№ 3 (27) 2010
Т. Н. Юдина, А. В. Богомолова, Н. Ф. Дышкант, О. В. Петухова
Университетская информационная система РОССИЯ для современного статистического образования
Работы по формированию инфраструктуры поддержки учебных курсов с использованием государственной статистики ведутся в МГУ им. М. В. Ломоносова совместными усилиями Научно-исследовательского вычислительного центра и Экономического факультета в рамках проекта «Университетская информационная система РОССИЯ» (УИС РОССИЯ http://uisrussia.msu.ru/).
Одна из мировых тенденций 2000-х годов — возрастание интереса к статистике, прежде всего — к социально-экономической статистике и методам количественного анализа общественных процессов. ИКТ в значительной мере стимулировали этот интерес: новые технологии умножили возможности хранения, обработки и исследования больших объемов данных; позволили интегрировать показатели из разных источников, создать современную статистическую инфраструктуру и применять количественные методы для анализа социально-экономических процессов. Признание общественной значимости статистики и целенаправленные усилия по повышению уровня статистического образования стали ответом на вызов времени — необходимость мобилизовать весь технологический и научный потенциал для повышения эффективности управления на всех уровнях власти. Стали аксиомой заявления одного из основателей науки управления Питера Друкера о том, что «нет слаборазвитых стран, есть слабое управление» и «нельзя управлять тем, что нельзя измерить». Статистика — основной источник для мониторинга и оценки динамики развития общества, выявления точек роста и рисков. Создание современной статистической системы — первый и обязательный шаг на пути к эффективному управлению. Одновременно необходимо готовить специалистов, умеющих работать с данны-
ми и использовать статистические знания для задач управления — статистическое мышление нового поколения специалистов призвано определять долгосрочную стратегию развития страны, социальную политику и программы. Частью государственной политики должны стать целенаправленные усилия по статистическому просвещению граждан, повышению статистической культуры общества.
Как показывает опыт США и ряда других стран, статистическое образование общества, подготовка специалистов, способных осуществить переход к новой практике управления — сложная, многовекторная и долгосрочная задача, решение которой предполагает комплекс скоординированных усилий в масштабе страны. Основную роль призвано сыграть образовательное сообщество — школы, колледжи, университеты. В США инициатором обновления статистического образования стал Национальный научный фонд, который в 1993 году провел конференцию под названием «Пересматривая статистическое образование / Reconsidering Statistics Education» [5]. Конференции предшествовала статья Рональда Сни (Ronald D. Snee) в журнале American Statistician «Что отсутствует в статистическом образовании / What's Missing in Statistical Education?» [7]. В центре внимания автора были учебные программы уровня бакалавров и магистров на гуманитарных
№ 3 (27) 2010
факультетах в университетах США. В статье отмечалось, что программы ориентированы на теорию, а не на практическую работу с данными, отсутствуют задания на умение обрабатывать и анализировать показатели, и в результате — выпускники беспомощны при обращении к реальным данным. В заключение автор (и с ним согласились участники конференции) отметил, что обучение, даже в магистратуре, дает поверхностное знакомство со статистикой и не дает главного — умения работать с реальными данными и статистически мыслить. Для повышения качества преподавания статистики и смежных курсов на гуманитарных факультетах было предложено разработать новые программы и сформировать инфраструктуру для поддержки учебных курсов — комплекс тематических статистических ресурсов для гуманитарных дисциплин.
На конференции также обсуждалась проблема уровня подготовки преподавателей статистики, было отмечено, что в большинстве колледжей и университетов статистику преподают математики. Но статистика — самостоятельная дисциплина, кроме того, ее преподавание на гуманитарных факультетах требует учета специфики каждой дисциплины. Конференция рекомендовала программу мер для подготовки и повышения квалификации преподавателей статистики. Именно они выступают в роли главной силы, «способной произвести статистическую революцию в США» [3].
