FACTUM EST FACTUM*
(к 5-летию создания ТГУ им. Г.Р. Державина)
В.М. Юрьев
Yuriev V.M. Factum est factum: Towards the 5th anniversary of Tambov State University. The article looks at the history of the foundation of the classic university in Tambov. It also analyses the outcome of its functioning over the last five years and sets objectives for the future taking into account the current socioeconomic and demographic projections.
... Счастье есть лучший университет.
Он завершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному.
А.С. Пушкин
Зимним утром 29 декабря 1994 года Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным в Кремле был подписан Указ о создании в г. Тамбове государственного университета. Новый вуз классического типа возник на базе Тамбовского государственного педагогического института Министерства образования Российской Федерации и Тамбовского государственного института культуры Министерства культуры Российской Федерации, путем их слияния.
Это был завершающий этап долгой борьбы тамбовской общественности за воссоздание в области государственного университета. Необходимость классического образования диктовалась как региональными потребностями тамбовского края, так и общероссийскими интересами, требованиями сохранения и развития фундаментальной науки и укрепления базы подготовки высококвалифицированных и профессионально грамотных спе-
циалистов для различных сфер общественного хозяйства страны. Прародителями 11 У были ученые, художники, артисты, техническая интеллигенция, писатели, партийные и советские работники, предприниматели, многие и многие патриоты Тамбовщины. Среди них можно назвать: Л.С. Минченко, М.И. Дробжева, В.М. Зубца, А.И. Панасенко,
О.И. Бетина, Л.С. Кудинову, О.И. Лаптеву, В.Д. Бабенко, В.Н. Коваля и других. Они многое сделали для рождения нового вуза, и их гражданская позиция явилась стержнем и фундаментом плодотворной идеи развития классического образования в регионе.
6 марта 1995 года Тамбовскому государственному университету было присвоено имя выдающегося российского поэта и государственного деятеля, в 1786-1788 годах служившего в должности наместника Тамбовского наместничества и внесшего заметный вклад в развитие культуры и образования тамбовского края, Гаврилы Романовича Державина.
Восстановление в г. Тамбове университета явилось актом социальной справедливости и реабилитации.
Factum est factum - Что сделано, то сделано. - Бабичев II. Т., Боровский ЯМ. Словарь латинских крылатых слов: 2500 единиц. М., 1982. С. 956.
* * *
1. НЕМНОГО ИСТОРИИ
Первый государственный университет в г. Тамбове был открыт 27 октября 1918 года на основании Декрета СНК РСФСР, подписанного В.И. Лениным. В Декрете под пунктом 2 было записано: «Сроком открытия... Тамбовского... Государственных Университетов считать день первой годовщины Октябрьской Революции - 7 ноября 1918 г.» [1]. Инициатива создания университета в г. Тамбове исходила от группы губернской интеллигенции, объединившейся в начале
1918 года в «Общество Тамбовского университета». Эта идея была поддержана Тамбовским губисполкомом на его заседании 12 апреля 1918 года. Первый тамбовский государственный университет для своего времени был весьма крупным высшим учебным заведением. На его трех факультетах: педагогическом, агробиологическом и рабочем, обучалось в 1918/19 учебном году более 2,6 тысячи студентов, а в начале 1919/20 учебного года - более 2,1 тысячи студентов. Университет имел весьма авторитетный профессорско-преподавательский состав, сформированный из ведупцих ученых и педагогов Московского и Саратовского университетов, Московской и Воронежской сельхозакадемий. Среди ведущих преподавателей того времени можно назвать П.И. Блонского, В.Н. Северного, Е.Е. Успенского, М.И. При-дорогина, В С. Мурзаева, Н.А. Шлезингера,
А.П. Бунакова (первый ректор университета), Н.Ф. Познанского, Е.Н. Скоренкова, Е.А. Вихрова, А. И. Абиндера, М. К. Никифорова,
Н.А. Иванцова, А.Р. Кизель, Л.И. Курсанова, П.М. Орлова, В.И. Пичеты, М.К Никифорова.
Однако трагедия русской революции не обошла стороной Тамбовщину и Тамбовский государственный университет. В ноябре
1919 года состоялся 5-й съезд Советов Тамбовской губернии, принявший ряд постановлений, которые привели к уходу из университета многих ученых и к резкому сокращению численности студентов. Выступавший на съезде Л.М. Кораблев заявил: «И когда мы его (то есть университет. - В. Ю.) открывали, мы, представители Советской власти и партии, предупреждали профессоров, чтобы они знали, куда идут и на какую работу. Мы ясно и просто сказали, что они должны исполнять советские директивы. Лично я ходил на заседание университета и
сказал им, что если они не будут учить как нужно, мы их сгоним как скот, в помещение будем кормить и одевать и заставлять работать как нужно... Страшно сказать, что в этот университет набилось 3 тысячи крестьянской и рабочей молодежи, которая хотела получить образование. Но товарищи профессора умудрились сделать так, что они выбились оттуда и их осталось 800. Это позор. Я говорил об этом университете с Покровским (М. Покровский. - зам. народного комиссара просвещения в 1919 году. -В. Ю.), который ведает этими университетами, и мы решили принять меры. Он мне дал директивы и право делать с университетом все, что угодно» [2].
Указанные решения местного аппарата Советской власти предопределили значительное расстройство деятельности университета в 1920 и 1921 годах, и, как следствие этого, краткость срока существования первого вуза Тамбовщины в статусе университета.
