Научная статья на тему 'Исследования пологендерной индивидуальности младших школьников с разным уровнем развития воображения'

Исследования пологендерной индивидуальности младших школьников с разным уровнем развития воображения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мищенко Любовь Владимировна

Исследовалась специфика пологендерных структур индивидуальности младших школьников с высоким и низким уровнем развития воображения. Выявлено, что структуры интегральной индивидуальности мальчиков с высоким уровнем развития воображения более гармоничны, чем у девочек с таким же уровнем развития воображения, в то время как интегральная индивидуальность мальчиков с низким уровнем развития воображения менее гибкая и пластичная, чем у девочек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мищенко Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования пологендерной индивидуальности младших школьников с разным уровнем развития воображения»

ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛОГЕНДЕРНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Л. В. Мищенко

Исследовалась специфика пологендерных структур индивидуальности младших школьников с высоким и низким уровнем развития воображения. Выявлено, что структуры интегральной индивидуальности мальчиков с высоким уровнем развития воображения более гармоничны, чем у девочек с таким же уровнем развития воображения, в то время как интегральная индивидуальность мальчиков с низким уровнем развития воображения менее гибкая и пластичная, чем у девочек

В современной психологии гендерное направление и «психология пола» различаются теоретико-методологическими основаниями. Понятие «пол» используется для обозначения анатомо-физиологических особенностей мужчин и женщин. Термин «гендер» указывает, прежде всего, на социальные ожидания относительно межполовых различий в психических особенностях и моделях поведения [3].

История половых и гендерных исследований показывает, что для них характерен в основном поэлементный анализ индивидуальных свойств, т. е. сегодня в педагогической психологии широко распространен путь, сводящий целостную характеристику индивидуальности ребенка того или иного возраста к отдельным составляющим [1—2; 4 — 7]. В итоге психологическая характеристика индивидуальности детей на той или иной ступени онтогенеза представляет собой собирательный образ, неуправляемый со стороны педагога. Для решения этих вопросов необходимы продуктивные в теоретическом плане и эффективные в практическом отношении концепции обучения и воспитания ребенка как интегральной индивидуальности с учетом пологендерных особенностей.

Но традиционная отечественная педагогическая психология в настоящее время недостаточно ориентирована на современные общепсихологические представления о целостной индивидуальности человека, основанные на различных вариантах системного подхода [2]. В то время как постановка и решение практически любой психолого-педа-гогической проблемы не могут быть достаточно эффективно осуществлены вне опоры на общепсихологическое знание, включающее сегодня проблематику системного подхода к

исследованию индивидуальности человека. Этот вывод закономерно вытекает из современных теорий и концепций педагогической психологии (В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, Н. В. Кузьмина,

A. А. Леонтьев, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова,

B. В. Рубцов, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Д. И. Фельдштейн к др.).

Необходимость междисциплинарного и интегративного подхода в педагогической психологии подчеркивается и обосновывается во многих работах и современных теоретико-методологических конструкциях (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. В. Белоус, В. В. Давыдов, Ю. М. Забродин, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, Е. А. Климов,

A. К. Маркова, Б. А. Никитюк, А. В. Петровский, В. А. Петровский, В. В. Рубцов,

B. М. Русалов, В. А. Сластенин, В. Д. Шад-

г____, Д. И. Фельдштейн и др.). К их числу

относится и принятая нами за исходную теоретическую основу теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина [4], базирующаяся на методологии одного из вариантов системного подхода (Л. Берталанфи, П. К. Анохин и др.) и продуктивно развивающаяся в последние годы в Пятигорской психологической научной школе.

Руководствуясь основным методологическим принципом — принципом системности, а в экспериментально-методическом плане — общей теорией живых саморегули-руемых и самоактуализирующихся систем, В. С. Мерлин показал, что интегральная индивидуальность человека — частный случай саморазвивающейся и саморегулируемой живой системы [4]. Она состоит из относительно замкнутых подсистем (иерархических уровней) человеческих свойств, выделяемых в зависимости от уровней развития мате-

Серия «Психологические науки»

© Л. В. Мищенко, 2011

79

рии — биохимического, общесоматического, нейродинамического, психодинамического,

личностного, метаиндивидуального и уровня социально-исторических индивидуальных свойств. Между иерархическими уровнями интегральной индивидуальности существуют много-многозначные (полиморфные) связи, вскрывающие непричинный — теле-ономный — тип детерминации (в отличие от однозначных связей на одном и том же уровне, вскрывающих каузальный тип детерминации). В онтогенезе полиморфные связи возникают равновероятно благодаря опосредующей функции цикла промежуточных переменных.

Следовательно, в рамках теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина индивидуальность мальчиков и девочек младших школьников рассматривается не как отдельный набор свойств (будь то анато-мо-физиологические или социально-психологические свойства), а как характер связи между ними [4]. Интегративный подход к изучению индивидуальности в данном случае позволяет объединить научные знания, накопленные психологией пола и гендерной психологией, и исследовать целостный пологендерный портрет индивидуальности младшего школьника на основе изучения взаимосвязей биологически и социально детерминированных свойств интегральной индивидуальности.

