УДК 378.046.4
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2018
Коваль Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры естественно-математических
дисциплин и методики их преподавания Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования (83001, ДНР, Донецк, ул. Артема, 129а, e-mail: koval_n@hotmail.com)
Аннотация. В статье исследуется современное состояние дополнительного педагогического образования руководителей общеобразовательных организаций с точки зрения деятельности. Автор осветил проблемы, которые существуют на сегодняшний день в системе дополнительного педагогического образования, а также недостатки курсов повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций. В работе проанализировано состояние разработки проблемы формирования аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования с помощью различных электронных каталогов диссертаций по ключевым словам (поиск был ограничен специальностями 13.00.01 и 13.00.08). Определены виды деятельности, которые развивают и совершенствуют руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования. Автор сделал вывод, что диссертационные исследования с точки зрения деятельности поднимают в основном вопросы, относящиеся к управленческой или профессиональной деятельности. Научных работ, посвященных формированию аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования, крайне мало. В статье сделан акцент на диссертациях А.А. Коростелева и Д.А. Дмитриева, близких к проблеме исследования, представленной в статье. Подчеркнута важность аналитической деятельности как социально-педагогического феномена с позиции обучения руководителей общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: система дополнительного педагогического образования, система повышения квалификации, курсы повышения квалификации, руководитель общеобразовательной организации, аналитическая деятельность, педагогический анализ, диссертационные исследования.
MODERN CONDITION OF ADDITIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION OF HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FROM THE POINT OF VIEW OF ACTIVITY
© 2018
Koval Natalia Nikolaevna, Senior Lecturer of the Department of Natural and Mathematical Disciplines and Methods of Teaching Donetsk Republican In-Service Teachers Training Institute (83001, DPR, Donetsk, st. Artem, 129a, e-mail: koval_n@hotmail.com)
Abstract. The article examines the current state of additional pedagogical education of the leaders of educational institutions in terms of activities. The author highlighted the problems that exist today in the system of additional pedagogical education, as well as the shortcomings of refresher courses for heads of educational institutions. The paper analyzes the state of development of the problem of forming an analytical component of the management activities of the leaders of educational institutions in the system of additional pedagogical education using various electronic catalogs of dissertations on keywords (the search was limited to specialties 13.00.01 and 13.00.08). The types of activities that develop and improve the leaders of educational institutions in the system of additional pedagogical education are defined. The author concluded that dissertation research from the point of view of activity raised mainly issues related to managerial or professional activity. There are very few scientific works devoted to the formation of the analytical component of the management activities of the leaders of educational institutions in the system of additional pedagogical education. The article focuses on theses A. A. Korosteleva and D.A. Dmitriev, close to the research problem presented in the article. The importance of analytic activity as a socio-pedagogical phenomenon from the point of view of training heads of educational institutions is emphasized.
Keywords: additional pedagogical education system, advanced training system, advanced training courses, head of general educational organization, analytical activity, pedagogical analysis, dissertation research.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодняшняя система дополнительного педагогического образования, являющаяся неотъемлемой частью системы дополнительного профессионального образования, призвана быстро отвечать на вызовы информационного общества 21 века, обеспечивать возможность мобильной подготовки педагогов и руководителей общеобразовательных организаций к работе в условиях реформирования образования. Поэтому, одной из основных задач системы дополнительного педагогического образования является обеспечение перехода профессиональной деятельности педагога и руководителя школы на новую методологию (системно-деятельностный подход) и качественной реализации новых Государственных образовательных стандартов.
Дополнительное профессиональное образование -это вид образования, обеспечивающий профессиональное совершенствование и развитие личностных качеств человека в последипломный период его деятельности на протяжении всей жизни. В статье 73 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» установлено, что дополнительное профессиональное образование «на-
правлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды». Дополнительное педагогическое образование осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации, направленных «на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации» [1].
На сегодняшний день в системе дополнительного педагогического образования наметился ряд проблем. Считаем, что модели дополнительного педагогического образования в Донецкой Народной Республике и Российской Федерации имеют много общего, и в то же время, им присущи свои особенности. Одной из проблем в системе повышении квалификации педагогических кадров, как отмечается в «Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» [2], является «безадресный и неперсонифицированный характер определенной части программ повышения квалифи-
Коваль Наталья Николаевна pedagogical
MODERN CONDITION ... sciences
кации».
Российский рейтинг (данные взяты из исследований, проведенных Российским Фондом «Развитие через образование» [3]), составленный на основе интервьюирования руководителей школ, возглавляют следующие недостатки курсов повышения квалификации: информация не является практико-ориентированной (38,5%), неудобное расписание занятий курсов (35%), программы курсов не принимают во внимание потребности и интересы слушателей (31,5%), неэффективные формы занятий (22,5%).
