A^. Aртемьев
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ABC-COSTING ...
в соответствии с соответствующей стадией делового цикла [10, с.143].
Рис.1 - Возможная схема взаимодействия между системой Activity Based Costing и элементами финансового механизма
Таким образом, только при взвешенной оценке, как преимуществ использования метода, так и проблем, с которыми может столкнуться компания, финансовый директор и руководитель могут решить, целесообразно ли внедрять этот метод в компании в настоящее время.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курилова А.А. Бюджетирование как элемент финансового механизма управления затратами на предприятиях автомобилестроения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 4. С. 144-148.
2. Каплан Р., Купер Р. Функционально-стоимостной
анализ: практическое применение // Вильямс. М.:, 2007. 352 с.
3. Aтаманов Д. Определение себестоимости методом Activity based costing // Финансовый директор [сайт]: URL: http://fd.ru/articles/3689 (дата обращения: 20.01.2011).
4. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет // Aудит. М.:, 1998. 774 с.
5. Курилова A.A. Принципы формирования и реализации риск-ориентированного финансового механизма управления затратами на основе теории активных систем // Финансовая аналитика: Проблемы и решения.
2011. № 16. С. 27-37.
6. Чирков С.В. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. № 3. С. 42-47.
7. Курилова A.A., Курилов К.Ю. Финансовый механизм управления затратами на основе методики внутреннего аудита // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 74-80.
8. Aюпов A.A., Курилов К.Ю., Курилова A.A. Применение инструментов финансового инжиниринга в финансовом механизме управления затратами предприятиями автомобильной промышленности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 20-26.
9. Курилова A.A. Использование инструментов финансового инжиниринга в финансовом механизме управления затратами на предприятиях автомобильной промышленности // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 65-70.
10. Курилов К.Ю., Курилова A.A. Цикличность развития автомобильной отрасли как основа для формирования финансового механизма управления автомобилестроительным предприятием // Aудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 139-145.
© 2012
APPLICATION PROCEDURE ABC-COSTING FOR COMPANIES
A.V. Artemiev, Directorate for economy and planning
JSC AVTOVAZ, Togliatti (Russia)
Annotation: Russia’s accession to the WTO will lead to greater competition and increased costs associated with the implementation of financial and economic activity of Russian enterprises. Therefore, Russian companies must make every effort to streamline and reduce costs. One way to implement ABC-costing system that allows for flexible management of enterprise expenses. Practical application of ABC-costing shows the effectiveness of the system in identifying enterprise costs that can be avoided.
Keywords: ABC-costing, the WTO, the distribution costs, cost driver, the driver of resources.
УДК 658.562:378
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
© 2012
А.В. Богданова, кандидат педагогических наук, начальник отдела менеджмента качества
и оптимизации бизнес-процессов Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Е.Ю. Коновалова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков
Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)
Аннотация: Глобализация представляет собой непрерывный процесс всемирной интеграции и унификации, охватывает все сферы жизнедеятельности общества и несет в себе несколько значительных противоречий. Это приводит к тому, что конкуренция в сфере продуктов и услуг превратилась в конкуренцию в сфере организации сотрудничества и обеспечения качественного образования. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации имеет ряд особенностей, о которых идет речь в статье.
Ключевые слова: управление качеством образования, глобализация, противоречия глобализации информационные технологии в управлении качеством, имитационное моделирование, структурный подход, структурирование процессов.
За истекшие пятьдесят лет мировая экономика, мировое устройство в целом претерпели серьезнейшие изменения. Глобальный валовый продукт, являющийся важным макроэкономическим показателем, отражающим результативность производства товаров и услуг, вырос
более чем в 10 раз за это время.
Глобализация представляет собой непрерывный процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, видимыми проявлениями которого являются:
мировое разделение труда; миграция капитала за пределы отдельных стран; высокая текучесть человеческих и материальных ресурсов;
стремление к единому законодательству, экономическим и производственным стандартам;
сближение и слияние культур различных народов и государств.
Глобализация охватывает все сферы жизнедеятельности общества, она общесоциальна по своей природе. Отдельные государства становятся все более связанным и зависимыми друг от друга (рис. 1).
Рис. 1. Явления и процессы глобализации
Благодаря взаимосвязям между выделенными явлениями и процессами заметно увеличиваются возможности для социализации и развития отдельной личности, для ее приобщения к общемировым информационным процессам и участия в социально значимых событиях, независимо от его местонахождения.
Но вместе с тем, глобализация несет в себе несколько значительных противоречий, основным из которых является противоречие между базовыми принципами глобализации и устоями государственности различных стран.
