Указанный тип кредитной линии применяется, если не представляется возможным точно определить общую сумму необходимых денежных средств для осуществления финансирования. В основном используется, если в соответствии с целями финансирования требуется осуществлять периодические платежи по контрактам, сроки действия и сумма которых могут изменяться, или производить объемные закупки для хозяйственной деятельности в определенные периоды. Как правило, кредитная линия с лимитом задолженности применяется для пополнения оборотных средств.
3. Овердрафт - кредитование банком расчетного счета предприятия при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств в целях оплаты расчетных документов с указанного счета в пределах определенного лимита (лимита кредитования).
Овердрафт используется в случае возникновения у предприятия при осуществлении основной деятельности разрывов в поступлении денежных средств, период которых обычно составляет не более месяца, при этом предприятие обеспечивает стабильные и достаточные обороты по расчетным счетам, открытым в банке.
Наиболее выгодными, на наш взгляд, для предприятия являются долгосрочные займы и кредиты, к которым относятся обязательства со сроком погашения свыше одного года. Долгосрочные источники привлечения являются полноценными инвестиционными ресурсами, которые могут быть вложены в масштабные проекты,
А.Н. Бурганов
УПРАВЛЕНИЕ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ ...
способные окупить издержки предприятия к моменту погашения задолженности [5, с.99].
Использование заёмного капитала является фактором успешного непрерывного функционирования предприятия, способствующим оперативному сокращению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствующим о высокой степени надежности среди кредиторов и обеспечивающим повышение рентабельности собственных средств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. // Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 639 с.
2. Ковалев В.В. Управление финансовой структурой фирмы: учеб.-практ.пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 256 с.
3. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2. С. 132-137.
4. Курилова А.А. Прогноз развития отечественных и зарубежных предприятий автомобильной промышленности // Международный научный журнал. 2011. № 3. С. 10-14.
5. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Механизм управления затратами на предприятиях автомобилестроения на основе финансового планирования // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 98-103.
MANAGEMENT OF THE COMPANY'S BORROWED CAPITAL
© 2012
A.N. Burganov, financial Director
LLC «Verona-motors-Togliatti, Togliatti (Russia)
Annotation: In the current economic conditions for the successful conduct of business activity, the company needs in borrowed resources. The effective management of the borrowed capital depend on the company's results.
Keywords: borrowed current assets, financial instruments, management efficiency of borrowed capital, value of credit.
УДК 372.881.1
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
© 2012
М.И. Гаврилова, старший преподаватель
Тольяттинский филиал Московского государственного университета пищевых производств,
Тольятти (Россия)
Аннотация: Статья посвящена внедрению комптентностного подхода для подготовки преподавателей технических вузов.
Ключевые слова:методологическийподход; компетентностный подход; компетентность; конкурентоспособность; инвариантные компетенции.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (преамбула), образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) образовательных уровней (образовательных цензов)». Исходя из этого определения, можно сказать, что образование - это процесс, а значит ему присуще такое свойство, как протяженность во времени и наличие определенных стадий.
Получение хорошего высшего образования имеет определяющее значение для успешного развития практически любой страны. Меняющиеся технологии на рубеже веков, опираются на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов и связываются с геополитической конкуренцией ведущих стран мира за такие ресурсы, которые становятся важнейшими ф акторами, определяющими не только экономику, но и политику нового века.
На сегодняшний день существует проблема совершенствования методики обучения спецдисциплин
при подготовке преподавателей, которая основана на требованиях ГОС ВПО нового поколения, а также может реализовываться с помощью компетентностного подхода в образовании. Вследствие чего происходит формирования у студентов знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций в области специальных технических дисциплин.
В данный момент в России складывается ситуация в образовании определяющая необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, а так же связь с обучением и профессиональной подготовки молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям. Процесс подготовки специалиста в сфере образования играет огромную роль в ориентации на личность и компетентность, которая позволяет существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. В наше время все более востребованными становятся компетентные специалисты в образовательной среде, которые способны эффективно действовать в новейших динамичных
социально-экономических обстановках. Целью профессионального образования является приобретения профессиональной квалификации, а так же получения возможности справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.
Повысить качество образования это одна из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решить эту проблему можно с помощью связи с модернизацией образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением целей и результатов образования. Формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию рассматривается и в контексте Болонского процесса. Как подчеркивает Н.А. Селезнева, «использование подобного подхода может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий».
