УДК 32.019.51
Власов Александр Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, организации и технологии коммерции, Курский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, директор ООО «Курская областная торговоконсалтинговая компания» e-mail: [email protected]
Подосинников Евгений Юрьевич, кандидат политических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления Курского государственного университета, старший казначей Управления Федерального казначейства по Курской области e-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СМИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА (НА
ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию эффективности взаимодействия государственных региональных органов управления и СМИ в избирательном процессе Курской области. В статье предлагаются выявить и проанализировать основные механизмы взаимодействия государственных региональных органов управления и СМИ в избирательном процессе (на примере Курской области), освещаются теоретические и прикладные вопросы на региональном уровне.
Ключевые слова: массовая коммуникация, коммуникативно-
информационная деятельность, информационные отношения, коммуникативнополитические отношения.
Vlasov Alexander Aleksandrovich, Candidate of Economic Sciences, the associate professor of marketing, the organization and technology of commerce, the REU Kursk branch of G. V. Plekhanov, the director of JSC Kursk Regional Trade and Consulting Company e-mail [email protected]
Subaspen forests Evgeny Yuryevich, the candidate of political sciences, the associate professor of management and public and municipal administration of Kursk state university, the senior treasurer of Management of Federal Treasury across Kursk region
e-mail: [email protected]
INCREASE OF EFFICIENCY OF INTERACTION OF THE STATE REGIONAL GOVERNING BODIES AND MASS MEDIA IN ELECTORAL PROCESS: REGIONAL SPECIFICS (ON THE EXAMPLE OF KURSK REGION)
Summary : The present article is devoted to research of efficiency of interaction of the state regional governing bodies and mass media in electoral process of Kursk region. In article are suggested to reveal and analyse the main mechanisms of interaction of the state regional governing bodies and mass media in electoral process (on the example of Kursk region), theoretical and applied questions at the regional level are taken up.
Keywords : mass communication, communicative information activities, information relations, enniagramma method, communicative and political relations.
Оптимизация механизма взаимодействия государственной власти и массовой коммуникации, в лице средств массовой информации (далее - СМИ), является ключевой в деятельности по повышению эффективности государственного управления. Обусловлено это, прежде всего, тем, что среди многих характеристик современного общества преобладающими являются те, в которых внимание акцентируется на его информационной природе [3]. Действительно, современное общество становится все более и более информационным.
Взаимодействие - это связь. Информационное взаимодействие между властью государственной, информационной (СМИ), народовластием или властью гражданского общества образуется и проявляется в связях информационно-политического характера. В условиях построения информационного общества развивается новый тип социальной деятельности -коммуникативно-информационная деятельность, которая образует новый тип общественных отношений - «информационных отношений» в условиях, когда первостепенное значение для политики имеют массовые информационнокоммуникативные процессы [6].
Каждый вид общественных отношений развивается по определенным законам. Объективные требования этих законов, их учет в социальной практике выдвигают необходимость адекватного управления системой социально организуемой деятельности со стороны субъекта данных отношений. Однако, необходимость управления коммуникативно-информационной деятельностью, информационными отношениями вызвали потребность в новом виде менеджмента - информационном менеджменте, но в контексте общей теории управления.
Синтез информационной и политической деятельности, информационных и политических отношений формирует еще один специфический вид общественных отношений - информационно-политические (а шире -коммуникативно-политические) отношения. Сознательное использование объективных требований законов развития этих отношений в интересах социума ставит задачу разработки теории и практики информационнополитического управления и управления политической коммуникацией.
Сегодняшняя модель взаимодействия федеральной власти и СМИ, когда основные центральные информационные каналы подконтрольны государству, характеризуется тем, что большинство существующих медиа с видимым энтузиазмом работают в рамках данной схемы. Очевидно, что это связано в
первую очередь с экономической выгодой СМИ, так как в стране нет значимой оппозиции, обладающей значительными финансовыми ресурсами. Существующая авторитарная модель выгодна власти, и, судя по всему, одобряется населением, которое в большинстве своем поддерживает действующую власть [4].
