МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Сочетание слов «гастрономический туризм» кажется поначалу странным, но ведь действительно, чтобы понять особенности какого-то народа или местности, очень интересно ознакомиться с местной едой. Кухня и обычаи, связанные с приготовлением еды и застольем, могут рассказать очень много любознательному путешественнику.
В отличие от других видов туризма, гастрономический - понятие новое, во всяком случае, в нашей стране. Но направление это очень перспективное. Российские туроператоры признают, что лучше всего, пожалуй, развит гастрономический туризм у нас, на Кубани. Что впрочем, и не удивительно. Где еще есть такие традиции гостеприимства?
Краснодарский край - южное благодатное место, к тому же с пестрым этническим составом. У каждого народа - своя особенная интересная кухня. Например, адыгейский сыр известен далеко за пределами Адыгеи. А краснодарский чай? Это советский бренд, незаслуженно подзабытый в наше время. Что уж говорить об изобилии овощей и фруктов, бахчевых культур, винограда разнообразных сортов - и местных, и европейских.
Очень интересен трехдневный тур «Вина двух морей» - Черного и Азовского. Туристы посещают винодельческое хозяйство в поселке Садовом, где вино производится по французской технологии французскими виноделами, а также знакомятся с виноделием советского периода в обстановке, стилизованной под 70-е годы прошлого века.
В станице Тамань ежегодно проходит традиционный праздник «Таманская лоза». Это настоящий фестиваль, где гости могут продегустировать самые изысканные вина местного производства. Многие турагентства организуют экскурсии в агрофирму «Мысхако». Это винодельческое предприятие носит звание «Поставщик Кремля», что говорит само за себя. Экскурсионные программы самые разные, недорогие и элитные, с участием опытных сомелье, включают в себя знакомство с технологией изготовления вин и тонкостями искусства дегустаторов.
© Мачихин В.Н., Вдовин А.С., 2016
УДК 657
Ю.Р. Мезенцева
К.э.н., доцент
Институт информационно-экономических систем Ростовский государственный строительный университет Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР
Аннотация
В данной статье автором предлагается методика управленческого учета платежеспособности холдинговых структур, основанная на использовании концепции иммунизации1 и хеджирования. Рассматривается вопрос применения принципа импаритета2, то есть возможных факторов, влияющих на платежеспособность, в целях обеспечения эффективной системы учета платежеспособности.
1 Иммунизационный [лат гттитз - свободный от чего-либо], то есть свободный от финансовой катастрофы, банкротства за счет использования агрегатов резервной системы предприятия в целях управления возможным риском
2 Импаритет [лат. гт (т) без, не; лат. рагйш - равенство] отсутствие равенства отражения рисков, процентных ставок, сроков в отношении положительных и отрицательных значений, то есть приоритет отдается отражению отрицательных значений по сравнению с положительными. Принцип импаритета, служащий цели сохранения капитала, определяет такие обстоятельства, негативное влияние которых на финансовый результат еще не произошло на отчетную дату, но к этому уже имеются предпосылки. Основная идея импаритета состоит в том, что будущее негативное воздействие на финансовый результат нужно предвосхитить уже в отчетном периоде, отразив его как расходы в отчете о прибылях и убытках текущего отчетного года [12, с. 61]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Обосновывается методика управления платежеспособностью холдинговых структур с использованием инструментов бухгалтерского инжиниринга.
Ключевые слова
Холдинг, управленческий учет, платежеспособность, инструменты бухгалтерского инжиниринга, показатели платежеспособности, иммунизация, финансовая оптика, чистые активы, чистые пассивы
В условиях кризиса и неопределенности среды, в которой функционируют компании, продолжающейся санкционной политики на фоне обесценения национальной валюты и роста издержек всех видов как в абсолютном, так и в относительном выражении, одной из ключевых задач хозяйствующего субъекта является выживание и избежание банкротства.
Первым признаком приближающейся финансовой катастрофы могут служить резкое снижение платежеспособности компании, а также значительное ее колебание. В связи с этим, организация её учета платежеспособности, прежде всего управленческого, является весьма важной частью ежедневной работы финансовых служб и менеджмента. Особую специфику и важность данная проблема имеет в компаниях холдингового типа, что обусловлено самой их природой.
