
С.А. Кляжева, К.В. Фарафонова
На основе систематизации нормативно-правовых и теоретико-практических аспектов в исследовании проведена оценка действующей системы стратегического планирования социально-экономического развития региона Российской Федерации на примере Чувашской Республики. Авторами охарактеризованы элементы системы стратегического планирования - субъекты и объекты, инструменты и рычаги, систематизированы действующие документы стратегического планирования социально-экономического развития региона, дана оценка эффективности их реализации. Сделан вывод, что на текущий момент действующая в Чувашской Республике система стратегического планирования требует пересмотра исходя из необходимости внедрения современных методов стратегического анализа, обеспечения тесной взаимосвязи с инструментами программно-целевого планирования, интеграции государственных программ в Стратегию и прогнозы социально-экономического развития Чувашской Республики. В статье даны отдельные рекомендации по совершенствованию действующей системы стратегического планирования социально-экономического развития региона.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие территорий; стратегическое управление; стратегическое планирование; государственные программы; стратегические проекты; регионы Российской Федерации.
S.A. Klyazheva, K.V. Farafonova. CONTEMPORARY ASPECTS OF STRATEGIC PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES
In a study based on the systematization of legal theoretical and practical aspects, an assessment was made of the current system of strategic planning of the socio-economic development of the region using the example of the Chuvash Republic. The authors described the elements of a strategic planning system - subjects and objects, tools and leveragies, systematized the existing strategic planning documents for the socio-economic development of the region, and evaluated the effectiveness of their implementation. It is concluded that currently the strategic planning system in the Chuvash Republic requires a revision based on the need to introduce modern methods of strategic analysis, ensure close links with the program-oriented planning tools, integrate state programs into the Strategy and forecasts of the socio-economic development of the Chuvash Republic. Based on this, the article provides some recommendations for improving the current strategic planning system for the socio-economic development of the region.
Keywords: socio-economic development of territories; strategic management; strategic planning; government programs; strategic projects; regions of the Russian Federation.
Социально-экономическое развитие российских регионов и входящих в их состав территорий в современных условиях характеризуется высокой динамикой экономических и структурных изменений, углублением их дифференциации по степени вовлеченности в экономическую деятельность, темпам экономического развития, уровню и качеству жизни проживающего в них населения [3]. В этих условиях развития региональных социально-экономических систем возрастает уровень ответственности органов власти за обеспечение устойчивого сбалансированного развития субъектов и входящих в их состав территорий, что поднимает на новый уровень вопросы формирования комплексных эффективных систем управления в регионах, важнейшей составляющей которых выступает стратегическое планирование [6].
Территориальная система стратегического планирования существенно изменилась в связи с принятием в 2014 г Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]. Закон установил правовые основы стратегического планирования в стране, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования, сроки и систему взаимосвязанных документов стратегического планирования (рис. 1).
Субъектами управления, непосредственно ответственными за стратегическое развитие Чувашской Республики, являются:
• Глава Чувашской Республики, в компетенции которого входит внесение корректив в Стратегию социально-экономического развития Чувашской Республики, ее утверждение, контроль за ходом исполнения Стратегии;
• Кабинет Министров Чувашской Республики, исполняющий государственно-властные полномочия в области обеспечения реализации единой государственной политики в сфере стратегического планирования; определения порядка разработки, корректировки, утверждения, обеспечения согласованности документов стратегического планирования;
• Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, непосредственно отвечающее за организацию и результативность стратегического планирования на региональном уровне.
Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года является документом стратегического планирования, определяющим приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, которые согласованы с приоритетами и целями развития Российской Федерации. В рамках системы стратегического планирования ее действие дополняют государственные программы Чувашской Республики, содержащие комплекс обеспеченных ресурсами конкретных мероприятий, направленных на достижение целей Стратегии. В 2018 г. реализуются 16 государственных программ Чувашской Республики, более 350 муниципальных программ (рис. 2).