Умения использовать эти технологии, понимать их применения, знать слабые и сильные стороны и способы к критическому суждению в отношении информации, распространять массмедийные средства и рекламу; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни».По мнению специалистов, ключевая компетенция - это адекватное проявления социальной жизни человека в современном обществе. По своей природе они являются социальным отражением особенности взаимодействия, общения, применения информационных технологий.
Как показала практика образовательной деятельности высших учебных заведений, в научно-педагогических исследованиях актуальной становится проблема учебно-методического обеспечения подготовки учителей на основе инновационных подходов, к числу которых относится компетентностный.
Компетентностный подход - это попытка привести образование, в том числе и высшее профессиональное, в соответствие с потребностями рынка труда, а так же это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования (система обеспечения качества). Под результатами мы понимаем набор компетенций, которые включают знания, понимание и навыки обучения, и определяют для программы в целом. Созданная система степеней потребует модификации всей парадигмы высшего образования, таких как метод обучения, процедура и критерии оценки, способы обеспечения качества образования. Разработанная квалификация содержит термины компетенций и результатов обучения, которые находят решения задач по выработки общеевропейского консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускники должны уметь делать по завершении обучения. Компетентностный подход позволяет сохранить гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана, что является его преимуществом. Компетентностная модель специалиста, сориентированного на сферу профессиональной деятельности, привязанная к конкретному объекту и предмету труда, тем самым позволяет обеспечить маневренность выпускника в изменяющихся условиях рынка труда. Представленная модель описывается таким набором компетенций, которым должен обладать выпускник вуза, при этом он должен быть подготовлен и иметь степень готовности к выполнению конкретных обязанностей. На сегодняшний день в Российской Федерации (РФ) Департаментом государственной политики в сфере образования основана рабочая группа, которая занимается вопросами по созданию макета структуры государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. В ее задачу входит описание характеристик общих целей высшего образования, а 8
также разработка компетентностных моделей бакалавра и магистра. Сущность модели содержится в том, что компетенции бакалавра по специальности заключаются из компетенций инвариантных к области деятельности и специальных. Так, инвариантными к области деятельности будут является социально-личностные, общенаучные, общепрофессиональные, экономические и организационно-управленческие компетенции, а специальные компетенции будут разрабатываться применительно к области деятельности для конкретных направлений и специальностей. Если рассматривать к сфере деятельности «техника и технология» то эти компетенции будут описываться производственно-технологическими, расчетно-проектными, экспериментально-исследовательскими, эксплуатационными, а специальные компетенции, которые относятся к сфере деятельности «лингводидактика», будут, состоят из учебно-развивающей, научно-методической, научно-исследовательской, научно-педагогической.
При решении организационно-производственных задач, осуществления проектов магистр должен обладать компетенциями более высокого уровня, а так же владеть современными подходами к работе с персоналом, методикой создания инновационных коллективов. Наряду с этим, в основе магистра является подготовка основных методов организации научных исследований и управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла продукции.
С данным подходом связывают идеи открытого заказа на содержание образования со стороны развивающегося рынка труда и потенциальных работодателей.
Профессиональные компетенции можно
формулировать через личные возможности студента, которые позволяют ему самостоятельно и эффективно решать задачи, выраженные им самим или руководством организации. При этом применять известные теоретические модели при анализе конкретных ситуаций, выработки алгоритма принятия решения, а также умения делать логические обобщения и выводы, используя доступную информационную базу.
Главным условием компетентностного подхода при реализации организации воспитательно-образовательного процесса вуза является использование комплекса профессиональных компетенций, которые обеспечиваются организационно-педагогическим
учебным процессом в соответствии с главным направлениям формирования профессиональной компетентности студентов.
Анализируемый подход дает вузам большую академическую свободу, создавая учебные планы и программы, при этом задача преподавателей является выработать у учащихся определенные профессиональные компетенции.
Исходя из выше сказанного, можно сказать, что на сегодняшний день образования педагогов по специальным дисциплинам в условиях информатизации и принятия Болонской декларации показывает, что достаточно остро ощущается востребованность в образовании преподавателей в области технических спецдисциплин. В настоящее время также испытыва-ется отставание вариативной части обучения от социального заказа общества в целом, и рынка труда в частности. Отсюда следует, что необходимы корректировка и предложение методики обучения направленной на адаптацию вариативности содержания к быстро меняющимся потребностям общества в профессионально-компетентностных преподавателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сенько Ю. В. Стиль педагогического мышления в вопросах: Учебное пособие - М.: Дрофа, 2009. - 272 с.
