ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 51
ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ
СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ
ПОДГОТОВКИ
Л. В. Занина, профессор кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета
Одной из целей регионализации про-
субпространство внутренних
фессионально-педагогической подготов- смыслов (свободы) (реализующееся чеки является становление пространства рез отношение студент — содержание
непрерывной педагогической подготов- образования), включающее мотивацион-
ную, эмоционально-смысловую среду, среду досуговой деятельности (особое значение имеющую для студентов пед-Пространственный подход в этом случае колледжа — выпускников сельских основывается на отношении к выпускни- школ), среду индивидуального и коллек-
ки, частным случаем которого может быть рассмотрена непрерывная подго-
— педвуз.
товка в системе педколледж
ку как к человеку культуры, реализующему индивидуальную образовательную траекторию, и к преподавателю как к «человеку университета», создающему условия для свободного выбора и реализации студентом образовательной траектории и обеспечивающему соответству-
тивного научно-педагогического творчества и т.д.;
— субпространство выбора (предполагающее выстраивание индивидуальной образовательной траектории студента в уровневой системе непрерывного педагогического образования) и система
ющий уровень профессиональной подго- условий, его обеспечивающих: высокий
уровень технологической культуры преподавателей, единство методологических оснований их деятельности в образовательном пространстве УНПК и т.д.;
субпространство непрерывного
товки специалиста.
На основании данного подхода пространственная модель непрерывной педагогической подготовки в регионе в системе педколледж — педвуз (в Ростов-
ской области объединяющая девять пед- профессионального и личностного рос-
колледжей, Ростовский педуниверситет, Таганрогский пединститут и областной педагогический лицей) имеет следующую архитектонику:
— субпространство ценностей профес-
та студента и преподавателя.
Поскольку образовательные системы педуниверситета и педколледжа в системе многоуровневого профессионального образования ориентированы на создание сионально-педагогической культуры, ряда целенаправленно выстраиваемых включающее гуманистическую направлен- условий для становления педагога-про-ность как «пространство неуничтожения» фессионала, то совокупность
традиции педагогической подготовки, вий определяет развертывание поля (про-
субпространство отношений (ди- странства), возможного для освоения сту-
алога) (включающее отношения препо- дентом в его профессиональной и жизне-
деятельности, и особенности этого освоения. В процессе обучения студент пре-
аватель
студент, преподаватель
преподаватель, студент
студент, сту-
іент
группа, педколледж
педвуз,
педуниверситет
пединститут, педкол-
социокультурнои
лед ж вуза
педколледж, преподаватель пед-студент педколледжа, преподаватель педколледжа —
сферы
что
вуза и т.д.);
преподаватель пед-
очередь, ведет к его личностному и профессиональному становлению. При этом будущий специалист рассматривается как
© Л.В. Занина, 2002
ния в мире общей и профессиональной видуальной образовательной траектории;
культуры, как создатель и транслятор ценностей образовательной традиции.
Учитывая то, что образование в Ростовской области интегрировано в образовательную систему России, следует тельных специальностей и специализа-отметить, что становление и развитие ций как в педколледже, так и в педвузе
2) преемственности среднего и высшего педагогического образования, предоставляющий широкие возможности для студента в приобретении дополни-
региональнои системы педагогической подготовки основывается на следующих положениях: взаимосвязь образователь-
при некотором сокращении сроков получения высшего педагогического образования, обеспечивающий социальную за-
нои практики с наукой, активный педа- щищенность выпускникам
специали-
ЧУ
гогическии поиск и эксперимент, широкое внедрение педагогических инноваций в практику образовательных учреждений, стремление к созданию учебно-научно-педагогических комплексов, обращенность высшей школы к среднему профессиональному и общему среднему образованию и т.д.