Российский ученый А.А. Коростелев видит следующие проблемы в системе дополнительного педагогического образования в обеспечении развития управленческих кадров [4]:
- на курсах повышения квалификации руководителей школ основное внимание уделяется не новым подходам к управлению и аналитической деятельности, а традиционным (управленческая деятельность ориентирована не на человека, а на получение результата любой ценой);
- дополнительное педагогическое образование управленческого корпуса в области аналитической деятельности представляет собой передачу определенного количества знаний и опыта по менеджменту;
- отсутствие сбалансированного сотрудничества в межкурсовой период с руководителями школ после окончания курсов повышения квалификации;
- многие преподаватели теории управления в системе повышения квалификации в основном имеют управленческий опыт или на уровне заместителя директора, или методиста.
В Донецкой Народной Республике помимо выше перечисленных проблем в системе дополнительного педагогического образования руководителей общеобразовательных организаций существует и ряд других проблем, выявленных в процессе анкетирования руководителей общеобразовательных организаций во время прохождения курсов повышения квалификации на базе Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования [5]:
- отсутствие возможности у слушателей конструировать индивидуальный образовательный маршрут, самостоятельно выбирая содержание, формы и срок обучения, с учетом своих профессиональных потребностей и проблем, уровня мотивации к самообразованию, квалификационной категории (40,5%);
- социализация управленческого опыта и внедрение авторских технологий в деятельность современной школы развиты не достаточно, что приводит к отсутствию связи между теорией и практикой (15%);
- система повышения квалификации руководителей школ не всегда носит опережающий характер, мониторинг образовательных запросов осуществляется не системно (9%);
- программы повышения квалификации не предусматривают вариативности, что затрудняет мотивацию педагогов к самообразованию (7%).
Изучение состояния аналитической подготовки руководителей общеобразовательных организаций в процессе повышения квалификации позволило определить такие недостатки: отсутствие в содержании курсов повышения квалификации руководителей системы формирования аналитической компоненты управленческой деятельности, в частности, соответствующего специализированного курса; форма проведения занятий - лекционная, а характер обучения преимущественно - объяснительно-иллюстративный, что делает затруднительным успешную адаптацию руководителей к изменяющимся требованиям по управлению школой в условиях реформирования системы образования.
Переход руководителей общеобразовательных организаций на обновленные виды и новые условия управленческой деятельности является уже сегодня необходимостью. 252
Именно институты дополнительного педагогического образования способствуют формированию менеджеров новой формации, эффективных управленцев, переходу на новый научный уровень аналитической деятельности руководителей общеобразовательных организаций, создают условия для их дальнейшего саморазвития и самообразования. Однако система повышения квалификации руководителей школ является несовершенной и способна лишь частично решать вызовы современного общества [4, 22, 25].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Ю.П. Березуцкая, Т.М. Давыденко, Ю.А. Конаржевский, М.Л. Портнов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, И.К. Шалаев, Т.И. Ша-мова и др. заложили основы теория управления школой.
Проблемы дополнительного педагогического образования раскрыты в трудах таких ученых, как Ю.К. Бабанский, Л.Н. Горбунова, Т.К. Клименко, А.М. Моисеев, А.А. Орлов, М.М. Поташник, М.Н. Скат-кин, Г.И. Щукина, И.А. Зимняя, В.В. Серикова, А.В. Хуторской и др.
В исследованиях К.Н. Ахлестина, В.И. Бондарь, Л.И. Даниленко, Г.В. Ельниковой, Н.И. Клокар, Ю.А. Ко-наржевского, М.М. Поташника, Л.Д. Покроевой, М.Л. Портнова, Л.М. Плаховой, К.М. Ушакова, П.В. Худо-минского и др. отражены отдельные аспекты совершенствования аналитической деятельности руководителей общеобразовательных организаций.
Б.И. Канаев, В.М. Кожухар, Ю.А. Конаржевский, А.А. Коростелев, К.Л. Крутий, Г.О. Савченко, В.А. Слас-тенин, В.Д. Федоров, Г.В. Федоров, В.В. Ягупов, О.Н. Ярыгин в своих работах раскрывают содержание подготовки руководителя школы, методику формирования умений качественно осуществлять педагогический анализ.
