Научная статья на тему 'Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности государственных служащих'

Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степнова Людмила Анатольевна

Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности включают комплекс психологических, педагогических, социально-психологических технологий. В результате теоретического и эмпирико-статистического исследования были выявлены закономерности развития аутопсихологической компетентности, а также зависимость ее развития от профессионально-карьерных и социально-демографических параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF CIVIL SERVANTS

Acmeological technology of development autopsychological competence include a complex psychological, pedagogical, social-psychological technologies. As a result of theoretical and empirical-statistical research the general have been laws of development autopsychological competence, and also dependence of its development on professional-career and social-demographic parameters.

Текст научной работы на тему «Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности государственных служащих»

АКМЕОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ

Л. А. Степнова

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

родуктивное развитие аутопсихологической компетентности (АК) государственных служащих опирается на социально-психологические, коммуникативные, психологические, когнитивные, педагогические, дидактические, креативные, собственно аутопсихологические, физиологические, организационные механизмы достижения АК на различных уровнях ее проявления (базовом, особенном, специальном) [2].

Акмеологические технологии развития АК включают комплекс психологических, пси-хокоррекционных, педагогических, социально-психологических, психофизиологических технологий. Анализ и обобщение формируемых в рамках различных психокоррекционных школ технологий позволяет классифицировать их по уровню психического отражения: организмический (телесная терапия, релаксирующие психотехники); работа на уровне сознания (гештальттехники достижения позитивного интегрированного самосознавания); личностный уровень (работа с субличностями с помощью техник НЛП, трансактного анализа, гештальттерапии и др.). Овладение данными акмеологическими действиями приводит к формированию базовых аутопсихологических способностей личности: достижению психоэнергетического баланса; позитивной интегрированной аутотентичности (целостного непротиворечивого Я); произвольной регуляции (формированию и переструктурированию) личностных динамических подструктур и психических процессов (памяти, внимания, эмоций, мышления, воли).

Аутопсихологическая компетентность инициирует поиск и реализацию акмеологи-ческого ресурса специалиста через развитие профессиональной Я-концепции и овладение акмеологическими технологиями саморазвития [1, 3]. Развитие АК должно соответствовать разработанному алгоритму, стратегически учитывающему последовательность акмеоло-гического вектора развития профессионала: от самопознания — через саморегуляцию — к творческой самореализации. Тактически алгоритм включает этапы: актуализации личностно-профессиональных проблем; формирования субъекта самопреобразующей деятельности; задания ориентировочной основы самопреобразующих действий; формирования операционально-технологической составляющей; перехода от внешних материализованных через внутреннее моделирование к внутренним интериоризированным действиям.

Комплексная методика организации процесса исследования АК государственных служащих включала следующие этапы: теоретический, методический, эспери-ментальный, аналитический. Были осуществлены констатирующее исследование и коррекционно-развивающий эксперимент. Цели исследования состояли в том, чтобы выявить необходимые и достаточные условия и факторы для оптимального развития АК профессионала; разработать методический инструментарий для оценки уровня развития АК; разработать систему активной аутопсихологической подготовки профессионала посредством индивидуальных, консультационных и групповых форм психолого-акмеологической работы — личностно-профессиональных собеседований, консультаций, практических занятий, тренингов.

В результате теоретического и эмпирико-статистического исследования были выявлены общие, дифференциально-типологические, психологические, социально-психологические, социально-перцептивные, когнитивные и организационно-психологические закономер-

ности развития АК, а также зависимости развития АК от профессионально-карьерных и социально-демографических параметров. Наиболее общая закономерность развития АК отражает ее взаимосвязь с развитием субъекта как творца собственной активности: выступая субъектом развития опыта собственной активности, человек совершенствует и развивает свою аутопсихологическую компетентность.