К лету 1921 года Тамбовский университет был расформирован. Первоначально он был реорганизован в институты: педагогический, сельскохозяйственный и рабфак -самостоятельные учебные заведения с 3- и
4-летним сроком обучения. Но летом 1923 года педагогический и сельскохозяйственный институты были закрыты, а их преподавательские кадры (после тщательной перетряски), оборудование и частично студенты переиии в педтехникум и рабфак. На базе этих учебных структур Декретом СНК РСФСР от 10 июля 1930 года был организован Тамбовский агропедагогический институт. На четыре его отделения: агрономическое, физико-техническое, химико-биоло-гическое и общественно-литературное в 1930/31 учебном году было принято 160 слушателей [3]. Данный институт после ряда дополнительных преобразований в 1938 году получил статус государственного педагогического института, готовящего учителей для средних школ, сохранившийся, в основных чертах, до конца 1994 года. За 56 лет своего существования Тамбовский государственный ордена «Знак Почета» педагогический институт подготовил более 25 тысяч учителей, которые работали и работают во всех уголках России. В 1993 году ТГПИ в рейтинге педагогических вузов России занял
5-е место. В разные годы в вузе работали: П. С. Кудрявцев, профессор, доктор физико-
математических наук, член ряда научных академий, создатель известной в России и за рубежом школы историков физики, человек энциклопедического образования, глубокий знаток электродинамики Максвелла - Лоренца; Б.Ф. Билимович, педагог-физик, автор книги «Физические викторины в средней школе», изданной в СССР и переведенной на многие языки мира; В.В. Никитин, известный математик-педагог, автор нескольких книг по математике для школьников; А.Л. Хай-кин, профессор, доктор философских наук, известный ученый, сыгравший ведущую роль в развитии этики в нашей стране, автор монографии «Этика Белинского» (Тамбов, 1961); Н.И. Кравцов, профессор, доктор философских наук, под руководством которого коллективом кафедры был написан учебник «История русской литературы второй половины XIX века» (М.: Просвещение, 1966); Б.Н. Двинянинов, доцент, кандидат филологических наук, автор фундаментальных работ по «Слову о полку Игореве», книги о поэте-революционере П.Ф. Якубовиче «Меч и лира» (М.: Наука, 1969); историки: кандидат исторических наук, доцент Г.А. Протасов, автор ряда известных работ по истории Российского конституционализма XVIII века, профессор, кандидат исторических наук Н.А. Окатов, автор многих работ по истории общественно-политических движений центра и юга России в конце XIX -начале XX веков.
Невозможно назвать всех, но имена
A. Кипермана, И. Солдатова, П. Бочкарева, Г. Ремезова, М. Гуревича, К Картушова, Д. Артеменко, В. Денисова, Г. Михалева, М. Кривина и многих, многих других преподавателей и фронтовиков, работавших над проблемами, связанными с Отечественной войной, навсегда вписаны в нашу историю. В памяти всегда и те, кто не вернулся с полей войны: Л. Борисов, М. Шишкин, П. Буторин,
B. Кочергин, В. Удодов и другие.
В 1967 году на тамбовской земле был открыт филиал Московского государственного института культуры.
Более 15-ти лет он размещался в малоприспособленных для учебного процесса помещениях в центре города. В 1983 году филиал переехал в новый просторный корпус, выделявшийся среди современных построек необычными архитектурными формами. Студенты получили около 60-ти оборудованных аудиторий и специализированных
классов, библиотеку с читальным залом на 100 мест и тремя абонементами, методические кабинеты и учебные лаборатории, спортивный зал и тренажерные комнаты, один из лучших в городе концертный зал. В 1990 году решением Совета Министров СССР филиал был преобразован в Тамбовский государственный институт культуры.
На трех факультетах института -библиотечном, музыкально-педагогическом и культурологии - обучалось около 2000 студентов. Учебный процесс осуществляли 17 кафедр, среди 150 преподавателей было 8 профессоров, 52 кандидата наук, доцента, 10 заслуженных работников культуры России. С первых дней основания вуза продолжают работать профессора В.П. Баранов, Е.Г. Нефедова, Н.И. Ромах, доценты ИИ Ал-пацкий, Б. С. Гейко, К.Е. Роша, В.А. Сазонова и другие. Стали педагогами-профессионалами бывшие выпускники института, а сейчас доктора и кандидаты наук Б.В. Борисов,
A.А. Соболева, Л.Ф. Голубева, Е.И Григорьева, М. С. Долженкова, О. В. Ромах и другие.
Институт готовил кадры по трем специальностям и 15-ти специализациям, охватившим важнейшие отрасли библиотечной и культурно-досуговой деятельности, художественного творчества.
Среди выпускников Тамбовского государственного института культуры можно назвать такие громкие имена, как: Ю.А. Толмачев, директор Тамбовского колледжа искусств, доцент, заслуженный работник культуры России; А.В. Зиновьев, видный отечественный хормейстер; А.П. Хворо-стов, замечательный тамбовский музыкант, заслуженный работник культуры РСФСР;
B. Степанов, артист театра и кино;
А. Ураев, артист театра О. Табакова; Л. Горелик, солистка кабаре-дуэта «Академия»; Н. Мышляева, кинорежиссер; А. Попо-вичев, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного ансамбля песни и танца «Ивушка».
Всего в вузе было подготовлено более 7200 специалистов в области культуры и просветительской деятельности, среди которых более тридцати народных артистов Союза, народных и заслуженных артистов России, заслуженных деятелей искусств и заслуженных работников культуры.
Воплотившись в реальность, идея регионального государственного университета на
Тамбовщине поставила целый ряд практических и очень непростых вопросов.
Во-первых, как сформировать университетскую структуру на базе очень несхожих вузов, обладающих своими традициями, функциональной направленностью деятельности, преподавательскими коллективами?
Во-вторых, как взаимосвязан два коллектива вузов, не ущемив их интересы, сохранив потенциал и работоспособность?
В-третьих, как выработать стратегию университетского строительства, открытия новых факультетов и специальностей, учитывая потребности региона, как в подготовке кадров бывшего профиля вузов, так и в специалистах новых профессий, определяемых спросом на рынке труда?
В-четвертых, как сохранить старые традиции вузов и создать новые университетские традиции, в том числе не только в сфере образования и науки, но и в культурной, и в духовной жизни нового высшего учебного заведения классического типа?
В-пятых, как определить и реализовать качественный рост профессорско-преподавательского состава университета, уделив, в первую очередь, внимание росту числа докторов наук и профессоров?
В-шестых, как решить проблемы развития материально-технической базы университета, учитывая, что материальный потенциал двух вузов: оборудование, прежде всего ЭВТ, здания, библиотечный фонд и так далее находились на крайне низком уровне, а финансовые ресурсы для их обновления и развития ни министерство, ни регион предоставить не могли?
