2. Адамчук А.М., Рахманин В.М. Болонский образовательный процесс: взгляды на проблемы его реализации в регионах // Вестник Петровской академии. - 2008. - № 10.
3. Гребнев Л. Лондонское коммюнике: завершающий этап Болонского процесса. К европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализирующегося мира // Высшее образование в России. -2007. - № 9.
4. Лабудин А.В., Ткачёва В.А. Образовательные стандарты и программы в области государственного и муниципального управления как институт подготовки кадров государственных и муниципальных служащих // В сб.: Научные труды СЗАГС. - СПб., 2011. - Т. 2, Вып. 1.
5. Садовничий В.А. Об экспертизе вузов и их укрупнении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.poisknews.ru/archive/2012/81.
6. Семёнова Г.П. Традиции Царскосельского лицея и проблемы современной подготовки чиновников // В сб.: Императорский Царскосельский Лицей в истории России XIX-XXI веков. - СПб., 2011. - С. 155.
7. Только спокойствие! Студентов просят не волноваться[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.poisknews.ru/archive/2012/81/.
8. Цинченко Г.М. Подготовка специалистов по социальной работе в рамках Болонского образовательного процесса // Управленческое консультирование. - 2009. - № 1.
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СОШ № 11» Г. НАЛЬЧИК)
© Тхагапсова Т.А.*
Средняя общеобразовательная школа № 11 им. Героя России Г.Н. Трошева, г. Нальчик
Рассматриваются вопросы влияния информационных технологий на сферу образования, применения их в образовательном процессе и в управлении образовательным учреждением. Даны теоретические и практические аспекты информатизации школы. Вопросы развития и совершенствования образовательного процесса за счет использования средств информатизации. Создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры МБОУ «СОШ № 11» г. Нальчик как единой системы информационного взаимодействия и развития информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности школы.
* Директор.
Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в XXI веке. Благодаря стремительному увеличению возможностей средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий формируется информационная среда обитания и жизнедеятельности людей, складывается информационное общество. В этом обществе для человека появляются не только принципиально новые возможности, но и возникают ранее не известные проблемы.
Перед школой ставится задача - подготовить обучающихся к условиям жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе, научить их действовать в этой среде, использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Для решения этой проблемы требуется информационная ориентация системы образования, становление и развитие процесса информатизации образовательных учреждений.
Развиваются и совершенствуются вопросы использования средств информатизации в образовательном процессе. Однако многие актуальные проблемы информатизации общества практически не изучаются в системе образования. В частности, слабо развиты подходы организации управления информатизацией образовательного учреждения. Это направление развития образования должно стать объектом внимания, как работников системы образования, так и политиков, государственных деятелей нашей страны, поскольку качество образования - не только гуманитарная проблема, но стратегический фактор социально-экономического развития страны, обеспечения ее национальной безопасности.
В педагогической науке сформировались теоретические предпосылки для разработки основных положений управления информатизацией образовательного учреждения с учетом организационно-методических, психолого-педагогических и социально-экономических особенностей образовательного учреждения.
Модель информатизации МБОУ «СОШ № 11» г.о. Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика) основана на анализе: 1) теоретической базы информатизации образования в современных условиях информационного общества как области педагогической науки, информационном подходе к управлению образовательным процессом; 2) практических аспектах информатизации системы образования МБОУ «СОШ №11» г.о. Нальчик (рис. 1). Что позволило сформулировать основные направления теоретических и практико-ориен-тированных подходов в области развития информатизации образования.
Перечислим их:
1. Теоретико-методические основы реализации разнообразных видов учебной деятельности, ориентированных на активное использование средств ИКТ в качестве инструмента познания и самопознания, самостоятельного представления и извлечения знаний, информационной и экспериментально-исследовательской деятельности.
2. Психолого-педагогические основы и методические подходы к организации информационной деятельности и информационного взаимодействия между обучающим, обучаемым (обучающимся) и интерактивным средством обучения, реализующим дидактические возможности ИКТ.
3. Теоретико-методические основы проектирования и функционирования информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения.
4. Выявление психолого-педагогических, здоровьесберегающих условий, обеспечивающих взаимодействие субъективных возможностей обучаемого и результатов педагогического воздействия, направленного на раскрытие, развитие и реализацию его интеллектуального потенциала, адекватно запросам современного информационного общества массовой глобальной коммуникации.
5. Теория и технология создания информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения на основе автоматизированных систем научно-педагогического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений) на основе ИКТ.
Так как главной целью процесса развития информационного пространства МБОУ «СОШ №11» г.о. Нальчик является создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры школы как единой системы информационного взаимодействия и развитие информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности школы, нами выделены следующие задачи:
- создание и обеспечение условий для удовлетворения информационных потребностей всех субъектов школьного сообщества;
- установление порядка формирования и использования информационных ресурсов, обязательного для всех субъектов информационных отношений в рамках единого информационного пространства школы;
- интеграция школьных информационных ресурсов независимо от принадлежности и собственности;
- обеспечение совместимости и взаимодействия информационных ресурсов с ресурсами, как школьной сети, так и Интернет-ресурсами;
- определение ответственных за создание информационных ресурсов и за их эффективное функционирование в едином информационном пространстве;
- создание системы экспертизы информационных продуктов для обеспечения необходимого качества информационных ресурсов;
- повышение уровня информационной грамотности всех субъектов школьного сообщества;
- расширение и укрепление информационных связей между образовательными учреждениями города, области, региона, укрепление доверия, общественного согласия и повышение заинтересованности в коллективных действиях;
- обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности представления информации всем субъектам школьного сообщества;
- обеспечение комплексной защиты информационных ресурсов, применение эффективных средств и методов обеспечения защиты информации в информационном пространстве школы;
- координация процессов развития информационного пространства всех структурных подразделений администрации, педагогического коллектива, учащихся школы и проведение единой политики.
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Средство достижения основной цели: перехода системы образования из режима функционирования в режим развития
Средство оптимизации учебного процесса
Рис. 1. Теоретическое обоснование комплекса мероприятий для информатизации ОУ
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: 1) обеспечение инновационного характера базового образования; 2) модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; 3) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; 4) формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
В настоящее время для МБОУ «СОШ № 11» наиболее важной представляется работа по следующим направлениям информатизации образования:
Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
1. Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий);
2. Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ).
3. Развитие информационно-управленческой системы (ведение базы данных; делопроизводство на ПК, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания и интерактивного холла гимназии).
4. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе школьных средств массовой информации (наполнение школьного Web-сервера; выпуск школьной газеты).
5. Дополнительное образование по информационно-коммуникационным технологиям (организация курсов, факультативов, профильных групп для профессиональной подготовки учащихся; создание банка данных результатов работы курсов, факультативов, профильных групп; дистанционное образование школьников и учителей школы).
6. Организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, работа студий детского компьютерного творчества, участие в сетевых образовательных проектах).
7. Организация доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий и оказание помощи в их применении обучающимся и сотрудникам школы, проведение и консультирование проектной деятельности учащихся, связанной с применением информационно-коммуникационных технологий.
8. Создание банка данных образовательных ресурсов.
9. Обслуживание, ремонт, усовершенствование технических средств.
Указанные направления являются необходимыми, обязательными и взаимосвязанными компонентами жизнедеятельности и развития образовательного учреждения в условиях модернизации и инновационного развития системы образования и государства в целом.
Список литературы:
1. Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации как области педагогической науки и практики. - М.: ИИО РАО, 2007.
2. Роберт И.В. Информатизация образования как трансфер-интегратив-ная область научного знания. - М.: ИИО РАО, 2009.