Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (ИС) / УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИИ / РЕГИОН / РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИД) / ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раттур Елена Владимировна

Для обеспечения достижения ряда национальных целей развития России особую актуальность приобретает необходимость формирования эффективной системы управления интеллектуальной собственностью на макро и мезоуровне экономики. В настоящей статье на примере Вологодской области показано, что для получения положительного социального и экономического эффекта от интеллектуальной собственности необходимо обеспечивать процессы ее создания, правовой охраны и коммерциализации посредством планирования, организации, координации, стимулирования и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Раттур Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: A REGIONAL PERSPECTIVE

To ensure the achievement of a number of national development goals of Russia, the need to form an effective intellectual property management system at the macro- and meso-level of the economy becomes especially relevant. This article shows, by the example of the Vologda Oblast, that in order to obtain a positive social and economic effect from intellectual property it is necessary to ensure the processes of its creation, legal protection and commercialization through planning, organization, coordination, stimulation and control.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

электронный научно-экономическии журнал

DOI: 10.17747/2311-7184-2021-6-187-193

стр 187

Управление интеллектуальной собственностью в Российской Федерации: региональный аспект1

Аннотация. Для обеспечения достижения ряда национальных целей развития России особую актуальность приобретает необходимость формирования эффективной системы управления интеллектуальной собственностью на макро и мезоуровне экономики. В настоящей статье на примере Вологодской области показано, что для получения положительного социального и экономического эффекта от интеллектуальной собственности необходимо обеспечивать процессы ее создания, правовой охраны и коммерциализации посредством планирования, организации, координации, стимулирования и контроля.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность (ИС), управление, функции, регион, результат интеллектуальной деятельности (РИД), инструменты.

Intellectual Property Management in the Russian Federation: A Regional Perspective

© E.V. Rattur

Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russian Federation

Annotation. To ensure the achievement of a number of national development goals of Russia, the need to form an effective intellectual property management system at the macro- and meso-level of the economy becomes especially relevant. This article shows, by the example of the Vologda Oblast, that in order to obtain a positive social and economic effect from intellectual property it is necessary to ensure the processes of its creation, legal protection and commercialization through planning, organization, coordination, stimulation and control.

Keywords: intellectual property (IP), governance, functions, region, result of intellectual activity (RIA), tools.

Усилением роли интеллектуальной собственности в социально-экономическом развитии России обусловлена потребность в углублении и расширении изучения вопросов управления интеллектуальной собственностью на государственном уровне. Национальная инновационная система (НИС) объединяет в себе все стадии жизненного цикла интеллектуального продукта, начиная с идеи и заканчивая коммерциализацией и использованием новой разработки. Достаточно низкие показатели коммерческого использования интеллектуальной собственности (по данным [1], в 2020 г. зарегистрировано 3236 распоряжений в отношении 7878 объектов патентного права, при этом зарегистрировано и действует на 31.12.2020 г 353 303 объектов промышленного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), зарегистрировано в 2020 г 68 048 товарных знаков, 17 912 программ для ЭВМ, 2903 базы данных) обуславливают необходимость выработки особого подхода к управлению интеллектуальной собственностью на каждом уровне экономической системы (макро-, мезо- и микро-).

Одной из проблем, возникающих при управлении ИС на макро- и мезоуровнях, можно считать отсутствие систематизации и рассредоточение функций управления по различным звеньям государственной системы в области науки и инноваций. Поэтому цель настоящей статьи заключается в научном описании процессов управления интеллектуальной собственностью на государственном уровне, в частности в региональном аспекте.

Для исследования управления интеллектуальной собственностью на различных уровнях организации экономических систем необходимо определить понятия управления интеллектуальной собственностью и функций управления.

Н.З. Мазур под управлением ИС понимает «процесс целенаправленного систематического воздействия на объект управления, представленного в виде экономических субъектов, посредством комплекса мер, осуществляемых применительно к ним, который обеспечивает наиболее эффективное правовое, экономическое и социальное использование интеллектуальной собственности. При этом предметом управления выступают отношения по поводу создания, использования и коммерциализации интеллектуальной собственности» [2]

Шичкина М.И. [3] также придерживается процессного подхода к управлению, однако в качестве объекта управления рассматривает интеллектуальную собственность.

