А.В. Богданова, Е.Ю. Коновалова УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ ...
УДК 378.14.015.62
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© 2012
А.В. Богданова, кандидат педагогических наук, начальник отдела менеджмента качества и
оптимизации бизнес-процессов Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) Е.Ю. Коновалова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков
Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье рассмотрены социально-экономические и технологические факторы, которые влияют на процессы управления качеством образования и выявлены связи между понятием информационно-коммуникативной компетентности и системой управления качеством.
Ключевые слова: управление качеством, качество образования, информационно-коммуникативная компетентность.
Положение дел в образовательной системе России сегодня характеризуется все более частным обращением к понятию качества образования, стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и повсеместным их внедрением в образовательные процессы, а также во все другие процессы, происходящие в вузах, будь то исследовательская, научная, административная или любая другая деятельность. Управление качеством - понятие, перекочевавшее в образование из промышленных отраслей, но уже укрепившееся, претерпевшее заметные изменения и завоевавшее определенные позиции, ставшее средством, инструментом развития образовательной системы. В работах современных авторов отмечается: управление качеством - общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов; процесс, в котором экономические, социальные, технологические, управленческие механизмы связаны воедино, обеспечивая преобразование и развитие всего мирового образовательного пространства с целью оптимизации всех процессов в обществе.
От качества образования зависит развитие общества, как в области научно-технического прогресса, так и в области культурных и моральных ценностей. Управление качеством образования педагоги-современники характеризуют как «новую парадигму управления образованием вообще; важнейшее звено в управлении качеством жизни» [6, 7]. В этой связи отметим, что организация и результативность управления качеством образования зависит от следующих социально-экономических и технологических факторов.
Осознание важности внедрения систем и инструментов управления качеством в системе высшего образования. Необходимость разработки новых педагогических и административных технологий, ориентированных на управление качеством не только предоставляемых образовательных услуг, но и организации рабочих процессов в вузе, очевидна. Управление качеством - это не только отслеживание основных процессов по выделенным показателям, но и обязательное проведение корректирующих действий, анализ полученных результатов, выработка дальнейших стратегий, творческий подход к имеющейся информации для принятия компетентных профессиональных решений.
Постоянное развитие информационных и коммуникационных технологий. ИКТ послужили в последние десятилетия серьезным рычагом для структурных сдвигов в экономике и развитии общества в целом, поставили информацию и коммуникации во главе всех процессов, что не могло не отразиться на процессах, происходящих в высшем образовании. Поскольку все управление качеством основано на процессном подходе, то и тут ИКТ оставили свой глубокий след. Получили широкое распространение технологии, обеспечивающие интерактивный доступ отдельных пользователей к информационным ресурсам. Стало возможным объединение множества мини баз данных, содержащих информацию о ходе
тех или иных процессов в единые автоматизированные информационные системы, с помощью которых осуществляется мониторинг этих процессов по показателям качества [8, 9, 10]. Техническая основа данной тенденции - динамичное развитие и совершенствование именно ИКТ. Отметим, что наибольший рост объема информации, обрабатываемой при помощи ИКТ, наблюдается в России и в мире в таких областях, как промышленное производство, финансово-банковский сектор и образование [11].
Информатизация общества и становление глобального информационного пространства в качестве социально-значимого явления. Функциональные и технические возможности ИКТ растут с каждым днем, позволяя объединять их в информационные системы, интегрирующие различные типы данных и отдельные информационные микросреды, которые становятся не просто средами передачи данных, но обеспечивают принятие адекватных профессиональных решений, координацию административных, научно-исследовательских, образовательных процессов, эффективную интеллектуальную поддержку всех социальных, в том числе и коммуникационных процессов.
Современными авторами [2, 5] выделяются следующие признаки, формально определяющие общество в процессе информатизации:
преобладание информационной деятельности в сфере профессиональной занятости: более 50% трудовых ресурсов занято в производстве и обработке информации;
качественный скачок во взаимодействии человека с окружающим его миром, возникновение качественно новых массовых коммуникаций: появление регулируемой глобальной коммуникативной системы - единого информационного пространства, доступ в которое открыт всем с применением ИКТ;
качественное изменение, увеличение объемов и разнообразия курсирующей в обществе информации, рост интенсивности личных информационных потоков, расширение круга личных и профессиональных информационных интересов.
Качество образования является комплексной характеристикой, которая не может существовать сама по себе, не подвергаясь влиянию различных внешних факторов. Влияние ИКТ на качество образования в вузах в условиях современного общества можно определить четырьмя основными аспектами (рис. 1).