Образовательную систему педкол-— педвуз можно рассматривать как
стам сельских и малокомплектных школ;
3) непрерывности педагогической подготовки, позволяющий значительно повысить уровень среднего педагогического образования в регионе за счет усиления научно-исследовательской направленности деятельности преподавателей педколледжей;
4) вариативности преемственных свя-
ледж —
результат определенным образом упорядоченной культурной среды, связи в которой преобразуются в соответствии с ее внутренними целями. Внешней целью эксперимента является подготовка специалиста с высоким диапазоном творческих возможностей, способного к саморазвитию и педагогическому исследованию. Внутренняя цель функционирования региональной системы непрерывной уровневой педагогической подготовки —
зеи, позволяющий, сохраняя и развивая традицию высшего педагогического образования, сохранить традицию и автономность среднего педагогического образования;
5) оперативного реагирования (на изменения рынка образовательных потребностей, специальностей и пр.) и т.д.
Взаимодействие образовательных пе-
ЧУ
дагогических учреждении в рамках регионального учебно-научно-педагогического
— педвуз имеет
комплекса педколледж
содействие развитию будущего специа- многослойную сложную структуру. Во-
листа, его самоопределению и продуктивному включению в жизнь общества и в самостоятельную профессиональную деятельность.
первых, преемственность образовательных ступеней рассматривается как вариативная структура. Во-вторых, каждое образовательное учреждение имеет собственную
Общие задачи эксперимента таковы: субструктуру, в свою очередь являясь
1) создание единого образовательно- УНПК. В-третьих, у каждого образователь-
ного учреждения есть собственная концепция развития, методологическую основу которой составляет углубление индивиду-
го пространства и открытой системы непрерывного педагогического образования;
2) разработка и апробация модели ально-личностной направленности педаго-управления учебно-воспитательным про- гической подготовки.
цессом, научно-исследовательской и ме- В ходе регионального эксперимента
тодической работой в условиях непре- по непрерывному (уровневому) педаго-
рывного педагогического образования; гическому образованию были выявлены
3) реализация стандартов среднего и высшего педагогического образования на основе преемственности.
Методологическую основу экспери- целей педагогического образования пед-мента составляют следующие принципы: колледжа и педвуза (научная ориентиро-
противоречия, потребовавшие конкретизации задач эксперимента:
— разнонаправленность традиций и
?&88Я8888ЯЯ888& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ванность высшей школы и практическая направленность среднего специального
координация и интеграция: взаи-;твие и взаимопроникновение фун-
образования), потребовавшая централи- кционально-целевых, содержательных и
зованных действий по организации на- технологических компонентов деятель-
учно-исследовательской деятельности ности субъектов образовательного про-
и
странства педколледж
педвуз;
— непрерывность: воспитание готовности к непрерывному профессиональному образованию как результату смыс-лотворчества;
научность как характеристика тра-
студентов педколледжеи;
затруднения преподавателя пед-колледжа, сочетающего педагогическую деятельность с научно-исследовательской. Осознание возникших противоречий послужило основанием для выделения в качестве дополнительной задачи диции педагогического образования и
регионального эксперимента повышение показатель уровня профессионального
научно-теоретического уровня препода- становления и развития специалиста об-
вателей педколледжей;
— затруднения методического обеспечения непрерывной профессионально- мента по созданию традиции непрерыв-
педагогической подготовки.
Общими принципами функционирования субъектов регионального пространства непрерывной уровневой педагогической подготовки педколледж -----
разования.
Реализация регионального экспери-
нои уровневой педагогической подготовки в рамках деятельности учебно-науч-
ного комплекса педколледж
педуни-
педвуз являются:
— культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни всех
верситет ставит задачу рассмотрения функциональных особенностей в деятельности педуниверситета и педколлед-жа как составляющих пространство
професс
субъектов образовательного простран- ки, в своей деятельности создающих, ства в контексте культурных традиций сохраняющих и развивающих гуманистическую образовательную традицию.