Самойленко Н.Н. [4] рассматривает управление интеллектуальной собственностью с точки зрения совокупности подходов, основу которых составляет системный, детализированный посредством использования инновационного, функционального, информационного, процессного и маркетингового подходов. Логика использования данных подходов в диалектическом единстве и динамическом развитии позволяет выявить основные элементы механизма, определить их связи и зависимости (системный подход), цели и направления инновационного развития (инновационный подход), функции и структуру механизма (функционально-структурный подход), рассмотреть бизнес-процессы, позволяющие эффективно осуществлять управление интеллектуальной собственностью (процессный подход), а также сформировать стратегию развития объекта управления на основе интеллектуальной собственности в соответствии с потребностями потенциальных потребителей (маркетинговый подход) и адекватным информационным обеспечением процесса управления ИС (информационный подход).

1 Статья подготовлена по Государственному заданию № 0168-2019-0006 «Управление процессами структурной трансформации экономики регионов на основе развития малого и среднего предпринимательства».

электронный научно-экономический журнал стр 188

С учетом представленных выше подходов в настоящем исследовании под управлением интеллектуальной собственностью будет пониматься процесс систематического воздействия на объект управления, в качестве которого выступает правообладатель интеллектуальной собственности (физическое или юридическое лицо), посредством комплекса мероприятий (инструментов), с целью обеспечения создания, охраны, защиты, внедрения и использования результатов интеллектуальной деятельности.

В самом общем виде под функцией управления понимается «конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый различными приемами и средствами» [5].

По мнению С.Е. Каменицера, «функции управления отличаются от других характером выполняемых работ и используемой профессиональным составом кадров информацией и спецификой подготавливаемых решений» [6]. А.Н. Ильин определяет функцию как «...особый вид управленческой деятельности, обеспечивающий выполнение соответствующих социально-экономических задач» [7]. Конкретизируя данное понятие, Г.Х. Попов пишет, что функция управления - это «часть управленческой деятельности, которая обладает определенным единством содержания, т. е. это специализированная часть управленческой деятельности, продукт разделения труда и специализации в сфере управления» [8].

Исходя из представленных подходов к определению функции управления, можно сделать вывод, что это дифференцированное понятие, и каждому виду управленческой деятельности соответствует отдельная функция, при этом отсутствие одной из них делает невозможным осуществление процесса управления [9].

В научной литературе исследователи выделяют общие и конкретные функции управления. Общие функции впервые выделил А. Файоль, к которым относил предвидение, организацию, руководство, координацию и контроль. Он писал: «Управлять - это значит предвидеть, организовать, руководить, координировать и контролировать. Предвидеть - значит исследовать будущее и набрасывать программу действий. Организовать - значит создавать двойной организм предприятия, материальный и социальный. Руководить - значит заставлять функционировать личный состав. Координировать - значит связывать, объединять, гармонизировать все акты и все усилия. Контролировать - значит наблюдать за тем, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и приказам» [8].

В настоящее время к общим функциям относят планирование, организацию, координацию, стимулирование и контроль. Планирование предусматривает постановку целей и задач управления, формирование перечня действий и мероприятий, направленных на их достижение с указанием определенных временных сроков. Планирование как функция управления также предполагает учет факторов внешней и внутренней среды [9].

Функция организации основана на создании структуры управления. Проявляется через разработку и систематизацию нормативных документов, формирование отдельных элементов структуры (учреждений и/или подразделений), а также определение и закрепление их функционала. [10].

Координация обеспечивает взаимодействие структурных элементов системы с целью согласованности их действий для достижения поставленных целей [9].

Стимулирование - одна из важнейших функций управления, потому что именно она обеспечивает заинтересованность в реализации какой-либо деятельности и в получении положительных результатов. Стимулирование, как правило, осуществляется через распределение материальных и нематериальных ценностей, принимая во внимание количество и качество затрачиваемого труда. Важно отметить, что данное распределение обязательно должно контролироваться [10].

Роль контроля заключается в проверке соответствия достигнутых результатов с поставленными целями и задачами, сроков выполнения и оценке эффективности реализации запланированных мероприятий [11].

Кроме общих, также выделяют конкретные функции, которые отражают совокупность различных видов управленческой деятельности и отличаются по одному или нескольким признакам (по назначению, характеру и способу реализации), например, управление финансами, персоналом и др. [12].

Таким образом, для получения положительного социального и экономического эффекта от интеллектуальной собственности необходимо обеспечивать процессы ее создания, правовой охраны и коммерциализации посредством планирования, организации, координации, стимулирования и контроля.

