электронный научно-экономическии журнал
DOI: 10.17747/2311-7184-2021-6-187-193
стр 187
Управление интеллектуальной собственностью в Российской Федерации: региональный аспект1
Аннотация. Для обеспечения достижения ряда национальных целей развития России особую актуальность приобретает необходимость формирования эффективной системы управления интеллектуальной собственностью на макро и мезоуровне экономики. В настоящей статье на примере Вологодской области показано, что для получения положительного социального и экономического эффекта от интеллектуальной собственности необходимо обеспечивать процессы ее создания, правовой охраны и коммерциализации посредством планирования, организации, координации, стимулирования и контроля.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность (ИС), управление, функции, регион, результат интеллектуальной деятельности (РИД), инструменты.
Intellectual Property Management in the Russian Federation: A Regional Perspective
© E.V. Rattur
Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russian Federation
Annotation. To ensure the achievement of a number of national development goals of Russia, the need to form an effective intellectual property management system at the macro- and meso-level of the economy becomes especially relevant. This article shows, by the example of the Vologda Oblast, that in order to obtain a positive social and economic effect from intellectual property it is necessary to ensure the processes of its creation, legal protection and commercialization through planning, organization, coordination, stimulation and control.
Keywords: intellectual property (IP), governance, functions, region, result of intellectual activity (RIA), tools.
Усилением роли интеллектуальной собственности в социально-экономическом развитии России обусловлена потребность в углублении и расширении изучения вопросов управления интеллектуальной собственностью на государственном уровне. Национальная инновационная система (НИС) объединяет в себе все стадии жизненного цикла интеллектуального продукта, начиная с идеи и заканчивая коммерциализацией и использованием новой разработки. Достаточно низкие показатели коммерческого использования интеллектуальной собственности (по данным [1], в 2020 г. зарегистрировано 3236 распоряжений в отношении 7878 объектов патентного права, при этом зарегистрировано и действует на 31.12.2020 г 353 303 объектов промышленного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), зарегистрировано в 2020 г 68 048 товарных знаков, 17 912 программ для ЭВМ, 2903 базы данных) обуславливают необходимость выработки особого подхода к управлению интеллектуальной собственностью на каждом уровне экономической системы (макро-, мезо- и микро-).
Одной из проблем, возникающих при управлении ИС на макро- и мезоуровнях, можно считать отсутствие систематизации и рассредоточение функций управления по различным звеньям государственной системы в области науки и инноваций. Поэтому цель настоящей статьи заключается в научном описании процессов управления интеллектуальной собственностью на государственном уровне, в частности в региональном аспекте.
Для исследования управления интеллектуальной собственностью на различных уровнях организации экономических систем необходимо определить понятия управления интеллектуальной собственностью и функций управления.
Н.З. Мазур под управлением ИС понимает «процесс целенаправленного систематического воздействия на объект управления, представленного в виде экономических субъектов, посредством комплекса мер, осуществляемых применительно к ним, который обеспечивает наиболее эффективное правовое, экономическое и социальное использование интеллектуальной собственности. При этом предметом управления выступают отношения по поводу создания, использования и коммерциализации интеллектуальной собственности» [2]
Шичкина М.И. [3] также придерживается процессного подхода к управлению, однако в качестве объекта управления рассматривает интеллектуальную собственность.
Самойленко Н.Н. [4] рассматривает управление интеллектуальной собственностью с точки зрения совокупности подходов, основу которых составляет системный, детализированный посредством использования инновационного, функционального, информационного, процессного и маркетингового подходов. Логика использования данных подходов в диалектическом единстве и динамическом развитии позволяет выявить основные элементы механизма, определить их связи и зависимости (системный подход), цели и направления инновационного развития (инновационный подход), функции и структуру механизма (функционально-структурный подход), рассмотреть бизнес-процессы, позволяющие эффективно осуществлять управление интеллектуальной собственностью (процессный подход), а также сформировать стратегию развития объекта управления на основе интеллектуальной собственности в соответствии с потребностями потенциальных потребителей (маркетинговый подход) и адекватным информационным обеспечением процесса управления ИС (информационный подход).
1 Статья подготовлена по Государственному заданию № 0168-2019-0006 «Управление процессами структурной трансформации экономики регионов на основе развития малого и среднего предпринимательства».
