Список литературы:
1. Луценко Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов / Е.Л. Луценко. - Хабаровск, 2007. - 120 с.
2. Толкачева Е.В. Процесс производственной адаптации инвалидов / Е.В. Толкачева. - Хабаровск, 2006. - 105 с.
3. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова,
3.К. Наберушкина. - Изд-е 2-е, доп. - СПб.: Питер, 2004. - 120 с.
4. ОсадчихА.И. Социально-гигиенические, организационно-методические, теоретические проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов: Авто-реф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 1991.
5. Старобина Е.М. Концептуальная модель системы непрерывного профессионального образования инвалидов: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2004.
Галиуллина С.Д.
доктор исторических наук, профессор, проректор по инновационному развитию, заведующий кафедрой истории, психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
List of literature:
1. Lutsenko E.L. The socio-cultural rehabilitation of disabled persons / E.L. Lutsenko. - Khabarovsk, 2007. -120 p.
2. Tolkachevа E.V The process of industrial adaptation of persons with disabilities / E.V. Tolkacheva. -Khabarovsk, 2006. - 105 p.
3. Iarskaia-SmirnovaE.R., NaberushkinaE.K. Social work with invalids-rows / E.R. Iarskaia-Smirnova, E.K. Naberushkina. - Ed th 2nd, ext. - SPb.: Peter, 2004. - 120 p.
4. Osadchikh A.I. Sociohygienic, organizational and me-thodicalcal, theoretical problems social and labor rehabilitation of disabled persons: Author. Dis. ... Dr. med. Sciences. - Moscow, 1991.
5. Starobina E.M. Conceptual model of continuous professional education-disabled: Author. Dis. ... Dr. ped. Sciences. - SPb., 2004.
Айсмонтас Б.Б.
кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Психология и педагогика дистанционного обучения», декан факультета дистанционного обучения ГБОУ «Московский городской психолого-педагогический университет», Россия, г. Москва
УДК 378.13
особенности получения образовательных услуг в условиях инклюзивного обучения
Образование является одним из основных факторов развития социальной структуры общества и роста социального и профессионального статуса личности. Одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является их отношение к собственной жизни, поэтому требуется дополнительная помощь в коррекции их самовосприятия и материального положения. Сегодня содержательные аспекты профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ориентированы, в первую очередь, на молодежь с сохраненным интеллектом. Оказание услуг по доступному туризму должно обеспечиваться кадрами соответствующей квалификации, поэтому весьма актуален вопрос об образовательной поддержке подготовки специалистов для сферы услуг в области доступного туризма. Образовательные программы высшего и среднего профессионального образования по направлению подготовки «Туризм» с профилем «Доступный туризм» позволят развивать и совершенствовать кадровые ре-
сурсы для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в сфере доступного туризма.
Ключевые слова: инклюзивное обучение, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование, социальная адаптация и интеграция, доступный туризм.
receipt of educational services under inclusive
education
Education is a major factor in the maintenance of social structure, as well as social and professional status of the person. One of the main indicators of socio-psychological adaptation of disabled persons and persons with disabilities is their attitude to their own lives, so we need to help them improve their self-image and financial situation. Substantial aspects of vocational education for disabled Orient Rowan in the first place, young people and middle-aged people with preserved intelligence. Providing services for Accessible Tourism should be provided appropriately qualified personnel, so very topical issue of educational support training for the service sector in the field of accessible tourism. Educational programs of higher and secondary vocational education, about the direction «Tourism» will help to develop and improve human resources to work with persons with disabilities reside restriction-Health in the field of accessible tourism.
Key words: inclusive education, persons with disabilities, additional education, social adaptation of integration, available tourism.
В современном мире образование является одним из основных факторов сохранения социальной структуры общества, а также социального и профессионального статуса личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием. Это относится как к обычным людям, так и к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование происходит от латинского термина include и трактуется как «заключаю, включаю». Это процесс развития образования, подразумевающий его доступность для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех обучающихся. Под специальными условиями понимаются условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекци-онных занятий, обеспечение доступа в здание образовательного заведения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ вышесказанной социальной группой.