Эти и целый ряд других проблем заставили и ректорат, и весь коллектив преподавателей и студентов по-иному оценить сложившуюся обстановку и начать поиск нетривиальных решений и ответов.
Великий русский философ B.C. Соловьев писал: «Есть люди, которые, полюбив кого-нибудь сразу, уже на основании этой любви составляют себе общее представление о любимом предмете, а также силой и степенью этой любви определяют и эстетическое достоинство возбуждаемых любимым существом впечатлений. Но бывают и такие, в которых каждое данное существо вызывает сначала известное общее, теоретическое представление о себе, и с этим уже представлением сообразуется их воля и чувство относительно этого существа. Бывают, наконец, и
такие, на которых действует прежде всего чувственная сторона предмета, и возбужденным в них эстетическими эффектами определяется уже и умственное и нравственное их отношение к предмету. Первые сначала любят или хотят, а затем уже по своей любви или воле представляют и ощущают; вторые сначала представляют, а по представлению уже хотят и чувствуют; третьи первее всего ощущают, а по ощущению уже представляют и хотят... Таким образом, вообще идея есть объективное единство трех субъектов, субстрат которого есть сущность или первая материя. Вследствие тройственности коренных способов бытия и единство, или идея должна быть троякою, причем само собой ясно, что единство невозможно без свободного подчинения» [4] (выделено мною. - В. Ю.).
Протекционирование мысли великого философа было положено в основу стратегии формирования университета. От бумажного решения коллектив перешел к практике строительства. Да, не все были согласны с реорганизацией старых вузов. Ряд преподавателей и сотрудников приняли решение о создании университета с недоверием и опаской. Ведь не секрет, что за последние десятилетия далеко не все реформы в России были позитивными, а болезненными и трудными были все преобразования, в том числе и в сфере образования.
«Сложность университетских процессов, субъективизм их восприятия, неиссякающий груз, требующий немедленного разрешения сиюминутных проблем, мешает целостному восприятию университета, пониманию глубокой сути происходящих в нем событий. Но и удерживают от категоричного перечисления готовых рецептов», - написали в своей книге В.А. Садовничий (ректор МГУ. - В. Ю ),
В.В. Белокуров, В.Г. Сушко и Е В. Шинин [5].
Учитывая всю сложность и многогранность работы по формированию качественно нового учебного заведения классического типа, в марте 1996 года Ученым советом вуза была принята «Концепция развития 11У им. Г.Р. Державина на 1996-2000 гг.». В последующие периоды эта концепция, с учетом практики ее реализации, уточнялась и дополнялась. Но, как известно, лишь сухие цифры и голые факты являются лучшими свидетельствами верности или ошибочности принятой стратегической линии и тактики ее выполнения. Поэтому обратимся к статистике.
Основные показатели деятельности ТГУ за 1995-1999 годы
Таблица 1.
№ Показатели Учебный год
п/п 1994/95 1995/96 1996/97 1997/98 1998/99
1. Количество специальностей (в том числе на коммерческой основе) 27 (3) 29 (3) 34 (3) 35 (4) 36(4)
2. Число факультетов 9 13 16 16 17
3. Число кафедр 33 50 56 57 63
4. Контингент студентов - всего (чел.) 7417 8024 8522 9542 10218
5. в том числе дневного отделения (чел.) 4672 5005 5224 5962 6384
6. Численность ППС (чел.) 562 558 566 568 597
7. в том числе докторов наук (чел.) 26 (4,6%) 28 (5,0%) 31 (5,4%) 41 (7,2%) 48 (8,0%)
8. профессоров (чел.) 31 (5,5%) 33 (5,9%) 39 (6,8%) 46 (8,0%) 64 (10,7%)
9. кандидатов наук (чел.) 242 (43,0%) 232 (41,5%) 228 (40,3%) 235 (41,0%) 268 (44,9%)
10. Численность аспирантов и соискателей (чел.) 108 184 243 316 434
11. Число научных специальностей 22 21 24 28 36
12. Число советов по защите кандидатских диссертаций 2 2 5 5 9
13. Получено ученое звание профессора (чел.) 0 3 6 3 7
14. Получено ученое звание доцента (чел.) 8 15 19 18 21
15. Число членов международных академий 4 4 4 7 11
16. Число членов российских академий 7 13 16 19 27
Если сравнить основные показатели университетской деятельности за 1994/95 и 1998/99 учебные годы, то можно однозначно сделать вывод о положительных тенденциях и результатах (таблица 1). Так, за пятилетний период число факультетов выросло почти в 2 раза, число кафедр - в 2 раза, количество специальностей - в 1,3 раза. Контингент студентов за эти годы вырос более чем на треть, в том числе число студентов дневного отделения выросло на 36,3 процента и достигло 6,4 тысячи человек. Уровень остепененносги среди профессорско-преподавательского состава превысил 60,6 процента против 53,1 процента в 1994/95 учебном году. Сегодня в университете работают более 60 докторов наук и профессоров, то есть в 2,5 раза больше, чем 5 лет назад. Эти годы стали периодом бурного развития науки в университете, особенно в плане подготовки молодых научных кадров. Если в момент образования университета его аспирантура готовила кадры по 22 специальностям, а число аспирантов и соискателей составляло 108 человек, то сегодня подготовка аспирантов ведется по 36 специальностям (то есть рост составил более 63,6 процента), а число аспирантов и соискателей составляет уже 434 человека (то есть возросло более чем в 4 раза). На нынешнем этапе в отношении работы аспирантуры стал вопрос увеличения числа защит в ТГУ, так как защиты в других вузах и научно-исследовательских центрах России стали крайне дорогими. Уже сегодня в университете работает 9 советов по защите кандидатских диссертаций, причем, большее их число (52 процента) открылось лишь в 1998 и 1999 календарных годах. Это стало возможным лишь благодаря развитию в университете системы научных школ и направлений, число которых сегодня превысило 40, среди их творцов можно назвать имена ученых ТГУ, имеющих известность не только в России, но и в мире.
2. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Математика.
Гармонический анализ на однородных пространствах. Руководит научным направлением профессор, доктор физико-математи-ческих наук Владимир Федорович Молчанов.
