28
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
УДК 159.9
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С ПОЗИЦИЙ ПОЛА И ГЕНДЕРА
THE INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THE STUDY OF PERSONALITY MUSICALLY GIFTED TEENAGERS FROM THE POSITIONS OF SEX AND GENDER
© 2014 Мищенко Л. В.
Пятигорский государственный лингвистический университет
© 2014 Mishchenko L. V.
Pyatigorsk State Linguistic University
Резюме. В статье предложены новые теоретические и практические подходы к рассмотрению интегративного развития человека с позиций пола и гендера. Определено понятие «пологендерное развитие интегральной индивидуальности». Изложены и концептуально интерпретированы методологические и теоретические основания для создания нового междисциплинарного научного направления в системе психологического знания - интегративной психологии пологендерного развития индивидуальности человека. Определены предмет, основные направления и задачи исследования интегративной психологии пологендерного развития индивидуальности человека. Установлено, что пологендерные структуры интегральной индивидуальности мальчиков и девочек подростков вариативны и их уникальность зависит от условий и характера взаимодействия внутренних и внешних условий, от диалектического единства объективного и субъективного, от интегрального соотношения основных тенденций развития индивидуальности.
Abstract. In the article new theoretical and practical approaches to consideration of integrated sex and gender developments of the person are offered. The concept “sex and gender development of integrated individuality” is certain. The methodological and theoretical bases for creation of a new interdisciplinary scientific direction in system of psychological knowledge are stated and conceptually interpreted, the integrative psychology of sex and gender developments of individuality of the person. The subject, the basic directions and research problems integrative psychology sex and gender developments of individuality of the person are certain. Specificities of gender structures of individuality of younger schoolchildren in various conditions of activity and depending on various properties of the subject of activity were investigated. It is revealed, that uniqueness of gender structures of integral individuality of teenagers depends on dialectic unity objective and subjective, from an integral parity of the basic tendencies of development of individuality.
Rezjume. V stat’e predlozheny novye teoreticheskie i prakticheskie podhody k rassmotreniju in-tegrativnogo razvitija cheloveka s pozicij pola i gendera. Opredeleno ponjatie «pologendernoe razvitie integral'noj individu-al'nosti». Izlozheny i konceptual'no interpretirovany metodologiche-skie i teoreticheskie osnovanija dlja sozdani-ja novogo mezhdisciplinarnogo nauchnogo napravlenija v sisteme psihologicheskogo znanija - integrativnoj psihologii pologendernogo razvitija individual'nosti cheloveka. Opredeleny predmet, osnovnye napravlenija i zadachi issledovanija integrativnoj psihologii pologendernogo razvitija individual’nosti cheloveka. Ustanovleno, chto pologendernye struktury integral’noj individual’nosti mal’chikov i devochekpodrostkov variativny i ih unik-al’nost’ zavisit ot uslovij i haraktera vzaimodejstvija vnutrennih i vneshnih uslovij, ot dialekticheskogo edinstva ob#ektivnogo i sub#ektivnogo, ot integral’nogo sootnoshenija osnovnyh tendencij razvitija individual’nosti.
Ключевые слова: интегративная психология развития, теория интегральной индивидуальности, психология половых различий, гендерная психология, пологендерное развитие индивидуальности человека.
Keywords: integrative psychology of development, the theory of integrated individuality, psychology of sexual distinctions, gender psychology, sex and gender development of individuality of the person.
Kljuchevye slova: integrativnaja psihologija razvitija, teorija integral’noj individual’nosti, psihologija po-lovyh razlichij, gendernajapsihologija, pologendernoe razvitie individual’nosti cheloveka.
Междисциплинарность в интегративном подходе предполагает взаимосогласованное исполь-
зование образов, представлений, методов и моделей дисциплин как естественнонаучного, так и
Психолого-педагогические науки •••
социогуманитарного профиля. В поиске системы координат для соизмерения разнородных психологических феноменов мы на основе осуществленных методологических, теоретических и экспериментальных исследований обозначили новое междисциплинарное научное направление в системе психологического знания - интегративную психологию пологендерного развития индивидуальности человека [3]. Она базируется на некоторых идеях теории интегральной индивидуальности, интегративной психологии развития, гендерной психологии и психологии пола.
