Научная статья на тему 'Инновационное развитие отрасли культуры: проект отраслевой стратегии'

Инновационное развитие отрасли культуры: проект отраслевой стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ECONOMICS AND MANAGEMENT IN THE AREA OF CULTURAL / ИННОВАЦИОННО АКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / INDUSTRY INNOVATIVE ACTIVE STRATEGY / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / FINANCIAL CRISIS / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устюжанина Людмила Владимировна

В статье рассматривается вопрос о необходимости активизации инновационного потенциала отрасли культуры как внутреннего источника ее развития в кризисный период. Предложен авторский проект инновационно активной стратегии развития отрасли. Разработаны ключевые задачи отраслевой инновационной и инвестиционной политики и детальная программа мероприятий по их реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the need to enhance the innovative capacity of cultural industries as a domestic source for its development in the crisis period. It is proposed author's project innovative active strategy for the development of the industry. Has the key tasks industry innovation and investment policies and a detailed program for implementation

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие отрасли культуры: проект отраслевой стратегии»

Л. В. Устюжанина

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ: ПРОЕКТ ОТРАСЛЕВОЙ СТРАТЕГИИ

В статье рассматривается вопрос о необходимости активизации инновационного потенциала отрасли культуры как внутреннего источника ее развития в кризисный период. Предложен авторский проект инновационно активной стратегии развития отрасли. Разработаны ключевые задачи отраслевой инновационной и инвестиционной политики и детальная программа мероприятий по их реализации. Ключевые слова: экономика и управление в сфере культуры, инновационно активная стратегия, финансовый кризис, инвестиционная политика.

The article discusses the need to enhance the innovative capacity of cultural industries as a domestic source for its development in the crisis period. It is proposed author's project innovative active strategy for the development of the industry. Has the key tasks industry innovation and investment policies and a detailed program for implementation. Keywords: economics and management in the area of cultural, cultural, industry innovative active strategy, financial crisis, investment policy.

Сегодня, когда мировая экономика переживает глобальный финансовый кризис и структурный коллапс, идея новой экономики, построенной на инновационных решениях, становится уже не футурологической фантазией, а формой выживания. Как заявила министр экономического развития и торговли РФ Э. Набиуллина на проходившей в Штутгарте в ноябре 2008 года 3-й Российско-германской конференции по вопросам малого и среднего предпринимательства: «Нынешний кризис в России — это не столько риски, сколько шансы. Он подталкивает нас к эффективности, снижению издержек и внедрению инноваций».

Сфера культуры — это весьма тонкое инфраструктурное явление, утрата которого всегда грозит катастрофическими социальными последствиями. Уже сегодня наблюдаются такие негативные тенденции в сфере культуры, как сокращение бюджетного финансирования, численности персонала организаций культуры, общее снижение объемов культурного производства и потребления, нарастание социальной напряженности. Разработка эффективной экономической стратегии, которая позволила бы нейтрализовать негативные последствия финансового кризиса, сохранить культурный и творческий

потенциал страны и обеспечить постепенный переход отрасли культуры к новым источникам развития, становится сегодня насущной необходимостью. С нашей точки зрения, такой экономической стратегией могла бы стать стратегия инновационно-активного развития отрасли культуры путем точечного инвестирования социально-культурных проектов. Предлагаем вашему вниманию краткое изложение проекта данной стратегии.

Основной стратегической целью развития отрасли культуры на долговременную перспективу должно стать создание инвестиционно привлекательной экономики культуры с развитым общественно-государственным сектором.

К основным стратегическим факторам, которые могли бы обеспечить достижение этой цели, относятся:

1. Инновации — инновационная активность во всех секторах экономики культуры.

2. Конкурентоспособность — качество культурных продуктов и услуг, способность организаций культуры конкурировать на внутреннем и международном рынках, способность создавать культурную продукцию мирового уровня.

3. Инвестиции — разнообразие инвестиционных ресурсов и объектов ин-

вестиций, благоприятный инвестиционный климат в отрасли.

4. Социальная ориентированность — социально значимое содержание государственного заказа на услуги и деятельность государственных организаций культуры, наличие общественного механизма контроля за его реализацией, развитие способности к социальному партнерству.

5. Инфраструктура — высокое качество инфраструктуры культуры (науки, образования), развитие информационных, маркетинговых систем и инжиниринговых структур.

6. Человеческий капитал — природные способности, уровень профессионализма, интеллектуальной и творческой активности, преданность профессии работников отрасли, их социальная защита.

