Chikova Irina Vyacheslavovna, Mantrova Maria Sergeyevna
THE PECULIARITIES AND DYNAMICS OF THE FORMATION .
psychological science
УДК 159.922.7
ОСОБЕННОСТИ И ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
© 2018
Чикова Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории
Мантрова Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель
кафедры педагогики и психологии Оренбургский государственный университет, филиал в Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются особенности интеллектуальной готовности детей к обучению в школе. Обосновывается актуальность проблемы в соответствии с новыми задачами, стоящими перед системой образования в условиях его модернизации и реализации образовательных стандартов. Приводятся дефиниции «готовность» и «интеллектуальная готовность» с позиции теории и практики психолого-педагогических исследований. Поднимается вопрос о содержательных характеристиках, компонентном составе интеллектуальной готовности, уровнях развития. Представлен опыт исследовательской деятельности в данном ракурсе на базе образовательного учреждения в группах подготовки к школе. Обозначен алгоритм проведения и направленность диагностических методик. Изложены результаты экспериментального исследования заявленной проблемы на выборке детей 6-7 летнего возраста, указаны их особенности. Предложена программа коррекционно-развивающей работы в аспекте оптимизации уровней развития компонентного состава интеллектуальной готовности. Особый акцент сделан на синтезе направлений работы с детьми, родителями и педагогами образовательного учреждения. Обозначены результаты контрольного этапа исследования, отмечена динамика интеллектуального развития детей в условиях экспериментального обучения по изучаемым параметрам. Результаты контрольного эксперимента обозначают действенность и эффективность разработанной и реализованной программы в аспекте оптимизации уровня интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.
Ключевые слова: готовность к школьному обучению, психологическая готовность, обучение в школе, интеллектуальная готовность, познавательные процессы, диагностика, развитие, оптимизация, игра, индивидуальное и групповое психологическое консультирование.
THE PECULIARITIES AND DYNAMICS OF THE FORMATION OF INTELLECTUAL READINESS
OF CHILDREN TO SCHOOL EDUCATION
© 2018
Chikova Irina Vyacheslavovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor, leading researcher of scientific research laboratory Mantrova Maria Sergeyevna, candidate of pedagogical Sciences, Senior lecturer of the Chair of Pedagogics and Psychology Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15 A, e-mail: [email protected])
Abstract. The article considers the features of cognitive development of children of preschool age. The urgency of the problem is determined in accordance with the new challenges facing the system of preschool education in the context of its modernization. Given the definition of "readiness" and "intellectual readiness" from the perspective of the theory and practice of psychological and pedagogical research. The article also raises the question of meaningful performance criteria of formation of visual-figurative thinking in children at the beginning of preschool age. It presents the experience of research activities in this perspective, on the basis of preschool educational institutions. The algorithm of the diagnostic techniques with preschool children is represented as well. The results of the pilot study are represented, the problems on the sample of preschool children 6-7 years of age are provided. The program is proposed of correctional-developing work with preschool children in the aspect of optimization of this kind of thinking. Particular emphasis is put on the synthesis of ways of working with preschoolers, parents of preschoolers and teachers of a group of preschool educational institutions. The results of the control phase of the study, marked by the dynamics of cognitive development of children in experimental learning. The results of the control experiment indicate the effectiveness and efficiency of the developed and implemented programmer in the aspect of the level of the intellectual readiness of children to school education.
Keywords: the readiness to school learning, psychological readiness, schooling, intellectual readiness, cognitive processes, diagnostics, development, optimization, game, individual and group psychological counselling.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Старший дошкольный возраст - период, обеспечивающий постепенный переход к новому этапу развития ребенка, весьма ответственному - обучению в школе. Современные стандарты и дошкольного, и начального образования, требования общества актуализируют проблему готовности ребенка к школьному обучению, и последняя не утрачивает своей значимости, а напротив становится ареной споров специалистов разной направленности.
Реалии современной ситуации обозначают противоречие: утверждение значимости готовности дошкольников к началу школьного обучения и увеличение численности детей, имеющих возрастное соответствие, достаточные знания, умения и навыки, но не готовых к включению в систему школьного обучения, обозначающих признаки незрелости, адаптационные трудности. Детерминантами складывающейся ситуации являются недостаточно развитые компоненты готовности, в числе которых мотивационный, личностный, интеллектуаль-
ный и др.