Реализация Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года осуществлялась в меняющихся внешних и внутренних условиях функционирования экономики республики под влиянием мирового финансового кризиса, изменения геополитических условий, введения санкций, которые повлияли на замедление темпов развития как России в целом, так и Чувашской Республики.
Планирование и прогнозирование
Рис. 1. Иерархия документов стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]
Несмотря на это, в республике сохранены основные стратегические цели и ключевые приоритеты развития, обозначенные Стратегией до 2020 года, продолжается реализация предусмотренных в ней мероприятий и стратегических проектов. В регионе реализованы крупные инвестиционные проекты в химической промышленности, электротехнике, машиностроении, промышленности стройматериалов, сельском хозяйстве, инфраструктурном комплексе, социальных отраслях экономики. За период реализации стратегии (2007-2017 гг.) объем ВРП Чувашской Республики увеличился в 1,2 раза в сопоставимых ценах, объ-
ем промышленного производства - в 1,6 раза, объем инвестиций в основной капитал - в 1,1 раза, объем работ по виду деятельности «строительство» - в 1,1 раза, оборот розничной торговли - в 1,6 раза [5].
Согласно оценке эффективности реализации государственных программ Чувашской Республики в 2017 г. 5 государственных программ Чувашии признаны высокоэффективными и 11 эффективными (таблица).
Стоит заметить, что проблемы стратегического управления регионом сложны и многогранны. Для результативного управления необходим такой механизм стратегического плани-
Рис. 2. Действующая система документов стратегического планирования социально-экономического развития Чувашской Республики
Результаты оценки эффективности государственных программ Чувашской Республики в 2017 г. [6]
Наименование государственной программы Чувашской Республики Значение интегрального критерия, балл. Характеристика оценки государственной программы
«Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» 38,5 эффективная
«Развитие транспортной системы Чувашской Республики» 38,0 эффективная
«Социальная поддержка граждан» 38,2 эффективная
«Развитие здравоохранения» 38,0 эффективная
«Развитие культуры и туризма» 38,4 эффективная
«Развитие физической культуры и спорта» 39,2 эффективная
«Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности» 38,8 эффективная
«Экономическое развитие Чувашской Республики» 43,1 высокоэффективная
«Развитие образования» 39,8 эффективная
«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» 39,5 эффективная
«Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики» 39,6 эффективная
«Развитие потенциала государственного управления» 38,9 эффективная
«Содействие занятости населения» 44,2 высокоэффективная
«Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики» 44,0 высокоэффективная
«Информационное общество Чувашии» 44,6 высокоэффективная
«Развитие промышленности и инновационная экономика» 42,6 высокоэффективная
рования, который будет учитывать специфику, проблемы, возможности развития региона, его место в экономическом пространстве страны, что подтверждает необходимость повышения эффективности применяемых форм стратегического планирования развития региона [2].
Большинству документов стратегического планирования, разрабатываемым и внедряемым на уровне региона, присущи такие недостатки, как отсутствие нескольких проработанных возможных вариантов развития исходя из возможных сочетаний внешних и внутренних факторов воздействия, необоснованность стратегических приоритетов и ориентиров развития.
При этом в российской практике стратегического планирования используется далеко не весь арсенал возможно применимых методов, особенно таких, как метод написания сценария, метод стратегической матрицы и технологических укладов, метод инженерных подходов.
Действующая в Чувашии система стратегического планирования требует совершенствования, прежде всего, исходя из учета тесной взаимосвязи с программно-целевым планированием, необходимости интеграции государственных программ Чувашской Республики в Стратегию до 2035 года, прогнозы социально-экономического развития Чувашской Республики.
Список литературы
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 17.10.2018).
2. ГавриловаМ.В. Актуальные проблемы современной региональной экономики // Состояние и перспективы развития государства и общества в условиях модернизации: диалог науки и практики: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. С. 102-105.
