Научная статья на тему 'Проблемы управления образованием в условиях интеграции'

Проблемы управления образованием в условиях интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнов М. С.

Статья посвящена некоторым проблемам управления высшим профессиональным образованием в условиях присоединения России к Болонскому процессу. Автор полагает, что результаты от интеграции в сфере образования будут тем весомее, чем осознаннее мы будем, внедряя европейский опыт, учитывать и популяризировать опыт национальный. Ведь Болонский процесс «не догма, а руководство» к отдельному и коллективному поиску и коллегиальному действию в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления образованием в условиях интеграции»

Таким образом, в процессе проведенного исследования предположения о том, что применение актуальных методов мотивации в процессе управления персоналом позволит повысить эффективность деятельности педагогов, на практике получили подтверждение.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования разработанной нами системы мотивации персонала как в деятельности исследуемого образовательного учреждения, так и адаптации к условиям деятельности других ОУ а также практической основой для разработки других направлений стимулирования труда с целью расширения возможностей управленческого воздействия на трудовую мотивацию педагогов.

Список литературы:

1. Лизинский В.М. Диагностика успешности учителя / В.М. Лизинский. -М.: Педагогический поиск, 1997.

2. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 448 с.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ

© Семёнов М.С.*

Национальный открытый институт России, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена некоторым проблемам управления высшим профессиональным образованием в условиях присоединения России к Болон-скому процессу. Автор полагает, что результаты от интеграции в сфере образования будут тем весомее, чем осознаннее мы будем, внедряя европейский опыт, учитывать и популяризировать опыт национальный. Ведь Болонский процесс «не догма, а руководство» к отдельному и коллективному поиску и коллегиальному действию в сфере образования.

Присоединение России к Болонскому процессу, официально заявленное в Берлине в 2003 г. на Конференции министров образования стран Европы, несомненно, отвечает потребностям глобализирующегося во всех сферах рынка и активной миграции населения. Однако в настоящее время страны Европы, куда в основном идёт отток специалистов из России и бывших республик СССР, несомненно, больше, чем Россия, заинтересованы в создании единого профессионального образовательного пространства, сопоставимых национальных систем образования. В частности, поэтому даже после при-

* Старший преподаватель кафедры Менеджмента, соискатель.

соединения к Болонскому процессу в России необходима адекватная национальная образовательная политика, более критично относящаяся к опыту зарубежной высшей школы и более активно предлагающая Европе отечественный опыт. Безоглядный же и поспешный слом традиционной системы образования - чего, кстати, отнюдь не требовали документы, подписанные в Болонье, - непродуманное внедрение новых правил и опыта других стран без учёта национальных особенностей и состояния общества, таит в себе вместо ожидаемого совершенствования и развития угрозу дальнейшего снижения и качества, и авторитета национального образования.

Так, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) - при всей постепенности этого процесса в масштабах страны - было осуществлено без учёта сложного положения, в каком после отказа от коммунистической идеологии, падения уровня нравственности и духовности в обществе оказались средняя и высшая школа, вся система образования и воспитания в постсоветской России. Престиж учителя и серьёзного учения резко снизился. В условиях, когда в метро можно было беспрепятственно купить не только аттестат зрелости или диплом о высшем образовании, но и диплом о присвоении степени кандидата и доктора любых наук, - главным стало получение «справки об уме». В старших классах средних школ учителя вынуждены заниматься не столько расширением и углублением знаний учащихся, сколько их «натаскиванием» на успешную сдачу ЕГЭ, а это не способствует притоку в высшие учебные заведения страны большого количества действительно подготовленных к вузовскому образованию, приученных к самостоятельму аналитическому и творческому мышлению, увлечённых будущей специальностью абитуриентов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», к началу 2013 г. должна быть проведена «разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена» [1, с. 1]. Каких мер? Постоянной работы специалистов над совершенствованием тестовых заданий для ЕГЭ? Такая работа не прекращается уже несколько лет, и надо признать её несомненную эффективность. Однако параллельно нужны меры совсем иного характера: необходима действительно результативная борьба с коррупцией, превратившей в фарс многие хорошие начинания в постсоветской России. Это напрямую относится и к проведению ЕГЭ в отдельных регионах и школах страны. Юноши и девушки «из глубинки», а также из недостаточно обеспеченных семей, рассчитывавшие попасть на бесплатное обучение в престижные вузы, в иных случаях оказываются обойдёнными «отличниками», плохо владеющими государственным языком, порой, как фонвизинский Митрофан, не умеющими отличить прилагательное от существительного, не способными самостоятельно решить математическую задачу, не знающими историю даже своей страны. И с такими обладателями - согласно документам - самых высоких баллов по итогам ЕГЭ высшее учебное заведение вынуждено работать.

