УДК 681.326.
Н.М. Ошовская
ОШОВСКАЯ Наталья Михайловна - доцент кафедры изобразительных искусств Школы искусства, культуры и спорта (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: konfetka1989@inbox.ru © Ошовская Н.М., 2012
Колористика исторически сложившейся среды города Владивостока
Рассматривается историческое развитие колористики Владивостока, ее основные периоды. Показана связь трансформации городской застройки и цветовых характеристик городской среды. Ключевые слова: застройка, цветовая среда, цветовое поле, историческая полихромия, колористика, типы полихромии, традиционная полихромия, новая колористика.
Colours historical environment Vladivostok. Natalia M. Oshovskaya (Far Eastern Federal University, Vladivostok).
The main periods and consist of progress of colour envoiroment of the city involve. Historical statement of polychromic characteristics of city envoiroment. The development of space volume and colour characteristics of the city panoramic views.
Key words: buildings, the color medium, color field, historical polychrome, color, types poihromii, traditional polychrome, new coloring.
Изменения колористики города неотъемлемо от его развития. Меняясь по мере общей трансформации городской застройки, колористика обладает определенной самостоятельностью, подвижностью формообразующего действия внутри объектов городской среды, что существенно видоизменяет ее образ [1, 3].
Существующая ныне цветовая среда исторических районов, как правило, представляет собой случайно возникший конгломерат исторических и современных пластов, в котором художественная ценность каждого в значительной мере утрачивается, не отражены изменения в объемно-пространственной композиции участков, в их функциональной роли и весомости в структуре города, в связанных с ними видах жизнедеятельности человека [2], (рис. 1-3).
Подходом к решению существующей ситуации, а также профессиональному упорядочению полихромии исторических районов города может стать осмысление ее как художественной целостности, органично сочетающей в себе напластование различных периодов благодаря локальным закономерностям своего развития.
Цель настоящего исследования - выявление локальных закономерностей развития цветового поля города, создание на их основе цветовой системы, гибкой и открытой к дальнейшей трансформации.
В качестве опыта формирования колористики исторических районов города можно рассмотреть проектирование района центральной площади и фрагментов застройки улицы Светланской (рис. 4-7).
Для исследования полихромии города конца XIX - начала XX в. были выбраны наиболее значимые здания, сооружения, зафиксированы и внесены в таблицы даты постройки и возведения объектов. Кроме того, автором данного сообщения проведены работы по зондированию слоев покраски (двух-трехлетней давности и более), зафиксированы, внесены в таблицы в виде колерных выкрасок их цветовые характеристики и цвета естественных материалов, применяемых в строительстве (см. таблицу).
В эволюции архитектурной полихромии города прослеживается несколько этапов.
Первый этап - пассивная полихромия. Цвет в архитектуре выступает как свойство материала, непреднамеренный результат строительства. Исследования показали, что начальный период развития города составляет полихромия деревянной застройки - теплые, охристые, цветовые тона и ахроматическая гамма естественных оттенков дерева, а также темных насыщенных теплых цветовых тонов, возникших под воздействием солнца, туманов, дождей, снега, ветра (рис. 8). Окраска сооружений практически не применялась.
Второй этап - полихромия высокой активности. 1860-1879 гг. отмечены появлением в строительстве кирпича, что связано со становлением кирпичной отрасли в Приморской области, в частности с перенесением главного порта Тихого океана из Николаевска-на-Амуре во Владивосток (1871 г.), расширением военного строительства, появлением одного из первых кирпичных заводов во Владивостоке.
Рис. 1-3. Цветовой бассейн центральной площади и прилегающих к ней территорий города Владивостока. В настоящем представляет собой весьма хаотичный многослойный конгломерат цветовых полей природной, исторической и современной полихромии
Цветовая активность кирпичной полихромии, характер распространения ее в пространстве города (плотность, разрежённость - точечный разброс объектов в пределах 1871-1873-1877 гг. носит локальный пульсирующий характер. Видимо, по внешнему производственному виду кирпичная архитектура изначально представляла полихромию высокой цветовой активности (яркости), насыщенности. Преобладающим становится теплое, мажорное, мерцательное цветовое поле красно-оранжевой части спектра с включением нюансных красновато-оранжевато-коричневатых градаций (рис. 9).
Рис. 6, 7. Вид на историческую застройку с площади Борцам за власть советов, с улицы Ленинской. 1989 г.
Рис. 8. Начальный период становления города представляет полихромия дервянной застройки
В сочетании с морской акваторией, природным ландшафтом в весенне-летние сезоны динамика цветового бассейна города образует активные диаметральные тепло-холодные контрасты, а осенью словно вступает в диалог с природой, образуя органичное единение с природным фоном. Зимой - это тепло-холодные контрасты хроматического и ахроматического фона, создающие положительные (тепло, уют) эффекты психоэмоционального климата (рис. 10).