Развитие АК как свойства субъекта, отвечающего за внутрисубъективное развитие, с этой точки зрения можно представить в виде двухвекторной модели: с одной стороны, наращивание процессов внутренней дифференциации — углубление самопознания, расширение ^-концепции и т.д., с другой стороны — развитие интеграционных процессов, скрепляющих вновь образующиеся части в единое целое личности (процессы самоактуализации, самоопределения, самореализации). Каждый возраст можно характеризовать как специфический с точки зрения совокупной выраженности процессов интраиндивидной активности (самопознания, саморегуляции, самореализации), а также содержания АК в зависимости от решаемых жизненных и профессиональных (в зрелом возрасте) задач. Процесс развития АК практически бесконечен: при своей жизни человек создает теорию самого себя, которая носит принципиально незавершенный характер.

Взаимодействие внешнего (расширение сферы индивидуального сознания, возникновение нового личностного опыта за счет интерсоциальных связей) и внутреннего (последовательного и постоянного тождества себя с самим собой и развития изнутри) векторов развития АК обусловлено следующей закономерностью: активизация интраиндивидных процессов (дифференциация и интеграция) происходит в ситуации социального запроса, решения жизненных (профессиональных) задач. Внешняя среда делает вызов человеку, в ответ на который актуализируются и совершенствуются процессы АК, открывающие новые потенциалы и ресурсы развития личности.

Выявленная в результате анализа корреляционных зависимостей психологическая закономерность развития АК состоит в том, что люди с высокой степенью акцентуирован-ности характера имеют низкий уровень развития АК.

Профессионально-карьерные закономерности, полученные на основе корреляционных зависимостей, отражают взаимозависимость уровня развития АК и карьерно-должностного статуса госслужащего и проявляются в: значимой взаимосвязи между должностью (г=0,162, p<0,05), числом подчиненных (г=0,174, p<0,01), стажем руководства (г=0,149, p<0,05) и уровнем развития АК.

Когнитивные закономерности отражают взаимозависимость показателей АК в когнитивной сфере и эффективности профессиональной деятельности: развитие когнитивных способностей (процессов и механизмов мышления, памяти, внимания) руководителей госслужбы повышает их АК в принятии управленческих решений, решении проблемных ситуаций и т.д., что в целом делает более эффективной их профессиональную деятельность в целом.

В результате исследований (N=115) доказано, что эффективный руководитель отличается от среднеэффективного по ряду личностных и интеллектуальных показателей. У него более высокий уровень эмоциональной лабильности (+4), импульсивности (+5), ригидности (+2), оптимистичности (+3); большая скорость мышления (+1), гибкость выбираемой стратегии (+4), точность решения задач (+3); преобладание вербальных способностей (+2); более успешное решение тестовых задач, связанных с переработкой социальной и поведенческой информации (+3); высокий показатель по шкале экстраверсии (+6); более высокие показатели по итогам решения смысловых задач (+2).

Для среднеэффективного руководителя характерны: низкая когнитивная сложность, жесткость семантических структур и в то же время оригинальность, нетрадиционность; импульсивность, восприимчивость к информации, работоспособность; неразвитость уровня рефлексивного контроля.

Для эффективного руководителя характерна тенденция к когнитивному усложнению, специфическая направленность знаний; меньшая скорость обработки информации (связанная с депрессивностью); развивающийся уровень интеллектуального контроля, который

имеет специфическую направленность (проявления в отдельных областях деятельности); осознанные направленность и формирующиеся индивидуальные принципы познания.

Выявленная взаимосвязь и взаимообусловленность личностных и интеллектуальных показателей в развитии государственного служащего показывает необходимость применения акмеологических принципов целостности и интегративности при реализации технологий саморазвития. Взаимопересечения когнитивного и личностного уровней формируют специфический тип сознания, что в совокупности влияет на эффективность реализации профессиональных функций, в частности, определяет механизмы принятия управленческих решений.

Под оптимизацией развития АК государственных служащих понимается совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных объективными условиями и субъективными факторами элементов, образующих и обеспечивающих целостный процесс разработки и реализации технологий ее оценивания и развития в рамках существующей системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров государственной службы.

