Научная статья на тему 'Актуальные аспекты стратегического планирования социально-экономического развития территорий'

Актуальные аспекты стратегического планирования социально-экономического развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическое развитие территорий / стратегическое управление / стратегическое планирование / государственные программы / стратегические проекты / регионы Российской Федерации. / socio-economic development of territories / strategic management / strategic planning / government programs / strategic projects / regions of the Russian Federation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кляжева Светлана Александровна, Фарафонова Ксения Васильевна

На основе систематизации нормативно-правовых и теоретико-практических аспектов в исследовании проведена оценка действующей системы стратегического планирования социально-экономического развития региона Российской Федерации на примере Чувашской Республики. Авторами охарактеризованы элементы системы стратегического планирования – субъекты и объекты, инструменты и рычаги, систематизированы действующие документы стратегического планирования социально-экономического развития региона, дана оценка эффективности их реализации. Сделан вывод, что на текущий момент действующая в Чувашской Республике система стратегического планирования требует пересмотра исходя из необходимости внедрения современных методов стратегического анализа, обеспечения тесной взаимосвязи с инструментами программно-целевого планирования, интеграции государственных программ в Стратегию и прогнозы социально-экономического развития Чувашской Республики. В статье даны отдельные рекомендации по совершенствованию действующей системы стратегического планирования социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кляжева Светлана Александровна, Фарафонова Ксения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY ASPECTS OF STRATEGIC PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

In a study based on the systematization of legal theoretical and practical aspects, an assessment was made of the current system of strategic planning of the socio-economic development of the region using the example of the Chuvash Republic. The authors described the elements of a strategic planning system – subjects and objects, tools and leveragies, systematized the existing strategic planning documents for the socio-economic development of the region, and evaluated the effectiveness of their implementation. It is concluded that currently the strategic planning system in the Chuvash Republic requires a revision based on the need to introduce modern methods of strategic analysis, ensure close links with the programoriented planning tools, integrate state programs into the Strategy and forecasts of the socio-economic development of the Chuvash Republic. Based on this, the article provides some recommendations for improving the current strategic planning system for the socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты стратегического планирования социально-экономического развития территорий»

Таким образом, осуществление объединенной позиции сторон по предстоящему развитию института УЭО должно положительно повлиять на активность участников внешней экономической деятельности, позволить уменьшить издержки времени и ресурсов организаций при совершении таможенных операций, обеспечить осуществление упрощений на всей территории ЕАЭС, а также расширить категории уполномоченного экономического оператора.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Вступил в силу с 01.01.2018 г.

2. О заявлении о включении в реестр уполномоченных экономических операторов: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 г. № 128.

3. О форме свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и порядке ее заполнения: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 г. № 129.

4. Журнал «Компас экспедитора и перевозчика». URL: http://www.baif.by/stati (дата обращения: 05.04.2018).

5. Реестр уполномоченных экономических операторов. URL: http://www.customs.gov.by/ru (дата обращения: 05.04.2018).

References

1. Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo e'kono-micheskogo soyuza (prilozhenie № 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo e kono-micheskogo soyuza). Vstupil v silu s 01.01.2018 g.

2. O zayavlenii o vklyuchenii v reestr upolno-mochennykh e'konomicheskikh operatorov: reshe-nie Kollegii Evrazijskoj e'konomicheskoj komissii ot 26.09.2017 g. № 128.

3. O forme svideteFstva o vklyuchenii v reestr upolnomochennykh e konomicheskikh operatorov i poryadke ee zapolneniya: reshenie Kollegii Evrazijskoj e'konomicheskoj komissii ot 26.09.2017 g. № 129.

4. Zhurnal «Kompas e'kspeditora i perevoz-chika». URL: http://www.baif.by/stati (data obrash-cheniya: 05.04.2018).

5. Reestr upolnomochennykh ekonomicheskikh operatorov. URL: http://www.customs.gov.by/ru (da ta obrashcheniya: 05.04.2018).