Конференция инициировала начало реформы статистического образования в США, часть которой — целенаправленная компания по статистическому просвещению общества. Заметим, что в США вся государственная статистика — отчеты 107 ведомств всех уровней власти — с 1997 года публикуются в открытом доступе на портале http://www.fedstats.gov/. Признано целесообразным начинать обучение основам статистики в школах и разработать специальный комплекс ресурсов в помощь учителям. Координатором реформы стал Национальный научный фонд (ННФ), который
S
регулярно проводит конкурсы и выделяет | гранты на проекты по продвижению ста- ^ тистического образования, в том числе на ^ разработку курсов и семинаров по стати- ci стике и методам анализа для университе- ï тов. По проектам-победителям были созда- § ны учебные курсы, которые стали базовыми с| для университетов страны. При поддержке ö ННФ в 90-е годы были учреждены или по- * лучили новый импульс и финансирование | несколько десятков журналов, в том числе | журналы Journal of Statistics Education, Jour- is nal of Educational and Behavioral Statistics, со Statistics Education Research Journal, Journal < of Modern Applied Statistical Methods, Tech- | nology Innovations in Statistics Education, s? Journal of Probability and Statistical Science, ^ Journal of Statistical Computation and Simulation, Journal of Statistical Planning and Inference, Journal of Statistical Software, Journal of Statistical Theory and Applications, Journal of Statistical Theory and Practice, Journal of Statistics and Management Systems, Journal of the American Statistical Association. И это не считая журналов по эконометрике и смежным дисциплинам.
Даже при таком решительном настрое и целевом финансировании реформа статистического образования в США шла медленнее, чем предполагали инициаторы. В начале 2000 годов ННФ провел исследование результатов реформы в нескольких университетах, был изучен уровень информационной и статистической грамотности бакалавров и магистров на гуманитарных факультетах. Выводы были неутешительными — компетенции даже выпускников-магистров ограничены навыками поиска информации в Google [5]. ННФ инициировал специальную программу, в результате которой несколько университетов получили гранты на разработку новых стандартов и учебных программ по информатике, статистике и методам анализа для гуманитарных дисциплин. Новые образовательные стандарты предусматривают обязательный курс «информационная и статистическая грамотность» для всех гуманитарных факультетов.
№ 3 (27) 2010
Было признано целесообразным сформировать и развивать сеть тематических коллективных межуниверситетских центров, задача которых — накапливать ресурсы и предоставлять весь спектр инструментов и методов анализа статистики. Один из примеров — совместный Статистический центр Гарвардского университета и Массачусет-ского технологического института. Центр ведет учебную программу по статистике и методам анализа, предоставляет консультационные услуги своим и другим университетам, а также органам власти, бизнесу (Harvard-MIT Data Center — http://www.hmdc. harvard.edu/).
Одновременно несколько университетов получили гранты на разработку комплекса специальных ресурсов по обучению мето-■с дам анализа статистических данных, один § из примеров — Калифорнийский универ-S^ ситет в Лос-Анжелесе, где создан и поддер-® живается Интернет-ресурс для продвинутых g учебных курсов по математике и статисти-§ ке Statistics Online Computational Resource E (http://www.socr.ucla.edu/). Межуниверситет-| ский учебный центр по обучению методам £ анализа данных в социальных науках дейст-| вует на базе Мичиганского межуниверситет! ского консорциума по политическим и соци-S^ альным наукам (On-line Learning Center — § http://www.icpsr.umich.edu/OLC/). S| В 2006 году в США создан специальный || Консорциум, цель которого — продвижение статистического образования, особое вни-§ мание — обучение на уровне бакалавриа-! та. Для помощи студентам во всех универ-g ситетах США введена должность библиоте-* каря — специалиста по статистике (data li-=g brarian). Учебные курсы, разработанные для § университетов, используются и в програм-ji мах повышения квалификации государст-.§. венных служащих, представителей бизнеса, i общественных организаций, граждан. Как 3 правило, обучение в форме очных занятий ¡5 или в виде дистанционных курсов проводит-<| ся также на базе университетов, где служа-| щие тестируются и аттестуются по резуль-5 татам обучения.
