Научная статья на тему 'Управление качеством услуг дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями через систему социального заказа'

Управление качеством услуг дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями через систему социального заказа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / QUALITY MANAGEMENT / ADDITIONAL EDUCATION / SPECIAL EDUCATION NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова Татьяна Викторовна, Досмухамед Нур-ахмет

Людьми с особыми образовательными потребностями принято считать тех, кто в силу различных обстоятельств не может получать образовательные услуги традиционным способом или на общем основании. В числе прочих к такой категории потребителей следует отнести людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Данная статья посвящена проблемам оказания образователь­ных услуг в системе дополнительного образования еще более специфичной категории потребителей — детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Основное внимание в статье сосредоточено на направлениях повышения качества предоставляемых услуг, которые вырабатыва­ются под воздействием многочисленных факторов объективного и субъективного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS THROUGH THE SOCIAL ORDER

This paperfocuses on the problems of provision of educational services in additional education system even more specific category of consumers — children with disabilities and children with disabilities. The focus of the article is pointed to the ways of improving the quality of services provided, which are developed under the influence of many factors, both objective and subjective.

Текст научной работы на тему «Управление качеством услуг дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями через систему социального заказа»

Управление качеством услуг дополнительного образования для детей с особыми...

of specialized educational institutions, is the disparity between the nature of demand and supply in the labor market industry. The necessity of improving the system of vocational education and the transition to a practice-oriented teaching, the development of new educational programs for advanced professional training and the introduction of new teaching methods are substantiated. The main problems to be solved in the system of advanced professional training in tourism are revealed. It is noted that advanced professional training in tourism for teachers will establish a system of continuing education, enabling them to learn new technologies and skills needed to manage a successful teaching in the present conditions, and to enhance students’ employability and subsequent successful career in tourism.

Keywords: advanced professional education and training of tourism personnel, continuing professional education

References

1. V Sovete Federacii obsudili problemu podgotovki kadrov dlja tuiizma: Informac. coobshhenie ot 20.05.2010 // www. council.gov.ru [Oficial’nyj sajt Soveta Federacii RF]. [The Federation Council discussed the issue of training for tourism: information. Message from 20.05.2010 // www.council.gov.ru [official website of the Federation Council of the Russian Federation]. (Accessed May 26, 2013).

2. Gorjacheva T.K. Razvitie regional’noj sistemy professional’noj podgotovki turistskih kadrov v otkrytoj obrazovatel’noj srede: [The development of a regional system of training tourism personnel in an open learning environment] Author. dis. Dr. Moscow, 2007.

3. Polevaja M.V. Modernizacija sistemy podgotovki kadrov dlja industrii turizma [Modernization of the system of training for the tourism industry], M.: OOO «Tehnologii strategicheskogo menedzhmenta», 2011.

4. Polevaja M.V. Osobennosti podgotovki kadrov dlja industrii turizma: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt. [Features of the training for the tourism industry: domestic and foreign experience]. «Technology Strategic Management», 2009.

5. Sakun L. V. Teorija i praktika podgotovki specialistov sfery turizma v razvityh stranah mira: Monografija [Theory and practice oftraining oftourism in the developed world], Monograph. Kiev: AIDP, 2004.

6. Saharchuk E.S. Social’nye posledstvija razvitija turizma: Monografija [The social consequences of tourism development], Monograph / Federal’noe agentstvo po obrazovaniju, Federal’noe gos. obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego prof. obrazovanija «Rossijskij gos. un-t turizma i servisa» [Federal Agency for Education, the Federal State institution of higher professional Education “ Russian State University of Tourism and Service, Moscow, 2009.

УДК 338.242; 338.462 DOI 10.12737/1834

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой инновационного управления и предпринимательства, [email protected], ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

Нур-Ахмет Досмухамед, доктор философии, академик НАН,

Тюркская академия, Астана, Республика Казахстан

Людьми с особыми образовательными потребностями принято считать тех, кто в силу различных обстоятельств не может получать образовательные услуги традиционным способом или на общем основании. В числе прочих к такой категории потребителей следует отнести людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Данная статья посвящена проблемам оказания образовательных услуг в системе дополнительного образования еще более специфичной категории потребителей — детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Основное внимание в статье сосредоточено на направлениях повышения качества предоставляемых услуг, которые вырабатываются под воздействием многочисленных факторов объективного и субъективного характера.

