Научная статья на тему 'Роль и место дополнительного профессионального образования (ДПО) в системе образования в сфере туризма'

Роль и место дополнительного профессионального образования (ДПО) в системе образования в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ТУРИСТСКИХ КАДРОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADVANCED PROFESSIONAL EDUCATION AND TRAINING OF TOURISM PERSONNEL / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фодоря Анна Юрьевна

В статье проанализированы проблемы и перспективы развития системы дополнительного про­фессионального образования в сфере туризма. Одной из проблем туристской отрасли, тесно свя­занной с деятельностью профильных образовательных учреждений, является диспропорция между характером спроса и предложения на отраслевом рынке труда. В статье обосновывается необхо­димость совершенствования системы профессионального образования, перехода к практико-ори- ентированному обучению, разработки новых образовательных программ для дополнительного про­фессионального образования (ДПО) и внедрение новых методик преподавания. Рассматриваются основные задачи, решаемые в системе дополнительного профессионального образования в сфере туризма. Отмечается, что дополнительное профессиональное образование в сфере туризма для преподавателей создаст систему непрерывного образования, позволит им овладеть новыми тех­нологиями и практическими навыками, необходимыми для ведения успешной преподавательской деятельности в современных условиях, а для студентов расширит возможности трудоустрой­ства и последующей успешной профессиональной карьеры в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фодоря Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING IN THE SYSTEM OF TOURISM EDUCATION

The paper analyzes the problems and prospects of the development of the system of advanced professional training in tourism. One of the problems of the tourism industry, which is closely related to the activities of specialized educational institutions, is the disparity between the nature of demand and supply in the labor market industry. The necessity of improving the system of vocational education and the transition to a practice-oriented teaching, the development of new educational programs for advanced professional training and the introduction of new teaching methods are substantiated. The main problems to be solved in the system of advanced professional training in tourism are revealed. It is noted that advanced professional training in tourism for teachers will establish a system of continuing education, enabling them to learn new technologies and skills needed to manage a successful teaching in the present conditions, and to enhance students' employability and subsequent successful career in tourism.

Текст научной работы на тему «Роль и место дополнительного профессионального образования (ДПО) в системе образования в сфере туризма»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.046.4 DOI 10.12737/1833

I РОЛЬ И МЕСТО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО I ОБРАЗОВАНИЯ (ДПО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Фодоря Анна Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Психология и социальная работа», [email protected],

ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье проанализированы проблемы и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования в сфере туризма. Одной из проблем туристской отрасли, тесно связанной с деятельностью профильных образовательных учреждений, является диспропорция между характером спроса и предложения на отраслевом рынке труда. В статье обосновывается необходимость совершенствования системы профессионального образования, перехода к практико-ориентированному обучению, разработки новых образовательных программ для дополнительного профессионального образования (ДПО) и внедрение новых методик преподавания. Рассматриваются основные задачи, решаемые в системе дополнительного профессионального образования в сфере туризма. Отмечается, что дополнительное профессиональное образование в сфере туризма для преподавателей создаст систему непрерывного образования, позволит им овладеть новыми технологиями и практическими навыками, необходимыми для ведения успешной преподавательской деятельности в современных условиях, а для студентов расширит возможности трудоустройства и последующей успешной профессиональной карьеры в сфере туризма.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, подготовка туристских кадров, непрерывное профессиональное образование

Как отмечалось на конференции «Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение», решение всех актуальных проблем туризма прямо связано с качеством подготовки профессионалов отрасли [1].

Современная модель профессионального туристского образования, актуальные проблемы и направления развития отечественной системы подготовки туристских кадров, инновационные подходы в подготовке кадров для туриндустрии — все эти вопросы чрезвычайно актуальны.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) в сфере туризма предназначено для региональной и местной администрации, сотрудников государственных учреждений и общественных организаций, связанных с туристской отраслью, сотрудников коммерческих организаций в сфере туризма, профессорско-преподавательского состава вузов, наконец, для студентов.

При Департаменте образования г. Москвы аккредитовано более десяти учебных заведений (в том числе вузов), которые проводят программы дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки кадров для индустрии туризма.

Особое место в развитии системы ДПО в сфере туризма занимает ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», ведущий активную политику в данной области. В частности, можно отметить начатую в июне 2012 года программу обучающих семинаров с привлечением профессионалов туристско-гостиничной отрасли, проводимых по инициативе Комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы. Целью данной программы, по заявлению организаторов, является повышение уровня профессиональной подготовки кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы. Реализация этой цели достигается путем последовательного решения следующих задач: внедрения современных ме-

41

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ханизмов и новых моделей управления в туризме, расширения ассортимента и повышения качества туристских услуг.