электронный научно-экономический журнал стр 188
С учетом представленных выше подходов в настоящем исследовании под управлением интеллектуальной собственностью будет пониматься процесс систематического воздействия на объект управления, в качестве которого выступает правообладатель интеллектуальной собственности (физическое или юридическое лицо), посредством комплекса мероприятий (инструментов), с целью обеспечения создания, охраны, защиты, внедрения и использования результатов интеллектуальной деятельности.
В самом общем виде под функцией управления понимается «конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый различными приемами и средствами» [5].
По мнению С.Е. Каменицера, «функции управления отличаются от других характером выполняемых работ и используемой профессиональным составом кадров информацией и спецификой подготавливаемых решений» [6]. А.Н. Ильин определяет функцию как «...особый вид управленческой деятельности, обеспечивающий выполнение соответствующих социально-экономических задач» [7]. Конкретизируя данное понятие, Г.Х. Попов пишет, что функция управления - это «часть управленческой деятельности, которая обладает определенным единством содержания, т. е. это специализированная часть управленческой деятельности, продукт разделения труда и специализации в сфере управления» [8].
Исходя из представленных подходов к определению функции управления, можно сделать вывод, что это дифференцированное понятие, и каждому виду управленческой деятельности соответствует отдельная функция, при этом отсутствие одной из них делает невозможным осуществление процесса управления [9].
В научной литературе исследователи выделяют общие и конкретные функции управления. Общие функции впервые выделил А. Файоль, к которым относил предвидение, организацию, руководство, координацию и контроль. Он писал: «Управлять - это значит предвидеть, организовать, руководить, координировать и контролировать. Предвидеть - значит исследовать будущее и набрасывать программу действий. Организовать - значит создавать двойной организм предприятия, материальный и социальный. Руководить - значит заставлять функционировать личный состав. Координировать - значит связывать, объединять, гармонизировать все акты и все усилия. Контролировать - значит наблюдать за тем, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и приказам» [8].
В настоящее время к общим функциям относят планирование, организацию, координацию, стимулирование и контроль. Планирование предусматривает постановку целей и задач управления, формирование перечня действий и мероприятий, направленных на их достижение с указанием определенных временных сроков. Планирование как функция управления также предполагает учет факторов внешней и внутренней среды [9].
Функция организации основана на создании структуры управления. Проявляется через разработку и систематизацию нормативных документов, формирование отдельных элементов структуры (учреждений и/или подразделений), а также определение и закрепление их функционала. [10].
Координация обеспечивает взаимодействие структурных элементов системы с целью согласованности их действий для достижения поставленных целей [9].
Стимулирование - одна из важнейших функций управления, потому что именно она обеспечивает заинтересованность в реализации какой-либо деятельности и в получении положительных результатов. Стимулирование, как правило, осуществляется через распределение материальных и нематериальных ценностей, принимая во внимание количество и качество затрачиваемого труда. Важно отметить, что данное распределение обязательно должно контролироваться [10].
Роль контроля заключается в проверке соответствия достигнутых результатов с поставленными целями и задачами, сроков выполнения и оценке эффективности реализации запланированных мероприятий [11].
Кроме общих, также выделяют конкретные функции, которые отражают совокупность различных видов управленческой деятельности и отличаются по одному или нескольким признакам (по назначению, характеру и способу реализации), например, управление финансами, персоналом и др. [12].
Таким образом, для получения положительного социального и экономического эффекта от интеллектуальной собственности необходимо обеспечивать процессы ее создания, правовой охраны и коммерциализации посредством планирования, организации, координации, стимулирования и контроля.
Рассмотрим систему управления интеллектуальной собственностью в Российской Федерации на федеральном (макро-) и региональном (мезо-) уровнях (рис. 1).
электронный научно-экономическии журнал
стр 189
Рис. 1. Система управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне (на примере Вологодской области)
Источник: составлено автором.
Объектом управления выступают правообладатели интеллектуальной собственности (физические и/или юридические лица), субъектом - органы исполнительной власти федерального и регионального уровня.