История половых и гендерноориентированных исследований показывает, что для них характерен в основном поэлементный подход к исследованию индивидуальности мужчин и женщин, т. е. сегодня в психологии широко распространен путь, сводящий целостную характеристику мужчин и женщин к отдельным ее составляющим.
Теоретико-методологическим основанием психологии пола является биодетерминисткая парадигма, а гендерные исследования базируются на социально-конструктивистской парадигме. Однако если рассматривать биологические особенности как первичные и пытаться понять, как они влияют на формирование целостной индивидуальности мужчин и женщин или пытаться изучать специфику формирование личностных и социально-психологических особенностей мужчин и женщин без учета их много-многозначной взаимосвязи со свойствами организма и индивида, невозможно исследовать и понять целостную индивидуальность ни мужчины, ни женщины. В подобных попытках усматривается редукция, т. е. сведение всей психологической реальности к чему-то одному, что является в ней главным. Кроме того здесь усматривается «линейный детерминизм», т. е. стремление представить причины и следствия в виде одномерной цепочки. Но человек - это сложная система с многоуровневым строением и с неоднозначной системой связей, а значит, и детерминация выступает как многоплановая, многоуровневая, многомерная, включающая явления разных (многих) порядков, т. е. системная.
Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека позволяет с системных позиций изучить закономерности и процессы становления и функционирования интегральной индивидуальности человека с позиций пола и гендера. Предметом исследования интегративной психологии пологендерного развития индивидуальности человека выступает пологендерная структура интегральной индивидуальности человека на разных ступенях развития - ее характеристика и варианты, условия, способы и механизмы ее формирования и функционирования, стратегии и направления ее развития.
Основными направлениями и задачами исследования интегративной психологии пологен-
29
дерного развития индивидуальности человека являются: изучение особенностей пологендерных структур интегральной индивидуальности дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов и зрелых людей в различных условиях деятельности; исследование специфики формирования пологендерных структур интегральной индивидуальности человека в преобразующем эксперименте средствами прикладных психолого-
педагогических технологий; выяснение места и роли свойств субъекта в развитии пологендерных структур интегральной индивидуальности [1; 3].
В контексте формулируемой нами теории интегративного пологендерного развития индивидуальности, пологендерная интегральная индивидуальность определяется как саморегулируемая и саморазвивающаяся большая система, определяемая взаимодействием необозримого множества условий. Вслед за В. С. Мерлиным, мы считаем, что саморегуляция и саморазвитие большой системы возможны потому, что она состоит из нескольких относительно замкнутых подсистем, находящихся в иерархическом отношении друг к другу [2]. Интегральная пологендерная характеристика человека обнаруживается в том, что она, в отличие от характеристики каждой из подсистем индивидуальных свойств, всегда содержит индивидуальные свойства разных иерархических подсистем (свойства всех ступеней развития материи), начиная от физических и биохимических и заканчивая социальногрупповыми и общественно-историческими и имеет собственные свойства, характеризующие ее как целостную систему.
Излагая результаты проведенных нами экспериментальных исследований, мы хотим предложить одно из многочисленных исследований, в котором мы изучали специфику пологендерных структур интегральной индивидуальности музыкально одаренных подростков. Мы выделили музыкально одаренных подростков с помощью специальных методик и обнаружили, что при условии равной одаренности среди них есть подростки, которые часто побеждают на музыкальных конкурсах, и те, которые редко являются победителями музыкальных мероприятий. Поэтому мы выделили группу музыкально одаренных подростков лауреатов и дипломантов различных музыкальных конкурсов и назвали эту группу «активно результативные» и группу музыкально одаренных подростков, редко побеждающих в музыкальных конкурсах, и назвали эту группу «потенциально результативные». Нашей целью было пологендерное исследование интегральной индивидуальности и тех и других подростков, чтобы найти причину конкурсных неудач одаренных мальчиков и девочек подростков; при условии, что эта проблема имеет субъективную детерминацию.