Роль дополнительного профессионального образования (ДПО) в сфере туризма обусловлена выполняемыми ДПО функциями, связанными с решением назревших в отрасли проблем.

Одной из проблем туристской отрасли, тесно связанной с деятельностью профильных образовательных учреждений, является диспропорция между характером спроса и предложения на отраслевом рынке труда. Это объясняется стихийным характером формирования структуры подготовки кадров для сферы туризма в РФ, который, в свою очередь, определялся потребностями туристской отрасли в переходный экономический период.

Так, на рынке образовательных услуг в сфере туризма преобладают предложения вузов, а учреждения начального и среднего профессионального образования значительно им уступают. Например, только в Москве профессиональную подготовку кадров для индустрии туризма осуществляют более ста учебных заведений.

В то время как спрос со стороны потенциального работодателя в сфере туризма носит диаметрально противоположный характер: наиболее востребованы профессиональные кадры с начальной и средней профессиональной подготовкой. Спрос на них удовлетворен лишь частично.

Так, количество выпускников свыше 20 учебных заведений Москвы, дающих начальное профессиональное образование в сфере туризма, составляет лишь пятую часть от спроса на рынке труда. При этом до трети выпускников в течение года покидают турбизнес из-за несоответствия требованиям работодателя, которые избавляются от работников, вместо того, чтобы повысить их квалификацию, используя систему ДПО. Только около 44% специалистов с начальной профессиональной подготовкой, что составляет около 10% от спроса рынка труда, остаются работать в отрасли [3]. Что касается выпускников, получивших среднее профессиональное образование в сфере туризма в 50 учебных заведениях г. Москвы, они составляют только 20% от потребностей отраслевого рынка труда. Не менее четверти выпускников выполняют работы, где не требуется среднее профессиональное образование.

В то же время только малое число вакансий на отраслевом рынке труда реально рассчитано

на лиц с высшим профессиональным образованием. Так, по данным городской службы занятости, только 15% вакансий в сфере туризма рассчитаны на лиц с высшим профессиональным образованием. До двух третей должностей в сфере туризма занимают люди с непрофильным образованием. Это обусловливает значимость системы дополнительного профессионального образования. Однако расхождение между потребностью в ДПО и его возможностями составляет, по экспертным оценкам, около 90% [3].

Огромное количество свежеиспеченных специалистов, покидая стены более сотни вузов, ежегодно выходит на отраслевой рынок труда, где затребовано только 68% выпускников. Не найдя себе достойного применения, молодежь уходит в другие отрасли либо соглашается на менее квалифицированный труд, работая на должностях, где не требуется высшее образование.

Таким образом, налицо очевидное противоречие, способствовать разрешению которого и призвана (в числе прочих задач) система ДПО в сфере туризма.

Существенным пробелом в системе ДПО в сфере туризма является небольшое количество программ, рассчитанных на лиц с начальным и средним профессиональным образованием.

Сегодня около 70% российских специалистов в этой сфере не имеют базового профессионального образования. Особенно остро это ощущается в регионах [2]. При этом многие крупные туроператоры не только самостоятельно осуществляют профессиональную подготовку своих сотрудников, не доверяя образовательным учреждениям, но и отказываются принимать на работу выпускников вузов с профильным образованием, мотивируя это их недостаточным уровнем подготовки, отсутствием практического опыта и навыков, завышенными ожиданиями и неадекватным поведением вчерашних студентов. Здесь налицо отсутствие взаимопонимания и тесного делового сотрудничества субъектов образовательного рынка и рынка труда.

Преодолевать негативные последствия этой ситуации сложно, но необходимо. Для вуза это означает необходимость совершенствования системы профессионального образования, переход к практико-ориентированному обучению, разработка новых образовательных программ для ДПО и внедрение новых методик преподавания.

42 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Роль и место дополнительного профессионального образования (ДПО) в системе...

Для профессорско-преподавательского состава вузов получение непрерывного образования (в частности, в сфере туризма) возможно через систему ДПО.

Обычно повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников высшей школы проводится один раз в пять лет, тогда как сотрудников коммерческих организаций в сфере туризма, в среднем, раз в три года. В то же время, учитывая темпы изменений в рыночной экономике, финансовой ситуации, появление новых продуктов, новых технологий, профессиональных стандартов, изменений в законодательстве, для туристской отрасли желательно прохождение профессиональной переподготовки работников высшей школы и повышение их квалификации минимум один раз в полгода.

