JI.А. Степнова
УПРАВЛЕНИЕ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИМ РЕСУРСОМ ПРОФЕССИОНАЛА
гопсихологическая компетентность как готовность и способность личности к
амопознанию, саморазвитию и самореализации предполагает осознание челове
ом собственных индивидуальных и личностных особенностей, а также понимание того, как надо действовать на основе знания самого себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в контексте профессиональной деятельности. Высокий уровень аутопсихологической компетентности предполагает возможность эффективного самоуправления на основе овладения внутренним ресурсом. Оптимальное соединение в практической деятельности актуальных способностей, потенциальных возможностей и управление этими составляющими через аутопсихологическую компетентность создает акмеологический резерв личностно-профессионального развития [3].
Идея внутреннего самоуправления неоднократно высказывалась учеными, подчеркивалась особая активность и значимость внутреннего мира как сложного механизма регуляции социального поведения человека. Б. Г. Ананьев подчеркивал закрытость и открытость психики человека и отмечал, что "внутренний мир постоянно работает". A.A. Бодалев, исследуя проблемы микро- и макроакме человека, указывает, что именно во внутреннем мире человека происходит отбор и интеграция, как ему кажется, для него истинных знаний об окружающей действительности. Именно во внутреннем мире складываются и затем существуют его подлинные отношения к разным сторонам этой действительности. Именно в нем человек создает сценарий своей жизни на ближайшее и более отдаленное будущее и определяв! пути его осуществления [1]. СЛ. Рубинштейн считал, что на различные воздействия человек не отвечает однозначно, в линейной зависимости: ответ на внешнее зависит от внутреннего отклика на воздействие.
Мы исходим из понимания аутопсихологической компетентности как способности личности ориентироваться в интраиндивидном (или внутриличностном) пространстве и изменять его, совершенствуя и развивая [5].
В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая и управляемая. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления (С)\ тех, кем управляют, — объектами управления (О). Если субъект управления управляет собственными действиями, т. е. С и О объединяются в единое целое, то в этом случае имеет место частный случай в управлении, называемый самооуправлением.
В XX в. сформировалась специальная наука — кибернетика, изучающая общие принципы управления вне зависимости от того, где имеет место управление, по отношению к каким объектам. Она исходит из единой схемы управления, характерной для всех его форм и видов. Согласно этой схеме, любое управление осуществляется в соответствии с моделью "черного ящика "(схема 1):
Субъект
Реакция на управленческое
воздействие
+ Объект управления — «черный ящик»
*• ЦЕЛЬ
Обратная связь
Схема 1. Модель "черного ящика1
.п
Опираясь на общую модель управления, управление аутопсихологическим ресурсом представляет собой процесс воздействия субъекта управления в лице специалиста-профессионала на объект — собственные представления, актуальные и потенциальные состояния, стереотипы и т. д. с целью придать определенную направленность деятельности и получить желаемый результат. В качестве конечной цели в данном случае выступает достижение эффективного результата профессиональной деятельности. Собственное саморазвитие является промежуточной целью, обеспечивающей достижение вершин.
Данная модель отражает тот факт, что личностно-профессиональное развитие происходит в пространстве как внутренней, так и внешней активности индивида. При этом формами существования лич-ности становятся свобода, ответственность, выбор. Реализация развивающей модели аутопсихологической компетентности связана с конструированием личностно-развивающей среды, в наибольшей мере способствующей реализации заложен-ного в личности потенциала. Так, например, исследователи психологии достижения мастерства выявили ключевую характеристику, свойственную людям, достигшим вершин профессионального мастерства, — это способность посвятить себя миссии, выходящей далеко за рамки их личности (Ч. Гарфилд, М. Лер-нер). Способность открыть в себе собственную миссию (в жизни и профессии) и развернуть деятельность по ее осуществлению является важным направлением развития аутопсихологической компетентности. Именно это создает акмеологическое пространство необходимых условий и факторов для самосовершенствования.
Субъект самоуправления специфичен прежде всего совмещением со своим объектом в одном лице. В философии, например, эта проблема ставилась следующим образом: как объяснить возможность самонаблюдения (интроспекции)? Каким образом субъект может воспринимать состояния собственного сознания (свои мысли, представления, переживания и др.)? Обычное восприятие возможно с помощью органов чувств. С помощью каких органов чувств можно воспринимать факты своего сознания? Кто в этом случае является воспринимающим субъектом? Где он находится? Ответ на этот вопрос философия находит в психологии в идее множественности Я. Для самоуправления характерно внутреннее ролевое раздвоение на ^-наблюдателя, Я — объекта изменения, Я — реализующего самоизменение. Аутопсихологические технологии предполагают объединение психотерапевтических позиций клиента и терапевта в одном лице.
