http://vestnik-nauki.ru/
2015, Т 1, №2
УДК 658.8(075.8)
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК
О. С. Гулягина
ECONOMIC CONTENT OF LOGISTIC POTENTIAL OF THE SUPPLY CHAIN
O.S. Huliahina
Аннотация: В статье доказывается актуальность изучения понятия «логистический потенциал цепей поставок». Предложено авторское определение данной экономической категории на базе критического анализа и симбиоза таких понятий как: «логистический потенциал» и «цепь поставок». Проведена оценка определений, предложенных как отечественными, так и зарубежными авторами.
Ключевые слова: логистический потенциал; цепь поставок; логистический потенциал цепи поставок.
Abstract: The article proves the relevance of the study of the notion «logistic potential of the supply chain.» The author 's definition of that economic category based on critical analysis and symbiosis such notions as «logistic potential» and «supply chain» is given here. Also the evaluation of definitions, both domestic and foreign authors, is made.
Key words: logistic potential; supply chain; logistic potential of the supply chain.
Стремительное развитие рынка, ужесточение конкуренции, требование улучшения качества потребительского сервиса ставят перед компаниями новые задачи, решить которые позволяет их объединение в цепи поставок. Ключом к успешному ведению предпринимательства и повышению экономической эффективности хозяйственной деятельности является управление цепями поставок продукции. В тоже время уровень конкурентоспособности таких цепей определяют их способности обеспечивать своевременную и качественную доставку товаров от производителя к потребителю с наименьшими издержками - логистический потенциал. С этих позиций весьма актуальными представляются задачи определения, оценки и развития логистического потенциала цепей поставок.
В экономической литературе термин «потенциал» (от лат. potential - сила) означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития [1, с .156].
В свою очередь понятие «экономический потенциал», как отмечает Б. А. Райзенберг, трактуется как «совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал страны определяется ее природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным национальным богатством» [2].
Анализнаучных работ таких авторов как Б.А. Райзенберг, О.А. Фрейдман, Ю.В. Джафадова, В.А. Луков, М.С. Чикинова, Г.Х. Пфоль, А.Н. Горяинов, И.П. Кузнецова, С.А. Уваров, В. А. Осовцев, Я.И. Шрамко, А. С. Стоцкая, О. Линева позволил сделать вывод о присутствии в составе экономического потенциала логистического потенциала, который выступает в качестве связующего звена между компонентами экономического потенциала и является катализатором их качественной работы.
Вестник науки и образования Северо-Запада России
http://vestnik-nauki.ru/ -------
~~^ --2015, Т. 1, №2
Не умаляя важности работы, проделанной как отечественными, так и зарубежными учеными, необходимо отметить отсутствие комплексных исследований по изучению логистического потенциала цепей поставок. В связи с этим в первую очередь требуют критического изучения существующие теоретические и практические подходы к изучению категории «логистический потенциал».
Прежде всего, исследуем развитие категории логистического потенциала в историческом ракурсе. Рассматриваемое понятие возникло сравнительно недавно, в первой половине ХХ века, и связано его появление с необходимостью определения способности предприятия выполнять в полной мере логистические функции.
Приведем трактовки понятия и подходов к определению логистики, через которые просматриваются компоненты логистического потенциала, данные различными учеными в хронологическом порядке.
Сначала П. Конверс и П. Друкер определили практический потенциал логистики как ее возможность осуществить экономию затрат, выразив стоимостную составляющую показателя. В более ранних трактовках логистики выделялись различные стороны ее воздействия на материальный поток, но сама возможность влияния на стратегию фирмы не рассматривалась, следовательно, аспект логистического потенциала не предполагал стратегической составляющей [3, с.15].
Затем М. Портер, Д. Сток поддержали П. Друкера и П. Конверса, чем подтвердили, что понятие логистического потенциала связано с потенциалом участия в стратегическом управлении компанией [3, с. 15].