Рассмотрим систему управления интеллектуальной собственностью в Российской Федерации на федеральном (макро-) и региональном (мезо-) уровнях (рис. 1).

электронный научно-экономическии журнал

стр 189

Рис. 1. Система управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне (на примере Вологодской области)

Источник: составлено автором.

Объектом управления выступают правообладатели интеллектуальной собственности (физические и/или юридические лица), субъектом - органы исполнительной власти федерального и регионального уровня.

На федеральном уровне управляющее воздействие осуществляет Министерство экономического развития РФ, участвующее в формировании инновационной политики страны, а также другие федеральные министерства, (Минпромторг России, Министерство науки и высшего образования РФ и др.), выступающие, как правило, заказчиками научных исследований и разработок.

Министерство экономического развития РФ в части инноваций осуществляет следующую деятельность [12]:

- разработка законодательных и нормативных актов, стратегий и программ развития;

- стимулирование научной и научно-технической деятельности образовательных организаций, научно-исследовательских институтов, а также отдельных изобретателей;

электронный научно-экономический журнал стр 190

- стимулирование инновационной деятельности действующих предприятий, содействие созданию новых инновационных компаний, повышению спроса на инновационную продукцию;

- оказание информационной и методологической помощи, а также образовательной поддержки реализации научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В ведении Министерства экономического развития РФ находится Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), основными функциями которой являются контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения [12]. Подведомственными учреждениями Роспатента являются:

1. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС). Осуществляет прием и экспертизу заявок на получение прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и средства индивидуализации, осуществляет государственную регистрацию договоров о распоряжении или отчуждении исключительного права на использование объекта интеллектуальной собственности.

2. ФГБОУ ВО «Российская академия интеллектуальной собственности» (РГАИС) - единственная государственная образовательная организация в России, которая готовит специалистов в части обеспечения правовой охраны, управления и коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности.

Перечисленные выше учреждения являются организационным инструментом управления на федеральном уровне - инфраструктурой, через которую осуществляется управляющее воздействие в виде совокупности следующих экономических, правовых, организационных и информационных мероприятий:

- нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере интеллектуальной собственности;

- стимулирование к проведению научных исследований, созданию, внедрению и использованию результатов интеллектуальной деятельности;

- правовая охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности;

- контроль и надзор в части правовой охраны и использования РИД;

- государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения;

- обеспечение ведения государственных реестров результатов интеллектуальной деятельности;

- организация правового обеспечения использования результатов интеллектуальной деятельности;

- распоряжение правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности;

- организация работ по оценке стоимости и принятию на бухгалтерский учет прав на результаты интеллектуальной деятельности.

- организация и проведение форумов, выставок, обучающих курсов и семинаров, а также других мероприятий по вопросам интеллектуальной собственности.

Необходимо отметить, что инфраструктура является также инструментом для сбора и обработки обратной связи от объекта управления к субъекту (на схеме показана в виде пунктирных стрелок). Под обратной связью в данном исследовании понимается информация о состоянии управляемого объекта, которая может быть получена в виде статистических отчетов, а также путем анкетирования при консультировании объектов управления по вопросам интеллектуальной собственности.

Схожим образом организован процесс управления интеллектуальной собственностью и на региональном уровне. В результате проведенного анализа системы управления ИС в Вологодской области установлено, что объектом управления являются правообладатели интеллектуальной собственности (физические и/или юридические лица), зарегистрированные на территории региона, субъект - Департамент экономического развития Вологодской области (Департамент), в частности Управление отраслевого развития науки и инноваций (Управление), ключевой задачей которого является обеспечение развития научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории области, кооперации науки и реального сектора экономики обеспечения конкурентоспособности товаров, работ и услуг, произведенных предприятиями региона.

Управляющее воздействие осуществляется с использованием четырех блоков инструментов:

1. Экономические. В 2012 г. между Правительством Вологодской области и Российским фондом фундаментальных исследований было заключено соглашение, в рамках которого осуществляется финансовая поддержка фундаментальных исследований на территории региона. Поддержка прикладных исследований осуществляется в рамках сотрудничества региональных властей с Фондом содействия инновациям (проводятся региональные отборы по программе УМНИК). С 2015 г. из регионального бюджета предоставляются субсидии на реализацию инновационных проектов малых инновационных предприятий области, а также субсидии на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятиями области с привлечением образовательных организаций высшего образования и научных организаций, расположенных на территории региона. В целях финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и научных проектов, в том числе комплексных, предоставляются государственные научные гранты Вологодской области. Оператором региональных финансовых мер поддержки выступает Департамент в лице Управления [13].