Введение
В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, принятую Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 де-
кабря 2006 года. Это значит, что наша страна взяла на себя обязательства выполнять положения Конвенции, направленные на обеспечение полного участия людей с инвалидностью в гражданской, политической, экономической, социально-культурной жизни общества, в том числе в обеспечении инклюзивного образования на всех уровнях.
Права инвалидов в области образовательных услуг соблюдаются в соответствии с Законом Российской Федерации № 27Э-ФЗ «Об образовании РФ», принятым Государственной Думой 21 декабря 2012 года и одобренным Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Согласно ему инвалиды I и II групп, а также инвалиды детства имеют право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения при сдаче вступительных экзаменов на положительные оценки. На нынешнем этапе разработаны и частично утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВО 4). В них четко прописаны основные требования к освоению основных образовательных программ (ООП) инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Но большая часть молодых людей с инвалидностью не имеет возможности реализовать свое законное право на получение образования и последующее трудоустройство, прежде всего, из-за отсутствия должного финансирования, проработанной методологии, вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов в вузах. Имеются также методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию доступной среды и организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образо-
вательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн) [1].
Методы исследования При написании научной статьи использовались методологические подходы с применением биоэкологической теории У. Бронфенбреннера, когда позиция и взгляды инвалида и лица с ограниченными возможностями рассматриваются на микроуровне и проецируются на макроуровень, то есть на социальную политику государства. Принцип сравнения позволил изучить типы образовательных программ для описания эффектов инклюзии. Также были широко задействованы методы анализа, синтеза и дедукции. Изучение законодательной базы Российской Федерации в области инклюзивного обучения позволило авторам показать проблемы в этой сфере. Кроме того, был применен метод междисциплинарной интеграции различных наук: медицины, педагогики, психологии, истории, политики.
Обсуждение Одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является показатель отношения к собственной жизни, поэтому им требуется помощь в коррекции самовосприятия и стабильности в материальном благополучии. Для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и приобретение профессии - это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности. Статистические данные управления специального образования Министерства образования и науки Российской Федерации доказывают тот факт, что инвалиды, освоившие программы высшего и среднего профессионального образования, имеют занятость, превышающую 60 % (по данным на 01.01.2009). Содержательные аспекты профессионального образования для инвалидов ориентированы, в первую очередь, на молодежь и людей зрелого возраста с сохраненным интеллектом.
В современной системе образования, призванной способствовать устранению барьеров и декларирующей включенное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, зачастую косвенно воспроизводится неравенство, устанавливаются достаточно жесткие барьеры для представителей этих социальных групп. На практике оказывается далеко не так, как записано во множестве нормативных документов. Это касается доступности зданий образовательных организаций и безопасного в них нахождения, что не предполагает финансирования. Кроме того, для того, чтобы обучающимся ин-
валидам добраться до учебного заведения, требуется вся городская инфраструктура, начиная от подъезда дома до транспорта. Сейчас этими проблемами занимаются сами образовательные организации: продумывают путь следования обучающегося до места учебы, создание безбарьерной среды как внешнего, так и внутреннего пространства, технического оснащения учебного процесса. Это касается не столько финансирования образовательных программ, призванных давать качественные образовательные услуги с учетом обучения инвалидов, сколько отсутствия механизмов государственно-общественного партнерства. Общественные организации не владеют необходимыми финансовыми ресурсами, а привлечение дополнительных инвестиций весьма проблематично для образовательных организаций. Дополнительные источники финансирования если и существуют, то носят одноразовый характер [2].
Обратившись к требованиям материально-технического и учебно-методического обеспечения программ бакалавриата и магистратуры, обучающаяся категория должна быть обеспечена техническими средствами обучения, печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к их ограничениям здоровья. Возникают вопросы, за счет каких ресурсов образовательная организация должна формировать доступную среду и воспроизводить адаптированные и индивидуальные программы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, образовательная организация, оказавшись перед нормативами ФГОС ВО четвертого поколения, обязана обеспечить вышеуказанные требования уже сегодня. Хотя процесс формирования образовательной инклюзивной среды требует большого отрезка времени.