Функционально-дифференциальные уравнения и включения. Данная научная тематика разрабатывается под руководством про-
фессора, доктора физико-математических наук Александра Ивановича Булгакова.
Субпериодические процессы. Данное научное исследование в рамках теории динамических систем выполняется на кафедре математической экономики и информатики под руководством профессора, доктора физико-математических наук Сергея Михайловича Дзюбы.
География.
Ландшафтно-экологическая оценка природных ресурсов Окско-Донской равнины. Данное исследование проводит научный коллектив под руководством профессора, кандидата географических наук Николая Ивановича Дудника.
Педагогика.
Развивающие технологии в обучении дошкольников и младших школьников и в подготовке учителя начальной ступени образования (школа - детский сад). Под руководством профессора, доктора педагогических наук Нелли Георгиевны Агарковой.
Становление и развитие института социальных педагогов и социальных работников в России (формы и методы социальнопедагогической работы в различных социумах; подготовка кадров для социальной сферы). Исследования проводятся под руководством профессора, доктора педагогических наук Раисы Михайловны Куличенко.
Проблемы внедрения современных методов обучения иностранным языкам. Исследование выполняется под руководством профессора, доктора педагогических наук Радислава Петровича Мильруда.
Психология.
Разработка психолого-педагоги ческой концепции отношений в процессе профессиональной подготовки специалистов. Данное исследование проводит научный коллектив под руководством профессора, доктора педагогических наук Михаила Ивановича Старова.
Проблемы психологии потребностей и мотивации изучаются коллективом под руководством профессора, кандидата психологических наук Станислава Борисовича Каверина.
Психология духовности современного российского общества. Руководитель коллектива - профессор, доктор психологических наук Нина Александровна Коваль.
Социальная экология. Руководитель направления - профессор, доктор социологических наук Виктор Филиппович Томилин.
Кул ьтурология.
Провинциальная культурная среда. Методологические аспекты. Данное исследование проводит научный коллектив под руководством профессора, доктора философских наук Ольги Викторовны Ромах.
Физика.
Фундаментальные исследования в области физики твердого тела. Научные разработки ведутся под руководством профессора, доктора физико-математических наук, заслуженного деятеля науки РФ Юрия Ивановича Головина.
Микромеханизмы пластичности, разрушения и сопутствующих явлений. Исследования выполняются под руководством профессора, доктора физико-математических наук Виктора Александровича Федорова.
Химия.
Электрохимия и коррозия металлов в неводных и водно-органических растворах. Проблема разрабатывается под руководством профессора, доктора химических наук, заслуженного деятеля науки и техники РФ Владимира Ильича Вигдоровича и профессора, доктора химических наук Людмилы Евгеньевны Цыганковой.
Синтез и изучение свойств биологически-активных соединений, антиоксидантов, тер-мо- и свето-стабилизаторов полимерных материалов. Научный коллектив работает под руководством профессора, кандидата химических наук Александра Ивановича Панасенко.
Биология.
Оптимизация функций мозга и висцеральных систем с помощью пролонгированных сенсорных притоков. Коллективом руководят профессор, доктор медицинских наук Юрий Ефимович Маляренко и профессор, кандидат медицинских наук Татьяна Николаевна Маляренко.
Флора и фауна Черноземья.
Разрабатывается под руководством профессора, доктора биологических наук Василия Митрофановича Колонтаева.
Информатика и компьютерное моделирование.
Нобелистика (нобелевская информатика). Исследования проводит научный коллектив во главе с профессором, доктором технических наук Вячеславом Михайловичем Тютюн ником.
Математическое и компьютерное моделирование в биологических и химико-техноло-гических системах. Данное научное направле-
ние разрабатывает коллектив под руководством профессора, доктора технических наук Александра Анатольевича Арзамасцева.
Проблемы повышения эффективности библиотечно-библиографической деятельности: региональные аспекты. Под руководством профессора, кандидата педагогических наук Антонины Александровны Соболевой.
Методологические и теоретические проблемы информатизации образовательных систем. Исследования проводит научный коллектив во главе с профессором, доктором педагогических наук Мариной Сергеевной Чвановой.
История.
Взаимодействие государства и общества в контексте модернизации России (XIX -середина XX века). Под руководством профессора, доктора исторических наук Льва Григорьевича Протасова.
Социальная история российской провинции. Под руководством профессора, доктора исторических наук Валерия Владимировича Канищева.
Человек в истории. Данная комплексная научная проблема разрабатывается под руководством профессора, доктора исторических наук Арутюна Гургеновича Айрапетова.
Российская национальная идея: мировоззренческая эволюция, организационные формы Х1Х-ХХ веков. Исследование данной проблемы проводит коллектив под руководством профессора, доктора исторических наук Владислава Васильевича Помогаева.
Экономика.
Микроэкономический аспект управления интересами хозяйствующих субъектов региона. Данная проблематика объединяет научный коллектив кафедры экономической теории и общих экономических дисциплин под руководством профессора, доктора экономических наук Владислава Михайловича Юрьева.
Система экономических отношений в период формирования рыночной экономики России. Исследования проводились под руководством профессора, доктора экономических наук, заслуженного деятеля науки РФ Василия Михайловича Зубца.
Правоведение.
Теоретические проблемы государство-ведения, нового российского права. Проблемы теории и практики прав человека. Законотворческий процесс в субъекте Российской Федерации. Исследования проводит научный коллектив под руководством профес-
сора, доктора юридических наук Николая Антоновича Придворова.
Философия.
Теоретические и историко-философские проблемы мировоззрения. Исследования проводит научный коллектив под руководством профессора, доктора философских наук Игоря Ильича Булычева.
Исследования истории социальноэтической мысли в России и истории народной культуры и этоса. Под руководством профессора, кандидата философских наук, заслуженного деятеля культуры РСФСР Николая Михайловича Аверина.
Филология.
Исследование русской литературы XX века: литературные процессы, история, творческие индивидуальности. Над данной проблематикой работает коллектив под руководством профессора, доктора филологических наук, заслуженного деятеля науки РФ Ларисы Васильевны Поляковой.