2. Правовые. С 2012 г. на территории региона действует закон «О научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности и государственной поддержке инновационной деятельности в Вологодской области». Разработана подпрограмма «Развитие научно-технологического потенциала и инновационной деятельности» в рамках государственной программы «Экономическое развитие Вологодской области на 2021-2025 годы». С сентября 2019 г. действует «Соглашение между Правительством Вологодской области, Министерством экономического развития РФ и Федеральной службой по интеллектуальной собственности с целью взаимодействия в рамках поддержки развития сферы интеллектуальной собственности». В январе 2021 г. утвержден паспорт

электронный научно-экономический журнал стр 191

стратегического проекта «Интеллектуальная собственность» (Проект). Согласно данному документу в период с февраля 2021 г. по декабрь 2024 г. на территории региона будет реализовываться комплекс мероприятий по созданию общей базы нормативно-правовых актов и методических рекомендаций в сфере управления и коммерциализации прав на интеллектуальную собственность, а также по формированию механизмов популяризации, стимулирования и развития сферы ИС. Важно отметить, что среди мероприятий Проекта предусмотрен блок подготовки кадров и развития компетенций в сфере управления интеллектуальной собственностью, в частности, мероприятия по обеспечению непрерывности образования в области ИС на уровнях: высшего образования (обучение по программе магистратуры: «Право информационных технологий и интеллектуальной собственности») и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов по программе: «Правовая охрана и защита интеллектуальных прав»). Проведение обучения планируется с 01 сентября 2022 г. на базе Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Финансирование на проведение всех запланированных мероприятий Проекта согласно паспорту не предусмотрено.

3. Информационные - создан областной портал «Наука и инновации Вологодской области», а также сайты учреждений инфраструктуры [13].

4. Организационные. С целью вовлечения молодежи в научно-исследовательскую среду, а также стимулирования внедрения научных разработок в производство проводятся различные областные конкурсы: «Потенциал будущего», «Инженер - новатор года», «Интеллектуальный потенциал Вологодской области». Для популяризации изобретательской деятельности ежегодно проводятся мероприятия, посвященные Международному дню интеллектуальной собственности [13]. Необходимо сказать, что большинство данных мероприятий направлено на поиск талантливой молодежи, увлекающейся научной деятельностью, а также на работу и взаимодействие с отдельными учеными - представителями образовательных и научных организаций региона, а не на предпринимательский сектор, который играет очень важную роль в части внедрения и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

Особого внимания в блоке организационных инструментов заслуживает инфраструктура. На территории региона институтам поддержки, которые специализируются и консультируют по вопросам интеллектуальной собственности, являются: АУ ВО «Бизнес-инкубатор», Региональный Центр поддержки технологий и инноваций (Региональный ЦПТИ), Центр трансфера и коммерциализации технологий ФГБУН ВолНЦ РАН (ЦТиКТ), а также Центр поддержки предпринимательства (ЦПП) на базе АНО «Мой бизнес».

АУ ВО «Бизнес-инкубатор» - подведомственное учреждение Управления, оказывает имущественную, консультационную и информационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) и промышленным предприятиям на стадии подготовки проекта с целью получить финансирование от государства, повысить квалификацию кадров и производительность труда, а также наладить сбыт готовой продукции. Направление работы по вопросам ИС отдельно не представлено.

Региональный ЦПТИ - создан в рамках соглашений между Всемирной организацией интеллектуальной собственности WIPO (Швейцария), Федеральной службой по интеллектуальной собственности (ФИПС, Москва) и Вологодским государственным университетом (ВоГУ) с целью распространения знаний по вопросам правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и проведения патентных исследований. В настоящее время деятельность Центра в большей степени направлена на развитие и совершенствование политики управления ИС внутри ВоГУ, популяризации изобретательства среди студентов и сотрудников учреждения.

Центр трансфера и коммерциализации технологий - образован в 2008 г., является связующим звеном между реальным сектором экономики и институтами господдержки. Оказывает услуги по привлечению финансирования, бизнес-планированию и патентованию. Ориентирован на работу с промышленными предприятиями региона.