субрегиона, региона, страны, мира;
— природосообразность: учет закономерностей природного и традиций возрастного и профессионального развития субъектов непрерывного процесса педа-
гогической подготовки, сохранение и укрепление физического здоровья и психического комфорта специалиста в образовательном пространстве и субпространстве;
— индивидуально-личностная направленность: оптимальное удовлетворение интересов и потребностей каждого субъекта образовательного пространства разования* в разнообразных видах творческой дея-
В региональной модели УНПК роль педвуза заключается в фундаментализа-ции педагогической подготовки, расширении научно-исследовательской деятельности, обеспечении условий для совершенствования профессиональной
компетентности преподавателей педколледжей, разработке сопряженных учебных планов и их методического обеспечения, определении и разработке перспектив реформирования традиции непрерывного уровневого педагогического об-
тельности;
В ходе регионального эксперимента удалось уточнить функции педагогичес-жизнетворчество: включение каж- кого университета в региональном пространстве педагогической подготовки:
— обеспечения методологического
дого субъекта образовательного пространства в решение реальных проблем
коллективной жизни, жизни субрегиона, единства (системообразующая функ-
региона, страны, мира, обучение техно- ция). Подфункции: 1) динамическая (от-
логиям построения собственной жизни в ражающая закономерности динамики
изменяющихся экономических, соци- непрерывного педагогического процес-
альных, культурных и профессионально- са), 2) конструктивная (состоящая в под-
педагогических условиях);
держании единства трех измерении ре-
гиональной образовательной традиции в
формирование фундамента на-
реформационном поле: прошлое, насто- правления или специальности педагоги-ящее и будущее), 3) интегративная (обес- ческой подготовки на основе интеграции
содержания, взаимосвязанного развития фундаментальной, психолого-педагоги-
печивающая целостность непрерывного учебно-воспитательного процесса и его
развитие на каждом образовательном ческой и специальной подготовки сту-уровне и в их единстве);
дентов;
регулятивная, подфункциями ко-
переход от историко-логической
торой являются: 1) структурно-содержа- схемы формирования учебных дисцип-тельная, 2) субординативная (связанная лин к системно-логической структуре,
тематическая и хронологическая согласованность смежных курсов;
— преемственность между базисными понятиями и методами различных дисциплин, выделение сквозных направлений организации учебно-воспитатель-
с иерархическои подчиненностью компонентов педагогических систем и образовательных уровней, изменением характера взаимосвязей между ними на основе содержательного единства), 3) координирующая (состоящая в тех-
нологическом единстве и преемственно- ного процесса, обеспечивающей всесто-
сти педагогической деятельности преподавателей всех образовательных уровней и всех образовательных учреждений
роннее развитие личности в системе пед-
колледж
педвуз;
УНПК);
— совершенствование системы постдипломного образования;
— развитие многообразия научных торой предполагает преодоление проти- школ, расширение их научно-исследова-
дефрагментации, реализация ко-
К/
воречии и сложностей социокультурнои тельскои деятельности за счет включения
действительности.
в исследование кафедр и преподавателей
Выделение функции дефрагментации педагогических колледжей.
основывается на том, что хотя образова-
Реализация данных механизмов пред-
ние есть одна из сфер человеческой дея- полагает рассмотрение педуниверситета
тельности в социокультурнои среде, способствующая развитию региональной образовательной традиции, в меняющемся мире закономерно порождаются многообразные разрывы, противоречия об-
как центра непрерывной педагогической подготовки в регионе.
В экспериментальном региональном пространстве непрерывного уровневого педагогического образования следует
щественной жизни и сложившаяся сис- определить место педколледжа (педучи-
тема образования уже не может сама по себе, естественно-эволюционным путем,
лища) в структуре взаимодействий УНПК и выделить в его деятельности
преодолевать или «сшивать» («дефраг- функции, характеризующие субъекта об-ментировать») эти разрывы («фрагмен- разования в условиях учебно-научного
ты»). Реализация педуниверситетом фун- комплекса: кции дефрагментирования является аль- —
— коррекционно-компенсаторную, тернативой медленным естественно-эво- заключающуюся в создании и культиви-люционным механизмам проективности, ровании у студентов опыта гуманных от-
ускоряя эти механизмы. В данном случае, как показал региональный эксперимент,
ношении, чувства защищенности и свободы (но не в стремлении создать вос-в образовательное пространство следует питанникам тепличные условия); в поис-включить в качестве компонента проек- ке способов взаимодействия всех лиц и
тивную культуру.
