ЭКОНОМИКА
Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 2. С. 254-259.
УДК 378.16 В.В. Сергеева
Инновационный Евразийский университет
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
Рассматривается образование как основание бытия государства, нации, и общества. Обосновывается необходимость реформирования образования через культуротворческий подход.
Ключевые слова: высшее образование, реформирование, культура личности специалиста, культуротворческий подход.
Содержание высшего образования В. В. Чекмарев рассматривает как компонент Национальной системы качества образования государства. Конгресс США в 1983 г., рассматривая вопрос качества национальной системы образования, принял документ «Нация в опасности», где зафиксировал неудовлетворительное состояние образования, напрямую связывая данный факт с возможностью кризиса в экономике США, снижения ее конкурентоспособности, утраты ее лидирующих позиций в мировой экономике в начале XXI в. «Нация в опасности» - это название фиксирует значение образования как основы национальной безопасности на долгосрочную перспективу. Конгресс США понимал эту основополагающую роль образования.
Высшее образование - локомотив развития всей образовательной системы в целом. Тенденции сокращения высшего образования по своей мощности, и по доступности для широких слоев населения, и по своему научному потенциалу, и по количеству обучающихся студентов
- это тенденции, противостоящие тенденциям наращивания потенциала высшего образования во всех странах мира.
Современно звучат слова В. И. Вернадского, произнесенные им в начале XX в. по поводу состояния дел в российском образовании и связи этого состояния с социально-экономическим и политическим кризисом. Он говорил, что «в значительной мере все переживаемое находится в тесной связи с той легкомысленной небрежностью, с какой русское общество поколениями относилось к народному образованию». Легкомысленная небрежность по отношению к высшему образованию может грозить - на фоне императива выживаемости человечества в XXI в., перехода экономик стран мира, в первую очередь развитых стран, в тип интеллектоемких, наукоемких, образовательноемких, быстроходных экономик - распадом нашего государства и захватом его ресурсов другими странами. На этом фоне постановка проблемы создания Национальной системы образования в любом государстве, и в Казахстане в частности, призвана создать тенденцию, противостоящую дальнейшему развитию кризиса образования, тенденцию, обеспечивающую формирование доктрины и идеологии обра-
© В.В. Сергеева, 2011
зовательной политики, соответствующей модели «устойчивого развития» в форме управляемой социоприродной эволюции в XXI в., императиву перехода в начале XXI в. к всеобщему высшему образованию.
Проблема источников формирования содержания высшего образования - «ядровая» проблема Национальной системы образования. Она включает в себя две подпроблемы - подпроблему удержания высокого уровня качества содержания высшего образования на фоне «потерь» в науке, развала издательской базы, «утечки мозгов» за границу, сокращения количества издаваемых отечественных научных журналов и формирования «зоны молчания» отечественных ученых вследствие сокращения возможностей публиковать свои научные результаты и т. д. и подпроблему развития содержания высшего образования, темпы которого, с одной стороны, должны быть корреспонди-рованы с темпами развития самой науки, которая составляет базис содержания высшего образования, а с другой - с темпами формирования императивов большой логики.
Образование в целом, и высшее образование, в частности, как его база, переживает глубокий системный кризис. Этот кризис являет собой резонансный эффект взаимодействия нескольких кризисов, обусловленных как кризисом всей мировой цивилизации, и в частности кризисом всей системы образования в мире, не отвечающего сформировавшемуся в конце XX в. императиву выживаемости человечества, так и комплексным, системным кризисом, переживаемым всеми государствами во всех ее измерениях: государственной системой,
экономикой, культурой, идеалом, государственной политикой, этносом. С позиции социально-экономической эволюции этот кризис предстает как совмещение двух кризисов: «кризиса преемственности» и «кризиса развития». Образование становится ведущим социогенетическим механизмом развития в XXI в. - интеллектно-информационной цивилизации, или, что то же самое, цивилизации общественного интеллекта и образовательного общества. Указанный цивилизационный сдвиг на рубеже тысячелетий определил концепции общественного интеллекта и образовательного общества как «ядровые» концепции «модели устойчивого развития человечества» в форме управляемой социоприродной эволюции. Из этого следует,
что ориентиры образовательной политики в любом государстве мира имеют стратегический характер с позиций императива выживаемости человечества и ставят саму образовательную политику в центр внутренней политики государств мира. Это означает, что государство и общество через механизмы образовательной политики несут ответственность за темпы роста образовательного ценза населения, за опережающее развитие качества человека, качества общественного интеллекта и качество образовательных систем в обществе.