ИСМАГИЛОВА Лейсан Рустамовна - кандидат социологических наук, доцент кафедры таможенного дела. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: [email protected].

ISMAGILOVA, Leysan Rustamovna - Candidate of Science (Sociology), Associate Professor of the Department of Customs Affairs. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: [email protected].

УДК 332.14:353:005.21(470.344)

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

С.А. Кляжева, К.В. Фарафонова

На основе систематизации нормативно-правовых и теоретико-практических аспектов в исследовании проведена оценка действующей системы стратегического планирования социально-экономического развития региона Российской Федерации на примере Чувашской Республики. Авторами охарактеризованы элементы системы стратегического планирования - субъекты и объекты, инструменты и рычаги, систематизированы действующие документы стратегического планирования социально-экономического развития региона, дана оценка эффективности их реализации. Сделан вывод, что на текущий момент действующая в Чувашской Республике система стратегического планирования требует пересмотра исходя из необходимости внедрения современных методов стратегического анализа, обеспечения тесной взаимосвязи с инструментами программно-целевого планирования, интеграции государственных программ в Стратегию и прогнозы социально-экономического развития Чувашской Республики. В статье даны отдельные рекомендации по совершенствованию действующей системы стратегического планирования социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие территорий; стратегическое управление; стратегическое планирование; государственные программы; стратегические проекты; регионы Российской Федерации.

S.A. Klyazheva, K.V. Farafonova. CONTEMPORARY ASPECTS OF STRATEGIC PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

In a study based on the systematization of legal theoretical and practical aspects, an assessment was made of the current system of strategic planning of the socio-economic development of the region using the example of the Chuvash Republic. The authors described the elements of a strategic planning system - subjects and objects, tools and leveragies, systematized the existing strategic planning documents for the socio-economic development of the region, and evaluated the effectiveness of their implementation. It is concluded that currently the strategic planning system in the Chuvash Republic requires a revision based on the need to introduce modern methods of strategic analysis, ensure close links with the program-oriented planning tools, integrate state programs into the Strategy and forecasts of the socio-economic development of the Chuvash Republic. Based on this, the article provides some recommendations for improving the current strategic planning system for the socio-economic development of the region.

Keywords: socio-economic development of territories; strategic management; strategic planning; government programs; strategic projects; regions of the Russian Federation.

Социально-экономическое развитие российских регионов и входящих в их состав территорий в современных условиях характеризуется высокой динамикой экономических и структурных изменений, углублением их дифференциации по степени вовлеченности в экономическую деятельность, темпам экономического развития, уровню и качеству жизни проживающего в них населения [3]. В этих условиях развития региональных социально-экономических систем возрастает уровень ответственности органов власти за обеспечение устойчивого сбалансированного развития субъектов и входящих в их состав территорий, что поднимает на новый уровень вопросы формирования комплексных эффективных систем управления в регионах, важнейшей составляющей которых выступает стратегическое планирование [6].

Территориальная система стратегического планирования существенно изменилась в связи с принятием в 2014 г Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]. Закон установил правовые основы стратегического планирования в стране, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования, сроки и систему взаимосвязанных документов стратегического планирования (рис. 1).

Субъектами управления, непосредственно ответственными за стратегическое развитие Чувашской Республики, являются:

• Глава Чувашской Республики, в компетенции которого входит внесение корректив в Стратегию социально-экономического развития Чувашской Республики, ее утверждение, контроль за ходом исполнения Стратегии;

• Кабинет Министров Чувашской Республики, исполняющий государственно-властные полномочия в области обеспечения реализации единой государственной политики в сфере стратегического планирования; определения порядка разработки, корректировки, утверждения, обеспечения согласованности документов стратегического планирования;

• Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, непосредственно отвечающее за организацию и результативность стратегического планирования на региональном уровне.

Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года является документом стратегического планирования, определяющим приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, которые согласованы с приоритетами и целями развития Российской Федерации. В рамках системы стратегического планирования ее действие дополняют государственные программы Чувашской Республики, содержащие комплекс обеспеченных ресурсами конкретных мероприятий, направленных на достижение целей Стратегии. В 2018 г. реализуются 16 государственных программ Чувашской Республики, более 350 муниципальных программ (рис. 2).