В последние годы инициативу повышения уровня статистического образования возглавляет Американская статистическая ассоциация, как специальное направление выделено создание ресурсов для каждой ступени образовательной вертикали с активным использованием последних технологических достижений с тем, чтобы сделать статистику понятной и привлекательной для пользователей-непрофессионалов и школьников. В США считается целесообразным начинать обучение на уровне школы с курса теории вероятностей и статистики, состоящего из нескольких последовательно усложняющихся модулей; теоретическая основа курса дополняется обязательными прикладными ресурсами на базе национальных статистических систем, поддерживающих данные, детализированные до конкретных территорий. Упражнения и задачи на проверку знаний школьников строятся на основе реальной статистики, например, задачи по моделированию расходов местного бюджета с учетом сфер ответственности местной власти. Этот метод «погружения в статистический контекст малой Родины» рассматривается в США как важный элемент воспитания не только грамотных, но и социально-ответственных граждан.
Продуманная и целенаправленная политика повышения уровня статистической грамотности общества проводится в Канаде. Статистические знания рассматриваются как определяющий компонент успешного развития страны и благополучия граждан. В ходе разработки стратегии развития в 21 веке Национальным научным советом и Статистическим Агентством Канады проведено комплексное исследование экономического и социального развития провинций и в 1998 году подготовлен доклад [4], основной вывод которого сводится к тому, что для успешной реализации рациональной стратегии социально-экономического развития нужны конструктивные изменения механизма подготовки и принятия решений, контроля и оценки результатов, для чего необходимо:
№ 3 (27) 2010
• создать современную информационную инфраструктуру на основе данных государственной статистики, способную обеспечить постоянный мониторинг и системный анализ экономического состояния страны и провинций и происходящих в ней социальных процессов;
• подготовить критическое число специалистов для государственных организаций страны, способных применять статистические знания в практике управления — проводить системный социально-экономический анализ, прогнозировать и исследовать факторы риска.
По заказу Правительства Канады специалистами в области статистики и количественного анализа данных была разработана программа учебного курса в университетах. В настоящее время во всех профильных университетах и колледжах Канады учебные курсы по статистике входят в обязательную программу. Так же, как и в США, для помощи студентам в университетах введена должность библиотекаря — специалиста по статистике. Одновременно в стране была создана современная информационная инфраструктура и решены вопросы доступа к данным для образования и исследований. В отличие от США, где вся государственная статистика доступна на открытом портале, в Канаде доступ к ней регламентирован, и не все ресурсы бесплатны для граждан. В 2007 году усилиями Статистического Агентства и университетского сообщества и под руководством Национального научного совета создан специальный статистический ресурс для поддержки учебного процесса и исследований, доступ к которому бесплатен для исследователей из отечественных и зарубежных университетов http://www.statcan.gc.ca/). Система статистического образования в Канаде охватывает школьное и профессиональное образование. Статистический ресурс имеет раздел для учителей и школьников. Раздел для учителей содержит примерные планы занятий по каждому из предметов, в курсе которого изучают статистику, и тематиче-
я
ские подборки данных и статей. Простые | и понятные примеры помогают школьникам ^ овладеть базовыми навыками сбора данных ^ и их анализа. сэ
В 2006 году проект, аналогичный канадскому, начала Финляндия [6]. Среди стран § Содружества независимых государств осо- с| бое внимание вопросам статистического Ф образования уделяет Казахстан, где в рам- * ках государственной программы подготовки | управленческих кадров особо выделена за- | дача повышения уровня статистической гра- ¡5 мотности государственных служащих и все- со го общества. Для этого Правительство Ка- < захстана использует практику приглашения | ведущих экспертов в области статистики из § развитых стран и международных организа- ^ ций. Одновременно с этим создается современная информационная инфраструктура.
