Научная статья на тему 'Управление качеством высшего образования в Республике Казахстан через культуру личности специалиста'

Управление качеством высшего образования в Республике Казахстан через культуру личности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Валерия Викторовна

Современная система образования породила ряд противоречий. Причиной противоречий является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности специалиста как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности. В статье раскрывается новый подход к управлению качеством высшего профессионального образования через культуру личности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством высшего образования в Республике Казахстан через культуру личности специалиста»

УДК 378.16

Сергеева Валерия Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Инновационного Евразийского университета, [email protected], Павлодар, РК

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Sergeyeva Valeriya Viktorovna

The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of pedagogics and psychology of Innovative Euroasian university, [email protected], Pavlodar, KZ

MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION QUALITY IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN THROUGH CULTURE OF THE PERSON OF THE EXPERT

Содержание высшего образования рассматривается как компонент Национальной системы качества образования государства. Конгресс США в 1983 г., рассматривая вопрос качества национальной системы образования. США, принял документ «Нация в опасности», где зафиксировал неудовлетворительное состояние образования, ставя в прямую связь данный факт с возможностью кризиса в экономике США, ее конкурентоспособности, ее лидирующих позиций в мировой экономике в начале XXI века. «Нация в опасности» - это название фиксирует значение образования как основы национальной безопасности на долгосрочную перспективу. Конгресс США, к его чести и достоинству, понимал эту основополагающую роль образования.

Современно звучат слова В. И. Вернадского, произнесенные им в начале XX века по поводу состояния дел с образованием в России и связи этого состояния с социально-экономическим и политическим кризисом. Он говорил, что « в значительной мере все переживаемое находится в тесной связи с той легкомысленной небрежностью, с какой русское общество поколениями относилось к народному образованию». Легкомысленная небрежность к высшему образованию, может грозить на фоне императива выживаемости человечества в XXI веке, перехода экономик стран мира, в первую очередь развитых стран, в тип интеллекгоемких, наукоемких, образовательноемких, быстроходных экономик к обречению нашего государства на распад и захват ее ресурсов другими странами. На этом фоне постановка проблемы создания Национальной системы образования в любом государстве, и в Казахстане, в частности, призвана создать тенденцию, противостоящую дальнейшему развитию кризиса образования, тенденцию, обеспечивающую формирование доктрины и идеологии образовательной политики, соответствующей модели «устойчивого развития» в форме управляемой социоприродной эволюции в XXI веке, императиву перехода в начале XXI века к всеобщему высшему образованию.

Проблема источников формирования содержания высшего образования - ядровая проблема Национальной системы образования. Она включает в себя две подпроблемы - подпроблему удержания высокого уровня качества содержания высшего образования на фоне «потерь» в науке, развала издательской базы, «утечки мозгов» за границу, сокращения количества издаваемых отечественных научных журналов и формирования «зоны молчания» отечественных ученых вследствие сокращения возможностей публиковать свои научные результаты и т. д. и подпроблему развития содержания высшего образования, темпы которого, с одной стороны, должны быть кор-респондированы с темпами развития самой науки, которая составляет базис содержания высшего образования, а, с другой стороны, быть корреспонди-рованы с темпами формирования императивов большой логики

Образование в целом и высшее образование в частности как его база переживает глубокий системный кризис. Этот кризис являет собой резонансный эффект взаимодействия нескольких кризисов, обусловленных как кризисом, всей мировой цивилизации, и в частности кризисом всей системы образования в мире, не отвечающего сформировавшемуся в конце XX века имперетиву выживаемости человечества, так и обусловленных комплексным, системным кризисом, переживаемым всеми государствами во всех ее измерениях: государственной системой, экономикой, культурой, идеалом, государственной политикой, этносом. С позиции социально-экономической эволюции этот кризис предстает как совмещение двух кризисов: «кризиса преемственности» и «кризиса развития». Образование становится ведущим социогенетическим механизмом развития в XXI веке - интеллектно-информационной цивилизации или, что то же самое, цивилизации общественного интеллекта и образовательного общества. Указанный цивилизационный сдвиг на рубеже тысячелетий определил концепции общественного интеллекта и образовательного общества как «ядровые» концепции «модели устойчивого развития человечества» в форме управляемой соци-оприродной эволюции. Из этого следует, что ориентиры образовательной политики в любом государстве мира имеют стратегический характер с позиций императива выживаемости человечества и ставят саму образовательную политику в центр внутренней политики государств мира. Это означает, что государство и общество через механизмы образовательной политики несут ответственность за темпы роста образовательного ценза населения, за опережающее развитие качества человека, качества общественного интеллекта и качество образовательных систем в обществе.

