УДК 316
Каранина Кристина Владимировна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе. МБОУ «Школа№78». k_85@inbox.ru Kristina V. Karanina
deputy director for teaching and educational work.
MBOU "School № 78"
k_85@inbox.ru
Внешние факторы влияния на управленческую деятельность руководителей муниципальной школы в российской системе образования
External factors of influence on administrative activity of heads of a municipal school in the Russian education system
Аннотация: В статье проводится системный социологический анализ и изучаются внешние факторы, которые оказываю существенное влияние на характер управленческой деятельности руководителей российской муниципальной школы. Выделяются и анализируются восемь ключевых факторов, которые относятся к сфере государственной образовательной политики, ресурсно-экономическому обеспечению управленческой деятельности руководителей в школьной системе образования.
Отдельно рассматриваются факторы, связаны с характером предъявляемого к современной российской школе социальных запросов, кадрового обеспечения, методологических и методических вопросов связанных с социальными процессами и потребностями.
Ключевые слова: общество, система, факторы, руководитель, школа, социальные запросы, социальные ожидания.
Annotation: The system sociological analysis is conducted in the article and external factors are studied, which have a significant influence on the managerial activity of the leaders of the Russian municipal school. Eight key factors that relate to the sphere of state educational policy, resource and economic support for managerial activities of managers in the school system of education are singled out and analyzed. Separately, factors are considered, related to the nature of the social demands placed on the modern Russian school, the staffing, methodological and methodological issues related to social processes and needs.
Key words: society, system, factors, leader, school, social needs, social expectations.
Современное рассмотрение школы как социальной организации предполагает применение к ней общих для социально-педагогических систем принципов управления. Школа, как и любое другое образовательное
учреждение - это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система. Будучи составной единицей муниципального, регионального и федерального образовательного комплекса, школа входит в более широкие образовательные системы. В то же время она является частью всей социальной системы. Связь школы с внешней средой двусторонняя.
Управление образовательным учреждением (далее ОУ) необходимо рассматривать с позиций системы, потому что только через систему можно добиться положительных результатов развития [1]. Система управления ОУ рассматривается через признаки: декомпозиция на подсистемы, которые состоят из совокупности взаимосвязанных элементов, нацелены на выполнение определенных функций с учетом иерархичности управления, целеустремленности в поведении, взаимодействии с внешней средой [2].
В данной статье обратим особое внимание на взаимодействие ОУ с внешней средой, так как среда динамична, и часто ее непредсказуемые изменения бросают вызов образовательному учреждению, определяют направленность его деятельности, порождают возможности, ограничения или угрозы. Это связано с тем, что общество:
- учреждает ОУ как социальную организацию, дает ему определенный статус, компетенцию, права и обязанности;
- создает некий общий социальный фон жизнедеятельности (более или менее благоприятный);
- имеет определенные ожидания от ОУ, является источником выдвижения требований к нему, формирует и предъявляет социальный заказ на образование;
- выступает источником необходимых ресурсов для нормальной жизнедеятельности образовательного учреждения;
- дает партнеров для решения задач ОУ, «потребителей» продукции
ОУ.
Чтобы ориентироваться во внешней среде, управленцам необходимо упорядочить свое восприятие окружающей среды, различать в ней важные элементы для образовательного учреждения. Кроме того, необходимо управлять образовательным учреждением как объектом стратегического назначения, чтобы обеспечить ему наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достичь поставленных целей. Для этого ОУ понадобится последовательность действий по разработке и реализации стратегии, включающей постановку целей, определение ресурсов и поддержание конкурентных взаимоотношений с внешней средой. Соответственно, стратегия определяет долгосрочные перспективы развития образовательного учреждения и обеспечивает совместимость всех частей плана, благодаря анализу сильных и слабых стороны и определению возможностей и препятствий. Кроме того, стратегическое управление всегда связано с решением неожиданно возникающих задач, то есть одновременно нужно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач [3]. Как правило, причиной зарождения стратегического управления
выступают достаточно быстрые изменения, непредсказуемость во внешней среде.
На образовательное учреждение, в первую очередь, влияет его социальное окружение. Принято выделять следующие группы социального окружения образовательного учреждения: клиенты; заказчики; потребители, пользователи; поставщики ресурсов (в том числе - инвесторы, спонсоры, меценаты); создатели мнения; партнеры; конкуренты и т.д..
Для работы с перечисленными группами социального окружения необходимо учитывать факторы влияния внешней среды на деятельность ОУ. Назовем основные из них:
1. Факторы прямого воздействия: поставщики трудовых ресурсов, конкуренты, государственные органы.
2. Факторы косвенного воздействия: общественно-политические, научно-технические, социокультурные, природно-экологические, социально-бытовые, производственно-экономические, духовно-нравственные, культурные.
3. Экономические факторы. Увеличение финансирования образовательных учреждений на государственном, республиканском, областном, муниципальном уровнях оказывает положительное влияние на развитие как системы образования в целом, так и отдельных образовательных учреждений.
4. Социокультурный фактор. Пропаганда здорового образа жизни, культурного наследия, привитие жизненных ценностей, традиций, установок, развитие коммуникативных способностей учащихся.
