Научная статья на тему 'Управление инновациями и бизнес-образование'

Управление инновациями и бизнес-образование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галенко Валентин Павлович, Русинов Владимир Михайлович

В статье обосновывается необходимость создания сетевого административно-рыночного механизма регулирования инновационно-инвестиционных процессов в Санкт-Петербурге и организационные основы его построения. Определяется роль бизнес-образования в управлении инновационно-инвестиционными процессами в городе. Предлагаются новые направления деятельности бизнес-школ и новые формы их работы, соответствующие задачам инновационного, сбалансированного развития экономики Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proves the necessity of creation of the network administrative-market mechanism of regulation of innovation-investment processes in St Petersburg and organizational grounds of its creation. The article determines the role of business-education in management of innovation-investment processes in the city. It proposes new directions of business-schools' activity and new forms of their work, which correspond to the tasks of innovative, balanced development of the economy of St Petersburg.

Текст научной работы на тему «Управление инновациями и бизнес-образование»

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

Управление инновациями и бизнес-образование

В. П. Галенко,

д. э. н., профессор, проректор по дополнительному образованию СПбГУЭФ,

директор Высшей В. М. Русинов,

экономической к. э. н., доцент,

школы СПбГУЭФ зам. директора ВЭШ СПбГУЭФ

по маркетингу и международным связям

В статье обосновывается необходимость создания сетевого административно-рыночного механизма регулирования инновационно-инвестиционных процессов в Санкт-Петербурге и формирования организационных основ его построения. Определяется роль бизнес-образования в управлении инновационно-инвестиционными процессами в городе. Предлагаются новые направления деятельности бизнес-школ и новые формы их работы, соответствующие задачам инновационного сбалансированного развития экономики Санкт-Петербурга.

The article proves the necessity of creation of the network administrative-market mechanism of regulation of innovation-investmentprocesses in St.-Petersburg and organizational grounds of its creation. The article determines the role of business-education in management of innovation-investment processes in the city. It proposes new directions of businessschools’ activity and new forms of their work, which correspond to the tasks of innovative, balanced development of the economy of St.-Petersburg.

В современных условиях значительное количество промышленных предприятий Санкт-Петербурга по своей технико-технологической оснащенности и уровню совершенства систем управления значительно отстают от предприятий аналогичного профиля экономически развитых стран мира. Это соответствующим образом сказывается на величине социально-экономических показателей развития города.

Промышленность и социальная сфера Санкт-Петербурга нуждаются в значительных инвестициях в реализацию инновационных проектов, в обновление производственной базы.

Вместе с тем, существует значительная заинтересованность крупных инвесторов во вложениях средств в эффективные инновационные проекты, в развитие перспективных промышленных предприятий города.

Тем не менее, проблема интенсификации инновационных процессов в Санкт-Петербурге еще не нашла своего эффективного решения. Несмотря на неоднократные попытки создания рыночных механизмов регулирования инвестиционных и инновационных процессов в городе, их можно смело назвать недостаточно развитыми.

Среди основных организационных причин, сдерживающих развитие инновационно-инвестиционных

процессов в Санкт-Петербурге, как показали исследования, можно выделить:

Внутренние причины (с позиции промышленных предприятий Санкт-Петербурга):

• Недостатки функционирования действующего механизма регулирования инновационно-инвестиционных процессов на уровне города, что выражается в их известной обособленности, несбалансированности, длительности реализации.

• Существенные трудности привлечения заемных средств в виде инвестиционных кредитов банков или в другой форме (необходимость соответствующего обеспечения, которого зачастую недостаточно у предприятий, традиционный порядок выплаты процентов за кредит).

• Отсутствие у предприятий информации о новых научно-технических разработках, ноу-хау по профилю их деятельности.

• Отсутствие у предприятий полноценной информации о предложениях инвестиций отечественными и зарубежными инвесторами, а также об условиях инвестирования.

• Относительная узость деловых контактов руководителей предприятий и их «видения» перспектив возможной кооперации (например, при создании совместных производств предприятиями, потребляющими однородную продукцию).

