2. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. - М.: Экономика, 2008.
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ ГИМНАЗИЯ №4 Г. НАЛЬЧИК)
© Нагоева Р.А.*
Гимназия № 4, г. Нальчик
В статье автором описывается конкретные примеры реализации в школе проектов, направленных на повышение качества образования. Дается краткая характеристика проектов: «Информатизация Школы № 4», «Управление качеством образования в культурологической школе», «Создание системы повышения уровня профессиональной компетентности классных руководителей в МОУ «Гимназии № 4» г. Нальчика», «Школа компетентного учителя». В заключение автор пишет о влиянии проектов на организационную структуру инновационной школы.
МОУ Гимназия № 4 г. Нальчика, являющееся основной базовой площадкой проводимого исследования, с момента зарождения идеи рассматривалась автором как грандиозный инновационный проект.
За последние три года реализации расширилась инновационная составляющая школы:
- создание сквозного учебного плана, охватывающего базовый компонент, вариативный компонент и ресурсные возможности блока дополнительного образования, для единого образовательного пространства в рамках различных образовательных траекторий внутри общеобразовательной школы;
- создание спецкурсов, элективных программ, кружковых программ, расширяющих образовательные возможности школы;
- разработка единого расписания для учащихся всей школы, куда должны быть включены: базовый компонент образования, вариативный компонент, кружковой компонент из ресурсов блока дополнительного образования;
- развитие проектной деятельности, проектных способностей, освоение способов программирования;
- развитие нового типа повышения квалификации педагогов через Интернет.
За три года реализации Программы развития накоплен определенный опыт инновационной работы:
* Директор.
- переход на программно-целевое управление, т.е. управление по целям и результатам;
- переход на горизонтальную корпоративную систему управления;
- использование проектной деятельности и других интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе;
- создание модели государственно-общественного управления;
- создание модели внутришкольного повышения квалификации через работу постоянно действующего семинара по актуальным вопросам развития системы образования.
Школьной командой был реализован проект «Информатизация Школы № 4».
Особенностью образовательного проекта является совершенствование образовательного процесса и повышение качества образования на основе эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в учебной и внеучебной работе с учащимися. При условии адекватных ресурсных вложений и их рационального использования целевые участники проекта научились:
- быть деятельными в строительстве собственного образовательного маршрута;
- конструктивно сотрудничать в образовательном процессе и в социально значимых видах деятельности;
- использовать сетевые технологии взаимодействия.
Масштабы реализации проекта и системные эффекты заключаются в повышении рейтинга и статуса Школы № 4, что стало предпосылкой развития для муниципальной и, как следствие, Кабардино-Балкарской системы образования посредством создания сперва локальных, а затем сетевых Программ информатизации.
Авторы проекта рассматривают 3 группы факторов, обосновывающих актуальность проекта.
Во-первых: тенденция создания информационного общества - одна из макротенденций развития мира. То есть, использование информационных технологий - одно из существенных направлений развития современного общества. Школа не может оставаться от этого в стороне. Проект направлен на поддержание этой тенденции.
Во-вторых: проект отвечает образовательному заказу родителей, образовательным потребностям учащихся. Неоднократно опросы, выявляющие мнение родителей о том, что является наиболее востребованной услугой в сфере образования, показывали, что предпочтение отдается иностранным языкам и информационным технологиям. Общественное сознание следует социальной макротенденции информатизации, что вполне понятно.
Не меньшее количество опросов учащихся показало, что использование информационных технологий в образовании делает его значительно более привлекательным для ученика.
В-третьих: проект направлен на обеспечение условий реализации федеральной и региональной программ развития образовательной информационной среды.
Таким образом, актуальность проекта определяется потребностью в нем как общества и государства в целом, так и родительского сообщества и конкретного учащегося, в частности.
Следующим большим проектом стал проект по формированию толерантного взаимодействия в поликультурной среде школ города.
Общая стратегическая цель проекта - Создание на базе МОУ «СОШ № 4» г. Нальчика образовательного центра по формированию толерантного взаимодействия в поликультурной среде школ города.
В ходе реализации проекта решены задачи:
Создания административной структуры для функционирования постоянно действующего городского семинара.
- Привлечение участников образовательного процесса для участия в работе постоянно действующего городского семинара.
- Разработана программа постоянно действующего городского семинара «Использование в образовательном процессе интерактивных форм работы для формирования толерантной личности в поликультурной среде».
- Апробация и тиражирование опыта внедрения в школьную практику интерактивных форм обучения для формирования толерантной личности в поликультурной среде.
- Разработка и внедрение методики использования ресурса Интернет-сайта для расширения сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в поликультурном пространстве.
- Апробация и тиражирование методики вовлечения участников образовательного процесса в социально значимую деятельность.
Значимым для школы является проект «Управление качеством образования в культурологической школе».
Целью проекта является создание механизмов и систем управления качеством образования в школе.
Задачи проекта:
1. Создание системы комплексного взаимодействия всех субъектов образования, направленного на управление качеством.
2. Создание критериальной основы качества образования.
3. Создание корпоративных стандартов качественного образования.
4. Оформление стандартов качества образования в школе формализованным общественным договором (конвенцией) между субъектами образования.
5. Разработка индикаторов этих стандартов как на существующей нормативной основе (стандарты СанПиН, Госпожнадзор и др.), так и на основании общественного договора.
6. Создание системы индикаторов роста качества образовательного процесса и модельных характеристик выпускника школы.
7. Создание единой системы управления качеством, по принципу: качество образовательного процесса - условие качественного результата - модельной характеристики выпускника.
8. Создание ИКТ-ресурсов, поддерживающих и обеспечивающих систему управления качеством образования.
9. Формализация во внутренних нормативах, локальных актах, инструкциях и положениях организованной системы управления качеством.