Качество образования есть отношение адекватности системы образования (совокупности его свойств) требованиям:

а) императива выживаемости мировой цивилизации;

б) опережающего развития качества общественного интеллекта;

в) опережающего развития качества человека, включая императивы всестороннего, гармоничного, универсально-целостного, творческого развития личности и становления проблемно-ориентированного профессио-

нализма, перехода в первом десятилетии XXI века к всеобщему высшему образованию;

г) требованиям социоморфности образования, его соответствия особенностям национальных традиций, социально-экономического развития и политического устройства в стране, национально-этническому архетипу менталитета населения;

д) требованиям стандарта образования, представляющим правовую формализацию социальной нормы качества образования.

Высшее образование любого государства должно включать в свою идеологию защиту отечественного образования в условиях реалий растущей геополитической конкуренции по качеству образования и качеству интеллектуальных ресурсов стран мира. Высшее образование - механизм, определяющий воспроизводство интеллектуальных ресурсов в социальных институтах науки и образования, и поэтому проблема качества высшего образования - ключевая во всей системе качества образования, в системе обеспечения восходящего воспроизводства общественного интеллекта.

Разнообразие образовательных систем в мире, как и культур, - необходимое условие развития мировой цивилизации. В этом смысле не существуют мировое образование и мировые стандарты образования как нечто однородное. Однако гетерогенность образования и культуры не отрицает общечеловеческого инварианта, который наиболее глубоко проявляется в науке, религии, искусстве. Однако общечеловеческий инвариант культуры и образования формируется и раскрывается как инвариант через национальную культуру и национальное образование. Поэтому укорененность образования в национальной культуре, в национальноэтническом сознании - важнейшее доктринальное положение.

Для казахстанского образования это означает, в первую очередь, его опора в культуре, в истории, в национально-этническом архетипе при акценте на народообъединяющую функцию казахской культуры, которую она выполняла на протяжении всей истории Казахстана.

Без понимания этого положения не может быть решена на должном уровне гуманитаризация казахстанского образования, гуманитаризация казахстанской высшей школы. Ключевыми положениями Национальной доктрины образования являются:

- образование как основной механизм воспроизводства общественного интеллекта становится главным механизмом цивилизационного развития, включая и экономику, в XXI веке;

- образование является главным механизмом действия основного закона «модели устойчивого развития» как управляемой социоприродной эволюции на базе динамического социоприродного гомеостаза с общественным интеллектом в, центре его механизмов;

- высшее образование является главным механизмом развития образования и науки в целом как важнейших компонентов общественного интеллекта.

Неклассичность будущего бытия человечества определяет характер образовательной революции как Неклассической, как становление Неклас-

сического образования, что определяет данный императив, как чело-векоцентризм и культуроцентризм образования.

Культуроцентризм образования определяет принцип управления качеством образования «через культуру». В Национальном мониторинге источников содержания высшего образования данный принцип определяет направление мониторинга - следящий контроль за «системой источников», от-ражающих влияние состояния культуры и искусства на содержание высшего образования, особенно его гуманитарной, исторической, национальнопатриотической составляющих.

Образование - область социокультурной жизни, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной отстаивать общечеловеческие ценности. Но пока общество не признает первостепенную важность культуры в образовании, необходимость этических форм поведения, оно не может стать цивилизованным и демократичным.

Высшее образование - один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры одновременно, так как одно без другого не существует. Образовательная среда, созданная в вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения студента в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые проявляются в межличностных и деловых контактах взрослого человека. Высшее образование выступает как практика социализации человека и преемственности поколений. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идиалами предшествующих поколений, воплотившихся в исторических традициях.

