Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Andreeva Alena Ivanovna pedagogical
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FEATURES ... sciences
УДК 373
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0003
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ДОО
© 2019
Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика дошкольного образования» Андреева Алёна Ивановна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: [email protected])
Аннотация. Любознательность ребенка дошкольного возраста может являться основой появления устойчивого познавательного интереса, направленного на определенную деятельность и определенный предмет. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. В статье рассматривается проблема развития любознательности детей старшего дошкольного возраста. Изучены и проанализированы взгляды авторов на сущностную характеристику понятия «любознательность». И на проблему развития любознательности у детей дошкольного возраста. Авторы выделяют направления в изучении любознательности и считают, что в старшем дошкольном возрасте любознательность приобретает более выраженный характер. Представлены цель, задачи, методики констатирующего этапа исследования экспериментальной работы в рамках темы исследования. Проанализированы организационно-педагогические условия дошкольной образовательной организации, способствующие развитию любознательности детей дошкольного возраста. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, которые были разделены на 2 группы - контрольную и экспериментальную, а также педагоги и родители. В ходе исследования основными методами являлись: беседа, наблюдение, анкетирование. Представлены результаты изучения особенностей проявления любознательности у старших дошкольников, выделены критерии любознательности, охарактеризованы уровни развития любознательности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольный возраст, любознательность, познавательный интерес, структура любознательности, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, деятельностный компонент, обучающиеся, педагоги, родители.
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF CURIOSITY IN CHILDREN OF THE SIXTH YEAR OF LIFE, DOO
© 2019
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of " Psychology and pedagogy of preschool education» Andreeva Alena Ivanovna, bachelor
Irkutsk State University
(664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: [email protected])
Abstract. Curiosity of a child of preschool age can be the basis for the emergence of sustainable cognitive interest aimed at a certain activity and a certain object. Curiosity allows the child to expand the range of knowledge and deepen understanding of the surrounding reality. The article deals with the problem of development of curiosity of children of preschool age. The authors ' views on the essential characteristic of the concept of "curiosity"are studied and analyzed. And the problem of developing curiosity in preschool children. The authors identify areas in the study of curiosity and believe that in the older preschool age curiosity becomes more pronounced. Presented the purpose, objectives, methods of ascertaining stage of the research experimental work in the framework of the research topic. The organizational and pedagogical conditions of the preschool educational organization promoting development of curiosity of children of preschool age are analyzed. The study involved children of preschool age, which were divided into 2 groups - control and experimental, as well as teachers and parents. During the study, the main methods were: conversation, observation, questioning. The results of study of peculiarities of manifestation of the curiosity of the senior preschool children, criteria of curiosity, we characterized the levels of development of curiosity in preschool children.
Keywords: preschool age, curiosity, cognitive interest, structure of curiosity, cognitive component, emotional component, activity component, students, teachers, parents.
В старшем дошкольном возрасте формируются сен-зитивные предпосылки с целью формирования любознательности. В первую очередь, у детей в значительной мере обогащается понимание об окружающем мире, которое служит целью для формирования познавательных интересов детей [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. В котором говорится, что ребенок на завершении дошкольного возраста проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать [2].
В примерной основной общеобразовательной программе в области познавательного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей [3]. 20
В данный момент можно выделить целый ряд направлений в изучении любознательности: Л.И. Божович и О.М. Дьяченко считают, что любознательность - это умственная и психологическая черта личности [4]. По мнению А.В. Запорожца, любознательность - стадия развития познавательного интереса [5]. Д.С. Годовикова отмечает, что любознательность - это первый этап формирования стойкой познавательной направленности[6].
Д.Е Берлайн определяет любознательность, как условие мотивации [7]. По мнению Танхаевой Е. Р. С.В. Безрукова любознательность это интегральное и интеллектуально-нравственное качество личности [8, 9].
Мы согласны с Н.А. Шинкарёвой, Бондаренко А.В., что в настоящее время не сложилось целостного описания условий, обеспечивающих развитие любознательности у детей шестого года жизни. [10;11;12].
В старшем дошкольном возрасте любознательность приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно формируется мышление, они приобретают навыки исследовательской деятельности, расширяется их кругозор, формируются разнообразные интересы. В тоже время как указывают исследователи,
педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Андреева Алёна Ивановна ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...
без специально организованной работы развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста затруднено. Недостаточное развитие любознательности проявляется в пассивности в познавательной деятельности, несформированности интересов и способов познания. В практике дошкольных образовательных учреждений развитию любознательности уделяется внимание, но происходит это часто бессистемно.
