АКМЕОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ
Л. А. Степнова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
родуктивное развитие аутопсихологической компетентности (АК) государственных служащих опирается на социально-психологические, коммуникативные, психологические, когнитивные, педагогические, дидактические, креативные, собственно аутопсихологические, физиологические, организационные механизмы достижения АК на различных уровнях ее проявления (базовом, особенном, специальном) [2].
Акмеологические технологии развития АК включают комплекс психологических, пси-хокоррекционных, педагогических, социально-психологических, психофизиологических технологий. Анализ и обобщение формируемых в рамках различных психокоррекционных школ технологий позволяет классифицировать их по уровню психического отражения: организмический (телесная терапия, релаксирующие психотехники); работа на уровне сознания (гештальттехники достижения позитивного интегрированного самосознавания); личностный уровень (работа с субличностями с помощью техник НЛП, трансактного анализа, гештальттерапии и др.). Овладение данными акмеологическими действиями приводит к формированию базовых аутопсихологических способностей личности: достижению психоэнергетического баланса; позитивной интегрированной аутотентичности (целостного непротиворечивого Я); произвольной регуляции (формированию и переструктурированию) личностных динамических подструктур и психических процессов (памяти, внимания, эмоций, мышления, воли).
Аутопсихологическая компетентность инициирует поиск и реализацию акмеологи-ческого ресурса специалиста через развитие профессиональной Я-концепции и овладение акмеологическими технологиями саморазвития [1, 3]. Развитие АК должно соответствовать разработанному алгоритму, стратегически учитывающему последовательность акмеоло-гического вектора развития профессионала: от самопознания — через саморегуляцию — к творческой самореализации. Тактически алгоритм включает этапы: актуализации личностно-профессиональных проблем; формирования субъекта самопреобразующей деятельности; задания ориентировочной основы самопреобразующих действий; формирования операционально-технологической составляющей; перехода от внешних материализованных через внутреннее моделирование к внутренним интериоризированным действиям.
Комплексная методика организации процесса исследования АК государственных служащих включала следующие этапы: теоретический, методический, эспери-ментальный, аналитический. Были осуществлены констатирующее исследование и коррекционно-развивающий эксперимент. Цели исследования состояли в том, чтобы выявить необходимые и достаточные условия и факторы для оптимального развития АК профессионала; разработать методический инструментарий для оценки уровня развития АК; разработать систему активной аутопсихологической подготовки профессионала посредством индивидуальных, консультационных и групповых форм психолого-акмеологической работы — личностно-профессиональных собеседований, консультаций, практических занятий, тренингов.
В результате теоретического и эмпирико-статистического исследования были выявлены общие, дифференциально-типологические, психологические, социально-психологические, социально-перцептивные, когнитивные и организационно-психологические закономер-
ности развития АК, а также зависимости развития АК от профессионально-карьерных и социально-демографических параметров. Наиболее общая закономерность развития АК отражает ее взаимосвязь с развитием субъекта как творца собственной активности: выступая субъектом развития опыта собственной активности, человек совершенствует и развивает свою аутопсихологическую компетентность.
Развитие АК как свойства субъекта, отвечающего за внутрисубъективное развитие, с этой точки зрения можно представить в виде двухвекторной модели: с одной стороны, наращивание процессов внутренней дифференциации — углубление самопознания, расширение ^-концепции и т.д., с другой стороны — развитие интеграционных процессов, скрепляющих вновь образующиеся части в единое целое личности (процессы самоактуализации, самоопределения, самореализации). Каждый возраст можно характеризовать как специфический с точки зрения совокупной выраженности процессов интраиндивидной активности (самопознания, саморегуляции, самореализации), а также содержания АК в зависимости от решаемых жизненных и профессиональных (в зрелом возрасте) задач. Процесс развития АК практически бесконечен: при своей жизни человек создает теорию самого себя, которая носит принципиально незавершенный характер.
Взаимодействие внешнего (расширение сферы индивидуального сознания, возникновение нового личностного опыта за счет интерсоциальных связей) и внутреннего (последовательного и постоянного тождества себя с самим собой и развития изнутри) векторов развития АК обусловлено следующей закономерностью: активизация интраиндивидных процессов (дифференциация и интеграция) происходит в ситуации социального запроса, решения жизненных (профессиональных) задач. Внешняя среда делает вызов человеку, в ответ на который актуализируются и совершенствуются процессы АК, открывающие новые потенциалы и ресурсы развития личности.
Выявленная в результате анализа корреляционных зависимостей психологическая закономерность развития АК состоит в том, что люди с высокой степенью акцентуирован-ности характера имеют низкий уровень развития АК.
Профессионально-карьерные закономерности, полученные на основе корреляционных зависимостей, отражают взаимозависимость уровня развития АК и карьерно-должностного статуса госслужащего и проявляются в: значимой взаимосвязи между должностью (г=0,162, p<0,05), числом подчиненных (г=0,174, p<0,01), стажем руководства (г=0,149, p<0,05) и уровнем развития АК.
