О необходимости повышения экономических, управленческих и правовых компетенций в области интеллектуальной деятельности
Леонтьева Л. С., Орлова Л. Н.1
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инновационная экономика, конкурентоспособность, стратегия развития, экономика региона, профессиональные компетенции.
Аннотация. В ближайшие десятилетия экономика будет развиваться по максимальному устойчивому вектору именно в тех странах, в которых создана и эффективно функционирует гибкая система интеллектуальной собственности с четкими механизмами защиты, повышения мотивации работников, создающих интеллектуальный продукт.
Проблемами развития института интеллектуальной собственности в Российской Федерации помимо объективно-правовых, часто являются субъективно-когнитивные, а именно отсутствие понимания и определенных знаний о роли и важности интеллектуальной собственности при формировании национальной инновационной предпринимательской среды, о возможностях использования интеллектуальной собственности обществом, государственными учреждениями, бизнесом, научной и образовательной сферой.
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы формирования стратегии развития института интеллектуальной собственности и возможности повышения профессиональных компетенций руководителей органов государственной власти и местного самоуправления в области интеллектуальной деятельности через реализацию образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
DOI: 10.21681/2226-0692-2016-3-31-43 Введение
Вопросы становления и развития института интеллектуальной собственности являются очень важными в становлении национальной предпринимательской среды, так как интеллектуальная собственность является основным источником богатства и добавленной стоимости национальной экономики, обеспечивает основу инновационного развития, формирует конкурентоспособность предпринимательских структур и систем на всех уровнях хозяйствования. При этом развитие национальной предпринимательской системы находится в зависимости от стратегии развития интеллектуальной собственности, которая, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей общего механизма регулирования инновационной деятельности.
Целью представленного исследования является обоснование необходимости формирования и развития экономико-правовой культуры в сфере интеллектуальной собственности на всех уровнях
национальной экономики за счет реализации стратегии развития интеллектуальной собственности, включающей механизмы повышения профессиональных компетенций в области интеллектуальной деятельности работников всех сфер экономики.
При проведении настоящего исследования основными информационными источниками послужили данные Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), Федерального института промышленной собственности, Федеральной службы государственной статистики. В основу методических разработок положены сравнительный метод, метод научной логики, метод анализа и синтеза имеющихся данных.
Результатом проведенного исследования является разработка и реализация программы повышения квалификации для служащих органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей и специалистов муниципальных предприятий и организаций «Интеллектуальная собственность как стратегический ресурс инновационного развития региона».
1 Леонтьева Лидия Сергеевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры Управления интеллектуальной собственностью ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]
Орлова Любовь Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Управления интеллектуальной собственностью ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]
Проблемы развития института интеллектуальной собственности в Российской Федерации
Интеллектуальная собственность является основным продуктом инновационного предпринимательства. Важность развития института интеллектуальной собственности связана с тем, что современная экономика, представляющая собой глобальную предпринимательскую среду, не может существовать без передовых технических, технологических, организационно-управленческих решений.
Если охарактеризовать место России на мировом рынке интеллектуальной собственности, то можно его определить как незначительное, не отвечающее имеющемуся инновационному потенциалу. Импорт интеллектуальной собственности значительно превышает экспорт, даже в условиях санкций и импор-тозамещения эта тенденция продолжает сохраняться. Так, по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности среди наиболее активных стран по подаче заявок на выдачу патентов являются Китай, США и Япония (данные за 2012 год), патентная активность в Российской Федерации по сравнению с ведущими странами мира представлена на рисунке 1.