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение и описание состояния дополнительного педагогического образования руководителя общеобразовательной организации с точки зрения деятельности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Нами проанализировано состояние разработки проблемы формирования аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования. Для этого мы воспользовались различными электронными каталогами диссертаций [6, 7, 8]. Сначала был осуществлен поиск диссертаций по ключевым словам: «руководители школ», «руководители общеобразовательных учреждений», «руководители образовательных учреждений», «руководители общеобразовательных организаций», «руководители образовательных организаций», «директор», «руководящие кадры». Поиск был ограничен специальностями 13.00.01 («Общая педагогика, история педагогики и образования»), 13.00.08 («Теория и методика профессионального образования»). Полученный количественный результат представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Количественные результаты поиска диссертаций в электронных каталогах по ключевым словам
Количес гво диссертаций по к тючевым
Сайт электронного 11 1s 3 _ - ! я = f = é Îi t 5 s . ¡1) 1 s 1 3 _ I jij i-i Î S 3 * к)] ш â руководящие кадры» —
w §■ ! »«s * 1 л *
http jfwww. dslib .net 48 и 47 и 4 41 3 165
https ://www.rsl.ru/ 43 10 44 0 1 36 3 137
http j'Avww. diss ercat.com/ 34 10 39 10 0 42 2 137
Дальнейшее исследование мы ограничили данными электронного каталога диссертаций http://www.dsHb. net, так как он позволяет получить наилучший и коли-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
чественныи результат, и данные для последующего анализа.
С точки зрения деятельности у руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования формируют, развивают, совершенствуют такие виды деятельности (таблица 2):
Таблица 2 - Виды деятельности, которые совершенствуют у руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования
Вид деятельности Количество диссертаций
Управленческая 15
Профессиональная и др. 13
Инновационная 4
Целеполагающая, мотивационно-целевая 3
Информационно-аналитическая 2
Имиджевая 1
Организационно-управленческая сфера 1
Организационно-педагогическая 1
Регулятивно-коррекционная 1
Коррекционно-развивающая 1
Информационная компонента аналитической деятельности 1
Аналитическая составляющая профессиональной деятельности 1
Маркетинговая 1
Исследовательская 1
Всего 46
Из таблицы видим, что 15 диссертаций посвящены исследованию факторов и условий, оказывающих влияние на эффективность и оптимизацию управленческой деятельности руководителя школы: информационная культура руководителя [9], информационное обеспечение деятельности [10], авторитет руководителя [11], прогностическая направленность деятельности [12], профессионализм управленца [13], стиль руководства [14], самооценка деятельности [15] и т.д.
Сопровождение и развитие различных аспектов профессиональной деятельности руководителей общеобразовательных организаций раскрыто в 13 диссертационных работах: самодиагностика [16], рефлексивность стиля индивидуальности [17], коммуникативный компонент [18], конвенциональные основания [19] и др.
Инновационную деятельность администрации школы как средство развития организации исследовали 4 ученых. Разработали основы теории и практики целепо-лагающей деятельности школьного управленца - 3 диссертанта. Обосновано значение информационно-аналитической деятельности руководителя в 2 научных работах. На остальные виды деятельности приходится по одному исследованию. Отдельные аспекты аналитической деятельности руководителей общеобразовательных организаций были изучены 2 учеными: информационная компонента аналитической деятельности [20], аналитическая составляющая профессиональной деятельности [21-25].
Как видим, рассмотренные выше диссертационные исследования с точки зрения деятельности поднимают в основном вопросы, относящиеся к управленческой или профессиональной деятельности. Диссертационных исследований, посвященных формированию аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования крайне мало, хотя ее значимость в условиях реформирования системы образования все более возрастает.
Остановимся на исследованиях, которые, так или иначе, затрагивают вопросы аналитической деятельности руководителя общеобразовательной организации. Так, в диссертации С.С. Аладышеа представлена и вне-
дрена модель информационно-аналитической деятельности руководителя школы с выделенными проектировочными этапами; разработаны практические и методические рекомендации для использования информационных технологий в исследуемом виде деятельности [26].
В научной работе Т.В. Вдовиной изучен основополагающий фактор, положительно влияющий на качество учебно-воспитательного процесса в гимназии - информационно-аналитическая деятельность руководителя, охарактеризованы ее сущность и структура, раскрыто содержание; разработана технология информационно-аналитической деятельности руководителя гимназии; обоснованы условия осуществления эффективной управленческой деятельности руководителем по повышению качества учебно-воспитательного процесса [27].
Близкими к нашей проблеме исследования являются работы А.А. Коростелева и Д.А. Дмитриева [20, 21].
