№ 1 - 2013 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки
УДК 615.12:614.2:33
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
И. А. Джупарова
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
Цель исследования — разработка модели социально-экономического управления ассортиментом для достижения гарантированного обеспечения отдельных категорий граждан. В процессе исследования применялись методы экономико-математические и рационального фармацевтического менеджмента. В процессе исследования были сформированы оптимальная групповая структура ассортимента, рациональный ассортимент и портфель закупок лекарственных препаратов для гарантированного обеспечения отдельных категорий граждан.
Ключевые слова: ассортимент, отдельные категории граждан, лекарственное обеспечение.
Джупарова Ирина Алексеевна — кандидат фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-07-13, e-mail: [email protected]
Введение. Главной составляющей модернизации системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан является стратегия управления ассортиментом в аптечных организациях.
Цель исследования заключается в разработке модели социально-экономического управления ассортиментом для достижения гарантированного обеспечения отдельных категорий граждан.
Материалы и методы. Разработанная нами модель социально-экономического управления ассортиментом основана на взаимосвязи двух его уровней — стратегического и оперативно-тактического и выборе альтернативных стратегий ассортимента в сегментах фармацевтического рынка (см. рис.).
Исходной информацией для процедуры исследования служили данные о товарообороте и прибыли за 2011 год ООО «Радуга-Сибирь» и анкетного опроса 30-ти провизоров.
Реализация модели предусматривает создание оптимальной групповой структуры и краткосрочного прогноза ассортимента ООО «Радуга-Сибирь» на основе методов равномерной оптимизации, справедливого компромисса и свертывания критериев: товарооборота, прибыли, доли рынка.
Модель социально-экономического управления ассортиментом на стратегическом и оперативно-тактическом уровнях в аптечных организациях
Формирование оптимального ассортимента для гарантированного лекарственного обеспечения и закупок лекарственных препаратов (ЛП) осуществляли на основе разработанных нами методик: оценки конкурентоспособности ЛП в коммерческом
сегменте розничного фармацевтического рынка, позиционирования ЛП и стратификации антигипертензивных и сахароснижающих ЛП, а также применения социальноэкономических методов анализа ассортимента в сегменте обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ЛС) (АВС-, XYZ- и ^Ы-анализы) [1].
Конкурентоспособность антигипертензивных и сахароснижающих ЛП определяли поэтапно: формирование перечня параметров, подлежащих оценке на основе схемы Исикавы и корреляционного анализа; выбор метода анализа и расчет единичных, групповых и интегрального показателей; составление рекомендуемого перечня препаратов с заданным уровнем конкурентоспособности для закупок амбулаторным больным.
Предварительно по результатам экспертной оценки, выполненной 30 врачами-кардиологами и терапевтами, были отобраны 9 единичных параметров позиционирования ЛП:
• срок годности (год);
• частота назначения по стандарту медицинской помощи;
• наличие ЛП в стандарте медицинской помощи;
• длительность терапевтического эффекта;
• уровень доказательности (А, В, С, Б);
• установленная суточная доза (ОБО);
• доля препарата в общем объеме отпущенных ЛС (в суммовом выражении);
• доля препарата в общем объеме отпущенных ЛС (в натуральном выражении);
• доля назначения врачами в системе обеспечения необходимыми ЛС.
Для каждой группы критериев на основе экспертной оценки специалистов определен коэффициент весомости и построены карты восприятия по фармакологическим группам антигипертензивных и сахароснижающих ЛП в виде восьми матриц.
Стратификация ассортимента по рыночной доле и темпам прироста показала, что 13 торговых наименований антигипертензивных и 11 сахароснижающих ЛП по федеральному, а также соответственно 17 и 4 торговых наименований по региональному сегментам обеспечения необходимыми ЛС являются лидерами, а аутсайдерами — 34 и 28 торговых наименований антигипертензивных
и 20 сахароснижающих ЛП. Выявлено, что 25 (или 50 %) торговых наименований по федеральному и 29 (или 37 %) по региональному сегментам способствуют снижению конкурентных позиций. Составлен рациональный перечень ЛП для обеспечения отдельных категорий граждан с диагнозом артериальная гипертензия и сахарный диабет.
Для разработки оптимального ассортиментного портфеля закупок ЛП на региональном уровне использовали методы рационального фармацевтического менеджмента: АВС-, XYZ- и ^Ы-анализы.
В результате АВС-анализа затрат по международным непатентованным и торговым наименованиям антигипертензивных и сахароснижающих ЛП, предназначенных для лечения артериальной гипертензии и сахарного диабета, установлено, что в группе А из семи международных непатентованных наименований препаратов как по группе антигипертензивных, так и по группе сахароснижающих ЛП наиболее затратными оказались: диротон (6,72 % затрат); норваск (6,24 %); моноприл (5,42 %); инсулин гларгин (5,25 %); инсулин лизпро (4,8 % затрат). Выявлен уровень затрат в группах В и С по международным непатентованным наименованиям антигипертензивных и сахароснижающих ЛП.