Центр поддержки предпринимательства - оказывает содействие малым и средним предприятиям региона по вопросам сертификации, патентования, регистрации товарного знака и мест происхождения товаров, через компенсацию части затрат на данные виды услуг (финансирование выделяется Министерством экономического развития РФ), а также через организацию и проведение образовательных мероприятий (семинаров, тренингов).

Вывод о результативности функционирования существующей в регионе системы управления интеллектуальной собственностью можно сделать на основании статистических данных, представленных в табл. 1.

Табл. 1. Основные показатели инновационного развития Вологодской области в период с 2015 по 2019 г.

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Изменение 2019 г к 2015 г, п.п.

Уровень инновационной активности организаций, % 5,5 6,0 5,42 8,2 11,6 + 6,1

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, % 5,0 5,6 5,03 10,7 23,1 + 18,1

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 21,6 4,3 2,9 2,0 2,8 - 18,8

Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Режим доступа: https://vologdastat.gks.ru/ (дата обращения 18.03.2021 г.).

По критериям 3-й редакции Руководства Осло.

По критериям 3-й редакции Руководства Осло.

электронный научно-экономический журнал

стр 192

Представленные в таблице данные иллюстрируют положительную динамику уровня инновационной активности и значительный рост доли организаций, осуществляющих технологические инновации, при этом средние значения данных показателей по России за 2019 г составили 9,1% и 21,6% соответственно [14]. Но в то же время доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных резко сократилась в 2016 г, при этом, по итогам 2019 г., регион отстает по данному показателю и на общероссийском уровне, так как среднее значение по России составило 5,3% [14]. Важно отметить, что, согласно статистическим данным, в 2019 г на территории области свою деятельность осуществляли порядка 113 инновационно-активных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, а затраты на инновационную деятельность организаций составили 1,76 млрд руб., из них собственные средства организации - 1,45 млрд руб., средства федерального бюджета 116,38 млн руб., а средства регионального бюджета - 14,2 млн руб. [15].

На основании представленного анализа системы управления интеллектуальной собственностью в Вологодской области можно сделать вывод, что в регионе разработаны нормативно-правовые акты в области научной деятельности в целом и интеллектуальной собственности в частности, создана инфраструктура, предоставляющая информационно-консультационные услуги в области ИС, существует система финансовой поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на региональном уровне, планируются к реализации мероприятия по подготовке и развитию компетенций специалистов в сфере интеллектуальной собственности. Однако мероприятий по популяризации научной, научно-технологической и инновационной деятельности, а также взаимодействию именно с представителями реального сектора экономики региона недостаточно. В части разработки системы подготовки кадров отсутствуют образовательные мероприятия по оценке и бухгалтерскому учету объектов интеллектуальной собственности, а ведь это очень важный момент, так как только в форме нематериального актива (НМА) интеллектуальная собственность может приносить доход. Для решения данных проблем необходимо усилить блок организационных инструментов в аспекте разработки перечня мероприятий по взаимодействию с представителями предпринимательского сообщества региона с целью популяризации и разъяснения преимуществ ведения научной, научно-технической и инновационной деятельности, регистрации и внедрения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности.

Произведенный анализ региональной системы управления позволил также систематизировать реализуемые мероприятия управляющего воздействия в зависимости от функций и статуса участника процесса управления (табл. 2).

Табл. 2. Реализуемые мероприятия управляющего воздействия в зависимости от функций и статуса участника процесса управления

Функция управления Реализуемые мероприятия Статус участника Наличие в исследуемом регионе

Планирование 1. Формирование регионального бюджета на финансирование и субсидирование затрат на НИОКР, создание и использование РИД, а также на организацию и проведение специализированных деловых и образовательных мероприятий в сфере ИС. Субъект управления +

2. Планирование показателей результативности реализации мероприятий стимулирования (региональный уровень). +

3. Формирование перечня тематик инновационных проектов, перспективных для региона. +

Организация 1. Разработка нормативных документов регионального уровня. Субъект управления +

2. Формирование реестра предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Инфраструктура +

3. Формирование реестра объектов ИС, зарегистрированных предприятиями региона и изобретателями, зарегистрированными на территории региона. Инфраструктура -

4. Организация и проведение деловых и образовательных мероприятий (семинаров) в сфере ИС, а также мероприятий по популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности. Инфраструктура ±