Лингвистика.
Проблемы экологии русского языка. Данная лингвистическая школа основана в 1975 году профессором, доктором филологических наук Владилшром Георгиевичем Руделевьш.
Проблемы русской грамматики, лингвистической поэтики и лексикографии. Исследования ведет научный коллектив под руководством профессора, доктора филологических наук Анатолия Леонидовича Шарандина.
Системные отношения единиц русского языка. Научный коллектив под руководством профессора, доктора филологических наук Раисы Петровны Козловой.
Лингвистические законы всех уровней языка и культуры речи. Данные исследования, посвященные проблемам синтаксиса сложного предложения, выполняются под руководством профессора, доктора филологических наук, заслуженного работника высшей школы РФ Нины Георгиевны Блохиной.
Грамматика и прагматика языка в когнитивном аспекте. Данное научное направление разрабатывается под руководством профессоров, докторов филологических наук Николая Николаевича Болдырева и Елизаветы Васильевны Милосердовой.
Важным элементом формирования классического университета является его теснейшая связь с другими научными и образовательными центрами и не только внутри страны, но и за ее пределами. Предопределяя возникновение единой духовной идеи в мире -
Розы Мира, Д.Л. Андреев особо выделяет тот факт, что во множестве потоков явлений «их объединяет одна черта, характернейшая для XX столетия: стремление ко всемирному» [6]. Вхождение России в единое гуманитарное пространство, восстановление в стране общечеловеческих гуманистических ценностей накладывает на образование особую задачу. С одной стороны, российские образовательные структуры должны сохранить национальные черты передаваемых студентам знаний, воспитать у них гордость за свою страну, сформировать идеологию приоритета национально-государственных интересов России, с другой стороны, обеспечить доступность ко всемирному кладезю знаний, научить видеть за пестрыми национальными мундирами суть и содержание научных идей, в том числе и в сфере социально-экономических и политических наук, воспитать терпимость к различным точкам зрения, религиозным убеждениям и историческим традициям других наций и народов. Без этого университетское классическое образование не может быть эффективным и полным.
Учитывая это, в процессе формирования Тамбовского государственного университета особое внимание уделялось двум слагаемым этого процесса:
во-первых, укреплению образовательных и научных контактов с учебными заведениями дальнего зарубежья;
во-вторых, созданию системы совместной работы с учебными заведениями России, в том числе Тамбовского региона, и государств, ранее входивших в СССР.
3. МЕЖВУЗОВСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ
Университет поддерживает связи со многими ведущими университетами России, Европы, Америки, Азии, научными организациями РАН.
На основании договоров с Индианским университетом (США) и Нортумбрийским университетом (Великобритания) ТГУ участвует в программах обменов студентами и преподавателями.
В рамках программы ТАБН ТГУ участвует в проекте «Преподавание экономических и бизнесдисциплин в средних школах, технических и классических университетах». ТГУ участвует в совместном российско-британском проекте «Дистантная модель переподготовки учителей английского языка».
В университете обучаются студенты из Великобритании, Германии, Бельгии, Испании, США, КНР, Вьетнама.
Ежегодно около 30-ти студентов, аспирантов и преподавателей университета обучаются или проходят стажировку в зарубежных вузах. Осуществляется это в рамках договоров с зарубежными вузами, а также за счет различных фондов и организаций, в том числе за счет фондов «Фольксваген», АЙРЕКС, ДААД, программы 7МЖ, Гёте-института, общества имени Гёете, конкурса стипендий Президента РФ для обучения за рубежом, фонда администрации
департамента Вандее (Франция) и других.
Особые отношения сложились у ТГУ с ведущими классическими университеталш России: Московским государственным университетом илмни М. В. Ломоносова; Санкт-Петербургским государственным университетом; Воронежским государственным университетом; Ростовским государственным университетом, а также молодыми университетами в Белгороде, Курске, Орле.
Длительные контакты и совместная работа объединяет ученых и студентов ТГУ с Высшей школой экономики (государственным университетом), Финансовой Академией при Правительстве РФ.
Одним из результатов совместных усилий ученых университета и РЭА им. Г. В. Плеханова является учебник для студентов экономических факультетов вузов под редакцией академиков Г. П. Журавлевой и В.М. Юрьева «Экономическая теория».
Традиционные связи сохраняются у ТГУ с педагогическими вузами и образовательными учреждениями социально-культурной сферы: университетами и академиями культуры и искусств Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Рязани, Краснодара, Орла, Ровно и другими, практически со всеми ведущими педагогическими вузами страны.
Самые теплые и дружеские отношения связывают ТГУ с вузами Тамбовщины: Тамбовским государственным техническим университетом, Мичуринским аграрным университетом, Мичуринским государственным педагогическим институтом, Тамбовским военным институтом связи, Тамбовским муниципальным музыкально-педагогическим институтом, с многими НИИ, расположенными в Тамбовской области.
Сегодня университет уже не является монообразовательной структурной единицей.
В состав ТГУ входит естественно-гуманитарный колледж в г. Моршанске, филиал в г. Котовске колледжа искусств и лингвистическая гимназия № 7 в г. Тамбове, ряд малых научно-исследовательских и венчурных предприятий. На повестке дня стоит вопрос о формировании учебно-методических центров университета в городе Кирсанове и р. п. Первомайский, а также создание учебного объединения в составе: детский сад - начальная школа - средняя школа - университет. Это позволит не только расширить сферу образовательных услуг, предоставляемых университетом населению области, но и создать гибкий
механизм удовлетворения региональных потребностей и реализации интересов Тамбовской области как субъекта федерации.
Учебная, научная и научно-методическая работа имеет своей завершающей стадией выпуск специалистов университетского уровня и публикацию результатов и выводов по итогам проведенных исследований.
По первой позиции университет за прошедшие пять лет смог добиться роста главного качественного показателя специалистов -успеваемости (таблица 2). За этот период, несмотря на трудности становления, когда пришлось консолидировать выпуски специалистов, подготовленных по программам пе-
дагогического института и института культуры, с подготовкой специалистов уже университетского уровня, удалось в динамике успеваемости не только сохранить стартовые позиции, но и поднять ее качество. Более чем в 2,8 раза возросло число дипломных работ выпускников университета. Улучшилось качество результатов государственных экзаменов. При этом университет не проявляет либерализма к неуспевающим студентам или не желающим выполнять требования его внутреннего распорядка жизнедеятельности. Только за 1999 год из университета по разным причинам было отчислено 126 студентов.