Позднее Г.Х. Пфоль полагает, что в определениях логистики отражены как управленческий, так и экономический аспекты. Однако, по мнению Г.Х. Пфоля, один из основных акцентов эффективной логистической деятельности касается информационной составляющей. Поэтой причине он увязывает воедино процессы планирования и контроля снижения материальных ценностей с сокращением затрат. Таким образом, Г.Х. Пфоль выделяет перемещение и информационное обеспечение как два базовых процесса логистики, определяющих ее потенциал [4].
Заметим, что изначально понятие логистического потенциала охватывало только количественную составляющую, но со временем стало включать и качественную сторону логистических процессов.
Одно из первых определений логистического потенциала было дано И. А. Проценко как «совокупности факторов логистической деятельности, дающих возможность реализовать стратегические цели фирмы» [5, с. 112], добавляя понятию «потенциала» многофакторный и многоэлементный характер, а также подчеркивая его стратегическую значимость.
На сегодняшний день в литературе предложены следующие трактовки категории «логистический потенциал» (табл. 1).
Таблица 1 - Подходы к определению сущности понятия «логистический потенциал» в
Автор Понятие
А. Н. Горяинов Логистический потенциал - максимальная производительность (функциональная способность) системно интегрированных подразделов [6, с.113]
Н. П. Кузнецова Логистический потенциал - способность экономического субъекта для достижения поставленных целей оптимизировать новые формы управления системами поставок, формировать инновационные логистические цепи (сети) и каналы сбыта [7, с.73]
http://vestnik-nauki.ru/
Продолжение таблицы 1
Автор Понятие
С. А. Уваров Различные виды взаимодействия (транзакций) между логистическими системами в процессе производственно-хозяйственной деятельности фирмы, распределения, обмена и потребления готовой продукции. В этой среде создается логистический потенциал национальной экономики [8]
Г. Х. Пфоль Логистическая система (на региональном уровне) ... должна обеспечить быстрое соединение производственных процессов между партнерами по сети в соответствии с заказом, полученным от клиента [4]
С. Гриценко Логистический потенциал - способность экономического субъекта при наличии благоприятных условий оптимизировать структуру ресурсов и рационально их использовать для достижения поставленной цели [9, с. 135]
О. А. Фрейдман Логистический потенциал - совокупность элементов, способов и средств логистической системы, а также факторов среды, связанных с ее функционированием, способных оказать эффективное воздействие на стратегию фирмы или региона [3, с. 21]
М. Соколов Логистический потенциал - совокупность составляющих логистическую мощность транспортной, информационной, складской систем [10]
И. Богородов Логистический потенциал определяют: уровень развития розничной сети, рынок логистических посредников, транспортная инфраструктура [11]
И. А. Проценко Логистический потенциал - совокупность факторов логистической деятельности, дающих возможность реализовать стратегические цели фирмы [5, с. 112]
И. В. Петенко Логистический потенциал - способность реализовывать логистические функции с максимально возможным конечным результатом и минимально необходимыми затратами» [12, с. 88]
Е.А. Кандрашина Логистический потенциал - универсальная способность выполнять самые разнообразные заказы клиентов при диверсификации продукции фирмы в широком диапазоне соотношения качества и цены, гарантируя при этом и требуемое качество, и режимы поставок при соблюдении необходимого уровня совокупных издержек» [13, с. 55]
О. Линева Логистический потенциал - возможности потоков (материальных, трудовых, информационных, финансовых, сервисных) в динамике (движении) и статике (использовании) выявлять и отражать источники и средства для достижения скорректированных внешней средой целей предприятия, повышения эффективности его деятельности и увеличения конкурентных преимуществ [14, с. 36]
Проанализировав определения логистического потенциала различных авторов, мы пришли к выводу, что они разноплановы и каждый исследователь вкладывает в трактовку свой смысл.
