Научная статья на тему 'Управление аутопсихологичсским ресурсом профессионала'

Управление аутопсихологичсским ресурсом профессионала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степнова Людмила Анатольевна

Аутопсихологическая компетентность предполагает осознание человеком собственных индивидуальных и личностных особенностей, а также понимание того, как надо действовать на основе знания самого себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в контексте профессиональной деятельности. Высокий уровень аутопсихологической компетентности предполагает возможность эффективного самоуправления на основе овладения внутренним ресурсом. Оптимальное соединение в практической деятельности актуальных способностей, потенциальных возможностей и управление этими составляющими через аутопсихологическую компетентность создает акмеологический резерв личностно-профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autopsychological resource management of the professional

Autopsynological competence presumes perception by the person of his own individual and personal features, as well as the necessa'ty to act on the basis of knowledge in different life situations, including the context of professional activity. The high level of autopsyhological supposes a posibility of effective self-management on the basis of mastering internal resource. Optimal combination in practical activity of actual abilities, potential posibilities and control of these components through autopsyhological competence creates acmeoiogical reserve of a personal and professional development.

Текст научной работы на тему «Управление аутопсихологичсским ресурсом профессионала»

JI.А. Степнова

УПРАВЛЕНИЕ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИМ РЕСУРСОМ ПРОФЕССИОНАЛА

гопсихологическая компетентность как готовность и способность личности к

амопознанию, саморазвитию и самореализации предполагает осознание челове

ом собственных индивидуальных и личностных особенностей, а также понимание того, как надо действовать на основе знания самого себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в контексте профессиональной деятельности. Высокий уровень аутопсихологической компетентности предполагает возможность эффективного самоуправления на основе овладения внутренним ресурсом. Оптимальное соединение в практической деятельности актуальных способностей, потенциальных возможностей и управление этими составляющими через аутопсихологическую компетентность создает акмеологический резерв личностно-профессионального развития [3].

Идея внутреннего самоуправления неоднократно высказывалась учеными, подчеркивалась особая активность и значимость внутреннего мира как сложного механизма регуляции социального поведения человека. Б. Г. Ананьев подчеркивал закрытость и открытость психики человека и отмечал, что "внутренний мир постоянно работает". A.A. Бодалев, исследуя проблемы микро- и макроакме человека, указывает, что именно во внутреннем мире человека происходит отбор и интеграция, как ему кажется, для него истинных знаний об окружающей действительности. Именно во внутреннем мире складываются и затем существуют его подлинные отношения к разным сторонам этой действительности. Именно в нем человек создает сценарий своей жизни на ближайшее и более отдаленное будущее и определяв! пути его осуществления [1]. СЛ. Рубинштейн считал, что на различные воздействия человек не отвечает однозначно, в линейной зависимости: ответ на внешнее зависит от внутреннего отклика на воздействие.

Мы исходим из понимания аутопсихологической компетентности как способности личности ориентироваться в интраиндивидном (или внутриличностном) пространстве и изменять его, совершенствуя и развивая [5].

В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая и управляемая. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления (С)\ тех, кем управляют, — объектами управления (О). Если субъект управления управляет собственными действиями, т. е. С и О объединяются в единое целое, то в этом случае имеет место частный случай в управлении, называемый самооуправлением.

В XX в. сформировалась специальная наука — кибернетика, изучающая общие принципы управления вне зависимости от того, где имеет место управление, по отношению к каким объектам. Она исходит из единой схемы управления, характерной для всех его форм и видов. Согласно этой схеме, любое управление осуществляется в соответствии с моделью "черного ящика "(схема 1):

Субъект

Реакция на управленческое

воздействие

+ Объект управления — «черный ящик»

*• ЦЕЛЬ

Обратная связь

Схема 1. Модель "черного ящика1

.п

Опираясь на общую модель управления, управление аутопсихологическим ресурсом представляет собой процесс воздействия субъекта управления в лице специалиста-профессионала на объект — собственные представления, актуальные и потенциальные состояния, стереотипы и т. д. с целью придать определенную направленность деятельности и получить желаемый результат. В качестве конечной цели в данном случае выступает достижение эффективного результата профессиональной деятельности. Собственное саморазвитие является промежуточной целью, обеспечивающей достижение вершин.

Данная модель отражает тот факт, что личностно-профессиональное развитие происходит в пространстве как внутренней, так и внешней активности индивида. При этом формами существования лич-ности становятся свобода, ответственность, выбор. Реализация развивающей модели аутопсихологической компетентности связана с конструированием личностно-развивающей среды, в наибольшей мере способствующей реализации заложен-ного в личности потенциала. Так, например, исследователи психологии достижения мастерства выявили ключевую характеристику, свойственную людям, достигшим вершин профессионального мастерства, — это способность посвятить себя миссии, выходящей далеко за рамки их личности (Ч. Гарфилд, М. Лер-нер). Способность открыть в себе собственную миссию (в жизни и профессии) и развернуть деятельность по ее осуществлению является важным направлением развития аутопсихологической компетентности. Именно это создает акмеологическое пространство необходимых условий и факторов для самосовершенствования.