45

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ключевые слова: управление качеством, дополнительное образование, особые образовательные потребности

Основная цель развития системы дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями состоит в обеспечении их адаптации к окружающей среде и социализации, позволяющей стать полноправными членами общества. Система дополнительного образования детей способна соединить в себе стихийную социализацию, связанную с желаниями, интересами и потребностями детей и их родителей, с управляемой социализацией, обеспечивающей становление детей полноправными членами общества. На наш взгляд, обеспечить управляемость процессов социализации в дополнительном образовании детей возможно через систему социального заказа [4].

Социальный заказ следует рассматривать как экономико-правовой механизм реализации приоритетных целевых социальных программ, направленных на решение социально значимых проблем, обеспеченных в основном за счет бюджетных средств, путем заключения контрактов на конкурсной основе [3].

Обоюдный интерес к социальному заказу в сфере образования государства и образовательных учреждений обусловлен следующими обстоятельствами. Со стороны государства социальный заказ, по сути, является реализацией его потребностей в общественно значимых мероприятиях, к числу которых можно отнести и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Дополнительное образование детей, включая детей с особыми образовательными потребностями, сегодня социально востребовано, но пока еще не может в полной мере удовлетворять условиям современной экономики и поэтому требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства.

Для учреждений образования, в том числе дополнительного образования детей, социальный заказ является возможностью изменения статуса и условий хозяйствования. Ведь для обеспечения или поддержания конкурентоспособности эти учреждения стремятся реализовывать комплексные образовательные программы, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В мировой практике такой подход к организации образования детей носит название «инклюзия». По сравнению

с традиционным для российского менталитета «обособленным» обучением людей с ограниченными возможностями здоровья инклюзивный подход является новым, сравнительно мало изученным и апробированным на практике. Социальный заказ в этой связи может выступать гарантией реализации такого подхода.

Таким образом, на первое место выходит необходимость увязки социальных и коммерческих аспектов в системе дополнительного образования. И связующим звеном в этом процессе может служить механизм социального заказа.

При явных преимуществах социального заказа в вопросах финансирования отраслей социальной сферы [2] следует указать и на отдельные недостатки. Так, при реализации механизма социального заказа часто возникает проблема не вполне четких стандартов качества оказываемых услуг, если они не описаны централизованно и не распространяются на всю страну (регион). Услуги дополнительного образования детей находятся за пределами государственных образовательных стандартов, поэтому зачастую они регламентируются муниципальными образовательными стандартами. В отношении услуг дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями эта проблема усугубляется еще и тем, что в отдельных случаях достаточно сложно разделить между собой основные и дополнительные компоненты программ, потому что их основная цель — способствовать успешной социализации таких детей.

В части рекомендаций по формулированию требований к качеству услуг дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями, которые затем будут положены в основу социального заказа, можно предложить учитывать следующие принципы:

• целевая ориентация программ дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями на их социализацию, а в дальнейшем — и профессиональную ориентацию;

• устранение несоответствия между различными направлениями программ для детей с особыми образовательными потребностями;

• привлечение высококвалифицированных специалистов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями;

46 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Управление качеством услуг дополнительного образования для детей с особыми...

• развитие инновационных форм и методов работы;

• формирование стратегии, направленной на привлечение детей с особыми образовательными потребностями к общественнополезной деятельности [4].

Предлагаемая нами модель социального заказа на услуги дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями представлена на рис. 1.

Процесс формирования социального заказа на предоставление услуг дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями предполагает учитывать требования:

• государства в лице органов регионального и муниципального управления, которые в соответствии с данными им полномочиями формируют общие принципы образовательной и социальной политики, занимаются аккредитацией образовательных учреждений, лицензированием образовательных программ, образовательными стандартами и т. д. (требования государства должны выполняться в обязательном порядке);

• родителей детей с особыми образовательными потребностями (их требования к услугам дополнительного образования в последнее время постоянно растут, поэтому необходимо научиться работать в более тесном контакте с этой группой социальных заказчиков);

• самих детей, которые в силу юного возраста, ограниченного жизненного опыта и состояния здоровья не всегда в состоянии осмысленно предъявить свои требования, но, тем не менее, именно эта категория заказчиков должна стать центральным звеном социального заказа, и учреждения образования должны эффективно управлять их образовательными потребностями);

• представителей общественных организаций на местах, выражающих интересы местного населения, его специфические образовательные потребности (требования данной группы социальных заказчиков связаны с регионализацией образования, стремлением обустроить образовательные учреждения с учетом местных традиций);

• представителей учреждений образования, которые призваны стать основными исполнителями программ дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями (руководителям, нацеленным на системное развитие учреждения образования, важно постоянно изучать и анализировать социальный заказ, прогнозировать его изменения, чтобы обеспечить соответствие качества предлагаемых услуг реальным потребностям заказчиков);

• педагогических работников, принимающих непосредственное участие в процессе предоставления услуг для детей с особыми образовательными потребностями (именно

Рис. 1. Модель социального заказа на предоставление услуг дополнительного образования для детей с особыми

образовательными потребностями

47

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

эта категория призвана в первую очередь осмыслить принимаемый к исполнению социальный заказ, устранив все противоречия и неопределенности).