В последние годы страны мира одна за другой, объявив статистическое образование национальным приоритетом, принимают государственные программы, цель которых — повышение общей статистической культуры общества, просвещение населения. Основной движущей силой во всех странах являются университеты. В развитых странах приняты новые национальные образовательные стандарты, увеличено число обязательных курсов по статистике и повышены требования к компетенциям выпускников. Умение работать с данными, статистическое мышление специалистов рассматривается как определяющее условие перехода к новой практике управления — основанной на мониторинге и системном анализе социальных, демографических, экономических процессов, обоснованном прогнозе с учетом возможных рисков.
Обучение статистической грамотности в масштабах страны — последовательный, долговременный, трудоемкий процесс, большинству государств мира пришлось начинать с низкого старта. Обучение строится как непрерывное — разработан комплекс учебных курсов, последовательно усложняющихся и адаптированных для всей образовательной вертикали. Составная часть
№ 3 (27) 2010
системы — информационная инфраструктура — ресурсы на основе государственной статистики, доступные по Интернет. Мировой опыт подтверждает правильность начала обучения статистике в младших классах в рамках предмета «Краеведение», при этом в некоторых странах обучение ведется с шести лет. Специальный практикум включает статистический портрет страны, каждого региона, района, начальной территориальной единицы — выбираются показатели, понятные детям. В старших классах обучение продолжается в курсе информатики и математики — ученики знакомятся с методами количественного анализа, выполняют задания по моделированию, например, расходов местного бюджета с учетом сфер ответственности местной власти. Считается,
§
■с что мониторинг и изучение динамики про-§ цессов с использованием реальных пока-S^ зателей, отражающих ситуацию, в которой ® дети живут, способствует социальному про-g свещению и воспитанию чувства гражданки ской ответственности. Получив начальные £ статистические знания и навыки работы с | данными в школе, выпускники приходят в £ колледжи и университеты подготовленны-| ми к следующему этапу обучения, ориенти-! рованному на овладение профессиональ-S^ ными компетентностями. Для этой ступени § обучения разработаны стандарты по стати-[| стике по каждой дисциплине, определены g базовые показатели, практические занятия включают моделирование ситуаций, типичен ных для основных видов профессиональной ! деятельности студентов. g Признавая возрастание роли статистики * в обществе и значимость образования, ООН =g объявила статистическое просвещение при-§ оритетной задачей и учредила в рамках Ме-ji ждународного статистического института .§. ООН/ЮНЕСКО Международную органи-i зацию по статистическому образованию / 5g International Association for Statistical Educa-¡5 tion (http://www.stat.auckland.ac.nz/~iase/). <| Ассоциация анализирует опыт разных I стран, издает рекомендации, выпускает специализированные журналы, проводит
олимпиады для школьников, выполняет экспертизу национальных программ в области статистического образования. В настоящее время в состав Ассоциации входит около 100 стран. Россия не является членом Ассоциации.
Статистическое образование в России
В течение всех советских и постсоветских лет в преподавании статистики в нашей стране также преобладала теория, программа не была нацелена на подготовку специалистов, способных соединить теорию статистики с практикой решения конкретных задач государственного управления. Подготовленные в последние годы в России проекты федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по направлениям: экономика, статистика, государственный аудит, управление персоналом, государственное и муниципальное управление, экономика сельского хозяйства, маркетинг, экономическая информатика, бухгалтерский учет и аудит, экономика природопользования и др. включают в базовую часть образовательных циклов такие предметы, как статистика и эконометрика. Перечень компетенций выпускников включает владение широким арсеналом инструментов статистического исследования, моделирования и прогнозирования общественных явлений и процессов, а также знание специфики их применения в различных и не только экономических предметных областях, что предполагает изучение таких дисциплин, как: макроэкономическая статистика, демографическая статистика, статистика общественного мнения, медицинская статистика, статистика образования, культуры, науки, технологических инноваций, экологическая статистика, статистика права и др. Выпускники должны знать прикладные компьютерные технологии, пакеты и программы обработки данных, использующие современные методы анализа. Только в этом случае в России сформируется новое поко-
№ 3 (27) 2010
ление специалистов для государственного управления, муниципального самоуправления, социальной сферы.
