Научная статья на тему 'Управление ассортиментом аптечного предприятия, направленное на эффективное обеспечение населения иммуномодуляторами'

Управление ассортиментом аптечного предприятия, направленное на эффективное обеспечение населения иммуномодуляторами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / АПТЕЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеев Владислав Алексеевич, Андреева Ирина Николаевна

Предложена модель управления ассортиментом лекарственных средств на примере иммуномодуляторов, применение которой позволило аптечным организациям адекватно реагировать на изменение спроса и формировать ассортиментную политику, способную удовлетворить потребности. Модель выполняет стратегическое, тактическое и оперативное управление ассортиментом анализа на основе ABCи XYZ-ценовой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елисеев Владислав Алексеевич, Андреева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление ассортиментом аптечного предприятия, направленное на эффективное обеспечение населения иммуномодуляторами»

8. Жданов, Б. ERP II - новая стратегия управления предприятием / Б. Жданов // Корпоративные системы. - 2002/2003. - №4/1.

9. Ниазашвили, А.Г Развитие стремления к успеху у менеджеров в условиях экономических рисков / А.Г. Ниазашвили // Работы молодых ученых. - 2007. - № 1. - С. 203-211.

ОЦЕНКА УСПЕХА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ

Ж.В. ГОНЧАРОВ, С.А. ПАРФЕЙНИКОВ, Н.В.

ГАБРИЕЛЯН, Е.С. БЕРЕЖНАЯ

Методом экспертных оценок определены весовые показатели детерминант успеха для оценки деятельности фармацевтических организаций. Разработана методика, позволяющая определить рейтинг предприятия среди участников фармацевтического рынка, а также каждого фактора, влияющего на конечный результат отчета. Практическая значимость рейтинга состоит в укреплении сильных сторон деятельности предприятия и нейтрализации слабых.

Ключевые слова: лекарственная помощь, фармацевтическая организация, конкуренция, фармацевтический рынок

EVALUATION OF PHARMACEUTICAL RETAILER

SUCCESS

GONCHAROV J.V., PARFEYNIKOV S.A.,

GABRIELIAN N.V., BEREZHNAYA E.S.

The method of expert evaluation allowed to determine relative weights of determinants for the evaluation of pharmaceutical facilities activity. The technique of company rating estimation, as well as estimation of every other factor, affecting the outcome of the report, was developed. The practical importance of ranking consists in enhancing of the strong activities and in neutralization of the weak link of certain company.

Key words: pharmaceutical care, pharmaceutical facilities, competition, pharmaceutical market

© В.А. Елисеев, И.Н. Андреева, 2010 УДК 614.27:615.37:658.628

УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ АПТЕЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ИММУНОМОДУЛЯТОРАМИ

В.А. Елисеев, И.Н. Андреева Пятигорская государственная фармацевтическая академия

Проблема иммунотерапии представляет интерес для врачей практически всех специальностей в связи с неуклонным ростом инфекционно-воспалительных заболеваний склонных к хроническому и рецидивирующему течению. Проведенные в последние годы исследования позволили разработать и внедрить в широкую клиническую практику новые комплексные подходы к лечению и профилактике различных нозологических форм заболеваний с использованием иммунотропных препаратов направленного действия.

Изучение ассортимента лекарственных средств (ЛС), представленных на региональном рынке Краснодарского края, позволяет получить развернутое представление о номенклатуре лекарственных препаратов, разрешенных к применению, и оптимизировать ассортимент ЛС в аптечных организациях.

Елисеев Владислав Алексеевич, директор аптеки «Доктор Столетов», соискатель кафедры УЭФ ФПО ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия»; тел.: 89283389556.

Андреева Ирина Николаевна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры УЭФ ФПО ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия», e-mail: [email protected].

Адекватное насыщение рынка иммуномодулирующими препаратами обусловливает своевременность и успех лечения многих заболеваний, связанных с нарушением иммунной системы организма [3].

Список существующих и выпускаемых различными фармацевтическими фирмами иммуномодуляторов насчитывает более 100 наименований препаратов и около 200 лекарственных форм. В России зарегистрировано более 30 ЛС под МНН в виде 140 лекарственных форм [4].

Фармацевтический рынок Краснодарского края - один из самых емких в Южном Федеральном округе. Это объясняется высокой плотностью проживания - 67 человек на один квадратный километр. Кроме того, развитая инфраструктура рекреации и индустрии отдыха увеличивает в летнее время население Краснодарского края в три раза [7].