5. Мероприятия по подготовке кадров в области интеллектуальной собственности. Образовательные учреждения региона ±

Стимулирование 1. Финансирование НИОКР, субсидирование затрат на создание и использование РИД за счет средств регионального бюджета. Субъект управления +

электронный научно-экономический журнал

стр 193

Функция управления Реализуемые мероприятия Статус участника Наличие в исследуемом регионе

Координация 1. Взаимодействие с органами исполнительной власти федерального уровня, курирующими вопросы развития науки, инноваций и интеллектуальной собственности. Субъект управления, инфраструктура +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Взаимодействие с представителями инновационных предприятий, образовательных организаций и изобретателей, зарегистрированных на территории региона. Субъект управления, инфраструктура ±

3. Информирование и консультирование объектов управления по вопросам ИС Субъект управления, инфраструктура ±

Контроль 1. Контроль достижения запланированных показателей результативности исполнения нормативных документов, освоения бюджетных средств (региональный уровень). Субъект управления +

Источник: составлено автором.

Таким образом, реализация дифференцированного (в зависимости от функций) подхода к управлению интеллектуальной собственностью, а также внедрение системы подготовки кадров и дополнительных мероприятий по взаимодействию с предпринимательским сообществом позволит сформировать культуру использования объектов интеллектуальной собственности и обеспечить социально-экономическое развитие региона. В перспективе исследования планируется проанализировать и систематизировать функционал действующих в регионе организаций инфраструктуры поддержки с целью оценки механизма их взаимодействия и роли в оценке эффективности управляющего воздействия.

Список литературы

1. Отчет Роспатента за 2020 г URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/otchet-2020-ru.pdf (дата обращения 09.03.2021).

2. Мазур З.Ф., Мазур Н.З., Цапенко А.М. Теория и практика правовой охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере информатизации образования: монография. М.: ИИО РАО, 2007. 189 с.

3. Шичкина М.И. Управление процессом использования интеллектуальной собственности. Современная практика и проблемы коммерциализации// Материалы секционного заседания Третьего Всероссийского форума «Интеллектуальная собственность - XXI век» 20-23 апреля 2010 г. / Под ред. Е.В. Королевой. -М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), 2010. 96с.

4. Самойленко Н.Н. Основные методические подходы к управлению интеллектуальной собственностью // Экономика. 2013. № 3. С. 76-80.

5. Кобзик Е. Г., Митрофанова Г.В. Контроль как функция управления / Е.Г. Кобзик, ГВ. Митрофанова // Вестник ГГТУ имени П. О. Сухого: научно-практический журнал. 2005. № 2 (25). С. 75-79.

6. Организация, планирование и управление деятельностью промышленного предприятия /под ред. СЕ. Ка-меницера. - М.: Высш. шк., 1984.

7. Методы и формы управления социалистической экономикой /под ред. Р. А. Белоусова. - М.: Экономика, 1981.

8. Попов, Г.Х. Эффективное управление /Г.Х. Попов. - М.: Экономика, 1976.

9. Черникова А.Е. Функции управления и их характеристика // Инновационная наука. 2019. № 4. С. 100-102.

10. Черникова А.Е. Место и роль планирования в системе функций управления / А.Е. Черникова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития: сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции / Под. общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. С. 170-173.

11. Айдынов Р.Э. Функции управления // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. № 1. С. 4-10.

12. Эйхлер Л.В., Фалалеева О.В. Разработка модели управления постоянными затратами грузового автотранспортного предприятия: монография. Омск: СибАДИ, 2007. 167 с.

13. Криуле Е.Г. Управление интеллектуальной собственностью в современных интегрированных корпоративных структурах (на примере ракетно-космической промышленности): автореферат диссертации. ФГБОУ ВО РГАИС, 2016. 18 с.

14. Давыдова А.А., Раттур Е.В. Анализ системы управления интеллектуальной собственностью на территории Вологодской области. // Экономика. Право. Инновации. 2019. № 4. С. 71-77.

15. Областной портал «Наука и инновации Вологодской области». URL: https://innovation.gov35.ru/o-nauchnoy-nauchno-tekhnicheskoy-i-innovatsionnoy-deyatelnosti/statisticheskaya-informatsiya/ (дата обращения 18.03.2021 г).

16. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. URL: https://vologdastat.gks.ru/ (дата обращения 18.03.2021 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.