Существует множество задач, которые невозможно решать в рамках одного отдельно взятого государства (освоение космоса, природоохранная деятельность планетарного масштаба, миротворческие процессы). Вместе с тем, каждая страна накладывает на эту деятельность свои собственные особенности, политическое устройство и т.д. В данном контексте важным становится общая гуманизация образования, ориентация отдельных образовательных систем и образовательного процесса в целом на формирование и развитие отношений, которые строятся на взаимном уважении между людьми. В обучение должны закладываться уважение к правам человека, стремление к здоровому образу жизни, сохранение общего здоровья нации, развитие личностного потенциала. Такое образование обеспечивает возможность выбора индивидуальной жизненной траектории учащимся с одной стороны и защиту общечеловеческих интересов с другой стороны.
Вторым важнейшим противоречием глобализации, оказывающим влияние на изменения в сфере образования, является смена миграционных тенденций в мире. Появление новых открытых рынков труда, аморфность их структуры, обусловленные технологическим развитием, приводит к многократному увеличению миграционных потоков в экономически развитые страны, что серьезно изменяет их традиционный этнический состав. Следствием такого явления становятся социальная напряженность и, в свою очередь, миграция капитала и производства в менее развитые государства.
Образование в этой связи вынуждено становится не только гуманистическим, но и во многом универсальным, то есть обеспечивать обучаемым не только социальную адаптацию к различным условиям работы, но и необходимые компетенции, позволяющие осваивать новые знания, специфику деятельности.
Все это приводит к тому, что конкуренция в сфере продуктов и услуг превратилась в конкуренцию в сфере организации сотрудничества и обеспечения качественного образования. Эта тенденция обусловлена необходимостью постоянной адаптации отдельных людей к изменениям окружающего мира, приводящим к неопределенности и динамичности глобальной социально-экономической сферы [1, 2].
Сегодня развитие российской экономики напрямую зависит от качества подготовки специалистов различных направлений в вузах. Для повышения конкурентоспособности и значимости российских выпускников на мировом рынке труда как в управлении образованием, так и внутри отдельных образовательных систем нужны специалисты высокого уровня, обладающие компетенциями в управлении качеством образования, а также фундаментальные и прикладные научные исследования в данной области.
Основная сложность управления качеством образования в условиях глобализации состоит в том, что научно-технический прогресс стремительно набирает темпы, и за годы обучения в вузе слишком многое в будущей профессиональной деятельности студентов меняется. Для того чтобы качество подготовки выпускников соответствовало актуальным требованиям, следует изменить методический подход к управлению качеством образования, повысить его интенсивность и эффективность [3, 4].
Отмечено, что информационные технологии еще не нашли широкого применения в сфере управления качеством образования в той степени, в какой требует этого уровень их развития в современном мире. Недостаточно используются возможности автоматизации управления качеством, в частности сбора и обработки информации, в то время, как это имело бы ряд положительных эффектов [5]. Во-первых, автоматизация в данной области позволит высвободить трудовой ресурс, исключив рутинную работу. Во-вторых, автоматизированный сбор информации беспристрастен, исключает личные предпочтения и человеческий фактор. И наконец, в-третьих, сотрудники учебного заведения, как показывает практика, более серьезно и с большим интересом относятся автоматизированным процессам.
Кроме того, информационные технологии предоставляют возможность ввести в процесс управления качеством образования такой элемент как компьютерное имитационное моделирование, целью которого является использование математических методов и аналитического инструментария для эффективного решения различных задач. Основные этапы процесса имитационного моделирования представлены на рис.2.
Содержательная Качественный н Ц Математическая
постановка задачи количественный анализ постановка задачи и
1 объектов н ситуаций Ч создание нмнтацноннои
модели
Рис. 2. Этапы процесса имитационного моделирования
Применительно к управлению качеством образования имитационное моделирование может осуществляться следующим образом. Все начинается с четкой формулировки задачи, предпочтительно в математической форме. При этом определяются объекты, относящиеся к ней, ситуативный результат ее решения. Это этап содержательной постановки задачи.
Для того чтобы задачу можно было описать коли-
чественно и использовать при ее решении вычислительную технику, нужно произвести качественный и количественный анализ объектов и ситуаций, имеющих к ней отношение, что является вторым этапом моделирования. При этом сложные объекты, разбиваются на отдельные элементы, определяются связи между ними, их свойства, количественные и качественные показатели и критерии оценки, соотношения между ними, выражаемые в виде математических формул.
Заключительный этап представляет собой построение математической модели объекта и определение методов (алгоритмов) решения поставленной задачи. Далее можно переходить непосредственно к разработке программного обеспечения для решения задачи. В некоторых случаях может потребоваться составление базы данных и средств работы с ней, методов извлечения данных, нужных для расчетов, однако обычно задачи управления качеством образования не требуют такого инструментария. Для них осуществляется не разработка, а выбор подходящего программного обеспечения, входящего, например, в состав стандартных офисных пакетов MS Office и OpenOffice.