Первый аспект связан с полным осмыслением понятия информации в контексте управления качеством, его особенностей, значения в процессе диагностики и принятия обоснованных административных решений, а также большого количества противоречий, которые несет в себе развитие информационного сектора. В связи с необходимостью контроля качества постоянно разрабатываются и совершенствуются методы сбора, обработки и анализа информации о процессах и качестве их результатов [12].
А.В. Богданова, Е.Ю. Коновалова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ .
специалистов отсутствует. Однако внедрение ИКТ в управление качеством в целом несет в себе значительные выгоды.
Компетентности выпускников, в том числе информационно коммуникативная компетентность
Требования потребителей образовательных
услуг f
Диагностика уровня обучениости
Государственные требования
[
Ресурсы: -штериальиоьташнчмкие в том числе ИКТ -персонал, обладающий не обх однмымн компетентностями. в том числе информационно-коммуникативной компетентности
Управление качеством образования
]
| Доступность образ!
овання Корректирующие действия
J | Конкурентоспособность вуза
Рис. 1. Влияние ИКТ на качество образования
Второй аспект заключается в осознании реалий процесса перехода к информационному обществу и принятии развития ИКТ в качестве не просто технологического явления, но в первую очередь социально, экономически и научно значимого процесса, интегрированного во все сферы жизнедеятельности общества. В связи с этим нельзя игнорировать это явление и в управлении качеством образования. Это может привести к серьезному несоответствию между целями управления качеством и используемыми методами, значительному отставанию методологической базы от потребностей данного процесса.
Третий аспект заключается в появлении компетент-ностной сущности, определяющий уровень подготовки к применению и пониманию ИКТ с точки зрения образовательного процесса, института высшего образования и тех специальных возможностей, которыми потенциально обладают высшие учебные заведения в управлении качеством образования. Эта сущность - информационно-коммуникативная компетентность, которую можно определить, как особую комплексную способность объективно оценивать профессиональные проблемы педагогической деятельности, преобразовывать их в конкретные задачи; используя современные информационные и коммуникационные технологии решать их, воспроизводить знания, выражать себя творчески и создавать новую информацию [1].
Четвертый аспект заключается в тесной связи между управлением качеством образования в свете формирования информационно-коммуникативной компетентности отдельной личности во всех ее проявлениях: не только с интеллектуальной и профессиональной стороны, но и в равной степени с нравственной стороны, поскольку растущие в процессе информатизации возможности должны сопровождаться и увеличением ответственности, развитием морально-нравственных качеств. Образование призвано участвовать в формировании личности не косвенно, а напрямую, ориентируясь на повышение не только их уровня подготовки, но общеморальных качеств.
Возможности ИКТ, как эффективного инструментария, возрастают с каждым днем, при этом их цена на рынке падает, поэтому их использование становится все более доступными во всех областях. Уровень развития ИКТ сегодня, как показывает практика, превышает уровень подготовленности педагогического сообщества и администрации вузов к их корректному использованию. Наличие развитой информационно-коммуникативной компетентности имеет две важные стороны: во-первых, она является обязательным требованием для специалистов, задействованных в управлении качеством образования; во-вторых, она является базовой компетентностью для студентов, поэтому необходим контроль ее формирования на всех этапах управления качеством образования для всех направлений подготовки (рис. 2). ИКТ тесно вошли в нашу жизнь, а образовательная подготовка в этой области у большинства непрофильных
Рис. 2. Роль информационно-коммуникативной компетентности в процессе управления качеством образования
Информационно-коммуникативная компетентность не зря отнесена к числу ключевых. В частности А.В. Хуторской отмечает: «Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с другими людьми, навыки работы в группе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки» [13].
Рассмотрев существующие подходы разных авторов к определению набора ключевых компетентностей, которыми должен обладать человек для осуществления успешной профессиональной деятельности, отметим, что у всех авторов в той или иной форме присутствует информационная компетентность (компетенция) и коммуникационная (коммуникативная). При этом смысл, вкладываемый в эти понятия, часто весьма сильно различается. Многие исследователи позиционируют коммуникативный компонент всего лишь как составляющую информационной компетентности. Однако в современном обществе навыки и умения в области эффективной коммуникации играют очень важную роль, осуществление профессиональной деятельности педагога без них невозможно, поэтому в рамках данного исследования, этот компонент вынесен, наравне с информационным, в название формируемой компетентности.