Тем не менее принцип доступности и адаптивности всех форм и уровней образования для инвалидов в ряде регионов Российской Федерации, в частности, в Башкортостане, имеет достаточную практическую реализацию. Есть богатый опыт ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса» (УГУЭС), который является федеральной образовательной площадкой по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по Приволжскому федеральному округу (ПФО) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.12.2010 г. № 2211). Имея столь высокий статус, университет не получает дополнительного бюджетного финансирования своей деятельности по разработке методологических основ инклюзии и интеграции и соответственно внедрению их в образовательный процесс. В основном это средства, полученные от приносящей доход деятельности, дополнительные источники либо полученные гранты от благотворительных организаций.
УГУЭС на протяжении шести лет создает специальные условия для получения высшего образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. В университете создано специальное структурное подразделение - Социально-психологическая служба (Служба), оказывающая содействие обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основная ее цель - координация между подразделениями университета для создания условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по всем программам образования и всем формам обучения. Основной деятельностью Службы является психологическое сопровождение студентов, в том числе студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в университете, а также социально-психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса. В Службе работает штатный психолог, по необходимости приглашаются необходимые специалисты: коррекционные педагоги, логопеды, сурдологи.
В УГУЭС функционирует Научно-исследовательская лаборатория методологии и технологии инклюзивного образования (НИЛ МТИО) при кафедре истории, психологии и педагогики. Основные направления деятельности лаборатории: довузовская подготовка и профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, сопровождение инклюзивного обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов, социокультурной реабилитации, содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, выработка рекомендаций по созданию безбарьерной архитектурной среды, организация досугово-просветительской деятельности студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе профессионального образования, организация волонтерского движения в системе профессионального инклюзивного образования.
Содействием в трудоустройстве инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в университете занимается Отдел довузовского образования, профориентации и развития карьеры.
Для эффективного освоения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ в методическом плане необходимы новые специализированные решения, например, основанные на новых информационных технологиях, дистанционном и электрон-
ном обучении, специально разработанном под конкретные целевые группы, учебные курсы. Исследование данного аспекта в некоторых университетах, в частности, в ГБОУ «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ), показывает, что данный процесс неуклонно совершенствуется, разрабатываются новые образовательные программы с учетом специфических потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья [3]. Инновацией в этой сфере явился тот факт, что вузами России (в частности, речь идет пока о МГППУ и УГУЭС. - Авт.) подписано соглашение о сотрудничестве от 18.06.2015 г. в области создания единого информационно-образовательного и методического фонда материалов по различным аспектам обучения детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями на всех уровнях образования, обмена учебно-методическими разработками для профессорско-преподавательского и научно-педагогического состава.
Кроме того, УГУЭС, являясь социально ориентированным вузом, стремится развивать качество образования, направленного на разработку и апробацию механизмов оценки качества образования. В 2013 году подали заявку в Институт проблем образовательной политики «Эврика» на получение статуса федеральной инновационной площадки, не предполагая финансирования из федерального бюджета. После экспертизы заявки УГУЭС присужден статус федеральной инновационной площадки Министерства образования и науки Российской Федерации - «Разработка модели деятельности инновационного центра по обучению специалистов в сфере туризма и сервиса для инвалидов на базе учреждений профильного высшего и среднего профессионального образования» на базе ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса». В ее рамках рассматривается сложившаяся ситуация на российском рынке туристских услуг, где сегодня представлены различные предложения для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Они, как правило, состоят из следующих понятий: «путешествия для инвалидов», «паратуризм», «инвалидный туризм», «туризм для инвалидов», «туризм глухих», «туризм слепых», «реабилитационный туризм», «коррекционно-образовательный туризм». Доказано, что потенциальными потребителями этого сегмента туристического рынка являются не только инвалиды, но также их опекуны и члены их семей, семьи с маленькими детьми. Становится понятным, что для развития туризма, доступного для всех лиц с ограниченными возможностями, должна быть реализована вся цепочка услуг. Принятый в нашей стране национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53998-2010 «Туристские услуги. Услуги
туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования» устанавливает требования к оказанию туристских услуг, включая регламентацию выбора путей передвижения, параметров (характеристик) объектов туриндустрии и т. д. Однако можно сказать, что сфера обслуживания для инвалидов оставляет желать лучшего, крайне редко ставятся вопросы, связанные с их специальным обслуживанием во время отдыха. Тем более это касается активного отдыха, который необходим для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата как метод двигательной реабилитации.