Методика формирования социального заказа должна основываться на учете требований всех вышеперечисленных категорий, которые рекомендуется накапливать в процессе их социологического обследования.

Результаты рекомендуется отражать в виде специальной матрицы (рис. 2).

Заполнение матрицы позволит точнее спрогнозировать вероятный, ожидаемый социальный заказ. Однако субъективных требований для формирования социального заказа явно не достаточно. Объективно качественная сторона социального заказа должна быть отражена в стандартах на предоставление услуг дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

Приведем рекомендуемую структуру такого стандарта.

Примерная структура образовательного стандарта услуг дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

1. Общие положения.

1.1. Разработчики стандарта.

1.2. Область применения стандарта.

1.3. Термины и определения, применяющиеся в стандарте.

1.4. Ссылка на нормативные правовые акты, регламентирующие качество предоставления услуг дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

1.5. Основные факторы качества, используемые в стандарте (например, наличие специального технического оборудования учреждений дополнительного образования детей, укомплектованность штата, квалификация основного персонала, открытость информации и т. п.).

2. Требования к качеству оказания услуги дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями (в разрезе предоставляемых услуг).

2.1. Сведения об услуге дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями (полное наименование услуги, содержание услуги, единица измерения услуги, результат предоставления услуги, перечень получателей услуги, порядок доступа к услуге, поставщик услуги).

2.2. Требования к документам, регламентирующим деятельность организаций-постав-щиков услуги.

2.3. Требования к условиям размещения и режиму работы организаций-поставщиков услуги.

2.4. Требования к техническому оснащению организаций-поставщиков услуги.

2.5. Требования к укомплектованности ор-ганизаций-поставщиков услуги кадрами и их квалификации.

2.6. Требования к информационному сопровождению деятельности организаций-по-ставщиков услуги.

2.7. Требования к организации контроля за исполнением услуги.

2.8. Разработка система индикаторов (характеристик) качества услуги.

2.9. Критерии оценки качества услуги.

2.10. Ответственность за качество оказания услуги.

2.11. Порядок обжалования нарушений требований стандарта услуги.

Количественная составляющая социального заказа на предоставление услуг дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями выражается в количестве клиентов, которое с учетом реальных ограничений внешней среды можно охватить данными услугами.

Исполнитель социального заказа на предоставление услуг дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями определяется на конкурсной основе.

Наиболее реалистичной формой реализации технологии проведения конкурса на размещение государственного социального заказа являются открытые торги. Основным регламентом организации открытых торгов счита-

Группы заказчиков Предмет социального заказа

Результаты образования Номенклатура образовательных услуг Характер образовательного процесса Характеристики образовательной среды Доступность образовательных услуг

Рис. 2. Матрица результатов

48

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Управление качеством услуг дополнительного образования для детей с особыми...

Индикаторы качества услуг дополнительного образования

Таблица 1

Индикаторы качества услуги Значение индикатора, ед. изм.

1. Укомплектованность штата сотрудников 100%

2. Количество педагогов с высшим профессиональным образованием от общего числа педагогов не менее %

3. Увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями, принимающих участие в конкурсах и различных соревнованиях + %

4. Наличие фактов выявленных нарушений действующего законодательства 0 шт.

5. Количество обоснованных жалоб на качество оказания услуг 0 шт.

6.

ется Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в котором установлены основные требования к участникам размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [1, с. 74—82]. По существу, это общие требования, которые являются необходимыми для предприятий и организаций при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

К сожалению, специальных требований к качественной стороне выполняемых работ участниками конкурсного отбора на право размещения государственного заказа в действующем законодательстве не представлено. В силу этого обстоятельства при соблюдении участниками всех формальных требований выбор победителя становится затруднительным, а решения конкурсных комиссий могут подлежать апелляции. Поэтому в большинстве случаев победитель конкурса определяется на основе ценового фактора. Однако в системе образования, особенно людей с особыми образовательными потребностями, определяющей должна стать именно качественная составляющая.

Контроль за исполнением социального заказа включает двойственную систему оценок. С одной стороны, это финансовый контроль за выделяемыми ресурсами (может проводиться на основе финансовой отчетности). С другой стороны, это контроль качества предоставляемых услуг.