30
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
В результате нами было установлено, что в целом пологендерная структура интегральной индивидуальности активно результативных мальчиков музыкантов более гармоничная, гибкая и пластичная, чем индивидуальность потенциально результативных мальчиков музыкантов. Такая же картина складывается и у девочек: пологендерная структура интегральной индивидуальности активно результативных девочек музыкантов более гармоничная, гибкая и пластичная, чем индивидуальность потенциально результативных девочек музыкантов. Что же определяет гибкость и пластичность индивидуальности? Количество много-многозначных связей свойств. А гармоничность определяет наполненность каждого фактора всеми разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Количественная характеристика пологендерной структуры интегральной индивидуальности мальчиков и девочек активно и пассивно результативных музыкантов подсказала нам, что необходимо сделать, чтобы повысить вероятность успеха у пассивно-результативных мальчиков и девочек подростков.
А из результатов факторного анализа мы выводили ведущий симптомокомплекс, качественно определяющий интегральный пологендерный портрет активно результативных и пассивно результативных мальчиков и девочек. У активно результативных в музыкальной концертноконкурсной деятельности мальчиков он включает в себя следующие свойства: экстраверсия, эмоциональная стабильность, тревожность, моторная активность, эстетическое развитие, мотивация достижения успехов, высокая самооценка, высокий уровень притязаний, терпеливость, настойчивость, соперничество, приспособление.
Интегральный пологендерный портрет мальчиков, пассивно результативных в музыкальной концертно-конкурсной деятельности включает в себя следующие свойства: эмоциональная нестабильность, организованность, трудолюбие, личностная тревожность, низкая самооценка, компромисс, избегание.
Ведущий симптомокомплекс, качественно определяющий интегральный пологендерный портрет девочек, активно результативных в музыкальной концертно-конкурсной деятельности, включает в себя следующие свойства: психодинамическая тревожность, организованность, трудолюбие, эстетическое развитие, личностная тревожность, мотивация достижения успехов, высокий уровень притязаний, настойчивость, упорство, соперничество, сотрудничество, избегание конфликтных ситуаций, приспособление.
Интегральный пологендерный портрет девочек, потенциально результативных в музыкальной концертно-конкурсной деятельности, включает в себя следующие свойства: ригидность, любознательность, личностная тревожность, низкий уровень притязаний, соперничество.
Качественная и количественная характеристики интегральных пологендерных портретов наглядно продемонстрировали нам причины неуспешности потенциально результативных подростков в музыкальной концертно-кон-курсной деятельности и поэтому теоретическая модель психологического сопровождения потенциально результативных подростков включила следующие модули: когнитивный, эмоционально-
личностный, регулятивно-поведенчес-кий, коммуникативный, которые тесно связаны между собой и гармонично взаимодействуют.
На основе теоретической модели мы подготовили и реализовали программу психологического сопровождения развития пологендерных структур интегральной индивидуальности потенциально результативных подростков. Программа направлена на осмысление своих возможностей в музыкальной деятельности, на принятие себя, развитие чувства самоценности, на развитие навыков самопознания, на развитие навыков конструктивных взаимоотношений в условиях конкурсной деятельности, на раскрытие своих скрытых ресурсов, на развитие волевых качеств, повышение мотивации к самоизменению и достижению успеха; на формирование адекватной модели поведения в условиях концертноконкурсной деятельности, на развитие высокого уровня регуляции своих действий и умений планировать «личный жизненный сценарий», ставить адекватные, достижимые цели.
В результате в структуре интегральной индивидуальности пассивно результативных подростков - повысилась наполняемость каждого фактора всеми разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, увеличилось число гибких облических зависимостей, что и придало структуре потенциально результативных подростков гибкость, динамичность, более высокий приспособительный эффект, согласованность и гармоничность. Кроме того, если до формирующего эксперимента в интегральном портрете у потенциально результативных мальчиков организующую роль в интегральном портрете играл личностный уровень, то после эксперимента -личностный и социально-психологический уровни интегральной индивидуальности. До формирующего эксперимента в интегральном портрете потенциально результативных девочек музыкантов ведущую организующую роль играл психодинамический уровень интегральной индивидуальности; то после эксперимента организующую роль в структуре интегральной индивидуальности девочек играет социально-психологический уровень.