• Неполное понимание руководителями предприятий необходимости перемен и стремление работать по опробованным схемам («удовлетворенность нормальным»).

• Недостатки в уровне подготовки персонала предприятий (в первую очередь менеджеров и специалистов).

• Завышенная оценка рисков потери контроля над собственным бизнесом при получении внешних инвестиций.

• Сложность процедур оформления разрешений на инвестиции (например, при создании новых производственных предприятий).

Внешние причины (с позиции отечественных и зарубежных инвесторов):

• Отсутствие у инвесторов (особенно зарубежных) полной и адекватной информации о предприятиях Санкт-Петербурга и инвестиционных проектах (идеях).

• Недоверие относительно готовности предприятий и их персонала к эффективной реализации инвестиционных проектов, к надлежащему освоению инвестиций.

• Отсутствие требуемой уверенности в «прозрачности» процессов использования инвестиций.

• Сложность процедур оформления разрешений на инвестирование в новые (создаваемые) объекты. Решение проблемы, как представляется, в значительной степени связано с устранением рассмотренных выше барьеров для осуществления инвестиций, что возможно при создании централизованного механизма управления инновационно-инвестиционными процессами в городе, обеспечивающего их активизацию, сбалансированность и ускорение.

Это может стать действенным инструментом перевода Санкт-Петербурга на инновационный путь развития, средством построения скоординированных, эффективно действующих инновационных сетей, включающих всех участников инновационных циклов: исследовательских, проектно-конструкторских и консалтинговых организаций, финансовых компаний, организаций бизнес-образования, промышленных предприятий, предприятий торговли и сферы услуг.

По всей видимости, целесообразно формирование механизма, совмещающего рыночные и административно-политические регуляторы инновационной и инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Данный механизм должен обеспечивать комплексное информационное обслуживание и установление эффективных контактов всех участников инновационно-инвестиционных процессов, формировать кооперационные цепочки, содействовать доверию и согласованию их экономических интересов, целей и деятельности при заключении сделок (контрактов) и реализации проектов исходя из задач социально-экономического развития города.

Система комплексного управления инновационно-инвестиционными процессами должна быть центром доверия государственных органов, зарубеж-

ных партнеров и российских предпринимателей; информационно-коммерческим центром, центром инициации, поддержки и сопровождения процессов реализации инновационных и инвестиционных проектов. В дальнейшем она должна стать и центром разработки экономической стратегии и политики в инновационной сфере региона.

В современных условиях целью создания и функционирования рассматриваемой системы может быть содействие комплексному, сбалансированному социально-экономическому развитию Санкт-Петербурга путем привлечения и реализации отечественных и зарубежных инвестиций в экономику города (в первую очередь в высокотехнологичные проекты, в предприятия, выпускающие импортозамещающую и экспортоориентированную продукцию). В сущности, речь идет о создании мощной инновационно-инвестиционной инфраструктуры города.

Среди основных задач создания и функционирования Системы комплексного управления инновационно-инвестиционными процессами можно выделить:

• Мониторинг инновационно-инвестиционных процессов в Санкт-Петербурге.

• Создание биржи инвестиционных и инновационных проектов (с широким информированием о них зарубежных инвесторов, кредитных организаций, учреждений бизнес-образования).

• Создание масштабного открытого рынка предложений отечественных и зарубежных инвестиций (с четкой формулировкой требований к их реализации, например: объем, отрасль, срок окупаемости и др.).

• Отбор приоритетных для Санкт-Петербурга, наиболее перспективных проектов (областей деятельности), обеспечивающих сбалансированное социально-экономическое развитие города.

• Разработка механизма наибольшего благоприятствования реализации таких проектов.

• Экспертиза отобранных проектов и предприятий совместно с уполномоченными представителями Евросоюза и администрации Санкт-Петербурга на предмет готовности к успешной реализации инвестиций. Осуществление подобной экспертизы может обеспечить рост доверия инвесторов к предлагаемым проектам и промышленным объектам инвестирования.