Задачей аптечной организации при формировании оптимального ассортимента является удовлетворение потребностей целевой покупательской аудитории и создание комфортных условий совершения покупок.

Материал и методы. Документальными источниками информации служили данные отчетности

министерства здравоохранения Краснодарского края за 2004-2008 гг. [6].

В процессе исследования использованы методы: логического анализа, группировки, непосредственного наблюдения.

Результаты и обсуждение. Управление ассортиментом лекарственных средств - это сложный и индивидуальный для каждой аптечной организации процесс, требующий от специалистов владения современными методами маркетингового исследования.

Действенным методом управления ассортиментом ЛС является использование модели, включающей стратегическое, тактическое и оперативное управление ассортиментом, применение которой позволит аптечным организациям адекватно реагировать на изменение во внешней и внутренней среде. С этой целью нами разработана модель формирования оптимального ассортимента ЛС, способного удовлетворить потребности целевой аудитории потребителей.

В своих исследованиях мы опирались на принципы управления ассортиментом, применяемые в крупных аптечных сетях, которые мы адаптировали к сегменту иммуномодуляторов:

- управление ассортиментом проводится в рамках каждой фармакотерапевтической группы ЛС;

- управление ассортиментом проводится с учетом формата аптечной организации и места ее расположения;

- управление ассортиментом проводится с учетом конкурентного окружения аптек и индивидуальных потребностей постоянных клиентов;

- управление ассортиментом проводится посредством составления ассортиментного плана: стратегического, тактического и оперативного.

Стратегический план формируется на год с учетом обязательного минимального ассортимента ЛС в соответствии с приказом МЗ и СР РФ от 29 апреля 2005 г. № 312 и анализа ведомости движения товара за год с учетом сезонных компаний. В основе анализа используется АВС анализ товарооборота.

Тактический план формируется сроком на полгода на основании анализа продаж в суммовом,

натуральном и валовом исчислении и построения рейтинговой матрицы с целью выявления позиций аутсайдеров. Тактический план составляется на основе стратегического, но включает на 20,0% больше с учетом спроса.

Тактика управления ассортиментом предполагает ввод новых позиций при поступлении предложений производителей или выявление неудовлетворенного спроса. Для новых позиций устанавливается тестовый период 3 месяца и барьерный план продаж. Вывод позиций из ассортимента осуществляется при непрохождении «барьера продаж» и низкого рейтинга.

Оперативный план формируется каждый квартал на основе совмещенной матрицы АВС-анализа и XYZ-анализа и учета сезонности продаж [1].

С учетом разработанных методических подходов нами проведены исследования ассортимента аптечных организаций Краснодарского края. Исследования проводились в шести аптечных организациях, принадлежащих одной розничной сети.

В результате проведенного АВС-анализа товарооборота шести аптек лекарственные средства были сегментированы на три группы, приведенные в таблице 1.

Обобщив по шести аптечным организациям данные АВС-анализа, установили средний перечень иммуномодуляторов из 96 торговых наименований, которые можно для аптечной сети включить в стратегический план всех изученных аптечных организаций.

Лидирующее положение во всех аптечных организациях за все три года занимали: арбидол капс. 100 мл № 10, анаферон табл. детские № 20, ана-ферон табл. взрослые № 20, виферон свечи по 150 тыс. МЕ № 10, вобэнзим табл. № 200, бронхомунал капс. детские № 10, циклоферон в амп. 12,5% 2 мл № 10, иммунал табл. № 20, интерферон лейкоцитарный [5].

Для тактического планирования ассортимента проводили определение рейтинга каждого лекарственного средства с помощью модифицированной методики интегрирования данных АВС-метода по трем показателям: товарооборот, количество проданных упаковок и валовой прибыли по каждой позиции.

Таблица 1

Количество наименований иммуномодуляторов, формирующих А, В и С группы ЛС (2007-2009 гг.)

в аптеках Краснодарского края

Аптека Общее количество иммуномодуляторов в среднем за год Группа А, 75 % товарооборота Группа В, 20% товарооборота Группа С, 5% товарооборота

2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009

1 116 36 33 37 58 69 52 22 14 27

2 74 19 22 23 36 29 31 15 23 20

3 68 21 22 18 32 34 31 15 12 15

4 93 24 27 31 50 49 47 19 17 15

5 102 31 34 32 51 49 46 20 19 24

6 121 39 36 38 57 52 54 25 33 29

ср.значение по 6 аптекам 96 28 29 30 47 47 42 19 19 22

Для этого определяли весовые коэффициенты значимости каждого показателя экспертным путем.