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование способствует адаптации человека к новым жизненным условиям. Сегодня социально-экономическая ситуация в обществе может быть охарактеризована рядом моментов, значимых для понимания стратегии воспитания личности:

- отсутствием четкой и адекватной современным условиям молодежной политики;

- формированием во многом чуждой менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент традиционной воспитательной системы общества;

- изменением приоритетов в структуре социально значимых профессий, специальностей;

- противоречивостью отношений к образованию в условиях рынка труда и образовательных услуг;

- ослаблением непреходящих педагогических ценностей, достижений исторического опыта;

- актуализацией проблемы обеспечения социальной, психофизиологической, духовно-нравственной безопасности молодежи, преодоления средств ее социализации (В. А. Шаповалов).

Влияние данных факторов на личность в том, что образуется так называемый «вакуум духовности», то есть происходит процесс «замыкания сознания», деформация мотивационно - потребностной сферы, понижается уровень продуктивности воображения, что не способствует расширению информационной емкости сознания индивидуума.

Сфера образования призвана противостоять разрушительным тенденциям современного общества и поддерживать тенденции созидательные и прогрессивные, которые реализуются посредством действия социальных институтов, одним из которых и является вуз. У человека всегда есть выбор, и задача высшего образования заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Истинная педагогика начинается с анализа жизни человека, народа, с помощи в разрешении трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие.

Задача высшего образования - воспитывать в студентах людей, умеющих отличить духовность от бездуховности и поставить на пути последней преграды. Для равновесия мира на планете в отдельном человеке необходимо духовно богатое сердце. При этом надо помнить, что духовность порождается только духовностью, что вне науки о человеке и его духе педагогика слепа. Сегодня каждому практикующему педагогу и будущему педагогу следует обратить внимание в первую очередь на себя. Учитывая тот факт, что в студенческие годы наиболее активно происходит развитие нравственных чувств, происходит становление мировоззрения и характера. И что самое главное для нас - это овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека и специалиста. Преподавателю важно поддерживать стремление студентов к саморазвитию и, в то же время, помогать им преодолевать комплексы межличностных отношений на базе сформированных форм культур: экологической, педагогической, патриотической, правовой и др. Данное требование будет соблюдено при удовлетворении социальнопедагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной деятельности вузов посредством реализации культурного потенциала обучения.

Богатейшие духовные и природные ресурсы любой страны мира, соединенные с возрожденным ее национальным духом, смогут поднять страну к новым вершинам социальных достижений. Успешному решению этой проблемы будет способствовать развитие не схематизма мышления и «голого» прагматизма, а возрождение культур, связанных с альтруизмом межчелове-ческих отношений.

История страны - это история личностей ее прославивших, и педагоги, кому доверено воспитание будущих специалистов, должны всегда помнить, что все наши поиски и открытия в деле формирования личности, в конечном счете, экстраполируются на будущее страны.

Сегодня, в век образовательных инноваций, новшество, возникшее на одном конце планеты, через определенное время проникает в ее противо-

положный конец, впитывая новое, и положительное. Только так, работая в духе времени, можно подготовить компетентных в области педагогики специалистов. Но следует помнить, что мы живем в Казахстане, ставшем родиной не одного новаторского начинания, профессионалы которого накопили уникальный опыт, и необходимо научиться бережно соединить этот бесценный опыт с инновациями сегодняшнего дня. Этот синтез может обеспечить желаемый результат педагогической деятельности сегодня: воспитать физически, психологически и духовно здоровое поколение граждан, живущих в XXI веке, способных созидать новую программу процветающего Казахстана.

Образование касается глубинных оснований бытия государства, нации, всего настоящего и будущего общества, поэтому в реформировании образования особенно необходимо чувствовать разницу и грань между цивилизационными изменениями и культурой, которая не может быть модернизирована по воле реформаторов. В настоящее время традиционная учебнометодическая модель, которая веками применялась в школах всех типов и уровней, устарела. Современный мир развития предусматривает значительную социальную и профессиональную мобильность, участие все большего числа людей в созидании более совершенного общества. Вместо авторитарного словесного обучения, опирающегося на прошлое и основанного на передаче и воспроизведении информации, нам нужно образование, ориентированное на будущее, развивающее инициативу и самостоятельность учащихся, образование, которое пробуждает у личности интерес и желание учиться дальше, формирует его творческое мышление и учит решению проблемы, приучает использовать огромные возможности «параллельного образования» (например, средств массовой коммуникации).

