УДК 316 (075)
Волобуев Сергей Николаевич, к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления, Курский государственный университет
e-mail: [email protected]
Ковалев Михаил Михайлович, студент факультета экономики и менеджмента, Курский государственный университет e-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы управления информационной политикой в рамках существующей геополитической ситуации на муниципальном уровне.
Ключевые слова: информационная политика, государственное управление, информационное пространство, муниципальные образования.
MANAGEMENT OF INFORMATION POLICY MUNICIPALITY
Sergey Nikolaevich Volobuyev, cand.Econ.Sci., associate professor of management and public and municipal administration, Kursk state university e-mail: [email protected]
Mikhail Mikhaylovich Kovalyov, student of faculty of economy and management Kursk state university
e-mail: [email protected]
Summary: in this article questions of management of information policy within the existing geopolitical situation at the municipal level are considered.
Keywords: information policy, state management, information space, municipalities.
Развитие информационного пространства является важной доминирующей особенностью состояния современного общества в рамках глобального экономического развития. Катализатором развития данного процесса является переход от существующих ранее моделей социального устройства и развития общественных отношений к новой модели информационного общества [1]. В своей научной публикации Т.А. Полякова [3] дает оценку основным подходам к раскрытию сущности понятия информационная политика государства.
Рисунок 1 - Характеристика подходов к информационной политике
Согласно мнению автора существуют пять основных подходов на рассматриваемое явление. На рисунке 1 раскроем основные положения данных подходов.
В целом можно сделать вывод о том, что разброс мнению в области раскрытия сущности государственной информационной политики достаточно разнообразен. Вопрос доверия населения СМИ является важнейшим. Так результаты опросов общественного мнения, опубликованные в СМИ, особого доверия не вызывают. Только около 30 % опрошенных готовы подтвердить своё доверие к таким опросам. В общей сложности, 71 % курян считают информацию о деятельности представителей власти, полученную из СМИ, предвзятой и необъективной. Это относится, хотя и в меньшей степени (41,6 %), и к освещению политических событий [6].
Таблица 1 - Оценка объективности СМИ федерального и регионального уровня
Критерий оценки Центральное телеви- Местные телекана-
дение, % лы, %
Объективно показывают действительность 18,8 31,8
Приукрашивают действительность 53,5 34,0
Очерняют действительность 16,3 4,0
Затрудняюсь ответить 11,3 30,2
Вопрос влияния информационных, общественно-политических передач
телевидения на настроение и поведение людей получил определенный ответ -такое влияние является массовым, около 90%. То есть практически все опрошенные признают воздействие СМИ на население (таблица 2) [6].
Таблица 2 - Степень доверия результатам опросов общественного мнения
Степень доверия Единицы измерения %
Никогда не слушаю такого рода сообщения 8,5
Безусловно, доверяю 10,5
Скорее доверяю, чем не доверяю 19,7
В равной мере доверяю и не доверяю 23,5
Скорее не доверяю, чем доверяю 17,3
Безусловно, не доверяю 12,5
Одним из приоритетных направлений деятельности Администрации го-
рода Курска является работа с обращениями граждан. За 2012 - 2015 годы в
Администрацию города Курска поступило более 26 тыс. обращений, из них -около 60% составляют обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
В работе с обращениями граждан используются современные информационные технологии. Жители города имеют возможность направлять обращения по электронной почте, созданной на официальном сайте Администрации города Курска. За 2012 - 2015 годы рубрикой «Обращения граждан» воспользовались около 4,7 тыс. заявителей. Популярной формой общения стали прямые телеэфиры главы Администрации города с жителями о наиболее острых проблемах. За период 2012 - 2015 годов проведено около 140 прямых телеэфиров на следующих телеканалах: «ГТРК «Курск», «ТАКТ», «ТРК «Сейм», «ТВ-6 Курск». Кроме того, осуществлялся прием граждан по личным вопросам главой и руководителями отраслевых органов Администрации города Курска. По результатам рассмотрения обращений граждан приняты положительные решения по 20% обращений, по остальным даны разъяснения заявителям [5].
