ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
УДК 32.019.51
Широких Юлия Владимировна, магистрант направления государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет e-mail: Yulia. Evdokimova954@yandex. ru
КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: настоящая статья посвящена исследованию эффективности
взаимодействия государственных региональных органов управления и СМИ в избирательном процессе Курской области. В статье предлагаются выявить и проанализировать основные механизмы взаимодействия государственных региональных органов управления и СМИ в избирательном процессе (на примере Курской области), освещаются теоретические и прикладные вопросы на региональном уровне.
Ключевые слова: коммуникативно-информационная деятельность,
информационные отношения, обращения граждан.
Schirokich Yulia Vladimirovna, undergraduates of the direction State and municipal management, Kursk State University e-mail: [email protected]
COMMUNICATIVE INTERACTION OF INSTITUTES OF THE POWER AND POPULATION OF KURSK REGION
Summary: The present article is devoted to research of efficiency of interaction of the state regional governing bodies and mass media in electoral process of Kursk region. In article are suggested to reveal and analyse the main mechanisms of interaction of the state regional governing bodies and mass media in electoral process (on the example of Kursk region), theoretical and applied questions at the regional level are taken up.
Keywords: communicative information activities, information relations, addresses of citizens.
Совершенствование механизмов современного гражданского общества неосуществимо без участия граждан в деятельности государственных структур. Системы оказания государственных услуг населению занимает важное место в достижении эффективной работы региональных органов исполнительной власти и положительно влияет на повышение имиджа власти среди населения.
Технологии и способы взаимодействия населения и органов государственной и муниципальной власти в управлении жизнью региона в настоящее время довольно разнообразны [3, 5]. Каждый имеет свои
специфические особенности, достоинства и недостатки. Перечислим те из них,
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
которые могут быть инициирован самими гражданами или объединениями граждан:
1) референдум или голосование граждан по вопросам регионального и местного значения;
2) опрос граждан. При этом, достаточно выявить мнение не всех жителей, как на референдуме, а лишь некоторого количества граждан, представляющих разные слои населения;
3) общественные приемные руководителей региональных исполнительных структур и муниципальных образований;
4) проведение регулярных встреч первых лиц органов власти и местного самоуправления с населением города или региона;
5) интернет-порталы органов государственной власти и местного самоуправления. Они предназначены для выполнения функции организации интерактивного взаимодействия с гражданами и организациями, предоставляя возможность обращения к уполномоченным служащим для решения своих вопросов, отслеживания хода выполнения запросов;
6) обращения и жалобы населения как регулятор деятельности региональных органов, Они представляют собой политический институт, являющийся элементом исторически сложившейся структуры принятия решений и определяющий формы контроля над реализацией принятых решении
[4].
Рассмотрим организацию коммуникаций между органами власти и обществом на примере работы органов исполнительной власти Курской области за первое полугодие 2015 год в динамике трех последних лет. Работа с обращениями граждан в исполнительных органах государственной власти Курской области организована в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [1].
В Администрацию Курской области за I полугодие 2015 года поступило 7239 обращений граждан, что на 22 % больше, чем за аналогичный период 2014 года (5639), из них: 5315 письменных, в том числе в форме электронных документов - 3493 и 1924 устных обращений граждан, из них коллективных - 328, повторных - 349, многократных - 34.
Заявлений поступило 6965, в которых граждане просили:
- о реализации конституционных прав (5172),
- о реализации конституционных прав других лиц (546),
- сообщили о нарушении нормативно-правовых актов и законов (199),
- о недостатках в работе государственных органов (486),
- о недостатках в работе органов местного самоуправления (517),
- о недостатках в работе в работе должностных лиц (49),
- критиковали деятельность государственных органов (87),
- критиковали деятельность органов местного самоуправления (102) и
- критиковали деятельность деятельность должностных лиц (27) [7].
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
Жалоб поступило 233 с просьбами о восстановлении или защите нарушенных прав и на действия должностных и уполномоченных лиц, кроме того 72 предложения поступили с рекомендациями по развитию общественных отношений, совершенствованию законов, правовых актов, улучшению социально-экономической сферы общества и др. [8].
Обращения граждан поступили через обращения в органы государственной власти, указанных таблице 1.