Продвижение данного вида туристских услуг невозможно без создания и устойчивого функционирования необходимых объектов инфраструктуры (гостиниц, железнодорожных, авто- и авиатерминалов со всем требуемым оснащением), разработки и внедрения в производство специального туристского снаряжения, решения многочисленных проблем, связанных с медицинским контролем и страхованием. Объекты туристского показа должны быть оборудованы для возможности посещения их всеми категориями граждан, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Особую ценность в плане сервисных услуг приобретает качественное информационно-методическое обеспечение, без которого путешествия инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья окажутся невозможными.
Средства размещения (безбарьерная среда), транспорт, информация, сайты туристических компаний должны быть доступны для всех категорий лиц с отклонениями в состоянии здоровья с различными нозологиями, в том числе для слепых и слабовидящих пользователей. Для путешественников с особыми потребностями должны быть доступны общественные учреждения, объекты культуры, архитектурные и исторические памятники, музеи, театры.
Услуги по доступному туризму должны обеспечиваться кадрами соответствующей квалификации, поэтому весьма актуален вопрос об образовательной поддержке подготовки кадров для сферы доступного туризма. В этой связи образовательные программы высшего и среднего профессионального образования по направлениям «Туризм» и «Сервис» позволят развивать и совершенствовать кадровые ресурсы для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в сфере доступного туризма, приобретенные новые навыки и умения позволят им повысить собственный социальный статус. Именно этот фактор является ключевым и сегодня, так как, кроме образовательных заведений, получивших статус федеральных инновационных площадок (ФИП) [4], разработкой методического обеспечения для вышеуказанной категории населения никто не занимает-
ся. Да и таких площадок единицы. К примеру, в Республике Башкортостан единственной ФИП является ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса» [1].
Так, например, на базе УГУЭС для людей, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, разработаны и адаптированы образовательные программы дополнительного образования. Программы предполагают совместное обучение здоровых студентов и инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с сохраненным интеллектом в плане подготовки кадров для сферы доступного туризма.
Получение профессионального образования инвалидом или человеком с ограниченными возможностями здоровья обусловливает обретение им профессии, способствует трудоустройству и началу самостоятельной жизнедеятельности, появлению новых моральных стимулов развития, дополнительной возможности общения с другими людьми, приобретению чувства полезности для окружающих. Стоит отметить, что выпускники данного курса будут не просто специалистами для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, но и экспертами в сфере доступного туризма по предоставлению сервисных и оздоровительных услуг для инвалидов любой категории. Основные задачи программы: обучить слушателей успешным моделям дистанционного и интегрированного (инклюзивного) образования в сфере туризма; обеспечить слушателей технологиями оказания сервисных и оздоровительных услуг людям с ограниченными возможностями здоровья, начальными практическими знаниями по организации условий для отдыха и туризма лицам с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Все этапы обучения, от поступления до сдачи выпускных экзаменов, проводятся в Уфимском государственном университете экономики и сервиса в плане программы специальной профессиональной переподготовки здоровых лиц, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих базовое среднее и высшее образование, позволяющее работать в туристическом бизнесе. После зачисления слушатель получает доступ к электронной информационной базе вуза, которой может пользоваться в процессе обучения без всяких ограничений. Инструментарий дистанционного обучения также весьма широк: видеолекции, видеоконференции, индивидуальные консультации с преподавателем в режиме онлайн.