Развитие мирового рынка интеллектуальной собственности2 можно охарактеризовать следующими устойчивыми тенденциями и парадоксами развития [1]:
2 Под рынком интеллектуальной собственности понимается рынок исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Во-первых, опережающими темпами роста рынка интеллектуальной собственности многих стран по отношению к темпам роста ВВП;
1. Во-вторых, рост дохода от экспорта интеллектуальной собственности в странах с высоким и средним уровнем доходов. При этом, количество заявок на патенты в станах с высоким уровнем доходов снижается, а в странах со средним уровнем доходов - возрастает;
2. В-третьих, наблюдается сверхмонополизация мирового рынка интеллектуальной собственности транснациональными компаниями, интересы которых представляет ВТО;
3. В-четвертых, из всех видов деятельности рынок интеллектуальной собственности является наиболее глобализированным, на нем действуют единые законодательные нормы и правила Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Институт интеллектуальной собственности на международном уровне является всеобщим фундаментом мировой науки, культуры и бизнеса. Более 25 ведущих стран мира сегодня разрабатывают, используют и совершенствуют свои национальные стратегии интеллектуальной собственности (США, Великобритания, Франция, Китай, Япония, Германия, Украина, Беларусь, Турция, Словакия, Киргизия и Монголия) [2]. Можно присоединиться к мнению известного ученого в области интеллектуальной собственности - Б.Б. Леонтьева, что России работа в этом направлении хоть и начата,
| 700000 -|
1 600000 - Г | ^^^
| 500000 \
400000 ^Н II ^^
™ 300000 ]
200000 I и.^
100000
и
I ////***/
/
Рис. 1. Патентная активность в странах мира
но ход ее развития и состояние дел явно неудовлетворительны. Не развиваясь в данном направлении, Россия теряет время и свои исторические шансы стать мировым лидером в инновациях и быть привлекательной для инвесторов [2].
Во-многом, проблемы использования интеллектуальных ресурсов в качестве решающего фактора стратегического развития российской экономики на национальном и территориальном уровнях зависят от формирования специальных управленческих компетенций представителей органов власти всех уровней и состояния институтов, направленных на формирование, аккумуляцию и защиту прав на различные объекты интеллектуальной собственности.
Состояние профессиональных компетенций в области управления объектами интеллектуальной собственности как стратегическим ресурсом развития национальной экономики влияет на целостность и системность процессов регулирования инновационного развития экономики. В докладе заместителя председателя Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации В. Косоурова отмечается, что подготовка и переподготовка специалистов в области интеллектуальной собственности является важным шагом реализации стратегии развития этого института: «Наверное, сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что формирование и дальнейшее развитие рынка интеллектуальной собственности невозможно без создания системы подготовки профессиональных кадров, обладающих широкими компетенциями в различных областях: бухгалтерском учете и аудите, юриспруденции, финансовой отчетности, налогообложении, стоимостной оценке нематериальных активов» [3].
Российские институты развития, финансовые (инвестиционный фонд, российская венчурная компания и т.п.) и нефинансовые (особые экономические зоны, технопарки, центры трансферта технологий), находятся в стадии становления и их деятельность недостаточно эффективна. К причинам неэффективности институтов развития можно отнести их излишнюю дифференцированность, отсутствие между институтами координации, несоответствующие целям организационно-правовые формы. Также можно отметить, что государство берет на себя достаточно большие прямые обязательства в части финансирования инновационной деятельности, но не формирует эффективные механизмы налоговой и монетарной политики (налоговые каникулы, гибкие шкалы налогообложения, сниженные процентные ставки по кредитам, предоставляемые под инновационные проекты и т.д.) [4].
В настоящее время общемировой тенденцией является расширение роли государства в
сфере интеллектуальной собственности, а также превалирует подход, базирующийся на признании актуальной роли государства в целом, а также руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей и специалистов муниципальных предприятий и организаций в обеспечении надлежащей правовой охраны объектов интеллектуальной собственности на всех уровнях.
В современных условиях к двум традиционным функциям государства в области интеллектуальной собственности: разработке норм внутреннего законодательства и защиты интеллектуальной собственности путем международных договоров - добавляется несколько относительно новых: осуществление координирующей функции в отношении организаций, управляющих авторскими и смежными правами на коллективной основе; стимулирование развитие рынка интеллектуальной собственности; решение проблем социальной защиты творческих работников; стимулирование притока инвестиций в высокотехнологичные сферы производства и т.д. [5-8].
В специальной публикации ВОИС WIPO PUBLICATION № 478 (1998 г.) отмечается, что к числу первоочередных задач, которые необходимо решать при выработке и осуществлении государственной политики в области интеллектуальной собственности, развитии государственного регулирования связанных с ней отношений, могут быть отнесены, в частности, следующие:
1. Создание инфраструктуры для реализации авторских и смежных прав;
2. Совершенствование системы коллективного управления авторскими и смежными правами;
3. Развитие структуры патентного ведомства, ведающего вопросами промышленной собственности и регистрации изобретений, товарных знаков и иных видов объектов интеллектуальной собственности;
4. Расширение межправительственного сотрудничества;
5. Расширение государственной поддержки изобретений и иной творческой деятельности;
6. Совершенствование работы патентных поверенных и иных лиц, содействующих эффективному осуществлению регистрации, охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности.