В Администрации Курской области руководителями исполнительных органов государственной власти в 1 полугодии 2015 года проведено 116 личных приемов граждан и 23 выездных приема граждан. Также осуществлялись приемы граждан руководящим составом исполнительных органов государственной власти Курской области в региональной общественной приемной Председателя Всероссийской политической партии «Единая Россия» и в Приемной Президента Российской Федерации в Курской области [6].
Таблица 1. Динамика обращений граждан Курской области через органы государственной власти за 2013-2015 гг. (1 полугодие)__________________
Количество обращений граждан
Адресат 1 полугодие 2013 г. 1полугодие 2014 г. 1 полугодие 2015 г.
из Администрации Президента РФ 1542 1409 2280
из Аппарата Правительства РФ 131 83 120
из Федерального Собрания РФ, 96 242 114
в том числе через депутатов Г осударственной Думы 61 210 70
от депутатов Курской областной Думы 30 26 27
Источник: официальный cайт администрации гoрoда Курска [Электронный ресурс] URL : http://www.kurskadmin.ru (дата обращения - 13.01.2016).
По результатам рассмотрения обращений граждан, поступивших на рассмотрение должностным лицам Администрации Курской области, решено положительно 1168 обращений или 19 %, с выездом на место, в том числе, с участием заявителя, рассмотрено 556 обращений или 9 %, 698 обращений или 11% рассмотрены коллегиально.
В результате рассмотрения письменных и устных обращений граждан в 151 случае в отношении виновных применены меры административной и дисциплинарной ответственности.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
Структурными подразделениями Администрации Курской области принято 29915 обращений граждан (в 1 полугодии. - 30 326), из них: 14337 устных обращений и 15578 письменных обращений, из которых решено положительно 8663 обращения. В органы местного самоуправления Курской области поступило 24 681 обращение граждан (в 1 полугодии 2014 г. - 26 422), из них: 11975 устных обращений, 12706 письменных, решено положительно 9058 обращений [6].
Реализация технологии взаимодействия власти и населения, как и всякий общественный процесс, имеет различные последствия.
Положительными последствиями являются следующие возможности:
- принимать управленческие решения, опираясь на информацию о реальных настроениях людей в поселении, на знания об иерархии наиболее актуальных проблем, требующих оперативного решения;
- оценивать отношение людей к постановлениям, решениям, принимаемым законодательной и исполнительной властью;
- принимать решения, осознавая степень готовности различных групп населения к принятию и реализации постановлений местной власти, направленных на осуществление перспективных и текущих задач;
- понимать расстановку социальных сил: знать городские социальные группы, готовые к активной работе по реализации принятых решений, ориентированные на пассивное ожидание или сопротивление нововведениям;
- работать, реализуя идею активного социального партнерства власти и населения, общественных движений, различных партий [3].
К отрицательным последствиям можно отнести:
- усложнение процесса принятия решений, поскольку согласование большого числа различных интересов - процесс более многоступенчатый и трудный;
- значительное удлинение сроков принятия решений;
- некоторое увеличение материальных затрат, обусловленное возрастанием числа участников управленческого процесса.
Таким образом, вопрос эффективного управления является полиаспектным. Во-первых, государственное управление не может быть делом всенародным, так как требует профессионализма, т.е. квалифицированных специалистов. Во-вторых, несомненные положительные результаты широкого участия жителей в процессе управления территорией должны учитываться и применяться.
Список литературы:
1. Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // СПС КонсультантПлюс.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
3. Головина Р.В. Опыт дискурс анализа: образ главы муниципального образования в региональном СМИ [Текст] - Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2008. - № 1. - С. 41-57.
4. Подосинников Е.Ю., Подосинникова Р.В. Конструктивный диалог в политическом дискурсе местной власти и оппозиции Курской области // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2015. -№2 (5). С. 93-95.
5. Пясецкая Е.Н. Информационно-коммуникационные процессы
управления городом: опыт исследования // Среднерусский вестник
общественных наук. - 2014. - №6 (36). - С. 148-154.
6. Официальный сайт администрации Курской области [Электронный ресурс] URL : http://adm.rkursk.ru (дата обращения - 18.01.2016).
7. Официальный сайт администрации города Курска [Электронный ресурс] URL : http://www.kurskadmin.ru (дата обращения - 13.01.2016).
8. Официальный сайт Городского Собрания города Курска
[Электронный ресурс] URL : http://glava-kurska.ru (дата обращения -
03.12.2015).