2. Ярыгин О.Н. Математические аспекты сравнения компетентностей: субъектность, недизъюнктивность, нетранзитивность // Вектор науки ТГУ. 2011. 2. С. 24-28.
3. Сыротюк С.Д. Самообучающиеся организации как перспективная форма управления компетентностью персонала // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 72-77.
4. Ярыгин О.Н., Роганов Е.С. Изучение системной динамики как инструмент формирования компетентности менеджера и исследователя // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 206-209.
5. Денисова О.П. Система мотивации профессорско-преподавательского состава как показатель качества образования в высшей школе // Вектор науки ТГУ. 2010. № 2. С. 179-184.
6. Третьякова Е.М. Двухуровневое инженерное образование: требования к компетенциям и содержанию образования // Вектор науки ТГУ. 2012. № 1. С. 309-313.
7. Бабошина Э.С. Реализация внутреннего контроля системы управления государственными образовательными учреждениями // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2011. № 4. С. 7-12.
8. Денисова О.П. Оценка деятельности образовательной организации на основе аналитического подхода // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1.1. С. 78-83.
9. Козак И.В. Ценностно-смысловое ядро как основа становления воспитательной системы инновационной школы // Азимут научных исследований: педагогика и
психология. 2012. № 1. С. 32-35.
10. Денисова О.П. Профессиональная успешность сотрудников вуза и эффективность работы в высшей школе при подготовке к экспертизе качества // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С.17-21.
11. Ярыгин А.Н. Управление качеством подготовки будущих специалистов // Вектор науки ТГУ. 2011. 4. С. 504-510.
12. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. № 2.
13. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.
14. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3.
15. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании/ И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки бакалавра, 2004.
16. Кузьминов, Я.И. Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней. Компетентностный подход / Я.И. Кузьминов, Л.Л. Любимов, М.В. Ларионов.
IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH IN THE PREPARATION OF TEACHERS
OF TECHNICAL UNIVERSITY
© 2012
M.I. Gavrilova, senior lecturer
Togliatti branch of Moscow State University Food Production, Togliatti (Russia)
Annotation: This paper is devoted to introducing komptentnostnogo approach for training teachers of technical colleges. Keywords: methodological approach, competence-based approach, competence, competitiveness, competence invariant.
УДК 376.3
К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ЛЮДЕЙ
В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ
© 2012
Ю.Е. Криводонова, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья
Бийский территориальный центр социальной помощи семье и детям, Бийск (Россия)
Аннотация: В данной статье наглядно раскрываются особенности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации. Метод наблюдения является фактором, способствующим коррекции неадекватности в поведении слепых и слабовидящих.
Ключевые слова: адаптация, межличностное взаимодействие, слепота и слабовидение, метод наблюдения.
В тифлопсихологии и коррекционной педагогике немаловажную роль играет использование метода наблюдения в психологических и педагогических исследованиях личности, поведения и межличностных отношений слепых и слабовидящих людей.
Актуальность проведения наблюдения для педагогов, непосредственно участвующих в реабилитационном процессе объясняется наличием негативных особенностей личности и поведения у слепых и слабовидящих людей, обусловленных дефектом зрения. В результате возникновения сенсорной депривации у человека возникает стресс, который тем или иным образом сказывается на его поведении, межличностных отношениях. Поэтому, проведение метода наблюдения в диагностических целях позволяет наиболее безболезненно выявить негативные особенности слепых и слабовидящих людей, препятствующие их адаптации в обществе, и наметить пути для дальнейшей психолого-педагогической коррекции.
Цель экспериментального исследования стало выявление особенностей поведения, межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей.
База экспериментального исследования: Центр реабилитации слепых г. Бийска, БПГУ им. В.М. Шукшина.
Выборка испытуемых состояла из 2 групп: 1 группа состояла из слепых и слабовидящих людей, 2 группу составляли зрячие люди (студенты пятого курса факультета психологии). В экспериментальном исследовании принимало участие 66 слепых и слабовидящих людей в возрасте от 17-70 лет и 30 зрячих людей в возрасте от 2330 лет. Всего в экспериментальном исследовании принимало участие 96 человек.
Введение в экспериментальный план группы зрячих людей позволило сравнить особенности их межличностного взаимодействия с особенностями межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих.
Для определения стратегий межличностного взаимодействия людей со зрительными дефектами и зрячих людей нами использовался метод наблюдения.
Метод наблюдения представлял из себя включенное наблюдение в непосредственную деятельность. Экспериментатор общался с испытуемыми в свободно организованной деятельности. Особенности межличностного взаимодействия фиксировались на диктофон.