Большое внимание уделялось расширению доступа граждан (юридических лиц) к информации о деятельности органов Администрации города Курска, проводилась целенаправленная работа по реализации положений Федерального закона от 09.02.2012 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Концепции административной реформы в Российской Федерации. Принципиально обновлена структура официального сайта Администрации города Курска, позволяющая увеличить объем размещаемой на нем информации. Широкому информированию граждан способствовало увеличение объема информации, размещаемой в пресс-релизах, а также активное взаимодействие с журналистами и редакциями курских СМИ [2].
В целях повышения информационной открытости о деятельности Администрации города Курска регулярно рассылались по электронным адресам средств массовой информации пресс-релизы, освещающие деятельность Адми-
нистрации города, основные принятые документы, события и мероприятия в различных сферах жизни города. Начиная с 2010 года главой Администрации города Курска утверждается план еженедельных выступлений в муниципальной газете «Городские известия» заместителей главы Администрации города Курска и руководителей отраслевых и территориальных органов. Тематика выступлений определяется с учетом актуальности вопросов, наиболее часто поднимаемых курянами в прессе и поступающих на официальный сайт Администрации города Курска.
Таблица 2 - SWOT-анализ информационной политики МО город Курск
Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы и факторы риска
- Стабильная система управления городом. - Конструктивный диалог органов местного самоуправления с общественными организациями, населением путем проведения публичных слушаний, встреч с населением, заседаний Общественного совета при главе Администрации города Курска. - Предоставление отдельных муниципальных услуг в режиме «одного окна». - Использование информационных технологий в организации документооборота, работе с обращениями граждан - Проведение мероприятий по развитию территориального общественного самоуправления. - Проведение внутриведомственного мониторинга качества предоставления наиболее востребованных массовых услуг, оказываемых органами Администрации города Курска. - Внедрение системы меж- - Отсутствие независимого мониторинга качества муниципальных услуг, предоставляемых органами Администрации города Курска. - Несоответствие помещений архивного отдела требованиям, предъявляемым к зданиям для размещения архивов. - Отсутствие возможности предоставления полного пакета электронных услуг в связи с отсутствием соответствующего материально-технического обеспечения - Увеличение количества услуг, оказываемых в режиме «одного окна». - Увеличение доли реализованных предложений и рекомендаций членов Общественного совета при главе Администрации города Курска в общем числе поступивших предложений - Снижение удовлетворенности населения деятельностью Администрации города Курска. - Социальная напряженность и обострение политической ситуации
18Б№ 2499-9911 5
ведомственного электронного взаимодействия
С 2012 года организованы еженедельные медиаповоды для СМИ с целью освещения ими разносторонней деятельности Администрации города Курска и подготовка видеоматериалов для официального сайта Администрации города Курска, размещаемых под рубрикой «Главные события Курска» [5].
Открытости исполнительной власти муниципального образования «Город Курск» способствуют пресс-конференции руководителей Администрации города Курска, многочисленные интервью, а также ежемесячные выступления главы Администрации города Курска в прямом эфире курских телеканалов. В целях увеличения информированности аудитории вопросы курян, поступившие во время эфиров и представляющие широкий общественный интерес, а также ответы на них дублировались в газете «Городские известия».
Список литературы:
1. Нисневич, Ю.А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра [Текст] / Ю.А. Нисневич // Человек. Общество. Государство. - 2014. - №9. - С.23-27
2. Новосельский, С.О. Совершенствование механизмов формирования и функционирования управленческой команды в органах местного самоуправления / С.О. Новосельский, Е.Ю. Подосинников // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы (электронный журнал). - 2015.- №2(5) Июнь. - С.97-101
3. Полякова, Т.А. Совершенствование информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу [Текст] / Т.А. Полякова // Журнал российского права. - 2014. - №1. - С.20-25
4. Шевченко, А.В. Информационная устойчивость политической системы постиндустриального общества [Текст] / А.В. Шевченко // Журнал российского права. - 2015. - №7. - С.13-18
5. Официальный сайт Администрации Курской области. - [электронный ресурс] URL: http://adm.rkursk.ru
6. Экспертная оценка социологического опроса «Количественная и общая характеристика СМИ Центрально-Черноземного региона. ЦентральноЧерноземный Центр Защиты Прав СМИ» . - [электронный ресурс] URL: http://mmdc.narod.ru