Когнитивные закономерности отражают взаимозависимость показателей АК в когнитивной сфере и эффективности профессиональной деятельности: развитие когнитивных способностей (процессов и механизмов мышления, памяти, внимания) руководителей госслужбы повышает их АК в принятии управленческих решений, решении проблемных ситуаций и т.д., что в целом делает более эффективной их профессиональную деятельность в целом.
В результате исследований (N=115) доказано, что эффективный руководитель отличается от среднеэффективного по ряду личностных и интеллектуальных показателей. У него более высокий уровень эмоциональной лабильности (+4), импульсивности (+5), ригидности (+2), оптимистичности (+3); большая скорость мышления (+1), гибкость выбираемой стратегии (+4), точность решения задач (+3); преобладание вербальных способностей (+2); более успешное решение тестовых задач, связанных с переработкой социальной и поведенческой информации (+3); высокий показатель по шкале экстраверсии (+6); более высокие показатели по итогам решения смысловых задач (+2).
Для среднеэффективного руководителя характерны: низкая когнитивная сложность, жесткость семантических структур и в то же время оригинальность, нетрадиционность; импульсивность, восприимчивость к информации, работоспособность; неразвитость уровня рефлексивного контроля.
Для эффективного руководителя характерна тенденция к когнитивному усложнению, специфическая направленность знаний; меньшая скорость обработки информации (связанная с депрессивностью); развивающийся уровень интеллектуального контроля, который
имеет специфическую направленность (проявления в отдельных областях деятельности); осознанные направленность и формирующиеся индивидуальные принципы познания.
Выявленная взаимосвязь и взаимообусловленность личностных и интеллектуальных показателей в развитии государственного служащего показывает необходимость применения акмеологических принципов целостности и интегративности при реализации технологий саморазвития. Взаимопересечения когнитивного и личностного уровней формируют специфический тип сознания, что в совокупности влияет на эффективность реализации профессиональных функций, в частности, определяет механизмы принятия управленческих решений.
Под оптимизацией развития АК государственных служащих понимается совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных объективными условиями и субъективными факторами элементов, образующих и обеспечивающих целостный процесс разработки и реализации технологий ее оценивания и развития в рамках существующей системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров государственной службы.
Опираясь на закономерности развития АК, разработанную модель и систему развития АК, а также реальный уровень развития АК государственных служащих, предлагаются следующие пути оптимизации данного процесса: разработка концепции психолого-акмеологического сопровождения развития АК госслужащего, аутопсихологи-ческих тренингов, условий и факторов продуктивности данного процесса.
В ходе исследований АК госслужащих выявлена различная значимость подсистем психологических требований для разных должностных уровней (N=250): для руководителей высшего звена приоритетными являются подсистемы «руководитель — индивидуальный потенциал» и «руководитель — информация»; для руководителей среднего звена
— «руководитель-подчиненный» и «руководитель — индивидуальный потенциал». Сделан вывод о необходимости дифференциально-типологического подхода в проведении развивающих тренингов АК для различных групп государственных служащих.
Психолого-педагогическое направление, обеспечивающее реализацию коррекционно-развивающих мероприятий в процессе профессиональной подготовки и переподготовки, определяется как комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психической регуляции функций, состояний, качеств, установок, мотивов, поведения в рамках профессионально-значимых задач. Оптимизация процесса развития АК обеспечивается тем, что элементами психотехнологий являются: целенаправленно созданная развивающая ситуация, которая является источником овладения новым уровнем самопознания, новыми пластами деятельности, позволяет выстраивать новые алгоритмы поведения; игра как форма реализации развивающей ситуации; рефлексивный процесс как основной развивающий элемент. Технологически значимым является классификация коррекционно-развивающих самопреобразующих действий на: собственно развивающие (при недостаточном развитии), ограничивающие (при чрезмерном проявлении), компенсаторно-замещающие (при отсутствии необходимого качества). Так, при саморазвитии особое значение приобретает вопрос о знаке отклонения
— желании развивать качество, «поднимаясь к идеалу», или восприятие качества как гипертрофированного, желание ограничить его проявления (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский).
Содержание психолого-акмеологического обеспечения развития АК государственных служащих базируется на системе аутопсихологической подготовки и включает: разработку психолого-акмеологических и педагогических рекомендаций; внедрение психологической подготовки по конкретным направлениям. Реализация данного направления психологической работы с государственными служащими базируется на трехкомпонентной модели развития АК, включающей: наличный психологический потенциал (особенности нервной системы, тип темперамента, тип характера, энергетический потенциал, мотивационно-целевой порог); психологические стратегии (комплексы психологических умений, которые помогают человеку раскрыть свой потенциал); психологическую тренировку, направленную на развитие психологических стратегий.
Важным направлением психолого-акмеологического сопровождения профессио-
нальной деятельности государственных служащих является разработка индивидуальных программ карьерного роста на основе диагностики индивидуального карьерного стиля и включения на этой основе механизмов саморегуляции карьеры.