Рассматриваемая нами проблема имеет разные векторы своего изучения. В частности, детально проработана в трудах Л.С. Выготского [1], А.Н. Леонтьева [2], Д.Б. Эльконина [3], Л.И. Божович [4], А. Керна [5], Й. Шванцара [5] и других. В зоне особого внимания исследователей: «кризис семи лет», новообразования в развитии ребенка (Л.И. Божович [4], Л.С. Выготский [1], Д.Б. Эльконин [3]), уровень сформированное™ знаний, умений (Т.И. Тарунтаева [6], Л.И. Журова [7]), эмоционально-волевая сфера (Т.И. Шульга [6]) и собственно интеллектуальная сфера (Л.С. Выготский [1], А.В. Запорожец [8], Д.Б. Эльконин [3]).
На этапе реализации новых образовательных стандартов интеллектуальный компонент готовности к школьному обучению имеет особую значимость, включая в себя развитие воображения, восприятия, качественные показатели внимания, памяти, мышления, речи [9-11].
Учитывая направленность нашего исследования и
326
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)
психологические науки
Чикова Ирина Вячеславовна, Мантрова Мария Сергеевна ОСОБЕННОСТИ И ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ...
конкретизируя интеллектуальный компонент в структуре готовности, важно отметить, что изучаемая проблематика нашла отражение у ряда отечественных светил. В числе первооткрывателей Л.С. Выготский. Он обозначил тот факт, что готовность к школьному обучению сопряжена с уровнем развития психических процессов, которые одновременно выступают компонентным составом интеллектуальной готовности ребенка [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема школьного обучения, вхождения в эту систему, специфика адаптации, готовности ребенка к этой деятельности и интеллектуальной, в частности, имеет многолетнюю историю изучения как отечественными, так и зарубежными исследователями в различных социальных, политических, исторических условиях.
Данной проблеме посвящены труды А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Н.И. Гуткиной, Т.Н. Дороновой, Т.В. Тарунтаевой, Л.Е. Журовой и многих других.
Современная трактовка психологического аспекта готовности обусловлена разнообразием компонентного состава. Ссылаясь на Я.Л. Коломинского, Л.А. Венгера развитие психики включает эмоциональную, личностную и интеллектуальную сферы [12-13].
Зарубежные исследователи, конкретизируя психологическую готовность, в ее структуре вычленяли как компонентный состав: во-первых, интеллектуальный, во-вторых, социальный и в-третьих, эмоциональный (Г. Гетцер, А. Керн) [14].
Венгер Л.А., Гуткина Н.И., Дубровина И.В., анализируя готовность структурно, в качестве первостепенно важного обозначают интеллектуальный компонент [13; 7; 15]. Н.Ф. Талызина в свою очередь указывает, что «интеллектуальная готовность заключается в достаточной и необходимой степени развития психических функций (воображения, восприятия, внимания, наглядно-образного, словесно-логического мышления, речи и памяти) [16].
Интеллектуальная готовность к школьному обучению взаимосвязана с мыслительными операциями, степенью их развития: со способностью выделять причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы, выделять существенные признаки объектов, сравнивать, систематизировать их [1; 3].
Однако, если в теории представлены различные позиции и подходы к проблеме интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в школе, то в практике обозначены лишь незначительные наработки в этом направлении.
Формирование целей статьи (постановка задания). Выявление особенностей развития интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению в школе и возможностей диагностико-коррекционной работы в оптимизации выявленных фактов составляют цель настоящего исследования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. Поставленная цель обусловила определенный порядок проведения опытно-экспериментальной части исследования. Экспериментальной площадкой выступило МОАУ Гимназия №1 г. Новотроицка Оренбургской области (группы подготовки к школе).
Постановка цели обусловила определенную структуру комплекса диагностических методик: методика «Да и Нет» (Е. Кравцова); тест «Зрительное восприятие» (М. Кунцевич); опрос «Исследование сферы воображения» (Р. Гордон); методика «Домик на полянке» (Р.И. Бардина); методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн); методика «Назови цифры»; методика «Запомни слова»; методика «Опосредованная память»; методика «Эхо» (Д.А. Богданова, С.Т. Посохова) [17-
22].
Содержательная направленность психодиагностического комплекса позволила нам зафиксировать устойчивость проявляемых параметров, их наполненность и соотнесенность с нормативами развития дошкольников.
