УДК 373.211.24 (075)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА В ИСТОРИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2014
О.Е. Тумакова, кандидат педагогических наук, заведующий детского сада № 193 «Земляничка» АНО «Планета детства «Лада», Тольятти (Россия)
Аннотация: на основе теоретического анализа раскрыта сущность процесса формирования личностно-профес-сиональной позиции педагога, обуславливающая научно-методическое обеспечение модернизации процесса повышения квалификации воспитателя детского сада.
Ключевые слова: трансформация личностно-профессиональной позиции, гармонизация профессионального сознания и профессионального поведения, целостность позиции, модель воспитания (традиционная, социально-адаптирующая, педоцентрическая, диалоговая), повышение квалификации.
Идущие процессы модернизации дошкольного образования свидетельствуют о том, что в современных условиях на первый план выступает не формальная принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемая им личностно-профессиональная позиция. Именно в позиции отражается специфика понимания педагогом современных реалий, мотивов и способов деятельности во взаимоотношениях с ребенком (Е.В. Бондаревская [1], А.И. Григорьева [2], В.С. Мухина [3], А.В. Петровский [4]). Именно сформированность позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника.
Личностно-профессиональная позиция воспитателя - не врожденное качество. Она складывается, формируется под влиянием образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования как «образо-ваяние», направленное на изменение внутреннего мира, определяющее осознанность внешнего поведения воспитателя детского сада.
В психолого-педагогической литературе последних лет позиция педагога рассматривается как показатель профессионализма. Анализ различных точек зрения ученых, определяющих место позиции в структуре личности (А.Н. Леонтьев [5], В.Н. Мясищев [6]), её роль в педагогической деятельности (Н.М. Борытко [7], А.И. Григорьева [2], И.А. Колесникова[7], Н.Л. Селиванова [7]), позволяет отметить, что личностно-профессиональ-ная позиция воплощает единство сознания и деятельности. Отсюда актуализируется проблема формирования целостности личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада как единства внутреннего и внешнего, мировоззренческого и поведенческого, личностного и профессионального. Это обуславливает важность целенаправленной работы с педагогами дошкольного образования по гармонизации профессионального сознания и профессионального поведения (Т.Д. Богданова [8], М.Т. Громкова [9], О.В. Дыбина [10], Л.В. Поздняк [11], Л.А. Пенькова [12]).
Активный поиск путей решения данной проблемы в аспекте совершенствования содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного профиля приводит к необходимости изучения трансформации личностно-профессиональной позиции в истории дошкольного образования.
Анализ педагогических идей, взглядов, концепций и теорий воспитания позволил выявить истоки зарождения этой проблемы, проследить взаимодействие двух структурных уровней ее научного познания - эмпирического и теоретического. Генезис проблемы повышения квалификации специалистов дошкольного профиля в аспекте формирования личностно-профессиональной позиции связан с объективными историческими и социально-педагогическим условиями.
Изучение практического опыта дошкольного воспитания открыло широкие возможности для углубленного теоретического осмысления сущности педагогической деятельности воспитателя и форм профессиональной подготовки в контексте социально-исторических и эко-
номических преобразований. Цели, задачи, содержание, формы подготовки и повышения квалификации дошкольных работников; доминирующие концепции, отразившие направленность государственной политики в сфере образования; научные идеи о сущности педагогической позиции воспитателя по отношению к ребенку; многообразие возможных стратегических вариантов педагогической деятельности воспитателя детского сада в рамках основных моделей воспитания (традиционных, социально-адаптирующих, педоцентрических, диалоговых), существующих в качестве базовых в воспитательном опыте человечества и влияющих на личностно-про-фессиональную позицию педагога, - явились основанием для следующей периодизации.
I этап - 60-е г. XIX в. - 10-е г. XX в. - характеризуется появлением общественных инициатив в сфере дошкольного воспитания; началом курсового обучения воспитателей (руководительниц детских садов); поиском различных форм повышения их педагогических знаний (Общества содействия дошкольного воспитания, Женские курсы им. Д.И. Тихомирова, Справочное Бюро по изучению и обобщению опыта дошкольного воспитания, педагогические журналы, педагогические выставки, подвижные педагогические музеи, съезды).
Первые отечественные труды данного периода о сущности профессиональной деятельности дошкольных работников придавали большое значение самосовершенствованию и саморазвитию личности воспитателя. Их анализ позволил выделить характерную для этого этапа традиционную модель воспитания. Ее методологические особенности выражались в педагогических отношениях, строящихся на основе семейных, национальных, сословных традициях. В рамках этой модели позиция воспитателя проявлялась в безусловном руководстве религиозным и духовным развитием детей.
Теоретическое осмысление II этапа - 20-е г. XX в. -сер. 30-х г. XX в. дало знание об основных его характеристиках: создание форм государственной подготовки специалистов сферы дошкольного воспитания (выставки, обмен опытом, пролетарские курсы, съезды, совещания); появление научных институтов и первых исследований по проблемам повышения квалификации педагогических работников детского сада; приоритет педоцен-трической модели воспитания и позиции воспитателя детского сада, характерной для теории «свободного воспитания», получившей популярность в эти годы.