Концепция развития института интеллектуальной собственности крайне важна для Российской Федерации при реализации амбициозных целей формирования экономики лидерства и инноваций, «ухода» от сырьевой модели развития. Реализация политики развития института интеллектуальной собственности позволит превратить интеллектуальное превосходство в технологическое.
Концепция развития института интеллектуальной собственности в Российской Федерации
Формирование концепции развития института интеллектуальной собственности является одним из приоритетных направлений регулирования национальной экономике и построения эффективной инновационной системы. Например, Ю.В. Яко-вец видит формирование стратегии научно-изобретательского и инновационно-технологического прорыва в реализации следующих действий [1]: в разработке долгосрочной государственной стратегии и соответствующей национальной программы развития интеллектуальной собственности; в повышении эффективности образовательной базы; в создании национальных интеграционных органов межведомственного характера, координирующих деятельность не только по охране и защите интел-
рисков, возникающих при создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности. Под риском понимается возможность возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или отдельных участников
лектуальной собственности, но и по ее коммерциализации, эффективному использованию в интересах повышения конкурентоспособности.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации имеется несколько проектов концепции стратегии в области интеллектуальной собственности. Например, проект, подготовленный в соответствии с рекомендациями ВОИС от 2010 г. Федеральным институтом сертификации и оценки ИС; Концепция государственной стратегии РФ в сфере ИС, представленная Координационным советом по ИС. Однако, ни один из проектов не утвержден правительством, хотя в настоящее время государство принимает активное участие в создании и использовании интеллектуального продукта в отраслях, являющихся стратегическими как для экономики, так и для национальной безопасности [9].
Государственная политика в сфере реализации стратегии развития интеллектуальной собственности реализуется через выполнение основ-
ных управленческих функций: планирования, мотивации, организации и контроля (таблица 1).
Формирование и развитие института интеллектуальной собственности в Российской Федерации необходимо также рассмотреть с точки зрения
Таблица 1
Реализации управленческих функций в государственной политике управления интеллектуальной собственностью
Основные функции управления Основные направления деятельности
Планирование > определения национальных интересов и приоритетов > в области интеллектуальной деятельности и интеллектуальной собственности
Организация > создания структур, изучающих спрос на технологии и стимулирующих их передачу и применение; > осуществления государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности; > создания национальной информационной службы с целью сбора, обработки и распространения научной и научно-технической информации
Мотивация > стимулирования использования лучших разработок, финансируемых из средств государственного бюджета во всех секторах экономики > содействия развитию технологий через учреждение центров совместных исследований науки и бизнеса при участии государства > поддержки лиц, деятельность которых способствует освоению новой техники и технологии национальной промышленностью и другими сферами экономики; > поощрение обмена научно-техническим персоналом между промышленностью и государственными научными центрами
Контроль > осуществления контроля и надзора за реализацией прав государства на результаты интеллектуальной деятельности > защита национальных интересов при осуществлении международного сотрудничества
реализации проектов, связанных с использованием объектов интеллектуальной собственности. Для построения концепции развития института интеллектуальной собственности нами были проведены выявление и систематизация рисков управления интеллектуальной собственностью (таблица 2) с точки зрения области воздействия (экономические, правовые, организационные риски), этапов
жизненного цикла интеллектуальной собственности (риски этапа создания интеллектуальной собственности, риски этапа защиты интеллектуальной собственности, риски этапа коммерциализации), направленности и горизонту планирования и управления (стратегические, тактические, оперативные риски)3.
Таблица 2
Систематизация рисков управления интеллектуальной собственностью
Этапы Виды рисков
жизненного цикла ИС Риски направленности и горизонта планирования и уровня управления Экономические Правовые Организационные
Формирование Стратегические Неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии; Отсутствие функциональной методологии создания стратегии ИС Восприятие, оторванное от реальной природы национальной экономики и ее способности развиваться в определенном направлении;
Тактические Дефицит денежных средств Изменение процентных ставок Значимость предприятия в масштабах России Отсутствие четкой картины при принятии решений, что может привести к путанице и отсутствию согласованной цели и направления. Отсутствие или недостаток сконцентрированных ресурсов, помогающих направлять процесс.