Стабилизирующими факторами, обеспечивающими устойчивость отраслевой экономики, могут выступить:

— бюджетное финансирование;

— гарантированная занятость;

— социальная защита работников;

— индексация заработной платы (пенсионное обеспечение);

— стратегическое управление и информационное обеспечение;

— резервные фонды и фонды развития;

— структурная и организационная гибкость.

Согласно модели инновационного развития отрасли культуры базовым принципом экономической политики государства в сфере культуры должен стать принцип: вкладывать деньги не в прошлое, а в будущее. Таким образом, можно сформулировать в качестве стратегических следующие задачи экономической политики в области культуры:

1. Перепозиционирование отрасли культуры на рынке экономических ресурсов и в системе приоритетов государственной экономической политики, а именно: восстановление и укрепление традиционно позитивного имиджа отрасли в восприятии традиционных ресурсодержателей и партнеров как

сферы воспроизводства культурного потенциала общества, требующей безусловной государственной поддержки, с одновременным выходом на новые рынки ресурсов; формирование нового имиджа отрасли как полиструктурной отрасли с большим экономическим потенциалом, как инвестиционно привлекательной отрасли с высокодоходными рынками шоу-бизнеса, киноиндустрии, индустрии досуга, культурного туризма, экспортно-ориентированной культурной продукции, международными центрами культуры и т.д. Такое новое позиционирование отрасли должно быть подкреплено активными и скоординированными действиями федеральных органов управления культурой в области структурных преобразований, активизации и стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности на всех уровнях управления.

2. Ускорение структурных преобразований, а именно: выявление и поддержка «точек роста»; содействие развитию «новых секторов» экономики с высокой производительностью труда, новыми технологиями и низкими материальными затратами; организационно-правовая, финансовая поддержка малого предпринимательства, семейного, инновационного бизнеса; повышение эффективности управления государственной собственностью с частичной ее приватизацией и поэтапной модернизацией; строительство новых, реконструкция и восстановление действующих объектов культуры; развитие культурной инфраструктуры в депрессивных регионах.

3. Активизация и использование инновационного потенциала развития экономики отрасли, а именно: развитие инновационного и творческого потенциала, включая культурную, творческую, социальную и предпринимательскую инициативу, науку и образование; расширение форм, видов, субъектов и направлений инновационной активности; создание организационно-экономического механизма стимулирования инновационной деятельности и реализации

ее результатов; создание экономических, финансовых, информационных и организационно-правовых основ перехода к инновационной модели развития экономики отрасли.

4. Привлечение инвестиции, а именно: создание и поддержание условий для развития способности организаций культуры к привлечению и аккумуляции финансовых ресурсов и их эффективному использованию; увеличение масштабов и объемов инвестиционных ресурсов отрасли; диверсификация источников финансирования; выход на новые рынки частных инвестиций (иностранные инвестиции); создание благоприятного инвестиционного климата в отрасли и эффективного механизма управления финансовыми потоками.

Основным инструментом реализации инновационной модели развития отрасли культуры должна стать отраслевая инновационная и инвестиционная политика.

Инновации являются атрибутивным свойством экономики отрасли культуры и, соответственно, ключевым стратегическим фактором ее развития. Активная отраслевая инновационная политика требует проведения конкретных мероприятий — таких, как:

1. Включение инновационной деятельности в число приоритетов при формировании перечня целевых отраслевых программ на среднесрочную перспективу.

2. Инициирование инновационного бума в отрасли посредством проведения широкомасштабного (с широкой рекламой в СМИ) открытого конкурса инноваций в культуре под условным названием «Культурный проект XXI века», предусматривающего различные формы финансовой поддержки инноваций и премирования победителей. На конкурс должны быть представлены решения стратегически важных проблем развития отечественной культуры. В перечень основных номинаций конкурса можно включить следующие: «Лучший социальный проект (программа)», «Лучший бизнес-проект в культуре», «Новая

культурная технология», «Педагогические новации», «Управленческие новации в культуре», «Ресурсосберегающие технологии в культуре», «Сельский клуб в будущем», «Сельская библиотека в будущем», «Гибнущая культура», «Лучший культурный проект», «Лучший кино-проект», «Региональная культура», «Альтернативная культура», «Творческий эксперимент», «Разные проекты». Конкурс должен охватывать все уровни управления (муниципальный, региональный, федеральный), все виды деятельности и типы организаций в культуре, предусматривать участие любых организаций и частных лиц. В перспективе проведение подобных конкурсов должно осуществляться на постоянной основе.

