IVh
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
УДК 615.12:614.27
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И АЛГОРИТМА СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ АССОРТИМЕНТА АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
С.Н. Ивакина1, Г.Ф. Лозовая1, Л.А. Зотова1, Л.И. Запорожская2,
1ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», г. Уфа,
2ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Лозовая Галина Федоровна - e-mail: [email protected]
Разработаны организационно-методические подходы и алгоритм проведения ситуационного анализа ассортимента АО для повышения качества оказания фармацевтической помоши населению и эффективности управления аптечной организацией, основанные на изучении сезонности потребления ЛП методами обычных средних, АВС-анализа, а также частоты приобретения ЛП. Разработана и предложена совмешенная затратно-частотная матрица потребления (реализации) ЛП, позволяющая выделить стратегические группы ЛП и необходимость проведения дальнейшего анализа для оптимизации запасов в анализируемых ЛП.
Ключевые слова: ситуационный анализ, аптечные организации, неудовлетворенный спрос, оптимизация ассортимента, технологии анализа, повышение конкурентоспособности.
There have been worked out the organization-methodical approaches and algorithm of situation analysis of the assortment of pharmacy organization (PhO) for the improvement of the quality of pharmaceutical
service and the effectiveness of the management of PhO, based on the study of seasonality of consuming of medical preparations (MP), ABC-analysis and the frequency of MP consuming. There has been worked out and introduced a combined cost-frequency based matrix of consuming (sales) of MP, which allows to state the strategical groups of MP and the necessity of the further analysis for the optimization of stores in the analyzed MP.
Key words: situation analysis, pharmaceutical organizations, backlog of demand, optimization of the assortment, technology of analysis, increase of marketability.
В современных условиях для выживания на фармацевтическом рынке и сохранения конкурентоспособности аптечная организация (АО) должна быть гибкой, динамичной и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Несмотря на то, что ситуация на российском фармацевтическом рынке носит весьма нестабильный характер, рациональное планирование на основе проведения ситуационного анализа позволяет значительно снизить риск негативных последствий при принятии управленческих решений и повысить эффективность управления АО.
Проведенные ранее исследования [1] позволили выявить, что наиболее важной и часто возникающей ситуацией в работе АО является возникновение неудовлетворенного спроса, который ведет к снижению основного экономического показателя деятельности - прибыли. Следовательно, чтобы снизить частоту возникновения данной ситуации необходимо оптимизировать одну из важнейших составляющих спроса - ассортиментный портфель АО.
Однако среди множества исследований, представленных в литературе и посвященных изучению ассортимента АО, отсутствуют комплексные подходы и технологии, позволяющие устранить возникшую проблемную ситуацию. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности и необходимости проводимых исследований.
Целью работы является разработка организационнометодических подходов и алгоритма проведения ситуационного анализа ассортимента АО для повышения качества оказания фармацевтической помощи населению и эффективности управления АО.
Для реализации поставленной цели нами были разработаны организационно-методические подходы к оптимизации ассортимента АО (рис. 1), включающие в себя:
1. диагностику проблемы - выявление неудовлетворенного спроса в АО;
2. ситуационный анализ данных об объемах продаж анализируемых лекарственных препаратов (ЛП) по месяцам и за год:
• изучение сезонности потребления ЛП по месяцам (в натуральных и денежных показателях) методом обычных средних;
• анализ реализации ЛП по месяцам (в натуральных показателях и денежном выражении) методом АВС-анализа;
• изучение частоты приобретения ЛП;
3. определение «категории товара» ЛП и выработка стратегии дальнейшего анализа.
Предложенные организационно-методические подходы, направленные на оптимизацию ассортимента АО, мы апробировали на примере группы «Противовирусные ЛП».
На первом этапе исследования мы проводили изучение неудовлетворенного спроса путем подсчета количества отказов в противовирусных ЛП по книге учета дефектуры на базе АО с привлечением частного капитала г. Уфы за период с января по декабрь 2008 года. Было выявлено, что наибольшее количество отказов наблюдается в зимние месяцы. При этом наблюдается постепенное увеличение количества отказов с ноября месяца, достигает максимального значения в феврале и уменьшается к маю. Это связано с распространением гриппа и ОРВИ в осенне-зимний и весенний периоды.
Изучение сезонности реализации противовирусных ЛП по месяцам (в натуральных и денежных показателях) проводили методом обычных средних [2].
За период с января по декабрь 2008 года АО было реализовано 3297 упаковок противовирусных ЛП на сумму более
540 тыс. руб. Методом обычных средних мы рассчитали индексы сезонных колебаний (ИСК), которые показывают влияние сезонно действующих факторов на потребление (реализацию) ЛП. Результаты представлены на рисунке 2.
ЯНВАРЬ
ИЮЛЬ
ИСК по кол-ву ул. ИСК по сумме
РИС. 2.