• Подготовка предприятий к прохождению экспертизы (обучение персонала, осуществление консультационных проектов по совершенствованию систем управления).

• Обеспечение контактов потенциальных инвесторов, инициаторов проектов, руководителей предприятий — объектов инвестирования.

• Инициация, разработка и ведение (с функциями мониторинга) инвестиционных и инновационных проектов, прошедших экспертизу. Помощь в преодолении административных барьеров.

• Развитие научно-технической и производственной кооперации предприятий в инновационной

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

сфере. Создание инновационных систем (сетей) предприятий и организаций в целях коллективного инвестирования в совместные производства и в субъектов кооперации (в системе «поставщики (в т. ч. научно-технических разработок) — предприятие — потребители»).

• Содействие созданию и функционированию научно-производственных кластеров в Санкт-Петербурге.

Создаваемая для достижения поставленных целей организационная сеть должна выполнять функции «центра доверия», что определяет необходимость либо включения в состав его участников администрации Санкт-Петербурга, либо получения ее официальной поддержки. Участие администрации города может обеспечить более четкие приоритеты интересов Санкт-Петербурга, а также возможности создания благоприятных условий для реализации наиболее важных с этих позиций проектов.

Участие в организации уполномоченных представителей ЕС также является определенной «гарантией доверия» зарубежных и отечественных инвесторов к деятельности системы, организационным стимулом привлечения инвестиций в инновационные проекты производственных компаний.

Свидетельством надежности может стать и участие в системе представителей бизнес-сообщества, а также группы положительно зарекомендовавших себя организаций, задействованных в реализации различных этапов инновационного цикла, в финансировании проектов.

Следует особо отметить целесообразность включения в состав участников исследовательских организаций, учреждений бизнес-образования и консалтинга как организаций, способных обеспечить инициацию новых проектов, экспертизу проектов и предприятий, подготовку предприятий к прохождению экспертизы, сопровождение и мониторинг реализации проектов.

Специалисты в области менеджмента и инноваций имеют различные точки зрения относительно структуры управления инновационными процессами в городе. Исходя из анализа их предложений и зарубежного опыта организации управления инновационными процессами (сетями) в регионе представляется целесообразным включение в такую структуру следующих организационных образований:

• Совета по инновациям как общественного органа при Правительстве Санкт-Петербурга, объединяющего представителей крупнейших инвесторов и социально-ориентированных компаний бизнес-сообщества, представителей ЕС.

• Межотраслевого координационного центра инновационных программ города.

• Отраслевых центров технико-экономической экспертизы.

• Биржи инновационно-инвестиционных проектов. При таком подходе, как представляется, основными задачами Совета по инновациям могут стать:

— подготовка предложений по формированию стратегии и тактики инновационного развития Санкт-Петербурга,

определение приоритетных инновационных проектов для Санкт-Петербурга и их поддержка.

Межотраслевой координационный центр инновационных программ в этом случае должен выполнять функции рабочего органа. И его основные задачи на уровне города в целом можно определить следующим образом:

мониторинг инновационных процессов в Санкт-Петербурге и прогноз их развития;

подготовка предложений (проектов) для разработки стратегии и политики инновационного развития города;

организация межотраслевой кооперации участников инновационных процессов и координация их деятельности;

— разработка и экспертиза инновационных проектов, бизнес-планов;

— экспертиза предприятий на предмет готовности к осуществлению инновационных проектов;

— подготовка предприятий к реализации инновационных проектов, комплексное обучение персонала этих предприятий;

— создание и ведение единых городских баз данных исследовательских разработок, ноу-хау, предприятий, предложений инвесторов.

Если Межотраслевой координационный центр инновационных программ должен охватить экономику всего города, то отраслевые центры технико-экономической экспертизы призваны выполнять аналогичные функции, но, соответственно, в более узких областях, причем ориентируясь главным образом на техническую сторону проблемы.

В таких условиях особую роль в управлении инновационными процессами должны сыграть ведущие бизнес-школы Санкт-Петербурга как участники Межотраслевого координационного центра инновационных программ и как исполнители отмеченных выше важнейших работ по его заказам.

