В.А. Филиппова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ...
- создание условий для овладения педагогами конкретной инноватики. Например, овладение интерактивными технологиями и механизмом их внедрения в воспитательно-образовательный процесс.
- создание условий и контроль за введение инновации в систему работы каждого педагога. Иначе «инновационное поле не будет зациклено, будут выпадать различные его звенья, а это приведет к разрушению системы.
Управляя инновационной деятельностью, руководитель принимает во внимание наиболее характерные трудности педагогов своего образовательного учреждения в построении целостного педагогического инновационного процесса или «инновационного поля». Совместное обсуждение концепции, выбора инноваций, проблем, стимулирует инновационную деятельность всего коллектива.
Важно развитие потребности педагогов в творческой самореализации, Творчество необходимое личностное качество, позволяющее человеку реализовываться в быстро меняющихся условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Правильно организованная инновационная деятельность может, на наш взгляд, расширить возможности для творческой реализации педагогов и, таким образовать, предупредить эмоциональное выгорание.
Хочется подчеркнуть, что такое моделирование профессиональных позиций и профессиональных взаимоотношений возможно только при достижении взаимопонимания, взаимной заинтересованности, определенного уровня профессиональной компетентности научного руководителя, руководителя и педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорус-
ского языка. М., 1994.
2. Гапоненко, Александр Лукич. Инновации в менеджменте как фактор конкурентоспособности организаций / Александр Гапоненко, Марина Савельева // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 5. - С. 88-95. - (Менеджмент и маркетинг).
3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие под ред. А.В. Барышевой. Издательство: Дашков и К, 2012 г.
4. Слесарев Ю.В., Моисеев В.Б. Инновационные педагогические технологии в процессе формирования социальной компетентности и нравственности менеджеров // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 12. С. 265-275.
5. Смольникова Н.Г. Подходы к формированию готовности студентов педагогического вуза к инновационной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 284-287.
6. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. - М.: Новая школа, 1997.
7. Ташлинская Е.Ш. Инновационный характер научно-педагогической деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 285-291.
8. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М., «Новая школа», 2003.
9. Фишман Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами/ Российская академия образования.
10. Фишман Л.И. Логика управления школой / Самара СИПКРО 2003.
MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE KINDERGARTEN
© 2014
V. A. Filippova, head of kindergarten № 206 "Sudarushka" "Childhood planet "Lada", Togliatti (Russia)
Annotation: One of the strategic directions in education today is the innovative activities of educational institutions. The introduction of innovations in the educational process leads to the inevitable inclusion of all teachers in innovative processes, the constant presence in his "innovation box". The management of this process provides targeted selection, evaluates the effectiveness of applied innovations.
Keywords: innovation; innovative field; innovation; management.
УДК 37.048.4
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© 2014
И.А. Юрьева, контролер НПФ «Муниципальный», студентка кафедры «Педагогики и психологии воспитания»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Автором статьи рассматриваются особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов в школе. Дан анализ организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. В качестве методической основы для организации психолого-педагогического сопровождения предлагается использовать системный и личностно-ориентированный подходы. Автор полагает, что психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках образовательного процесса позволит повысить успешность профессионального самоопределения старшеклассников, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
Ключевые слова: образовательная система, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение.
Проблема профессионального самоопределения учащихся занимает особое место в системе современного образования. В ст.66 п.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самосто-
ятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [1].
Профессиональное самоопределение личности -сложный и длительный процесс, охватывающий значи-
И.А. Юрьева психолого-педагогическое
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ... направление
тельный период жизни. Именно в юности человек совершает первый самостоятельный выбор: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, жизненной позиции, выбор спутника жизни. Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы. Основой профессионального самоопределения сегодня являются представления учащихся о будущем, формирующие программу их развития. Для правильного выбора необходимо ориентироваться в мире профессий: осознавать смысл профессиональной деятельности, знать требования профессий и перспективы их развития, согласовывать профессиональную деятельность с личностными возможностями и умениями.
Теоретические и практические аспекты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников рассматриваются в трудах многих отечественных ученых. Определение профессионального самоопределения было сформулировано Д. А. Леонтьевым, который рассматривает его как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала [3].