3. Создание на государственной и коммерческой основе иновационно-инжиниринговых фирм (подразделений) при МК РФ, региональных органах управления культурой или научно-методических центрах народного творчества, которые могут послужить основным инициатором инновационной активности в регионах, организаторами производства, экспертизы и инвестиционного обеспечения реализации предпринимательской, культурно-творческой и социальной активности. В перечень основных функций инвестиционно-инжиниринговых фирм можно включить: лицензирование деятельности, сертификацию качества продукции и услуг, социальное и бизнес-проектирование, оказание инжиниринговых, экспертных, консалтинговых, маркетинговых, информационных, посреднических и т.д. услуг, создание базы данных о потенциальных инвесторах и кредитных учреждениях, аккумуляцию финансовых средств из различных источников, финансовую поддержку и инвестирование проектов, управление финансовыми потоками, проведение конкурсов инновации, тендеров на получение госзаказа.

4. Разработка комплекса мер по совершенствованию качества функционирования системы высшего образования в направлении повышения темпов обнов-

ления знаний и развития навыков самообразования, подготовки кадров, обладающих универсальным видением мира.

5. Создание и финансирование системы подготовки специалистов в области управленческого инновационного менеджмента, социальной инженерии и маркетинга; создание на базе вузов культуры и искусств системы скоростного обучения новым профессиям, организация экономического всеобуча по инновационному, финансовому менеджменту, инвестиционной деятельности, социальной инженерии по принципу сетевого маркетинга, начиная с руководителей органов управления культурой; содействие укреплению связей вузовской системы образования с практикой.

6. Принятие комплекса мер по повышению роли научного сопровождения процесса решения стратегических проблем развития отраслевой экономики; разработка государственного заказа на выполнение работ по научно- технологическому сопровождению процессов реструктуризации, модернизации и информатизации отрасли в условиях ограниченных ресурсов; содействие развертыванию междисциплинарных исследований и межотраслевых инноваций, развитию рыночных механизмов финансирования науки, способствующих росту количества прикладных исследований в общем объеме научно-исследовательской продукции и их ориентации на потребности региональной культуры и предпринимательства; содействие укреплению связей науки и высшей школы, повышению влияния отраслевой науки на содержание процесса обучения в вузах культуры; стимулирование роста предпринимательского сектора науки в сфере социальной инженерии и проектирования.

7. Формирование единого информационного поля инновационной деятельности, включая создание при ГИВЦе МК электронной библиотеки инноваций в сфере культуры и обеспечение доступа к ней потенциальных пользователей через сеть Интернет.

8. Размещение социально-творчес-

ких заказав для стимулирования инновационной деятельности в сфере искусства и самодеятельного творчества.

Экономическую основу для реализации инновационной модели развития отрасли культуры должна обеспечить активная отраслевая инвестиционная политика. Инвестиции являются важным показателем эффективности экономики отрасли и необходимым условием ее динамического развития. В настоящее время основным инвестором в отрасли по-прежнему остается государство, инвестиционная деятельность которого носит узконаправленный характер, касаясь преимущественно восстановления и реструктуризации особо ценных объектов культуры федерального подчинения, инвестиционная же активность региональных и муниципальных органов власти практически заморожена, за исключением таких крупных регионов, как Москва и Санкт-Петербург. В условиях экономического кризиса объемы бюджетного финансирования отрасли будут сокращаться, а поэтому ее развитие в значительной степени будет определяться способностью к привлечению ресурсов. В перспективе инвестиции будут служить важным источником и показателем конкурентоспособности и востребованности культурной продукции. В связи с этим возникает необходимость сохранения государственной финансовой поддержки стратегически важных инвестиционных проектов, а также точечного инвестирования проектов, ориентированных на инновационный прорыв. Приоритетными направлениями отраслевой инвестиционной политики должны стать:

— инвестиционное развитие новых секторов экономики (индустрия досуга и развлечений, культурный туризм, рынок информационных услуг, индустрия социальной инженерии и др.);

— инвестиции в человеческий капитал и интеллектуальную собственность;

— стимулирование привлечения капиталов негосударственного сектора;

— финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия

и направлений культурной деятельности, способствующих сохранению и созданию культурных ценностей мирового уровня.

Стратегия реализации отраслевой инвестиционной политики требует осуществления следующих мероприятий:

1. В целях привлечения и диверсификации инвестиционных ресурсов:

— программно-целевое финансирование приоритетных направлений культурной политики;

— привлечение федеральных инвестиционных ресурсов для осуществления модернизации отрасли в рамках государственного приоритета «новая экономика»;

— повышение эффективности использования финансовых средств и капиталовложений;

— привлечение консолидированных средств на межотраслевой основе в рамках государственных целевых федеральных программ («Дети России», «Молодежь России», «Электронная Россия» и др.);

— привлечение ресурсов действующих на территориях целевых программ, направленных на решение социально-экономических проблем регионов;