Иную картину представляет собой региональный уровень. В субъектах РФ, существенно различающихся своей экономической и политической ситуацией, функционируют различные медиа-модели, своеобразными полюсами которых являются советская модель (авторитарная), и рыночная (коммерческая). В настоящее время в регионах идет процесс движения от авторитарной к коммерческой медиа-модели.
В настоящее время средства массовой информации представляют собой медиа-предприятия. Вместе с тем сфера массовой информации в России по-прежнему остается проблемной. Подавляющее количество средств массовой информации существует на средства спонсоров и инвесторов, а значит, отрабатывает их информационные заказы. Практически за всеми серьезными общероссийскими и региональными ежедневными газетами сегодня стоят либо федеральные и региональные органы власти, либо финансово-промышленные группы.
В условиях жесткой конкуренции на информационном поле Курской области государственные печатные СМИ проводят политику, направленную на сохранение и повышение тиражей областных и районных газет [5].
В целях выхода в сеть Интернет и, соответственно, расширения информационного поля все государственные СМИ имеют интернет-сайты, которые эффективно функционируют и позволяют поддерживать в режиме онлайн активную связь с читателями и телезрителями, увеличивать объем информации и улучшать качество рекламных услуг.
Ведется работа по улучшению полиграфического исполнения государственных изданий. В 2014 году в цвете (полноцвет и двухцвет) хотя бы один раз в году выходили все районные газеты.
Сюжеты ТРК «Сейм» транслируются на федеральном портале «Вся Россия», размещаются на официальном сайте Администрации Курской области в разделе «Видеоновости» [7].
Агентство коммуникаций и маркетинга АМК46 по заказу Центра региональной аналитики «ЭПРО-Курск» зимой 2015 года провело исследование общественного мнения, на основе которого осуществлено комплексное изучение медиарынка города Курска. В рамках исследования выявлены наиболее востребованные населением Курска каналы массовых коммуникаций, определены наиболее популярные среди курян информационные программы федеральных и региональных телеканалов [8]. По результатам опроса, наиболее популярным каналом массовых коммуникаций является телевидение, которое смотрит абсолютное большинство горожан - более 83 %. Однако небольшой сюрприз скрывается и за этими данными: 16,5 % опрошенных исключили для себя телеканалы из списка поставщиков новостей. Уверенное второе место среди каналов информации окончательно занял Интернет с отрывом от
печатных СМИ почти на 20 %. Но самое неожиданное, что Интернет как источник информации сегодня используют даже пенсионеры.
Редакции региональных государственных периодических печатных изданий в период избирательной кампании по выборам Губернатора Курской области (руководителя Администрации Курской области) безвозмездно обязаны предоставлять Избирательной комиссии Курской области не позднее чем в трехдневный срок со дня обращения не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади, а территориальным избирательным комиссиям - не менее одной двухсотой от еженедельного объема печатной площади. Избирательные комиссии используют указанную печатную площадь для опубликования решений комиссий, разъяснения законодательства о выборах Губернатора Курской области (руководителя Администрации Курской области), информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании, а также для ответов на вопросы избирателей и размещения иной информации [2].
Воздействие СМИ как социально-политического института неоднозначно коррелирует не столько с действиями самих масс-медиа, но и с уровнем информационной потребности самого населения, его субъективными характеристиками, представлениями и ценностными ориентациями. Иными словами, можно сказать, что российские граждане ведут себя под воздействием СМИ весьма по-разному, и при построении информационно-политических технологий требуется очень тщательно учитывать, какой из типов влияния СМИ является доминирующим в каждой конкретной целевой аудитории. Двойственность, противоречивость, неоднозначность функционирования СМИ в обществе связана с необходимостью совмещения в их деятельности профессиональной этики и получением максимальной прибыли, что обусловлено переходным состоянием российского общества. Эта проблема по-разному решается различными средствами массовой информации, равно как по-разному понимается роль и функции СМИ в российском обществе.