3. Николаева А.Н., Рассанова О.Е. Теоретические аспекты социально-экономического развития региона // Экономика и управление в контексте реиндустриализации: теория и практика: сб. материалов Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2016. С. 174-179.
4. Официальный портал органов власти Чувашской Республики. URL: http:// http://www.cap. ru/page/republic (дата обращения: 16.10.2018).
5. Рассанова O.E., НиколаеваА.Н., ФедоровА.С. Современные тенденции социально-экономического развития региона // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 4 (30). С. 56-61.
6. Ремеслова А.Н., Рассанова O.E. Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием муниципального образования // Экономика, право и управление: теория, методология и практика: сб. материалов Междунар.
36
вестник Российского университета кооперации. 2018. № 4(34)
заоч. науч.-практ. конф., посвящ. юбилею заслуж. работника высшей школы Российской Федерации и Чувашской Республики Ю.П. Леванова (30 мая 2015 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. С. 111-114.
References
1. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon RF ot 28.06.2014 g. № 172-FZ (red. ot 23.06.2016 g.). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc (data obrashche-niya: 17.10.2018).
2. GavrilovaM.V. Aktual'ny'e problemy' sovre-mennoj regional'noj e'konomiki [Current problems of a modern regional economy] // Sostoyanie i perspektivy' razvitiya gosudarstva i obshchestva v usloviyakh modernizatsii: dialog nauki i praktiki: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Cheboksary': ChKI RUK, 2015. S. 102-105.
3. NikolaevaA.N.,RassanovaO.E. Teoreticheskie aspekty' social'no-e'konomicheskogo razvitiya regiona [Theoretical aspects of the socio-economic development of the region] // E'konomika i uprav-lenie v kontekste reindustrializatsii: teoriya i prak-
tika: sb. materialov Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. Cheboksary : ChKI RUK, 2016. S.174-179.
4. Ofitsial'ny'j portal organov vlasti Chuvashskoj Respubliki. URL: http:// http://www.cap.ru/page/ republic (data obrashcheniya: 16.10.2018).
5. Rassanova O.E., Nikolaeva A.N., Fedo-rov A.S. Sovremenny'e tendentsii social'no-e'kono-micheskogo razvitiya regiona [Current trends in the socio-economic development of a region] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2017. № 4 (30). S. 56-61.
6. Remeslova A.N., Rassanova O.E. Strate-gicheskij podkhod k upravleniyu social'no-e'kono-micheskim razvitiem munitsipal'nogo obrazovaniya [Strategic approach to managing the socio-economic development of a munitsipality] // E'konomika, pravo i upravlenie: teoriya, metodologiya i praktika: sb. materialov Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf., posvyashch. yubileyu zasluzh. rabotnika vy'sshej shkoly' Rossijskoj Federatsii i Chuvashskoj Respubliki Yu.P. Levanova (30 maya 2015 g.). Cheboksary': ChKI RUK, 2015. S. 111-114.
КЛЯЖЕВА Светлана Александровна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: klyazheva@ mail.ru.
ФАРАФОНОВА Ксения Васильевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: farafonovars4@ mail.ru.
KLYAZHEVA, SvetlanaAlexandrovna - Undergraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
FARAFONOVA, Ksenia Vasilyevna - Undergraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: farafonovars4@ mail. ru.
УДК 338.48
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ
А.А. Копысова, А.М. Воротников
В настоящее время проблема сохранения национальной идентичности выступает важнейшим вопросом, требующим особого внимания в контексте социально-экономического развития России. Обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия и облика исторических поселений требует совершенствования организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры. Одним из таких значительных инструментов становится государственно-частное партнерство, способное к эффективному развитию культурно-познавательного туризма, событийных мероприятий, маркетинга и брендинга территорий; оптимизации местных, региональных, межрегиональных и федеральных каналов продвижения; созданию механизмов по ремонту фасадов зданий исторически ценных градоформирующих объектов. В статье рассматривается нормативно-правовая база в данной сфере, существующие проблемы использования механизма государственно-частного партнерства, примеры российского и