Специфичность субъекта самоуправления связана также с наличием противоречий между изначально данным стремлением личности к саморазвитию (К. Роджерс, А. Маслоу) и существованием ряда внутренних и внешних ограничений. Эти ограничения обусловлены наличием бессознательных механизмов в регуляции поведения человека.
Внутреннее Я заблокировано для оптимального саморазвития такими ограничителями, как:
■ неосознанные комплексы неполноценности, которые заставляют человека осваивать компенсаторные формы поведения и уводят от истинного пути саморазвития (А. Адлер);
• невротические образования, закрывающие доступ личности к самому себе (К. Хорни);
• психологические зашиты, которые отделяют человека от самого себя (А. Фрейд);
■ негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате привычки, которые замыкают нас в непродуктивном поведении (А. Маслоу).
Внешними ограничителями саморазвития являются:
■ деструктивное окружение и его негативное давление на человека;
• отсутствие необходимых социальных условий (доступ человека к информации, образованию, контактам с людьми);
• авторитарный социальный контекст, окружающий личность;
• Необходимость реализации социальных и профессиональных ролей, не соответствующих индивидуальным особенностям и способностям личности.
Проживание личности в пространстве данных ограничений характеризует ее с точки зрения адаптивных, гомеостатических тенденций. Так, к примеру, психологическая защита является одновременно позитивным и негативным механизмом. Позитивный
<М «
К и
О
Ч
О
ш <
смысл состоит в том, что это поведение (осознанное и неосознанное), способствующее устранению психологического дискомфорта и тем самым повышающее устойчивость личности к деструктивным факторам ее жизнеосушествления. Негативный смысл, как указывалось выше, состоит в отдалении от своей самости и эффективной самореализации.
Идея "черного ящика" как объекта самоуправления отражает его сложность, непредсказуемость, сложность познания. В контексте развития аутопсихологической компетентности эта идея реализуется в выделении критериев реалистичного самосознания.
Стержнем самосознания являются процессы самоидентификации: интеграции — дезинтеграции целостного и позитивного Я-образа, достижение личностью самоидентичности. В качестве конкретных психологических механизмов, задействованных в этих процессах, выступают понятия личностного стиля как индивидуальных, стабильных на определенных временных отрезках паттернов выстраивания образов окружающего миря и самого себя; внутреннего диалога как средства прояснения и утверждения самоидентичности; аутентичного Я (интегрированного, целостного) в противовес условному самопринятию. Данные механизмы отражают общее направление (достижение позитивной интегрированной самоидентичности) и технологический алгоритм развития самосознания через стадии внутреннего конфликта, посредством внутреннего диалога, самопринятия различных ипостасей Я (в том числе и не-
гативных). Выход на технологический алгоритм является важным с точки зрения выделения общеличностных инвариантов развития аутопсихологический компетентности, к которым можно отнести достижение целостного аутотентичного Я (схема 2).
Схема 2. Развитие аутопсихологической компетентности в плоскости самосознания
Итак, во внутреннем мире пространственно-временных структур Я, характеризующих отношения субъекта и объекта самоуправления, выделяются следующие личностные позиции:
- открытая характеризуется принятием информации, минимальным проявлением
"преград" в виде защитных и негативных стратегий субъективной активности, быстрым нахождением смыслов и позитивным внутренним откликом на нее, что проявляется интересом, творческим отношением к информации (преобразующие копинг-стратегии);
- закрытая позиция характеризуется неприятием информации, что проявляется самыми разными вариантами защитных стратегий в виде: а) сомнения, критики, противоборства (позиция "критика"); б) отчуждения, "ухода", игнорирования, отстранения, "взгляда со стороны" (позиция "эксперта");
- неустойчивая позиция — периодическая смена закрытой и открытой позиции в зависимости от характера внешней информации.
Наиболее продуктивным вариантом усвоения жизненной информации, ведущим к ее глубокому внутреннему проживанию, усвоению, необходимому адекватному преобразованию, является путь переосмысления, который имеет своим результатом осознанное взаимодействие с информацией (или другими явлениями внешней реальности) и преобразование (изменение) внешних действий субъекта. В таком случае речь идет о существовании продуктивной позиции личности (Л.В. Траилина).