В ноябре 2004 года было принято решение перейти к двухуровневой системе высшего образования (4 года бакалавриат + 2 года магистратура). При этом между четырехлетним бакалавриатом и двухлетней магистратурой возможен перерыв. По официальной версии, такая схема поможет студенту сознательно выбрать траекторию дальнейшего образования. Однако проекты реформирования вызывают у экспертов большие сомнения.

Ранее И. А. Зимней была предложена трактовка социальных компетентностей. Ее теоретической основой послужили сформулированные в отечественной психологии предположения, согласно которым человек есть субъект общения, познания, труда (Б. Г. Ананьев); человек проявляется в системе отношений к обществу, к другим людям, к себе, к труду (В. Н. Мясищев); компетентность человека имеет акмеологический вектор (Н. В. Кузьмина,

А. А. Деркач). С этих позиций были разграничены три основные группы компетентностей: а) компетентности, относящиеся к самому себе как к личности, как субъекту жизнедеятельности; б) компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека с другими людьми и социальной сферой; в) компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Рассматривая все компетенции, мы находим компетентность гражданственности, ценностно-смысловой ориентации в мире. Компетентность гражданственности включат в себя: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства. Компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире включает в себя ценности жизни, культуру народа и собственной страны.

Анализируя содержание основных социальных компетенций, мы выделяем следующие действия (дескрипторы): руководствоваться в жизни правами и обязанностями гражданина; проявлять гражданскую позицию в отношении государства; руководствоваться в своем поведении общепринятыми в обществе нормами, культурными традициями народа; понимать культурно-исторические ценности народа и нормативные ценности менталитета. В связи с эти считаем, что каждый выпускник вуза должен обладать высоким уровнем патриотической культуры наряду со сформированными вышеназванными компетенциями.

Современная система образования породила ряд противоречий. Причиной противоречий является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности. В «Законе об образовании» данный уровень нашел свое отражение в принципах государственной политики в области образования, согласно которому система образования обязана защищать и развивать национальные и региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства (ст. 2, п. 2) и определять основные задачи высшего учебного заведения. Такими задачами являются:

- удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

- развитие науки и искусства посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

- формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

- распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Выполнение этих задач связано с изменение содержания образования, особенно в области национально-регионального компонента. История современной системы образования представляет непрерывную череду образовательных реформ. Как правило, их суть сводится к стремлению изменить сознание человека, его воззрения и ценности и воспитать «человека новой формации». Известно, что национальная культура может развиваться как

в рамках одной из мировых культур, так и изолированно от них. В первом случае национальная культура обретает мировое значение. Национальнорегиональный компонент должен стать содержательной основой духовнонравственного образования. Необходим строгий контроль над правильным использованием данного компонента государственного стандарта.

Библиографический список

1. Стратегический план Развития РК до 2010 / Указ Президента РК, 4 декабря 2001г. №735

2. Нарибаев, К. Научные и нормативно-правовые основы реформирования высшего образования. [Текст] / К. нарибаев // Білім. Образование., Научнопедагогический журнал. - 2008. - 31 (37).

3. О государственной молодежной политики в РК/ Закон РК от 7 июля 2004 г., №581

4. Бордовский, В. А, Реформирование образования как созидание, а не как революция // В. А. Бордовский, А. А. Корольков. Физическая культура: - СП, -1998,-№4.

5. Нургалиева, Г. К. Сравнительная педагогика. [Текст] / Г. К. Нургалиева,

A. К. Кусаинов, К. С. Мусин - Алматы: Рауан, 1991.

6. Казначеев, В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. [Текст] /

B. П. Казначеев-М.: Наука 1996.

7. Гершунский, Б. С. Образование для XXI века. [Текст] / Б. С. Гершунский -М.: «Совершенство», 1999.

8. Интеллектуальная нация 2020 // Казахстанская правда. - № 120 (25864).,- 14.05.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.