Учитывая, что индивидуальность младших школьников, мальчиков и девочек, формируется не из совокупности их свойств, а в соответствии с закономерными типами связей между ними, мы провели в рамках Пятигорской научной школы исследование в 2009-2010 гг. на базе МОУ СОШ № 12 г. Сочи [6]. Испытуемыми были младшие школьники в количестве 87 детей, из них 43 девочки и 44 мальчика. С помощью специальной методики было исследовано развитие воображения у младших школьников и на этом основании была выделена группа с хорошо развитым воображением и группа с низким уровнем развития воображения. Затем были диагностированы свойства психодинамического уровня, вторичных свойств индивида, личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности младших школьников с высоким и низким уровнем развития воображения.

Диагностика психодинамического уровня проводилась с помощью методик «Широта классификаций» (вариант Р. Б. Кет-телла), «Неструктурированные рисунки» Р. Б. Кеттелла и «Песочные часы»

В. С. Мерлина, «Тест руки» Т. Н. Курба-

товой. Вторичные свойства индивида изучались с помощью методики «Магазин» 3. М. Истоминой, методики «Изучение запоминания в различных видах деятельности» А. А. Смирнова. Свойства личностного уровня исследовались с помощью методики Дембо — Рубинштейн в модификации

В. Г. Щур «Лесенка» и методики Г. А. Урун-таева «Изучение проявления самооценки в разных видах деятельности». Свойства социально-психологического уровня диагностировались с помощью методики Рене Жиля, изучались свойства, характеризующие отношение ребенка к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр., а также свойства, проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Полученные результаты обрабатывались с применением следующего математического аппарата: ^-критерий Стьюдента, дискриминантный, корреляционный и факторный анализы. Изучались пологендерные интегральные психологические портреты младших школьников с высоким и низким уровнем развития воображения.

Рассмотрим специфику пологендерной структуры интегральной индивидуальности младших школьников с высоким уровнем развития воображения. В этой группе мы провели поэлементный и интегральный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности младших школьников.

При поэлементном сравнении, которое дает ^-критерий Стьюдента, мы обнаруживаем незначительное количество статистически значимых различий у мальчиков и девочек, всего лишь 18 %. Интегральный анализ дает нам несколько другие результаты. Комплексные показатели вторичных свойств индивида, социально-психологического и личностного уровней интегральной индивидуальности различаются на статистически значимом уровне у мальчиков и девочек этой группы. В то время как интегральный показатель психодинамического уровня не продемонстрировал статистически значимой разницы у мальчиков и девочек. Статистическое сравнение пологендерных структур по комплексному показателю высших и низших уровней интегральной индивидуальности младших школьников этой группы не продемонстрировало статистически значимую разницу. Анализ статистического сравнения пологендерных структур

интегральной индивидуальности младших школьников по комплексному показателю всех уровней в целом продемонстрировал статистически значимые различия. У девочек на статистически значимом уровне интегральный показатель выше, чем у мальчиков. Сравнительный внутриуровневый анализ корреляций в структурах индивидуальности мальчиков и девочек с высоким уровнем развития воображения продемонстрировал, что общая внутриуровневая корреляционная плотность у девочек выше, чем у мальчиков.

Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с высоким уровнем развития воображения демонстрирует, что у мальчиков межуровневые взаимосвязи более согласованы и гармонизованы в структуре интегральной индивидуальности, чем в структуре интегральной индивидуальности девочек. Плотность корреляций между близ-

а уровнями интегральной индивидуальности в отдельности более широко Представлена у мальчиков 10 значимых связей в сравнении с девочками, у которых 8 значимых корреляций. Межуровневая структура интегральной индивидуальности мальчиков более уплотнена и упорядочена, чем межуровневая структура интегральной индивидуальности мальчиков. У мальчиков структура интегральной индивидуальности в большей степени представлена много-много-зНачными связями, у мальчиков их насчитывается 10, а у девочек — 9. В целом по плотности межуровневых связей, характеризующих степень пластичности интегральной индивидуальности, мальчики опережают девочек. Следовательно, межуровневый анализ интегральной индивидуальности мальчиков и девочек позволяет утверждать, что у мальчиков межуровневая структура интегральной индивидуальности более уплотнена и упорядочена, чем у девочек.

Факторный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности с высоким уровнем развития воображения также выявил сходство и различия у мальчиков и девочек. У мальчиков и девочек выявлены по три фактора: по одному целостному и по два частичных. По характеру межфак-торных связей, которые или ограничивают возможности человека (ортогональные), или увеличивают гибкость и пластичность его приспособления к жизненным реалиям и изменяющимся условиям объективной ситуации (облические), мы обнаруживаем и определенное сходство, и некоторые различия у мальчиков и девочек. И у тех и у других доминируют облические зависимости: у де-

вочек — 9, у мальчиков — 10; ортогональных зависимостей у мальчиков выявлено 8, у девочек — 7.

Рассмотрим особенности пологендерных структур интегральной индивидуальности младших школьников с низким уровнем развития воображения.

