Научная статья на тему 'Управление инновационной деятельностью в образовательном процессе детского сада'

Управление инновационной деятельностью в образовательном процессе детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННОЕ ПОЛЕ / INNOVATIVE FIELD / ИННОВАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Виктория Александровна

Одним из стратегических направлений в образовании на сегодня является инновационная деятельность образовательных учреждений. Введения инноваций в образовательный процесс приводит к неизбежности включения всех педагогических работников в инновационные процессы, постоянного нахождения в своем «инновационном поле». Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, дает оценку эффективности, применяемого новшества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE KINDERGARTEN

One of the strategic directions in education today is the innovative activities of educational institutions. The introduction of innovations in the educational process leads to the inevitable inclusion of all teachers in innovative processes, the constant presence in his "innovation box". The management of this process provides targeted selection, evaluates the effectiveness of applied innovations.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной деятельностью в образовательном процессе детского сада»

О.Е. Тумакова, М.Ю. Евдешина ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО ...

процессе современных педагогических технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 173-175.

14. Лискина О.А. Инновационные технологии и педагогическая деятельность в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 169-171.

15. Люсев В.Н., Мишин А.В. Проблемное обучение как метод интегрирующий образовательную и производственную деятельность // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012.№ 28. С. 856-859.

16. Ларькина Т.В. Технология проблемного обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 198-200.

17. Тумакова, О.Е. Технология проблемного обучения в детском саду / О.Е. Тумакова [и др.] ; под ред. И.В. Руденко. - 2-е изд., перераб. и доп. -Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 154 с.

18. Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю. Дидактическая система подготовки будущих учителей начальной школы в контексте изменения образовательной парадигмы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 266-269.

19. Георгян А.Р. Педагогические ситуации в сфере взаимодействия «учитель-ученик» на основе субъект -субъектных отношений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 60-62.

20. Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю., Сыротюк С.Д. Классификация ситуационных заданий в контексте изучения курса «Основы педагогического мастерства» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 446-450.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE KINDERGARTEN AS COMPLEX CONDITIONS

© 2014

O.E. Tumakova, candidate of pedagogical sciences, Head of kindergarten № 193 "Zemlyanichka" M.Y. Evdeshina, deputy head educational-methodical work of kindergarten № 193 "Zemlyanichka"

Independent non-profit organization "ChildhoodPlanet" Lada ", Togliatti (Russia)

Annotation: The article presents the experience of the kindergarten № 193 «Zemlyanichka» autonomous nonprofit organization «Childhood4 Planet «Lada» Togliatti to create an educational environment on the territory of the DS with the priority of cognitive research activity in the summer. The authors describe General approaches to the definition of the complex conditions of the educational environment in the summer in kindergarten, distinguishing three groups of conditions: psychological-pedagogical, organizational-methodological, logistical.

Keywords: educational environment, psycho-pedagogical conditions, organizational and methodological conditions, material and technical conditions, modern educational technology, educational research, educational situation.

УДК 37

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

© 2014

В.А. Филиппова, заведующий ДС № 206 «Сударушка» АНО ДО «Планета детства «Лада», Тольятти (Россия)

Аннотация: Одним из стратегических направлений в образовании на сегодня является инновационная деятельность образовательных учреждений. Введения инноваций в образовательный процесс приводит к неизбежности включения всех педагогических работников в инновационные процессы, постоянного нахождения в своем «инновационном поле». Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, дает оценку эффективности, применяемого новшества.

Ключевые слова: инновационная деятельность; инновационное поле; инновация; управление.

Отличительной чертой современного дошкольного образовательного учреждения является и внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия используемых образовательных развивающих технологий педагогической деятельности.

По мнению Думовой Н.И. инновационная деятельность в детском саду включает в себя обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с федеральными государственными требованиями; обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

Слово «инновация» происходит от латинского и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». «Инновация - это новое явление в чем-либо» (Р.Н.Юсуфбекова). Таким образом, управлять инновациями - значит давать ход, направление «новому, правильному и хорошему» (Методический центр «Раменский дом учителя»).

Инновационных идеи в образовании на современном этапе могут решать проблемы качественного дошкольного образования. Практика работы многих педагогов на основе инновационных педагогических подходов показала успешность данного процесса.

