Научная статья на тему 'Модель управления проектной деятельностью (на примере МБОУ Гимназия №4 г. Нальчик)'

Модель управления проектной деятельностью (на примере МБОУ Гимназия №4 г. Нальчик) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоева Р. А.

В статье автором описывается конкретные примеры реализации в школе проектов, направленных на повышение качества образования. Дается краткая характеристика проектов: «Информатизация Школы № 4», «Управление качеством образования в культурологической школе», «Создание системы повышения уровня профессиональной компетентности классных руководителей в МОУ «Гимназии № 4» г. Нальчика», «Школа компетентного учителя». В заключение автор пишет о влиянии проектов на организационную структуру инновационной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель управления проектной деятельностью (на примере МБОУ Гимназия №4 г. Нальчик)»

2. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. - М.: Экономика, 2008.

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ ГИМНАЗИЯ №4 Г. НАЛЬЧИК)

© Нагоева Р.А.*

Гимназия № 4, г. Нальчик

В статье автором описывается конкретные примеры реализации в школе проектов, направленных на повышение качества образования. Дается краткая характеристика проектов: «Информатизация Школы № 4», «Управление качеством образования в культурологической школе», «Создание системы повышения уровня профессиональной компетентности классных руководителей в МОУ «Гимназии № 4» г. Нальчика», «Школа компетентного учителя». В заключение автор пишет о влиянии проектов на организационную структуру инновационной школы.

МОУ Гимназия № 4 г. Нальчика, являющееся основной базовой площадкой проводимого исследования, с момента зарождения идеи рассматривалась автором как грандиозный инновационный проект.

За последние три года реализации расширилась инновационная составляющая школы:

- создание сквозного учебного плана, охватывающего базовый компонент, вариативный компонент и ресурсные возможности блока дополнительного образования, для единого образовательного пространства в рамках различных образовательных траекторий внутри общеобразовательной школы;

- создание спецкурсов, элективных программ, кружковых программ, расширяющих образовательные возможности школы;

- разработка единого расписания для учащихся всей школы, куда должны быть включены: базовый компонент образования, вариативный компонент, кружковой компонент из ресурсов блока дополнительного образования;

- развитие проектной деятельности, проектных способностей, освоение способов программирования;

- развитие нового типа повышения квалификации педагогов через Интернет.

За три года реализации Программы развития накоплен определенный опыт инновационной работы:

* Директор.

- переход на программно-целевое управление, т.е. управление по целям и результатам;

- переход на горизонтальную корпоративную систему управления;

- использование проектной деятельности и других интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе;

- создание модели государственно-общественного управления;

- создание модели внутришкольного повышения квалификации через работу постоянно действующего семинара по актуальным вопросам развития системы образования.

Школьной командой был реализован проект «Информатизация Школы № 4».

Особенностью образовательного проекта является совершенствование образовательного процесса и повышение качества образования на основе эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в учебной и внеучебной работе с учащимися. При условии адекватных ресурсных вложений и их рационального использования целевые участники проекта научились:

- быть деятельными в строительстве собственного образовательного маршрута;

- конструктивно сотрудничать в образовательном процессе и в социально значимых видах деятельности;

- использовать сетевые технологии взаимодействия.

Масштабы реализации проекта и системные эффекты заключаются в повышении рейтинга и статуса Школы № 4, что стало предпосылкой развития для муниципальной и, как следствие, Кабардино-Балкарской системы образования посредством создания сперва локальных, а затем сетевых Программ информатизации.

Авторы проекта рассматривают 3 группы факторов, обосновывающих актуальность проекта.

Во-первых: тенденция создания информационного общества - одна из макротенденций развития мира. То есть, использование информационных технологий - одно из существенных направлений развития современного общества. Школа не может оставаться от этого в стороне. Проект направлен на поддержание этой тенденции.

Во-вторых: проект отвечает образовательному заказу родителей, образовательным потребностям учащихся. Неоднократно опросы, выявляющие мнение родителей о том, что является наиболее востребованной услугой в сфере образования, показывали, что предпочтение отдается иностранным языкам и информационным технологиям. Общественное сознание следует социальной макротенденции информатизации, что вполне понятно.