Контроль качества предоставляемых услуг дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями может производиться на основе следующей системы показателей (таблица 1).

Организация контроля за исполнением социального заказа на предоставление услуг дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями включает следующие мероприятия:

1) организацию внешнего контроля:

• регулярную проверку соответствия предоставляемых в системе социального заказа услуг стандартам дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями;

• проведение мониторинга основных показателей работы учреждений-исполнителей социального заказа за определенный период;

• анализ обращений и жалоб граждан в управление образованием субъекта РФ и муниципальных образований, проведение по фактам обращения служебных расследований, работа с соответствующими специалистами по выявленным нарушениям;

2) организацию внутреннего контроля:

• фронтальный контроль — предусматривает комплексную проверку образовательной деятельности отдельных педагогов, преподавателей и иных работников и специалистов или всего структурного подразделения;

• тематический контроль — предполагает контроль по определенной теме или направлению деятельности, может распространяться как на все учреждение, так и на отдельные структурные подразделения;

• оперативный контроль — предполагает контроль по выявленным проблемам и жалобам, касающимся качества предоставления услуг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• предупредительный контроль — проводится по предупреждению проблем

49

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

или низкого качества услуг у вновь принятых педагогов, преподавателей и иных работников и специалистов. Внешний контроль может проводиться:

• органами, осуществляющими управление сферой образования в субъекте РФ или муниципальных образованиях;

• органом, осуществляющим лицензирование образовательной деятельности учреждения;

• органом, осуществляющим аккредитацию образовательного учреждения;

• органами, осуществляющими надзорные функции.

Внутренний контроль обычно проводится руководителем учреждения или руководителями структурных подразделений.

В заключение следует еще раз подчеркнуть необходимость использования в условиях современной экономики механизма социального заказа при реализации услуг дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями. Во-первых, он позволяет использовать инклюзивный подход в образовании, что во многом способствует социализации данных категорий детей. Во-вторых, побуждает образовательные учреждения расширить комплекс образовательных программ. И, в-третьих, позволяет контролировать качество предоставляемых услуг, что чрезвычайно важно в силу необходимости сочетания объективных требований и субъективного подхода.

Литература

1. Михалев И.В. Внедрение механизма социального заказа в систему государственного регулирования сферы услуг в условиях рынка // Электронное периодическое издание «Сервис в России и за рубежом». Вып. 10 (37), 2012. С. 74—82.

2. Петровская Е. Социальный заказ и его место в системе социального регулирования общественных отношений // Практика. Выпуск от 16.03.2006.

3. Платонова Н.А., Харитонова Т.В. Региональные целевые программы повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере развития системы дополнительного образования) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. № 2 (21). 2012. С. 41—52.

QUALITY MANAGEMENT OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS THROUGH THE SOCIAL ORDER

Tatiana V. Kharitonova, Ph.D., Associate Professor, Deputy Head of the Department of Innovation Management and Entrepreneurship, [email protected],

The Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

Nur-Akhmed Dosmukhamed, PhD in Philosophy, active member of the National Academy of Sciences of

the Republic of Kazakhstan

Turkic Academy, Astana, the Republic ofKazakhstan

This paperfocuses on the problems of provision of educational services in additional education system even more specific category of consumers — children with disabilities and children with disabilities. The focus of the article is pointed to the ways of improving the quality of services provided, which are developed under the influence of many factors, both objective and subjective.

Keywords: quality management, additional education, special education needs

References

1. Mihalev I.V. Vnedrenie mehanizma social’nogo zakaza v sistemu gosudarstvennogo regulirovanija sfery uslug v uslovijah rynka. [Introducing a mechanism of social order in the system of state regulation of services in the marketplace] // Jelektronnoe periodicheskoe izdanie «Servis v Rossii i za rubezhom» / [Electronic periodical «Service in Russia and abroad»] Issue 10 (37) — 2012. P. 74—82.

2. Petrovskaja E. Social’nyj zakaz i ego mesto v sisteme social’nogo regulirovanija obshhestvennyh otnoshenij [Social Order and its place in the social regulation of social relations] // Practice. Release of 16.03.2006.

3. Platonova N.A., Haritonova T.V. Regional’nye celevye programmy povyshenija kachestva zhizni detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov’ja (na primere razvitija sistemy dopolnitel’nogo obrazovanija) // Vestnik associacii vuzov turizma i servisa [Regional programs to improve the quality of life of children with disabilities (for example, the development of additional education] // Bulletin of the Association of Universities for Tourism and Service. 2012 № 2 (21). p. 41-52.

50 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.