Но наиболее объективным показателем качества подготовки специалистов в условиях рыночного хозяйства является их востребованность на рынке труда. Несмотря на сложнейшие условия экономического кризиса, роста безработицы, в том числе и в Тамбовской области, степень трудоустройства выпускников ТГУ возросла от 6 до 10 пунктов по разным показателям (таблица 3).
По второй позиции - выпуску печатной продукции - университет за прошедшие 5 лет заметно подрос и окреп.
Таблица 2.
Качество подготовки специалистов
№ п/п ' Учебный год Показатели '—-—_____ 1994/95 1995/96 1996/97 1997/98 1998/99
1 Динамика успеваемости (%) 90,2 91,3 87 77,1 90,6
2 Качество успеваемости (%) 59 63,7 58,6 56,1 62,3
3 Число дипломных работ по ТГУ 278 437 454 552 776
4 Динамика результатов ГАК (%) 98,5 98,7 99,7 99 99,5
5 Качество результатов ГАК (%) 64,1 80,7 78,3 74 77,4
6 Число отчисленных студентов за академическую задолженность (чел). 74 120 65 74 126
Таблица 3.
Трудоустройство выпускников университета
Учебный год Показатели _______ 1994/95 1995/96 1996/97 1997/98 1998/99
Число выпускников, 659 743 736 781 792
всего (в % от плана приема) (71%) (61%) (65%) (98,7%) (82,5%)
получило распределение 329 402 292 346 375
свободное распределение 330 361 25 253 196
трудоустроено (в % от выпуска) 436 (66,1%) 460 (62%) 483 (66%) 346 (44,3%) 571 (72%)
4. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Издательская деятельность университета осуществляется в русле разработки проблем высшей школы и фундаментального науки. Этим же проблемам посвящены многие научные публикации наших преподавателей. Ежегодно преподавателями университета издается 20-25 монографий, около 30 сборников научных трудов, более 100 учебников и учебных пособий, в том числе с рекомендательными грифами министерств и ведомств. С 1996 года университетом издается журнал «Вестник Тамбовского университета» в двух сериях: гуманитарные науки; естественные и технические науки, периодичностью 4 выпуска в год каждой серии. Количество изданных учебно-методических пособий с грифом ТГУ превысило в 1998/99 учебном году 840 учетно-издательских листов, что в 7,5 раза больше, чем в 1994/95 учебном году.
П.А. Флоренский писал: «Содержание науки чужой специальности давно уже стало недоступным не только просто культурному человеку, но и специалисту-соседу... Если специалист-математик, беря в руки вновь полученную книжку специального журнала, не находит, что прочесть в ней, потому что с первого же слова ничего не понимает ни в одной статье, то не есть ли это гес!исИо ас! аЬ-8игс1ит (доведение до нелепости (лат.). - В. Ю.) самого курса нашей цивилизации? Культура есть среда, растящая и питающая личность... Культура есть язык, объединяющий человечество...» [7].
Именно духовный мир объединяет коллектив, делает его стабильным и спаенным единством интересов. Важнейшей составляющей духовного мира вуза является формирование традиций. Сегодня уже стали обязательными посвящение в студенты, КВНы, смотры художественных талантов, студенческие научные конференции и так далее.
5. ДУХОВНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ МИР ВУЗА
Университет, вобрав в себя все лучшее в области духовности и культуры двух вузов, стал центром образования, науки и культуры. В вузе творчески работает целый ряд художественных коллективов, что позволяет университету быть центром эстетического воспитания детей и молодежи.
Созданный в 1971 году Е.Г. Нефедовой учебный театр осуществляет постановки прогрессивных зарубежных и российских классиков, пользующиеся непременным успехом у тамбовчан.
Восемь лет существует и плодотворно работает при вузе детский лицей искусств, в котором обучаются дети с пятилетнего возраста. Выпускники лицея и театральных классов школ часто становятся впоследствии студентами университета.
Широко известен в России камерный хор, художественным руководителем и дирижером которого много лет является В. В. Козляков. Коллектив хора с большим успехом выступал в Москве, во многих городах России, а также в Испании, Франции.
В университете есть симфонический оркестр, которым руководит А.М. Черемисин; джазовый и духовой оркестры (художественный руководитель и дирижер Ю.Д. Сергии). Эти коллективы заняли призовые места на музыкальном фестивале в Воронеже.
Победителем международных конкурсов является детский ансамбль спортивно-баль-ных танцев «Фиеста» (художественный руководитель С. В. Шанкина).
Большим успехом неизменно пользуются выступления фольклорно-этнографического театра университета «Иван-да-Марья» (художественный руководитель И.П. Чулков).
Отличительной чертой практически всех художественных коллективов университета является высокий профессионализм, что всегда отмечается как специалистами, так и обычными, рядовыми зрителями и слушателями.
Руководство университета поддерживает и финансирует все названные и многие другие творческие коллективы.
Однако развитие учебного и научного прогресса невозможно без материально-технического обеспечения. А это, в свою очередь, требует от преподавателей и сотрудников постигнуть рыночные отношения и научиться зарабатывать деньги. Немецкий фи-
лософ О. Шпенглер, говоря о предназначении науки и роли ученых, заметил, что «если сегодня ученый перестал быть чужд миру и науке, зачастую с весьма значительным пониманием, встает на службу технике и зарабатыванию денег, так это знак того, что чистый тип находится на спаде, а значит, великая эпоха восторгов по поводу рассудка, главным выражением которой он являлся, принадлежит уже прошлому» [8]. Действительно, сегодня университет поставлен в условия хозяйствующего субъекта рыночных отношений и вынужден все более и более коммерциализировать свою деятельность. Ведь если в 1995 году соотношение между объемом государственного финансирования и заработанными им собственными средствами составляло в целом 2 : 1, то есть за счет собственных средств университет финансировал чуть меньше 39 процентов общих затрат, связанных с его жизнедеятельностью, то в 1999 году (9 месяцев) это соотношение составило 1 : 2, то есть собственные средства в университете в общем объеме финансирования превысили 61 процент. За 1999 год университет за счет различных источников собственной деятельности, в том числе и за счет предоставления платных образовательных услуг, заработал более 13,8 миллиона рублей. Это позволило, несмотря на тяжелейшее финансовое положение, продолжить работу по укреплению материально-технической базы университета (таблица 4).