Архитектурная полихромия становится активным средством формирования городской среды. В дальнейшем, под влиянием времени, полихромия кирпичной застройки темнеет. Частично теряет свою изначальную яркость, появляются тяжелые насыщенные цветовые тона красно-оранжевой части спектра с переходом в ахроматику (черновато-красновато-коричневатые) (рис. 11, 12).
1880-1903 гг. В качестве отделочных материалов использовались известковые красители. В последующем, в 1890-1903 гг., цветовое поле города постепенно теряет выраженную активность, характерным становится светлое сдержанное цветовое звучание, которое с 1906-1917 гг. становится преобладающим.
1906-1917 гг. Использование в отделке зданий штукатурки с добавкой из сухих пигментов (смешивали охру и сурик, получали «разноцвет») обусловливало преимущественно светлый тип полихромии, оттенков различной степени светлоты, яркости, насыщенности: охристо-розоватых, розоватых, абрикосовых. Широкое применение получила облицовка глазурованным кирпичом и плиткой. Приведем характеристику архитектора Н.С. Рябова (записано автором в 1989 г.): «Красители добавлялись в количестве 5%, не более, иначе известь теряла свои свойства. В очень редких случаях применялась синька. Но она давала неравномерную окраску и была очень дорогая. Чаще всего наличники окон, карнизы, лепные детали оставляли белыми. Стены окрашивали в цвет.
Цоколь был выполнен либо из природного камня, серого или серо-зеленого диорита, гранита, или окрашивался по штукатурке серой краской - известь в смеси с оксидом марганца. Крыши окрашивали суриком, который предохранял от ржавления кровлю и был дешевым материалом. Суриком же (из-за дороговизны белил) окрашивали и переплеты окон. После войны переплеты стали делать белыми».
Цветовая ткань застройки этого периода хорошо сочеталась, взаимодействовала с природным ландшафтом - море, сопки, воздушный бассейн, особенно в летние солнечные дни, создавая светоносное, мажорное звучание. В целом сложившаяся в этот период архитектурная полихромия не способствовала активному выявлению объемно-пространственных характеристик сооружений.
1920-1930 гг. Появляются оттенки серого - «Дом офицеров» и оттенки естественных цветов отделочных материалов - «Зеленые кирпичики».
1940-1960 гг. Появляются жесткие контрастные сочетания серых оттенков (та же «Серая лошадь», см. рис. 13).
Конструктивизм как носитель революционной идеологии привнес жесткие гаммы ахроматических серых тонов, олицетворяющих цвет бетона и металла. А в полихромии города 1940-1960-е годы отмечены активно
Рис. 9-12. Развитие полихромии кирпичной застройки
выраженной гаммой ахроматических серых цветовых тонов, а также насыщенными желтыми в сочетании с оттенками белого; возвращением к цветовым гармониям позднего классицизма, а также цветовыми сочетаниями, появившимися под влиянием временных представлений и технологических возможностей.
Разнообразие архитектурных стилей в виде колористики локального характера адаптировалось в цветовой среде города стихийно, не представляя изначально колористического единства и нарушая органическую целостность градостроительного замысла.
Однако разросшаяся цветовая ткань города периодически обновлялась, как обновляется дом, когда в нем наводят чистоту. До революции город белили к знаменательным датам, весной, например, к Пасхе, в советский период - к майским праздникам, Седьмому ноября. Город становился розовым, невзирая на колористические особенности архитектурных стилей и приобретая цветовое единообразие.
Рис. 13. «Серая лошадь», 1939 г. Изначально дом служащих
Таким образом, цветовое поле города, архитектура в качестве естественного цветоносителя (цветоформ) в разные периоды своего развития в зависимости от экономических, социально-культурных, эстетических идеалов, общественных ориентаций общества синтезирует локальные закономерности, присущие определенным периодам развития Владивостока.
Выделенные особенности развития исторической полихромии города позволили выявить наиболее характерный для него тип цветового поля (рис. 14).
Традиционным можно считать контрастное по светлоте и насыщенности цветовое поле, тяготеющее к красновато-оранжевым тонам: красновато-оранжевым, красно-коричневым, красновато-желтым, а также насыщенным желтым и желтовато-зеленым. Сочетание активных оттенков красного и красновато-оранжевого составляет малый контраст по цветовому тону и создает активное цветовое звучание.
Присутствие в цветовом поле хроматических цветов с ахроматическими при разных светлотных контрастах усиливает активность поля и его психологическое воздействие. Белый цвет выступает как разрядка и цветовая доминанта колорита. В целом слагается мажорное, активное, напряженное цветовое поле.