Для инновационных учебных курсов по статистике необходима поддерживающая информационная инфраструктура, в основе которой — государственная статистика, детализированная до уровня муниципалитетов и домашних хозяйств. В последние годы в России постепенно решается проблема доступа к официальной государственной статистике в электронном формате — на сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) представлены статистические сборники, Центральная база статистических данных, информационный ресурс по муниципальной статистике. В планах Росстата — публикация результатов выборочных обследований домохозяйств, статистики занятости населения. Доступны материалы по методологии обследований и методике сбора данных по результатам наблюдения за отдельными процессами и явлениями экономики и социальной сферы, системы классификации и кодирования показателей. На сайте Казначейства России представлены данные об исполнении федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, на сайте Федеральной налоговой службы — статистическая налоговая отчетность.
Однако ресурсы Росстата и других ведомств в том виде, в котором они представлены на официальных сайтах, не могут напрямую использоваться в учебном процессе [1] и для системного анализа показателей. Требуется дополнительная проверка и обработка данных: перевод в форматы, удобные для анализа, подключение методологических пояснений, средств визуализации и картографии, других сервисов, примеров и моделей анализа, учебных материалов, модуля тестирования знаний.
Разработка полноценной статистической инфраструктуры — сложный и трудоемкий процесс. Рациональное решение — создание и развитие коллективной инфраструктуры для поддержки образова-
S
тельных курсов в университетах и вузах и в | системе повышения квалификации госслу- ^ жащих. Напомним, что и в развитых стра- ^ нах университеты формируют корпоратив- сэ ные ресурсы для образовательных задач, разрабатывают дополнительные аналити- § ческие сервисы и обучающий компонент, с| включая модели и примеры реализаций. ö Формирование ресурсов для статистиче- * ского образования ведется в России в ря- | де университетов, вузов, научных институ- | тов. Так, в ГУ-ВШЭ создан статистический !з портал, на котором поддерживается база со макроэкономических показателей (http:// ^ stat.hse.ru/), включающая показатели по | РФ в годовом, квартальном и месячном § разрезе. Усилиями четырех вузов Самары: ^ Государственной экономической академии, Государственного университета, филиала Российского Университета Академии Образования и Муниципального института управления поддерживается портал «Территориальное устройство России» и база «Вся Россия» (http://www.terrus.ru/), которая содержит некоторые социально-экономические показатели в разрезе субъектов РФ и муниципальных образований.
Университетская информационная система РОССИЯ
Работы по созданию статистических ресурсов ведутся и в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова совместными усилиями Научно-исследовательского вычислительного центра и Экономического факультета с участием АНО Центр информационных исследований в рамках проекта «Университетская информационная система РОССИЯ» (УИС РОССИЯ — http://uisrussia.msu.ru/). УИС РОССИЯ создана и целенаправленно развивается как коллективная тематическая электронная библиотека и база для исследований и учебных курсов в области экономики, управления, социологии, лингвистики, философии, филологии, международных отношений и других гуманитарных наук [2].
№ 3 (27) 2010
s
СО О to
si
о
12 §
£ 5
ÍS
U Í2 и
sí I
СО
0 U
1
8 §
е
=а и
¡5
I
0 §
1 I
¡5 §
У
5
t I
Доступ к системе бесплатный, но требуется регистрация. Зарегистрированы около 200 коллективных пользователей с доступом по 1Р-адресам — университеты, вузы, колледжи, институты РАН. Свыше 4000 пользователей работают с системой по индивидуальной регистрации.
В текущей версии УИС РОССИЯ интегрирует свыше 3 млн. документов из более 100 источников. По наиболее востребованным учебным программам и направлениям исследований поддерживаются предметно-ориентированные ресурсы, в том числе, разделы по России: «Социально-экономическая статистика», «Агропромышленный комплекс», «Население и уровень жизни». Разделы содержат базы данных на основе государственной статистики и аналитические публикации (см. примеры интерфейса на рис. 1, 2, 3, 4).
Реализован комплекс баз данных, в том числе «Регионы России», «Города России», «Россия: муниципалитеты» и «Регионы России: оперативная статистика», созданные на основе официальных данных, публикуемых государственными структурами. Особо
следует отметить, что в системе представлены не только данные, но и методологические комментарии к ним в виде методик расчета отдельных показателей, глоссария статистических терминов. Присутствие такого рода методологического сопровождения позволяет при проведении статистического практикума более точно интерпретировать смысл показателей и возможности их использования в аналитических исследованиях.
База данных «Регионы России» интегрирует данные государственной социально-экономической статистики, публикуемой Федеральной службой государственной статистики, данные бюджетной статистики, публикуемой Федеральным казначейством, а также данные Федеральной налоговой службы.
База данных «Города России» реализована на основе данных ГМЦ Росстата «Паспорта городов» и содержит значения 699 показателей социально-экономического развития по 1050 городам. Ретроспектива показателей — 1991 год, некоторые показатели доступны с 1970 года.
Университетская информационная система
, ij^ Россия
Базы данных и on-line анализ Отчетов исполнении бюджетов субъектов РФ с 2005 г. и социально-экономическая статистика (данные Федераль
ia, Федеральной службы государственной
Скачать в формате xls Сводная таблица
1990 г. - Республика Ингушетия, включая Чеченскую Республику. Чеченская Республика, включая Республику Ингушетию
Регионы России: Стат.сб./Госкомстат России. - М.. 2000. " - стр. 48.
Регионы России. Тон 2: Стат.сб./Госкомстат России. - М. 2001. - стр. 48-
Регионы России. Социально-экономические показатели; Стат.сб./Госкомстат России. - М.. 2002. - стр. 48. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003; Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2003. - стр. 56.
2004: Стат.сб./Россгат. М 2004. стр 60.
Регионы России. Социально-экономические показатели.
М. 2005. 54.
Регионы России. Социально-экономические показатели.
2006: Стат.сб./Росстат. м. 2006. сто. 76.
Смотреть методологические п
Университетская информационная система
Россия
Общие коэффициенты рождаемости
Общие коэффициенты рождаемости рассчитываются как отношение числа родившихся живыми б течение календарного года к среднегодовой численности населения. Среднегодовая численность населения рассчитывается как средняя арифметическая из ¿
1енностей на начало данного и начало следующего года. Исчисляются в расчете на 1000 человек населения (промилле).
Рождением ребенка (живорождением) до 1 января 1993 г. считалось полное выделение извлечение из организма матери плода при сроке беременности 28 недель и больше
Рис. 1. Вид сводной таблицы. Представлены общие коэффициенты рождаемости по Республике Карелия, Республике Коми и Санкт-Петербургу. Доступны Методологические пояснения и гиперссылка на первоисточники — сборники Росстата
50
№ 3 (27) 2010
S
СО
I в 00 сэ
к"
И
S
i £
I
sf
эй
Рис. 2. Общий коэффициент рождаемости в Республике Карелия, Республике Коми и Санкт-Петербурге. Ссылка на определение коэффициента вариации
База данных «Муниципальные образования» разработана на основе публикации Росстата «Муниципальная статистика. Паспорт муниципального образования» и содержит данные по 25 020 муниципальным образованиям по 349 показателям за 20052008 годы.
Обновление баз «Регионы России», «Города России», «Муниципальные образования» производится ежегодно.
База данных «Оперативная статистика» создана на основе регионального приложения к ежемесячному сборнику «Социально-экономическое положение России» и публикации Росстата «Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации». Содержит 1140 показателей по субъектам РФ в ретроспективе с янва-
ря 2006 года. Данные обновляются ежемесячно.
Для баз данных «Регионы России» и «Города России» реализован комплекс сервисов в режиме on-line для анализа показателей таблицы, сформированной пользователем:
• вычисление вторичных переменных вариационных рядов и рядов динамики;
• вычисление уравнения регрессии и стандартных показателей корреляции;
• отбор значений из таблицы по критерию;
• прогноз значений показателя на ближайшие пять лет на основе настраиваемой регрессионной модели.