В ходе реализации проекта были достигнуты результаты, которые позволили:
1. Повысить качества образования.
2. Создать ситуацию управляемого и планируемого развития, ориентированного на социальные ожидания, в условиях социальной ответственности.
3. Создать механизмы контроля и управления качеством образования.
4. Создать модель школы, внедрившей в образовательную практику внутришкольную систему управления качеством.
Также хочется отметить, что в школе реализованы и другие проекты, которые повлияли на повышение качества образования в школе и, в целом, в городе. Среди них: подпроект «Создание системы повышения уровня профессиональной компетентности классных руководителей в МОУ «СОШ № 4» г. Нальчика» к проекту «Управление качеством образования в культурологической школе»; подпроект «Школа компетентного учителя» к проекту «Управление качеством образования в культурологической школе».
Повышение качества образования и воспитания на основе формирования основных компетентностей и повышения квалификации всех участников образовательного процесса, с применением инновационных технологий, позволит школе повысить интеллектуальный потенциал учащихся, обеспечить компетентностный подход в обучении и воспитании и эффективно использовать педагогический потенциал.
Работа над упомянутыми проектами подтвердила следующие концептуальные положения проектного управления:
- эффективны те проекты, которые интегрированы со стратегическим планом развития школы;
- у подобных инвестиционных проектов основными ограничениями были сроки, бюджет и качество;
- в проектную группу подобных проектов должны входить специалисты в разных отраслях - право, образование, экономика, финансы, санитарные врачи. Совпадение этапов жизнедеятельности проекта и этапов развития проектной команды - это обязательное условие выполнения сроков проекта и выполнения запланированного качества продукта.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- большая часть проектов, внедряемых в школе, относится к комбинированным проектам. Они включают в себя обучение учителей новым технологиям, требуют программного и технического перевооружения образовательного процесса, создания продуктов сопровождения учебных занятий, контроля знаний, продуктов для самостоятельного обучения учащихся;
- любой проект неэффективен при локальном внедрении. Внедрение ограниченным кругом учителей и в ограниченном круге образовательных областей и задач влечет за собой снижение эффективности использования техники, программного сопровождения и увеличения риска нивелирования достигнутых результатов при ротации педагогических кадров;
- процесс интеграции проектов в организационную структуру школы вызвал эволюцию (вторичную модернизацию) этой структуры от линейно-функциональной, далее к линейно-функциональной.
Такое влияние проектов на организационную структуру инновационной школы определяется несколькими причинами: во-первых, проекты являются уникальными, единичными мероприятиями с вполне определенным началом и завершением. Эффективность непрерывной деятельности достигается главным образом путем разделения сложных заданий на простые повторяющиеся операции. Проекты по своей природе не рутинны и, следовательно, являются оригинальными; во-вторых, большинство проектов по своей сути являются междисциплинарными и затрагивают различные образовательные области, что требует координации усилий самых разных специалистов.
Большая часть проектов (кроме тех, целью создания которых являлся проект) не потребовали создания дополнительной единицы в оргструктуре, но потребовали перехода на новый уровень организационной культуры;
- главным отличием управления проектами от управления проектами в производственной сфере является то, что деятельность всех объектов направлена на постоянную мотивацию творческой активности человеческих ресурсов как обучаемого, так и обучающего, а также отсутствием в образовательных учреждениях жестких границ распределения полномочий;
- сформулированные характеристики проектов в совокупности составляют и объясняют сущность культуры организации: принадлежность к организации, акцент на команду, феномен управления, структурную интеграцию, контроль, толерантность к риску, критерии поощрения, толерантность к конфликтам, ориентацию на средства или цели, фокус открытых систем. В работе над проектами эти характеристики стали смещаться в сторону организации с высоким уровнем культуры. Например, происходит смещение акцентов от индивидуального эксперимента учителя к проектным процессам в команде;
структурная координация смещается в сторону высокой взаимозависимости функциональных служб и проектных групп; повышается толерантность к риску; возрастает направленность на цели и результат (а не на процесс и средства); школа становится более открытой для внешнего круга общения; и у педагогов и у детей формируется гордость за принадлежность к школе; - определены принципы реализации идеи развития в рамках проектного обучения. Разработаны правила и принципы осуществления проектного обучения индивидуальным и командным способом. Проектные команды обладают более обширными знаниями, умениями и навыками. Вовлеченность (включенность) в групповую работу - это эффективный инструмент преодоления сопротивления к новым идеям. Этот тезис оказался очень важным в период интеграции проектов в образовательный процесс школы.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ВУЗОВ
© Нижник С.Г.*, Калинина Н.Д.*
Тульский государственный университет, г. Тула
Реформирование национальных систем высшего образования последние годы обусловлено подписанием Болонского процесса, целью которого выступает создание единого общеевропейского пространства высшего образования. Ситуация в системе образования характеризуется интеграцией отечественного высшего образования в мировую университетскую систему в связи с чем продолжается активный поиск теоретических и методологических подходов и оснований инноваций, модернизации и реформирования.
В современной системе высшего образования происходят значительные изменения, среди которых: новые экономические условия деятельности системы высшего профессионального образования; формирование рынка образовательных услуг; формирование новых форм взаимодействия вузов с государством (введение госзаказа, многоуровневая система образования, ЕГЭ, ИГА и ГИФО); ориентация вузов на запросы потенциальных потребителей образовательных услуг; переход образования на инновационные технологии; внедрение электронного обучения; реализация кластерного, системного взаимодействия образования, науки и бизнеса в интересах развития современной России; усиление конкуренции вузов в силу глобализации образова-
* Аспирант кафедры Экономики и управления.
* Доцент кафедры Туризма и индустрии гостеприимства, кандидат технических наук.