Д.А. Дмитриевым в исследовании теоретически обоснованы уровни, показатели и критерии сформирован-ности информационной компоненты аналитической деятельности управленческих и педагогических кадров образовательных учреждений; предложена и апробирована компьютерная программа оценки и самооценки уровня сформированности исследуемого вида деятельности; смоделирована и внедрена методика формирования информационной компоненты аналитической деятельности руководителей и педагогов школ [20].
А.А. Коростелевым в работе представлены теоретические основания аналитической деятельности руководителей общеобразовательных организаций и технология анализа результатов работы образовательной системы; обоснован эвристический алгоритм аналитической деятельности руководителей школ; предложены показатели эффективности аналитической деятельности управленцев; смоделирована и реализована система повышения качества аналитической подготовки руководящих кадров [21].
Результаты последующего научного поиска показали, что аналитическая деятельность как социально-педагогический феномен изучался только с позиции обучения специалистов органов управления образованием [28], студентов дошкольного факультета [29, 30], будущих педагогов [31, 32, 33], подготовки научных и научно-педагогических кадров [34], педагогических кадров [35].
На основе осуществленного анализа можно сделать вывод, что такие вопросы, как сущность, структура и содержание аналитической деятельности руководителей; модель формирования аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательной организации в системе дополнительного педагогического образования; критерии, показатели и уровни сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности директора и его заместителя, в исследованиях практически не представлены.
Исследование аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций обусловлено, с одной стороны, низким уровнем мотивации развиваться и совершенствоваться в области аналитической деятельности, непониманием руководителями места и роли педагогического анализа в управленческой деятельности, с другой - требованиями, предъявляемыми современным обществом к руководителю школы и необходимостью осознанно управлять организацией на гуманистической и демократической основе, что способен обеспечить аналитический подход.
Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований по этому направлению. Дополнительное профессиональное образование - это вид образования, обеспечивающий профессиональное совершенствование и развитие личностных качеств человека в последипломный период его деятельности на протяжении всей жизни. Его подсистемой является дополнительное педагогическое образование, которое осуществляется через
Коваль Наталья Николаевна MODERN CONDITION ...
реализацию программ повышения квалификации.
Сегодня в системе дополнительного педагогического образования существует ряд проблем, одна из которых связана с формированием аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций [36, 37, 38].
С точки зрения деятельности у руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования формируют, развивают, совершенствуют такие виды деятельности: управленческая, профессиональная, инновационная, целеполагаю-щая и мотивационно-целевая, информационно-аналитическая, имиджевая, организационно-управленческая, организационно-педагогическая, регулятивно-коррек-ционная, коррекционно-развивающая, информационная компонента аналитической деятельности, аналитическая составляющая профессиональной деятельности, маркетинговая, исследовательская.
С точки зрения деятельности диссертационные исследования рассматривают в основном вопросы, относящиеся к управленческой или профессиональной деятельности, а диссертаций, посвященных формированию аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования крайне мало.
Целый ряд вопросов, относящихся к аналитической деятельности руководителей школ и ее совершенствованию в системе дополнительного педагогического образования (сущность, структура и содержание аналитической деятельности руководителей; модель формирования аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательной организации в системе дополнительного педагогического образования; критерии, показатели и уровни сформиро-ванности аналитической компоненты управленческой деятельности директора и заместителя) в исследованиях практически не представлены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон ДНР «Об образовании» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Донецкого Народного Совета Донецкой Народной Республики. — Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii. — Заглавие с экрана. — (Дата обращения 10.10.2017 г.).
2. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_166654/ — Заглавие с экрана. — (Дата обращения 14.10.2018 г.).
3. Руководитель современного образовательного учреждения: слагаемые эффективной работы (отчет по итогам социологического исследования). Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2001. —149 с.
4. Коростелев А.А. Недостатки системы повышения квалификации в обеспечении развития управленческих кадров //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3 (6). С. 168-172.
5. Коваль Н.Н. Сравнительный анализ качества подготовки руководителей школ на курсах повышения квалификации в Украине и в России /Н.Н. Коваль //Балтийский гуманитарный журнал. — 2015. — № 1 (10). — С.117-121.
6. Библиотека диссертаций и авторефератов России dslib. net [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.dslib.net/ — Заглавие с экрана. — (Дата обращения 14.10.2018 г.).
7. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.rsl.ru/ — Заглавие с экрана. — (Дата обращения 14.10.2018 г.).
8. Электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.dissercat.com/ — Заглавие с экрана. — (Дата обращения 14.10.2018 г.).
9. Чекин Илья Анатольевич. Информационная культура руководителя школы как условие эффективности управленческой деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: СПб., 1999 190 c.