На федеральном уровне управляющее воздействие осуществляет Министерство экономического развития РФ, участвующее в формировании инновационной политики страны, а также другие федеральные министерства, (Минпромторг России, Министерство науки и высшего образования РФ и др.), выступающие, как правило, заказчиками научных исследований и разработок.
Министерство экономического развития РФ в части инноваций осуществляет следующую деятельность [12]:
- разработка законодательных и нормативных актов, стратегий и программ развития;
- стимулирование научной и научно-технической деятельности образовательных организаций, научно-исследовательских институтов, а также отдельных изобретателей;
электронный научно-экономический журнал стр 190
- стимулирование инновационной деятельности действующих предприятий, содействие созданию новых инновационных компаний, повышению спроса на инновационную продукцию;
- оказание информационной и методологической помощи, а также образовательной поддержки реализации научной, научно-технической и инновационной деятельности.
В ведении Министерства экономического развития РФ находится Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), основными функциями которой являются контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения [12]. Подведомственными учреждениями Роспатента являются:
1. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС). Осуществляет прием и экспертизу заявок на получение прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и средства индивидуализации, осуществляет государственную регистрацию договоров о распоряжении или отчуждении исключительного права на использование объекта интеллектуальной собственности.
2. ФГБОУ ВО «Российская академия интеллектуальной собственности» (РГАИС) - единственная государственная образовательная организация в России, которая готовит специалистов в части обеспечения правовой охраны, управления и коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности.
Перечисленные выше учреждения являются организационным инструментом управления на федеральном уровне - инфраструктурой, через которую осуществляется управляющее воздействие в виде совокупности следующих экономических, правовых, организационных и информационных мероприятий:
- нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере интеллектуальной собственности;
- стимулирование к проведению научных исследований, созданию, внедрению и использованию результатов интеллектуальной деятельности;
- правовая охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности;
- контроль и надзор в части правовой охраны и использования РИД;
- государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения;
- обеспечение ведения государственных реестров результатов интеллектуальной деятельности;
- организация правового обеспечения использования результатов интеллектуальной деятельности;
- распоряжение правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности;
- организация работ по оценке стоимости и принятию на бухгалтерский учет прав на результаты интеллектуальной деятельности.
- организация и проведение форумов, выставок, обучающих курсов и семинаров, а также других мероприятий по вопросам интеллектуальной собственности.
Необходимо отметить, что инфраструктура является также инструментом для сбора и обработки обратной связи от объекта управления к субъекту (на схеме показана в виде пунктирных стрелок). Под обратной связью в данном исследовании понимается информация о состоянии управляемого объекта, которая может быть получена в виде статистических отчетов, а также путем анкетирования при консультировании объектов управления по вопросам интеллектуальной собственности.
Схожим образом организован процесс управления интеллектуальной собственностью и на региональном уровне. В результате проведенного анализа системы управления ИС в Вологодской области установлено, что объектом управления являются правообладатели интеллектуальной собственности (физические и/или юридические лица), зарегистрированные на территории региона, субъект - Департамент экономического развития Вологодской области (Департамент), в частности Управление отраслевого развития науки и инноваций (Управление), ключевой задачей которого является обеспечение развития научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории области, кооперации науки и реального сектора экономики обеспечения конкурентоспособности товаров, работ и услуг, произведенных предприятиями региона.
Управляющее воздействие осуществляется с использованием четырех блоков инструментов:
1. Экономические. В 2012 г. между Правительством Вологодской области и Российским фондом фундаментальных исследований было заключено соглашение, в рамках которого осуществляется финансовая поддержка фундаментальных исследований на территории региона. Поддержка прикладных исследований осуществляется в рамках сотрудничества региональных властей с Фондом содействия инновациям (проводятся региональные отборы по программе УМНИК). С 2015 г. из регионального бюджета предоставляются субсидии на реализацию инновационных проектов малых инновационных предприятий области, а также субсидии на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятиями области с привлечением образовательных организаций высшего образования и научных организаций, расположенных на территории региона. В целях финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и научных проектов, в том числе комплексных, предоставляются государственные научные гранты Вологодской области. Оператором региональных финансовых мер поддержки выступает Департамент в лице Управления [13].