К.М. Романова, в структуре любознательности выделяет когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты. Когнитивный компонент рассматривается, как заострение внимания и проявление интереса к какому-либо предмету или действию, которые оцениваются по количеству и качеству задаваемых вопросов детьми. Ребенок грамотно выстраивает вопросы, аргументирует свои ответы, правильно формулирует свои мысли, вступает в диалог со взрослым или со сверстником, отстаивает собственное мнение. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоциональный компонент связан с эмоциональными проявлениями и отношению к предмету или действию. Дети могут проявлять положительные или отрицательные эмоции. Деятельностный компонент связан с тем, что ребенок способен проявлять инициативность и самостоятельно действовать в повседневной жизни, различных видах детской деятельности желательно без помощи взрослого, искать ответы на возникающие вопросы, устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями [12].
Экспериментальное изучение организационно-педагогических условий и уровня развития любознательности у детей шестого года жизни весьма необходимо в работе педагога дошкольного учреждения.
Целью констатирующего этапа являлось изучение организационно-педагогических условий развития любознательности детей шестого года жизни в ДОО.
Базой исследования выступало МБДОУ детский сад г. Иркутска. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста(двадцать человек), а также педагоги и родители.
Констатирующий этап исследования включал в себя два направления диагностики: анализ организационно-педагогических условий развития любознательности в детском саду и диагностику уровня развития любознательности у детей шестого года жизни.
В соответствии с разработанной критериальной системой оценки, представим покомпонентный анализ готовности педагогов ДОО к развитию любознательности дошкольников.
Сформированность когнитивного компонента готовности педагога к развитию любознательности в ДОО составила 50%, это педагоги, находящиеся на низком уровне. Педагоги, отнесённые к этому уровню, не имеют теоретических знаний в области организации педагогических условий для развития любознательности в ДОО, не знают особенности развития любознательности у детей дошкольного возраста. Не дают определение понятию любознательность, не знают авторов, которые занимались проблемой исследования, не могут отличить любознательность от любопытства, не знают критериев любознательности. Например, Елена К. и Юлия П. на вопрос: «Знаете ли Вы разницу между понятиями «любознательность» и «любопытством»?» ответили отрицательно. В календарных планах этих педагогов, также не прослеживается работа по развитию любознательности с детьми.
Сформированность когнитивного компонента готовности педагогов в организации педагогических условий для развития любознательности в ДОО на среднем уровне была выявлена у 30% педагогов. Эти педагоги характеризуются недостаточными теоретическими знаниями по вопросам организации педагогических условий для развития любознательности в работе с детьми, они не знают, как применять имеющиеся в этой области знания
на практике. Педагог не конкретно дает определение понятию любознательность. Не знает отличие любознательности от любопытства, но знает критерии любознательности. Имеет частичные представления о развитии любознательности и не всегда использует свои знания при работе с детьми. Например, на вопрос: Что такое любознательность? Анна Х. ответила: Любознательность-это узнавать что-то новое в окружающем мире.
И только у 20 % педагогов когнитивный компонент готовности в организации педагогических условий для развития любознательности в ДОО сформирован на высоком уровне. Их теоретические знания в вопросе развития любознательности в работе с детьми достаточно обширные. Педагоги дают четкое определение понятию любознательность. Знают авторов, которые занимались развитием любознательности. Знают, чем отличается любознательность от любопытства, знают критерии любознательности и ее особенности. Например, на вопрос: Какие авторы дают определение данному понятию? Вера С. Ответила: Многие ученые занимались этим вопрос, например, Л.С. Божович и В.С. Юркевич.
Сформированность деятельностного компонента готовности педагога к организации педагогических условий для развития любознательности в ДОО находится на низком уровне 60 % опрошенных нами педагогов. Это говорит о том, что педагоги не учитывают работу по развитию любознательности детей, не стараются создать условия для проявления любознательности у детей. Организация, направленная на развитие любознательности этими педагогами прослеживается не во всех образовательных областях. В деятельности педагогов отсутствует работа с детьми по развитию любознательности, они не применяют в работе технологии по развитию любознательности. Например, Юлия П. на вопрос «Какие формы используете для развития любознательности в непосредственной работе с детьми? Поставила прочерк.