Оперативные Криминализация экономики Недобросовестная конкуренция Отсутствие согласованности с международными обязательствами Нереалистичная оценка имеющихся возможностей и нереальные намерения в отношении будущего развития
3 Составлено по результатам выполненной НИР Организационно-методическое и правовое обеспечение управления результатами научно-технической деятельности, принадлежащими Российской Федерации и полученными в рамках выполнения государственных контрактов», шифр «Авиарезульта-ты-2» (государственному контракту № 15412.17Б9999.18.0002 от 11.08.2015) // Орлова Л.Н., Леонтьева Л.С., Ильин А.Б. Научный отчет по НИР, задача 8 Совершенствование системы управления рисками интеллектуальной собственности РФ в лице Минпромторга России на примере авиапромышленности
Использование (и правовая охрана) Стратегические Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации. Разный организационно-правовой и организационно-экономический статус предприятий и организаций Внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и пр.); Несогласованность позиций крупных акционеров Неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств). Недостаток адекватных консультаций с заинтересованными сторонами;
Тактические Изменение системы налогообложения; Риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе; Сложные механизмы передачи прав на РИД между экономическими субъектами Отсутствие подотчетности заинтересованным сторонам; Недостаточно активное участие заинтересованных сторон;
Оперативные Риск отмены льгот; Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и др.; Риск штрафов и санкций Коллизия интересов заинтересованных лиц, правительственных учреждений, академических кругов и общественности Технологические риски
Коммерциализация (и правовая защита) Стратегические Неразвитость системы оценки прав на РИД; Блокирование выхода РФ на международные рынки ИС Сложные механизмы передачи прав на РИД между экономическими субъектами Отсутствие четкого взаимодействия между субъектами
Тактические Отсутствие единого механизма ценообразования на РИД; Оценка стоимости прав по стоимости контракта Отсутствие четкого понимания кто является правообладателем РИД Устойчивость команды управления; Уровень квалификации команды управления
Оперативные Риск недоооценки стоимости прав
Данные положения и проведенный анализ позволили сформировать авторскую Концепцию развития института интеллектуальной собственности в Российской Федерации. В основе реализации концепции лежит постановка и согласование стратегических и долгосрочных целей развития института интеллектуальной собственности на
макроуровне с основными целями и задачами, стоящими перед каждым отдельным хозяйствующим субъектом на мезо- и микроуровнях. Также концепция предполагает формирование мероприятий, обеспечивающие реализацию целей, и их нормативное, финансовое и информационное обеспечение (таблица 3 [10]).
Таблица 3
Концепция развития института интеллектуальной собственности в Российской Федерации как базового элемента трансформации процессов повышения конкурентоспособности и устойчивого инновационного развития национальной предпринимательской среды
Концепция развития института интеллектуальной собственности в Российской Федерации
Основные этапы Стратегическая цель: развитие системы интеллектуальной собственности, поддерживающей инновации и обеспечивающей формирова-
развития ние устойчивых конкурентных преимуществ
1. Постановка целей Создание благоприятной среды для Передача техно- Развитие взаимо- Информационная под- Формирование обще-
развития творчества проведения исследований логий действия органов держка процессов, ственного сознания о
и реализации полученных результа- законодательной связанных с созданием, необходимости создания
тов и исполнительной распространением и результатов интеллекту-
власти, регулирую- использованием резуль- альной деятельности и
щих сферу интел- татов интеллектуальной их коммерциализации
лектуальной соб- деятельности
ственности
2. Основные > Совершенствование законода- > Создание > Развитие струк- > Развитие системы Разработка новых стан-
мероприятия, тельной базы, регулирующей страте- туры патентного сотрудничества Ро- дартов и программ об-
о беспечив ающие инновационную деятельности и гических ведомства; спатента с регионами учения:
реализацию целей интеллектуальную сферу альянсов в > Расширение меж- Российской Федера- > включение в програм-
> Реализация целевых программ рамках го- правительствен- ции мы высших и средних
> Снижение административных ба- сударствен- ного сотрудниче- > Увеличение количе- образовательных
рьеров в части закрепления и ис- но-частного ства; ства центров под- учреждений курсов,
пользования прав на результаты партнерства > Создание специ- держки технологий и направленных на
интеллектуальной деятельности > Развитие на- ального феде- инноваций на терри- формирование эко-
> Развитие системы защиты ре- укоградов, рального органа, тории РФ номических, управ-
зультатов интеллектуальной технопарков, координирующе- ленческих и правовых
деятельности (суды по интел- бизнес-ин- го деятельность компетенций в обла-
лектуальным правам,борьба с кубаторов на в области интел- сти интеллектуальной