2. Правовые. С 2012 г. на территории региона действует закон «О научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности и государственной поддержке инновационной деятельности в Вологодской области». Разработана подпрограмма «Развитие научно-технологического потенциала и инновационной деятельности» в рамках государственной программы «Экономическое развитие Вологодской области на 2021-2025 годы». С сентября 2019 г. действует «Соглашение между Правительством Вологодской области, Министерством экономического развития РФ и Федеральной службой по интеллектуальной собственности с целью взаимодействия в рамках поддержки развития сферы интеллектуальной собственности». В январе 2021 г. утвержден паспорт
электронный научно-экономический журнал стр 191
стратегического проекта «Интеллектуальная собственность» (Проект). Согласно данному документу в период с февраля 2021 г. по декабрь 2024 г. на территории региона будет реализовываться комплекс мероприятий по созданию общей базы нормативно-правовых актов и методических рекомендаций в сфере управления и коммерциализации прав на интеллектуальную собственность, а также по формированию механизмов популяризации, стимулирования и развития сферы ИС. Важно отметить, что среди мероприятий Проекта предусмотрен блок подготовки кадров и развития компетенций в сфере управления интеллектуальной собственностью, в частности, мероприятия по обеспечению непрерывности образования в области ИС на уровнях: высшего образования (обучение по программе магистратуры: «Право информационных технологий и интеллектуальной собственности») и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов по программе: «Правовая охрана и защита интеллектуальных прав»). Проведение обучения планируется с 01 сентября 2022 г. на базе Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Финансирование на проведение всех запланированных мероприятий Проекта согласно паспорту не предусмотрено.
3. Информационные - создан областной портал «Наука и инновации Вологодской области», а также сайты учреждений инфраструктуры [13].
4. Организационные. С целью вовлечения молодежи в научно-исследовательскую среду, а также стимулирования внедрения научных разработок в производство проводятся различные областные конкурсы: «Потенциал будущего», «Инженер - новатор года», «Интеллектуальный потенциал Вологодской области». Для популяризации изобретательской деятельности ежегодно проводятся мероприятия, посвященные Международному дню интеллектуальной собственности [13]. Необходимо сказать, что большинство данных мероприятий направлено на поиск талантливой молодежи, увлекающейся научной деятельностью, а также на работу и взаимодействие с отдельными учеными - представителями образовательных и научных организаций региона, а не на предпринимательский сектор, который играет очень важную роль в части внедрения и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.
Особого внимания в блоке организационных инструментов заслуживает инфраструктура. На территории региона институтам поддержки, которые специализируются и консультируют по вопросам интеллектуальной собственности, являются: АУ ВО «Бизнес-инкубатор», Региональный Центр поддержки технологий и инноваций (Региональный ЦПТИ), Центр трансфера и коммерциализации технологий ФГБУН ВолНЦ РАН (ЦТиКТ), а также Центр поддержки предпринимательства (ЦПП) на базе АНО «Мой бизнес».
АУ ВО «Бизнес-инкубатор» - подведомственное учреждение Управления, оказывает имущественную, консультационную и информационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) и промышленным предприятиям на стадии подготовки проекта с целью получить финансирование от государства, повысить квалификацию кадров и производительность труда, а также наладить сбыт готовой продукции. Направление работы по вопросам ИС отдельно не представлено.
Региональный ЦПТИ - создан в рамках соглашений между Всемирной организацией интеллектуальной собственности WIPO (Швейцария), Федеральной службой по интеллектуальной собственности (ФИПС, Москва) и Вологодским государственным университетом (ВоГУ) с целью распространения знаний по вопросам правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и проведения патентных исследований. В настоящее время деятельность Центра в большей степени направлена на развитие и совершенствование политики управления ИС внутри ВоГУ, популяризации изобретательства среди студентов и сотрудников учреждения.
Центр трансфера и коммерциализации технологий - образован в 2008 г., является связующим звеном между реальным сектором экономики и институтами господдержки. Оказывает услуги по привлечению финансирования, бизнес-планированию и патентованию. Ориентирован на работу с промышленными предприятиями региона.
Центр поддержки предпринимательства - оказывает содействие малым и средним предприятиям региона по вопросам сертификации, патентования, регистрации товарного знака и мест происхождения товаров, через компенсацию части затрат на данные виды услуг (финансирование выделяется Министерством экономического развития РФ), а также через организацию и проведение образовательных мероприятий (семинаров, тренингов).