В итоге мы смогли констатировать, что произошла качественная трансформация интегральной индивидуальности музыкально одаренных, но потенциально результативных подростков, что, по нашему мнению, и позволит им быть более успешными в музыкальной концертноконкурсной деятельности.
Психолого-педагогические науки •••
В нашем исследовании мы стремились раскрыть проблематику пологендерного развития индивидуальности, не в контексте «борьбы» или «взаимодополнения» полов, не с позиций критики технологий исследования психологии пола
31
или гендерной психологии, а изучая достижения и противоречия этих научных направлений и разделяя ценности и принципы исследования интегральной индивидуальности.
Литература
1. Белоус В. В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. 4-е изд. М. : Изд-во РАО; Пятигорск: Изд-во Пятигор. гос. лингвист. ун-та, 2009. 236 с. 2. Мерлин В. С. Очерк теории интегрального исследования индивидуальности. М. : Наука, 1986. 256 с. 3. Мищенко Л. В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека: монография. Т. I. Период поздней юности. М. : Изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2010. 288 с.
References
1. Belous V.V. Introduction to psychology polymorphic identity. 4th ed. M. : RAO Publishing; Pyatigorsk: Publishing house of Pyatigor. State Linguist. University, 2009. 236 p. 2. Merlin V. S. Outline of the theory of integral studies individuality. M.: Nauka, 1986. 256 p. 3. Mishchenko L. V. Integrative psychology gender development of human individuality: the monography. Vol. I. Period of late adolescence. M.: Publishing house of Modern Humanitarian University, 2010. 288 p.
Literatura
1. Belous V. V. Vvedenie v psihologiju polimorfnoj individual'nosti. 4-e izd. M. : Izd-vo RAO; Pjati-gorsk: Izd-vo Pjatigor. gos. lingvist. un-ta, 2009. 236 c. 2. Merlin V. S. Ocherk teorii integral'nogo issledovanija individual'nosti. M. : Nauka, 1986. 256 s. 3. Mishhenko L. V. Integrativnaja psihologija pologendernogo razvitija individual'nosti cheloveka: monografija. T. I. Period pozdnej junosti. M. : Izd-vo Sovremennogo gumanitar-nogo un-ta, 2010. 288 s.
Статья поступила в редакцию 10.09.2014 г.
УДК 159.95
МОТИВАЦИОННЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТАПОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
. MOTIVATIONAL AND VOLITIONAL FEATURES OF THE UNIVERSITY STUDENTS’ METACOGNITION
©2014 Пошехонова Ю. В., Карпов А. В.
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
©2014 Poshekhonova Yu. V., Karpov A. V.,
P. G. Demidov Yaroslavl State University
Резюме. В статье показана роль метапознания в учебном процессе студентов вуза. Описаны эмпирически выявленные различия волевой саморегуляции и мотивационной сферы личности у студентов с высоким и низким уровнем выраженности компонентов метапознания. Показано, что высокая самооценка метакогнитивной активности тесно связана с академической успеваемостью студентов вуза, с показателями волевой саморегуляции, с направленностью мотивации студентов на профессиональные, познавательные, творческие потребности и на самореализацию.
Abstract. The article shows the role of metacognition in the learning process of students of the university. Еmpirically observed differences will self-regulation and the motivational sphere of personality students with high and low levels of expression of the components of metacognition were described. It is shown that high selfesteem of metacognitive activity is closely related to the academic progress of students of high school, with indicators of will self-regulation, with the focus on students’ motivation professional, educational, creative and selfactualization needs.
Rezjume. V stat’e pokazana rol' metapoznanija v uchebnom processe studentov vuza. Opisany jempiricheski vyjavlennye razlichija volevoj samoreguljacii i motivacionnoj sfery lichnosti u studentov s vysokim i nizkim urovnem vyrazhennosti komponentov metapoznanija. Pokazano, chto vysokaja samoocenka metakognitivnoj