Субъект самоуправления специфичен прежде всего совмещением со своим объектом в одном лице. В философии, например, эта проблема ставилась следующим образом: как объяснить возможность самонаблюдения (интроспекции)? Каким образом субъект может воспринимать состояния собственного сознания (свои мысли, представления, переживания и др.)? Обычное восприятие возможно с помощью органов чувств. С помощью каких органов чувств можно воспринимать факты своего сознания? Кто в этом случае является воспринимающим субъектом? Где он находится? Ответ на этот вопрос философия находит в психологии в идее множественности Я. Для самоуправления характерно внутреннее ролевое раздвоение на ^-наблюдателя, Я — объекта изменения, Я — реализующего самоизменение. Аутопсихологические технологии предполагают объединение психотерапевтических позиций клиента и терапевта в одном лице.

Специфичность субъекта самоуправления связана также с наличием противоречий между изначально данным стремлением личности к саморазвитию (К. Роджерс, А. Маслоу) и существованием ряда внутренних и внешних ограничений. Эти ограничения обусловлены наличием бессознательных механизмов в регуляции поведения человека.

Внутреннее Я заблокировано для оптимального саморазвития такими ограничителями, как:

■ неосознанные комплексы неполноценности, которые заставляют человека осваивать компенсаторные формы поведения и уводят от истинного пути саморазвития (А. Адлер);

• невротические образования, закрывающие доступ личности к самому себе (К. Хорни);

• психологические зашиты, которые отделяют человека от самого себя (А. Фрейд);

■ негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате привычки, которые замыкают нас в непродуктивном поведении (А. Маслоу).

Внешними ограничителями саморазвития являются:

■ деструктивное окружение и его негативное давление на человека;

• отсутствие необходимых социальных условий (доступ человека к информации, образованию, контактам с людьми);

• авторитарный социальный контекст, окружающий личность;

• Необходимость реализации социальных и профессиональных ролей, не соответствующих индивидуальным особенностям и способностям личности.

Проживание личности в пространстве данных ограничений характеризует ее с точки зрения адаптивных, гомеостатических тенденций. Так, к примеру, психологическая защита является одновременно позитивным и негативным механизмом. Позитивный

<М «

К и

О

Ч

О

ш <

смысл состоит в том, что это поведение (осознанное и неосознанное), способствующее устранению психологического дискомфорта и тем самым повышающее устойчивость личности к деструктивным факторам ее жизнеосушествления. Негативный смысл, как указывалось выше, состоит в отдалении от своей самости и эффективной самореализации.

Идея "черного ящика" как объекта самоуправления отражает его сложность, непредсказуемость, сложность познания. В контексте развития аутопсихологической компетентности эта идея реализуется в выделении критериев реалистичного самосознания.

Стержнем самосознания являются процессы самоидентификации: интеграции — дезинтеграции целостного и позитивного Я-образа, достижение личностью самоидентичности. В качестве конкретных психологических механизмов, задействованных в этих процессах, выступают понятия личностного стиля как индивидуальных, стабильных на определенных временных отрезках паттернов выстраивания образов окружающего миря и самого себя; внутреннего диалога как средства прояснения и утверждения самоидентичности; аутентичного Я (интегрированного, целостного) в противовес условному самопринятию. Данные механизмы отражают общее направление (достижение позитивной интегрированной самоидентичности) и технологический алгоритм развития самосознания через стадии внутреннего конфликта, посредством внутреннего диалога, самопринятия различных ипостасей Я (в том числе и не-

гативных). Выход на технологический алгоритм является важным с точки зрения выделения общеличностных инвариантов развития аутопсихологический компетентности, к которым можно отнести достижение целостного аутотентичного Я (схема 2).

Схема 2. Развитие аутопсихологической компетентности в плоскости самосознания

Итак, во внутреннем мире пространственно-временных структур Я, характеризующих отношения субъекта и объекта самоуправления, выделяются следующие личностные позиции:

- открытая характеризуется принятием информации, минимальным проявлением

"преград" в виде защитных и негативных стратегий субъективной активности, быстрым нахождением смыслов и позитивным внутренним откликом на нее, что проявляется интересом, творческим отношением к информации (преобразующие копинг-стратегии);

- закрытая позиция характеризуется неприятием информации, что проявляется самыми разными вариантами защитных стратегий в виде: а) сомнения, критики, противоборства (позиция "критика"); б) отчуждения, "ухода", игнорирования, отстранения, "взгляда со стороны" (позиция "эксперта");

- неустойчивая позиция — периодическая смена закрытой и открытой позиции в зависимости от характера внешней информации.