В качестве основных критериев сформированности интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе нами были определены уровни развития следующих процессов:
- произвольного внимания;
- памяти (зрительной, слуховой и др.);
- восприятия;
- воображения;
- мышления;
- речи.
Итак, дошкольники были обследованы на предмет уровня развития произвольного внимания по методике Е. Кравцовой. По обобщенным данным, у 25% испытуемых нашей выборки высокий уровень развития произвольного внимания, 30% характеризуются средним уровнем и 45% дошкольников отнесены нами согласно ключу методики, к низкому уровню изучаемого нами параметра.
Комплексная оценка уровня развития восприятия по методике «Зрительное восприятие» (М. Кунцевич) позволила констатировать высокий уровень у 40% дошкольников, средний у 45% и низкий у 15% испытуемых.
Далее дошкольники были включены в процедуру самооценки образа-представления и способности управлять им (опросник Р. Гордона). По результатам опроса было выявлено, что 90% дошкольников имеют высокий уровень развития воображения и 10% средний уровень (допущены ошибки при выполнении задания), низкий уровень не зафиксирован.
Диагностика мышления дошкольников проводилась по двум методикам: «Домик на полянке» (Р.И. Бардина) предназначена для определения уровней развития наглядно-образного мышления и «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн) направлена на изучение словесно-логического мышления. Систематизация данных позволила определить следующее:
- в направлении наглядно-образного мышления низкий уровень не зафиксирован, средний характеризует 45% дошкольников и высокий 55%;
- в направлении словесно-логического мышления без особых усилий выполнили задание 30% респондентов; некоторые затруднения наблюдались у 50% (средний уровень); имеются существенные ошибки у 20% (низкий уровень).
Следующий блок методик позволил выделить качественные особенности развития памяти дошкольников («Назови цифры», «Запомни слова», «Опосредованная память»), а именно: высокий уровень наблюдается у 25% испытуемых, средний уровень у 55% и низкий уровень обозначен у 20% дошкольников.
Последним диагностируемым параметром явилась речь (методика «Эхо» (Д.А. Богданова и С.Т. Посохова)). Обработка результатов выявила следующее:
- 65% дошкольников отнесены к высокому уровню развития;
- средний уровень обозначен у 25%;
- низкий уровень представлен у 10% респондентов.
Обобщение данных по всему этапу констатации позволило зафиксировать те факты, что высокие уровни развития отнесены к воображению (90%), речевой активности (65%) и наглядно-образному мышлению (55%). Низкими показателями в ходе эксперимента обозначены уровни сформированности следующих изучаемых параметров: внимание - 45%, восприятие - 15%, словесно-логическое мышление - 20%, зрительная память - 15%, слуховая память - 20%, опосредованная память - 10%, фонематический слух - 15%.
Исходя из полученных данных, формирующая часть
Chikova Irina Vyacheslavovna, Mantrova Maria Sergeyevna psychological
THE PECULIARITIES AND DYNAMICS OF THE FORMATION ... science
исследования должна быть направлена:
- во-первых, в аспекте внимания на повышение концентрации, устойчивости;
- во-вторых, на амплификацию восприятия, мышления;
- в-третьих, на улучшение показателей слуховой, зрительной и опосредованной памяти, фонематического слуха.
Назначение данного этапа исследования специфицировано тем, чтобы экспериментальным способом апробировать комплекс коррекционно-развивающих мероприятий с целью оптимизации компонентов интеллектуальной готовности в выборке дошкольников.
Целью определяется коррекция и развитие психических процессов, как основы успешности школьного обучения.
Программа формирующего этапа опирается на уже имеющиеся разработки отечественных исследователей и практиков (Артюхова И.С. [23]; Волков Б.С., Волкова Н.В. [24]; Ильина М.Н. [25]; Дружинин А. [26]; Тихомирова Л.Ф. [27-28] и других).
Программа была реализована в трех направлениях:
1. Работа с дошкольниками;
2. Работа с педагогами;
3. Работа с родителями дошкольников.
В рамках первого направления (работа с дошкольниками) нами реализовались: блок игровых упражнений с активизацией мыслительных операций при опоре на представления, игровая программа развития компонентов интеллектуальной готовности, рассчитанная на 25 занятий.
Второе направление работы (работа с педагогами) реализовывалось: психолого-просветительской работой и обучением педагогов приемам развития качественно низких компонентов готовности.