Так, А.Н. Горяинов определил логистический потенциал как максимальную производительность элементов системы, которая может быть выражена грузооборотом и измерена в тонно-километрах [6, с. 113]. Такой подход рассматривает понятие только с
http://vestnik-nauki.ru/
2015, Т 1, №2
количественной стороны, не охватывая его качественные характеристики, например, такие как способность к формированию и оптимизации цепей поставок.
Такой же недостаток наблюдается в определениях М. Соколова [10] и И. Богородова [11], характеризующих логистический потенциал как совокупность мощностей некоторых компонентов, которые могут быть представлены в качестве элементов логистической инфраструктуры.
В свою очередь О.А. Фрейдман представил логистический потенциал как совокупность элементов, способов и средств логистической системы, а также «факторов среды, связанных с ее функционированием, способных оказывать эффективное воздействие на стратегию фирмы или региона» [3, с. 21]. Данное определение позволяет сделать вывод о назначении логистического потенциала, его структуре, а также о природе его составляющих.
С. Гриценко приводит иное понятие логистического потенциала, связанное с возможностью оптимизации логистических издержек: «Логистический потенциал -способность экономического субъекта при наличии благоприятных условий оптимизировать структуру ресурсов и рационально их использовать для достижения поставленной цели» [9]. Таким образом, определение, предложенное С. Гриценко, во главу угла ставит способности организации добиваться желаемого результата и представляет их в качестве логистического потенциала.
Таким образом, все определения можно разделить на 2 группы в зависимости от подхода к их содержанию:
1. Ресурсный подход, основанный на том, что потенциал представляет собой совокупность ресурсов (А.Н. Горяинов, С.А. Уваров, О.А. Фрейдман, М. Соколов, И. Богородов, И.А. Проценко).
2. Результативный (результатный) подход, основанный на определении способности системы обеспечить достижение желаемого результата (Н.П. Кузнецова, Х. Пфоль, С. Гриценко).
Подходы по своей сути используются как классификационные признаки и позволяют организовать типологический анализ.
Оба подхода имеют свои недостатки (первый ориентирован исключительно на количественные характеристики, а второй на качественные), компенсировать которые позволяет применение результативно-ресурсного подхода, который представляет собой симбиоз методов ресурсного и результативного подходов и позволяет трактовать потенциал любой логистической системы. С этой позиции можно представить логистический потенциал как способность логистической системы достигать своих стратегических целей наиболее эффективным с точки зрения времени, качества и затрат способом, посредством применения элементов, ресурсов, механизмов данной логистической системы, а также факторов ее внешней среды.
Отметим, что предлагаемые различными авторами определения рассматривают в основном логистический потенциал применительно к предприятию, либо к региону (территории). В тоже время стремительное развитие рынка и ужесточение конкуренции ставят перед компаниями задачи, реализовать которые позволяет их интеграция в цепи поставок. Экономический кризис показал, насколько важным является умение компаний не только сокращать затраты, но и находить новые инновационные решения для сохранения устойчивости цепей поставок в непростых и плохо предсказуемых макроэкономических условиях. Те, организации, которые смогли правильно оценить свой потенциал, а также потенциал сложившейся ситуации и вовремя перестроиться на новые направления интеграции и координации как внутренних бизнес-процессов, так и взаимоотношений с контрагентами в цепях поставок, смогли не только удержать свои позиции, но и добиться значительных результатов в повышении конкурентоспособности и упрочения рыночных позиций. Следовательно, мы можем говорить об актуальности изучения логистического потенциала цепей поставок
http://vestnik-nauki.ru/
Отметим, что в экономической литературе отсутствует единство мнений в определении сущности цепей поставок (табл. 2). В научной литературе понятия «цепь поставок» и «логистическая цепь» рассматриваются как тождественные.