Опираясь на закономерности развития АК, разработанную модель и систему развития АК, а также реальный уровень развития АК государственных служащих, предлагаются следующие пути оптимизации данного процесса: разработка концепции психолого-акмеологического сопровождения развития АК госслужащего, аутопсихологи-ческих тренингов, условий и факторов продуктивности данного процесса.

В ходе исследований АК госслужащих выявлена различная значимость подсистем психологических требований для разных должностных уровней (N=250): для руководителей высшего звена приоритетными являются подсистемы «руководитель — индивидуальный потенциал» и «руководитель — информация»; для руководителей среднего звена

— «руководитель-подчиненный» и «руководитель — индивидуальный потенциал». Сделан вывод о необходимости дифференциально-типологического подхода в проведении развивающих тренингов АК для различных групп государственных служащих.

Психолого-педагогическое направление, обеспечивающее реализацию коррекционно-развивающих мероприятий в процессе профессиональной подготовки и переподготовки, определяется как комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психической регуляции функций, состояний, качеств, установок, мотивов, поведения в рамках профессионально-значимых задач. Оптимизация процесса развития АК обеспечивается тем, что элементами психотехнологий являются: целенаправленно созданная развивающая ситуация, которая является источником овладения новым уровнем самопознания, новыми пластами деятельности, позволяет выстраивать новые алгоритмы поведения; игра как форма реализации развивающей ситуации; рефлексивный процесс как основной развивающий элемент. Технологически значимым является классификация коррекционно-развивающих самопреобразующих действий на: собственно развивающие (при недостаточном развитии), ограничивающие (при чрезмерном проявлении), компенсаторно-замещающие (при отсутствии необходимого качества). Так, при саморазвитии особое значение приобретает вопрос о знаке отклонения

— желании развивать качество, «поднимаясь к идеалу», или восприятие качества как гипертрофированного, желание ограничить его проявления (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский).

Содержание психолого-акмеологического обеспечения развития АК государственных служащих базируется на системе аутопсихологической подготовки и включает: разработку психолого-акмеологических и педагогических рекомендаций; внедрение психологической подготовки по конкретным направлениям. Реализация данного направления психологической работы с государственными служащими базируется на трехкомпонентной модели развития АК, включающей: наличный психологический потенциал (особенности нервной системы, тип темперамента, тип характера, энергетический потенциал, мотивационно-целевой порог); психологические стратегии (комплексы психологических умений, которые помогают человеку раскрыть свой потенциал); психологическую тренировку, направленную на развитие психологических стратегий.

Важным направлением психолого-акмеологического сопровождения профессио-

нальной деятельности государственных служащих является разработка индивидуальных программ карьерного роста на основе диагностики индивидуального карьерного стиля и включения на этой основе механизмов саморегуляции карьеры.

В целом модель психолого-акмеологического сопровождения развития АК государственного служащего определяется как система общих, частных и специальных технологий психолого-акмеологической помощи руководителю и специалисту, дифференцированно используемых для различных категорий государственных служащих, а также на различных этапах профессиональной карьеры, в различных условиях профессиональной деятельности.

Разработка и внедрение технологического модуля развития АК означает следующее: данный модуль может быть положен в основу развивающих тренингов по различным направлениям (в том числе и социально-психологического тренинга), что с необходимостью обеспечит эффективное формирование АК.

Диагностические замеры, сделанные с помощью шкалы АК в контрольной и экспериментальной группах, показали, что использование технологического модуля является значимым фактором развития АК. Приращение уровня АК в экспериментальной группе, где алгоритм использовался в полном объеме, было более значительным (в среднем на 12 баллов), чем в контрольной группе, где отсутствовал этап формирования субъекта развития (например, субъект развития — Я, имеющий проблемы в управлении своим временным ресурсом).