На среднем уровне 20% опрошенных педагогов. Эти педагоги имеют достаточно высокий уровень профессиональных умений по применению технологий, методов, приёмов работы, направленных на развитие любознательности у детей, они не имеют опыт применения их на практике. Педагоги выстраивают деятельность с детьми бессистемно, редко применяет в работе технологии по развитию любознательности. Например, на вопрос: Какие вы знаете технологии по развитию любознательности у детей? Ольга Б. ответила: игровые технологии, технологии исследовательской деятельности.
На высоком уровне 20% опрошенных педагогов. Эти педагоги сами считают себя мотивационно готовыми к реализации методов для развития любознательности в ДОО. Педагоги использует в педагогической деятельности знания, направленные на развитие любознательности, планируют работу с детьми по развитию любознательности, создают все условия для развития любознательности, применяют технологии по развитию любознательности, дают задания по развитию любознательности. Например, на вопрос: Какие формы используете для развития любознательности в непосредственной работе с детьми? Вера С. ответила: во-первых, использую игры для развития любознательности, также провожу занятия, где развивается любознательность, проводим экспериментирование где дети узнают новое и аргументированно дают ответы, также устраиваем экскурсии, прогулки (где мы наблюдаем за сезонными явлениями или действиями насекомых).
Сформированность эмоционального компонента готовности педагога к организации педагогических условиях для развития любознательности в ДОО находится на среднем уровне.
На высоком уровне находится 50% опрошенных педагогов. Педагоги положительно относятся к развитию любознательности и понимают, что у ребенка необходимо развивать любознательность и ставят перед собой данную задачу. Например, на вопрос: Планируется ли
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Andreeva Alena Ivanovna ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FEATURES ..
pedagogical sciences
работа по развитию любознательности детей в вашей группе? Елена К. ответила: конечно планируется, во всех видах деятельности, которые мы планируем, развивается в том или ином случае любознательность у детей.
На среднем уровне находится 30% педагогов по сформированности эмоционального компонента готовности в организации педагогических условий для развития любознательности в ДОО. Например, на вопрос: Планируется ли работа по развитию любознательности детей в вашей группе? Анна Х. ответила: Планируется, на занятиях.
И только у 20 % педагогов эмоциональный компонент готовности к организации педагогических условий для развития любознательности в ДОО сформирована на низком уровне. Педагоги не предают значения развитию любознательности у ребенка. Например, на вопрос: Планируется ли работа по развитию любознательности детей в вашей группе? Юлия П. ответила: «планируется», но показать в плане данный раздел не смогла.
Таким образом, результаты исследования показали, что готовность педагогов к организации педагогических условий для развития любознательности в ДОО, сформирована на разных уровнях. Преобладание показателей среднего и низкого уровня свидетельствует о необходимости организации работы по формированию готовности педагогов к работе для развития любознательности детей дошкольного возраста в ДОО.
Обобщив результаты оценки по всем компонентам, мы определили общий уровень педагогической готовности к развитию любознательности у детей шестого года жизни.
У 53% педагогов выявлен низкий уровень готовности в организации педагогических условий для развития любознательности у детей шестого года жизни, у 27 %педагогов выявлен средний уровень готовности и у 20 % педагогов выявлен высокий уровень готовности к организации педагогических условий для развития любознательности у детей шестого года жизни.
Нами были также выделены уровневые характеристики педагогической готовности к развитию любознательности у детей шестого года жизни.
Высокий уровень: Педагоги используют в педагогической деятельности знания направленные на развитие любознательности. Дают четкое определение понятию любознательность. Знают авторов, которые занимались развитием любознательности. Знают, чем отличается любознательность от любопытства, знают критерии любознательности и ее особенности. Приводят аргументированные примеры и доказательства. Педагоги положительно относятся к развитию любознательности и понимают, что у ребенка необходимо развивать любознательность и ставят перед собой данную задачу, проводят на практике работу по развитию любознательности, планируют работу с детьми по развитию любознательности, создают все условия для развития любознательности, применяют технологии по развитию любознательности, дают задания
Средний уровень: Педагоги не конкретно дают определение понятию любознательность. Не знают отличие любознательности от любопытства, но знают критерии любознательности. Имеют частичные представления о развитии любознательности, но не всегда использует свои знания при работе с детьми. Педагоги частично предают значения развитию любознательности у ребенка. понимают, что у ребенка необходимо развивать любознательность и ставят перед собой данную задачу, но на практике мало планируют работу по развитию любознательности. Педагоги выстраивают деятельность с детьми бессистемно, редко применяет в работе технологии по развитию любознательности
Низкий уровень: Педагоги не знают об особенностях развития любознательности у детей дошкольного возраста. Не дают определения понятию любознательность, не знают авторов, которые занимались проблемой
исследования, не могут отличить любознательность от любопытства, не знают критериев любознательности. Педагоги не предают значения развитию любознательности у ребенка. В деятельности педагога отсутствует работа с детьми по развитию любознательности, не применяют в работе технологии по развитию любознательности, не создают условия для ее развития.