Наиболее продуктивным вариантом усвоения жизненной информации, ведущим к ее глубокому внутреннему проживанию, усвоению, необходимому адекватному преобразованию, является путь переосмысления, который имеет своим результатом осознанное взаимодействие с информацией (или другими явлениями внешней реальности) и преобразование (изменение) внешних действий субъекта. В таком случае речь идет о существовании продуктивной позиции личности (Л.В. Траилина).

Внутреннюю позицию можно определить как:

а) ассоциированную с одной из смысловых позиций (с одним из внутренних партнеров, пространственно-временной структурой); б) диссоциированную — позицию растож-дествления с внутренними партнерами, наблюдение за диалогом "со стороны". Она может возникать спонтанно в ситуациях решения творческих задач, размышления либо целенаправленно формироваться в условиях внешнего диалога с реальным партнером по общению.

Используя именно эту способность личности абстрагироваться, диссоциироваться внутри себя от внутренних партнеров, можно целенаправленно формировать еще одну позицию — конструктивную, при которой субъект самоуправления активно влияет на собственные психические структуры, изменяя их течение, преобразовывая в другие формы, детерминирующие другое поведение личности. Эти процессы эффективны после осознанного выбора своих идентификаций.

Такая позиция может быть инициирована в случаях, когда человек целенаправленно занимается саморазвитием или в ситуации решения проблемы, посредством включения механизмов осознанной саморегуляции. Взаимосвязь внутреннего диалога, личностной позиции и внешнего диалога (поведения, общения) представляет естественную систему механизмов саморегуляции личности.

Задача, которую решает субъект самоуправления, направлена на особое преобразование исходного "Образа Я", позволяющее трансформировать "Потенциальное /Г в "Наличное Я". Субъект утверждается в своих глазах, и это значит, что он как бы порывает с неустраивающим образом себя и строит удовлетворяющий его образ. В потребности самопонимания представлены и переплетены моменты самопознания и самотворчества, самореализации и самоопределения. Понимая внешнюю вещь, мы необязательно преобразуем ее. Понимая же себя, мы вместе с тем осмысляем, анализируем, преобразуем и созидаем себя.

Таким образом, аутопсихологическая компететность как субъектное свойство включает тот уровень самосознания и саморегуляции, который обеспечивает знание человека о самом себе; адекватную оценку своих возможностей; способность к самонаблюдению и рефлексии; способность к оптимальному взаимодействию с окружающим миром при наличии внутреннего локуса-контроля; потребность в самопознании и саморазвитии. Результаты исследования влияния аутопсихологической компетентности на регуляцию процесса профессионализации показали, что наибольшая чувствительность к себе как субъекту профессионализации наблюдалась у студентов и педагогов со стажем 10 и более лет, что подтверждалось данными исследования самосознания (целостность и структурированность самосознания фиксируется у испытуемых, выполняющих одну и ту же деятельность не менее 7-10 лет) [2]. Влияние аутопсихологической компетентности проявляется в снижении тревожности; повышение активности, уверенности в себе; проявлении активного отношения к познавательной деятельности; проявлении потребности в рефлексии субъективного опыта, изменяющейся картины мира; выстраивании

(Ч Рн

О Ч О и

а

Использое

новых в031

Новые возможности: ресурсы способности действия

Информация о недостающих ресур-

#-концепции, основанной на расширении знаний о себе; развитии способности к социально-профессиональным изменениям. Аутопсихологическая компетентность участвует в формировании субъектных характеристик профессионала (самоотношении, самооценке, саморегулировании), в проектировании себя как профессионала.

Возвращаясь к универсальной модели управления, рассмотрим в контексте самоуправления схему обратной связи (схема 3).

Эффективная обратная связь возможна путем последовательных приближений актуальных способностей к потенциальным возможностям. Фактически механизм обратной связи обеспечивает реализацию акмеологического ресурса, переводя потенциальное в актуальное. Компонентами процесса обратной связи являются диагностика наличных состояний, модель желаемых состояний, знание своих ресурсов, освоение новых действий для сокращения различий между актуальным и потенциальным.

Таким образом, акмеологический подход к изучению аутопсихологической компетентности с точки зрения проблем самоуправления, саморегуляции и самоконтроля состоит в ее понимании как характеристики и механизма самоорганизующейся системы, каковым является человек как субъект жизни и профессиональной деятельности. Самоорганизация понимается как процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы [4]. Причем процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов связи, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. С этой точки зрения аутопсихологическая компетентность выражается в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами внутренней организации субъекта и личности (самосознания, самореализации, самоактуализации).

1. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.

2. Глуханюк Я С. Психология профессионализма педагога. Екатеринбург, 2000.

3. Деркач A.A. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2001.

4. Николис Г., Пригожим И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1979.

5. Степнова JI.A. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеоло-гическими технологиями: Учебно-методическое пособие. М., 2001.

Схема 3. Схема обратной связи

Литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.