Не меньшее количество опросов учащихся показало, что использование информационных технологий в образовании делает его значительно более привлекательным для ученика.

В-третьих: проект направлен на обеспечение условий реализации федеральной и региональной программ развития образовательной информационной среды.

Таким образом, актуальность проекта определяется потребностью в нем как общества и государства в целом, так и родительского сообщества и конкретного учащегося, в частности.

Следующим большим проектом стал проект по формированию толерантного взаимодействия в поликультурной среде школ города.

Общая стратегическая цель проекта - Создание на базе МОУ «СОШ № 4» г. Нальчика образовательного центра по формированию толерантного взаимодействия в поликультурной среде школ города.

В ходе реализации проекта решены задачи:

Создания административной структуры для функционирования постоянно действующего городского семинара.

- Привлечение участников образовательного процесса для участия в работе постоянно действующего городского семинара.

- Разработана программа постоянно действующего городского семинара «Использование в образовательном процессе интерактивных форм работы для формирования толерантной личности в поликультурной среде».

- Апробация и тиражирование опыта внедрения в школьную практику интерактивных форм обучения для формирования толерантной личности в поликультурной среде.

- Разработка и внедрение методики использования ресурса Интернет-сайта для расширения сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в поликультурном пространстве.

- Апробация и тиражирование методики вовлечения участников образовательного процесса в социально значимую деятельность.

Значимым для школы является проект «Управление качеством образования в культурологической школе».

Целью проекта является создание механизмов и систем управления качеством образования в школе.

Задачи проекта:

1. Создание системы комплексного взаимодействия всех субъектов образования, направленного на управление качеством.

2. Создание критериальной основы качества образования.

3. Создание корпоративных стандартов качественного образования.

4. Оформление стандартов качества образования в школе формализованным общественным договором (конвенцией) между субъектами образования.

5. Разработка индикаторов этих стандартов как на существующей нормативной основе (стандарты СанПиН, Госпожнадзор и др.), так и на основании общественного договора.

6. Создание системы индикаторов роста качества образовательного процесса и модельных характеристик выпускника школы.

7. Создание единой системы управления качеством, по принципу: качество образовательного процесса - условие качественного результата - модельной характеристики выпускника.

8. Создание ИКТ-ресурсов, поддерживающих и обеспечивающих систему управления качеством образования.

9. Формализация во внутренних нормативах, локальных актах, инструкциях и положениях организованной системы управления качеством.

В ходе реализации проекта были достигнуты результаты, которые позволили:

1. Повысить качества образования.

2. Создать ситуацию управляемого и планируемого развития, ориентированного на социальные ожидания, в условиях социальной ответственности.

3. Создать механизмы контроля и управления качеством образования.

4. Создать модель школы, внедрившей в образовательную практику внутришкольную систему управления качеством.

Также хочется отметить, что в школе реализованы и другие проекты, которые повлияли на повышение качества образования в школе и, в целом, в городе. Среди них: подпроект «Создание системы повышения уровня профессиональной компетентности классных руководителей в МОУ «СОШ № 4» г. Нальчика» к проекту «Управление качеством образования в культурологической школе»; подпроект «Школа компетентного учителя» к проекту «Управление качеством образования в культурологической школе».

Повышение качества образования и воспитания на основе формирования основных компетентностей и повышения квалификации всех участников образовательного процесса, с применением инновационных технологий, позволит школе повысить интеллектуальный потенциал учащихся, обеспечить компетентностный подход в обучении и воспитании и эффективно использовать педагогический потенциал.