Кроме того, преподавателей высшей школы необходимо не просто знакомить с изменениями в сфере туризма, но и обеспечить им прохождение тренинговых программ и практико-ориентированных мастер-классов в рамках системы ДПО. Без этого для профессорскопреподавательского состава вузов невозможно овладение практическими навыками и технологическими компетенциями в сфере туризма, а значит, затруднена переориентация образовательного процесса и программ подготовки студентов вузов на выработку профессиональной компетентности и овладение практическими навыками будущими специалистами отрасли.

Для студентов вузов ДПО предоставляет новые, более широкие возможности самореализации на профессиональном поприще.

Это и возможность получить второе высшее образование, обучаясь параллельно по основной специальности. Многие российские вузы предоставляют своим студентам такую возможность. В ряде вузов (например, в МГТУ имени Баумана) создана четко работающая, разветвленная система студенческого ДПО (в том числе — получения второго высшего образования, и не только технического, но и гуманитарного). Подобные системы студенческого ДПО успешно работают во многих технических вузах (МЭИ, МХТИ им. Ломоносова, др.). Выпускники этих вузов получают, как минимум, два государственных диплома о высшем образовании, одновременно в технической, технологической, экономической или гуманитарной областях. Например, в МХТИ им. Ломоносова выпускник 2011 года получал дипломы специа-

листа в области нанотехнологий и (одновременно) стандартизации и сертификации. Представляется, что для выпускников РГУТиС подобная практика была бы не менее интересной.

Для повышения конкурентоспособности на рынке труда, подверженного резким и внезапным колебаниям (особенно во время финансово-экономического кризиса), возможность получить в дополнение к основному диплому по направлению подготовки «Туризм» еще один (например, экономический или психологический) довольно привлекательна. К тому же, не секрет, что лишь малая доля выпускников вузов, готовящих кадры для сферы туризма, устраивается на работу по специальности. Большинство выпускников вынуждено искать работу вне отрасли или пройти профессиональное переобучение по другой специальности.

Часть студентов, обучающихся по самым различным специальностям, не только случайно выбрали будущую профессию или разочаровались в ней в процессе учебы, но и по своему психотипу, мотивации не готовы и не способны к успешной профессиональной деятельности в избранной области. Если военные или театральные вузы принимают только профессионально пригодных абитуриентов, то большинство гражданских вузов не предъявляют подобных требований к поступающим (особенно в сложный для вузов период «демографической ямы»). Поэтому профессиональный отсев достаточно велик.

Давая студентам вуза в период их обучения второе высшее образование, вуз одновременно развивает собственную систему ДПО и расширяет профессиональные горизонты выпускникам. В качестве основных профилей дополнительной подготовки студентов, обучающихся по направлению «Туризм», можно предложить «Экономику» и «Психологию». Кроме востребованности на рынке труда специалистов данных профилей, ДПО в этих областях расширит возможности трудоустройства и последующей успешной профессиональной карьеры и в сфере туризма. Экономическая или психологическая грамотность выпускника вуза повысит его конкурентоспособность, создаст для него новые карьерные перспективы.

Для студентов, обучающихся по специальности «Туризм», ДПО в сфере туризма — это еще и возможность овладеть профессиональными технологиями, в том числе коммуникативными, выработать практические навыки, необходимые для успешной работы в отрасли.

43

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Становление личности и профессионала в сфере туризма тесно связано [6]. Формирование адекватной самооценки, системы мотивации и навыков адаптации в новой среде, овладение конфликтологическими знаниями, навыками управления и профилактики конфликтов в практике туристской деятельности, выработка коммуникативной и психологической грамотности, понимания субординации и умения работать в команде, — все это и многое другое возможно дать студентам, обучающимся по специальности «Туризм», в рамках ДПО.

Обучение студентов в системе ДПО может проходить в форме краткосрочных курсов, семинаров, мастер-классов и тренингов.

Проведенный анализ позволил выделить основные противоречия, присущие отечественной системе подготовки кадров для сферы туризма: 1) противоречие между необходимостью модернизации системы образования в сфере туризма для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда и уровнем учебно-методического обеспечения этого процесса; 2) между уровнем потребности рынка труда в работниках различной квалификации и их количеством. Выявленные проти-

воречия в значительной степени обусловили задачи, решать которые и призвана система ДПО в сфере туризма.

Таким образом, основными задачами ДПО в сфере туризма являются:

1) преодоление диспропорции в структуре профессионального образования в сфере туризма, которые обусловлены расхождением между характером спроса и предложения на отраслевом рынке труда;

2) создание системы непрерывного образования для профессорско-преподавательского состава вузов;

3) повышение практической ориентированности образования в сфере туризма;

4) формирование практических навыков и технологической компетентности в сфере туризма у профессорско-преподавательского состава вузов;

5) повышение конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда (в том числе отраслевом);

6) выработка дополнительных практических навыков и компетенции у студентов вуза. Вышеперечисленные задачи и определяют

роль и место дополнительного профессионального образования в сфере туризма.