В результате анализа деятельности Ростовского госпедуниверситета в региональном образовательном пространстве выделены механизмы реализации основного принципа фундаментализации:
организации социокультурного пространства субрегиона, заинтересованных в оздоровлении этого пространства;
— интегративно-координирующую, актуальность которой определяется тем, что педколледжи, входящие в УНПК, рас-
полагаются в небольших городах облас-
содержательную, отражающую
ти, фактически являясь центрами обра- единство взглядов на сущность и приро-
зовательного аграрного субрегиона;
— высокой социальной адаптивности выпускников и поддержания и сохранения престижности учительской профессии.
ду педагогического процесса, его цели, пути их достижения; особенности истории, природной среды, экономики, экологии, культуры Донского региона, входя-
Реализация ее достигается за счет систем- щие в содержание преемственных учеб-
ной организации профориентационной работы колледжа (педучилища);
— создания и сохранения в стенах
едколледжа
«духа
пансиона»
ных планов педагогической подготовки;
— профессионально-педагогическую,
являющуюся методологическим основанием выбора студентом индивидуальной
(Д.И. Менделеев), особого микроклима- образовательной траектории; та взаимопомощи и сотворчества между — организационно-управленческую, преподавателями и студентами, между предполагающую уточнение статуса пе-студентами старших и младших курсов; дагогического университета и педагогического колледжа в условиях деятельности УНПК и разработку организационноуправленческих механизмов, позволяющих наряду с традиционными обеспечивать поступательное развитие системы в соответствии с потребностями региона;
— технологическую, состоящую в
— укорененности в культурной традиции региона и микрорегиона, основывающуюся на реализации культуросозидающей и культуросохраняющей задач;
— обеспечения научно-теоретического уровня развития образовательной практики субрегиона. Эта функция реализуется в деятельности нового подразделения в системе педколледжа — ка-
создании в непрерывном образовательном пространстве педагогической подго-
— педвуз условий,
федр по типу университетских, в расши- товки педколледж —
рении проблематики деятельности науч- формирующих новые типы взаимоотно-
но-исследовательских лабораторий, чле- шений преподавателя и студента, бази-
нами которых во многих педколледжах Ростовской области являются ученые и преподаватели кафедр педвузов.
рующиеся на принципах самоуправления, сотрудничества. С этой целью в ходе экспериментальной деятельности УНПК
Анализ многолетнего опыта реализа- были преобразованы содержание и способы реализации социальных и межличностных ролей участников процесса педагогической подготовки, разработаны единые подходы к используемым образовательным технологиям.
ции региональной модели непрерывного педагогического образования позволяет выделить заложенные основы региональной традиции педагогической подготовки:
УНИВЕРСИТЕТСКИМ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС:
ОТ ДЕТСКОГО САДА ДО АКАДЕМИИ
А.И. Еремкин, ректор Пензенской государственной архитектурно-
строительной акадании, профессор,
Кожеуров, директор Ассоциации университетского учебного комплекса енской государственной архитектурно-строительной академии, доцент
Примером развития региональной ственно-общественной некоммерческой
организации с правами юридического лица — Ассоциации «Университетский
политики в сфере образования, основанной на концепции Государственной национальной политики России, явилось учебный комплекс» (УУК), которая объ-
создание на базе Пензенской государ- единила более 50 учебных учреждений
ственной архитектурно-строительной от детского сада до академии, а также на-
академии (ПГАСА) нового вида государ- учные, производственные и другие уч-
_ А.И.Еремкин, А.А.Кожеуров, 2002