В целом модель психолого-акмеологического сопровождения развития АК государственного служащего определяется как система общих, частных и специальных технологий психолого-акмеологической помощи руководителю и специалисту, дифференцированно используемых для различных категорий государственных служащих, а также на различных этапах профессиональной карьеры, в различных условиях профессиональной деятельности.
Разработка и внедрение технологического модуля развития АК означает следующее: данный модуль может быть положен в основу развивающих тренингов по различным направлениям (в том числе и социально-психологического тренинга), что с необходимостью обеспечит эффективное формирование АК.
Диагностические замеры, сделанные с помощью шкалы АК в контрольной и экспериментальной группах, показали, что использование технологического модуля является значимым фактором развития АК. Приращение уровня АК в экспериментальной группе, где алгоритм использовался в полном объеме, было более значительным (в среднем на 12 баллов), чем в контрольной группе, где отсутствовал этап формирования субъекта развития (например, субъект развития — Я, имеющий проблемы в управлении своим временным ресурсом).
Аналогичные результаты были получены по другим тренингам, что позволило сделать ряд теоретических и практических выводов. При условии разработки сценария тренинга программно-целевой направленности на базе технологического модуля развития АК происходит формирование базовых навыков АК личности. Несоблюдение этапности или исключение одного из этапов (например, этапа формирования субъекта саморазвития в развиваемой области) приводит к низкой продуктивности тренинга, отсутствию высоких показателей развития. Проведение цикла специализированных аутопсихологических тренингов обеспечивает формирование высокого уровня АК специалиста, что позволяет ему в дальнейшем полноценно использовать внутренний психологический ресурс.
В ходе реализации технологического модуля развития АК в результате присвоения, интериоризации субъектом психологической информации, перевода АК с неосознаваемого на осознаваемый уровень формируются аутопсихологические инновации. Основными направлениями реализации типовой структуры модуля являются: формирование субъекта саморазвития; повышение аутосензитивности; повышение инструментальной гибкости в развиваемой области; обучение средствам управления психическими состояниями в развиваемой области: фиксирование состояний произвольности-непроизвольности поведения в развиваемой области, формирование навыков произвольного управления за счет первоначальной экстериоризации формируемого действия и дальнейшей интериоризации его во внутренний план; усиление общего личностного потенциала.
Результаты апробации технологического модуля в ходе развивающего аутопсихоло-гического тренинга (N=35) показали следующее. Изменилась Я-концепция участников тренинга, она стала более психологизированной и глубокой с точки зрения развития базовой АК: выделения собственных типологических особенностей, сильных и слабых сторон. По результатам теста «Кто Я», проведенного в начале тренинга, были получены типичные ответы, мало различающиеся у участников семинара и представляющие набор стереотипных характеристик: социально-ролевые позиции (дочь, муж, руководитель, пенсионер, слушатель и т. д. — у 84%); астрологические позиции (Стрелец, ярко выраженный Телец и т. д. — у 67%); психологические характеристики: добросовестный, инициативная, «улитка - сама в себе», «спринтер в жизни и спорте» (у 89%) и т. д.
Углубление самопонимания выразилось в принципиальном изменении набора ау-тохарактеристик в «Психологических автопортретах», написанных участниками после теоретической и диагностической частей тренинга. В них типичными характеристиками стали следующие формулировки: «тревожный интроверт, пытающийся уйти от конфликтов,
имеющий собственную установку на ожидания»; или «интроверт по сути, экстраверт — на работе» (то есть разведение «глубины» и «фасада» поведения) (у 71%); назывались преобладающие механизмы психологической защиты: идентификация, образование реакций, рационализация и т.д. (у 56%); указывались типы мышления: «вербальный стиль мышления», «формально-логическое мышление», «целостно-интуитивное прогнозирование» (у 48%) и т. д.
При определении анонимного автора «Психологического портрета» участники тренинга компетентно пользовались показателями аутопсихологического оценивания, выделяя сильные и слабые стороны, типологические особенности своих партнеров по тренингу. Узнаваемость «Психологического портрета» являлась косвенной характеристикой АК, совпадением «Я-в самовосприятии» и «Я-в восприятии других». Углубление самопонимания повлияло на изменение самоотношения участников тренинга, что отразилось в увеличении показателей аутосимпатии (+5 баллов), самоуважения (+3 балла), самопринятия (+7 баллов), самоинтереса (+2 балла), самопонимания (+4 балла) теста самоотношения (проводилось два замера по данному тесту: до и после тренинга).
Таким образом, исходя из психологических особенностей профессиональной деятельности государственных служащих, в ходе коррекционно-развивающих тренингов необходимо сформировать психологические умения и навыки по следующим направлениям: развитие профессионального самосознания и Я-концепции; развитие профессионального мышления и памяти; развитие стрессоустойчивости и психоэмоциональной саморегуляции; развитие организационно-управленческой культуры, включая формирование управленческой компетентности в области принятия управленческого решения, командообразования, организационной среды и т. д.
Литература_
1. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. — М., 2000.
2. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственной службы. — М., 2003.
3. Деркач А.А. Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. - М., 2001.
© Степнова Л. А., 2004