Реализация Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года осуществлялась в меняющихся внешних и внутренних условиях функционирования экономики республики под влиянием мирового финансового кризиса, изменения геополитических условий, введения санкций, которые повлияли на замедление темпов развития как России в целом, так и Чувашской Республики.

Планирование и прогнозирование

Рис. 1. Иерархия документов стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]

Несмотря на это, в республике сохранены основные стратегические цели и ключевые приоритеты развития, обозначенные Стратегией до 2020 года, продолжается реализация предусмотренных в ней мероприятий и стратегических проектов. В регионе реализованы крупные инвестиционные проекты в химической промышленности, электротехнике, машиностроении, промышленности стройматериалов, сельском хозяйстве, инфраструктурном комплексе, социальных отраслях экономики. За период реализации стратегии (2007-2017 гг.) объем ВРП Чувашской Республики увеличился в 1,2 раза в сопоставимых ценах, объ-

ем промышленного производства - в 1,6 раза, объем инвестиций в основной капитал - в 1,1 раза, объем работ по виду деятельности «строительство» - в 1,1 раза, оборот розничной торговли - в 1,6 раза [5].

Согласно оценке эффективности реализации государственных программ Чувашской Республики в 2017 г. 5 государственных программ Чувашии признаны высокоэффективными и 11 эффективными (таблица).

Стоит заметить, что проблемы стратегического управления регионом сложны и многогранны. Для результативного управления необходим такой механизм стратегического плани-

Рис. 2. Действующая система документов стратегического планирования социально-экономического развития Чувашской Республики

Результаты оценки эффективности государственных программ Чувашской Республики в 2017 г. [6]

Наименование государственной программы Чувашской Республики Значение интегрального критерия, балл. Характеристика оценки государственной программы

«Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» 38,5 эффективная

«Развитие транспортной системы Чувашской Республики» 38,0 эффективная

«Социальная поддержка граждан» 38,2 эффективная

«Развитие здравоохранения» 38,0 эффективная

«Развитие культуры и туризма» 38,4 эффективная

«Развитие физической культуры и спорта» 39,2 эффективная

«Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности» 38,8 эффективная

«Экономическое развитие Чувашской Республики» 43,1 высокоэффективная

«Развитие образования» 39,8 эффективная

«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» 39,5 эффективная

«Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики» 39,6 эффективная

«Развитие потенциала государственного управления» 38,9 эффективная

«Содействие занятости населения» 44,2 высокоэффективная

«Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики» 44,0 высокоэффективная

«Информационное общество Чувашии» 44,6 высокоэффективная

«Развитие промышленности и инновационная экономика» 42,6 высокоэффективная

рования, который будет учитывать специфику, проблемы, возможности развития региона, его место в экономическом пространстве страны, что подтверждает необходимость повышения эффективности применяемых форм стратегического планирования развития региона [2].

Большинству документов стратегического планирования, разрабатываемым и внедряемым на уровне региона, присущи такие недостатки, как отсутствие нескольких проработанных возможных вариантов развития исходя из возможных сочетаний внешних и внутренних факторов воздействия, необоснованность стратегических приоритетов и ориентиров развития.

При этом в российской практике стратегического планирования используется далеко не весь арсенал возможно применимых методов, особенно таких, как метод написания сценария, метод стратегической матрицы и технологических укладов, метод инженерных подходов.

Действующая в Чувашии система стратегического планирования требует совершенствования, прежде всего, исходя из учета тесной взаимосвязи с программно-целевым планированием, необходимости интеграции государственных программ Чувашской Республики в Стратегию до 2035 года, прогнозы социально-экономического развития Чувашской Республики.

Список литературы

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 17.10.2018).

2. ГавриловаМ.В. Актуальные проблемы современной региональной экономики // Состояние и перспективы развития государства и общества в условиях модернизации: диалог науки и практики: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. С. 102-105.