Индексы сезонных колебаний противовирусных ЛП (2008 г., кол-во упаковок, руб.).
Рассчитанные индексы средних колебаний показали, что потребление противовирусных ЛП увеличивается в осенние месяцы (при этом отклонения от среднего уровня колебались от 7,7 до 38,3% по количеству проданных упаковок противовирусных ЛП и от 4,5 до 43,9% - в денежном выражении).
ТАБЛИЦА 1.
Результаты ABC-анализа противовирусных препаратов
Название лекарственного препарата Удельный вес в продажах Удельный вес в ассортименте
Арбидол 0,1 г, капс. №10. Анаферон детский таб. №20 Оциллококцинум 5 мг, гранулы 6 доз Анаферон для взрослых таб. №20 Виферон-1 150000 ЕД Арбидол 0,05 табл. №10 Иммунал капли 50 мл 74% -группа А 25%
Афлубин капли 50 мл Виферон-2 500000 ЕД супп. №10 Цитовир-3 капс. №12 Деринат 0,25% капли в нос 10 мл Виферон-3 1000000 ЕД супп. №10 Иммунал таб. №20 Амиксин 0,125 г таб. № 10 Генферон 1000000 МЕ супп. №10 Интерферон сухой ампулы №10 СО 1 І р 32%
Амиксин табл. 0,125 № 6 Афлубин капли 20 мл Ремантадин 0,05 г таб. №20 Генферон 500000 МЕ супп. №10 Гриппферон 10 тыс. МЕ/мл 10 мл капли назальные Лавомакс 125 мг таб. №10 Лавомакс125 мг таб. № 6 Циклоферон 150 мг таб. №50 Амиксин 0,06 г таб. №10 Цитовир-3 сироп д/детей 50 мл Виферон мазь 12,0 Тимоген 0,025% спрей назальный 10 мл 8% -группа С 43%
Всего 100% 100%
РИС. 1.
Организационно-методические подходы к оптимизации ассортимента АО.
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Максимум реализации данной группы ЛП в 2008 году приходится на февраль (наблюдается увеличение уровня потребления ЛП по количеству наименований на 123,8% выше среднего). Начиная с апреля, наблюдается снижение реализации как по количеству упаковок, так и в денежном выражении. Очевидно, это также связано с общим ростом заболеваемости среди населения в этот период.
Таким образом, анализ сезонности потребления противовирусных ЛП показал, что препараты данной группы реализуются нерегулярно на протяжении года и колебания от средней величины составляют от 66,2 до 123,8%. Это свидетельствует о сезонном характере потребления данной группы ЛП и совпадает с результатами анализа неудовлетворенного спроса в противовирусных ЛП.
ТАБЛИЦА 2.
Интервалы значений коэффициента частоты приобретения и условия отнесения к ним
ТАБЛИЦА 4.
Совмещенная матрица АВС-123 и характеристика ЛП
Для выявления наиболее затратных противовирусных ЛП, занимающих наибольший удельный вес в ассортименте в денежном выражении, нами проведен АВС-анализ, результаты которого представлены в таблице 1.
Проведенный анализ показал, что в суммарном объеме денежных средств за год в группу «А» с удельным весом 74% вошли 7 противовирусных препаратов, в группу В - 9 противовирусных ЛП, и удельный вес группы составил 18%. Остальные 12 противовирусных ЛП вошли в группу С. С экономической точки зрения достаточно эффективным является наблюдение за динамикой
двух ассортиментных групп «А» и «В», на закупку которых уходит основная сумма денежных средств. Однако мониторинг объема реализации (в натуральных показателях) препаратов группы С также необходим, поскольку из-за небольшой цены лекарственный препарат может попасть в малозатратную группу, даже несмотря на повышенный спрос на него.
Поэтому на следующем этапе нами была изучена частота приобретения противовирусных ЛП за 2008 год по месяцам. Расчёт коэффициента частоты приобретения каждого препарата проводили по формуле:
К част.приоб. = КУ/ Ру ,
ТАБЛИЦА 5.
Совмещенные группы противовирусных препаратов по затратности и частоте приобретения
Совмещенные группы ЛП Пути дальнейшего анализа (стратегии)
А - 1 А - 2 ЛП затратные, часто и средне приобретаемые. Обязателен анализ их реализации и прогнозирование потребности
В - 1 В -2 С-1 ЛП менее затратные, но часто или средне приобретаемые. Анализ реализации и прогнозирование потребности в них необходимы
А - 3 ЛП затратные, но редко приобретаемые. Анализ реализации и прогнозирование потребности в них необходимы с целью оценки эффективности использования денежных средств АО
В - 3 С - 2 С - 3 ЛП мало затратные и редко приобретаемые. Анализ и прогнозирование потребности в них проводить по мере возможностей АО.
ТАБЛИЦА 6.