Холдинги стали инициаторами разработки самых разнообразных моделей и методик управления финансовыми потоками, финансовым состоянием, платежеспособностью:
- использование прогнозной информации с целью достижения будущих результатов увеличения собственности и финансовых результатов;
- определение временной ценности денег, использование показателей дисконтирования, дюрации и
др.;
- сбалансированность денежного обращения между входящими и исходящими денежными потоками;
- широкое использование показателей трансфертного ценообразования;
- определение платежеспособности с учетом не только данных на определенную дату, но и за период с учетом размеров, сроков, процентных ставок, скидок, рисков неплатежей;
- достижение определенного компромисса между доходностью и рисками.
В результате в теории и практике появились многочисленные системы определения и учета показателей платежеспособности, которые можно разбить на 4 группы:
- коэффициенты, характеризующие платежеспособность с технической точки зрения;
- коэффициенты, характеризующие качественные показатели платежеспособности;
- системы моделей, в основном направленных на прогнозирование банкротства;
- системы инструментов бухгалтерского инжиниринга.
Система технических коэффициентов использовалась в основном лицами и акционерами, не располагающими внутренней информацией холдингов и предприятий:
- коэффициент текущей платежеспособности;
- коэффициент промежуточной платежеспособности;
- коэффициент абсолютной платежеспособности;
- отраслевые коэффициенты;
- коэффициенты, используемые в отдельных странах.
Система коэффициентов, характеризующая качественные показатели платежеспособности, публиковалась в качестве приложений к годовым статистическим отчетам по отраслям, включающим сводные отраслевые балансы и отчеты о финансовых результатах:
- коэффициент запасов к оборотному капиталу;
- коэффициент дебиторской и кредиторской задолженности;
- коэффициенты, характеризующие структуру активов по ликвидности;
- коэффициенты чистого оборотного капитала;
- другие специфические коэффициенты.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Коэффициенты имели специфические особенности в отдельных странах в зависимости от оптики организации финансового учета (производственная, финансовая, специализированная), наличия или отсутствия в учете добавленной стоимости, уровня проводимой социальной политики и др. Российская экономика использует систему коэффициентов США, ориентированную на акционеров и, к сожалению, не использует системы, носящие социальный характер (Франция, Швеция) или обеспечивающие сбалансированность интересов государства, работодателей, наемных работников и банков (Германия).
Система моделей предназначена к использованию финансовыми аналитиками, аудиторами, чтобы убедиться в возможностях существования фирмы в течение года, и включает более 20 моделей: Альтмана, ZFTA, Панкова и др.
Система инструментов бухгалтерского инжиниринга получила широкое распространение в конце ХХ века в связи с детализацией информационной бухгалтерской базы, связанной с внедрением структурированных планов счетов с высокой учетно-аналитической емкостью (50-100 тыс. учетно-аналитических позиций) и интеграцией в систему учета компьютерных программ, построенных на принципах архитектоники и широким внедрением учетных алгоритмов:
- алгоритм Форди-Фалкерсона;
- алгоритмы с оценками;
- учетные алгоритмы, построенные по данным ориентированных графов;
- фрактальные алгоритмы;
- алгоритмы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в традиционной системе;
- алгоритм учета затрат в финансовом учете производственной оптики;
- финансовой оптики.
Инструменты бухгалтерского инжиниринга, обеспечивающие учет платежеспособности, основаны на использовании концепции иммунизации и хеджирования.
Автором представлена следующая "Методика управленческого учета платежеспособности холдинговых структур", предназначенная для следующих подразделений:
- материнская (управляющая) компания;
- дочерние производственные компании всех отраслей;
- финансовые компании;
- торговые компании;
- другие специализированные компании;
- инновационные предприятия.
Основными показателями определения зон платежеспособности выступают:
- агрегированный показатель стоимости чистых активов в балансовой и рыночной оценке;
- дезагрегированный показатель стоимости собственного капитала в справедливой оценке с учетом стоимости гарантий полученных и выданных.