контрафактной продукцией и территории лектуальной соб- деятельности;
пиратством) РФ ственности > реализация программ
> Расширение государственной поддержки изобретений и иной творческой деятельности (премирование и награждение); повышения квалификации для работников всех сфер экономики в части создания, ох-
> Социальная защита творческих работников (гарантия получения дохода от результатов интеллектуальной деятельности) раны и защиты объектов интеллектуальной деятельности
3. Выявление основных сфер Высокотехнологичный сектор эко- Машиностроительный и про-номики мышленный сектор Творческий сектор Наука и образование
общества и экономики, нуждающихся в развитии системы интеллектуальной собственности, согласование их целей и задач > Создание конкурентных преимуществ за счет инноваций всех типов > Обеспечение и сохранение конкурентоспособности бизнеса > Рост стоимости бизнеса > Реализация творческого потенциала > Рост стоимости бизнеса > Воспроизводство интеллектуального капитала > Сохранение устойчивых позиций в социально-экономическом пространстве
4. Нормативное обеспечение процессов Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации»
5. Финансовое и информационное обеспечение процессов Экономическое регулирование (таможенное регули- Целевые программы развития Создание и развитие феде- Создание «банка рование, льготное налогообложение, прямое финан- на уровне государства и на рального инновационного идей» сирование и кредитование) уровне регионов фонда и венчурных фондов
о
X
ф
0
1 $
§
о о
а
0 № О-
1
I »
(О §
X
0
1
-с
ф
0
1
1
а> §
Ф X -с
Ф
0
1 $
а> п
0 №
О-§
1
Ф
I $
х<
О необходимости повышения профессиональных компетенций в области управления интеллектуальной деятельностью
Одной из проблем реализации стратегии развития интеллектуальной собственностью является слабое взаимодействие органов исполнительной власти со специальными ведомствами, организующими процессы охраны и защиты интеллектуальной собственности. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с Роспатентом носит несистемный характер: распределение финансовых ресурсов осуществляется в отрыве от интеллектуального сектора, эксперты Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) не привлекаются для разработки стратегических планов развития.
По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), взаимодействие и сотрудничество в области охраны, защиты и развития интеллектуальной собственности осуществляется следующим образом: Роспатент взаимодействует с федеральными органами исполнительной, судебной власти и иными органами власти по вопросам предоставления сведений относительно объектов интеллектуальной собственности, сведение и документов о распоряжении правами на объекты интеллектуальной собственности (Правительство РФ, Минобрнауки России, Минфин РФ, Минэкономразвития РФ и т.д.); предоставления справок относительно существенных признаков объекта интеллектуальной собственности (степень сходства, объем правовой охраны) (ФАС России, ФНС России, ФТС России); предоставления сведений о распоряжении правами на объекты интеллектуальной собственности, наложения и снятия ареста на объекты интеллектуальной собственности (ФССП России, прокуратура, суды).
Что касается взаимодействия Роспатента с регионами, то в рамках развития региональной политики в части интеллектуальной собственности, то в настоящее время осуществляется сотрудничество с 47 опорными региональными организациями в 37 регионах России 4 (Федеральный округ - Москва, Белгородская область, Брянская область, Воронежская, Калужская, Костромская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Тверская, Тульская области; Южный округ - Астраханская и Волгоградская области; Северо-Западный округ -Санкт-Петербург, Республика Карелия, Республика
4 Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) // [Электронный ресурс] URL: http://www. rupto.ru/.
Коми, Архангельская и Калининградские области; Дальневосточный округ - Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Амурская и Сахалинская Области; Сибирский округ - Республика Бурятия, Алтайский край, Забайкальский край, Новосибирская и Томская области; Уральский округ - Свердловская область, Тюменская область; Приволжский округ - Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская республика, Кировская, Нижегородская, Ульяновская, Самарская области; Северо-Кавказский округ - Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Ставропольский край; Крымский округ - город федерального значения Севастополь. Также по всем федеральным округам создаются центры поддержки технологий и инноваций, основными задачами которых являются обеспечение доступа к специализированным базам данных и наращивание инновационного потенциала всех участников экономических процессов (рисунок 2).
Однако, на наш взгляд, такого взаимодействия недостаточно, и в рамках реализации основных положений Меморандума о взаимопонимании по созданию Центров поддержки технологий и инноваций в Российской Федерации между Роспатентом и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) существует объективная необходимость заключения договоров о сотрудничестве и создание Центров поддержки технологий и инноваций в каждом регионе.
