ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО 1 2 Фадеева О.С. , Фахрутдинова Р.А.
1Фадеева Ольга Сергеевна - магистр;
2Фахрутдинова Резида Ахатовна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогической психологии и педагогики, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, г. Казань
Аннотация: в настоящей статье рассматриваются научно-теоретические основы управления интеллектуальным развитием личности старшего дошкольника в условиях развивающей среды дошкольной образовательной организации. Нами проведено экспериментальное исследование по управлению интеллектуальным развитием личности детей старшего дошкольного возраста в условиях развивающей среды дошкольной образовательной организации, которое включало содержание программы, формы и методы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в предметно-пространственной среде дошкольной образовательной организации, модель управления интеллектуальным развитием личности детей старшего дошкольного возраста в условиях развивающей среды дошкольной образовательной организации, а также сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по управлению интеллектуальным развитием личности детей старшего дошкольного возраста в условиях развивающей среды дошкольной образовательной организации. Ключевые слова: интеллектуальное развитие, дошкольники, развивающая среда ДОО, модель управления интеллектуальным развитием, умственные способности.
УДК 373.24
В психологическом развитии детей дошкольного возраста большое значение имеет интеллектуальный компонент, который можно обозначить как интеллектуальное развитие, то есть достижение ребёнком определённого уровня развития умственных способностей, позволяющих успешно учиться в школе.
На практике явно недооцениваются такие стороны интеллектуального развития, как формирование у дошкольников учебной любознательности, пытливости, самостоятельности, то есть тех качеств личности, которые особенно необходимы дошкольникам для эмоционального осмысления окружающего мира, а также восприятия предстоящей учебно-воспитательной деятельности [1, с.44].
Теоретические аспекты развития интеллектуальных умений достаточно полно представлены в исследованиях таких отечественных и зарубежных ученых, как Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн, И.Ф. Харламов, К. Роджерс, Ж. Пиаже, Г. Хемлии др. В их трудах доказывается, что без содержательного и целенаправленного формирования различных форм мышления невозможно добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей, систематизации учебно-познавательных действий, формировании необходимых компетенций.
В связи с недостаточной теоретической подготовленностью воспитателей ДОО по данной проблеме, низким уровнем целенаправленной работы по формированию в дошкольных образовательных организациях познавательного интереса, у детей наблюдается отсутствие навыков развития логических структур мышления, формирования творческих креативных способностей. Поэтому необходимо
разработать модель управления интеллектуальным развитием детей старшего дошкольного возраста, выявить педагогический потенциал предметно -пространственной среды ДОО в интеллектуальном развитии старшего дошкольника, а также разработать программы интеллектуального развития дошкольника и определить формы и методы их реализации.
Для этого нами была проведена экспериментальная работа, в которой приняли участие две группы дошкольников: экспериментальная и контрольная группа - по 22 ребенка в группе.
На констатирующем этапе для диагностики интеллектуального развития были выбраны методики Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко [2, с. 88], которые были направлены на исследование процессов восприятия, внимания, памяти, речи, пространственных представлений, мышления. Благодаря данному исследованию, мы выяснили, что 45% детей (10 чел) экспериментальной группы и 36% (8 чел) детей контрольной группы отмечается низкий уровень интеллектуального развития. Такие дети не способны устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, не проявляют наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия. Они имеют маленький объем непосредственной образной памяти; низкий уровень развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению; низкий уровень развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, не могут действовать по образцу, анализировать пространство. Их тонкая моторика слабо развита; дошкольники не проявляют способности понять сюжет в целом, не устанавливают причинно-следственные связи; имеют низкий уровень развития восприятия и воображения.
Средний уровень интеллектуального развития показали 41% детей (9 чел) экспериментальной группы и 45% (10 чел) детей контрольной группы. Высокий уровень интеллектуального развития показали 14% детей (3 чел) экспериментальной группы и 18% (4 чел) детей контрольной группы. Такие дошкольники проявляют способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, проявляют наблюдательность, устойчивость внимания, целенаправленности восприятия. Эти дети умеют действовать по образцу, анализировать пространство, проявляют способность понять сюжет в целом, умеют устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, демонстрируют высокий уровень развития восприятия и воображения.
Для интеллектуального развития дошкольников экспериментальной группы в условиях ДОО нами предложена модель, а также программа, которая направлена на:
- Развитие визуального, аудиального, тактильного восприятия.
- Обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу.
- Развитие наглядно-образного, логического и комбинаторного мышления.
- Развитие координации движений.
- Формирование у детей коммуникативных навыков.
- Развитие памяти: аудиальной, визуальной, тактильной, моторной, кратковременной и долговременной.
- Обучение детей выстраивать логические цепочки, различать общее и частное, целое и части, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи.
- Развитие концентрации и распределения внимания.
- Развитие зрительно-пространственной ориентации
- Развитие мелкой моторики руки, сенсомоторной координации и графических навыков.
- Развитие произвольной сферы, обучение ребенка согласовывать свои действия с действиями взрослого и действиями других детей.
- Совершенствовать умение детей соблюдать правила.
Данная работа проводилась в течение учебного года, по окончании которой мы провели контрольный эксперимент, позволяющий выявить динамику интеллектуального развития, а также эффективность предложенной модели.
Так, было установлено, что реализованное нами управление интеллектуальным развитием личности старшего дошкольника в условиях развивающей среды ДОО способствовало интеллектуальному развитию у детей экспериментальной группе. В контрольной группе также наблюдалось улучшение интеллектуального развития, однако в экспериментальной группе развитие носило более динамичный характер.
Итак, для 59% детей (13 чел) экспериментальной группы и 55% (12 чел.) детей контрольной группы стал наблюдаться средний уровень интеллектуального развития. Высокий уровень интеллектуального развития показали 41% детей (9 чел.) экспериментальной группы и 27% (6 чел) детей контрольной группы. Такие дошкольники проявляют способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, проявляют наблюдательность, устойчивость внимания, целенаправленности восприятия. Имеют большой объем непосредственной образной; высокий уровень развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению; высокий уровень развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство; имеют высокий уровень сформированности образных и пространственных представлений, уровня развития тонкой моторики; они проявляют способность понять сюжет в целом, умеют устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, демонстрируют высокий уровень развития восприятия и воображения. В контрольной группе отмечался и низкий уровень развития - у 18% (4 чел).
Таким образом, на контрольном этапе исследования у детей экспериментальной группы определяется более высокий уровень интеллектуального развития.
Список литературы
1. Журавлева В.Н. Развитие общих интеллектуальных способностей детей посредством создания образовательно интеллектуальной среды / В.Н. Журавлева, Г.Я. Кудрина, Л.М. Сизова // Детский сад от А до Я. 2015. №4. С. 128-137.
2. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов. М.: Генезис, 2014. 128 с.
3. Полякова М.Н. Конструирование моделей предметно развивающей среды: Методические рекомендации для дошкольных работников. [Текст] / М.Н. Полякова СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.