Изучая особенности отношения родителей к данной проблеме, мы констатируем, что у 70% опрошенных родителей сформированность когнитивного компонента находятся на низком уровне. Родители не знают об особенностях развития любознательности, не знают критерии любознательности, не дают определение понятию любознательности, не знают, чем отличается любознательность от любопытства, не знают, какие качества развиваются у детей с помощью любознательности, не знают, в каких видах деятельности развивается любознательность. Например, на вопрос: «Чем отличается любознательность и любопытство?» Многие родители ответили: «не знаю». На вопрос: что такое любознательность? Ответили: «узнать что-то новое».
К высокому уровню развития когнитивного компонента относится 30% опрошенных родителей. Родители знают критерии любознательности, дают точное определение понятию любознательности, знают, чем отличается любознательность от любопытства, знают, какие качества развиваются у детей с помощью любознательности, в каких видах деятельности развивается любознательность, какие методы использовать по развитию любознательности у детей. Например, на вопрос «Что такое любознательность? Ответили: «Любознательность-это активный интерес ко всему тому, что способно расширить жизненный опыт, предоставить новые впечатления ребенку.
Сформированность эмоционального компонента находится на низком уровне у 50% опрошенных родителей. Родители не предают значения развитию любознательности у ребенка. Например, на вопрос: Нужно ли развивать у детей любознательность? большинство родителей ответили: «наверное»
На высоком уровне 50 % опрошенных родителей по сформированности эмоционального компонента. Родители положительно относятся к развитию любознательности детей и понимают, что у ребенка необходимо развивать любознательность, они ставят перед собой данную задачу. Например, на вопрос: Нужно ли развивать у детей любознательность? ответили: «конечно нужно, чтобы у ребенка появлялся интерес ко всему новому, чтобы он начал размышлять и делал правильные выводы»
Сформированность деятельностного компонента находится на низком уровне у 70% опрошенных родителей. Родители не проводят работу с детьми по развитию любознательности. Не используют методы по развитию любознательности, не создают условия дома для развития любознательности у детей. Например, на вопрос: «Какие методы используете по развитию любознательности у детей?» Ответили: «никакие»; «не использую, так как нет времени».
На высоком уровне находится 20 % опрошенных родителей по сформированности деятельностного компонента. Родители проводят работу с детьми по развитию любознательности. Используют различные методы по развитию любознательности у детей, дают задания по развитию любознательности у детей. Например, на вопрос: Какие даете задания детям способствующие развитию любознательности? ответили: «Мы с ребенком исследуем песок, исследуем, какая бывает бумага», «Даю различные задания: например, найти тени животных, и узнать рассказать о нем».
Таким образом, результаты исследования показали, что готовность родителей в реализации условий для развития любознательности в домашних условиях, сформирована на низком уровне, это свидетельствует о не-
педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Андреева Алёна Ивановна ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...
обходимости организации работы по формированию готовности родителей в реализации условий для развития любознательности в домашних условиях.
Далее, мы проанализировали особенности развития любознательности у детей шестого года жизни. Диагностический инструментарий для оценки развития любознательности у детей шестого года жизни включал: 1. Методика «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич); методика «Беседа» (М. В. Марусинец); проективная методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич).
С помощью методики «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич) мы определяли степень выраженности любознательности у дошкольников.
К низкому уровню отнесли 55% детей экспериментальной группы и 58% детей контрольной группы. Дети этого уровня не отвечают на вопросы, либо отвечают «не знаю», редко вступают в диалог со взрослым, говорят, одно слово, на вопрос взрослого. Например, на предложение: Выбери одну сказку из четырех предложенных, которую хочешь послушать: про сливу, яблоко, грушу и манго. Настя ответила «Слива». Кирилл, промолчал.
К среднему уровню мы отнесли 15% детей экспериментальной группы и 12% детей контрольной группы. Дети на этом уровне дают ответы на поставленные вопросы и аргументируют ответы фразой. Не всегда проявляют интерес к данной ситуации. Например, на предложение: Выбери одну сказку из четырёх предложенных, которую хочешь послушать: про сливу, яблоко, грушу и манго. Сема сказал: «Я выберу про грушу». На вопрос почему? Ответил: «Люблю грушу». Даниил ответил: «Про сливу», на вопрос почему? Ответил: «Захотел так».