Совмещенные стратегические группы противовирусных ЛП и стратегии их анализа
Совмещенные группы Названия ЛП Пути дальнейшего анализа (стратегии)
А - 1 Арбидол 0,1 г капс. №10. ЛП затратные и часто ЛП затратные, часто и средне приобретаемые. Обязателен анализ их реализации и прогнозирование потребности
А - 2 Анаферон детский таб. №20
В - 1 В -2 С-1 - ЛП менее затратные, но часто или средне приобретаемые. Анализ реализации и прогнозирование потребности в них необходимы
А - 3 Оциллококцинум, Анаферон для взрослых, Виферон-1, Арбидол 0,05, Иммунал капли ЛП затратные, но редко приобретаемые. Анализ реализации и прогнозирование потребности в них необходимы с целью оценки эффективности использования денежных средств АО
В - 3 Афлубин капли, Виферон-2, Цитовир-3, Деринат капли в нос, Виферон-3, Иммунал таб., Амиксин 0,125г.таб.№ 10, Генферон 1000000 МЕ, Интерферон сухой, Амиксин табл. 0,125 № 6, Афлубин капли 20 мл, Ремантадин 0,05г., Генферон 500000 МЕ , Гриппферон капли назальные, Лавомакс 125 мг.таб.№10, Лавомакс 125 мг.таб.№ 6, Циклоферон 150 мг табл.№50 ЛП мало затратные и редко приобретаемые. Анализ и прогнозирование потребности в них проводить по мере возможностей АО.
С - 2
С - 3
№ группы Значения К частоты приобретения Характеристика
1-я группа К>0,24 ЛП часто приобретается
2-я группа 0,12 «К«0,24 ЛП имеет среднюю частоту приобретения
3-я группа К част.приоб.<0,12 ЛП редко приобретается
ТАБЛИЦА 3.
Совмещенная матрица АВС-123
ЧАСТОТА ПРИОБРЕТЕНИЯ СТЕПЕНЬ ЗАТРАТНОСТИ
А В С
А1 В1 С1
оо А2 В2 С2
го А3 В3 С3
| ЧАСТОТА ПРИОБРЕТЕНИЯ СТЕПЕНЬ ЗАТРАТНОСТИ
А В С
Высоко затратные ЛП, на их закупку тратится до 80 % денежных средств АО Среднезатратные ЛП, на их закупку тратится до 10-20% денежных средств АО Низко затратные ЛП, на их закупку тратится до 5-10% денежных средств АО
1 часто А1 - затратные и часто приобретаемые ЛП В1 - среднезатратные и часто приобретаемые ЛП С1 - мало затратные, но часто приобретаемые ЛП
2 средне А2 - затратные ЛП, имеющие среднюю частоту приобретения В2 - среднезатратные ЛП, имеющие среднюю частоту приобретения С2 - мало затратные ЛП, имеющие среднюю частоту приобретения
3 редко А3 - затратные и редко приобретаемые ЛП В3 - среднезатратные и редко приобретаемые ЛП С3- мало затратные и редко приобретаемые ЛП
где К част.приоб. - коэффициент частоты приобретения ЛП;
КУ - реализованное количество упаковок препарата в месяц;
Ру - общая реализация по количеству упаковок ЛП анализируемой группы за месяц.
Также нами были выделены интервалы, характеризующие частоту приобретения, представленные в таблице 2.
Проведенный АВС-анализ и анализ частоты приобретения показал, что не все затратные ЛП являются часто приобретаемыми, и наоборот. Поэтому нами разработана и предложена совмещенная затратно-частотная матрица потребления (реализации) ЛП, получившая название АВС-123, представленная в таблице 3, дана характеристика стратегическим группам товара и пути (стратегии) дальнейшего анализа и планирования потребности в ЛП (таблицы 4, 5). Совмещенные стратегические группы на примере противовирусных препаратов представлены в таблице 6.
Разработанная матрица АВС-123 позволяет выделить стратегические группы ЛП, исходя из которых, можно определить необходимость проведения дальнейшего анализа для оптимизации запасов в анализируемых ЛП. Разработанные организационно-методические подходы, направленные на выявление и ситуационный анализ препаратов, имеющих неудовлетворенный спрос, положены в основу разработки математического алгоритма для разработки компьютерной программы по оптимизации ассортиментного портфеля АО. Это позволит рационально формировать товарные запасы АО, эффективно управлять им, повышая качество оказания лекарственной помощи населению. ДЦ
ЛИТЕРАТУРА
1. Ивакина С.Н., Самигуллина Ф.Р., Лозовая Г.Ф. Управление ассортиментом аптечной организации: технологии формирования, принципы анализа. Уфа: изд-во «ПЕЧАТНЫЙ ДОМЪ» ИП ВЕРКО, 2010. 195 с.
2. Математические методы и моделирование в здравоохранении. Медицина. 1987. 224 с.