Также, с целью решения важных задач по повышению экономических, управленческих и правовых компетенций в области интеллектуальной деятельности необходима разработка новых стандартов и программ обучения:
> включение в программы высших и средних образовательных учреждений курсов, направленных на формирование экономических, управленческих и правовых компетенций в области интеллектуальной деятельности;
> реализация программ повышения квалификации для работников всех сфер экономики в части создания, охраны и защиты объектов интеллектуальной деятельности.
Одна из таких программ разработана и реализуется на базе Федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации». Программа повышения квалификации «Интеллектуальная собственность как стратегический ресурс инновационного развития региона» рассчитана на служащих органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей и специалистов муниципальных предприятий и организаций.
Рис. 2. Количество центров поддержки технологий и инноваций по федеральным округам РФ5
Целью данной образовательной программы является повышение экономико-правовой культуры в сфере управления объектами интеллектуальной собственности как источника стратегического развития региона, формирование профессиональных управленческих компетенций служащих органов государственной власти и местного самоуправления, реализующих политику инновационного развития регионов.
В рамках освоения образовательной программы реализуются основные задачи курса, связанные с формированием и развитием профессиональных управленческих навыков, а именно > идентификация и описание конкретных требований к управленческим компетенциям с учетом специфики развития и потребности региона;
> формирование и развитие навыков управленческого воздействия на субъекты и объекты региональных экономических систем, развивающихся с использованием объектов интеллектуальной собственности;
> формирование и развитие навыков управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в инновационной среде;
> формирование и развитие навыков принятия и реализации стратегических управленческих решений с использованием интеллектуальных ресурсов для формирования конкретных конкурентных преимуществ и обеспечения устойчивого инновационного развития экономики территории.
Структурная схема образовательной программы представлена на рисунке 2.
5 Материалы официального сайта ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности». [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www1.fips.ru .
Интеллектуальная собственность как стратегический ресурс инновационного развития региона
Цель: повышение экономико-правовой культуры в сфере управления объектами интеллектуальной собственности как источника стратегического развития региона, формирование профессиональных управленческих компетенций служащих органов государственной власти и местного самоуправления, реализующих политику инновационного развития регионов.
Компетенции, формируемы в результате освоения программы Правовые Экономические Управленческие
Знать:
> сущность интеллектуальной собственности как экономически-правовой категории;
> международные акты и международные организации в сфере охраны интеллектуальной собственности;
> основы формирования конкурентных преимуществ экономических субъектов (регионов) за счет использования интеллектуальной собственности;
> тенденции и особенности инновационного развития экономических субъектов (регионов).
> предпосылки и процессы становления экономики инноваций, методики оценки инновационного потенциала экономических субъектов;
> теоретические и методические основы разработки стратегии управления интеллектуальной собственностью;
Уметь:
> разрабатывать практические механизмы управления интеллектуальной собственностью, являющейся основой повышения конкурентоспособности экономических систем разных уровней, обеспечивающей инновационное развитие национальной экономики;
Владеть навыками:
> разработки стратегии и тактики управления интеллектуальной собственностью во взаимосвязи с общей стратегией развития национальной, региональной и муниципальной экономики;
> формирования программ комплексного развития региона через развитие института интеллектуальной собственности;
> формирования программ коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности в экономической деятельности.
ПРАВОВОЙ БЛОК Интеллектуальная собственность: экономико-правовая сущность.
Проблемы развития института ИС в РФ. Роль ИС в формировании конкурентных преимуществ страны и региона. Понятие и структура ИС. Закономерности создания ИС в качестве охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Международное и национальное законодательство в сфере ИС. Государственная политика в сфере реализации стратегии развития ИС.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК Интеллектуальная собственность в инновационном процессе.
Инновационный процесс: формирование, оценка, развитие. Оценка инновационной активности экономических субъектов микро-, мезо- и макроуровня. Инновационный потенциал региона и прогнозирование тенденций его изменений. Государственное регулирование инновационной деятельности. Региональное законодательство в сфере инновационной деятельности и интеллектуальной собственности. Особенности использования объектов ИС в инновационном процессе.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК Стратегия развития института интеллектуальной собственности на микро, мезо- и макроуровнях.
Стратегии управления ИС. Основные принципы разработки стратегии развития института ИС на международном и национальном уровнях. Построение системы управления ИС на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях. Формализация системы управления ИС. Показатели и параметры системы управления ИС. Согласование стратегии развития института ИС со стратегией инновационного развития РФ.