Аналогичные результаты были получены по другим тренингам, что позволило сделать ряд теоретических и практических выводов. При условии разработки сценария тренинга программно-целевой направленности на базе технологического модуля развития АК происходит формирование базовых навыков АК личности. Несоблюдение этапности или исключение одного из этапов (например, этапа формирования субъекта саморазвития в развиваемой области) приводит к низкой продуктивности тренинга, отсутствию высоких показателей развития. Проведение цикла специализированных аутопсихологических тренингов обеспечивает формирование высокого уровня АК специалиста, что позволяет ему в дальнейшем полноценно использовать внутренний психологический ресурс.

В ходе реализации технологического модуля развития АК в результате присвоения, интериоризации субъектом психологической информации, перевода АК с неосознаваемого на осознаваемый уровень формируются аутопсихологические инновации. Основными направлениями реализации типовой структуры модуля являются: формирование субъекта саморазвития; повышение аутосензитивности; повышение инструментальной гибкости в развиваемой области; обучение средствам управления психическими состояниями в развиваемой области: фиксирование состояний произвольности-непроизвольности поведения в развиваемой области, формирование навыков произвольного управления за счет первоначальной экстериоризации формируемого действия и дальнейшей интериоризации его во внутренний план; усиление общего личностного потенциала.

Результаты апробации технологического модуля в ходе развивающего аутопсихоло-гического тренинга (N=35) показали следующее. Изменилась Я-концепция участников тренинга, она стала более психологизированной и глубокой с точки зрения развития базовой АК: выделения собственных типологических особенностей, сильных и слабых сторон. По результатам теста «Кто Я», проведенного в начале тренинга, были получены типичные ответы, мало различающиеся у участников семинара и представляющие набор стереотипных характеристик: социально-ролевые позиции (дочь, муж, руководитель, пенсионер, слушатель и т. д. — у 84%); астрологические позиции (Стрелец, ярко выраженный Телец и т. д. — у 67%); психологические характеристики: добросовестный, инициативная, «улитка - сама в себе», «спринтер в жизни и спорте» (у 89%) и т. д.

Углубление самопонимания выразилось в принципиальном изменении набора ау-тохарактеристик в «Психологических автопортретах», написанных участниками после теоретической и диагностической частей тренинга. В них типичными характеристиками стали следующие формулировки: «тревожный интроверт, пытающийся уйти от конфликтов,

имеющий собственную установку на ожидания»; или «интроверт по сути, экстраверт — на работе» (то есть разведение «глубины» и «фасада» поведения) (у 71%); назывались преобладающие механизмы психологической защиты: идентификация, образование реакций, рационализация и т.д. (у 56%); указывались типы мышления: «вербальный стиль мышления», «формально-логическое мышление», «целостно-интуитивное прогнозирование» (у 48%) и т. д.

При определении анонимного автора «Психологического портрета» участники тренинга компетентно пользовались показателями аутопсихологического оценивания, выделяя сильные и слабые стороны, типологические особенности своих партнеров по тренингу. Узнаваемость «Психологического портрета» являлась косвенной характеристикой АК, совпадением «Я-в самовосприятии» и «Я-в восприятии других». Углубление самопонимания повлияло на изменение самоотношения участников тренинга, что отразилось в увеличении показателей аутосимпатии (+5 баллов), самоуважения (+3 балла), самопринятия (+7 баллов), самоинтереса (+2 балла), самопонимания (+4 балла) теста самоотношения (проводилось два замера по данному тесту: до и после тренинга).

Таким образом, исходя из психологических особенностей профессиональной деятельности государственных служащих, в ходе коррекционно-развивающих тренингов необходимо сформировать психологические умения и навыки по следующим направлениям: развитие профессионального самосознания и Я-концепции; развитие профессионального мышления и памяти; развитие стрессоустойчивости и психоэмоциональной саморегуляции; развитие организационно-управленческой культуры, включая формирование управленческой компетентности в области принятия управленческого решения, командообразования, организационной среды и т. д.

Литература_

1. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. — М., 2000.

2. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственной службы. — М., 2003.

3. Деркач А.А. Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. - М., 2001.

© Степнова Л. А., 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.