Именно бизнес-школы, имеющие в своем составе консалтинговые и исследовательские подразделения, способны на высоком профессиональном уровне проводить мониторинг инновационных процессов, разрабатывать и проводить экспертизу бизнес-планов (инновационных проектов), организовать межотраслевую кооперацию участников инновационных проектов, осуществлять экспертизу возможностей компаний, проводить аттестацию и обучение их персонала.

Особую важность для стимулирования инновационно-инвестиционных процессов имеет надлежащая подготовка персонала предприятия. Ведь реализация даже самого лучшего инновационного проекта может не привести к желаемым результатам, если система управления предприятием устарела и имеет существенные недостатки, если его персонал не обладает необходимой квалификацией и профессионализмом. Это постоянно отмечают инвесторы и

стремятся сократить свои риски, связанные с реализацией проектов.

Проведение бизнес-школами совместно с их зарубежными партнерами аудита системы управления предприятием, аттестации и обучения персонала — действенное средство сокращения таких рисков.

Повышение качества подготовки персонала связано с реализацией программ обучения, основанных на использовании новейших достижений в области экономики и управления, соответствующих задачам инновационного развития Санкт-Петербурга.

Среди таких программ можно назвать программы МВА, профессиональной переподготовки, повышения квалификации по направлениям: «Управление предприятием», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», «Маркетинг», «Управление изменениями», «Управление развитием организации», «Стратегический менеджмент», «Использование геоинформационных систем в менеджменте» и многие другие.

Необходимо также обновление форм и методов ведения учебного процесса. Кроме применения активных форм обучения, использования в процессе занятий и тренингов кейсов и деловых игр, перспективным представляется широкое внедрение схемы «обучение+консалтинг». Все это предполагает разработку и реализацию корпоративных программ обучения, адаптированных к непосредственным запросам

участников инновационных процессов, что существенно повышает качество и результативность обучения.

Этот подход уже много лет успешно реализуется в Высшей экономической школе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. В ее структуре работает Центр управленческого консультирования и инновационных проектов, Студия бизнес-тренинга, разработан широкий спектр программ МВА, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, адаптированных к реальным требованиям, в том числе и инновационного бизнеса.

Исходя из целей интенсификации инновационных процессов в городе обоснованным является использование практики совместного обучения персонала предприятий — участников инновационных циклов: разработчиков инновационных проектов, предприятий — объектов их реализации, предприятий — поставщиков и потребителей, инвесторов. При таком подходе в процессе обучения участники получают не только новые знания и навыки работы, но и учатся работать вместе как единая команда управления сложным инновационным процессом.

В целом можно сказать, что необходимым условием успешного достижения целей инновационного развития города является участие бизнес-школ в управлении, выполнении работ и реализации инновационных процессов в Санкт-Петербурге.

Российский национальный промышленный форум с международным участием «Промышленные технологии для РОссии — 2007»

29 мая — 1 июня 2007 г. в Выставочном центре «Крокус Экспо» (г. Москва) пройдет Российский национальный промышленный форум с международным участием «Промышленные технологии для России — 2007»

Организаторы:

• Выставочный холдинг MVK,

• Российская ассоциация производителей станкоинструментальной продукции «Стан-коинструмент».

При поддержке:

• Министерства промышленности и энергетики РФ,

• Российского союза промышленников и предпринимателей России,

• Московской торгово-промышленной палаты.

Форум объединит ведущие промышленные специализированные выставки:

• Электроэнергетика

• Геология. Горнодобывающая промышленность

• Нефтегазовая промышленность

• Химическая промышленность

• Машиностроение

• Экология промышленных предприятий Форум нацелен на содействие развитию промышленного потенциала страны, реализацию основных направлений национальных программ, создание благоприятной основы для расширения взаимовыгодного сотрудничества, развития межрегиональных связей среди разработчиков, производителей, поставщиков техники, оборудования и потенциальных потребителей.

Планируется, что свою продукцию представят более чем 1500 российских и зарубежных компаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайтах www.exponet.ru и www.mashex.ru

ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.