К высокому уровню мы отнесли 30% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы. Дети аргументируют свои ответы, правильно формулируют свои мысли, отстаивают собственное мнение; Высокая степень любознательности, когда ребенок из всех перечисленных сказок выбирает манго. Например, на предложение: Выбери сказку, которую хочешь послушать, но нужно выбрать одну из четырёх: про сливу, яблоко, грушу и манго. Стёпа выбрал манго и сказал: «Я не знаю его, но он желтый и его привозят». Лиза: Выбрала манго и сказала: «Манго, который находится в Тайланде»
С помощью проективной методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич) мы изучали познавательную активность детей.
К низкому уровню отнесли 70 % детей экспериментальной группы и 70 % детей контрольной группы. Дети не отвечают на вопросы, либо отвечает «не знаю», плохо формулируют свои мысли, редко вступают в диалог со взрослым, не проявляют интерес к вопросам, которые задал взрослый. У детей этого уровня не наблюдается активности для познания предмета или действия. Например, Даниил ответил на все вопросы «Не знаю»; Сёма ответил на 1 вопрос «Я хочу полететь в пустыню», больше не ответил ни на один вопрос.
К среднему уровню отнесли 20 % детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы. Дети на этом уровне дают 4-5 ответов на вопросы. Не всегда проявляют интерес к данной ситуации, частично отвечают на вопросы, либо отвечают с помощью взрослого. Например, Настя ответила «хочу узнать, как делают столы», это говорит о том, что девочка смотрела на предметы, находящиеся в кабинете и говорила то, что видела, а активного интереса не было. Дима ответил на 4 вопроса и большинство ответов «потребительского» характера «Хочу много мороженого и картошку фри.»
К высокому уровню мы отнесли 10% детей экспериментальной группы и 10% детей контрольной группы. Дети на этом уровне дают 5-8 ответов на вопросы, стремятся проникнуть в причинно-следственные связи явлений. У них отчётливо проявляется исследовательский интерес к миру. Проявляют интерес и внимание к данной ситуации, отвечают на все вопросы без помощи
взрослого. Также наблюдается активность в познании чего-то нового. Дети аргументируют свои ответы, правильно формулируют свои мысли, отстаивают собственное мнение. Например, Стёпа «Я хочу знать вес африканского слона, и я хочу поехать в Африку, посмотреть на него». Костя ответил: «Я хочу знать сколько сил у машины и лошади, я хочу полететь в пустыню»
С помощью методики «Беседа» (М. В. Марусинец) мы выявляли у ребенка наличия познавательной мотивации, направленности интересов.
К низкому уровню мы отнесли 60 % детей экспериментальной группы и 60 % детей контрольной группы. На данном уровне у детей нет стремления проникнуть в причинно-следственные связи явлений, нет интереса к миру. Дети плохо формулируют свои мысли, не проявляют интереса к занятиям в детском саду, не хотят отвечать на поставленные вопросы. Например, Даниил отвечал: «мне нравится играть, а занятия мне не нравятся» На вопрос «Тебе нравится рассматривать книги? Настя ответила: «Нет».
К среднему уровню мы отнесли 30 % детей экспериментальной группы и 30 % детей контрольной группы. У детей потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, они не аргументируют свои ответы. Например, на вопрос: «Какие занятия нравятся в детском саду? Милана ответила: «Мне нравится рисование». Стёпа ответил: «Мне нравится писать букву И».
К высокому уровню мы отнесли 10 % детей экспериментальной группы и 10 % детей контрольной группы. У детей появляется стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчётливо проявляется исследовательский интерес к миру. Дети грамотно выстраивают предложения, аргументируют свои ответы, правильно формулируют свои мысли, вступают в диалог со взрослым. Например, на вопрос: Есть ли домашние животные? Женя ответил: «Да у меня есть кот, я с ним всегда играю и ухаживаю за ним, я его кормлю и глажу». На вопрос: чем занимаешься дома и в детском саду? Лиза ответила: «Я занимаюсь дома, письмом и маме помогаю. А в детском саду, я играю, на занятиях сижу и люблю математику».
Согласно уровням развития любознательности и проведенным методикам, мы распределили детей шестого года жизни по уровням развития любознательности.
В экспериментальной группе к высокому уровню относится 16 % детей старшего дошкольного возраста, в контрольной группе относится 16 % детей старшего дошкольного возраста.