Третье направление работы включало в себя психологическое просвещение родителей дошкольников и консультирование по вопросам индивидуальных особенностей развития дошкольников (групповые и индивидуальные консультации).
В процессе работы нами были отмечены определенные изменения в качественном и процессуальном характере, существенно отличные от зафиксированных в начале исследовательской деятельности. Именно эти изменения позволяют говорить об успешности нашей деятельности.
На заключительном этапе исследования проводилось повторное изучение компонентов интеллектуальной готовности и определение уровней этой готовности по завершению формирующего эксперимента.
Целью контрольного эксперимента определяется: сравнение результатов, полученных до и после проведения развивающе-коррекционной работы с дошкольниками. Поставленная цель была реализована психодиагностическими методиками, соответствующими этапу констатации.
По данным контрольного этапа исследования наблюдаются позитивные изменения в уровнях интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе следующей направленности:
1) отмечается оптимизация внимания дошкольников, в частности, прирост по высоким показателям составил 20%;
2) высокий уровень развития восприятия качественно увеличился на 15% и соответственно уменьшились показатели низкого уровня (20%), возросли показатели среднего (15%);
3) представленность высокого уровня сформирован-ности наглядно-образного мышления возросла на 15%;
4) повышению уровня развития словесно-логического мышления до 70% (высокий уровень) способствовало систематическое проведение коррекционно-развиваю-щих мероприятий, в содержание которых входили задания на анализ, синтез, классификацию понятий и 328
5) произошла амплификация памяти дошкольников, включенных в экспериментальный процесс. Так, высокие показатели развития зрительной памяти увеличились на 15%, слуховой на 10%, опосредованной также на 10%;
6) в аспекте развития речи показатели высокого уровня не подверглись существенным изменениям, однако представленность среднего уровня в сторону увеличения составила 15%, а соответственно низкий уровень на этапе контрольного эксперимента не зафиксирован.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Анализ результатов на начало и окончание эксперимента, их качественное сравнение позволяют проследить положительную динамику развития основных компонентов интеллектуальной готовности к школе. Выполнение заданий и их качество на завершающем этапе исследования свидетельствуют о результативности проведенной работы. Таким образом, коррекционно-развивающие мероприятия обозначили свою эффективность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 2 [Электронный ресурс]. Директ Медиа, 2008.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс]. Директ-Медиа, 2008.
3. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2004. 384 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Электронный ресурс]. Директ-Медиа, 2008.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 640 с.
6. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л. В. Темнова. М.: Академический проект, 2005. 256 с.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 208 с.
8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]. Директ-Медиа, 2008.
9. Чикова И.В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения / Чикова И.В., Диль-Илларионова Т.В. // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. № 4. С. 340343.
10. Бубчикова Н.В. Motivational value sphere of a future teacher as a component of psychological readiness / Бубчикова Н.В., Чикова И.В. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 3236.
11. Мантрова М.С. Создание ситуации успеха для обучающихся как условие повышения качества образования / Мантрова М.С., Печёркина В.С. // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: материалы XII Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2016. С. 140-141.
12. Коломинский Я.Л. Психологическая культура детства [Электронный ресурс] / Коломинский Я.Л., Стрелкова О.В. Высшая школа, 2013.
13. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева, Н.Б. Венгер и др.. - М.: Педагогика, 1986. 222 с.
14. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов [монография] /под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1964. 352 с.
15. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997. 528 с.
16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. 288 с.
17. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)
психологические науки
Панько. - Минск: Университетское, 1997. 236 с.
18. Диагностика умственного развития дошкольников [монография] / под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1978. 248 с.
19. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 317 с.
20. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. М.: ПЕР СЭ, 2003. 144 с.
21. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков детей 3-7 лет. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2001. 160 с.
22. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 291 с.
23. Артюхова И.С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников. М.: Чистые пруды, 2008. 32 с.
24. Волков Б.С. Готовим ребенка к школе / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. СПб.: Питер, 2009. 192 с.
25. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. СПб: Дельта, 1998. 224 с.
26. Дружинин А. Ребенок от рождения до школы: как развить интеллект вашего ребенка. М.: Центрполиграф, 2003. 191 с.
27. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. Ярославль: Академия развития, 1996. 192 с.
28. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 1995. 240 с.
Статья поступила в редакцию 22.01.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018
Чикова Ирина Вячеславовна, Мантрова Мария Сергеевна ОСОБЕННОСТИ И ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ...