УДК 316
Каранина Кристина Владимировна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе. МБОУ «Школа№78». k_85@inbox.ru Kristina V. Karanina
deputy director for teaching and educational work.
MBOU "School № 78"
k_85@inbox.ru
Управленческая деятельность руководителей российской школы в контексте современных социальных процессов
Managerial activity of the leaders of the Russian school in the context of modern social processes
Аннотация: В статье рассматривается управленческая деятельность руководителей российской общеобразовательной школы в качестве социально и профессионально обусловленного явления. Автор показывает, стрессовый характер управления современной российской школой в контексте частых реформ, перехода на новые стандарты и методики в условиях достаточно сложной кадровой ситуации. Современная российская общеобразовательная школа рассматривается в статье как сложная и динамичная управляемая система. Показывается роль управленческой культуры руководителя, которая зависит от уровня его личностного и профессионального развития, умения быстро воспринимать происходящие в обществе и школе перемены и работать с различными поколениями находящихся в его подчинении учителей.
Ключевые слова: управление, общество, динамика, руководитель, школа, социальные запросы, трансформация, деятельность, социальные ожидания.
Annotation: The article considers the administrative activity of the leaders of the Russian secondary school as a socially and professionally conditioned phenomenon. The author shows the stressful nature of the management of the modern Russian school in the context of frequent reforms, the transition to new standards and techniques in a fairly complex personnel situation. The modern Russian general education school is considered in the article as a complex and dynamic managed system. The role of managerial managerial culture is shown, which depends on the level of his personal and professional development, the ability to quickly perceive changes in society and the school and to work with different generations of teachers under his supervision.
Key words: management, society, dynamics, leader, school, social needs, transformation, activities, social expectations.
На современном этапе развития образования в Российской Федерации одним из приоритетных направлений модернизации является поиск механизмов управления муниципальной системой образования, соответствующих целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивающих рост благосостояния страны и способствующих формированию мотивации управленческих и педагогических кадров к инновационному мышлению и поведению.
В условиях масштабных социокультурных реформ и коренной модернизации концепции развития общества на первый план выдвигаются требования к личности управленца нового типа. Смысл управления состоит в том, что руководитель играет громадную роль в работоспособности коллектива, его способности отвечать на «внешние вызовы» [1].
Поэтому современные руководители учреждений образования должны обладать навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в педагогическом коллективе. Он должен обеспечивать целенаправленность совместной деятельности и организованность для достижения общих положительных результатов, обладать определенными навыками менеджмента, знать и понимать сущности происходящих перемен в государстве и обществе, их нормативно-правовое обеспечение, все изменения законодательства в сфере образования. Также важна управленческая культура при формировании должного морально-психологического климата, складывающемся в том или ином рабочем коллективе.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы.
Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.
Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования [2].
Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как:
• целенаправленное воздействие субъекта на объект управление;
• как влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое плановое состояние;
как внедрение элементов научной организации педагогического труда и др. [3].
Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило, имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями.
В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены Типовым положением об общеобразовательном учебном учреждении, на основании которого каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свой Устав [4].
То есть, иными словами, в образовании складывается особый специфический менеджмент, который сводит в едино понятия директор и менеджер в образовании. При этом важно отметить, что в условиях, когда образовательные учреждения становятся более разнообразными, открытыми и гибкими, меняются содержание, формы и методы работы образовательного учреждения, необходима система подготовки, в полной мере способствующая реализации творческого потенциала личности будущего руководителя [5]. Кроме того, возрастающая сложность процессов управления требует, чтобы управленческие функции в образовании осуществлялись подготовленными для этой деятельности специалистами, владеющими управленческой культурой.
Управленческая культура руководителя является важнейшим элементом совершенствования и развития современного образования, поскольку выступает системообразующим компонентом функционирования образовательного учреждения, внесения сущностных изменений, определяющих содержание и темпы необходимых преобразований в образовании. Ведущим направлением в данных условиях становится совершенствование процесса подготовки руководителя в сфере образования, а также формирование личности с развитой управленческой культурой, высоким интеллектом, культурой мышления, способного к диалогу, с устойчивой ценностной ориентацией на самореализацию и саморазвитие, способствующей его конкурентоспособности.