В качестве экспертов привлекали 15 ведущих специалистов Краснодарского края, занимающихся управлением аптечным ассортиментом в крупных аптечных сетях.

В таблице 2 приведены весовые коэффициенты критериев градации лекарственных средств.

Таблица 2

Весовые коэффициенты критериев градации лекарственных средств

Параметр Весовой коэффициент

Оборот, шт. (ОБк) 0,3

Оборот, руб. (ОБд) 0,3

Валовая прибыль, руб. (ВП) 0,4

Итого 1

Умножением показателей на весовой коэффициент и суммированием трех полученных значений получаем интегральный показатель по трем величинам для каждого лекарственного средства. Полученный интегральный показатель не имеет экономического смысла, но позволяет провести рейтинг лекарственных средств с учетом влияния их на товарооборот и на приносимую прибыль, а также определить барьерный показатель для отслеживания аутсайдеров продаж и принятия решения об исключении его из ассортиментного плана. В частности, проведенный нами анализ позволил выявить лекарственные средства с низким рейтин-

гом продаж: пирогенал свечи 100 мкг № 10 стоимостью 395,55 руб.; иммуномакс пор. д/ин. по цене 352 руб.; генферон 1 млн. ед. суппозитории № 10 по цене 455 руб.; инфлюцид капли по цене 154 руб. По данным проведенного исследования, возможно установление минимального барьера для показателя интегрального коэффициента: в случае не-прохождения лекарственным препаратом данного барьера принимается решение об исключении данной ассортиментной позиции из ассортиментного плана аптечной организации [8].

Для оперативного управления ассортиментом предложено проводить совмещенный АВС- и XYZ-анализ, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж ЛС, а также выявлять отклонения и скачки, нестабильность сбыта.

На основании проведенного анализа нами составлена матрица АВС- и XYZ-анализа с перечнем иммуномодуляторов (табл.3).

Высоким вкладом в продажи и стабильным спросом обладают препараты, попавшие в группу АХ^ и ВХ. Группа AZ оказывает влияние на товарооборот, несмотря на то, что спрос на них нестабильный.

Оперативный план ассортимента позволяет отслеживать не только количество ассортиментных позиций, но и формировать оптимальные запасы по каждому лекарственному средству.

Заключение. Таким образом, управление ассортиментом иммуномодуляторов в аптечной организации позволяет удовлетворять потребности целевой покупательской аудитории, аптечным

организациям - адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды и своевременно принимать управленческие решения по снижению риска потерь оборота розничной торговли и создания дефектуры в период повышенного спроса [2].

Литература

1. Андреева, И.Н.

Основные направления реструктуризации организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность на региональном уровне / И.Н. Андреева [и др.] // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. / Под ред. М.В. Гаврилина. - Пятигорск: Пятигорская

ГФА, 2009. - Вып. 64. - С. 524-528.

2. Кава, Т. Иммуномодулирующая фито-

Таблица 3

Матрица ABC- и XYZ-анализов ассортимента иммуномодуляторов

X ш к ш ч о с в к о высокая Арбидол капс. Арбидол табл. Анаферон табл. взрослые Анаферон табл. детские Ax Виферон 1 свечи 150 т.ед. Интерферон лейкоцитарный Циклоферон 12,5% 2,0 № 10 Бронхомунал 7 мг № 10 Вобэнзим № 10 Гриппферон, капли Иммунал, капли Иммудон, Ау табл. жеват. № 40 Ликопид 1 мл № 10 Циклоферон 0,15 № 10 ИРС-19 вакцина Неовир 12,5% 2 мл № 5 Вобэнзим № 200 Иммунофан А^ 0,005 амп. Кипферон свечи № 10 Полиоксидоний

я я н ч е с Настойка эхинацеи Цитовир-3 капс. № 12 Циклоферон табл. Bx Деринат натрия капли Виферон мазь 12 г Виферон 2 свечи 500 тыс. ед. Виферон 3 свечи 300 тыс. ед. Иммунорм ву 100 мг № 20 Амиксин 125 № 10 Полудан глазные капли Иммунекс сироп В7 Генферон 500 тыс. свечи Рибомунил 250 мг № 12

я а V го и н Пирогенал 10 мкг № 10 Тактивин 1 мл № 10 сх Тимолин 10 мг № 10 Тимоген 0,01% № 5 Тимоген спрей назальный Полиоксидоний свечи 0,006 № 10 су Полиоксидоний табл. 12 мг № 10 Изопринозин 500 мг № 50 Пирогенал 400 мг свечи Полудан С2 100 ед. № 10 Инфлюцид капли Иммуномакс д/инъекций

высокая средняя низкая

Стабильность потребления

терапия / Т. Кава // Мир натуральной медицины. - 1998. - № 1. - С. 27-29.