Внутреннюю позицию можно определить как:
а) ассоциированную с одной из смысловых позиций (с одним из внутренних партнеров, пространственно-временной структурой); б) диссоциированную — позицию растож-дествления с внутренними партнерами, наблюдение за диалогом "со стороны". Она может возникать спонтанно в ситуациях решения творческих задач, размышления либо целенаправленно формироваться в условиях внешнего диалога с реальным партнером по общению.
Используя именно эту способность личности абстрагироваться, диссоциироваться внутри себя от внутренних партнеров, можно целенаправленно формировать еще одну позицию — конструктивную, при которой субъект самоуправления активно влияет на собственные психические структуры, изменяя их течение, преобразовывая в другие формы, детерминирующие другое поведение личности. Эти процессы эффективны после осознанного выбора своих идентификаций.
Такая позиция может быть инициирована в случаях, когда человек целенаправленно занимается саморазвитием или в ситуации решения проблемы, посредством включения механизмов осознанной саморегуляции. Взаимосвязь внутреннего диалога, личностной позиции и внешнего диалога (поведения, общения) представляет естественную систему механизмов саморегуляции личности.
Задача, которую решает субъект самоуправления, направлена на особое преобразование исходного "Образа Я", позволяющее трансформировать "Потенциальное /Г в "Наличное Я". Субъект утверждается в своих глазах, и это значит, что он как бы порывает с неустраивающим образом себя и строит удовлетворяющий его образ. В потребности самопонимания представлены и переплетены моменты самопознания и самотворчества, самореализации и самоопределения. Понимая внешнюю вещь, мы необязательно преобразуем ее. Понимая же себя, мы вместе с тем осмысляем, анализируем, преобразуем и созидаем себя.
Таким образом, аутопсихологическая компететность как субъектное свойство включает тот уровень самосознания и саморегуляции, который обеспечивает знание человека о самом себе; адекватную оценку своих возможностей; способность к самонаблюдению и рефлексии; способность к оптимальному взаимодействию с окружающим миром при наличии внутреннего локуса-контроля; потребность в самопознании и саморазвитии. Результаты исследования влияния аутопсихологической компетентности на регуляцию процесса профессионализации показали, что наибольшая чувствительность к себе как субъекту профессионализации наблюдалась у студентов и педагогов со стажем 10 и более лет, что подтверждалось данными исследования самосознания (целостность и структурированность самосознания фиксируется у испытуемых, выполняющих одну и ту же деятельность не менее 7-10 лет) [2]. Влияние аутопсихологической компетентности проявляется в снижении тревожности; повышение активности, уверенности в себе; проявлении активного отношения к познавательной деятельности; проявлении потребности в рефлексии субъективного опыта, изменяющейся картины мира; выстраивании
(Ч Рн
О Ч О и
а
Использое
новых в031
Новые возможности: ресурсы способности действия
Информация о недостающих ресур-
#-концепции, основанной на расширении знаний о себе; развитии способности к социально-профессиональным изменениям. Аутопсихологическая компетентность участвует в формировании субъектных характеристик профессионала (самоотношении, самооценке, саморегулировании), в проектировании себя как профессионала.
Возвращаясь к универсальной модели управления, рассмотрим в контексте самоуправления схему обратной связи (схема 3).
Эффективная обратная связь возможна путем последовательных приближений актуальных способностей к потенциальным возможностям. Фактически механизм обратной связи обеспечивает реализацию акмеологического ресурса, переводя потенциальное в актуальное. Компонентами процесса обратной связи являются диагностика наличных состояний, модель желаемых состояний, знание своих ресурсов, освоение новых действий для сокращения различий между актуальным и потенциальным.
Таким образом, акмеологический подход к изучению аутопсихологической компетентности с точки зрения проблем самоуправления, саморегуляции и самоконтроля состоит в ее понимании как характеристики и механизма самоорганизующейся системы, каковым является человек как субъект жизни и профессиональной деятельности. Самоорганизация понимается как процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы [4]. Причем процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов связи, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. С этой точки зрения аутопсихологическая компетентность выражается в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами внутренней организации субъекта и личности (самосознания, самореализации, самоактуализации).
1. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.
2. Глуханюк Я С. Психология профессионализма педагога. Екатеринбург, 2000.
3. Деркач A.A. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2001.
4. Николис Г., Пригожим И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1979.
5. Степнова JI.A. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеоло-гическими технологиями: Учебно-методическое пособие. М., 2001.
Схема 3. Схема обратной связи
Литература