Качество образования есть отношение адекватности системы образования (совокупности его свойств) требованиям:
а) императива выживаемости мировой цивилизации;
б) опережающего развития качества общественного интеллекта;
в) опережающего развития качества человека, включая императивы всестороннего, гармоничного, универсальноцелостного, творческого развития личности и становления проблемно-ориентированного профессионализма, перехода в первом десятилетии XXI в. к всеобщему высшему образованию;
г) социоморфности образования, его соответствия особенностям национальных традиций, социально-экономического развития и политического устройства в стране, национально-этническому архетипу менталитета населения;
д) стандарта образования, что представляет собой правовую формализацию социальной нормы качества образования.
Высшее образование любого государства должно включать в свою идеологию защиту отечественного образования в условиях реалий растущей геополитической конкуренции по качеству образования и качеству интеллектуальных ресурсов стран мира. Высшее образование - механизм, определяющий воспроизводство интеллектуальных ресурсов в социальных институтах науки и образования. И поэтому проблема качества высшего образования является ключевой во всей системе качества образования, в системе обеспечения восходящего воспроизводства общественного интеллекта.
Разнообразие образовательных систем в мире, как и культур, - это необходимое условие развития мировой цивилизации. В этом смысле не существует мировое образование и мировые стандарты образования как нечто однородное. Однако гетерогенность образования и культуры не
отрицает общечеловеческого инварианта, который наиболее глубоко проявляется в науке, религии, искусстве. Однако общечеловеческий инвариант культуры и образования формируется и раскрывается через национальную культуру и национальное образование. Поэтому укорененность образования в национальной культуре, в национально-этническом сознании
- важнейшее доктринальное положение.
Для казахстанского образования это означает в первую очередь его укорененность в культуре, истории, национальноэтническом архетипе при акценте на народообъединяющую функцию казахской культуры, которую она выполняла на протяжении всей истории Казахстана.
Без понимания этого положения не может быть решена на должном уровне проблема гуманитаризации казахстанского образования, гуманитаризации казахстанской высшей школы. Ключевые положения Национальной доктрины образования:
- образование, являясь основным ме-
ханизмом воспроизводства общественного интеллекта, становится главным механизмом цивилизационного развития,
включая и экономику, в XXI в.;
- образование является главным механизмом действия основного закона «модели устойчивого развития» как управляемой социоприродной эволюции на базе динамического социоприродного гомеостаза с общественным интеллектом в центре его механизмов;
- высшее образование является главным механизмом развития образования и науки в целом как важнейших компонентов общественного интеллекта.
Неклассичность будущего бытия человечества определяет характер образовательной революции как неклассической, как становление неклассического образования, что определяет данный императив как человекоцентризм и культуроцен-тризм образования.
Культуроцентризм образования определяет принцип управления качеством образования «через культуру». В Национальном мониторинге источников содержания высшего образования данный принцип определяет направление мониторинга - следящий контроль за «системой источников», отражающих влияние состояния культуры и искусства на содержание высшего образования, особенно его гуманитарной, исторической, национально-патриотической составляющих.
Образование - область социокультурной жизни, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной отстаивать общечеловеческие ценности. Но, пока общество не признает первостепенную важность культуры в образовании, необходимость этических форм поведения, оно не может стать цивилизованным и демократичным.
Высшее образование - один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры одновременно, так как одно без другого не существует. Образовательная среда, созданная в вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения студента в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые проявляются в межличностных и деловых контактах взрослого человека. Высшее образование выступает как практика социализации человека и преемственности поколений. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторических традициях.