Такой подход не является совершенно новым. Ряд исследователей утверждают, что информационно-коммуникационная составляющая профессиональной подготовки студентов в виде системной цели процесса их обучения расширяет теорию целеполагания учебного процесса в высшей профессиональной школе; ИКТ приведут к коренному изменению коммуникации между людьми, образование в целом, учение, обучение и педагогическое взаимодействие будут неизбежно трансформироваться. Поэтому исследование и освоение педагогической коммуникации в образовании следует проводить с учетом динамики процессов в этой области. [2, 6]. Все это подтверждает:
- необходимость формирования на этапе обучения в вузе информационно-коммуникативной компетентности специалиста, так как она способствует обеспечению высокого уровня информационной культуры и профессиональной компетентности, а также коммуникативных навыков в условиях динамичного развития современных ИКТ;
- высокую значимость информационно-коммуникативной компетентности для специалистов, занимающихся работой в области управления качеством образо-
A3. Богданова, Е.Ю. Kоновалова УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ ...
вания.
ИКТ не могут рассматриваться фрагментарно, так как они взаимно обусловлены и развитие их в высокой степени взаимосвязано. Понятие «информационно-коммуникационная компетентность» рассматривается современными авторами как «значимое, важное, актуальное для настоящего времени профессиональное достояние педагога в области информационно-коммуникационных технологий, которое он эффективно использует в педагогической деятельности; это также владение информационно-коммуникационными компетенциями» [2] в том числе и в контексте управления качеством образования.
В качестве необходимых условий успешного управления качеством образования исследователи указывают эффективное использование ИКТ, формирование и развитие информационно-коммуникативной компетентности на всех уровнях образования, преемственность уровней обучения, использование принципов НИРС и, конечно же, стимулирование положительной мотивации, эмоционально-ценностного отношения к качественным показателям, использование субъективного опыта и др. [1, 3, 6].
Проблема поиска форм эффективного управления качеством образования вкупе с эффективными методами работы с информацией и информационным пространством рассматривается как самая перспективная задача развития открытой образовательной среды и повышения качества образования.
Исследование социальных и экономических факторов, тенденций развития российской системы образования, российского и мирового опыта управления качеством позволяют говорить о необходимости глубокого освоения и использования ИКТ в этом процессе, формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности на всех уровнях образования. Это становится реальностью, определяемой совокупностью внешних факторов, закономерностей развития системы образования, тенденций развития существующих систем управления качеством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданова А.В. Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих бакалавров педагогического образования с использованием технологии учебных полей // Вектор науки ТГУ. 2011. № 3. С.298-303.
2. Быков, С.А. Информационно-коммуникационная компетентность студентов - будущих учителей начальных классов - Высшее образование сегодня, 2008. - № 12. - С. 56-58.
3. Елистратова, И.В. Система управления качеством образовательного процесса. - Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Екатеринбург, 2005. - 205 с.
4. Ключевые компетентности как результат образования. Приложение 1 к письму Департамента образования и науки Администрации Самарской области «О введении метода проектов в практику образовательных учреждений»/ Лаборатория модернизации образовательных ресурсов - Самара, 2003.
5. Соколова, И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. - М: Владос, 2003. - 65 с.
6. Субетто, А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 498 с.
7. Субетто, А.И. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы // Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика» -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 97 с.
8. Дмитриев Д.А. современные информационно-аналитические системы в управлении образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 24-29.
9. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.
10. Богданова А.В., Ярыгин А.Н. Эффективность диагностики и системы управления качеством образования в вузе с использованием информационных технологий // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2. С. 24-31.
11. Коваль Н.Н. Возможности современных программных средств ИКТ, их влияние на формирование информационного образовательного пространства педагогического деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 27-31.
12. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.
13. Хуторской, А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты//Интернет-журнал «Эйдос», 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm, свободный.
QUALITY MANAGEMENT EDUCATION IN THE INFORMATION SOCIETY AS ACTUAL
SOCIAL AND EDUCATIONAL ISSUES
© 2012
A.V. Bogdanova, candidate of pedagogical sciences, the chief of department of quality management and
optimization of business processes Togliatti State University, Togliatti (Russia) E.Y. Konovalova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of russian and foreign languages
Volga State University of Service, Togliatti (Russia)
Annotation: The article deals with socio-economic and technological factors that affect the processes of quality management education and identified the relationship between the concept of information and communication competence and the quality management system.
Keywords: quality management, quality of education, information and communicative competence.