Е. Ю. Андреева, Е. К. Пиливанова
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫМИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ DIMA
Аннотация
В современных условиях развития рынка необходимо четкое и структурированное функционирование логистических систем. Для эффективного построения и управления цепями поставок необходимо использовать динамические и многофункциональные концепции управления цепями поставок. В рамках широко известных и общепринятых концепций также актуальным становится использование методологии междисциплинарного моделирования. Преимущества данного подхода заключаются в построении и управлении цепями поставок с применением логистического планирования на всех стадиях логистической деятельности.
Ключевые слова
Управление цепями поставок, интегрированная цепь поставок, логистическое моделирование, методология междисциплинарного моделирования.
Е. Yu. Andreeva, Е. К. Pilivanova
MANAGEMENT OF INTEGRATED SUPPLY CHAIN BASED ON DECENTRALIZED INTEGRATED MODELING APPROACH DIMA
Annotation
In modern conditions the market's development requires a clear and structured functioning of logistics systems. Dynamic and multi-functional supply chain management concept should be used for effectively build and supply chain management. In framework of well-known and generally accepted concepts are also relevant is usage methodology of multi-disciplinary modeling. Advantages of this approach consist in construction and supply chain management with using of logistics planning at all stages of logistics activities.
Keywords
Supply chain management, integrated supply chain, logistics modeling, methodology of multi-disciplinary modeling.
В настоящее время все большее распространение в хозяйственной деятельности логистических предприятий приобретают новые формы управления цепями поставок. В свою очередь, формирование интегрированной цепи поставок направлено на создание конкурентных преимуществ, которые за счет оптимизационных моделей и технологий, нацелены на реализацию следующих ключевых показателей эффективности, а именно: сокращение операционных и производственных издержек, сокраще-
ние времени операционного обслуживания, повышение качества сервисного обслуживания, контроль над всеми циклами хозяйственной деятельности, начиная от закупки сырья и материалов, до конечного потребления.
Следует отметить, что основоположником термина «управление цепями поставок» были Р. Оливер и М. Вебер, которые уже в 90-х гг. ХХ в. определили основные объекты, оказывающие непосредственное влияние на развитие цепей поставок.
2017 № 1 (57) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Факторы, оказавшие непосредственное воздействие на развитие кон-
цепции управление цепями поставок, представлены на рисунке 1.
Стратегии конкурентоспособности
И
IE
Ориентация на клиента (увеличение доли рынка)
Глобализация рынков
С расширение J
Формирование единого информационного пространства
И
информатизация
_ I I.
_^ - ^
Оптимизация внутрипотоковых процессов, а также формирование интеграционных связей как внутри предприятия, так и координация внешних связей с поставщиками, потребителями по всей цепи поставок
Управление цепями поставок
Рисунок 1 — Структурообразующие факторы развития концепции «управление цепями поставок»*
* Составлен по материалам [3].
Таким образом, из представленного рисунка можно сделать вывод, что основными факторами, стимулирующими появление и развитие актуализированной концепции, являются такие внешние факторы, как: клиенты (роль которых сводится к запросам индивидуальных продуктов; осуществляется быстрое реагирование на их запросы), глобализация рынков (выход на международные рынки сбыта, расширение масштабов транспортировки, использование аутсорсинга в деятельности компаний, формирование корпораций и т. д.), и, естественно, информационное пространство (базирующееся на использовании Интернета с целью контроля над всеми бизнес-процессами, а также формирование новых бизнес-концепций).
Как известно, сегодня выделяют широкий спектр стратегий интегрированного управления цепями поставок, среди которых широко известные концепции: Just-In-Time (JIT) — точно вовремя; Vendor-Managed Inventory (VMI) — запасы, управляемые клиентом; Efficient Consumer Response (ECR) — эффективное клиентоориентированное реагирование; Collaborative Planning, Replenishment and Forecasting (CPRF) — совместное планирование, приобретение и прогнозирование. Однако стоит отметить, что данные концепции являются узкоспециализированными. Они рассматривают такие сферы хозяйственной деятельности, как транспортировка, производство, сбыт. Для того чтобы цепь поставок была эффективной на всех стадиях, необходимо интегрировать данные концеп-
ции в единую структурообразующую концепцию, которая невозможна без
интегрирования ключевых бизнес-процессов (рис. 2).
Рисунок 2 — Интегрированная схема ключевых бизнес-процессов
Из данных рисунка 2 следует, что интегрированная цепь поставок основана на междисциплинарном моделировании. Поскольку в основу построения системы или цепи возлагается комплекс дисциплин, с помощью которых происходит анализ внешней и внутренней среды организации, на базе полученных данных разрабатывается структурная модель на основе интегрированного планирования всех сфер хозяйствования. В связи с этим методология междисциплинарного моделирования ^ГМА) является одной из основополагающих в процессе построения логистических цепей поставок, поскольку, базируясь на данной методологии, осуществляется на основе комплексного рассмотрения экономических, математических, информационных, правовых и других дисциплин. Соответственно, использование данной модели способствует построению и установлению фундаментальных взаимосвязей внутри цепи поставок, главной задачей которой является разработка методологических положений для построения це-
лостной модели, функционирования как логистической системы, так и мероприятий по принятию решений.