Также актуальность формирования эффективного руководителя, обладающего высоким уровнем управленческой культуры, возможно объяснить растущими требованиями к уровню профессионального менеджера в образовании в условиях обновления социальной сферы и, в частности, образования. Кроме того, объективная необходимость интенсивного изменения педагогических систем и процессов, происходящих в образовательном учреждении, предопределяют высокий уровень готовности к управленческой деятельности, наличие управленческого сознания и мышления[6]. Исследование управленческой культуры с
социологической точки зрения для российской социологической науки является достаточно новым и актуальным. Интерес к изучению сформирован лишь в последние годы, что связано с внедрением и распространением менеджмента в сфере образования, а также введением термина «менеджера в образовании» [7].
Развитая управленческая культура обеспечивает внешнюю адаптацию и внутреннюю интеграцию образовательного учреждения за счет совершенствования управленческой деятельности, создавать обстановку способствующую повышению конкурентоспособности в условиях современного рынка образовательных услуг. Управленческая культура руководителя в сфере образования - это комплекс управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности. Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности и формирует образ идеального управленца [8].
Подводя итог мы можем сказать, что характеристика социального портрета руководителя образовательного учреждения на современном этапе основывается на требованиях оптимальной организации труда, сформированном благоприятном социально-психологическом климате и высокой общей культуре управленческого труда. Детерминирующими компонентами портрета руководителя являются личностные качества, такие как профессиональные, коммуникативные, морально-волевые и организационно-управленческие [9]. Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен понимать и затрагивать в своей деятельности все сферы деятельности коллектива.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы.
Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы.
Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы.
Литература.
1. Васьков М.А. Институционально-теоретические основания региональной системы управления. Социально-гуманитарные знания. 2012. № 11. С. 305-309.
2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.13: Организация и управление. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 217.
3. Кортунова Е. П. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. С. 94.
4. Митин А.Н. Управленческая культура. Екатеринбург: Изд-во. уральского гос. ун-та, 2007. С. 83.
5. Васьков М.А. Социальный контекст формирования управленческой культуры региональной бизнес-элиты России в переходный период в российском обществе Общество: политика, экономика, право. 2010. № 1. С. 33-37.
6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 52.
7. Васьков М.А., Фадеева И.Г., Сапицкая И.К., Селиванов А.В., Башлай С.В., Бурменко Р.Р., Горелова Т.П., Елкин С.Е., Касьянова А.А., Лебедева И.Ю., Идченко Н.В. Современный менеджмент: опыт прошлого и перспективы будущего Одесса, 2015.
8. Goffee R., Jones G. What Holds the Modern Company Together? // Harvard Business Review. 1996. November - December. Р. 176.
9. Hofstede G. 20th Century paradox: the myth of modernity and universal management processes [Электронный ресурс]. URL: www. canberra. edu. au/hofstede/articles/000543 72:htlm (Дата обращения: 14.07.2017).
Literature.
1. Vaskov M.A. Institutional and theoretical bases of the regional management system. Social and humanitarian knowledge. 2012. № 11. P. 305-309.
2. Dobrenkov VI, Kravchenko A.I. Fundamental sociology: In 15 volumes. Т.13: Organization and management. Moscow: INFRA-M, 2007. P. 217.
3. Kortunova, EP Managerial Culture of the Head of an Educational Institution in Modern Conditions // Young Scientist. - 2011. - №6. T.2. 94.
4. Mitin A.N. Management culture. Ekaterinburg: Publishing house. The Urals state. University, 2007. P. 83.
5. Vas'kov MA Social context of the formation of the administrative culture of Russia's regional business elite during the transition period in Russian society. Society: Politics, Economics, Law. 2010. № 1. P. 33-37.
6. Simonov V.P. Pedagogical management: 50 KNOW-HOW in the management of educational systems. Moscow: INFRA-M, 2005. P. 52.
7. Vaskov MA, Fadeeva IG, Sapitskaya IK, Selivanov AV, Bashlai SV, Burmenko RR, Gorelova TP, Elkin SE, Kasyanova AA, Lebedeva I.Yu., Idchenko NV Modern management: the experience of the past and the future prospects of Odessa, 2015.
8. Goffee R., Jones G. What Holds the Modern Company Together? // Harvard Business Review. 1996. November - December. Р. 176.
9. Hofstede G. 20th Century paradox: the myth of modernity and universal management processes [Электронный ресурс]. URL: www. canberra. edu. au/hofstede/articles/000543 72:htlm (Дата обращения: 14.07.2017).