Типы полихромии (которые можно выделить в сложившемся цветовом поле), наиболее выраженные, основанные на нюансе или контрасте по светлоте и насыщенности цвета и различающиеся по колористической активности: полихромия низкой, средней, повышенной и высокой активности. Структура колористики может по-разному сочетаться со всеми четырьмя типами полихромии, что предполагает возможность вариантности решений, выявления архитектурных доминант и рядовой застройки, центральных магистралей, основных площадей, отдельных зданий.
В результате зондирования слоев окраски сооружений и фиксирования цветов традиционной колористики исторической застройки города определено цветовое поле, основанное на контрастах активных насыщенных тонов красно-оранжевой части спектра и ахроматических белых, градациях серых (конец Х1Х - начало ХХ в.), а также нюансных сочетаниях серовато-зеленоватых, желтоватых цветов.
■ ■
■ ■
■
Рис. 14. Тип цветового поля Владивостока
Полихромия исторической застройки Владивостока (конец XIX - начало XX в.)
Типы полихромии, предлагаемые для современной колористики исторической застройки города, выявленные в исторически сложившемся цветовом поле города и дополненные:
А - полихромия низкой активности (разбеленные хроматические и светло-серые тона) предлагается для застройки, непосредственно окружающей архитектурные доминанты, и застройки преимущественно северных ориентаций;
Б - полихромия средней активности (средненасыщенные и среднесветлые тона в сочетании с хроматическими и светло-серыми) - для основной массы застройки преимущественно восточных, западных ориентаций;
В - полихромия повышенной активности (среднесветлые тона повышенной насыщенности красно-желтой части спектра в сочетании с разбеленными хроматическими теплыми, холодными и светло-серыми) для цветового акцентирования и основной массы застройки южных ориентаций;
Г - полихромия высокой активности (затемненные насыщенные тона в сочетании с разбеленными хроматическими среднесветлыми, белыми и светло-серыми) для сооружений, доминирующих в застройке, отдельных ее фрагментов, преимущественно южной ориентации, для выявления тектоники зданий.
Историческая полихромия может быть использована для колористической организации новой жилой застройки, предполагаемой для строительства в исторической зоне и зонах градостроительных ограничений. Оригинальные цвета, принадлежавшие историческому району и отдельным зданиям в прошлом, могут быть использованы в качестве основополагающих цветностей современной полихромии.
При проектировании новой застройки необходимо учитывать масштаб ее цветового поля, соподчинение, самостоятельность и колористическое созвучие по отношению к исторически сложившейся полихромии города.
Также необходимо учитывать особенности восприятия среды в условиях сложного рельефа, где открывается множество уровней восприятия городского ландшафта и панорама, как визуальный образ, доминирует. В панораме историческая и современная застройки визуально совмещены. В этом случае при проектировании колористики возможен принцип пространственного цветового зонирования, т.е. размещение цветовых масс в пространстве по их горизонтальным, вертикальным координатам и внутрилокальным цветовым полюсам, а также географической ориентации (север-юг, восток-запад).
Вариантом решения можно принять распределение полихромии «высокой» и «повышенной» активности в нижних зонах (согласно естественно-природным закономерностям восприятия) с постепенным введением полихромии средней и низкой активности для средней и верхней зон архитектурно-природной панорамы, включение цветовых акцентов и доминант, а также в вариациях, в зависимости от проектного замысла.
Проектируя колористику исторических районов города, необходимо соотнести историческую полихромию с природно-климатическими особенностями приморских городов Дальневосточного региона. Туманы в летнее время, малоснежные зимы или обильные кратковременные снегопады, наличие морской акватории, активная природная свето-цветовая среда, высокая солнечная активность по-разному влияют на цветовые характеристики исторических цветностей, исключая использование отдельных цветотональностей и их сочетаний в качестве неблагоприятных в визуальном, психофизиологическом и эмоциональном восприятии.
Отечественная и зарубежная практика показывают, что новая колористика исторических районов города предполагает изучение полихромии природного окружения, отношение современных жителей к цвету и, как значительную составляющую, исследование сложившегося временного цветового потенциала. Весь документально подтвержденный материал исследования можно использовать как проектное средство, позволяющее проектировать гармоничную городскую среду, привести ее в соответствие с текущей жизнью города, новыми культурно-ценностными и эстетическими критериями времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Елизаров В.Ж. Вертикальное цветовое зонирование пространства в региональных условиях (на примере Прибайкалья) // Строительство и архитектура. 1982. № 12. С. 63-65.
2. Ефимов А.В. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. 215 с.
3. Ефимов А.В. Колористика старых районов города // Техническая эстетика. 1981. № 4. С. 18-23.
га