Последовательное использование методов имитационного моделирования и их реализация с использованием средств современных информационных технологий обеспечивает объективный подход к управлению качеством образования, исключает влияние личной заинтересованности преподавателей или студентов.
Все наиболее распространенные методологии структурного подхода опираются на ряд общих принципов (рис. 3.). В качестве двух базовых принципов используются следующие [6, 7]:
Методология структурного подхода
Формализация Структурирование данных
НепрОТНЕ ОреЧНЕ ОСТЬ Абстракция
Разделение Иерархическое упорядочивание
отношения между данными. Каждой группе средств соответствуют определенные виды моделей (диаграмм), наиболее распространенными среди которых являются следующие [8]:
SADT (Structured Analysis and Design Technique) модели и функциональные диаграммы;
DFD (Data Flow Diagrams) диаграммы потоков данных;
ERD (Entity-Relationship Diagrams) диаграммы «сущность-связь».
При этом структурный подход использует три группы инструментов моделирования (рис. 4).
Рис. 3. Пирамида принципов методологии структурного подхода
- принцип «разделяй и властвуй» - принцип решения сложных проблем путем их разбиения на множество мелких независимых задач, легких для понимания и решения;
- принцип иерархии - принцип организации составных частей проблемы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне.
Выделение двух базовых принципов не означает, что остальные принципы являются второстепенными, просто они вытекают из двух рассмотренных. Четыре остальных принципа, также играющих важную роль в структурном подходе к решению задач управления качеством образования:
- принцип абстрагирования от конкретного объекта заключается в выделении существенных аспектов объекта и отвлечения от несущественных;
- принцип формализации заключается в единстве требований к описанию объекта и проблемы;
- принцип непротиворечивости заключается в обоснованности и согласованности элементов, цели и задач структурирования, получаемых результатов;
- принцип структурирования данных говорит о том, что данные должны быть структурированы и иерархически организованы для удобства доступа и работы с ними.
В структурном подходе к управлению качеством образования используются в основном две группы средств, иллюстрирующих функции, выполняемые системой и
Рис. 4. Классификация средств моделирования
Одной из наиболее важных особенностей всех трех групп является постепенное введение все больших уровней детализации по мере создания диаграмм, отображающих модель. Сегодня наиболее применяемой специализированной программой реализующей SADT-подход к имитационному моделирования является разработка Platinum BPwin - мощное средство системного анализа и структурирования процессов посредством информационных технологий. Основные ее достоинства:
- дружественный интерфейс, быстро и легко осваиваемый, что позволяет сосредоточиться на выполнении поставленных задач, не отвлекаясь на изучение инструментальных средств;
- широкий спектр графических инструментов для отображения действий и объектов, что позволяет строить модель любой сложности;
- интерактивная реализация модели и визуализация обратной связи при ее построении.
Применение этой и подобных ей информационных технологий в управлении качеством образования позволят не только оптимизировать этот процесс, но увеличить его пропускную способность.
Необходимость развития и поддержания научной школы управления качеством образования в России на современном этапе реформирования всего института высшего образования невозможно отрицать или переоценить. Возвращаясь к основному посылу статьи, отметим следующее. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации имеет ряд особенностей, таких как необходимость оценки результатов с точки зрения ориентации на формирование и развитие отношений, которые строятся на взаимном уважении между людьми; стремление к обеспечению для обучаемых не только социальной адаптации, но и необходимых компетенций, позволяющих осваивать новые знания и специфику деятельности [9-11].
Не стоит забывать и том, что глобализация несет с собой множество положительных изменений, в частности повышение доступности современных информационных технологий и ускорение роста данного сектора в целом. Появляются новые возможности для описания качества образования не только как набора результатов, но и с использованием имитационных моделей - как непрерывного системного процесса, обладающего конкретными измеримыми характеристиками и подчиняющегося математическим законам.
Управление качеством образования стало сегодня важнейшей частью развития российских вузов, поскольку от того, как готовятся высококвалифицированные кадры, зависит вся экономика страны и ее будущее.
Явление глобализации накладывает значимый отпечаток на эти процессы. Россия должна выходить на мировой уровень как по качеству подготовки специалистов в различных областях, так и по использованию современных информационных технологий по всем направлениям и отраслям. Добиться этого можно только скорректировав традиционные подходы к управлению качеством образования в высшей школе, используя инновационные подходы и возможности, которые предоставляет научно-технический прогресс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грудина С.И. Рынок труда в условиях глобализации и международная конкурентоспособность // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 3. С. 14-19.