Таблица 2 - Подходы к определению сущности понятия «цепь поставок» в отечественных и
Автор Понятие
М. Кристофер Цепь поставок - это сеть связанных, но независимых организаций, совместно и координировано работающих для того, чтобы организовать, управлять и улучшать материальный и информационный потоки от поставщика до конечного потребителя [15, с. 10]
Дж. Ментцер Цепь поставок - это сеть автономных организаций (поставщиков, изготовителей, оптовых и розничных торговых организаций), через которую материалы и комплектующие изделия приобретаются, преобразовываются в готовые товары и доставляются конечным потребителям [16, с. 10]
Б. А. Аникин Множество звеньев логистической системы, линейно-упорядоченное по материальному (информационному, финансовому, сервисному) потоку и выполняющее определенный набор логистических функций и операций [17, с. 37]
А.Н. Родникова Линейно-упорядоченное множество участников логистического процесса, которое связывает потребителя с производителем, и осуществляет логистические операции по доставке внешнего материального потока от одной логистической системы к другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления [18]
Габлер-лексикон по логистике Цепь обеспечения, цепь создания стоимости продукта, включает все ступени производства и сбыта от добычи сырья через производство до сбыта потребителю [19, с. 449]
APICS Dictionary Глобальная сеть, используемая для доставки продукции или услуг от источников сырья и материалов до конечного потребителя посредством потоков информации, физического распределения и денежных средств [20, с. 113]
La Londe and Masters Некоторое количество компаний, которые продвигают материалы (готовую продукцию) вперед (к конечному покупателю) [21]
Supply Chain and Logistics Terms and Glossary 1. Начинается с добычи сырья и материалов и заканчивается использованием готовой продукции у конечного потребителя, соединяя вместе взаимодействующие компании. 2. Материальные и информационные обмены в логистическом процессе, простирающиеся от источников сырья до доставки готовой продукции конечному пользователю. Все поставщики, провайдеры услуг и потребители связаны в цепь поставок [22, с. 96]
В.В. Щербаков, А. В. Парфенов Это, прежде всего, совокупность организаций: поставщиков, производителей, потребителей и посредников, связанных между собой технологической цепочкой [106]
J.Stock, D.Lambert Скоординированные компании, которые предоставляют продукты или услуги на рынок [23 ]
http://vestnik-nauki.ru/
Продолжение таблицы 2
Автор Понятие
Terminology in Logistics. Terms and Definitions Последовательность событий, включающих преобразования, движение или размещение, которые добавляют стоимость [24, с. 100]
И.А. Еловой, И.А. Лебедева Линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (поставщика, посредников, перевозчиков, потребителя и др.), непосредственно участвовавшей в доведении конкретной партии продукции до потребителя [25, с. 29]
В.В. Дыбская, И.В. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова Множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и/или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя в пределах отдельной функциональной области логистики и логистического канала [26, с. 167]
Р. Б. Ивуть Сеть взаимосвязанных организаций, которые кооперируя сою деятельность, общими усилиями управляют физическими и информационными потоками от поставщиков к конечным потребителям, контролируют и совершенствуют эти потоки [27]
S. Cohen Сеть организаций, связанных между собой материальными, информационными и финансовыми потоками, предназначенная для удовлетворения требований конечного потребителя [28, с. 67]
Проанализировав предложенные определения рассматриваемого понятия можно сделать вывод о наличии двух подходов: процессного и объектного. Так, в словаре EL A 2005г. цепь поставок определяется как «последовательность событий, включающих преобразования, движение или размещение, которые добавляют стоимость» [24, с. 100]. По существу, в этом определении цепь поставок трактуется с позиции процессного подхода как совокупность потоков и процессов, выполняемых контрагентами цепи поставок и добавляющих стоимость для конечных потребителей продукции цепи поставок. К процессному подходу можно отнести также определения, предложенные в APICS Dictionary, Габлер-лексикон по логистике П. Клауса, в сборнике Supply Chain and Logistics Terms and Glossary.