3. Николаева А.Н., Рассанова О.Е. Теоретические аспекты социально-экономического развития региона // Экономика и управление в контексте реиндустриализации: теория и практика: сб. материалов Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2016. С. 174-179.

4. Официальный портал органов власти Чувашской Республики. URL: http:// http://www.cap. ru/page/republic (дата обращения: 16.10.2018).

5. Рассанова O.E., НиколаеваА.Н., ФедоровА.С. Современные тенденции социально-экономического развития региона // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 4 (30). С. 56-61.

6. Ремеслова А.Н., Рассанова O.E. Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием муниципального образования // Экономика, право и управление: теория, методология и практика: сб. материалов Междунар.

36

вестник Российского университета кооперации. 2018. № 4(34)

заоч. науч.-практ. конф., посвящ. юбилею заслуж. работника высшей школы Российской Федерации и Чувашской Республики Ю.П. Леванова (30 мая 2015 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. С. 111-114.

References

1. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon RF ot 28.06.2014 g. № 172-FZ (red. ot 23.06.2016 g.). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc (data obrashche-niya: 17.10.2018).

2. GavrilovaM.V. Aktual'ny'e problemy' sovre-mennoj regional'noj e'konomiki [Current problems of a modern regional economy] // Sostoyanie i perspektivy' razvitiya gosudarstva i obshchestva v usloviyakh modernizatsii: dialog nauki i praktiki: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Cheboksary': ChKI RUK, 2015. S. 102-105.

3. NikolaevaA.N.,RassanovaO.E. Teoreticheskie aspekty' social'no-e'konomicheskogo razvitiya regiona [Theoretical aspects of the socio-economic development of the region] // E'konomika i uprav-lenie v kontekste reindustrializatsii: teoriya i prak-

tika: sb. materialov Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. Cheboksary : ChKI RUK, 2016. S.174-179.

4. Ofitsial'ny'j portal organov vlasti Chuvashskoj Respubliki. URL: http:// http://www.cap.ru/page/ republic (data obrashcheniya: 16.10.2018).

5. Rassanova O.E., Nikolaeva A.N., Fedo-rov A.S. Sovremenny'e tendentsii social'no-e'kono-micheskogo razvitiya regiona [Current trends in the socio-economic development of a region] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2017. № 4 (30). S. 56-61.

6. Remeslova A.N., Rassanova O.E. Strate-gicheskij podkhod k upravleniyu social'no-e'kono-micheskim razvitiem munitsipal'nogo obrazovaniya [Strategic approach to managing the socio-economic development of a munitsipality] // E'konomika, pravo i upravlenie: teoriya, metodologiya i praktika: sb. materialov Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf., posvyashch. yubileyu zasluzh. rabotnika vy'sshej shkoly' Rossijskoj Federatsii i Chuvashskoj Respubliki Yu.P. Levanova (30 maya 2015 g.). Cheboksary': ChKI RUK, 2015. S. 111-114.

КЛЯЖЕВА Светлана Александровна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: klyazheva@ mail.ru.

ФАРАФОНОВА Ксения Васильевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: farafonovars4@ mail.ru.

KLYAZHEVA, SvetlanaAlexandrovna - Undergraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

FARAFONOVA, Ksenia Vasilyevna - Undergraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: farafonovars4@ mail. ru.

УДК 338.48

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ

А.А. Копысова, А.М. Воротников

В настоящее время проблема сохранения национальной идентичности выступает важнейшим вопросом, требующим особого внимания в контексте социально-экономического развития России. Обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия и облика исторических поселений требует совершенствования организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры. Одним из таких значительных инструментов становится государственно-частное партнерство, способное к эффективному развитию культурно-познавательного туризма, событийных мероприятий, маркетинга и брендинга территорий; оптимизации местных, региональных, межрегиональных и федеральных каналов продвижения; созданию механизмов по ремонту фасадов зданий исторически ценных градоформирующих объектов. В статье рассматривается нормативно-правовая база в данной сфере, существующие проблемы использования механизма государственно-частного партнерства, примеры российского и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.