3. Костинов, М.П. Иммуномодуляторы: механизм действия и клиническое применение / М.П. Костинов, В.П. Афиногенова, И.В. Лукачев // Мед. вестн. - 2007. - №5. - С. 21-25.

4. Панова, Т Рациональная иммунокорекция для профилактики и лечения / Т. Панова // Фарм. вестник. - 2009. - № 6. - С. 17.

5. Пестун, И.В. Маркетинговые исследования группы лекарственных препаратов - иммуномодуляторов / И.В. Пестун, З.Н. Мнушко, В.М. Толочко // Провизор. - № 9. - 1998.

6. Основные показатели здоровья населения, деятельности учреждений здравоохранения и результаты реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Краснодарском крае за 2007 год / Под ред. С.Н. Алексеенко, Н.Н. Карякина. - Краснодар: ГУЗ МИАЦ. - 2007.

- 113 с.

7. Российский фармацевтический рынок. Итоги 2008 г. / Фармэксперт, М.: АНО «Центр развития межрегиональных программ», 2008. - 128 с.

8. Юшков, В.В. Иммунокорректоры: руководство для врачей и провизоров / В.В. Юшков, ТА. Юшкова, А.В. Казьянин. - Екатеринбург, 2002. - 255 с.

УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ АПТЕЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ИММУНОМОДУЛЯТОРАМИ

В.А. ЕЛИСЕЕВ, И.Н. АНДРЕЕВА

Предложена модель управления ассортиментом лекарственных средств на примере иммуномодуляторов, применение которой позволило аптечным организациям адекватно реагировать на изменение спроса и формировать ассортиментную политику, способную удовлетворить потребности. Модель выполняет стратегическое, тактическое и оперативное управление ассортиментом анализа на основе АВС- и XYZ-ценовой аудитории.

Ключевые слова: лекарственные средства, фармацевтический рынок, аптечные организации

PHARMACEUTICAL ASSORTMENT

MANAGEMENT FOR EFFECTIVE PROVISION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

WITH IMMUNOMODULATORS

ELISEYEV V.A., ANDREYEVA I.N.

A model of immunomodulators assortment management capable of adequate respond to changes in demand was elaborated. The model performs the strategic, tactical and operational management of pharmaceutical range analysis based on ABC- and the XYZ-price audience.

Key words: drugs, the pharmaceutical market, pharmacy organizations

© Д.Н. Сергеев, 2010

УДК 614.2: 616-082: 616-071: 616-08: 616.12 - 008.331.1

ОЦЕНКА ОКАЗАНИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Д.Н. Сергеев Ставропольская государственная медицинская академия

Основная масса сердечно-сосудистых заболеваний обусловлена артериальной гипертонией. У людей с повышенным артериальным давлением в 7 раз чаще случается инсульт, в 4 раза - инфаркт миокарда, в 2 раза - поражение сосудов ног. Артериальная гипертония является одним из основных факторов внезапной смерти [4,9].

В России заболеваемость артериальной гипертензией приобрела характер эпидемии. Это связано не только со снижением качества жизни населения и стрессовыми нагрузками, но и с отсутствием первичной профилактики и сокращением объема профилактической деятельности в амбулаторно-

Сергеев Дмитрий Николаевич, главный врач МУЗ «Благодар-ненская ЦРБ», соискатель кафедры внутренних болезней № 1 с курсом физиотерапии СтГМА, тел.: 89054164950; e-mail: [email protected].

поликлинических учреждениях. В настоящее время недовыявляется более 80% больных артериальной гипертензией. В работу практических врачей не внедряются современные методы профилактики, диагностики и лечения больных с этой патологией [3,10].

Несмотря на проводимую реализацию целевой Федеральной программы: «Профилак-

тика и лечение артериальной гипертензии в Российской Федерации» (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.07.2001 г. №540), распространенность заболевания среди населения за последние 5 лет практически не изменилась. Следовательно, меры, предпринимаемые органами здравоохранения по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертензии, недостаточно эффективны [7,9].

Между тем, названная программа без проведе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.