Методика управленческого учета платежеспособности холдинговых структур состоит из следующих блоков, обеспечивающих комплексный учет и управление платежеспособностью:
1-й блок методики управленческого учета платежеспособности холдинговых структур представлен системой, принятой стратегией (тактикой) платежеспособности: осторожная, умеренная, агрессивная.
2-ой блок методики управленческого учета платежеспособности холдинговых структур представлен начальным оператором "Разделы структурированного плана счетов":
3-й блок методики управленческого учета платежеспособности холдинговых структур обеспечивает идентификацию и оценку основных факторов платежеспособности.
4-й блок методики управленческого учета платежеспособности холдинговых структур предназначен для составления проводок по отражению факторов платежеспособности по данным фрактального производного балансового отчета, позволяющего определить платежеспособность в разрезе
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
территориальных (подразделения холдинга) и временных сегментов (временные горизонты различной продолжительности).
5-й блок методики управленческого учета платежеспособности холдинговых структур характеризует остатки ресурсов и источников по разделам структурированного плана счетов с определением двух показателей собственности как результатов проводимой стратегии платежеспособности.
6-й блок предназначен для отражения изменения стратегии (тактики) платежей: размеров предоставляемых и получаемых скидок, процентных ставок, сроков, размеров и других факторов, что позволяет в режиме он-лайн получать результаты изменения платежной и расчетной политики в виде показателей чистых активов в рыночной оценке и чистых пассивов в справедливой стоимости.
7-й блок методики предназначен для отражения проводок по изменению стратегии (тактики) платежеспособности, учитываемой по данным фрактального производного балансового отчета, включающего итерации: фрактальный баланс; иммунизационные записи; фрактальный иммунизационный баланс; гипотетические записи по условной реализации активов и условному удовлетворению обязательств с учетом выданных и полученных гарантий в справедливой оценке.
8-й блок методики отражает остатки ресурсов по разделам структурированного плана счетов, полученным в результате изменения стратегии (тактики) платежеспособности, что позволяет определить:
- чистые активы в рыночной оценке;
- чистые пассивы в справедливой стоимости.
Сравнение с ранее принятой стратегией позволяет определить изменение чистых активов и пассивов в результате перехода к новой стратегии.
9-й блок представлен производным балансовым отчетом управления рисковыми ситуациями платежеспособности, ориентированного на использование производного балансового отчета интегрированного риска.
10-й блок методики управленческого учета платежеспособности холдинговых структур предназначен для определения зон платежеспособности (фактически, по принятой стратегии, по измененной стратегии):
- активная зона платежеспособности определяется превышением чистых активов над установленным нормативом или стратегией (свободные денежные ресурсы);
- пассивная зона представляет собой недостаток чистых активов (недостаток денежных ресурсов) по сравнению с нормативом или стратегией;
- нейтральная (нулевая) зона характеризуется равенством фактической стоимости чистых активов с соответствующим нормативом или показателем чистых активов по выбранной стратегии.
11-й блок методики управленческого учета платежеспособности холдинговых структур представлен внутренним аудитом, который включает: информационное поле аудита; инструменты аудита (нулевой производный балансовый отчет); зоны платежеспособности; результаты аудита; аудиторское заключение.
Разработанная и апробированная методика управленческого учета платежеспособности холдинговых структур обеспечивает управление платежеспособностью холдинговых компаний. Список использованной литературы:
1. Галиева Ю.Р. Управленческий и стратегический учет в холдингах. Монография. -Ростов н\Д: РГСУ, 2009.
2. Кидуэлл Д.С., Петерсон Л.Р., Биэкуэе Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги. СПб.: Питер, 2000. -752 с.
3. Маршалл Джон Ф., Бансал Випул К. Финансовая инженерия: Полное руководство по финансовым нововведениям: Пер. с англ. - М.: ИНФРА -М, 1998. - 784 с.
4. Ткач В. И., Лоран Ж. Инициативный семинар по России. - Париж: Европейская комиссия ЕЭС, 1997. - 82 с.
© Мезенцева Ю.Р., 2016