Вывод о результативности функционирования существующей в регионе системы управления интеллектуальной собственностью можно сделать на основании статистических данных, представленных в табл. 1.
Табл. 1. Основные показатели инновационного развития Вологодской области в период с 2015 по 2019 г.
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Изменение 2019 г к 2015 г, п.п.
Уровень инновационной активности организаций, % 5,5 6,0 5,42 8,2 11,6 + 6,1
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, % 5,0 5,6 5,03 10,7 23,1 + 18,1
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 21,6 4,3 2,9 2,0 2,8 - 18,8
Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Режим доступа: https://vologdastat.gks.ru/ (дата обращения 18.03.2021 г.).
По критериям 3-й редакции Руководства Осло.
По критериям 3-й редакции Руководства Осло.
электронный научно-экономический журнал
стр 192
Представленные в таблице данные иллюстрируют положительную динамику уровня инновационной активности и значительный рост доли организаций, осуществляющих технологические инновации, при этом средние значения данных показателей по России за 2019 г составили 9,1% и 21,6% соответственно [14]. Но в то же время доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных резко сократилась в 2016 г, при этом, по итогам 2019 г., регион отстает по данному показателю и на общероссийском уровне, так как среднее значение по России составило 5,3% [14]. Важно отметить, что, согласно статистическим данным, в 2019 г на территории области свою деятельность осуществляли порядка 113 инновационно-активных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, а затраты на инновационную деятельность организаций составили 1,76 млрд руб., из них собственные средства организации - 1,45 млрд руб., средства федерального бюджета 116,38 млн руб., а средства регионального бюджета - 14,2 млн руб. [15].
На основании представленного анализа системы управления интеллектуальной собственностью в Вологодской области можно сделать вывод, что в регионе разработаны нормативно-правовые акты в области научной деятельности в целом и интеллектуальной собственности в частности, создана инфраструктура, предоставляющая информационно-консультационные услуги в области ИС, существует система финансовой поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на региональном уровне, планируются к реализации мероприятия по подготовке и развитию компетенций специалистов в сфере интеллектуальной собственности. Однако мероприятий по популяризации научной, научно-технологической и инновационной деятельности, а также взаимодействию именно с представителями реального сектора экономики региона недостаточно. В части разработки системы подготовки кадров отсутствуют образовательные мероприятия по оценке и бухгалтерскому учету объектов интеллектуальной собственности, а ведь это очень важный момент, так как только в форме нематериального актива (НМА) интеллектуальная собственность может приносить доход. Для решения данных проблем необходимо усилить блок организационных инструментов в аспекте разработки перечня мероприятий по взаимодействию с представителями предпринимательского сообщества региона с целью популяризации и разъяснения преимуществ ведения научной, научно-технической и инновационной деятельности, регистрации и внедрения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности.
Произведенный анализ региональной системы управления позволил также систематизировать реализуемые мероприятия управляющего воздействия в зависимости от функций и статуса участника процесса управления (табл. 2).
Табл. 2. Реализуемые мероприятия управляющего воздействия в зависимости от функций и статуса участника процесса управления
Функция управления Реализуемые мероприятия Статус участника Наличие в исследуемом регионе
Планирование 1. Формирование регионального бюджета на финансирование и субсидирование затрат на НИОКР, создание и использование РИД, а также на организацию и проведение специализированных деловых и образовательных мероприятий в сфере ИС. Субъект управления +
2. Планирование показателей результативности реализации мероприятий стимулирования (региональный уровень). +
3. Формирование перечня тематик инновационных проектов, перспективных для региона. +
Организация 1. Разработка нормативных документов регионального уровня. Субъект управления +
2. Формирование реестра предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Инфраструктура +
3. Формирование реестра объектов ИС, зарегистрированных предприятиями региона и изобретателями, зарегистрированными на территории региона. Инфраструктура -
4. Организация и проведение деловых и образовательных мероприятий (семинаров) в сфере ИС, а также мероприятий по популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности. Инфраструктура ±
5. Мероприятия по подготовке кадров в области интеллектуальной собственности. Образовательные учреждения региона ±
Стимулирование 1. Финансирование НИОКР, субсидирование затрат на создание и использование РИД за счет средств регионального бюджета. Субъект управления +
электронный научно-экономический журнал
стр 193
Функция управления Реализуемые мероприятия Статус участника Наличие в исследуемом регионе
Координация 1. Взаимодействие с органами исполнительной власти федерального уровня, курирующими вопросы развития науки, инноваций и интеллектуальной собственности. Субъект управления, инфраструктура +
2. Взаимодействие с представителями инновационных предприятий, образовательных организаций и изобретателей, зарегистрированных на территории региона. Субъект управления, инфраструктура ±
3. Информирование и консультирование объектов управления по вопросам ИС Субъект управления, инфраструктура ±
Контроль 1. Контроль достижения запланированных показателей результативности исполнения нормативных документов, освоения бюджетных средств (региональный уровень). Субъект управления +
Источник: составлено автором.