На стадии внедрения инноваций нами был сделан анализ состояния работы детского сада в направлении работы в режиме развития, который позволил выделить существующие противоречия между:

- необходимостью развития инновационных процессов, обеспечивающих развитие образовательного учреждения, и ограниченностью применяемых прогрессивных технологий управления в детском саду;

- требованием опережающего непрерывного профессионально-личностного развития педагогических кадров и характером повышения квалификации педагогических кадров, не учитывающим вопросы подготовки к инновационной деятельности;

- потребностью в объективной оценке результатов собственной инновационной деятельности образовательных учреждений и применяемыми формальными субъективными критериями и оценками.

Выявленные противоречия послужили основой для разработки технологии управления инновационной деятельностью образовательного учреждения. Управление инновационной деятельностью, с нашей точки зрения, является тем элементом, который способен упорядочить изменения, сделать их планируемыми. Управление инновациями будет состоятельным, если оно концептуаль-

В.А. Филиппова

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ .

но оформлено, персонифицировано и имеет необходимый уровень организации и упорядоченности.

Рисунок 1. Установление постоянных и временных

взаимоотношений при создании «инновационного поля».

Инновационная деятельность в условиях дошкольного образования предполагает использование критериев, которые позволяют судить об эффективности процесса нововведений. Можно выделить следующие критерии эффективности педагогических инноваций:

- Актуальность;

- Новизна;

- Высокая результативность и успешность;

- Применения инновации в работе других педагогов (возможно, адаптируя её).

Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем (Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю):

- инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

- использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся (воспитанников);

- внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы (детского сада).

Необходимости введения инноваций в образовательный процесс учреждения привело на практике к неизбежности постоянного нахождения в своем «инновационном поле», т.е. поле создания и, самое главное, освоения конкретного новшества.

Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, дает оценку эффективности, применяемого новшества.

В.И.Даль в своём словаре определяет, что слово «управление» произошло от глаголов править, справляться и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что-то хорошее, исправно, ладно».

Нами разработана определенная логика управления инновационной деятельностью. Менеджеру, управляющему внедрением новшеств, необходимо:

1. Сформулировать цель и включить её в Программу развития детского сада.

2. Разработать поэтапный план внедрения новшества.

3. Создать структуру управления, которая обеспечит наиболее эффективный процесс внедрения инновации.

4. Определить требования к организации образовательного процесса, обеспечивающего новые образовательные результаты с учётом организации педагогического процесса с внедрением инновационных технологий.

5. Разработать Положение о творческой группе (локальный акт по детскому саду).

6. Реализовать план внедрения инновации.

7. Разработать и утвердить поэтапный план внутрен-

него (методическая работа) и внешнего (работа с научным руководителем) обучения педагогов в соответствии со стратегией развития учреждения и внедрением инновационных технологий в образовательный процесс.

8. Осуществить контроль промежуточных результатов и внесение при необходимости необходимых корректировок.

9. Провести мониторинг и сбор информации с учетом внедренного новшества.

Для осуществления инновационного процесса в детском саду учитывался настрой всех членов педагогического коллектива, что потребовало особого внимания и дополнительные усилия руководителей, так как сформированная мотивация персонала (не только педагогического, но и технического) выступает важнейшим условием и гарантией положительного освоения того или иного запланированного новшества.

В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития, т.е. внедрения инновационного процесса и создания «инновационного поля» выделились следующие этапы:

1. Актуальность, осознание необходимости будущего нововведения, наличие своего рода «идейного вдохновителя» будущих новшеств.

2. Прогнозирование - разработка на длительную перспективу изменений воспитательно-образовательного процесса и состояния объекта управления.

3. Планирование - процесс выработки плана действия и множества различных взаимосвязанных решений, касающихся инновационной деятельности организации по достижению ее инновационных целей, а также наиболее эффективных средств реализации этого плана в конкретных условиях своего детского сада.

4. Формирование команды. Важна команда идейных сторонников инновации из числа педагогического коллектива.

5. Проблемный анализ - построение «проблемного поля» и определение главной, на сегодняшний день, проблемы педагогов при введении инновации.

6. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы реализации.

7. Организационная функция в инновационном менеджменте - установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями и отдельными исполнителями (рис. 1).

8. Отслеживание первых шагов по реализации инноваций с целью коррекции последующих управленческих действий.