К среднему уровню в экспериментальной группе относится 22 % детей старшего дошкольного возраста, в контрольной группе относится 22 % детей старшего дошкольного возраста
К низкому уровню в экспериментальной группе относится 62 % детей старшего дошкольного возраста, в контрольной группе относится 62 % детей старшего дошкольного возраста
Охарактеризуем каждый уровень развития любознательности:
Высокий уровень характеризуется тем, что у детей появляется стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчётливо проявляется исследовательский интерес к миру. Ребенок грамотно выстраивает вопросы, аргументирует свои ответы, правильно формулирует свои мысли, вступает в диалог со взрослым или со сверстником, отстаивает собственное мнение. Ребенок принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, всегда проявляет положительное отношение к исследованию предметов или действий, проявляет самостоятельность и инициативность в своих действиях.
Средний уровень, характеризуется тем, что у детей имеется потребность в знаниях, но привлекает только конкретная информация, причём достаточно поверх-
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Andreeva Alena Ivanovna
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FEATURES .
pedagogical sciences
ностная. Дети не всегда проявляют самостоятельность и редко проявляют инициативность в своих действиях с предметами, задают вопросы о внешних признаках предмета и об образе. Проявляют эмоциональное отношение к предмету или деятельности (разнообразные эмоции, вызываемые ими).
Низкий уровень характерен детям, у которых нет стремления проникнуть в причинно-следственные связи явлений, нет интереса к миру. Они плохо формулируют свои мысли, редко вступают в диалог со взрослым или со сверстником, не проявляют самостоятельность и инициативность в своих действиях, направленных на познания предмета. У детей этого уровня не наблюдается положительного эмоционального отношения к предмету или деятельности, они действуют проявляют познание предмета только с помощью взрослого
По результатам проведенного исследования, мы можем констатировать недостаточный уровень теоретических знаний и практических навыков у педагогов к организации педагогических условий для развития любознательности у детей шестого года жизни. У 53% педагогов выявлен низкий уровень готовности в организации педагогических условий для развития любознательности у детей шестого года жизни, у 27 % выявлен средний уровень готовности и только у 20 % педагогов мы выявили высокий уровень готовности в организации педагогических условий для развития любознательности у детей шестого года жизни.
Преобладание показателей среднего и низкого уровней свидетельствует о необходимости организации работы по формированию готовности педагогов к развитию компетентности в области развития любознательности дошкольников.
Результаты исследования готовности родителей к реализации условий для развития любознательности в домашних условиях, сформирована на низком уровне, это свидетельствует о необходимости организации работы по формированию готовности родителей в реализации условий для развития любознательности в домашних условиях.
Согласно изучения уровня развития любознательности у детей дошкольного возраста и проведенным методикам, мы пришли к выводу, что превалирующим уровнем развития любознательности у детей шестого года жизни является низкий уровень. У детей нет стремления проникнуть в причинно-следственные связи явлений, нет интереса к окружающему миру, они плохо формулируют свои мысли, редко вступают в диалог со взрослым. Дети не проявляют самостоятельность и инициативность в своих действиях, направленных на познания предмета, у них не наблюдается положительного эмоционального отношения к предмету или деятельности, действия детей, направленны к познанию предмета только с помощью взрослого.
Таким образом, полученные результаты подтвердили актуальность проблемы исследования и необходимость разработки формирующего этапа исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жихарева Е.В. Психологические особенности любознательности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста // МНКО. 2013. № 6. С. 174-176.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования от 20.05.2015 г. N 2/15 http://www.firo.ru/wp-content/ uploads/2014/02/POOP_DO.pdf.
4. Дьяченко О.М. Дети в школу собирайтесь Пособие для педагогов и родителей/—М.: Просвещение, 2006. — 192 с.
5. Запорожец A.B. Психология детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1964. - 351 с.
6. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. — 1986. - №1. — С.29-34.
7. Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. — 2006. — №3. — С. 54—60.
8. Танхаева Е. Р. Развитие любознательности у детей старшего
дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 596599.
9. Безрукова В.С. // Основы духовной культуры. — Екбг.,2000-937с.
10. Бондаренко А.В., Шинкарёва Н.А. Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста// Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. — Чебоксары,-2015 г.С.38-40.
11. Шинкарёва Н. А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Vмеж-дунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 102-104.
12. Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста. / — СПб.: 2007. — 187 с.
13. Знаменщикова Н.В., Шинкарёва Н.А. Особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 239-242.
Статья поступила в редакцию 15.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019