10. Борисова Оксана Алексеевна. Информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя школы: аспект оптимизации: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Челябинск, 2005 1 67 c.
11. Орлова Светлана Валентиновна. Авторитет руководителя школы как фактор повышения эффективности его управленческой деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: СПб., 1999 1 79 c.
12. Нащекина Наталья Викторовна. Подготовка руководителей общеобразовательных учреждений к реализации прогностической направленности управленческой деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Нащекина Наталья Викторовна;
[Место защиты: Кур. гос. ун-т].-Курск, 2009.-272 с.
13. Ильина Любовь Петровна. Педагогические основы регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 1998 224 с.
14. Тити Хасан. Особенности управленческой деятельности директоров общеобразовательных школ с разными стилями руководства: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 СПб., 2005 179 с.
15. Степанова Наталия Юрьевна. Самооценка эффективности управленческой деятельности директора гимназии: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2003 198 с.
16. Рогожкина Надежда Васильевна. Самодиагностика качества управления как средство развития профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Самара, 2003 230 с.
17. Берулава Михаил Михайлович. Развитие рефлексивности стиля индивидуальности в профессиональной деятельности руководителей педагогических коллективов: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Шуя, 1999 173 с.
18. Стороженко Николай Михайлович. Коммуникативный компонент деятельности руководителя как фактор эффективного управления педагогическим колледжем: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Ростов н/Д, 2003 160 с.
19. Сидорин Сергей Валерьевич. Формирование конвенциональных оснований деятельности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Сидорин Сергей Валерьевич; [Место защиты: С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования].- Санкт-Петербург, 2008.-169 с.
20. Дмитриев, Дмитрий Андреевич. Методика формирования информационной компоненты аналитической деятельности руководителей и педагогов образовательных учреждений: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08/Дмитриев Дмитрий Андреевич; [Место защиты: Тольяттин. гос. ун-т].- Тольятти, 2013.- 186 с.
21. Коростелев А.А. Система повышения качества аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений / диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2009
22. Коростелев А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 334-337.
23. Коростелёв А.А. Теоретический аспект ролевого значения аналитической деятельности руководителей образовательных учреждений во внутришкольном управлении // Вестник психотерапии. 2007. № 24 (29). С. 96-100.
24. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.
25. Коростелев А.А. Определение уровней и качества аналитической деятельности управления на основе технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011.№ 4 (7). С. 153-155.
26. Аладышев Сергей Сергеевич. Проектирование системы информационно-аналитической деятельности руководителя общеобразовательной школы на основе ЭВМ: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Барнаул, 2001 179 с.
27. Вдовина Татьяна Васильевна. Информационно-аналитическая деятельность руководителя гимназии по повышению качества образовательного процесса: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2003 182 с.
28. Березина Ольга Леонидовна. Проектирование модели обучения специалистов органов управления образованием основам аналитической деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 /Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена.- Санкт-Петербург, 2004.- 19 с.
29. Багаутдинова Светлана Файзрахмановна. Направленность структурирования содержания образования на становление готовности студентов дошкольного факультета к аналитической деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Магнитогорск, 1999 1 70 с.
30. Островская Ольга Юрьевна. Овладение педагогической аналитической деятельностью студентами дошкольного педагогического колледжа в ходе профессиональной подготовки: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: СПб., 2000 196 с.
31. Белоус Елена Ивановна. Педагогические условия формирования профессиональной аналитической деятельности у магистрантов (будущих педагогов) в техническом вузе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Владивосток, 2005 282 с.
32. Пичугова Надежда Павловна. Аналитическая деятельность субъектов образования как средство управления качеством профессиональной подготовки будущих учителей в педагогическом колледже: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009. 23 с.
33. Войтина Наталия Ивановна. Организационно-педагогические условия эффективности контрольно-аналитической деятельности в педагогическом колледже: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Магнитогорск, 2001 190 с.
34. Ярыгин О.Н. Методология формирования компетентности в аналитической деятельности при подготовке научных и науч-
но-педагогических кадров: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 /Ярыгин Олег Николаевич; [Место защиты: ГОУВПО «Тольяттинский государственный университет»].- Тольятти, 2012.494 с.
35. Коростелев А.А. Технология обучения педагогических кадров аналитической деятельности / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольятти, 2003
36. Коваль Н.Н. Системно-деятельностный научно обоснованный подход к управлению школой // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2 (11). С. 37-41.
37. Коваль Н.Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управленческой деятельности: проблемы и перспективы //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 39-44.
38. Коваль Н.Н. Осуществление аналитической деятельности руководителем школы на различных уровнях познания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 55-59.
Статья поступила в редакцию 22.08.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018