9. Регулирование - наблюдение за ходом внедрения инновации, а в случае возникновения отклонений организация мероприятий по их незамедлительному устранению.

10. Координация - обеспечение согласованности в работе всех звеньев инновационного поля, а также сохранение, поддержание и совершенствование установленных связей между ними.

11. Мотивация - стимулирование педагогов к инновационной деятельности, заинтересованности их в результатах своего труда.

12. Контроль - проверка организации инновационного процесса, плана создания и реализации инновации.

Приоритетными задачами инновационной деятельности и обеспечении качества инновационной и экспериментальной деятельности являются:

- привлечение к инновационному процессу опытного научного руководителя, способного возглавить работу в данном направлении и обучить педагогический коллектив в соответствии с научными походами инновационной деятельности.

- формирование инновационной среды в детском саду через создание системы информационно-методического обеспечения и практического внедрения инноваций в воспитательно-образовательный процесс;

В.А. Филиппова

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ...

- создание условий для овладения педагогами конкретной инноватики. Например, овладение интерактивными технологиями и механизмом их внедрения в воспитательно-образовательный процесс.

- создание условий и контроль за введение инновации в систему работы каждого педагога. Иначе «инновационное поле не будет зациклено, будут выпадать различные его звенья, а это приведет к разрушению системы.

Управляя инновационной деятельностью, руководитель принимает во внимание наиболее характерные трудности педагогов своего образовательного учреждения в построении целостного педагогического инновационного процесса или «инновационного поля». Совместное обсуждение концепции, выбора инноваций, проблем, стимулирует инновационную деятельность всего коллектива.

Важно развитие потребности педагогов в творческой самореализации, Творчество необходимое личностное качество, позволяющее человеку реализовываться в быстро меняющихся условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Правильно организованная инновационная деятельность может, на наш взгляд, расширить возможности для творческой реализации педагогов и, таким образовать, предупредить эмоциональное выгорание.

Хочется подчеркнуть, что такое моделирование профессиональных позиций и профессиональных взаимоотношений возможно только при достижении взаимопонимания, взаимной заинтересованности, определенного уровня профессиональной компетентности научного руководителя, руководителя и педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорус-

ского языка. М., 1994.

2. Гапоненко, Александр Лукич. Инновации в менеджменте как фактор конкурентоспособности организаций / Александр Гапоненко, Марина Савельева // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 5. - С. 88-95. - (Менеджмент и маркетинг).

3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие под ред. А.В. Барышевой. Издательство: Дашков и К, 2012 г.

4. Слесарев Ю.В., Моисеев В.Б. Инновационные педагогические технологии в процессе формирования социальной компетентности и нравственности менеджеров // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 12. С. 265-275.

5. Смольникова Н.Г. Подходы к формированию готовности студентов педагогического вуза к инновационной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 284-287.

6. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. - М.: Новая школа, 1997.

7. Ташлинская Е.Ш. Инновационный характер научно-педагогической деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 285-291.

8. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М., «Новая школа», 2003.

9. Фишман Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами/ Российская академия образования.

10. Фишман Л.И. Логика управления школой / Самара СИПКРО 2003.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE KINDERGARTEN

© 2014

V. A. Filippova, head of kindergarten № 206 "Sudarushka" "Childhood planet "Lada", Togliatti (Russia)

Annotation: One of the strategic directions in education today is the innovative activities of educational institutions. The introduction of innovations in the educational process leads to the inevitable inclusion of all teachers in innovative processes, the constant presence in his "innovation box". The management of this process provides targeted selection, evaluates the effectiveness of applied innovations.

Keywords: innovation; innovative field; innovation; management.

УДК 37.048.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© 2014

И.А. Юрьева, контролер НПФ «Муниципальный», студентка кафедры «Педагогики и психологии воспитания»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Автором статьи рассматриваются особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов в школе. Дан анализ организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. В качестве методической основы для организации психолого-педагогического сопровождения предлагается использовать системный и личностно-ориентированный подходы. Автор полагает, что психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках образовательного процесса позволит повысить успешность профессионального самоопределения старшеклассников, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Ключевые слова: образовательная система, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение.

Проблема профессионального самоопределения учащихся занимает особое место в системе современного образования. В ст.66 п.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самосто-

ятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [1].

Профессиональное самоопределение личности -сложный и длительный процесс, охватывающий значи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.