Отечественный психолог Н. С. Пряжников, рассматривая проблему профессионального самоопределения, пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности (а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения) в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [5]. Н.С. Пряжников выделил составляющие профессионального самоопределения:
- ценностно-нравственную;
- информационную;
- эмоциональную (привлекательность профессиональных вариантов);
- морально-волевую (побуждающую действовать);
- планировочную (выделение профессиональных целей, этапов их достижения и системы резервных вариантов);
- контрольно-коррективную (постоянное переосмысление и улучшение профессиональных перспектив).
Основные уровни развития профессионального самоопределения:
- формирование готовности к самоопределению;
- конкретный профессиональный выбор;
- освоение профессии и уточнение специализации в ходе учебы;
- самостоятельное совершенствование и переподготовка в ходе работы;
- освоение смежных и новых профессий [6].
Е. А. Климов понимает профессиональное самоопределение «...как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [4]. Он подчёркивает, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.
Потребность современного общества в человеке как успешной личности, востребованном профессионале, способном самостоятельно принимать квалифицированные решения и нести за них ответственность требует от современного образования создания особых условий для осуществления профессионального самоопределе-96
ния старшеклассников. На первый план выводится особый вид деятельности - психолого-педагогическое сопровождение, которое предполагает опору на развитие устойчивости самосознания подростка, его личностное развитие, способствующее самоопределению в жизни. Как отмечает П.С. Лернер, «Профильное обучение по сути должно быть личностно ориентированным» [2]. Личностно-ориентированный подход напрямую связан с осуществлением поддержки ученика.
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как помощь старшекласснику в его личностном росте (Н. Чистякова); как помощь в социальном воспитании, в процессе социализации, приобщение старшеклассника к социально - культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе осуществления выбора, самореализации и саморазвития (А. В. Мудрик); как создание оптимальных условий для возможностей саморазвития (О. М. Краснорядцева). Д.А. Леонтьев выделяет основным моментом психологического сопровождения выбора школьниками направления профильного обучения в рамках личностного подхода диагностику, формирование и поддержку готовности школьника к самостоятельному и ответственному выбору. Вместе с тем необходимо дополнять это сопровождение поддерживающей работой с членами семей и школьными психологами и методистами.
Государство, сами учащиеся и их родители несут большие моральные и материальные потери из-за неудачного профессионального выбора, отсутствия намерений трудоустраиваться по получаемой профессии. Психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на выработку у подрастающего человека способов реализации выбора будущей профессии.
Для самоопределения в профессиональной сфере на начальном этапе старшекласснику важно осознать какая профессия ему больше подходит. Для этого ему необходимо:
- проанализировать свои психологические характеристики, склонности и способности;
- проверить с помощью взрослых соответствие выраженных склонностей и способностей определённому типу профессий;
- иметь знания о профессии;
- учитывать объективные и субъективные факторы и условия при выборе профессии.
Таким образом, направленность выступает как системообразующее качество личности, определяющее ее психологический склад. В направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности.
Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, отстает, что сказывается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека приводит к изменению мотиваци-онной сферы. Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% - по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации, еще 9% - руководствуются в выборе малозначительными факторами (например, близость к дому). Только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, хотя многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание Карельский научный журнал. 2014. № 4
И.А. Юрьева
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ...
предстоящей деятельности.
Для выявления форсированности мотивов выбора профессии и профессиональной направленности у старшеклассников было проведено исследование на базе общеобразовательного учебного заведения. Были использована анкета оптанта, анализ школьной и внешкольной деятельности, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО). В анкетировании приняли участие 27 учеников 11 класса экономического направления. В основу методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек - природа», «человек - техника», «человек -человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ
Анализ результатов исследования показал, что большинство учеников было отнесено к типу профессий «Человек - Художественный образ» - 41%, одновременно к типу профессий «Человек - Художественный образ» и «Человек - человек - 15%, к типу профессий относящихся к экономическому направлению - «Человек - Знаковая система» - 11%
Выбрали профессию экономической направленности лишь 22% из опрошенных учеников. Из них учеников, интересующихся точными науками и/или общественно-научной деятельностью и у которых любимые предметы математика и /или экономика и/или обществознание -100%.