В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование способствует адаптации человека к новым жизненным условиям. Сегодня социально-экономическая ситуация в обществе может быть охарактеризована рядом моментов, значимых для понимания стратегии воспитания личности:
- отсутствием четкой и адекватной современным условиям молодежной политики;
- формированием во многом чуждой менталитету молодежной субкультуры, подрывающей основы традиционной воспитательной системы общества;
- изменением приоритетов в структуре социально значимых профессий, специальностей;
- противоречивостью отношений к образованию в условиях рынка труда и образовательных услуг;
- ослаблением непреходящих педагогических ценностей, достижений исторического опыта;
- актуализацией проблемы обеспечения социальной, психофизиологической, духовно-нравственной безопасности мо-
лодежи, преодоления средств ее социализации (В. А. Шаповалов).
Влияние данных факторов на личность заключается в том, что образуется так называемый вакуум духовности, т. е. происходит процесс «замыкания сознания», деформация мотивационно-
потребностной сферы, понижается уровень продуктивности воображения, что не способствует расширению информационной емкости сознания индивидуума.
Сфера образования призвана противостоять разрушительным тенденциям современного общества и поддерживать тенденции созидательные и прогрессивные, которые реализуются посредством действия социальных институтов, одним из которых и является вуз. У человека всегда есть выбор, и задача высшего образования заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Истинная педагогика начинается с анализа жизни человека, народа, с помощи в разрешении трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие.
Задача высшего образования - воспитывать людей, умеющих отличить духовность от бездуховности и поставить на пути последней преграды. При этом надо помнить, что духовность порождается только духовностью, что вне науки о человеке и его духе педагогика слепа. Сегодня каждому практикующему педагогу и будущему педагогу следует обратить внимание в первую очередь на себя. Необходимо учитывать тот факт, что в студенческие годы наиболее активно происходит развитие нравственных качеств, становление мировоззрения, характера и, что самое главное для нас, овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека и специалиста. Преподавателю важно поддерживать стремление студентов к саморазвитию и в то же время помогать им преодолевать комплексы межличностных отношений на базе сформированных форм культур: экологической, педагогической, патриотической, правовой и др. Данное требование будет соблюдено при удовлетворении социальнопедагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода в учебновоспитательной деятельности вузов посредством реализации культурного потенциала обучения.
Богатейшие духовные и природные ресурсы любой страны мира, соединен-
ные с ее возрожденным национальным духом, смогут поднять страну к новым вершинам - социальным достижениям. Успешному решению этой проблемы будет способствовать не развитие схематизма мышления и «голого» прагматизма, а возрождение культур, связанных с альтруизмом межчеловеческих отношений.
История страны - это история личностей, ее прославивших, и педагоги, которым доверено воспитание будущих специалистов, должны всегда помнить, что все наши поиски и открытия в деле формирования личности в конечном счете экстраполируются на будущее страны.
Сегодня, в век образовательных инноваций, новшество, возникшее на одном конце планеты, через определенное время проникает в ее противоположный конец, впитывая новое, положительное. Только так, работая в духе времени, можно подготовить компетентных в области педагогики специалистов. Но следует помнить, что мы живем в Казахстане, ставшем родиной не одного новаторского начинания, в стране с уникальным опытом, накопленным представителями профессионального сообщества, и необходимо научиться бережно соединять этот бесценный опыт с инновациями сегодняшнего дня. Этот синтез может обеспечить желаемый результат педагогической деятельности сегодня: воспитать физически, психологически и духовно здоровое поколение граждан, живущих в XXI в., способных реализовать новую программу процветающего Казахстана.
Образование касается глубинных оснований бытия государства, нации, всего настоящего и будущего общества, поэтому в реформировании образования особенно необходимо чувствовать разницу и грань между цивилизационными изменениями и культурой, которая не может быть модернизирована по воле реформаторов. В настоящее время традиционная учебно-методическая модель, которая веками применялась в школах всех типов и уровней, устарела. Современная модель развития предусматривает значительную социальную и профессиональную мобильность, участие все большего числа людей в созидании более совершенного общества. Вместо авторитарного словесного обучения, опирающегося на прошлое и основанного на передаче и воспроизведении информации, нам нужно образование, ориентированное на будущее, развивающее инициативу и самостоятельность учащихся, обра-
зование, которое пробуждает у личности интерес и желание учиться дальше, формирует его творческое мышление и учит решению проблемы, приучает использовать огромные возможности «параллельного образования» (например, средств массовой коммуникации).