Все вычисляемые вторичные переменные снабжены справкой(определение,алгоритм (формула) вычисления, области,
№ 3 (27) 2010
Рис. 3. Отображение общего коэффициента рождаемости на картограмме и сравнение уровня рождаемости в некоторых северных регионах
Рис. 4. Запрос в УИС РОССИЯ по коэффициенту вариации. Пример публикации
52
№ 3 (27) 2010
особенности и примеры применения) и ссылками на публикации по теме в коллекциях УИС РОССИЯ. Реализован обучающий Практикум.
Наряду с реализованным инструментарием деловой графики, модулем анализа данных в режиме on-line, в системе присутствует гео-информационный компонент, поддерживающий визуализацию региональных данных на картах-схемах.
Содержание и технологические решения УИС РОССИЯ позволяют проводить тематический поиск по всем 3 млн. документам из 100 коллекций. Эта функция особенно важна для обучения — студенты могут анализировать показатели в базах и получать публикации по результатам аналогичных исследований, сравнивать разные методы и подходы.
Заключение
Таким образом, УИС РОССИЯ предоставляет не только возможности поиска данных, но и инструменты для анализа показателей. Сервис системы ориентирован на поддержку образовательного процесса с целью формирования нового поколения специалистов, умеющих в процессе принятия решений эффективно соединять информационные ресурсы с современным инструментарием.
Предполагается, что базы данных УИС РОССИЯ станут основой для разработки базового курса по прикладной статистике, обязательного для тех факультетов университетов и вузов РФ, где готовят специалистов в области управления. Такой курс может использоваться и в программах по повышению квалификации государственных служащих, в программах по получению второго образования, а также для дистанционного самообучения. Основы курса и статистического практикума могут быть адаптированы и для низших ступеней образовательной вертикали — колледжей, профессиональных училищ, школ.
Формирование и поддержание ресурсов — долговременный и трудоемкий про-
s
цесс, коллектив УИС РОССИЯ предлагает | сотрудничество всем университетам и вузам страны с целью скоординировать уси- ^ лия по созданию полноценной инфраструк- сэ туры для современного статистического образования и социальных, экономических, § демографических и междисциплинарных с| исследований. ö
Работы по проекту в 2010-2011 годах * частично финансируются грантами Рос- | сийского гуманитарного научного фонда | № 10-02-12-116/в и 08-02-00-267а, в 2007- § 2009 годах поддерживались грантом РГНФ со № 07-02-12-111/в, ранее также финансиро- < вались грантами Российского фонда фунда- | ментальных исследований и американских § Фонда Макартуров, Фонда Форда, Фонда ^ Евразия.
Список литературы
1. Бессонов В. А. Взгляд на российскую статистику со стороны пользователя. / Вопросы статистики. № 5, 2009, стр. 50 -61.
2. Богомолова А. В., Дышкант Н. Ф, Юдина Т. Н. Университетская информационная система РОССИЯ: ресурсы и сервисы для поддержки общественного участия и задач государственного управления. / «Труды XI Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество». Октябрь 2008 года. Санкт-Петербург, стр. 196 -199.
3. Chance, Beth L.; Rossman, Allan J. Investigating Statistical Concepts, Applications, and Methods. Duxbury Press, 2005.
4. Final report. Joint working group on the advancement of research using social statistics / Social Sciences and Humanities Research Council of Canada and Statistics Canada, 1998-2002.
5. George W. Cobb Reconsidering Statistics Education: A National Science Foundation Conference / Journal of Statistics Education, v. 1, n. 1, 1993.
6. Reija Helenius. Co-operation with Educational Institutions as a Strategic Challenge for Statistical Offices / International Statistical Institute, 55th Session, 2005.
7. Ronald D. Snee. What's Missing in Statistical Education? / American Statistician, May 1993, Vol. 47, Pp. 149-54.