На III этапе - вт. пол. 30-х г. XX в. - нач. 90-х г. XX в. - происходило развитие сети институтов образования по повышению квалификации педагогических кадров; открытие педагогических кабинетов, методических служб, кафедр педагогики и психологии. В условиях политизации и радикализации всей общественной жизни этого периода основные тенденции развития научного знания и практического опыта по повышению квалификации воспитателей определяла жесткая центрация образования, ставящая его в позицию исполнителя и проводника основной идеи - формирование личности по принципу «социальных образцов». Преобладание социально-адаптированной модели воспитания ориентировало все
формы методической работы с педагогами на дисциплинарную модель взаимодействия взрослого и ребенка, обуславливающую авторитарную позицию воспитателя. Лишь к 80-м годам ХХ в. в содержание подготовки и повышения квалификации педагогических кадров наметилось зарождение новых приоритетов дошкольного образования, связанное с личностно-ориентированным подходом к ребенку.
IV этап - 90-е г. XX в. до наст. вр. - связан с модернизацией системы образования, обусловленной инновационными глобальными изменениями в социально-экономической жизни страны, и созданием системы дополнительного профессионального образования. На данном этапе проблемы профессионализма активно разрабатываются в контексте изучения проблем личности. Актуальными становятся достижения философской мысли, влияющие на развитие гуманистической педагогики и гуманистической парадигмы.
Обращение к работам Л.С. Выготского [13], А.А. Майера [14], А.В. Петровского [15], Н.Н. Поддьякова [16], О.С. Ушаковой [17] позволило сделать вывод о том, что на данном этапе приоритетной становится диалоговая модель воспитания, основанная на ценностно-смысловом равенстве педагога и ребенка. Поднимаются вопросы интеграции личностной и профессиональной составляющих личностно-профессиональной позиции воспитателя.
Ретроспективный анализ показал, что исторически проблема формирования личностно-профессиональной позиции воспитателя ставилась, но до сих пор целостно не разработана. Возникла необходимость обоснования и создания системы формирования позиции воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации. Генезис проблемы повышения квалификации специалистов дошкольного профиля в аспекте трансформации личностно-профессиональной позиции показывает, что общественно-исторический контекст влиял на теорию и практику профессионального педагогического образования, определял и детерминировал их развитие.
Можно констатировать, что в педагогической науке сложились теоретические предпосылки для совершенствования процесса повышения квалификации воспитателя детского сада, которые касаются требований к воспитателю, вытекающих из объективных потребностей общества [18-21]. Сегодня для воспитателя важно не просто адаптироваться в условиях реальной ситуации, а самому выстраивать линию своего поведения, основанную на общечеловеческих ценностях. Следовательно, особую значимость приобретает такой показатель профессионализма педагога, как позиция, обеспечивающая отношение к педагогическому труду.
Одновременно с теоретическими предпосылками сложились и социальные, способствующие осмыслению наиболее значимых концептуальных подходов к проблеме повышения квалификации воспитателя детского сада. К ним следует отнести модернизацию образования: гуманизацию сферы образования; активный переход учреждений дополнительного профессионального образования на многоуровневые модели подготовки специалистов; ориентацию учреждений повышения квалификации, методических служб на разработку программ дополнительного профессионального образования педагога с учетом личностного и профессионального компонента.
К сожалению эти тенденции не получили еще должного теоретического осмысления. Необходим поиск новых моделей повышения квалификации педагогов дошкольного образования, предполагающих формирование личностно-профессиональной позиции воспитателя.
По итогам проведенного теоретического анализа личностно-профессиональная позиция определена как интеграция доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе, как устойчивая система отношений к определенным
сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем профессиональном поведении и поступках (В.Н. Мясищев [6]). Необходимость интеграции личностного и профессионального в позиции объясняется тем, что, с одной стороны, личностный потенциал педагога обеспечивает своеобразие профессионального выбора и самоопределения, с другой стороны, профессиональная деятельность влияет на развитие личности.
Опираясь на то, что в структуре позиции выделяется внутренняя позиция личности (мировоззренческая) и ее деятельностное выражение - внешняя позиция (поведенческая), в процессе исследовательских поисков сформулировано определение понятия «личностно-про-фессиональная позиция воспитателя детского сада» как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций.
Следует признать, что в практике воплощение системы ценностей наталкивается на трудности двоякого характера. Во-первых, это трудности теоретические, связанные с формированием ценностных ориентаций, определяющих цели и содержание деятельности, во-вторых - практические, обусловленные осуществлением этих норм в педагогической деятельности [22-26].
В этой связи важным становится создание условий, содействующих перестройкам профессионально-педагогического сознания, овладению новыми профессиональными позициями, именно это определяется сегодня в качестве актуальных задач системы повышения квалификации воспитателя ДОО.