— максимальное использование всех каналов сотрудничества с международными организациями и благотворительными фондами: Европейской комиссией (программа «ТАСИС»), правительством Великобритании (программа «DFID»), «ЮНЕСКО», фондом Сороса, фондом Маккартуров и др.;

— разработка отраслевой целевой программы поддержки малого предпринимательства и некоммерческих (общественных) организаций;

— диверсификация форм государственной финансовой поддержки, включая точечное финансирование инвестиционных проектов, финансовая поддержка на конкурсной основе (гранды, премии) инновационных и предпринимательских проектов, прямое финансирование реконструкции и модернизации особо ценных объектов культурного наследия и стратегически

значимой культурной деятельности, кредитование предпринимательских проектов;

— создание отраслевого инвестиционного банка с сетью филиалов в регионах.

2. В целях диверсификации внутренних источников накопления:

— формирование фондов накопления и развития государственных организаций культуры за счет доходов от оказания платных услуг населению;

— получение доходов от продажи государственного имущества и приватизации государственной собственности;

— получение доходов за счет сдачи в аренду неиспользуемых площадей, помещений и их реинвестирование в развитие новых направлений деятельности, в «точки» культурного и экономического роста.

3. В целях диверсификации внешних источников накопления:

— вовлечение средств населения (домашних хозяйств) в инвестиционный процесс путем создания выгодных условий для развития предпринимательской деятельности и малого бизнеса;

— привлечение средств благотворительных государственных и общественных фондов (негосударственные пенсионные фонды, фонд занятости, фонд Русской православной церкви и др.) и частных пожертвований;

— получение дивидендов от доходов коммерческих предприятий, в которых государство имеет пакет акций, полученный в результате акционирования государственных учреждений и предприятий культуры или путем долевого участия в реализации культурных инвестиционных проектов;

— привлечение финансовых средств путем проведения благотворительных конкурсов и лотерей;

— привлечение инвестиций крупного отечественного бизнеса, осуществляющего диверсификацию своей деятельности и реинвестирование капитала в перспективные отрасли экономики, в том числе в индустрию культуры и культурные ценности;

— привлечение инвестиций национального бизнеса, заинтересованного в создании собственной культурной инфраструктуры;

— привлечение венчурного капитала;

— привлечение иностранных инвестиций, прежде всего крупных и средних инвесторов, в том числе транснациональных корпораций;

— привлечение прямых иностранных инвестиций в регионы.

Учитывая сложность проведения

предлагаемых в проекте экономических трансформаций в условиях экономического кризиса, недостаточный потенциал наличных факторов развития отрасли, сокращение бюджетного финансирования в полном объеме данная стратегия может быть реализована только в долговременной перспективе, однако выполнение практических мероприятий должно быть начато уже сегодня, а темпы их реализации — постепенно наращиваться.

Ю. В. Чистилин

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВУЗОВ РФ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВУЮ МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются основные источники финансирования российских вузов и некоторые аспекты их использования, в том числе в условиях внедрения в стране уровневой модели высшего образования. Излагается точка зрения на мотивы, побуждающие государство поддерживать это направление реформирования высшей школы. Обсуждаются особенности государственного финансирования вузов, участия корпораций в финансировании некоторых направлений высшего образования и некоторые аспекты оплаты образовательных услуг из личных средств студентов. Ключевые слова: экономика и управление в сфере культуры, уровневая модель, источники финансирования, качество образования, формы финансирования, корпоративная кафедра, работодатель, риски.

Here we analyze sources of financing for Russian Universities at different levels. Also, it is a research of motivations supporting the State's efforts for High Education reforms. This discussion also detailed specific features ofHigh School budget financing, corporate's involvement in financing of some educational programs and student's self financing programs. Keywords: sources offinancing, Russian Universities, research of motivations, educational programs.

Переход России на уровневую модель высшего образования, соответствующую стандартам Болонского процесса, происходит одновременно с существенными изменениями в системе денежных потоков и источников финансирования системы вузов страны. В настоящее время можно четко обозначить три направления финансирования вузов в России:

— бюджетное финансирования;

— корпоративное финансирование;

— платные образовательные услуги для частных лиц.

Бюджетное финансирование в течение последних лет существенно возрос-

ло и в дальнейшем (будем надеяться), при восстановлении благоприятной макроэкономической ситуации для России, оно будет только увеличиваться. Однако сейчас в первую очередь следует ожидать углубления и расширения институционального реформирования механизмов бюджетного финансирования высшей школы. К числу таких механизмов следует отнести прежде всего внедрение нормативного подхода к оценке стоимости обучения одного студента, когда количество бюджетных вакансий и нормативы стоимости обучения для каждого вуза отдельно опреде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.