Литература

1. В Совете Федерации обсудили проблему подготовки кадров для туризма: Информ. сообщение от 20.05.2010 // www.council.gov.ru [Официальный сайт Совета Федерации РФ] (дата обращения: 26.05.2013).

2. Горячева Т.К. Развитие региональной системы профессиональной подготовки туристских кадров в открытой образовательной среде: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007.

3. Полевая М.В. Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма. М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2011.

4. Полевая М.В. Особенности подготовки кадров для индустрии туризма: отечественный и зарубежный опыт. М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2009.

5. Сакун Л.В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира: Монография. Киев: МАУП, 2004.

6. Сахарчук Е. С. Социальные последствия развития туризма: Монография / Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. образовательное учреждение высшего проф. образования «Российский гос. ун-т туризма и сервиса» (ФГОУВПО «РГУТиС»). М.: РГУТИС, 2009.

THE ROLE AND PLACE OF ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING IN THE SYSTEM OF TOURISM EDUCATION

Anna Yu. Fodorya, Ph.D, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Work, [email protected],

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The paper analyzes the problems and prospects of the development of the system of advanced professional training in tourism. One of the problems of the tourism industry, which is closely related to the activities

44 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Управление качеством услуг дополнительного образования для детей с особыми...

of specialized educational institutions, is the disparity between the nature of demand and supply in the labor market industry. The necessity of improving the system of vocational education and the transition to a practice-oriented teaching, the development of new educational programs for advanced professional training and the introduction of new teaching methods are substantiated. The main problems to be solved in the system of advanced professional training in tourism are revealed. It is noted that advanced professional training in tourism for teachers will establish a system of continuing education, enabling them to learn new technologies and skills needed to manage a successful teaching in the present conditions, and to enhance students’ employability and subsequent successful career in tourism.

Keywords: advanced professional education and training of tourism personnel, continuing professional education

References

1. V Sovete Federacii obsudili problemu podgotovki kadrov dlja tuiizma: Informac. coobshhenie ot 20.05.2010 // www. council.gov.ru [Oficial’nyj sajt Soveta Federacii RF]. [The Federation Council discussed the issue of training for tourism: information. Message from 20.05.2010 // www.council.gov.ru [official website of the Federation Council of the Russian Federation]. (Accessed May 26, 2013).

2. Gorjacheva T.K. Razvitie regional’noj sistemy professional’noj podgotovki turistskih kadrov v otkrytoj obrazovatel’noj srede: [The development of a regional system of training tourism personnel in an open learning environment] Author. dis. Dr. Moscow, 2007.

3. Polevaja M.V. Modernizacija sistemy podgotovki kadrov dlja industrii turizma [Modernization of the system of training for the tourism industry], M.: OOO «Tehnologii strategicheskogo menedzhmenta», 2011.

4. Polevaja M.V. Osobennosti podgotovki kadrov dlja industrii turizma: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt. [Features of the training for the tourism industry: domestic and foreign experience]. «Technology Strategic Management», 2009.

5. Sakun L. V. Teorija i praktika podgotovki specialistov sfery turizma v razvityh stranah mira: Monografija [Theory and practice oftraining oftourism in the developed world], Monograph. Kiev: AIDP, 2004.

6. Saharchuk E.S. Social’nye posledstvija razvitija turizma: Monografija [The social consequences of tourism development], Monograph / Federal’noe agentstvo po obrazovaniju, Federal’noe gos. obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego prof. obrazovanija «Rossijskij gos. un-t turizma i servisa» [Federal Agency for Education, the Federal State institution of higher professional Education “ Russian State University of Tourism and Service, Moscow, 2009.

УДК 338.242; 338.462 DOI 10.12737/1834

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой инновационного управления и предпринимательства, [email protected], ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

Нур-Ахмет Досмухамед, доктор философии, академик НАН,

Тюркская академия, Астана, Республика Казахстан

Людьми с особыми образовательными потребностями принято считать тех, кто в силу различных обстоятельств не может получать образовательные услуги традиционным способом или на общем основании. В числе прочих к такой категории потребителей следует отнести людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Данная статья посвящена проблемам оказания образовательных услуг в системе дополнительного образования еще более специфичной категории потребителей — детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Основное внимание в статье сосредоточено на направлениях повышения качества предоставляемых услуг, которые вырабатываются под воздействием многочисленных факторов объективного и субъективного характера.

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.