Включенность повышения квалификации в образовательный процесс дошкольного учреждения дает возможность стать мотивирующим фактором самообразования и саморазвития личности педагога дошкольных учреждений. Детский сад должен стать обучающей организацией, функционирующей параллельно существующим системам формального повышения квалификации. Это дает возможность педагогу на основе имеющегося профессионального образования и опыта критически осмыслить итоги собственной педагогической деятельности, помочь определиться с индивидуальной траекторией саморазвития и предоставить условия для дальнейшего развития профессионализма.
Данный подход дает возможность перевода полученных знаний в область практической деятельности, предполагает учет индивидуальных запросов и интересов личности, потребностей ДОО, стимулирует процесс самообразования, обеспечивает непрерывное образование на основе развития личности через триединство процессов воспитания, обучения и развития педагога, позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность с точки зрения сформированной позиции специалиста.
Таким образом, анализ трансформации личност-но-профессиональной позиции в истории дошкольного образования обращает внимание на необходимость разработки теоретических основ и практических путей формирования личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в единстве личностного и профессионального компонента. На современном этапе важно делать акцент на формировании целостности личностно-профессиональной позиции как системообразующего фактора процесса повышения квалификации воспитателей в условиях детского сада.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стртегии личност-но-ориентированного воспитания / Е.В.Бондаревская // Педагогика. - 2001. - №1. - С.17-24.
2. Григорьева, А.И. Профессиональная позиция пе-дагогав детском коллективе / А.И. Григорьева // Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания / под ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. - М.Тверь: ООО «ИПФ» «Виарт», 2004. - 336 с.
3. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология / В.С. Мухина - М.: Академия, 2004. - 456с.
4. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -509 с.
5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. - М.: 2004. - 352 с.
6. Мясищев, В.Н. психология отношений / В.Н. Мясищев // под ред. А.А. Бодалева - М. : «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
7. Борытко, Н.М. Профессиональная позиция в структуре педагогической деятельности / Н.М. Борытко // Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя : сб. научных трудов / под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И. Соколовой. - М. / С-Пб.: Изд-во С. - Петербургского университета, 2005. - С. 81-88.
8. Богданова, Т.Д. Опыт формирования у педагогов ДОУ партнерской позиции при взаимодействии с детьми с помощью видеотренингов Т.Д. Богданова // Инновации российском образовании. - М.: МГУП, 2001. - Ч.2 - С. 8-14.
9. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие для вузов / М.Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.
10. Дыбина О.В. Индивидуальная управленческая концепция руководителя ДОУ / О.В. Дыбина, С.В. Кузнецова, Е.П. Фомина. - Тольятти, 2008. - 64 с.
11. Поздняк, Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением / Л.В. Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006.- №3. - С.8 - 18.
12. Пенькова, Л.А. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной квалификации педагогических работников дошкольных учреждений / Л.А. Пенькова. - Тольятти, 2000. - 194 с.
13. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
14. Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А.А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - №1. - С. 8 - 15.
15. Петровский, А.В. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др.- М.: Просвещение, 1993. - 68 с.
16. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического раз-
вития детей дошкольного возраста» / Н.Н. Поддьяков. - М., 1996. - 31 с.
17. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников /
0.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 240 с.
18. Недосека О.Н. Роль педагогической ситуации в профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 219-221.
19. Зайцева О.Ю. Процессный подход к моделированию развития поликультурной компетентности воспитателя дошкольного учреждения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 115-118.
20. Каракозова Н.Ю. Технологическая компетентность педагогов детского сада как актуальная проблема современной теории и практики дошкольного образования // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2 (13). С. 46-48.
21. Коростелева Е.Ю. Обеспечение подготовки и результативности профессиональной деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №
1. С. 347-349.
22. Шиукаев Н.Т. Проблема ценностей и ценностного отношения к образованию // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 280-283.
23. Ахметжанова Г.В. Методологические основы развития педагогического образования в новых социокультурных условиях // Наука - производству. 2005. № 5. С. 32-33.
24. Вердиева Ч.Г. Психологическая характеристика педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 49-51.
25. Витвицкая С.С. Структура и критерии готовности магистров образования к педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 59-62.
26. Ахметжанова Г.В. Инновационные подходы формирования готовности личности к педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 227-230.
TRANSFORMATION OF PERSONALITY-PROFESSIONAL POSITIONS KINDERGARTEN TEACHER IN THE HISTORY OF PRESCHOOL EDUCATION
© 2014
O.E. Tumakova, candidate of pedagogical sciences, Head of kindergarten № 193 "Zemlyanichka"
Independent non-profit organization "Childhood Planet" Lada", Togliatti (Russia)
Annotation: Article based on the theoretical analysis reveals the essence of the process of formation of personal and professional position of the teacher, causes scientific and methodological support upgrading of skills development kindergarten teacher.
Keywords: transformation of personal-professional position, the harmonization of professional consciousness and professional conduct, integrity, position, model of education (traditional, socio-adapting, pedotsentricheskaya, interactive) training.