2. Подгорная А.И. Конкурентоспособность российских предприятий в условиях глобализации экономики и мирового финансового кризиса // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 3. С. 116-120.
3. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в информационном обществе как актуальная социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 15-17.
4. Богданова А.В. Причины появления и характерные особенности управления качеством в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4. С. 27-29.
зированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.
6. Илларионов А. Основные тенденции развития мировой экономики в 1950 - 1996 гг. Основы экономики, №10, 1997.
7. Богданова А.В. Формирование информационнокоммуникативной компетентности бакалавров педагогического образования как актуальная социально-педагогическая проблема // Образование и саморазвитие.
2011. Т.4. № 26. С. 79-84.
8. Стандартизация программных средств // Электронный ресурс. Режим доступа http://www.0zd. ru/programmirovanie_kompyutery_i/standatrizaciya_ programmnyx_sredstv.html - свободный.
9. Ярыгин О.Н., Гайманова Т.Г. Формирование и развитие компетентности как эмерджентного свойства профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 77-82.
10. Богданова А.В., Ярыгин А.Н. Эффективность диагностики и системы управления качеством образования в вузе с использованием информационных технологий // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки.
2012. № 2. С. 24-31.
11. Ярыгин А.Н., Ярыгин О.Н. Относительное ранжирование интеллектуальных компетентностей с помощью интерактивных парных сравнений // Вектор науки ТГУ. 2011. № 2. С. 413-417.
5. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автомати
MANAGEMENT OF THE EDUCATION’ QUALITY FROM VIEW OF THE FUNDAMENTAL GLOBALIZATION’ CONTRADICTIONS
© 2012
A.V. Bogdanova, candidate of pedagogical sciences, the chief of department of quality management
and optimization of business processes Togliatti State University, Togliatti (Russia)
E.Y. Konovalova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of russian and foreign languages
Volga State University of Service, Togliatti (Russia)
Keywords: quality management of education, globalization, the contradictions of globalization, information technology in quality management, imitation modeling, structural approach, structuring processes
Annotation: Globalization it is a continuous process of global integration and unification, covers all spheres of society and has several significant contradictions. It leads to the fact that competition in products and services has become a competition in area of the organization of cooperation and providing a quality education. Quality management of education in the context of the key contradictions of globalization has a number of peculiarities described in this article.
УДК ЗЗ6.12
ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ КОМПАНИЙ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
© 2012
Т.В. Бутенко, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента Одесский региональный институт государственного управления НАДУ, г. Одесса (Украина)
Аннотация: В статье анализируются мировой опыт об определении сущности финансовой устойчивости предприятия, рассматривается система факторов, влияющих на формирование финансовой устойчивости, и формулируется подход к определению и обеспечению финансовой устойчивости компании в условиях нестабильной рынке сегодня.
Ключевые слова: стратегическая стабильность, влияние на финансовую устойчивость компании.
Основною характеристикою кризової економічної нення небажаних наслідків або зведення їх до мінімуму, ситуації в Україні є висока динаміка всіх економічних процесів, що супроводжуються зміною розмірів і організаційно-правових форм підприємств аграрного виробництва, ускладненням їх господарських зв’язків, зміною обсягів, номенклатури й асортименту виробництва, попиту і цін на товари, що виробляються, потреби в основному і оборотному капіталах, появою нових видів ринків, ослабленням впливу держави й соціальною спрямованістю. Невизначеність майбутнього, зумовленого цими чинниками, пов’язана зі значними ризиками.
Тому особливої актуальності набуває стратегічне планування, задачами якого є перспективне бачення умов функціонування, позиціонування підприємства на ринку, що дозволяє не тільки вжити заходів щодо усу-
але й отримати з ситуації певні вигоди.
Проблемам стратегічного управління аграрного виробництва присвячено наукові праці відомих вчених-аграрників: Ю.Лупенко, В.Лебедєва, П.Саблук, М.Дем’яненко, І.Гришова, В. Савчук, І. Бланк, П.Бечко, М. Коробов, В. Пономаренко, А. Поддєрьогін, І. Яремко, Л. Коваленко, І.Крюкова, Т.Шабатура та інші. Приділяли увагу й іноземні вчені: Д. Ван Хорн, Д. Ваховіч, Д. Шима і Д. Сігел, Ж. Рішар, Е. Хелферт та ін.
Аналіз й узагальнення публікацій за даною проблематикою дозволили зробити висновок про те, що існуючі методичні підходи до формування фінансових стратегій підприємств в умовах кризи недостатньо розроблені як у теоретичному, так і в практичному аспектах, про що