Существует также другой подход. В частности, по мнению J. Stock цепь поставок представляет собой «скоординированные компании, которые предоставляют продукты или услуги на рынок» [23]. Такой подход рассматривает цепь поставок как последовательность взаимосвязанных звеньев, по которым товар доставляется конечному потребителю, его можно назвать объектным. Трактовки цепи поставок как совокупности ее участников придерживаются следующие авторы: В.В. Щербаков, А.В. Парфенов, И.А. Еловой, В.В. Дыбская, И.В. Зайцев, В.И. Сергеев, S. Cohen.
Оба подхода имеют ограниченный однобокий взгляд на определение. Преодолеть данный недостаток позволяет симбиоз двух подходов, который ярко представлен в определении, предложенном А.Н. Родниковой: «цепь поставок - это линейно-упорядоченное множество участников логистического процесса, которое связывает потребителя с производителем, и осуществляет логистические операции по доставке внешнего материального потока от одной логистической системы к другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления» [18].
Таким образом, цепи поставок протягивают между логистическими звеньями, формируя, таким образом, организационную структуру логистических систем.
С учетом проведенного выше теоретического исследования мы предлагаем следующее определение логистического потенциала цепи поставок.
Вестник науки и образования Северо-Запада России
http://vestnik-nauki.ru/ -------
~~^ --2015, Т. 1, №2
Логистический потенциал цепей поставок - это совокупная способность звеньев цепи поставок (внутренний компонент) и факторов внешней среды (внешние компоненты) обеспечивать своевременное качественное продвижение материального и сопутствующих потоков с минимальными издержками от производителя к потребителю.
Предложенное определение не только указывает на основную функцию (обязанность) логистического потенциала цепи поставок обеспечивать продвижение материального потока, т. е. потока продукции от производителя к потребителю и сопутствующих потоков (информационного и финансового), но и предлагает характеристики (требования), которым должен соответствовать процесс выполнения этой функции - своевременность, качество и минимизация издержек. Кроме того, в определении приведены субъекты, отвечающие за выполнение описанной функции - звенья цепи поставок (внутренний компонент), транспортная инфраструктура, предложение транспортных услуг, складская инфраструктура и предложение складских услуг, обслуживающие секторы (внешние компоненты).
Таким образом, интеграция процессов в экономике приводит к использованию концепции управления цепями поставок и выделяет необходимость исследования их логистического потенциала. Логистический потенциал выражает способность цепи поставок оказывать эффективное воздействие на продвижение по ней товаров и услуг, и тесно связан со всеми структурными компонентами экономического потенциала, поскольку является катализатором их качественной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003. 520 с.
2. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, ЛШ. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
3. Фрейдман, О. А. Анализ логистического потенциала региона. Иркутск: ИрГУПС, 2013. 164 с.
4. Пфоль Г.Х., Хауслер П. Организация логистики в региональных производственных сетях [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/press/loginfo/2001-03/03.shtml (дата обращения 05.06.2014).
5. Анчишкин А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. М.: Экономика, 1973. 294 с.
6. Горяинов А. Н. Транспортный потенциал и резервирование в системе управления логистикой предприятия // Современные проблемы управления производством: тезисы докладов IV Межд. н.-пр. Конференции, г. Донецк, Украина, 22 - 23 окт. 2009 г. Донецк: ГВУЗ «ДонНТУ», 2009. С. 113 - 114.
7. Кузнецова Н. П. Логистический потенциал как фактор инновационной активности региона // Вестник ОрелГИЭТ, 2012. № 1 (19). С.73 - 80.
8. Уваров С.А. Управление логистической инфраструктурой: проблемы становления и развития. [Электронный ресурс]. URL: http://www.yuzhno-sakh/ru/files/prodresyrs/logist/doklad_2_yvarov. Doc. (дата обращения 08.08.2014).
9. Гриценко С.И. О развитии транспортно-логистических кластеров в Украине // Российское предпринимательство, 2008. № 5. Вып. 2 (111). С. 134 - 137.