Сказанное - не довод против ЕГЭ, но в настоящее время и вплоть до зримых результатов борьбы с коррупцией, по-видимому, всё-таки нужно в той или иной форме сохранить дополнительные испытания по русскому языку и профильному предмету при поступлении во все вузы для всех абитуриентов. Это может быть собеседование, тестирование, контрольная работа и т.д. - всё то, что позволит подтвердить высокие баллы, полученные при сдаче ЕГЭ. Нельзя, чтобы современный вуз занимался «ликбезом»!

Тормозом на пути развития высшего образования в постсоветской России, одним из факторов снижения качества дипломированных специалистов стало также отставание учебных программ от требований рынка. В настоящее время в России повсеместно вводятся учебные стандарты третьего поколения для бакалаврской и магистерской ступени обучения, направленные на решение этой проблемы и переход от командной системы управления к направляемо-либеральной, «максимально расширяющей академическую свободу вузов в формировании образовательных программ и выборе учебных дисциплин» [4, с. 87].

К сожалению, при всех достоинствах новых стандартов, вряд ли можно считать оправданным введение в качестве обязательных таких дисциплин, как физкультура (до 400 часов за 4 года бакалавриата) и обеспечение безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Помочь детям, учась, не ухудшить здоровье и овладеть правилами безопасности - дело школы, семьи и общества. В условиях сокращённого бакалаврского срока обучения данные дисциплины в указанном объёме могут скорее помешать в получении глубоких профессиональных знаний, умений и навыков в той или другой конкретной области. Думается, что количество часов, отводимых в вузах неспортивного профиля на физкультуру, целесообразно сократить как минимум до 100, а ОБЖ - вообще исключить [6, с. 155]. Одновременно во всех вузах или на межвузовских пространствах можно организовать больше бесплатных спортивных секций, поставить теннисные столы, построить теннисные корты, волейбольные и баскетбольные площадки, поля для мини-футбола, чаще устраивать внутри- и межвузовские соревнования т.д.

Этот «перекос» в новейших учебных планах тем более ощутим при резком сокращении объёма и даже полном исключении некоторых традиционных для российских вузов общеобразовательных дисциплин. Как известно, европейская кредитная (балловая) система оценки знаний ориентирует бакалаврские учебные планы исключительно на профессиональную подготовку студентов [3, с. 71].

Хотелось бы надеяться, что эти проблемы будут учтены в предложениях по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, которые, согласно упомянутому выше Указу Президента РФ, должны быть представлены в декабре 2014 г.

Помехой качественному профессиональному образованию в постсоветской России стало, кроме того, появление большого количества государственных и негосударственных вузов, нередко по разным причинам менее требовательных к знаниям своих питомцев, а также стремление многих вузов -часто без достаточной для этого базы - открыть кафедры и факультеты по непрофильным, но «модным» дисциплинам. И то, и другое приводит к переизбытку, в том числе плохо подготовленных, юристов, экономистов, управленцев и т.д., не находящих применения по специальности на рынке труда.

Поэтому проводимый, согласно упомянутому выше Указу Президента РФ, мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений для оценки эффективности их работы и в случае необходимости - дальнейшей реорганизации, не только оправдан, но и важен. Однако запланированное сокращение государственных вузов на 20 %, а их филиалов - на 30 невольно заставляет вспомнить историю с цифрами при коллективизации в СССР. Дело ведь не в точном исполнении предписания «сверху», а в целесообразности сокращения некоторых вузов за счёт их сдияния с другими, даже если их процент окажется выше.

Нет ли в иных случаях здесь опасности поспешно-формального укрупнения, которое через несколько лет может потребовать обратного «разукрупнения»? На такую мысль наталкивает, например, превращение региональных академий государственной службы (с филиалами) в институты -филиалы Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ. Во всяком случае, вопрос о превращении некоторых успешно работающих региональных вузов вместе с их филиалами в структурные элементы московских отнюдь не однозначен ни с профессиональной, ни с управленческой, ни с финансовой точки зрения.

Президент Ректорского сообщества В.А. Садовничий выразил готовность данной структуры быть экспертом в работе по повышению качества высшего образования и решению задачи сокращения и укрупнения вузов [5]. Вне всяких сомнений, такие вопросы не могут решаться без участия самих высших учебных заведений. Кроме того, их реорганизация должна сопровождаться соответствующей разъяснительной работой: в каждом конкретном случае преподавательский состав и студенты должны получить исчерпывающую информацию о причинах и смысле происходящего. Иначе не избежать напряжённости и протестных реакций: так, студенты Московского государственного горного университета (МГГУ) выступили против слияния их вуза с Московским государственным институтом стали и сплавов (МИСиС) [7].