В результате XYZ-анализа изучаемого ассортимента ЛП по международным непатентованным наименованиям установлено, что только 7 международных непатентованных наименований (или 27 %) антигипертензивных (бисопролол,
моксонидин, эналаприл и др.) из 26-ти и 12-ти международных непатентованных наименований (или 71 %) сахароснижающих ЛП (инсулин гларгин, инсулин лизпро, инсулин аспарт и др.) из 17-ти постоянно закупались в течение 2011 года.
С целью объективного управления ассортиментом закупок ЛС нами применен метод двух-и трехфакторного АВС-ХУ2-анализа в натуральном и стоимостном выражениях. Интегрированные результаты АВС-анализа представлены в виде шести двухпараметрических матриц, составлены 2 таблицы вербальной интерпретации, которые аккумулируют информацию для стратегического изменения позиций номенклатуры при формировании заявки на антигипертензивные и сахароснижающие ЛП в системе дополнительного лекарственного обеспечения.
На основании оценки матриц ассортимент закупок был дифференцирован на 3 приоритетные группы по международным непатентованным и торговым наименованиям, из них ЛП I и II групп рекомендованы к закупке для обеспечения постоянного наличия в аптеках (табл. ).
Результаты трехфакторного (АрВрСр-Ач,ВчСч-Хч¥^ч) анализа ассортимента закупок
ЛП
Приоритетная группа ЛП Международные непатентованные наименования антигипертензивных ЛП Международные непатентованные наименования сахароснижающих ЛП
Кол-во наимен. Доля (%) Кол-во наимен. Доля (%)
I 8 30,77 6 35,29
II 3 11,54 3 17,65
III 15 57,69 8 47,06
Всего 26 100 17 100
Предложенный нами ассортиментный портфель закупок включал 47 международных непатентованных наименований сахароснижающих ЛП и 32 международных непатентованных наименования антигипертензивных ЛП для коммерческого сегмента фармацевтического рынка, 11 международных непатентованных наименований антигипертензивных и 9 международных непатентованных наименований сахароснижающих ЛП, 67 торговых наименований по федеральному и 102 торговых наименования по региональному сегментам в системе обеспечения необходимыми ЛС.
На основе V/N-анализа рассмотрено потребление ЛП, которые дифференцированы на две категории: V — жизненно важные ЛП (входят в «Стандарт лечения больных артериальной гипертензией и сахарным диабетом 1 и 2 типов»), перечень жизненно необходимых и важнейших ЛП и N — второстепенные (не входят в Стандарт, перечень жизненно необходимых и важнейших ЛП).
Результаты АВС- и У^-анализов нами интерпретированы по совокупности. При этом установлено, что в группе высокозатратных наименований ЛП доля жизненно важных составляет 62 % по федеральному и 89 % по региональному сегменту обеспечения необходимыми ЛС, что не в полной мере отвечает современным требованиям к фармакотерапии данных заболеваний.
Выводы. Построена двухуровневая модель социально-экономического управления ассортиментом на стратегическом и оперативно-тактическом уровнях. Сформированы оптимальная групповая структура ассортимента на основе экономико-математических методов, рациональный ассортимент для гарантированного лекарственного обеспечения и портфель закупок ЛП с заданным уровнем конкурентоспособности по разработанным методикам: оценки позиционирования ЛП и стратификации по рыночной доле и темпам прироста, применения двух- и трехфакторного ABC-, XYZ- и V/N-анализов в сегментах фармацевтического рынка.
Список литературы
1. Джупарова И. А. Разработка матрицы эффективности использования ассортимента лекарственных препаратов [Электронный ресурс] / И. А. Джупарова, Ю. В. Белова // Медицина и образование в Сибири : электронный научный журнал. — 2012. — № 2. — Режим доступа : http://ngmu.m/cozo/mos/artide/text_fulLphp?id=669
FORMATION OF MANAGERIAL SYSTEM
OF ASSORTMENT AT PHARMACEUTICAL ORGANIZATIONS FOR MEDICAMENTAL MAINTENANCE OF PARTICULAR CATEGORIES OF CITIZENS
I. А. Dzhuparova
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)
The objective of research is development of model of social and economic assortment management for achievement of guaranteed maintenance for particular categories of citizens. The methods of economic-mathematical and rational pharmaceutical management were applied during the research. An optimum group assortment structure, rational assortment and purchasing portfolio of medicinal preparations for guaranteed maintenance for particular categories of citizens were created.
Keywords: assortment, separate categories of citizens, provision of medicines.
About authors:
Dzhuparova Irina Alekseevna — candidate of pharmaceutical sciences, assistant professor, head of pharmacy management and economy chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 225-07-13, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Dzhuparova I. A. Development of matrix of effective usage for assortiment of medicinal preparations [Electron resource] / I. A. Dzhuparova, Y. V. Belova // Medicine and education in Siberia: electron scientific magazine. — 2012. — № 2. — Access mode: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=669