В процессе исследования были выявлены проблемные ситуации, в которых у учащихся выбравших профессию экономической направленности склонности к типу профессий «Человек - Художественный образ»
Были выявлены несоответствия заинтересованности учащихся в получении знаний в той области деятельности, которая не является основополагающей в выбранной ими профессии.
Анализ результатов исследования позволил разработать рекомендации для учащихся:
- необходимо формировать учащимися более чёткой мотивации выбора профессиональной деятельности;
- для формирования понимания и знания потребностей рынка труда в своём регионе и стране ознакомиться с «Путеводителем по курсам предпрофильной подготовки учащихся на 2014-2015» в котором представлены профессии, которые нужны городу и которым можно обучиться в профессиональных учебных заведениях Тольятти;
- для выпускников класса с экономической направленностью необходимо сформировать экономический образ мышления, для чего особое внимание уделять предметам изучающих точные науки и/или общественно-научную деятельность;
- организовывать профориентированные мероприятия (игры, викторины, встречи с людьми разных профессий и т.п.) с целью получения практических навыков применения полученных знаний на практике, самостоятельно решения возникающих проблем.
Педагогам и психологам в процессе психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников важно учитывать и выполнять:
- знания возрастных особенностей, учет индивидуально-психологических характеристик;
- изучение, формирование, развитие и коррекцию профессионального становления личности;
- создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального
Я;
- поддержание адекватной самооценки, оказание оперативной помощи и поддержки;
- помощь в освоении технологии профессионального самосохранения;
- выработку профессионально значимых компетент-ностей учащихся;
выявление индивидуальных возможностей учащихся, соотнесение их с требованиями профессии;
- выявление наиболее выраженных склонностей и способностей учащихся и проверку соответствия их определённому кругу профессиональных требований;
- помощь в дальнейшем трудоустройстве.
Реализация программы психолого-педагогического
сопровождения, направленной на профессиональное самоопределения старшеклассников, встречает на сегодняшний день целый ряд препятствий [7, 8, 9]. К недостаткам современной системы образования относится ослабление воспитательных функций и крайне низкий уровень нравственного воспитания и социализации учащихся. В настоящее время многими исследователями отмечается психологическая неготовность подростков и даже юношей к осуществлению осознанного выбора, к принятию ответственности за своё решение. Система образования, регламентированная множеством нормативно-правовых документов, не обладает достаточными ресурсами для организации поддержки личностного развития в целом, и развития способности к осуществлению выбора у учащегося, в частности. Важность развития осознанности, ответственности в процессе осуществления выбора, формирующегося в условиях более вариативного и дифференцированного обучения на старшей ступени обучения в общеобразовательной системе, определяет высокую степень востребованности организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках образовательного процесса позволит повысить успешность профессионального самоопределения старшеклассников, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы. В целом, реализация программы психолого-педагогического сопровождения должна обеспечить создание социализирующей среды в среднем общеобразовательном учреждении и способствовать профессиональному выбору и духовно-нравственному развитию личности старшеклассника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 20.11.2014).
2. Лернер, П.С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России /П.С. Лернер// Мир образования - образование в мире. 2009. №3. - С. 3-13.
3. 3.Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии. 2001. - № 1.-С.57-66.
4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.
5. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников - М.: Издательский центр «Академия»,2007. -192 с.
6. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» /Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 476 с.
7. Будагов Г.П. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 50-52.
8. Разуваев С.Г. О соподчиненности понятий "профессиональная социализация" и "профессионализация"
И.А. Юрьева
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ..
// XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего нального самоопределения школьников // Вектор науки плюс. 2013. № 7 (11). С. 145-149. Тольяттинского государственного университета. Серия:
9. Ионов А.В. Ценностные основания допрофессио- Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 125-128.
THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS
© 2014
I.A. Yuryeva, controller NPF «Municipal», the student of chair «Pedagogic and education psychology»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation. Authors of article consider features of professional self-determination of pupils of the senior classes at school. The analysis of the organization of psychological and pedagogical support of professional self-determination of senior pupils is given. As a methodical basis for the organization of psychological and pedagogical support it is offered to use the system and lichnostno-focused approaches. Authors believe that psychological and pedagogical support of pupils within the limits of educational process will allow to raise success of professional self-determination of senior pupils, will allow to keep unity of continuity of steps of educational system.