Таким образом, реализация дифференцированного (в зависимости от функций) подхода к управлению интеллектуальной собственностью, а также внедрение системы подготовки кадров и дополнительных мероприятий по взаимодействию с предпринимательским сообществом позволит сформировать культуру использования объектов интеллектуальной собственности и обеспечить социально-экономическое развитие региона. В перспективе исследования планируется проанализировать и систематизировать функционал действующих в регионе организаций инфраструктуры поддержки с целью оценки механизма их взаимодействия и роли в оценке эффективности управляющего воздействия.
Список литературы
1. Отчет Роспатента за 2020 г URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/otchet-2020-ru.pdf (дата обращения 09.03.2021).
2. Мазур З.Ф., Мазур Н.З., Цапенко А.М. Теория и практика правовой охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере информатизации образования: монография. М.: ИИО РАО, 2007. 189 с.
3. Шичкина М.И. Управление процессом использования интеллектуальной собственности. Современная практика и проблемы коммерциализации// Материалы секционного заседания Третьего Всероссийского форума «Интеллектуальная собственность - XXI век» 20-23 апреля 2010 г. / Под ред. Е.В. Королевой. -М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), 2010. 96с.
4. Самойленко Н.Н. Основные методические подходы к управлению интеллектуальной собственностью // Экономика. 2013. № 3. С. 76-80.
5. Кобзик Е. Г., Митрофанова Г.В. Контроль как функция управления / Е.Г. Кобзик, ГВ. Митрофанова // Вестник ГГТУ имени П. О. Сухого: научно-практический журнал. 2005. № 2 (25). С. 75-79.
6. Организация, планирование и управление деятельностью промышленного предприятия /под ред. СЕ. Ка-меницера. - М.: Высш. шк., 1984.
7. Методы и формы управления социалистической экономикой /под ред. Р. А. Белоусова. - М.: Экономика, 1981.
8. Попов, Г.Х. Эффективное управление /Г.Х. Попов. - М.: Экономика, 1976.
9. Черникова А.Е. Функции управления и их характеристика // Инновационная наука. 2019. № 4. С. 100-102.
10. Черникова А.Е. Место и роль планирования в системе функций управления / А.Е. Черникова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития: сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции / Под. общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. С. 170-173.
11. Айдынов Р.Э. Функции управления // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. № 1. С. 4-10.
12. Эйхлер Л.В., Фалалеева О.В. Разработка модели управления постоянными затратами грузового автотранспортного предприятия: монография. Омск: СибАДИ, 2007. 167 с.
13. Криуле Е.Г. Управление интеллектуальной собственностью в современных интегрированных корпоративных структурах (на примере ракетно-космической промышленности): автореферат диссертации. ФГБОУ ВО РГАИС, 2016. 18 с.
14. Давыдова А.А., Раттур Е.В. Анализ системы управления интеллектуальной собственностью на территории Вологодской области. // Экономика. Право. Инновации. 2019. № 4. С. 71-77.
15. Областной портал «Наука и инновации Вологодской области». URL: https://innovation.gov35.ru/o-nauchnoy-nauchno-tekhnicheskoy-i-innovatsionnoy-deyatelnosti/statisticheskaya-informatsiya/ (дата обращения 18.03.2021 г).
16. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. URL: https://vologdastat.gks.ru/ (дата обращения 18.03.2021 г.).