5. Демографический фактор. Демографический спад или всплеск оказывает отрицательное воздействие на деятельность образовательных учреждений различных уровней, и это связано с переизбытком или нехваткой педагогических кадров и помещений для комфортного функционирования.
6. Снабженческий фактор. Поставщики оборудования и пособий должны предоставлять ОУ только качественные пособия и оборудование, экологически чистую продукцию, эргономически проверенную.
7. Производственный фактор. Предприятия принимает решения по целевому направлению на обучение своих работников или их детей, осуществляя кадровую политику, вкладывая финансовые средства в развитие системы образования.
8. Профессиональный фактор. Уровень развития той или иной отрасли производства оказывает влияние на структуру системы образования, на перечень наиболее востребованных специальностей и видов образования [4].
Перечисленные факторы могут оказывать и положительное, и отрицательное влияние на систему образования.
Положительное воздействие факторов на систему образования следующее:
1. Финансирование образования из средств государственного бюджета.
2. Рост потребности в высококвалифицированных специалистах.
3. Востребованность в технических специальностях.
4. Выделение дотационных средств на финансирование образовательных учреждений.
5. Целевое направление на обучение работников за счет вложения финансовых средств предприятий.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Повышение культурного развития обучающихся.
Но для того, чтобы представить полную картину воздействия факторов на систему образования, необходимо учитывать их отрицательное влияние:
1. Коммерческие учебные заведения.
2. Политические конфликты.
3. Демографический спад или всплеск.
4. Высокие цены на пособия и оборудование [5].
Факторы внешней среды оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие, поэтому управленцам образовательных учреждений важно направлять действия на то, чтобы получить максимальную выгоду из представленной возможности через постоянный анализ и сопоставление между собой фактов и явлений.
Для эффективного управления ОУ руководители должны уметь:
1. Вступать в диалог с заказчиком, который, в конечном счете, позволит согласовать разумные и выполнимые требования к школе.
2. Обращаться к поддержке местной власти.
3. Работать с общественным мнением [6].
Сегодня любое образовательное учреждение для эффективного взаимодействия с внешней средой не может обойтись без диалога и взаимодействия. Для этого необходимо:
1) правильно поставить цели образовательного процесса (так как работники, в силу своей огромной занятости, не в курсе всей ситуации в обществе, тенденций его развития и вытекающих из них требований);
2) выполнить поставленные цели, располагать необходимыми для этого ресурсами, которые могут быть взяты, прежде всего, в социуме [7];
3) наметить стратегию развития ОУ и следовать ее реализации с системных позиций.
В завершении проведённого в статье анализа необходимо отметить, что все перечисленное дает основание утверждать, что понимание современной образовательной стратегии требует от руководителей образовательных учреждений внимательного изучения внешней среды, социального заказа, соотнесения полученных результатов с ценностями и ресурсными возможностями образовательного учреждения для успешного его функционирования.
Школа, являясь сложной, многоуровневой и относительно автономной системой, в процессе своего функционирования претерпевает воздействия множества внешних и внутренних факторов. Это диктует необходимость взаимосвязей ее прогнозов при планировании как между звеньями внутри школы, так и с прогнозами и планами других социальных сфер, взаимодействующих с ней.
Литература:
1. Бабетов А., Калужская М. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации "Управление школой на основе коммуникативных технологий". - Екатеринбург: КОРИФЕЙ, 2003. С. 79.
2. Васьков М.А. Институционально-теоретические основания региональной системы управления Социально-гуманитарные знания. 2012. № 11. С. 305-309.
3. Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании, практический курс, М. 2006. С. 58.
4. Попова Н.Е. Система непрерывного образования педагога // ESSI. № 7, Т.3, 2014. С. 80-82
5. Степанова И.А. Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы. Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г. C. 12
6. Васьков М.А. Социальный контекст формирования управленческой культуры региональной бизнес-элиты России в переходный период в российском обществе Общество: политика, экономика, право. 2010. № 1. С. 33-37.
7. Сулейманова В. В., Салихова Э. А. О проблемах школьного образования: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 2576-2580. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53518.htm. (Дата обращения 25.07.2017г.)
Literature:
1. Babetov A., Kaluzhskaya M. Communicative environment of the school: the experience of the organization: Collection of methodological materials for the educational program of advanced training "School management on the basis of communicative technologies". - Ekaterinburg: CORIFE, 2003.
2. Vas'kov MA Institutional and theoretical foundations of the regional management system. Social and humanitarian knowledge. 2012. № 11. P. 305-309.
3. Korznikova G.G. Management in Education, Practical Course, M. 2006.
4. Popova N.E. Teacher Continuing Education System // ESSI. No. 7, T.3,
2014.
5. Stepanova I.A. Reforming the education system in Russia: background and perspectives. Young scientist №21 (101) November-1 2015
6. Vas'kov MA Social context of the formation of the administrative culture of Russia's regional business elite during the transition period in Russian society. Society: Politics, Economics, Law. 2010. № 1.
7. Suleimanova V. V., Salikhova E. A. On the problems of school education: a view from the inside // Scientific and methodical electronic journal "Concept". -2013. - T. 3. - P. 2576-2580. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53518.htm. (Date of circulation on 25.07.2017).