Keywords: educational system, psychological and pedagogical support, professional self-determination.
УДК 519.816
ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ НА ОСНОВЕ ВЕРОЯТНОСТНОЙ МАТРИЦЫ ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ
© 2014
О.Н.Ярыгин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика» М.А. Беляев, магистрант кафедры «Прикладная математика и информатика» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) М.А. Темирджанова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
математики и методики ее преподавания Карачаево-Черкесский государственный университет, Карачаевск (Россия)
Аннотация: В работе рассматривается обоснование управленческих решений с помощью снижения меры рассогласованности матриц парных сравнений, построенных на основе вероятностной шкалы предпочтения. Предлагается метод определения коэффициента стохастической рассогласованности на основе статистических испытаний (метод Монте-Карло).
Ключевые слова: метод анализа иерархий, вероятностная шкала предпочтения, согласованность матрицы парных сравнений, коэффициенты рассогласованности, статистическое моделирование.
В ситуациях многокритериального принятия решения в экономических и социальных системах возникают задачи связанные с выбором лучших из альтернативных вариантов, распределением ресурсов между альтернативными производителями и т.п. Метод анализа иерархий (МАИ), в оригинале называемый Analytic Hierarchy Process (AHP) [1], позволяет оценивать альтернативы пропорционально их приоритетам. Метод анализа иерархий (МАИ) является методом относительного измерения, и применяется для вывода относительных шкал, как из дискретных, так и из непрерывных парных сравнений в многоуровневых иерархических структурах. Сравнения могут производиться на основе реальных измерений или с помощью фундаментальной шкалы, которая отражает относительную силу предпочтений экспертов. МАИ допускает использование оценок отклоняющихся от полной согласованности, то есть в некоторой степени противоречащих друг другу. Поэтому предусматривается измерение рассогласованности сравнений. В общем случае МАИ предназначен для анализа нелинейных причинно-следственных связей, и применяется для выполнения как дедуктивного, так и индуктивного вывода, а также для одновременного рассмотрения множества факторов с учетом взаимозависимостей и обратных связей между ними.
Многие проблемы принятия решений включают как физические, так и психологические признаки. Под физическими признаками подразумеваются те, которые представляют определенные свойства объектов, существующие независимо от того, кто проводит измерение. Напротив, психологические признаки представляют собой субъективные представления и оценки индивидуумов (специалистов или экспертов), выполняющих оценивание. К этому методу приходится обращаться в тех случаях, когда решения не могут быть подкреплены статистическими данными и принимаются на основе
экспертных оценок. В случае наличия статистических данных задача сводится к прогнозированию последствий выбора того или иного варианта действий. Как отмечает в своих работах О.И.Иванов: «Теоретический анализ часто не позволяет однозначно ответить на вопрос о количественной взаимосвязи рассматриваемых признаков и целесообразности включении фактора в модель. Поэтому отбор факторов обычно осуществляется в две стадии: на первой подбираются факторы исходя из сущности проблемы, на второй - на основе матрицы показателей корреляции определяют статистики для параметры регрессии» [2,3].
В современном менеджменте решения принимаются на основании множества порой взаимозависимых критериев. При этом не всегда удается учесть имеющиеся статистические данные, ввиду их многочисленности и необозримости для одного «лица принимающего решение». По этой причине приходится использовать экспертные оценки, которые не только остаются субъективными, но и не учитывают полноту имеющихся данных.
Авторами настоящего исследования предложен новый подход к численной интерпретации шкалы предпочтения альтернатив, отличающийся от фундаментальной шкалы, предложенной автором метода анализа иерархий Т. Саати [1]. Вероятностная шкала предпочтений отличается от шкалы Т.Саати интерпретацией уровня предпочтения. Обе шкалы оценивают уровень предпочтения в значениях от 1 до 9. Но интерпретируются эти значения различно. Если уровень предпочтения 3 на шкале Саати означает « объект А1 в 3 раза превосходит объект А2» [1] (то есть уровень указывает «во сколько раз одна альтернатива предпочтительнее другой), то в случае вероятностной интерпретации уровню 3 означает, что «вероятность предпочтения альтернативы А1 альтернативе А2 равна 0.625» [4].
Как показано в [4], предлагаемая численная мо-