Как видно из таблицы 4, за счет собственных средств в 1996 году было приобретено все оборудование и предметы длительного пользования (всего на сумму 676 тысяч рублей в сопоставимых ценах), в 1997 году опять же лишь за счет собственных средств университет приобрел техники, оборудования и тому подобное более чем на 1,3 миллиона рублей, а в 1998 и 1999 годы соответственно было приобретено оборудования и предметов длительного пользования на 1,6 миллиона рублей (в том числе за счет собственных средств - 85,3 процента) и на 2,7 миллиона рублей (91,2 процента). Все затраты на капитальный и текущий ремонт университет потратил за счет собственных средств. В среднем эти затраты составляют более миллиона рублей в год. В 1999 году университет за счет собственных средств приобрел в аренду и отремонтировал учебный корпус площадью почти 2 тысячи квадратных метров (ул. Московская, За), в кото-
ром в настоящее время работает факультет социальной работы. За счет собственных средств почти в 4 раза за пять лет увеличен парк современных персональных компьютеров и в 10 раз увеличено число множительнокопировальных аппаратов. В университете в 1999 году функционировало 9 специально оборудованных компьютерных классов, а в 1995 году он был лишь один. Значительно возросли ассигнования на приобретение учебно-методической литературы и периодической печати (почти в 4 раза). Фактически заново была восстановлена библиотека университета, которая сегодня насчитывает 668 тысяч томов. За эти годы, в целях повышения защищенности преподавателей и сотрудников, перепроектировано здание бывшего общежития № 2 в жилой дом. 40 семей членов университетского коллектива бесплатно получили в этом доме благоустроенные квартиры. А в канун 5-летнего юбилея университета сдан еще один 20-квартирный жилой дом. В 2000 году ТГУ приступает к строительству 72-квартирного жилого дома. Жилая площадь в нем будет предоставляться профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам вуза на самых льготных условиях, при минимальной оплате строительных и отделочных работ. Большая работа проведена по реконструкции спортивно-оздоровительного лагеря «Молодежный» в поселке Галдым Тамбовского района. В лагере построена новая столовая на 250 посадочных мест, капитально отремонтированы жилые домики, служебные и бытовые помещения. Только в 1999 году в лагере отдохнуло более 700 человек. При этом надо заметить, что стоимость путевок для студентов составляла лишь 10 процентов, а для преподавателей и сотрудников - 30 процентов от полной стоимости отдыха. Остальные затраты взял на себя университет. За эти же годы был обновлен автомобильный парк, приобретены новые грузовые автомобили, два трактора, кран, автовышка и другая техника. Завершено строительство специализированного гаражно-складского центра. Заново обустроены 2 спортивных манежа, оборудован издательско-полиграфический центр университета, воссоздан музей вуза и его геологические и зоологические отделения. И это все, еще хотелось бы раз подчеркнуть, создано и сделано за счет собственных средств.
Подводя итоги первых пяти лет работы Тамбовского государственного университета,
можно констатировать, что он сложился как вуз классического типа. Ведь, исходя из идеи университета, которой придерживается большее число ученых и организаторов высшего образования и «на которой основывается так называемая классическая модель Университета, концентрирующая в себе образовательную, исследовательскую и культурно-воспитательную функции» [5, с. 111], на Тамбовщине создано учебное заведение нового, для региона, типа.
Во-первых, в нем студентам дается образование классического вуза, ориентированное на формирование у них самостоятельного научного и методологического мышления, способностей быстро и эффективно анализировать изменения, происходящие в отраслях профессиональных знаний и умелое использование выводов и рекомендаций в практике хозяйственной, исследовательской и образовательной деятельности, в том числе и с учетом региональных особенностей применения.
Во-вторых, в вузе закладываются склонность к фундаментальным научным исследованиям; стремление к постоянному поиску истины, диалектическому восприятию окружающего мира, критическому анализу происходящих процессов и явлений; умение на практике реализовать результаты научного потенциала.
В-третьих, университет воспитывает у студентов приверженность великим принципам гуманизма и общечеловеческим ценностям, сохраняет у них национальную духовную гордость, формирует общие основы культурного социума и стремление к нравственному совершенствованию.
И пусть сегодня ряд из этих компонентов деятельности университета еще не очень заметен, и они не проявили себя должным образом, но их потенциальная база уже заложена.
Но еще больше предстоит решить коллективу в самом недалеком будущем.
6. ПРОГНОЗЫ И МЕЧТЫ
Прогнозы - вещь неблагодарная. Слишком много неучтенных факторов и условий предопределяет тот или иной результат. Много субъективного привносят в российское образовательное пространство политические и идеологические приверженности его руководителей. Но есть и объективные условия, связанные с экономической и демографической обстановкой в России.
Основные показатели укрепления материально-технической базы университета
Таблица 4.