Рассматривая основные преимущества и принципы данной методологии комплексного междисциплинарного моделирования, целесообразно отметить, что в основу его применения ставятся основные принципы, а именно: полимодельность, интегрированность и децентрализованность. При этом в процессе управления цепями поставок в основу должны быть положены следующие основные принципы: построение мультиагентной системы как основного интеграторы системы; интегрирован-ность системы — объединение целей и задач в единую систему, и наконец, де-централизованность — разделение вопросов по управлению цепями поставок.
На рисунке 3 представлены данные принципы и элементы на примере терминально-складской инфраструктуры, которые обеспечивают бесперебойное ее функционирование на всех стадиях хозяйственной деятельности.
Рисунок 3 — Структура факторов, влияющих на построение терминально-складской инфраструктуры на базе мультиагентного моделирования как основного элемента методологии комплексного междисциплинарного моделирования*
• Составлен на основании [1].
«Таким образом, сформированная структура факторов, оказывающих непосредственное влияние на построение интегрированной терминально-складской инфраструктуры, с использованием методологии комплексного междисциплинарного моделирования, способствует ряду преимущественных факторов региональной составляющей:
• формирование интеграционной развитой инфраструктуры в условиях нестабильной экономической ситуации на рынке;
• управление терминально-складской и торговой инфраструктур с использованием математического, муль-тиагентного и междисциплинарного моделирования;
• применение инновационных методов решения управления бизнес-процессами на региональном уровне;
• использование принципов оперативной обработки данных на всех этапах производственного процесса как единой интегрированной системы взаимодействия торговой и терминально-складской инфраструктуры;
• автоматизация процессов управления логистическими процессами в рамках интегрированного взаимодействия;
• формирование сетевой структуры, в которую входят все элементы терминально-складской инфраструктуры, обеспечивающие единую контролируемую базу» [1, с. 108-109].
Решение задач на основе данной методологии и как одного из компонентов мультиагентной системы позволяет решать задачи в режиме реального времени, с использованием принципов интегрированного взаимодействия. Первостепенное
решение задач базировались на рассмотрении частных задач, которые рассматривались на разных этапах производственного процесса. В связи с этим методология комплексного междисциплинарного моделирования является принципиально новой инновационно направленной системой моделирования логистических процессов при первостепенной разработке сложной интегрированной логистической системы, для решения в ней управленческих задач. Именно данный метод, основанный на его уникальности, обусловливает решение ряда многокритериальных задач, что способствует переходу от традиционных методов решения задач к интегрированному планированию и оптимизационному решению задач в рамках цепи поставок с целью нахождения оптимальных решений задач логистического моделирования.
Таким образом, на основе рассмотренной информации целесообразно выделить ряд основных преимуществ методологии комплексного междисциплинарного моделирования в рамках логистической цепи поставок:
• возможность анализировать функционирование цепи поставок в рамках интеграционного взаимодействия терминально-складской и торговой инфраструктур, с возможностью перестройки внутрипроизводственных процессов, делая их более гибкими в рыночных условиях;
• управление цепями поставок в рамках терминально-складской инфраструктуры, в условиях неопределенности, за счет устойчивости и адаптивности системы к изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры;
• возможность управлять логистическими процессами, анализировать сложившиеся условия в рамках интегрированной системы за счет многокри-териальности задач, что позволяет выбирать альтернативные варианты поиска решения задач за счет выбора опти-
мальных показателей в данный временной интервал;
• формирование интегрированной логистической системы, что позволяет управлять ею с учетом задач, которые в данной системе подразделяются на три ключевые группы: стратегические, тактические и оперативные;
• способность использовать различные инструменты и концепции моделирования, что способствует моделировать логистические системы под реальные экономические ситуации.
Библиографический список
1. Андреева, Е. Ю. Интеграционное развитие терминально-складской инфраструктуры потребительского рынка региона (на примере Ростовской области) : дисс. к. э. н. — Ростов н/Д, 2015.
2. Бауэрсокс, Д. Дж., Клосс, Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. — М. : ОЛИМП-БИЗНЕС, 2001.
3. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок. — СПб. : Изд-во Поли-техн. ун-та, 2010.
4. Кристофер, М. Логистика и управление цепочками поставок : пер. с англ. — СПб. : Питер, 2004.
Bibliographic list
1. Andreeva, E. Yu. Integration development of warehouse and stork infrastructure of consumer regional market (on example of Rostov region) : diss. of candidate of economic science. — Rostov-on-Don, 2015.
2. Bowersox, D. J., Closs, D. J. Logistics: Integrated supply chain. — M. : OLYMP-BUSINESS, 2001.
3. Ivanov, D. A. Supply chain management. — SPb. : Publishing house of Polytechnic university, 2010.
4. Christopher, M. Logistics and supply chain management. — SPb. : Piter, 2004.