В Курской области взаимодействие институтов власти и СМИ носит асимметричный, неравномерный характер. Органы власти устанавливают правила, усложняющие процесс создания и функционирования местных СМИ. К ним относятся, например, регистрация печатных СМИ, носящая разрешительный характер, и аккредитация масс-медиа при местных органах власти, которая зачастую создает журналистам препоны для получения необходимой информации.
В среднесрочной перспективе до 2017 года государственная власть Курской области в лице комитета информации, государственных и муниципальных услуг планирует взаимодействие со СМИ в соответствии с государственной программой Курской области «Реализация государственной политики в сфере печати и массовой информации в Курской области» [7]. Планируется вести работу по следующим направлениям:
- распространение информации о деятельности Губернатора Курской области и Администрации Курской области посредством формирования
комитетом и выполнения подведомственными комитету автономными учреждениями государственного задания, предусматривающего освещение деятельности Губернатора Курской области и Администрации Курской области; выпуска Информационных бюллетеней Администрации Курской области; проведения пресс-конференций, брифингов и круглых столов с участием должностных лиц Администрации Курской области; проведения аккредитации и организации работы СМИ для освещения проходящих в Курской области мероприятий общефедерального и регионального значения; продолжения сотрудничества с федеральным информационным агентством в целях распространения информации о Курской области; размещения информационных материалов в федеральных и региональных печатных и электронных СМИ о деятельности органов исполнительной государственной власти Курской области;
- стимулирование региональных СМИ к объективному освещению социально-экономических преобразований и общественных процессов в Курской области путем проведения коллегий, семинаров, пресс-туров, творческих конкурсов СМИ, вручения п ремии Губернатора Курской области им. В.В. Овечкина в области средств массовой информации, п ремии Губернатора Курской области «За лучшее произведение в области профилактики наркомании» и других мероприятий в установленной сфере деятельности;
- анализ ситуации на информационном поле и актуализация проводимой информационной политики путем подготовки мониторингов федеральных, региональных и местных СМИ;
- развитие и повышение конкурентоспособности государственных СМИ, укрепление их материально-технической базы за счет реализации государственной программы Курской области «Реализация государственной политики в сфере печати и массовой информации в Курской области»;
- участие в реализации мероприятий государственных программ, нормативных правовых актов Курской области.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // СПС КонсультантПлюс.
2. Решение Избирательной комиссии Курской области №94/1050-5 от 08.08.2014 «Об утверждении Рекомендаций для представителей средств массовой информации по информационному обеспечению выборов в органы государственной власти Курской области и органы местного самоуправления на территории Курской области в единый день голосования 14 сентября 2014 года» // СПС КонсультантПлюс.
3. Борщик Н.Д. Эволюция систем управления как неотъемлемая составляющаятрансформации социально-экономической системы // Экономические науки. - 2014. - № 111. - С. 80-83.
4. Головина Р.В. Опыт дискурс анализа: образ главы муниципального образования в региональном СМИ [Текст] - Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2008. - № 1. - С. 41-57.
5. Подосинников Е.Ю., Подосинникова Р.В. Конструктивный диалог в политическом дискурсе местной власти и оппозиции Курской области // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2015. -№2 (5). С. 93-95.
6. Пясецкая Е.Н. Информационно-коммуникационные процессы
управления городом: опыт исследования // Среднерусский вестник
общественных наук. - 2014. - №6 (36). - С. 148-154.
7. Официальный сайт администрации Курской области [Электронный ресурс] URL : http://adm.rkursk.ru (дата обращения - 18.03.2015).
8. Официальный сайт администрации города Курска [Электронный ресурс] URL : http://www.kurskadmin.ru (дата обращения - 13.02.2015).
9. Официальный сайт Городского Собрания города Курска [Электронный ресурс] URL : http://glava-kurska.ru (дата обращения - 03.05.2015).