И, конечно, необходим независимый общественно-профессиональный анализ деятельности негосударственных вузов. К сожалению, в некоторых случаях сохраняющаяся в работе и аккредитации таких вузов высокая кор-рупционно-коммерческая составляющая позволяет им иногда длительное время оставаться «на плаву» даже при весьма серьёзных упущениях и нару-

шениях. Для того, чтобы смыслом существования всех негосударственных вузов был не только бизнес, но и хорошее образование для своих питомцев, чтобы они чувствовали себя увереннее и в своей работе, и на рынке профессионального труда, они должны быть более ощутимо включены в общее образовательное пространство города, региона, страны, вместе с государственными вузами участвовать в педагогических, ректорских и профессиональных сообществах. Студенты таких вузов должны иметь возможность участвовать в межвузовских мероприятиях, соревнованиях, конференциях; чтобы чувствовать себя полноправными членами большого студенческого братства и, главное, иметь возможность более широких профессиональных контактов, в том числе стажируясь в европейских вузах.

Специалисты справедливо указывают на целый ряд специфических российских проблем, возникающих на разных этапах реализации принципов Болонского процесса. Среди них - отсутствие широких возможностей для семестрового обучения российских студентов за рубежом из-за недостаточной платёжеспособности большинства студентов, нередкой вузовской «неспособности обеспечить высокие практические знания иностранного языка», а также из-за визового режима препятствующего мобильности студентов и преподавателей, делающего европейский рынок труда для многих закрытым и др. [8, с. 176-177].

Для страны с большими и признанными традициями и успехами в сфере среднего и высшего образования - какой, безусловно, был Советский Союз -интегративные процессы не могут быть сводимы к стремлению разрушить всё своё «до основанья» и заменить иностранными образцами - необходим более взвешенный подход, необходимо чёткое понимание того, что интеграция не означает ассимиляции. Даже беря всё лучшее из системы европейского образования, мы не должны зарубежные образцы переносить на русскую почву некритично, в спешке, формально, не сообразуясь с национальными особенностями и современными условиями, в том числе с региональной спецификой [2, с. 48]. Наши результаты от интеграции в сфере образования будут тем весомее, чем осознаннее мы будем, перенимая чужой опыт, поддерживать всё живое и перспективное, что накоплено в опыте отечественном, будем на российской ниве, в нашей истории, в нашем опыте и сегодняшнем творческом поиске находить и предлагать другим наши подходы к совершенствованию образования в современном мире. Ведь Болонский процесс - «не догма, а руководство» к отдельному и коллективному поиску и коллегиальному действию в сфере образования. Именно потому он и называется процессом.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: graph.document.kremlin.ru/page.aspx...

2. Адамчук А.М., Рахманин В.М. Болонский образовательный процесс: взгляды на проблемы его реализации в регионах // Вестник Петровской академии. - 2008. - № 10.

3. Гребнев Л. Лондонское коммюнике: завершающий этап Болонского процесса. К европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализирующегося мира // Высшее образование в России. -2007. - № 9.

4. Лабудин А.В., Ткачёва В.А. Образовательные стандарты и программы в области государственного и муниципального управления как институт подготовки кадров государственных и муниципальных служащих // В сб.: Научные труды СЗАГС. - СПб., 2011. - Т. 2, Вып. 1.

5. Садовничий В.А. Об экспертизе вузов и их укрупнении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.poisknews.ru/archive/2012/81.

6. Семёнова Г.П. Традиции Царскосельского лицея и проблемы современной подготовки чиновников // В сб.: Императорский Царскосельский Лицей в истории России XIX-XXI веков. - СПб., 2011. - С. 155.

7. Только спокойствие! Студентов просят не волноваться[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.poisknews.ru/archive/2012/81/.

8. Цинченко Г.М. Подготовка специалистов по социальной работе в рамках Болонского образовательного процесса // Управленческое консультирование. - 2009. - № 1.

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СОШ № 11» Г. НАЛЬЧИК)

© Тхагапсова Т.А.*

Средняя общеобразовательная школа № 11 им. Героя России Г.Н. Трошева, г. Нальчик

Рассматриваются вопросы влияния информационных технологий на сферу образования, применения их в образовательном процессе и в управлении образовательным учреждением. Даны теоретические и практические аспекты информатизации школы. Вопросы развития и совершенствования образовательного процесса за счет использования средств информатизации. Создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры МБОУ «СОШ № 11» г. Нальчик как единой системы информационного взаимодействия и развития информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности школы.

* Директор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.