Механизмы управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне. Механизмы управления ИС. Реализация основных функций менеджмента при управлении ИС на региональном уровне. Риски управления ИС на региональном уровне.
Механизмы развития региональной институциональной инфраструктуры, обеспечивающей процессы реализации стратегии управления интеллектуальной собственностью в РФ. Интеграции бизнеса, государства и образования в сфере интеллектуальной деятельности. Информационная поддержка процессов, связанных с созданием, распространением и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Развитие системы сотрудничества Роспатента с регионами Российской Федерации. Система подготовки специалистов и переподготовки управляющих кадров в области интеллектуальной собственности.
Заключение
Разработанная и представленная в рамках данной статьи концепция развития института интеллектуальной собственности предполагает совершенствование законодательной базы, регулирующей инновационную деятельности и интеллектуальную сферу; развитие системы защиты результатов интеллектуальной деятельности; расширение государственной поддержки изобретений и иной творческой деятельности и других мероприятий,
реализацию образовательных программ, направленных на повышение профессиональных компетенций в области интеллектуальной деятельности. В совокупности эти мероприятия должны определять согласованные действия государства, бизнеса и образования в процессе создания и продвижения инноваций, проведения политики реализации инновационного потенциала экономических систем всех уровней, развитие экономико-правовой культуры в сфере интеллектуальной собственности.
Литература
1. Яковец Ю.В. Закономерности, парадоксы и перспективы мирового, евразийского и российского рынков интеллектуальной собственности // Тенденции и перспективы развития мирового, евразийского и российского рынков интеллектуальной собственности / Под ред. Ю.В. Яковца. - М.: Институт экономических стратегий, Международный институт Питирима Сорокина - Николая Кондратьева. - 2013. - С. 4-18.
2. Леонтьев Б.Б. Источники интеллектуальной собственности // Тенденции и перспективы развития мирового, евразийского и российского рынков интеллектуальной собственности / Под ред. Ю.В. Яковца. - М.: Институт экономических стратегий, Международный институт Питирима Сорокина - Николая Кондратьева. - 2013. - С. 19-25.
3. Косоуров В. Интеллект как собственность // Российская Федерация сегодня, 2015. - № 05. [Электронный ресурс] URL: http://www.russia-today.ru/article.php?i=1346
4. Близнец И.А. Государственное регулирование интеллектуальной собственности. Правовые аспекты и необходимость // Авторское право и смежные права. - 2014. - № 10. - С. 4-15.
5. Леонтьев Б.Б., Алексеев В.И. Инновационная экономика: механизмы решения приоритетных проблем качества инноваций. обсуждаем проект «Основных положений долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности» // Инновации, 2013. - № 9 (179). - С. 50-58.
6. Абрамов В.Л. Интеллектуальная собственность как ключевой фактор повышения конкурентоспособности государств-членов таможенного союза и ЕЭП // Россия в ВТО: проблемы национальной конкурентоспособности и стимулирования российского экспорта. Аналитические материалы, 2014. - С. 43-49.
7. Абрамов В.Л. Развитие институтов интеллектуальной собственности как фактор повышения конкурентоспособности евразийского экономического союза // Евразийский Союз: вопросы международных отношений, 2014. - № 1-2 (6-7). - С. 102-112.
8. Ильин, А.Б. Необходимость создания институциональных структур по активизации интеллектуальной деятельности // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. VI Международная научно-практическая конференция: сборник статей. Том I. - Москва, МЭСИ, 2014. - С. 100-104.
9. Леонтьева Л.С. Организационная культура: региональный аспект. Монография / Л.С. Леонтьева. Моск. междунар. высш. шк. бизнеса «МИРБИС» (Институт), Ин-т гос. и муницип. упр. МУБиНТ. Москва, 2004. -240 с.
10. Орлова Л.Н. К вопросу о развитии института интеллектуальной собственности в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2015. - № 6. - С. 233-236.
On THE NEED for Economic, MANAGEMENT, AND LEGAL capacITY BuiLDING
in the field of intellectual activities
Leont'eva L., Orlova L.6
Keywords: intellectual property, innovative economy, competitiveness, development strategy, regional economy, professional competences.