В ноябре 2004 г. было принято решение перейти к двухуровневой системе высшего образования (4 года бакалавриат + 2 года магистратура). При этом между четырехлетним бакалавриатом и двухлетней магистратурой возможен перерыв. По официальной версии, такая схема поможет студенту сознательно выбрать траекторию дальнейшего образования. Однако проекты реформирования вызывают у экспертов большие сомнения.
Ранее И.А. Зимней была предложена трактовка социальных компетентностей. Ее теоретической основой послужили сформулированные в отечественной психологии предположения, согласно которым человек есть субъект общения, познания, труда (Б. Г. Аннаньев); человек проявляется в системе отношений к обществу, к другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); компетентность человека имеет акмеологический вектор (Н.В. Кузьмина, А. А. Деркач). С этих позиций были разграничены три основные группы компетентностей: а) компетентности, относящиеся к самому себе как к личности, как субъекту жизнедеятельности; б) компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека с другими людьми и социальной сферой; в) компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
Рассматривая все компетенции, мы находим компетентность (или компетенцию) гражданственности, ценностно-смысловой ориентации в мире. Компетентность гражданственности включат в себя: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства. Компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире включает в себя ценности жизни, культуру народа и собственной страны.
Анализируя содержание основных социальных компетенций, мы выделяем следующие действия (дескрипторы): руководствоваться в жизни правами и обязанностями гражданина; проявлять гра-
жданскую позицию в отношении государства; руководствоваться в своем поведении общепринятыми в обществе нормами, культурными традициями народа; понимать культурно-исторические ценности народа и нормативные ценности менталитета. В связи с этим считаем, что каждый выпускник вуза должен обладать высоким уровнем патриотической культуры наряду со сформированными вышеназванными компетенциями.
Современная система образования породила ряд противоречий. Причиной противоречий является отсутствие теоретического обоснования процесса духовнонравственного становления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности. В «Законе об образовании» данный уровень нашел свое отражение в принципах государственной политики в области образования, согласно которому система образования обязана защищать и развивать национальные и региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства (ст. 2, п. 2) и определять основные задачи высшего учебного заведения. Такими задачами являются:
• удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
• развитие науки и искусства посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;
• формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
• сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
• распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
Выполнение этих задач связано с изменением содержания образования, особенно в области национально-регионального компонента. История современной системы образования представляет непрерывную череду образовательных реформ. Как правило, их суть сводится к стремлению изменить сознание человека, его воззрения и ценности и воспитать
«человека новой формации». Известно, что национальная культура может развиваться как в рамках одной из мировых культур, так и изолированно от них. В первом случае национальная культура обретает мировое значение. Национальнорегиональный компонент должен стать содержательной основой духовно-нравственного образования. Необходим строгий контроль за правильным использованием данного компонента государственного стандарта.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 г. / А. Т. Кузембаев // Сборник законодательных актов. Астана, 2008. Т. 1. С. 192-200.
[2] Нарибаев К. Научные и нормативно-правовые основы реформирования высшего образования // Білім - Образование : науч.-пед. журн. 2008. № 31(37).
[3] Закон «О государственной молодежной политике в РК» / Кузембаев А.Т. // Сборник законодательных актов. Астана, 2008. Т. 1. С. 4.
[4] Бордовский В. А., Корольков А. А. Реформирование образования как созидание, а не как революция // Физическая культура : науч.-метод. журн. СПб., 1998. № 4. С. 12.
[5] Нургалиева Г. К., Кусаинов А. К., Мусин К. С. Сравнительная педагогика. Алматы : Рауан, 1991. 234 с.
[6] Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М. : Наука, 1996. 160 с.
[7] Гершунский Б. С. Образование для XXI века. М. : Совершенство, 1999. 432 с.
[8] Интеллектуальная нация 2020 // Казахстанская правда. 2009. № 120. (25864). 14 мая.