Результатом обучения являются следующие факторы: выпускник получает востребованную квалификацию эксперта по работе с лицами с ограниченными
возможностями здоровья, обеспечивает себе безусловный карьерный рост в данной специализации, получает диплом установленного образца, подтверждающий высокий уровень подготовки специалиста, а также юридическое обоснование на разрешение заниматься деятельностью в сфере доступного туризма, касающейся обслуживания и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей стране число преподавателей, имеющих специальное образование для работы с инвалидами и лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, составляет не более 15 % от всех специалистов, работающих в образовательных учреждениях, причем они трудятся в основном в специальных коррекционных учебных заведениях. Поэтому сейчас очень востребованы кадры, владеющие методиками инклюзивного (интегрированного) образования и сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в общих учебных группах в системе высшего и среднего образования.
Результаты исследования
По наблюдениям авторов, «инклюзия» в образовательном учреждении гораздо шире, чем просто интеграция инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это вовлечение и в образование, и в жизнь всех представителей молодежи без исключения, это представление различий между людьми как о естественном устройстве общества и мира в целом.
Получение образовательных услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должно проводиться за счет комплексного изменения и адаптации учебных программ для совместного обучения и пересмотра образовательного пространства. При этом необходимы решения на всех уровнях социального мироустройства по транспортной доступности образовательных объектов, оборудованию учебных заведений, реализующих возможность совместного обучения учащихся с инвалидностью и учащихся без ограничений по здоровью: организации учебных мест, здания, территории и помещений учебного заведения в рамках требований государственной программы «Доступная среда».
Для каждого образовательного учреждения необходим огромный пласт дополнительного методического инструментария для работы с подобной категорией. Эти функции сегодня выполняют федеральные площадки, накопившие достаточный опыт по реализации образовательных программ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако эти площадки нуждаются в дополнительном
финансировании не столько из средств федерального бюджета, сколько в определении механизмов получения инвестиций от сторонних организаций.
Необходимо развивать дополнительные образовательные услуги для того, чтобы подготовить специалистов, владеющих технологиями оказания консультативных сервисных и оздоровительных услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
1. Бикбулатова А.А., Галиуллина С.Д. Инновационная политика вуза по подготовке высококвалифицированных специалистов для оказания услуг в сфере сервиса лицам с ограниченными возможностями здоровья // Социальная политика и социология. - 2014. - № 4 (105) / С.Д. Галиуллина, А.А. Бикбулатова. -С. 7-21.
2. Галиуллина С.Д., Коган О.С. Проблемы социальной адаптации и доступного туризма для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Башкортостан // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2014. - № 4 (10) / С.Д. Галиуллина, О.С. Коган. - С. 104-108.
3. Айсмонтас Б.Б., Уддин Мд Актхер. Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистанционного обучения (сравнительный анализ): монография. - М., 2014. - 222 с.
4. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://fip. kpmo.ru/fip/project/manage/210.html (дата обращения 28.09.2015).
List of literature:
1. Bikbulatova A.A., Galiullina S.D. Innovation policy of the University training highly qualified specialists for the provision of services in the field of service to persons with disabilities, Social policy and sociology. - 2014. -№ 4 (105) / S.D. Galiullina, A.A. Bikbulatova. - P. 7-21.
2. Galiullina S.D., Kogan O.S. The problem of social adaptation and accessible tourism for disabled children and persons with disabilities in Republic of Bashkortostan // Bulletin of UGUES. Science, education, economics. Series: Economics. - 2014. - № 4 (10) / S.D. Galiullina, O.S. Kogan. - P. 104-108.
3. Asmontas B.B., Uddin MD Akther. Personality and motivational assessment-what are the specifics of full-time students and distance learning (comparative analysis): monograph. - Moscow, 2014. - 222 p.
4. Electronic resource. - URL: http://fip.kpmo.ru/fip/ project/manage/210.html (last accessed 28.09.2015).