В группе с низким уровнем развития воображения при статистическом сравнении структур индивидуальности мальчиков и девочек по отдельным показателям различия были незначительные (поэлементный анализ — ^-критерий Стьюдента). Было обнаружено всего 7 %.

Дискриминантный анализ выявил различия по комплексному показателю психодинамического уровня: у девочек он статистически значимо ниже, чем у мальчиков. По другим показателям и по общему комплексному показателю-дискриминатору различий на статистически значимом уровне между мальчиками и девочками с низким уровнем развития воображения обнаружено не было.

Внутриуровневый корреляционный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с низким уровнем развития воображения демонстрирует, что у мальчиков внутриуровневая плотность 20 %, а у девочек — 25 %. Сравнительный межуровневый анализ корреляций позволил утверждать, что межуровневая структура интегральной индивидуальности девочек более уплотнена и упорядочена, чем у мальчиков. У девочек общая межуровневая плотность составляет 13 %, а у мальчиков — 9 %. У девочек межуровневая структура в большей степени представлена гибкими много-многозначными зависимостями: у девочек их насчитывается 10, у мальчиков — 8.

Факторный анализ пологендерных структур интегральной индивидуальности младших школьников с низким уровнем развития воображения также выявил определенные различия у мальчиков и девочек. У мальчиков и девочек выявлены по три фактора: по одному целостному и по два частичных. По характеру межфакторных связей — у девочек больше облических связей (7), которые обладают большей гибкостью и пластичностью, чем у мальчиков (5), а ортогональных связей, которые ограничивают возможности человека, у девочек меньше (11), чем у мальчиков (13).

Итак, пологендерные структуры интегральной индивидуальности мальчиков и девочек младших школьников с высоким и низким уровнем развития воображения отли-

Серия <Психологические науки»

81

чаются тем, что структура девочек и мальчиков младших школьников с высоким уровнем развития воображения облическая, т. е. более гибкая и пластичная, чем у младших школьников с низким уровнем развития воображения — она у них ортогональная. По критерию наполняемости факторов у младших школьников с высоким уровнем развития воображения структура интегральной индивидуальности мальчиков и девочек более гармоничная. Различия по пологендерному признаку выражаются в том, что структура интегральной индивидуальности мальчиков с высоким уровнем воображения обладает большей гибкостью и пластичностью по сравнению с девочками, а структура интегральной индивидуальности мальчиков с низким уровнем воображения наоборот обладает меньшей гибкостью и пластичностью по сравнению с девочками.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Уникальность пологендерных структур интегральной индивидуальности младших школьников зависит от уровня воображения.

2. Структуры интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с высоким уровнем развития воображения имеют общее и различное: структуры одинаково гармоничны, но у мальчиков она более гибкая и

пластичная, чем у девочек (у мальчиков больше облических связей); наибольшую приспособительную значимость у мальчиков имеют вторичные свойства индивида, у девочек — личностный уровень. Внутриуровневая корреляционная плотность у девочек с высоким уровнем воображения выше, чем у мальчиков. Межуровневая структура интегральной индивидуальности мальчиков более уплотнена и упорядочена, чем у девочек.

3. Структуры интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с низким уровнем развития воображения в одинаковой степени менее гармоничны, чем структуры младших школьников с высоким уровнем развития воображения. У девочек структура менее гибкая и пластичная, чем у мальчиков (меньше облических связей и больше ортогональных); наибольшую приспособительную значимость у мальчиков имеют вторичные свойства индивида, у девочек — социальнопсихологический уровень. Внутриуровневая корреляционная плотность у девочек с низким уровнем воображения выше, чем у мальчиков. Межуровневая структура интегральной индивидуальности девочек более уплотнена и упорядочена, чем у мальчиков. Ведущую роль в организации структур интегральной индивидуальности мальчиков с высоким и низким уровнем воображения играют низшие уровни, у девочек — высшие.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белоус В. В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности / В. В. Белоус. —

Москва ; Пятигорск : РАО — ПГЛУ, 2005. — 236 с.

2. Боязитова И. В. Проблемы интегративной психологии развития / И. В. Боязитова. —

Москва ; Пятигорск : ПГЛУ, 2004. — 357 с.

3. Клецина И. С. Психология гендерных отношений : теория и практика / И. С. Клецина. —

СПб. : Алетейя, 2004. — 408 с.

4. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. —

М. : Педагогика, 1986. — 255 с.

5. Мищенко Л. В. Развитие пологендерных структур интегральной индивидуальности младших школьников в условиях реализации современных образовательных программ / Л. В. Мищенко, М. Л. Шаповалова // Инновация в образовании. — 2009. — № 9. — С. 71—79.

6. Мищенко Л. В. Пологендерные исследования интегральной индивидуальности младших школьников с низким уровнем развития воображения / Л. В. Мищенко, М. П. Белополова // Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию ПГПИИЯ-ЦГЛУ и кафедры психологии и педагогики. — Пятигорск, 2009. — С. 349 — 366.

7. Щебетенко А. И. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности / А. И. Щебе-тенко. — М. : Смысл, 2007. — 240 с.

Поступила 15.02.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.