полагаются в небольших городах облас-
содержательную, отражающую
ти, фактически являясь центрами обра- единство взглядов на сущность и приро-
зовательного аграрного субрегиона;
— высокой социальной адаптивности выпускников и поддержания и сохранения престижности учительской профессии.
ду педагогического процесса, его цели, пути их достижения; особенности истории, природной среды, экономики, экологии, культуры Донского региона, входя-
Реализация ее достигается за счет систем- щие в содержание преемственных учеб-
ной организации профориентационной работы колледжа (педучилища);
— создания и сохранения в стенах
едколледжа
«духа
пансиона»
ных планов педагогической подготовки;
— профессионально-педагогическую,
являющуюся методологическим основанием выбора студентом индивидуальной
(Д.И. Менделеев), особого микроклима- образовательной траектории; та взаимопомощи и сотворчества между — организационно-управленческую, преподавателями и студентами, между предполагающую уточнение статуса пе-студентами старших и младших курсов; дагогического университета и педагогического колледжа в условиях деятельности УНПК и разработку организационноуправленческих механизмов, позволяющих наряду с традиционными обеспечивать поступательное развитие системы в соответствии с потребностями региона;
— технологическую, состоящую в
— укорененности в культурной традиции региона и микрорегиона, основывающуюся на реализации культуросозидающей и культуросохраняющей задач;
— обеспечения научно-теоретического уровня развития образовательной практики субрегиона. Эта функция реализуется в деятельности нового подразделения в системе педколледжа — ка-
создании в непрерывном образовательном пространстве педагогической подго-
— педвуз условий,
федр по типу университетских, в расши- товки педколледж —
рении проблематики деятельности науч- формирующих новые типы взаимоотно-
но-исследовательских лабораторий, чле- шений преподавателя и студента, бази-
нами которых во многих педколледжах Ростовской области являются ученые и преподаватели кафедр педвузов.
рующиеся на принципах самоуправления, сотрудничества. С этой целью в ходе экспериментальной деятельности УНПК
Анализ многолетнего опыта реализа- были преобразованы содержание и способы реализации социальных и межличностных ролей участников процесса педагогической подготовки, разработаны единые подходы к используемым образовательным технологиям.
ции региональной модели непрерывного педагогического образования позволяет выделить заложенные основы региональной традиции педагогической подготовки:
УНИВЕРСИТЕТСКИМ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС:
ОТ ДЕТСКОГО САДА ДО АКАДЕМИИ
А.И. Еремкин, ректор Пензенской государственной архитектурно-
строительной акадании, профессор,
Кожеуров, директор Ассоциации университетского учебного комплекса енской государственной архитектурно-строительной академии, доцент
Примером развития региональной ственно-общественной некоммерческой
организации с правами юридического лица — Ассоциации «Университетский
политики в сфере образования, основанной на концепции Государственной национальной политики России, явилось учебный комплекс» (УУК), которая объ-
создание на базе Пензенской государ- единила более 50 учебных учреждений
ственной архитектурно-строительной от детского сада до академии, а также на-
академии (ПГАСА) нового вида государ- учные, производственные и другие уч-
_ А.И.Еремкин, А.А.Кожеуров, 2002
программ. Среди таких программ: «Одаренные дети — архитектура»; «Интегра-
реждения региона. Приказом Минобразования РФ № 2853 от 01.08.01 Ассоциации УУК присвоен статус федеральной тивная преемственность профессиональ-
экспериментальной площадки. Ассоциа- ного образования»; «Целевая контракт-
ция УУК зарегистрирована 25.05.01 в ная подготовка студентов»; «Комплекс-
администрации Октябрьского района ная поэтапная система непрерывной
г. Пензы и имеет нормативно-правовые документы.
В составе Ассоциации УУК сформированы: ученый совет (25 чел.), попечительский совет (80 чел.), дирекция (11 чел.), научно-методический совет (30 чел.), секции, блоки и рабочие группы. Свыше 300 чел. осуществляют
практической подготовки и трудоустройства студентов»; «Непрерывная довузовская подготовка»; «Непрерывное практическое обучение учащихся школ, училищ, техникумов, вузов через учебнонаучно-производственный центр»; «Информатизация учебных заведений - членов Ассоциации УУК»; «Социальные и
управление Ассоциацией и занимаются образовательные гарантии детей-сирот в разработкой образовательных программ системе Университетского комплекса».
и проектов. Это ученые, методисты, пре-
Для успешной реализации перечис-
подаватели, специалисты образователь- ленных программ в структуре Ассоциа-
ции УУК на полном хозрасчете созданы центры: «Бизнес-центр дополнительного образования»; «Интернет-центр ин-В настоящее время разработана орга- формационного обеспечения»; «Учебно-
ных и научных учреждении, производственных организаций — членов Ассоциации УУК.
низационная структура функционирования Ассоциации УУК. Разрабатывается и внедряется образовательно-инноваци-
научно-производственныи центр».
Реализация программ позволяет повысить качество обучения и адаптацию
онный проект «Интегративная преем- выпускников, уменьшить расходы на об-ственность образовательно-воспитатель- разование, сократить сроки обучения, ного и научно-производственного потенциала строительного комплекса Пензен-
ского региона», что позволит полнее реализовать комплекс образовательных
внедрить единую систему государственно-общественного управления качеством образования и инновационной деятельности в сфере образования.
СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: СОСТОЯНИЕ,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Н.В. Горюнов, председатель Совета директоров ССУЗов РМ, директор
машиностроительного техникума,
С.Ю. Прончатова, методист Совета директоров ССУЗов РМ, методист
Саранского машиностроительного техникума
В сфере образования Республики 22 средних специальных учебных заве-Мордовия система среднего образования дения, из которых 10 имеют статус кол-занимает значительное место, являясь леджа.
оступным
По своей структуре учебные заведе-
профессиональ- ния СПО Республики Мордовия распре-
делены следующим образом:
—5 учебных заведений медицинско-
ных знаний для молодежи, удовлетворения образовательных потребностей личности и общества.
Сред щее профессиональное образование в нашей республике представляют ственного направления;
го профиля;
5 учебных заведений сельскохозяй-
© Н.В. Горюнов, С.Ю. Прончатова, 2002
57