№ п/п Показатели Год
1995 1996 1997 1998 1999
бюдж. с/с % бюдж. с/с % бюдж. с/с % бюдж. с/с % бюдж. с/с %
1. Объем финансирования - всего (тыс. руб.) 7778 3008 39 14263 5860 41 16778 7646 46 17394 9077 52 22614 13813 61
2. в том числе фонд заработной платы (тыс. руб.) 3377 1314 5335 2213 7439 2544 8084 2795 8901 2840
3. стипендиальный фонд (тыс. руб.) 1977 3878 5417 4446 8474
4. Средняя заработная плата в месяц (руб.) 309 515 640 688 890
бюдж. с/с всего бюдж. с/с всего бюдж. с/с всего бюдж. с/с всего бюдж. с/с всего
5. Приобретено оборудования и предметов длительного пользования (тыс. руб.) 169 550 719 - 676 676 - 1341 1341 235 1354 1589 234 2421 2655
6. Капитальный ремонт (тыс. руб.) 101 74 175 - 1274 1274 - 760 760 - 611 611 - 693 693
7. Текущий ремонт (тыс. руб.) 28 105 133 - 205 205 - 291 291 - 265 265 - 250 250
8. Число открытых специально оборудованных лабораторий, кабинетов, классов 1 3 5 5 9
9. Численность современных персональных компьютеров 80 120 222 256 307
10. Число точек электронной почты и точек, подключенных к сети «Интернет» 2/0 6/0 6/0 69/30 80/80
11. Численность множительно-копировальной техники 4 11 24 30 40
12. Затраты на приобретение учебно-методической литературы и периодической печати (тыс. руб.) 73,6 151,4 163,6 210,0 282,3
Сегодня ситуация в стране такова, что мы находимся на краю «демографической ямы», или, правильнее сказать, в начале процесса резкого сокращения притока молодежи в общественное хозяйство. Это связано с резким падением рождаемости в СССР и в России с середины 80-х до середины 90-х годов нынешнего столетия. А вот результат сокращения рождаемости в стране мы почувствуем в 2002-2011 годах. К этому надо готовиться и надо планировать меры по сохранению не просто вуза, а его качественных характеристик. Программа этих мер включает в себя следующие составляющие:
- в учебном процессе: переход на новые формы организации учебного процесса, в том числе на дистанционное обучение и максимальное приближение образовательных услуг к регионам области, то есть открытие филиалов в городах и районах Тамбовщины;
- в управлении вузом: переход к институтской структуре организации, позволяющей объединить близкие по профилю факультеты в единый учебно-научный центр, с приданием ему большей самостоятельности, вплоть до финансовой и юридической;
- в кадровой политике: ориентация на высокопрофессиональные кадры преподавателей, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук и ученое звание профессора или доцента, доведение процента остепененности среди профессорско-преподавательского состава до 80-ти процентов;
- в научно-исследовательской деятельности: повышение роли фундаментальной науки, исследований, имеющих хозяйственное значение, в том числе с учетом региональных особенностей области, подготовки кадров через аспирантуру и докторантуру, повышение эффективности и качественности работы советов по защите диссертационных исследований, развитие студенческой науки и ее большую практическую связь с научными школами и направлениялш, уже сложившимися или складывающимися в вузе;
- в культурно-воспитательной работе: продолжение формирования и сохранение принципов университетской духовной среды, развитие творческих талантов студентов, поддержка принципов самоуправления и автономии студенче-
ских структур, формирование гуманизма и национального патриотизма, приверженности национально-государственным интересам России и адекватному восприятию Российской Федерации в качестве полноправного члена мирового сообщества, приверженного демократии, общечеловеческим ценностям и социально-ориентированному рыночному хозяйству;
- в социальной среде: активизация работы по социальной защите преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов, созданию условий для повышения заработной платы и стипендий, выработка мер сохранения низкой платы за проживание в общежитиях, при одновременном переходе к пансионной системе организации работы общежитий, повышению качества обслуживания в столовых, буфетах, организации летнего отдыха студентов и членов коллектива вуза, строительству бесплатного или льготного по оплате жилья для преподавателей и сотрудников;
- в материально-техническом обеспечении учебного и научного процесса: формирование нормальных условий работы за счет расширения площадей и обеспеченности необходимым оборудованием и мебелью учебных и научных аудиторий, классов, лабораторий, центров, кафедр и другие меры повышения качества и эффективности работы университета. Однако главное все же не в количестве
профессоров на сто студентов, не в количестве новейших компьютеров, не в числе мест в общежитиях, а в самом Духе Университета, в его особой ауре, в том климате и среде, которая формирует идеологию будущего общества. Герман Гессе в «Игре в бисер» писал: «В прежние эпохи, в так называемые «великие» времена, времена войн и переворотов, от людей интеллекта часто требовали, чтобы они занимались политикой... К ее требованиям принадлежала также политизация или милитаризация Духа. Как церковные колокола шли на пушки, так еще незрелая молодежь шла на пополнение поредевших полков, так подлежал конфискации и шел на потребу войне Дух... Но если мы готовы принести в жертву народу, когда он в опасности, свое благополучие, свой комфорт, свою жизнь, то это не означает, что мы готовы самый Дух, традицию и нравственный смысл нашей ду-
ховности принести в жертву интересам текущего дня. Трус тот, кто увиливает от трудов, жертв и опасностей, выпавших на долю его народа. Но не меньший трус и предатель тот, кто предает ради материальных выгод принципы духовной жизни, кто, например, предоставляет властям решать, сколько будет дважды два! Приносить в жертву любым другим интересам... любовь к истине, интеллектуальную честность... - это предательство... Дух благотворен и благороден только в повиновении истине...» [9].
Сохранение этой мысли великого гуманиста в качестве постулатного принципа жизнедеятельности университета явилось бы высшим критерием его зрелости и духовности.
1. Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. 1919. № 19. 28 янв. С. 20.
2. Фрагмент доклада т. Короблева на 5-м съезде Советов Тамбовской Губернии 18 ноября
1919 г. Тамбовский областной архив. Ф. Р.-1. Оп. 1. Д. 101. Л. п. 62-63.
3. Собрание узаконений и распоряжений рабо-че-крестьянского правительства РСФСР. № 33. Первый отдел. 1930. 5 авг. С. 527.
4. Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 252-253.
5. Садовничий В А. Университетское образование: приглашение к размышлению / В.А. Садовничий, В.В. Белокуров, В.Г. Сушко, Е.В. Шикин. М., 1995. С. 34.
6. Андреев Д.Л. Роза Мира. М., 1999. С. 9.
7. Флоренский ПА. Имена: Сочинения. Москва -Харьков, 1998. С. 335.
8. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы. М., 1998. С. 363.
9. Садовничий ВА. и др. Университетское образование: приглашение к размышлению М., 1995. С. 111.
10. Гессе Г. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4. Игра в бисер: Роман. С.-Пб., 1994. С. 342-344.
%