6 Lidiia Leont'eva, Doctor of Science in Economics, Professor at the Department of Intellectual Property Management, Plekhanov Russian University of Economics, Russian Federation, Moscow. E-mail: [email protected]
Liubov' Orlova, Ph.D. in Economics, Associate Professor at the Department of Intellectual Property Management, Plekhanov Russian University of Economics, Russian Federation, Moscow. E-mail: [email protected]
Abstract. In the next decades the maximum stable vector of economic development will be characteristic for those countries where a flexible system of intellectual property, with clear mechanisms of protection and raising the motivation of the creators of intellectual products, has been set up and efficiently operates.
The problems of development of the institution of intellectual property in the Russian Federation are often, in addition to objective legal ones, of subjective cognitive nature, i. e., lack of understanding and certain knowledge about the role of intellectual property and its importance for the national innovative business environment, about the opportunities of using intellectual property by the society, public institutions, business, organisations in the scientific and educational sphere.
The paper considers debatable issues of shaping the strategy of development of the institution of intellectual property and possibilities for professional capacity building for heads of public authorities and local self-government bodies in the field of intellectual activities through carrying out vocational retraining and advanced training programmes.
DOI: 10.21681/2226-0692-2016-3-31-43
References
1. Iakovets Iu.V. Zakonomernosti, paradoksy i perspektivy mirovogo, evraziiskogo i rossiiskogo rynkov intellektual'noi sobstvennosti, Tendentsii i perspektivy razvitiia mirovogo, evraziiskogo i rossiiskogo rynkov intellektual'noi sobstvennosti, pod red. Iu.V Iakovtsa, M.: Institut ekonomicheskikh strategii, Mezhdunarodnyi institut Pitirima Sorokina - Nikolaia Kondrat'eva, 2013, pp. 4-18.
2. Leont'ev B.B. Istochniki intellektual'noi sobstvennosti, Tendentsii i perspektivy razvitiia mirovogo, evraziiskogo i rossiiskogo rynkov intellektual'noi sobstvennosti, pod red. Iu.V. Iakovtsa, M.: Institut ekonomicheskikh strategii, Mezhdunarodnyi institut Pitirima Sorokina - Nikolaia Kondrat'eva, 2013, pp. 19-25.
3. Kosourov V. Intellekt kak sobstvennost', Rossiiskaia Federatsiia segodnia, 2015, No. 05. [Elektronnyi resurs] URL: http://www.russia-today.ru/article.php?i=1346
4. Bliznets I.A. Gosudarstvennoe regulirovanie intellektual'noi sobstvennosti. Pravovye aspekty i neobkhodimost', Avtorskoe pravo i smezhnye prava, 2014, No. 10, pp. 4-15.
5. Leont'ev B.B., Alekseev V.I. Innovatsionnaia ekonomika: mekhanizmy resheniia prioritetnykh problem kachestva innovatsii. Obsuzhdaem proekt «Osnovnykh polozhenii dolgosrochnoi gosudarstvennoi strategii v oblasti intellektual'noi sobstvennosti», Innovatsii, 2013, No. 9 (179), pp. 50-58.
6. Abramov V.L. Intellektual'naia sobstvennost' kak kliuchevoi faktor povysheniia konkurentosposobnosti gosudarstv-chlenov tamozhennogo soiuza i EEP, Rossiia v VTO: problemy natsional'noi konkurentosposobnosti i stimulirovaniia rossiiskogo eksporta. Analiticheskie materialy, 2014, pp. 43-49.
7. Abramov V.L. Razvitie institutov intellektual'noi sobstvennosti kak faktor povysheniia konkurentosposobnosti evraziiskogo ekonomicheskogo soiuza, Evraziiskii Soiuz: voprosy mezhdunarodnykh otnoshenii, 2014, No. 1-2 (6-7), pp. 102-112.
8. Il'in A.B. Neobkhodimost' sozdaniia institutsional'nykh struktur po aktivizatsii intellektual'noi deiatel'nosti, Model' menedzhmenta dlia ekonomiki, osnovannoi na znaniiakh. VI Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia: sbornik statei, Tom I, Moskva, MESI, 2014, pp. 100-104.
9. Leont'eva L.S. Organizatsionnaia kul'tura: regional'nyi aspekt. Monografiia, L.S. Leont'eva, Mosk. mezhdunar. vyssh. shk. biznesa «MIRBIS» (Institut), In-t gos. i munitsip. upr. MUBiNT, Moskva, 2004, 240 pp.
10. Orlova L.N. K voprosu o razvitii instituta intellektual'noi sobstvennosti v Rossii, Biznes v zakone. Ekonomiko-iuridicheskii zhurnal, 2015, No. 6, pp. 233-236.