Работа над упомянутыми проектами подтвердила следующие концептуальные положения проектного управления:

- эффективны те проекты, которые интегрированы со стратегическим планом развития школы;

- у подобных инвестиционных проектов основными ограничениями были сроки, бюджет и качество;

- в проектную группу подобных проектов должны входить специалисты в разных отраслях - право, образование, экономика, финансы, санитарные врачи. Совпадение этапов жизнедеятельности проекта и этапов развития проектной команды - это обязательное условие выполнения сроков проекта и выполнения запланированного качества продукта.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- большая часть проектов, внедряемых в школе, относится к комбинированным проектам. Они включают в себя обучение учителей новым технологиям, требуют программного и технического перевооружения образовательного процесса, создания продуктов сопровождения учебных занятий, контроля знаний, продуктов для самостоятельного обучения учащихся;

- любой проект неэффективен при локальном внедрении. Внедрение ограниченным кругом учителей и в ограниченном круге образовательных областей и задач влечет за собой снижение эффективности использования техники, программного сопровождения и увеличения риска нивелирования достигнутых результатов при ротации педагогических кадров;

- процесс интеграции проектов в организационную структуру школы вызвал эволюцию (вторичную модернизацию) этой структуры от линейно-функциональной, далее к линейно-функциональной.

Такое влияние проектов на организационную структуру инновационной школы определяется несколькими причинами: во-первых, проекты являются уникальными, единичными мероприятиями с вполне определенным началом и завершением. Эффективность непрерывной деятельности достигается главным образом путем разделения сложных заданий на простые повторяющиеся операции. Проекты по своей природе не рутинны и, следовательно, являются оригинальными; во-вторых, большинство проектов по своей сути являются междисциплинарными и затрагивают различные образовательные области, что требует координации усилий самых разных специалистов.

Большая часть проектов (кроме тех, целью создания которых являлся проект) не потребовали создания дополнительной единицы в оргструктуре, но потребовали перехода на новый уровень организационной культуры;

- главным отличием управления проектами от управления проектами в производственной сфере является то, что деятельность всех объектов направлена на постоянную мотивацию творческой активности человеческих ресурсов как обучаемого, так и обучающего, а также отсутствием в образовательных учреждениях жестких границ распределения полномочий;

- сформулированные характеристики проектов в совокупности составляют и объясняют сущность культуры организации: принадлежность к организации, акцент на команду, феномен управления, структурную интеграцию, контроль, толерантность к риску, критерии поощрения, толерантность к конфликтам, ориентацию на средства или цели, фокус открытых систем. В работе над проектами эти характеристики стали смещаться в сторону организации с высоким уровнем культуры. Например, происходит смещение акцентов от индивидуального эксперимента учителя к проектным процессам в команде;

структурная координация смещается в сторону высокой взаимозависимости функциональных служб и проектных групп; повышается толерантность к риску; возрастает направленность на цели и результат (а не на процесс и средства); школа становится более открытой для внешнего круга общения; и у педагогов и у детей формируется гордость за принадлежность к школе; - определены принципы реализации идеи развития в рамках проектного обучения. Разработаны правила и принципы осуществления проектного обучения индивидуальным и командным способом. Проектные команды обладают более обширными знаниями, умениями и навыками. Вовлеченность (включенность) в групповую работу - это эффективный инструмент преодоления сопротивления к новым идеям. Этот тезис оказался очень важным в период интеграции проектов в образовательный процесс школы.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ВУЗОВ

© Нижник С.Г.*, Калинина Н.Д.*

Тульский государственный университет, г. Тула

Реформирование национальных систем высшего образования последние годы обусловлено подписанием Болонского процесса, целью которого выступает создание единого общеевропейского пространства высшего образования. Ситуация в системе образования характеризуется интеграцией отечественного высшего образования в мировую университетскую систему в связи с чем продолжается активный поиск теоретических и методологических подходов и оснований инноваций, модернизации и реформирования.

В современной системе высшего образования происходят значительные изменения, среди которых: новые экономические условия деятельности системы высшего профессионального образования; формирование рынка образовательных услуг; формирование новых форм взаимодействия вузов с государством (введение госзаказа, многоуровневая система образования, ЕГЭ, ИГА и ГИФО); ориентация вузов на запросы потенциальных потребителей образовательных услуг; переход образования на инновационные технологии; внедрение электронного обучения; реализация кластерного, системного взаимодействия образования, науки и бизнеса в интересах развития современной России; усиление конкуренции вузов в силу глобализации образова-

* Аспирант кафедры Экономики и управления.

* Доцент кафедры Туризма и индустрии гостеприимства, кандидат технических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.