10. Соколов М. Логистический потенциал Петербурга // Российское Экспертное обозрение, 2007. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.protown.ru/russia/city/articles (дата обращения 08.08.2014).
11. Богородов И. Амбиции регионов на транспортно-логистическом рынке // Бизнес-портал «Континент-Сибирь». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rutruck.ru/analytics (дата обращения 08.08.2014).
http://vestnik-nauki.ru/
2015, Т 1, №2
12. Петенко И.В., Усиков С.М. Логистический потенциал коммерческого посредника // Научные труды Донецкого национального технического университета. Сер.: экономическая: зб. наук. праць. Донецьк: Дон НТУ, 2004. Вип. 80. С. 88 - 93.
13. Кандрашина Е.А. Взаимодействие маркетинга и логистики в процессно-ориентированном управлении // Российское предпринимательство, 2005. № 4 (64). С. 55 - 58.
14. Линева О. Логистический потенциал производственного предприятия в условиях антироссийских санкций: понятие сущность и структурные элементы // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 2014. № 4. С. 35 - 38.
15. Кристофер М. Логистика и управление цепями поставок / под общ. ред. В.С. Лукинского. СПб.: Питер, 2004. 316 с.
16. Мельникова О.С. Совершенствование управления материальными потоками текстильного предприятия на основе применения расширенной нормативной базы и имитационного моделирования: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 - Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами промышленности; Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Санкт-Петербург, 2006.
17. Аникин Б. А., Типухин А.П. Коммерческая логистика: учебник. М.: Проспект,
18. Родникова А.Н. Логистика: терминологический словарь. М.: Инфра-М, 2000.
19. Габлер-лексикон по логистике. Логистический менеджмент. Термины и определения / под ред. проф. П. Клауса, проф. В. Кригера. Вейсбаден (Германия): Изд-во «Габлер», 2000. 410 с.
20. APICS Dictionary. The Industry Standard for more than 3500 Terms and Definitions. Eleventh Edition // The Association for Operation Management, 2005. 672p.
21. La Londe and Masters (1994) Emerging Logistics Strategies: Blueprints for the Next Century // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management, 1994. 216p.
22. Supply Chain and Logistics Terms and Glossary. Council of Supply Chain Management Professionals, 2005. 315p.
23. Щербаков В.В., Парфенов А.В. Коммерция и логистика: сборник научных трудов. Вып. 9. СПб.: Изд-во : СПбГУЭФ, 2011. 215 с.
24. Terminology in Logistics. Terms and Definitions / Glossary of Logistics Terms. // European Logistics Assosiation, 2005. 342p.
25. Еловой И.А., Лебедева И.А. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: теория, методология, организация / под науч. ред. В.Ф. Медведева. БГУТ. Минск: Право и экономика, 2011. 461 с.
26. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика / под общ.ред. В.И. Сергеева. М.: Эксмо, 2013. 944 с.
27. Ивуть Р.Б., Нарушевич С.А. Логистика. Минск: БНТУ, 2004. 328 с.
28. Cohen, S., Roussel J. Strategic Supply Chain Management: the five disciplines for top performance. NY: McGraw Hill, 2005. 316 p.
Гулягина Ольга Сергеевна УО «Полоцкий государственный университет», г. Полоцк, Республика Беларусь, старший преподаватель кафедры логистики и менеджмента E-mail: [email protected]
189 с.
2013. 432с.
352 с.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Вестник науки и образования Северо-Запада России
-http://vestnik-nauki.ru/ -------
--ZQl5, Т. l, m Z
Huliahina Volha Syarheevna Polotsk State University, Polotsk, Republic of Belarus, senior lecturer in the Department of Logistics and Management
E-mail: [email protected]
Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 211400, Республика Беларусь, Полоцк, ул. Коммунистическая, д.4, кв. 9, Гулягина О.С.
8(0214)42-45-66 - дом 8(029)718-66-23 - моб